Научная статья на тему 'Законодательные основы деятельности правоохранительных органов и их совершенствование'

Законодательные основы деятельности правоохранительных органов и их совершенствование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
608
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сартаева Наталья Абаевна

В статье анализируются законодательные основы, регулирующие деятельность правоохрани-тельных органов Республики Казахстан. Также предлагаются отдельные правовые новеллы, связан-ные с правоохранительной системой государства, и пути ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательные основы деятельности правоохранительных органов и их совершенствование»

Сартаева Наталья Абаевна,

доктор юридических наук, доцент

законодательные основы деятельности правоохранительных органов и их совершенствование

Одними из главных задач государства являются защита прав и свобод человека и гражданина, охрана стабильности и порядка в обществе, пресечение и раскрытие преступлений. Решение этих задач возложено на правоохранительные органы. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе», к правоохранительным органам относятся: органы прокуратуры, внутренних дел, финансовой полиции, уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, таможенные органы Республики Казахстан.

В этой связи в рамках данной статьи следует проанализировать законы Республики Казахстан, регулирующие деятельность вышеперечисленных государственных органов, а также правовые новеллы, принятые в целях реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года (далее - Концепция) и Указа Президента Республики Казахстан «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года (далее - Указ).

1. Органы прокуратуры

Руководствуясь положениями Концепции, анализ законодательства следует начать с органов прокуратуры, поскольку согласно этому документу они являются ядром правоохранительной системы.

Правовой основой деятельности органов прокуратуры является Закон Республики Казахстан «О Прокуратуре», принятый 21 декабря 1995 года. В соответствии с ним, Прокуратура Республики Казахстан от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и ис-

полнительного производства. Также Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.

Структура вышеназванного закона включает в себя 12 глав. В них определяются система органов прокуратуры и правовых актов прокуратуры (к ним отнесены: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, обращение, предостережение, разъяснение закона, а также указания, распоряжения, положения, инструкции); задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства; компетенции прокурора при представительстве интересов государства в суде; содержание, предмет и полномочия прокурора при надзоре за законностью оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания, административного и исполнительного производства; пределы уголовного преследования прокуратуры; служба в органах прокуратуры; взаимодействие прокуратуры с компетентными учреждениями иностранных государств, а также иные направления деятельности органов прокуратуры, ее организации и деятельности [1].

Следует отметить, что касательно деятельности прокуратуры в Концепции определено, что «необходимо повышать эффективность надзорной деятельности прокуратуры как основной ее функции, в совершенствовании нуждаются процессуальные основы деятельности органов прокуратуры. В рамках этой работы необходимо повысить роль и ответственность прокурора в досудебном производстве, в том числе путем расследования органами прокуратуры уголовных дел о преступлениях, представляющих серьез-

ную общественную опасность и сложность, как составной части функции уголовного преследовании, осуществляемого прокуратурой. Следует также повышать эффективность координирующей функции органов прокуратуры по отношении к правоохранительной деятельности, в том числе посредством соответствующей правовой регламентации этой функции» [2].

Названные концептуальные направления получили свое развитие и в Указе. В нем предусмотрена «разработка и внесение проектов законов об усилении координирующей функции органов прокуратуры по отношению к правоохранительной деятельности; повышение роли и ответственности прокурора в досудебном производстве путем возложения на него дополнительных обязанностей по надзору за законностью уголовного преследования, в том числе за возбуждением уголовных дел» [3].

Законодательно данные требования Указа реализованы Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов прокуратуры» от 29 декабря 2010 года [4]. Закон вносит поправки в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе» и «О Прокуратуре». К примеру, в Законе Республики Казахстан «О прокуратуре» в числе принятых изменений и дополнений, дана новая редакция статьи 4, определяющая основные направления и содержание деятельности органов прокуратуры. В подпункте 13) данной статьи предусматривается, что в целях обеспечения верховенства Конституции и законов Республики Казахстан, защиты прав и свобод человека и гражданина прокуратура от имени государства координирует деятельность по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с пре ступно стью.

Более того, Закон Республики Казахстан «О Прокуратуре» дополнен новой статьей 8-1 «Координация деятельности по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью», в которой предусматривается, что координация деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью осуществляется органами прокуратуры посредством достижения взаимодействия этих органов, взаимного обмена информацией и согласованности их действий для реализации общих задач и целей. Указанная деятельность осуществляется органами прокуратуры в рамках постоянно действующих координационных советов, которые создаются при Генеральной прокуратуре, прокуратурах областей и приравненных к ним прокура-

турах. Координационные советы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами Республики Казахстан, Положением о Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Положение о Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью утверждается Президентом Республики Казахстан». Также в Закон Республики Казахстан «О Прокуратуре» внесены соответствующие поправки, касающиеся повышения роли и ответственности прокурора в досудебном производстве [4].

2. Органы внутренних дел

Особое положение в системе правоохранительных органов занимают органы внутренних дел Республики Казахстан (далее - ОВД РК), так как они имеют повышенную социальную значимость, определяемую более тесными, чем у других правоохранительных органов, связями со всеми без исключения слоями населения. Кроме того, по количеству личного состава, объему материального, технического и информационного обеспечения о преступлениях и иных правонарушениях, о лицах, их совершивших, о мерах профилактики и их результативности, они превышают другие правоохранительные органы. Количество выполняемых ОВД РК функций также гораздо больше, чем у других правоохранительных органов.

Правовую основу деятельности ОВД РК составляет закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел», принятый 21 декабря 1995 года [5]. Закон определяет статус, структуру, полномочия и организацию деятельности ОВД РК. С этой целью его структура включает в себя 5 глав, в которых установлены общие положения, полномочия ОВД РК и правовое положение их сотрудников, а также финансовое и материально-техническое обеспечение ОВД РК.

В соответствии со статьей 1 данного закона, ОВД РК являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства [5].

Исходя из законодательно закрепленных положений о деятельности ОВД РК, в Концепции их главными задачами определены «охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, борьба с преступлениями против

личности, собственности и другими общеуголовными преступлениями. От эффективности деятельности ОВД РК зависят безопасность и спокойствие граждан, состояние преступности и уровень криминогенной обстановки в стране, в связи с чем процесс совершенствования ОВД РК должен быть сосредоточен на обеспечении быстрого и адекватного их реагирования на преступные проявления и профилактике правонарушений» [2].

Для выполнения перечисленных задач в Указе предусмотрены соответствующие меры - это реорганизация Следственного комитета и Комитета криминальной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - МВД РК) путем их слияния в Комитет по расследованию МВД РК; повышение эффективности деятельности Комитета по борьбе с наркобизнесом и контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД РК; образование Комитета миграционной полиции МВД РК; поэтапная передача в ведение Министерства юстиции Республики Казахстан функций и полномочий МВД РК по исполнению административного взыскания в виде ареста в специальных приемниках и обеспечению функционирования этих учреждений [3].

Поскольку осуществление этих мер, а также поставленных перед ОВД РК в Концепции задач, должно быть обеспечено не только организационными мерами, но и необходимой правовой базой, в Указе предусмотрено внесение в Мажилис Парламента Республики Казахстан ряда проектов законов.

В числе принятых законов следует отметить Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности» от 29 декабря 2010 года [6]. Данный закон вносит поправки в шесть кодексов Республики Казахстан - Уголовный, Уголовно-процессуальный, Об административных правонарушениях, Бюджетный, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», «О здоровье народа и системе здравоохранения», а также в 16 законов.

Внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Поправки расширили перечень задач ОВД РК, в числе которых значатся осуществление документирования, изготовление и выдача гражданам РК удостоверений личности и паспортов; осуществление учета и регистрации граждан, а также реализация государственной политики по вопросам беженцев. В компетенцию Министерства внутренних дел и его территориальных органов, в права и обязанности ОВД РК

также внесены поправки, регулирующие осуществление ОВД РК функций, связанных с вопросами миграции и несовершеннолетними.

В новой редакции дана статья, предусматривающая полномочия местных исполнительных органов (статья 6-1 названного закона). Если ранее закон предусматривал полномочия только в отношении местных исполнительных органов областей, города республиканского значения и столицы, то с внесение поправок местные исполнительные органы районов городов областного значения также имеют свои полномочия. Так, к ним отнесены организация совместно с ОВД обеспечение охраны порядка и общественной безопасности на территории соответствующей административно-территориальной единицы, проведения сходов для назначения участковых инспекторов полиции, а также установление ограничений на реализацию продукции в стеклянной таре в местах проведения спортивно-массовых, зрелищных культурно-массовых мероприятий.

3. Органы финансовой полиции

Касательно органов финансовой полиции Республики Казахстан (далее - органы финансовой полиции) в Концепции отмечается, что «они в полной мере оправдали свое предназначение. Вместе с тем, в условиях рыночной экономики органам финансовой полиции необходимо постоянно совершенствовать формы и методы работы, чтобы иметь возможность эффективно противостоять экономической и коррупционной преступности, постоянно мимикрирующей в современных условиях. Финансовой полиции необходимо на системной основе противостоять экономическим и коррупционным правонарушениям, выявлять и устранять причины и условия, способствующие возникновению коррупции. Одной из основных задач органов финансовой полиции является также обеспечение безопасности бизнеса, исключение необоснованного вмешательства в его деятельность» [2].

Законодательной основой деятельности органов финансовой полиции является Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции» от 4 июля 2002 года [7]. Им определены правовой статус, задачи, принципы организации и деятельности, полномочия органов финансовой полиции, а также их система.

Согласно статье 1 этого закона, органы финансовой полиции являются специальными государственными органами, осуществляющими правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности, борьбы с коррупцией путем проведения

оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания, административного производства в пределах законодательно установленных полномочий [7].

Структура закона включает в себя 5 глав, в которых содержатся общие положения (задачи, правовой основа, принципы организации органов финансовой полиции); нормы, устанавливающие систему и организацию органов финансовой полиции (полномочия уполномоченного органа и его руководителя) и закрепляющие права и обязанности органов финансовой полиции, а также правовое положение их сотрудников (правовое регулирование труда, специальные звания).

В рамках реализации концептуальных положений и мер, обозначенных в Указе, в названный закон, внесены соответствующие поправки. Так, Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правоохранительной службы и присвоения классных чинов, воинских и специальных званий, права ношения форменной одежды военнослужащими и сотрудниками иных государственных органов» от 6 января 2011 года, полномочия уполномоченного органа (согласно Указу Президента Республики Казахстан от 21 апреля 2005 года, им является Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) [8]) дополнены нормой, в соответствие с которой он совершенствует систему отчетности и оценки деятельности с приоритетом вопросов профилактики преступности, защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, доверия со стороны населения, с определением механизмов внешней оценки, даваемой представительными органами и общественностью, с введением рейтинговой оценки уровня коррупции, а также устанавливает различные формы сотрудничества с институтами гражданского общества [9].

Также названным законом внесены поправки, связанные и с приведением положений Закона Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции» с новеллами, содержащимися в Законе Республики Казахстан «О правоохранительной службе». В частности, это касается статьи 13 «Правовое регулирование труда сотрудников органов финансовой полиции». В настоящее время законодательно закреплено, что трудовые отношения сотрудников органов финансовой полиции регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан с особенностями, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О правоохранительной службе». Трудовые отношения иных работников органов финансовой полиции регулируются Трудовым кодексом Республики Казах-

стан и законодательством Республики Казахстан о государственной службе [7].

4. Органы уголовно-исполнительной системы

Проводимое реформирование затронуло и органы уголовно-исполнительной системы. Следует отметить, что деятельность этих государственных органов регулируется Законом Республики Казахстан «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 года [10]. Определение уголовно-исполнительной системы органов юстиции Республики Казахстан закреплено в статье 10 этого закона. В соответствии с данной нормой, уголовно-исполнительная система - это система органов и учреждений, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых, а также организаций, обеспечивающих жизнедеятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы [10].

Кроме того, в вышеназванном законе закреплены такие положения, как структура уголовно-исполнительной системы; общественный контроль за обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы; функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности; права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы; персонал органов уголовно-исполнительной системы; правовое регулирование труда сотрудников уголовно-исполнительной системы, их специальные звания, а также особые условия службы в уголовно-исполнительной системе.

К числу правовых новелл, внесенных Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правоохранительной службы и присвоения классных чинов, воинских и специальных званий, права ношения форменной одежды военнослужащими и сотрудниками иных государственных органов» от 6 января 2011 года, следует отнести новую редакцию главы 4 Закона Республики Казахстан «Об органах юстиции». Нововведения касаются норм, касающихся персонала уголовно-исполнительной системы; правового регулирования труда сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, их специальных званий, особых условий несения службы [9].

К примеру, новеллой является, что трудовые отношения сотрудников органов уголовно-исполнительной системы регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан о особенностями, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О правоохранительных службе». Также новым является и то, что если

ранее порядок присвоения специальных званий сотрудникам уголовно-исполнительной системы определялся законодательством, то теперь, в соответствии со статьей 28 Закона Республики Казахстан «Об органах юстиции», перечень должностных лиц органов уголовно-исполнительной системы, которым присваиваются специальные звания, утверждается Правительством Республики Казахстан [10].

Следует отметить, что данный закон включает в себя 40 статей, их четвертая часть посвящена деятельности органов уголовно-исполнительной системы, остальные нормы закрепляют организацию и особенности деятельности других органов юстиции, к которым, в соответствии со статьей 5 закона, относятся: Министерство юстиции Республики Казахстан; комитеты Министерства юстиции Республики Казахстан; территориальные органы и учреждения юстиции; органы исполнительного производства; учреждения и иные подведомственные организации [10].

В этой связи актуальной является постановка вопроса о принятии самостоятельного закона, регулирующего деятельность уголовно-исполнительной системы, а также связанных с ней общественных отношений, затрагивающих отбывание уголовных наказаний. Это определено, во-первых, одним из предусмотренных в Указе направлением - расширение сферы применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы (общественных работ и ограничения свободы, исполнение которых согласно части четвертой статьи 14 Уголовно-исполнительной системы возложено на уголовно-исполнительные инспекции) [11]. В Указе также предусмотрены и другие меры, затрагивающие деятельность уголовно-исполнительной системы и требующие соответствующего правового решения [3].

В-вторых, в законодательстве Республики Казахстан есть примеры того, когда деятельность одной структурной составляющей, входящей в единую систему правоохранительного органа, регулируется отдельным законом. К примеру, законодательство о Внутренних войсках системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан. В соответствии со статьей 4 Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 года, внутренние войска входят в состав органов внутренних дел [5]. При этом задачи, принципы, организация и другие нормы, регулирующие их деятельность, закреплены специальным Законом Республики Казахстан «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан» от 23 июня 1992 года [12].

5. Органы государственной противопожарной службы

Деятельность государственной противопо-

жарной службы регулируется Законом Республики Казахстан «О пожарной службе» от 22 ноября 1996 года. Определение органов государственной противопожарной службы предусмотрено в статье 9 закона. Они являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан предупреждение пожаров, контроль в области пожарной безопасности и тушение пожаров [13].

Данный закон содержит 42 статьи, в 8 из них закреплены компетенция уполномоченного органа - Комитета противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и органов государственной противопожарной службы и их статус, финансирование; нормы об учебных заведениях в области пожарной безопасности, а также устанавливающие правовое регулирование труда сотрудников и их специальные звания.

Также как и в отношении других правоохранительных органов, в Закон Республики Казахстан «О пожарной безопасности» были внесены поправки, направленные на совершенствование деятельности государственной противопожарной службы и реализующие положения Концепции и требования Указа.

К примеру, в статье 10 Закона Республики Казахстан «О пожарной безопасности» предусматривается, что трудовые отношения сотрудников органов государственной противопожарной службы регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан с особенностями, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О правоохранительных службе». Следует отметить, что ранее предусматривалось, что трудовые отношения сотрудников органов государственной противопожарной службы регулируются трудовым законодательством и законодательством о государственной службе Республики Казахстан с особенностями, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О пожарной безопасности» и иными нормативными правовыми актами, установленными для сотрудников органов государственной противопожарной службы, т.е. в целом законодательством. Таким образом, в отличие от ранее существовавших положений, ныне правовую основу трудовых отношений сотрудников государственной противопожарной службы составляют только два нормативных правовых актах - это Трудовой кодекс Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе».

Рассматривая вопрос дальнейшего совершенствования законодательных основ деятельности этого правоохранительного органа, нельзя не упомянуть о том факте, что в настоящее время разработан проект Закона Республики Казахстан «О гражданской защите». Его целью является

регулирование общественных отношений, возникающих в процессе проведения мероприятий по гражданской защите населения и территории Республики Казахстан. В числе определяемых в законопроекте задач, в том числе и обеспечение пожарной безопасности, а значит и деятельность государственной противопожарной службы. Исходя из этого, в нем содержится ряд новелл, касающихся деятельности государственной противопожарной службы, в их числе определение понятия «государственная противопожарная служба», статус этого правоохранительного органа и другие.

Кстати, в материале к названному законопроекту, подготовленном ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», отмечается, что международно-правовой опыт свидетельствует о правовой обоснованности принятия самостоятельных единых законов, регулирующих вопросы гражданской защиты. Так, в Республике Узбекистан закон «О гражданской защите» принят 26 мая 2000 года. В нем определены основные принципы организации гражданской защиты, ее задачи, правовые основы этой области органов государственной власти, местных органов исполнительной власти, министерств, ведомств, предприятий и организаций независимо от вида и форм собственности, а также граждан Республики Узбекистан.

В Эстонской Республике закон с аналогичным названием принят еще в 3 июня 1992 года. Им устанавливаются права и обязанности Правительства Эстонской Республики, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также частных лиц по созданию и задействованию системы защиты населения, предприятий и учреждений Эстонской Республики - гражданской защиты.

В Украине, несмотря на то, Закон «О правовых основах гражданской защиты» действует с 24 июня 2004 года, в настоящее время разрабатывается проект Кодекса гражданской защиты. Его цель заключается в устранении противоречий, содержащихся в законодательстве в сфере гражданской защиты, его унификация, приведение в порядок и систематизация, формирование надлежащих правовых, экономических и организационных основ защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время и в особый период для повышения эффективности государственной политики в указанной сфере.

В Российской Федерации также проводится работа по разработке единого нормативного правового акта в области гражданской зашиты, объединяющего вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны. В Кыргызской Республике такой законопроект уже разработан и направлен на рассмо-

трение в Жогорку Кенеш [14].

6. Таможенные органы

Правовой основой деятельности таможенных органов является Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». В соответствии со статьей 6 этого кодекса, таможенные органы являются государственными органами, в пределах своей компетенции осуществляющие реализацию таможенного дела в Республике Казахстан, а также выполняющие иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан [15].

Положения, регулирующие деятельность таможенных органов, предусмотрены в главах 2-5 кодекса. Они устанавливают систему таможенных органов, основные задачи и принципы их деятельности; права и обязанности таможенных органов; места нахождения и время работы таможенных органов; обязательность исполнения требований таможенных органов.

Также в кодексе закреплены нормы, определяющие взаимоотношения таможенных органов с иными государственными органами, участниками внешнеэкономической деятельности и другими лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела (таможенным представителем, специалистом по таможенному декларированию, таможенным перевозчиком, владельцем склада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, свободного склада), а также консультирование таможенными органами.

Нормы, касающиеся правоохранительной деятельности таможенных органов, закреплены в статье 15 кодекса. Согласно этой статье, таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, налогов, производство по которым в соответствии с законодательством Республики Казахстан отнесено к их ведению. Они также осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое Уголовным кодексом Республики Казахстан преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Кроме того, таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

В целях законодательного закрепления поло-

жений Концепции и требований Указа, Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» дополнен нормой, в соответствии с которой уполномоченный орган в сфере таможенного дела совершенствует систему отчетности и оценки деятельности с приоритетом вопросов профилактики преступности, защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, доверия со стороны населения, с определением механизмов внешней оценки, даваемой представительными органами и общественностью, с введением рейтинговой оценки уровня коррупции, а также устанавливает различные формы сотрудничества с институтами гражданского общества (пункт 5 статьи 6 кодекса).

Следует отметить, что для таможенных органов, впрочем, как и для других правоохранительных органов, данная норма является качественно новой, что предполагает соответствующую организационно-управленческую и научную проработку. Известно, что в 2011 году ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» проводит фундаментальное исследование на тему: «Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан и ее оценка». В ходе его проведения планируется изучить действующие критерии оценки деятельности правоохранительных органов, а также разработать предложения о включении в систему оценки эффективности их деятельности, определенных в Концепции и Указе, критериев, таких как: внешняя оценка, включающая мнение представительных органов и общественности [14].

7. Система правоохранительных органов

Одной из важных вех в развитии правоохранительной деятельности государства является принятие Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе», придавший системную основу деятельности правоохранительных органов. В соответствии с его с преамбулой, он регулирует общественные отношения, связанные с поступлением на правоохранительную службу Республики Казахстан, ее прохождением и прекращением, а также определяет правовое положение (статус), материальное обеспечение и социальную защиту сотрудников правоохранительных органов Республики Казахстан. Закон включает в себя 12 разделов:

- общие положения, в нем определены: основные понятия; правовые основы службы в правоохранительных органах; перечень правоохранительных органов; принципы правоохранительной службы и сфера действия закона;

- поступление на правоохранительную службу, в нем закреплены условия поступления, отбор кандидатов на правоохранительную службу, прием на правоохранительную службу и учебу

в организации образования правоохранительных органов; требования на замещение должностей рядового и начальствующего состава правоохранительных органов; специальное первоначальное обучение лиц, впервые поступающих на правоохранительную службу; испытательный срок при поступлении на правоохранительную службы, а также принятие Присяги сотрудниками;

- правовое положение сотрудников, включая статус, права, обязанности сотрудников правоохранительных органов; ограничения, связанные с пребыванием на службе; ответственность сотрудников;

- специальные звания и классные чины, включающие в себя нормы о присвоении специальных званий или классных чинов; порядок их присвоения; сроки выслуги, порядок и их присвоения, а также понижение или лишение);

- назначение на должность, перемещение и продвижение по службе в правоохранительных органах, в том числе об общих правилах замещения должностей рядового и начальствующего состава правоохранительных органов; перемещении по службе, ротации; продвижении по службе, а также о создании кадрового резерва, задачах его формирования, приоритетных направлениях, отборе кандидатов для зачисления в него; о временном исполнении обязанностей по должности правоохранительной службы, рабочем времени и стаже правоохранительной службы и другие;

- аттестация, включая нормы об аттестации сотрудников, организации подготовки к ее проведению и ее проведение; формировании аттестационной комиссии, ее решениях и их обжаловании;

- служебная дисциплина в правоохранительных органах, в нем регулируются вопросы поощрения и дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам, оснований и условий предоставления либо наложения;

- применение сотрудниками огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, в разделе установлены цель и условия их применения;

- социальная защита, в нем установлены социальная защита; оплата труда, пенсионное и иное обеспечение сотрудников; гарантии в случае гибели или увечья сотрудников; жилищные права, медицинское и санаторно-курортное обслуживание и иные меру социальной защиты сотрудников пенсионеров и сотрудников правоохранительных органов;

- отпуска, раздел включает в себя статьи о видах отпусков; общий порядок исчисления их продолжительности, а также отзыв их них;

- прекращение службы в правоохранительных органах, включая основания его прекращения; основания, порядок и условия увольнения, а так-

же предельный возраст службы в правоохранительных органах;

- заключительные положения, содержащие статьи о финансовом и материально-техническом обеспечении правоохранительных органов и о порядке введения в действие закона.

Следует отметить, что в этом законе, впервые, законодательно определено понятие «правоохранительный орган». Согласно подпункту 7) статьи 1 данного закона, правоохранительный орган - это государственный орган, обеспечивающий соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, законных интересов физических и юридических лиц, государства, реализующий политику государства по противодействию преступности и иным правонарушениям в соответствии со своей компетенцией, наделенный специальными полномочиями по обеспечению законности и поддержанию общественного порядка, выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию правонарушений, исполнению судебных решений по уголовным делам [16].

Исходя из положений названного закона, дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов, видится в том числе и с необходимостью законодательного уточнения в законах «О Прокуратуре»; «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»; «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан»; «О пожарной безопасности», «Об органах юстиции» и Кодексе «О таможенном деле в Республике Казахстан», в части касающейся, соответственно, органов государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы и таможенных органов, положения о том, что они являются правоохранительными органами.

Сегодня, согласно действующим законам, они определяются как: специальные государственные органы (статьи 1 законов Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» и «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан», статья 9 «О пожарной безопасности»). Органы уголовно-исполнительной системы - как органы и учреждения, осуществляющие исполнительные и распорядительные функции (статья 10 Закона Республики Казахстан «Об органах юстиции»), органы прокуратуры -государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов и иных нормативных правовых актов (статьи 1 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре»), таможенные органы - государственные органы, в пределах своей компетенции осуществляющие реализацию таможенного дела в Республике Казахстан (статья 6 Кодекса

Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»).

Принятие Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» создало основу для системного подхода к деятельности правоохранительных органов, поскольку у них единые правовые стандарты и нормы прохождения правоохранительной службы, единые подходы к социальной и правовой защите сотрудников правоохранительных органов.

В этой связи в проанализированные законы предлагается внести поправки, уточняющие, что тот или иной орган является правоохранительным. К примеру, с учетом вышеназванного предложения статья 1 Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» могла бы иметь следующую редакцию: «Органы внутренних дел Республики Казахстан (в дальнейшем — органы внутренних дел) являются правоохранительным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства».

Или вариант части первой статьи 6 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» - «таможенные органы Республики Казахстан (далее - таможенные органы) являются правоохранительным органам, в пределах своей компетенции осуществляющим реализацию таможенного дела в Республике Казахстан, а также выполняющим иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан (аналогичная поправка может быть внесена и в другие законы, регулирующие деятельность того или иного правоохранительного органа)».

Такой правовой подход государственно-служебных отношений, связанных с правоохранительной деятельностью этих государственных органов, подчеркнул бы их общественно-полезный характер, проявляющийся в защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка, создании гарантий общественной безопасности, а также продемонстрировал бы их единство, как системы правоохранительной деятельности государства в целом. При этом сохранив законодательно предусмотренную специфику деятельности того или иного правоохранительного органа.

использованная литература

1. Закон Республики Казахстан «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 года. - Информационная система «ЮРИСТ».

2. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года. - Информационная система «ЮРИСТ».

3. Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года. - Информационная система «ЮРИСТ».

4. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов прокуратуры» от 29 декабря 2010 года. - Информационная система «ЮРИСТ».

5. Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 года. - Информационная система «ЮРИСТ».

6. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности» от 29 декабря 2010 года. - Информационная система «ЮРИСТ».

7. Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан» от 4 июля 2002 года. - Информационная система «ЮРИСТ».

8. Указ Президента Республики Казахстан «Вопросы Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции)» от 21 апреля 2005 года. -Информационная система «ЮРИСТ».

9. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правоохранительной службы и присвоения классных чинов, воинских и специальных званий, права ношения форменной одежды военнослужащими и сотрудниками иных государственных органов» от 6 января 2011 года. - Информационная система «ЮРИСТ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Закон Республики Казахстан «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 года - Информационная система «ЮРИСТ».

11. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года. - Результаты опроса оглашены в ходе проведения «круглого стола» на тему: «Актуальные проблемы совершенствования организационно-правовой основы деятельности системы правоохранительных органов Республики Казахстан», проведенного Министерством юстиции Республики Казахстан совместно с ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» 19 апреля 2011 года.

12. Закон Республики Казахстан «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан» от 23 июня 1992 года. - Информационная система «ЮРИСТ».

13. Закон Республики Казахстан «О пожарной безопасности» от 22 ноября 1996 года. - Информационная система «ЮРИСТ».

14. Озвучено в ходе проведения круглого стола на тему: «Актуальные проблемы совершенствования организационно-правовой основы деятельности системы правоохранительных органов Республики Казахстан», проведенного Министерством юстиции Республики Казахстан совместно с ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» 19 апреля 2011 года.

15. Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». - Информационная система «ЮРИСТ».

16. Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 6 января 2011 года. - Информационная система «ЮРИСТ».

• • • • •

Мацалада Цазацстан Республикасыныц цуцыц цоргау органдарыныц цызмет реттейтт зац шыгару нег1здер1н талданады. Сонымен б1рге мемлекеттщ цуцыц цоргау ЖYйесiмен сабацтас жеке зацга суйенген новеллалар жэне оныц збден жетiлдiру жолдарды усынылады.

В статье анализируются законодательные основы, регулирующие деятельность правоохранительных органов Республики Казахстан. Также предлагаются отдельные правовые новеллы, связанные с правоохранительной системой государства, и пути ее совершенствования.

In this article the legislative framework governing the activity of the law enforcement bodies of Republic ofKazakhstan is analyzed. Also some legal innovations related to the law enforcement system of the state and ways how to improve this system are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.