Научная статья на тему 'К разработке нового закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел»'

К разработке нового закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н. А. Сартаева

В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой нового Закона «Об органах внутренних дел РК». В этих целях изучаются: 1. Специфика деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан; 2. Международные нормативно-правовые акты. А также действующее законодательство регулирует работу органов внутренних дел Республики Казахстан. Кроме того обосновывается необходимость подхода к подготовке нового закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article questions connected with working out of the new Law «About Law-enforcement bodies RK» are considered. In these purposes are studied: 1. Specificity of activity of law-enforcement bodies of Republic Kazakhstan; 2. The international regulatory legal acts. And also the current legislation regulates work of law-enforcement bodies of Republic Kazakhstan. Necessity of the approach to preparation of the new law is besides proved.

Текст научной работы на тему «К разработке нового закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел»»

Правоохранительная система, государственная безопасность и надзор

ип

H.A. САРТАЕВА,

доктор юридических наук, доцент.

К РАЗРАБОТКЕ НОВОГО ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «ОБ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года (далее Концепция) обозначены главные задачи органов внутренних дел. Ими согласно Концепции «являются охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, борьба с преступлениями против личности, собственности и другими общеуголовными преступлениями» [1].

Реализация этих и других поставленных перед органами внутренних дел Республики Казахстан (далее ОВД РК) задач определяет необходимость разработки соответствующих правовых новелл.

Особую значимость рассматриваемая проблематика приобретает в свете выступления Главы государства на расширенном заседании коллегии МВД РК, состоявшейся 17 января 2011 года. В своем выступлении Глава государства отметил «необходимость в 2011 году серьезно поработать над содержанием нового Закона «Об органах внутренних дел», и не позднее 2012 года принять его» [2].

Для разработки концептуально нового закона необходимо отработать четкую и эффективную технологию всего законотворческого процесса, связанного с ним. При этом представляется целесообразным учитывать нижеследующие обстоятельства:

Первое. Повышенную социальную значимость деятельности ОВД РК, определяемую более тесными, чем у других правоохранительных органов, связями со всеми без исключения слоями населения. Непосредственные - лицом к лицу - контакты с населением постоянны, круглосуточны и затрагивают интересы людей почти во всех сферах жизнедеятельности.

Кроме того, воплотив типичные черты правоохранительной деятельности и управления ею, ОВД РК в то же время содержат массу специфичных черт. Так, по количеству личного состава, объему материального, технического и информационного обеспечения о преступлениях и иных правонарушениях, о лицах, их совершивших, о мерах профилактики и их результативности, они превышают другие правоохранительные органы. Количество выполняемых ОВД РК функций также гораздо больше, чем у других правоохранительных органов.

Данное обстоятельство порождает необходимость привлечения к разработке нового закона широкого круга специалистов, ученых, общественности. Следует отметить, что пункт 2 статьи 14 Закона РК «О нормативных правовых актах» дает уполномоченным органам такое право - в случае необходимости привлекать специалистов различных областей знаний, научные учреждения и научных работников, представителей общественных объединений к подготовке нормативных правовых актов.

Второе. Необходимость научной обоснованности разрабатываемых правовых новелл. В первую очередь это потребует проведения соответствующих научно-практических исследований, экспертных опросов, позволяющих изучить рассматриваемую проблему системно и комплексно.

Полезными и интересными представляются результаты опроса сотрудников-экспертов ОВД РК, проведенного в рамках фундаментального и научно-прикладного исследования «Актуальные проблемы совершенствования организационно-правовой основы деятельности системы правоохранительных органов Республики Казахстан» [3].

Как свидетельствуют результаты вышеназванного экспертного опроса, для ОВД актуальной является проблема совершенствования форм и методов их работы. Так, по мнению 66,7% экспертов, совершенствования требует проводимая ОВД профилактическая работа. 33,3% опрошенных считают, что в деятельности ОВД шире следует применять экономическое воздействие. Такие управленческие методы как принуждение и убеждение отметили только 7% экспертов.

Экспертному опросу также подлежали вопросы кадровой политики. Так, 46,7% опрошенных считают, что для обеспечения ее стабильности необходимо принять соответствующие нормативные правовые акты, 13,3% - усилить борьбу с коррупцией. Повышению квалификации сотрудников, по мнению 47% экспертов, способствовало бы обучение по международным программам обмена опытом, 33,3% опрошенных считают, что повышать квалификацию следует в специализированных учебных заведениях системы МВД РК,

~44 7 № 1 (21) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

20% экспертов - в рамках выездных курсов (семинаров и т.п.).

53,3% экспертов считают, что основным показателем эффективной работы ОВД должно быть отношение населения к ним; 33,3% опрошенных - состояние преступности в стране (области, городе и т.д.) и лишь 7% экспертов указали, что показателем работы ОВД должна быть раскрываемость.

66,7% экспертов, считают, что действующий закон уже не обеспечивает деятельность ОВД правовыми нормами, позволяющими им эффективно осуществлять свою деятельность. 73,3% экспертов полагают, что правового совершенствования, в первую очередь, требуют нормы, связанные с социальной защитой сотрудников ОВД. 40% опрошенных отметили, что это нормы, затрагивающие правовое положение сотрудников ОВД, 33,3% экспертов - о финансовом и материально-техническом обеспечении ОВД, по 20% - о полномочиях, обязанностях и правах, а также прохождении службы в ОВД.

Полагаем, что вышеприведенные результаты названного исследования могли бы стать эмпирической основой для разработки и обоснования правовых новелл.

Третье. Соответствие разрабатываемого закона социально-политической и правовой ситуации в обществе. В этой связи следует тщательно изучить эффективность действующего Закона РК «Об органах внутренних дел», поскольку важнейшим показателем социальной полезности и необходимости закона является именно его эффективность.

Следует отметить, что установление эффективности закона напрямую связано с необходимостью проведения мониторинга нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемую сферу. Его задачами должно стать:

- получение информации для разработки норм нового закона;

- выявление направлений правоприменительной практики, требующих внесения изменений в законодательство;

- вскрытие причин неэффективности тех или иных правовых норм действующего закона;

- согласованность предполагаемых правовых новелл с другими нормативными правовыми актами (при этом особое внимание следует уделить корреспондированию с Законом РК «О правоохранительной службе», поскольку согласно статье 3 этого закона, ОВД относятся к правоохранительным органам);

- выявление и фиксация необходимости внгсе-

ния дополнений и изменений в действующие законодательные акты (имеется в виду информация для разработки сопутствующего законопроекта);

- прогноз развития нового закона с учетом потребностей страны;

- соответствие норм нового закона принципам и нормам международного права (выявление отличий и общих черт в правоприменительной практике в странах, где существуют аналогичные законы).

Такой подход, на наш взгляд, позволит осуществить комплексный качественный анализ законодательства, регулирующего деятельность ОВД РК по реализации ими своих государственно-властных полномочий.

Четвертое. Возможность имплементации в содержание нового закона, норм международных правовых актов, в частности, межгосударственных объединений. К примеру, Модельного закона «О полиции (милиции)» (далее Модельный закон), принятого на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 20-12 от 7декаб-ря 2002 г.). В нем устанавливается понятие полиции (милиции), ее задачи, цели деятельности, правовое основы и принципы, место полиции (милиции) в системе органов управления государственной власти, обязанности и права, структуру, порядок поступления на работу в полицию (милицию) и ответственность, государственные гарантии правового и социального обеспечения, а также порядок финансирования, материально-технического обеспечения и контроля за деятельностью полиции (милиции).

В соответствии со статьей 1 Модельного закона, полиция (милиция) входит в систему полномочного органа государственного управления внутренними делами. Этот межгосударственный нормативный правовой акт также содержит в себе нормы, регулирующие обязанности и права полиции (милиции), ее финансирование и материально-техническое обеспечение, контроль и надзор за ее деятельностью, а также государственные гарантии правового и социального обеспечения сотрудников полиции (милиции), их ответственности, применение ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, средств индивидуальной защиты.

Следует обратить внимание, что обязанности и права полиции (милиции) систематизированы в зависимости от направления их деятельности. К примеру, глава 2 Модельного закона «Обязанности полиции (милиции)» содержит в себе 9 статей (статьи 10-18), в которых, соответственно, пре-

Правоохранительная система, государственная безопасность и надзор

П4П

дусматриваются обязанности полиции (милиции):

- по обеспечению безопасности человека и защите его прав и свобод (статья 10);

- в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями (статья 11);

- по охране общественного порядка (статья 12);

- по обеспечению безопасности дорожного движения (статья 13);

- по осуществлению контроля за хранением и использованием оружия (статья 14);

- по охране имущества граждан и организаций (статья 15);

- в условиях чрезвычайной ситуации (статья 16);

- по осуществлению мер принуждения по особым поручениям (статья 17);

- по соблюдению паспортного режима (статья 18).

Права полиции (милиции) также предусматриваются в отдельной главе Модельного закона, состоящей из 10 статей (статьи 19-28), а именно:

- при предотвращении преступлений и иных правонарушений (статья 19);

- при выявлении и раскрытии преступления (статья 20);

- при предотвращении и раскрытии административных правонарушений (статья 21);

- при охране общественного порядка (статья 22);

- при осуществлении контроля за хранением и использованием оружия (статья 23);

- при обеспечении безопасности дорожного движения (статья 24);

- в условиях чрезвычайной ситуации и при осуществлении специальных мероприятий (статья 25);

- при аресте лиц, скрывающихся от наказания (статья 26);

- в борьбе с преступлениями и административными правонарушениями, совершенными военнослужащими (статья 27);

- по привлечению к борьбе с преступлениями и административными правонарушениями граждан, а также должностных лиц и средств массовой информации (статья 28).

Такой подход, когда права и обязанности излагаются в отдельных главах, при этом определяются в зависимости от направлений деятельности, представляется весьма интересным и обоснованным, поскольку дает возможность более тщательно расписать обязанности и права полиции (милиции).

В сравнении, права и обязанности ОВД в действующем Законе РК «Об органах внутренних дел» предусматриваются в одной главе «Полномочия органов внутренних дел». В нее входит три статьи - статья 10 «Обязанности ОВД», статья 11 «Права ОВД» и статья 11-1 «Государственный

контроль в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности».

Статьи чрезвычайно загружены, права и обязанности по направлениям деятельности ОВД не разграничены. Так, статья 10 содержит в себе 56 норм, а статья 11 - 47. Такое изложение, несомненно, усложняет восприятие и правоприменение содержащихся в данных статьях правовых норм.

Пятое. Последние годы характеризуются заметным усилением влияния общественного мнения на законодательную сферу. Это обстоятельство необходимо учитывать и при разработке нового закона. Следует акцентировать внимание на исследовании отношения общественного мнения к действующему закону, наличию социальных помех, препятствующих эффективной его реализации.

При разработке нового закона также следует учитывать общий уровень правовой культуры граждан и их правосознания, поскольку любая правовая норма более эффективна в том обществе, где подавляющее большинство населения привыкло уважать закон и руководствоваться им в практической жизни, знает и правильно понимает свои собственные права в их соотношении с обязанностями.

Шестое. Учитывая, что как действующий закон, так и новый закон об ОВД РК, регулируют многообразные общественные отношения и субъекты их реализации различны, целесообразно использовать информацию, полученную с помощью различных методов, таких как:

- статистический метод (изучение статистических показателей в сфере, регулируемой действующим законом);

- документальный метод (предполагающий анализ информации соответствующих государственных органов. Например, прокуратуры, в части осуществления надзора за исполнение закона на территории страны и рассмотрения обобщения жалоб и заявлений граждан и юридических лиц по его исполнению);

- анализ материалов СМИ (освещение в СМИ реализации действующего закона, критика в отношении действующих норм);

- опрос сотрудников - экспертов ОВД РК и других правоохранительных органов (определение отношения лиц, непосредственно в дальнейшем реализующих закон, а также взаимодействующих с ОВД РК);

- анализ мнения либо опрос представителей институтов гражданского общества (установление отношения неправительственного сектора к закону, его реализации, а также необходимости введения тех или иных новелл).

~46 7 N 1 (21) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Таким образом, будет проанализировано и обобщено мнение как государственных структур, так и институтов гражданского общества, что представляется весьма важным.

Полагаем, что при учете вышеизложенных

обстоятельств, разработка нового закона об ОВД РК будет обеспечена такими важными составляющими, определяющими в дальнейшем его эффективность, как актуальность, комплексность, научная обоснованность и целесообразность.

Использованная литература

1. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.

2. Казахстанская правда. - 18 января 2011 года.

3. Отделом фундаментальных исследований, анализа и разработки нормативных правовых актов в области судебной и правоохранительной систем, государственной безопасности, обороны и надзора Института законодательства Республики Казахстан в мае - сентябре 2010 года было опрошено 120 экспертов - сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, финансовой полиции, государственной противопожарной службы, таможенных органов и прокуратуры. В статье приводятся результаты опроса экспертов - сотрудников ОВД РК.

Мацалада «К,азацстан Республикасыныц шт icmep органдар туралы» жаца зацын эзгрлеуге байланысты мэселелер царастырылады. Осы мацсатта:

1. К^азацстан Республикасыныц шт wтер органдары цызметшц epeкшeлiкmepi;

2. Халыцаралыц нормативтж-цщыцтыц акmiлep зepmmeлeдi.

Сондай-ац, цолданыстагы зацнама шю wmep органдарыныц жумысын pemmeйдi. Сонымен цатар, жаца зацды дайындау цажетттт нeгiздeлeдi.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой нового Закона «Об органах внутренних дел РК». В этих целях изучаются:

1. Специфика деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан;

2. Международные нормативно-правовые акты.

А также действующее законодательство регулирует работу органов внутренних дел Республики Казахстан. Кроме того обосновывается необходимость подхода к подготовке нового закона.

In article questions connected with working out of the new Law «About Law-enforcement bodies RK» are considered. In these purposes are studied:

1. Specificity of activity of law-enforcement bodies of Republic Kazakhstan;

2. The international regulatory legal acts.

And also the current legislation regulates work of law-enforcement bodies of Republic Kazakhstan. Necessity of the approach to preparation of the new law is besides proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.