Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ КАДРОВ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВА ГРАЖДАН / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарник С.В., Ладыгина О.А., Айжанов С.А.

В статье рассматриваются актуальные проблемы подготовки кадров для правоохранительной сферы Республики Казахстан с учетом происходящих социально-экономических трансформаций на современном этапе развития государства. Проанализирована сложившаяся ситуация с кадровым обеспечением правоохранительных органов, в первую очередь - органов внутренних дел. Описана система подготовки кадров для Министерства внутренних дел Республики Казахстан. В статье раскрывается суть осуществляемых мероприятий в Казахстане по совершенствованию управления человеческими ресурсами и модернизации этой деятельности в правоохранительной сфере государства. Показаны причины имеющихся трудностей с укомплектованием подразделений полиции в настоящее время. В статье также содержится прогноз изменений в кадровом наполнении профессиональными ресурсами, подготавливаемыми учреждениями высшего образования Казахстана для органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF PERSONNEL FOR LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN - CURRENT STATE AND PROSPECTS

The article deals with the actual problems of personnel training for the law enforcement sphere of the Republic of Kazakhstan, taking into account the ongoing socio-economic transformations at the present stage of state development. The current situation with the staffing of law enforcement agencies, primarily internal affairs agencies, is analyzed. The system of personnel training for the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan is described. The article reveals the essence of the ongoing measures in Kazakhstan to improve human resource management and modernize this activity in the law enforcement sphere of the state. The reasons for the existing difficulties with staffing police units at the present time are shown. The article also contains a forecast of changes in the staffing of professional resources prepared by higher education institutions of Kazakhstan for internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН — СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

TRAINING OF PERSONNEL FOR LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN — CURRENT STATE AND PROSPECTS

ОДОБРЕНО 17.11.2022 ОПУБЛИКОВАНО 29.12.2022 УДК 3.08 DOI 10.12737/2305-7807-2022-11 -6-30-33

ГАРНИК С.В.

Д-р экон. наук, профессор, профессор Академии управления МВД России, г. Москва

GARNIK S.V.

Doctor of Economic Sciences, Professor, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow

e-mail: garnik-sergei@mail.ru ЛАДЫГИНА О.А.

Магистр юрид. наук, подполковник полиции, старший преподаватель Карагандинской академии МВД Республики Казахстан имени Б. Бейсенова, г. Караганда

LADYGINA O.A.

Master of Law, Lieutenant Colonel of the Police, Senior Lecturer of the Department of General Legal Disciplines of the Karaganda Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after B. Beissenov

e-mail: o.ladygina@kpa.gov.kz АЙЖАНОВ С.А.

Старший инспектор по особым поручениям Департамента кадровой политики МВД Республики Казахстан

AIZHANOV S.A.

Senior Inspector for Special Assignments of the Department of Personnel Policy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan

e-mail: sairankz@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы подготовки кадров для правоохранительной сферы Республики Казахстан с учетом происходящих социально-экономических трансформаций на современном этапе развития государства. Проанализирована сложившаяся ситуация с кадровым обеспечением правоохранительных органов, в первую очередь — органов внутренних дел. Описана система подготовки кадров для Министерства внутренних дел Республики Казахстан. В статье раскрывается суть осуществляемых мероприятий в Казахстане по совершенствованию управления человеческими ресурсами и модернизации этой деятельности в правоохранительной сфере государства. Показаны причины имеющихся трудностей с укомплектованием подразделений полиции в настоящее время.

В статье также содержится прогноз изменений в кадровом наполнении профессиональными ресурсами, подготавливаемыми учреждениями высшего образования Казахстана для органов внутренних дел.

Ключевые слова: подготовка кадров, общественная безопасность, комплектование кадров, правоохранительные органы, права граждан, модернизация.

Abstract

The article deals with the actual problems of personnel training for the law enforcement sphere of the Republic of Kazakhstan, taking into account the ongoing socio-economic transformations at the present stage of state development. The current situation with the staffing of law enforcement agencies, primarily internal affairs agencies, is analyzed. The system of personnel training for the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan is described. The article reveals the essence of the ongoing measures in Kazakhstan to improve human resource management and modernize this activity in the law enforcement sphere of the state. The reasons for the existing difficulties with staffing police units at the present time are shown.

The article also contains a forecast of changes in the staffing of professional resources prepared by higher education institutions of Kazakhstan for internal affairs bodies.

Keywords: personnel training, public safety, staffing, law enforcement agencies, citizens' rights, modernization.

ПОЛУЧЕНО 09.11.2022

За последние 30 лет в Республике Казахстан было проведено много различных реформ, в том числе в системе государственного управления. Это связано с осуществлением государственной политики Казахстана в части модернизации системы управления экономикой и государственным строительством. Во всех сферах деятельности государственного аппарата и его структур их модернизацией, отвечающей требованиям времени в XXI в., последовательно занимаются руководство Парламента и исполнительной власти. Эти реформы направлены на повышение эффективности деятельности всех служб управления, в особенности органов по защите общественной безопасности и прав граждан. Реформы привели к сложившейся сегодняшней структуре правоохранительных органов, которая, на наш взгляд, еще не является конечным вариантом осуществляемого реформирования органов внутренних дел Республики.

На сегодняшний день комплектование кадров правоохранительных органов Республики Казахстан — это крайне актуальный вопрос, потому что построить сильное демократическое, правовое, социальное государство, как того требует современная внутренняя и внешняя геополитическая обстановка, невозможно без сильного государственного аппарата, в том числе и органов внутренних дел. Их кадровый потенциал должен соответствовать уровню задач, возлагаемых временем.

Важным значением обладает модернизация правоохранительной системы, в частности — кадровых принципов построения полиции, определения ее места в общей системе внутренней безопасности, как основы правоохранительных органов, действующих в стране. Успешное осуществление данных процессов является одним из важных условий построения правового государства и обеспечения стабильности в обществе.

Однако можно констатировать, что имеющаяся пока система обеспечения общественной безопасности не в полной мере отвечает современным условиям развития экономики и не удовлетворяет требованиям общества в целом.

В настоящее время правоохранительная система Казахстана столкнулась с проблемой нехватки полицейских [8, 9]. И непросто нехватки кадров, а нехватки квалифицированных кадров соответствующего уровня.

Каковы причины этой ситуации?

Во-первых, это отток кадров, в том числе и высококвалифицированных, наблюдавшийся в последние годы. Безусловно, уровень заработной платы в органах государственной службы отстает в разы от уровня заработной платы в коммерческих структурах у специалистов аналогичной квалификации. При этом условия трудовой деятельности у них существенно отличаются, учитывая, что служащие полиции обычно имеют ненормированный рабочий день и иногда находятся на службе семь дней в неделю, жертвуя своими выходными ради обеспечения общественной безопасности. Другой причиной и следствием указанных обстоятельств является то, что молодые специалисты не хотят идти служить в полицию. Безусловно, причины этого, в основном, такие же. Плюс к тому, существенными факторами являются небольшой набор социального пакета для молодых сотрудников, отсутствие возможностей незамедлительного предоставления жилья пришедшим на службу семейным сотрудникам, улучшения имеющихся жилищных условий при рождении детей. А покупка квартир на коммерческой основе не является возможной при существующем уровне денежного содержания, особенно младших офицеров полиции.

Кроме того, многие сотрудники уходят на пенсию, как только предоставляется такая возможность, а сотрудники, которые имеют стаж работы до 5 лет, просто увольняются

из-за того, что работа в полиции опасная, заработная плата низкая, социальная обеспеченность сотрудников находится на низком уровне.

Еще одна причина, по которой увольняются сотрудники, — это развернувшаяся в последнее время борьба с коррупцией. Уходят те, кто пришел в органы внутренних дел для личного обогащения.

Конечно, ситуация с отсутствием квалифицированных кадров в системе органов внутренних дел не критична и подобная проблема существует не только в полиции, но и в других государственных структурах Казахстана. Однако качественное кадровое наполнение органов внутренних дел есть условие, обеспечивающее работу других государственных органов, свободное развитие бизнес-структур, экономики в целом и социального развития общества. Сейчас подготовка специалистов, по нашему мнению, осуществляется на уровне организационной модели, которая была характерна для периода рубежа ХХ и XXI вв. При этом надо отдать должное нынешнему руководству Республики, которое видит данную проблему, не скрывает ее, а ищет пути ее разрешения. Министерством внутренних дел Республики проводится существенная работа по повышению квалификации сотрудников всех служб ведомства.

Более подробно остановимся на повышении квалификации действующих сотрудников, а также набора абитуриентов на обучение в ведомственные образовательные организации системы МВД Казахстана.

В рамках реализации «Дорожной карты» [1] в части реформирования ведомственного образования на сегодняшний день приняты следующие меры. Принято решение о ликвидации 6 учебных центров МВД в городах Актау, Алматы, Астана, Семей, Темиртау, Костанай [2]. Прекращена подготовка бакалавров в Алматинской, Костанайской академиях и Актюбинском юридическом институте [3]. Набор по программе бакалавриата проводится только в Карагандинской академии (в количестве 250 человек).

В связи с сокращением объема обучения по программе бакалавриата в ведомственных вузах МВД РК принято решение и заключены меморандумы о сотрудничестве в области подготовки кадров для органов внутренних дел с 33 ведущими вузами Республики.

Так как произошло сокращение подготовки бакалавров, была произведена оптимизация штатной структуры образовательных учреждений системы МВД. Сокращен административно-управленческий персонал, институты реорганизованы в факультеты, объединены подразделения со схожими функциями, а высвобождаемые единицы штатной численности перенаправлены на усиление научно-педагогического состава.

Кроме того, для упорядочивания подготовки специалистов для органов внутренних дел осуществлено разделение учебных заведений по специализациям (с учетом их научно-педагогического потенциала) по подготовке кадров ОВД: в Алматинской академии — для оперативных и технических подразделений; в Карагандинской академии — для следственных и криминалистических подразделений; в Коста-найской академии — уголовно-исполнительной системы и административно-правовых подразделений; в Актюбинском юридическом институте — местная полицейская служба; в Учебном центре г. Шымкент — для кадрового обеспечения Управление специализированной службы охраны, а в Учебном центре г. Павлодар — кадры сотрудников, призванных осуществлять охрану общественного порядка по линии уголовно-исполнительной системы.

Кроме выпускников ведомственных вузов, направляемых в ОВД, отбор кадров в ОВД осуществляется из выпускников

гражданских вузов, которые проходят дополнительное обучение по системе первоначальной профессиональной подготовки полицейских. Выпускники гражданских вузов должны для этого пройти несколько этапов отбора. Это тестирование в Агентстве Республики Казахстан по делам государственной службы, прохождение специальной проверки на наличие судимости кандидата и его близких родственников, сдача нормативов по физической подготовке, прохождение медицинской комиссии, собеседование, назначение на должность стажером, первоначальная профессиональная подготовка, присвоение звания и только после этого — окончательное назначение на должность сотрудника.

Для улучшения качества профессиональной подготовки и оптимизации учебного процесса переработаны учебные и тематические планы профессиональной первоначальной подготовки. Увеличено количество тем и часов по практическим направлениям подготовки, сокращены курсы по общеюридическим дисциплинам.

В связи с переориентацией учебного процесса на практическое обучение был создан пул лекторов из числа опытных сотрудников-практиков, ветеранов ОВД, ведущих ученых, представителей государственных органов и общественных организаций. Занятия проходят преимущественно в виде тренинга, выездных занятий и других форм прикладной направленности.

Произошла переориентация научно-педагогического состава учебных заведений на разработку новых актуальных обучающих программ как для действующих сотрудников полиции (в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки кадров), так и для кандидатов на службу в полиции (в рамках первоначальной профессиональной подготовки).

Для успешного освоения дисциплин на базах территориальных ОВД созданы аудитории образовательных учреждений, где преподавателями совместно с практическими работниками ведутся занятия с курсантами и студентами гражданских вузов, где отрабатываются различные ситуации, проводятся консультации и др.

С целью широкого привлечения к образовательному процессу квалифицированных специалистов различных сфер внесены изменения в квалификационные требования для преподавательского состава (например: без опыта работы в ОВД, но имеющих ученые звания и педагогический стаж, аналогично — без опыта работы в учебных заведениях, но имеющих большой стаж в практических службах).

В соответствии с «Дорожной картой» [1] набор и 4-летнее обучение бакалавров с 2019 г. осуществляется только в Карагандинской академии по двум специализациям — следственно-оперативная и оперативно-криминалистическая.

В основном комплектование кадров в полиции происходит за счет выпускников-юристов гражданских вузов, которые после проходят первоначальную подготовку (по разным специальностям от 3 до 6 месяцев).

По итогам трехлетнего периода Министерством внутренних дел проведен анализ качества кадров, поступающих на службу в ОВД, результаты которого свидетельствуют о преимуществах ведомственного бакалавриата.

Как следует из независимых исследований, уровень юридической и физической подготовки большинства выпускников гражданских вузов слабый: 65% слушателей не владеют основами конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, административного права; 51% не сдает нормативы по физической подготовке. Курсанты — выпускники бакалавриата Карагандинской академии на этом фоне более конкурентоспособны. В частности, у курсантов показатели ВОУД (внешней оценки учебных достижений

выпускников вузов) в среднем на 10—20% были выше, чем у студентов гражданских вузов. По итогам 2020 г. из числа лучших следователей ОВД 80% — выпускники ведомственных вузов. Аналогичная ситуация в криминальной полиции.

Преимущества ведомственного бакалавриата состоят, прежде всего, в более тесной взаимосвязи с практикой. Курсанты обучаются в условиях, максимально приближенных к служебным, имеют допуски к работе со специальной информацией, закрепляют пройденные темы на регулярных стажировках в территориальных ОВД.

Именно в таких условиях правильно формируются профессиональные компетенции, необходимая полицейская выучка, происходит востребованная на службе морально-психологическая и физическая «закалка» кадровых офицеров.

Также сокращение количества бакалавров в специальных учебных заведениях выявило еще одну проблему — потребность подготовки специалистов по специфическим направлениям деятельности: борьба с киберпреступлениями, религиозным экстремизмом, исполнение наказаний, обеспечение правопорядка по линии местной полицейской службы.

Качественная подготовка сотрудников для указанных направлений деятельности возможна только в условиях не менее чем 4-летнего бакалавриата в образовательных организациях системы МВД.

Необходимо отметить, что курсанты вузов МВД являются оперативным резервом Министра внутренних дел. В случае кризисных ситуаций они привлекаются к выполнению служебных задач, обеспечению правопорядка и общественной безопасности. События «трагического января» 2022 г. показали эффективность данной практики. В г. Астана для обеспечения правопорядка было привлечено 297 курсантов Карагандинской академии МВД.

Ежегодная прогнозируемая потребность в кадрах системы МВД Республики Казахстан составит, по предварительным оценкам, приблизительно 6038 чел. (2022 г. — 5615, 2023 г. — 6250, 2024 г. — 6250).

Источниками восполнения потребности в кадрах ОВД являются:

- выпускники ведомственных учебных заведений МВД (очной и заочной формы обучения) и зарубежных стран (ожидаемый выпуск 2023 г. — 250 чел., 2024 г. — 250 чел.);

- выпускники гражданских высших учебных заведений, колледжей и общеобразовательных школ, а также лица, отслужившие срочную службу в Вооруженных Силах, — порядка 4500 чел. ежегодно.

В целях сохранения кадрового ядра, повышения качества кадрового обеспечения считаем, что было бы целесообразно возобновить подготовку бакалавров в ведомственных вузах с 2023 г. по направлениям в Алматинской академии (борьба с киберпреступлениями), Костанайской академии (уголовно-исполнительная система) и Актюбинском юридическом институте МВД (участковые инспекторы). Это позволило бы восполнить нехватку кадров офицеров среднего звена в регионах Республики и поддержать обозначенную специализацию в обучении, осуществляемом в ведомственных образовательных организациях.

Таким образом, можно утверждать, что в Республике Казахстан происходит совершенствование системы подготовки кадров для правоохранительных органов, направленное на решение проблем, накопившихся за последние годы и десятилетия.

Этой цели служит реформирование образовательных организаций системы Министерства внутренних дел, что уже позволяет говорить о некоторых положительных результатах. Параллельно с этим стали использоваться воз-

можности гражданских учреждений высшего профессионального образования для восполнения кадровых потребностей в правоохранительных структурах государства. Однако это не снимает с повестки дня проблему улучшения социальных условий и материального обеспечения сотрудников органов внутренних дел в целях закрепления офицерских кадров, особенно — молодежи, решающей посвятить себя благородному делу охраны правопорядка в интересах общества, защиты законных прав и интересов граждан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года № 897 Об утверждении «Дорожной карты» по модернизации органов внутренних дел Республики Казахстан на 2019—2021 годы [Электронный ресурс]. — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000897/ history (дата обращения: 07.11.2022).

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 15.10.2019 №769 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Республики Казахстан» [Электронный ресурс]. — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000769/ info (дата обращения: 07.11.2022).

3. Постановление Правительства Республики Казахстан № 242 от 03.05.2019 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года № 199 Об утверждении государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием, а также с техническим и профессиональным, послесредним образованием в организациях образования, финансируемых из республиканского бюджета (за исключением организаций образования, осуществляющих подготовку специалистов для Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, а также специальных государственных органов), на 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебные годы». — URL: https://kodeksy-kz.com/norm_akt/source-ПравительствоДуре-Постановление/242-03.05.2019.Мт1 (дата обращения: 07.11.2022).

4. Бутенко В.А. Зулейхе закрывают GreenCard, или Как пандемия COVID-19 повлияет на миграцию // Общество. Доверие. Риски. Материалы Ежегодного Международного форума. — 2020. — С. 62-65.

5. Гарник С.В., Овчинников С.Н. Внутренние и внешние угрозы безопасности России и проблемы киберсоциализации // Прикладная юридическая психология. — 2018. — № 3. — С. 24-27.

6. Гарник С.В., Белова О.В. The Prospects of Improvement of Training for Law Enforce-ment Bodies in the Conditions of Innovative Development of Society // Сборник статей 12-ой Международной научно-практической конференции «Информатика и информационные технологии». — Ереван, 2019.

7. Гарник С.В. Управление информационными потоками в обществе и стратегия деятельности правоохранительных органов в особых условиях жизни общества // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. И.Г. Чистобородова, А.Л. Ситковского, В.О. Лапина. — 2020. — С. 228-235.

8. В Казахстане — дефицит сотрудников полиции для патрулирования автодорог [Электронный ресурс]. — URL:

https://newtimes.kz/obshchestvo/148244-v-kazahstane-deficit-sotrudnikov-policii-dlya-patrulirovaniya-avtodorog (дата обращения: 07.11.2022).

9. Полицейских не хватает в Туркестанской области [Электронный ресурс]. — URL: https://24.kz/ru/news/social/ item/461032-politsejskikh-ne-khvataet-v-turkestanskoj-oblasti (дата обращения: 07.11.2022).

REFERENCES

1. Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated December 27, 2018 No. 897 On the approval of the Roadmap for the modernization of internal Affairs bodies of the Republic of Kazakhstan for 2019—2021 Electronic resource. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000897/ history (accessed 07.11.2022).

2. Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 15.10.2019 No. 769 «On certain issues of the Ministry of Internal Affairs of the Republic Kazakhstan» Electronic resource. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000769/info (accessed 07.11.2022).

3. Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan No. 242 dated 03.05.2019 «On Amendments to the Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated April 16, 2018 No. 199 On Approval of the State Educational Order for the training of specialists with higher and postgraduate education, as well as with technical and vocational, post-secondary education in educational institutions funded from the republican budget (with the exception of educational organizations, training specialists for the Armed Forces, other troops and military formations, as well as special state bodies), on 2018— 2019, 2019-2020, 2020-2021 academic years». Electronic resource. URL: https://kodeksy-kz.com/norm_akt/source-Правительство/type-Постановление/242-03.05.2019.htm (accessed 07.11.2022).

4. Butenko V.A. Zuleikhe is closing GreenCard, or how the COVID-19 pandemic will affect migration // Society. Trust. Risks. Materials of the Annual International Forum. 2020. pp. 62-65.

5. Garnik S.V., Ovchinnikov S.N. Internal and external threats to Russia's security and problems of cybersocialization // Applied Legal Psychology. 2018. No. 3. pp. 24-27.

6. Garnik S.V., Belova O.V. The Prospects of Improvement of Training for Law Enforcement-ment Bodies in the Conditions of Innovative Development of Society // Collection of articles of the 12th International Scientific and Practical Conference «Informatics and Information Technologies» / Yerevan, 2019.

7. Garnik S.V. Management of information flows in society and the strategy of law enforcement agencies in special conditions of society // Strategic development of the Russian Interior Ministry system: state, trends, prospects. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of I.G. Chistoborodov, A.L. Sitkovsky, V.O. Lapin. 2020. pp. 228-235.

8. In Kazakhstan, there is a shortage of police officers to patrol roads. Electronic resource. URL: https://newtimes.kz/ obshchestvo /148244-v- kazahstane- deficit- sotrudnikov-p olicii-dlya-patrulirovaniya-avtodorog (date of appeal 07.11.2022).

9. There are not enough police officers in the Turkestan region. Electronic resource. URL: https://24.kz/ru/news/social/item/ 461032-politsejskikh-ne-khvataet-v-turkestanskoj-oblasti (accessed 07.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.