Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАУЧНЫМ ПУБЛИКАЦИЯМ САРТАЕВОЙ Н.А'

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАУЧНЫМ ПУБЛИКАЦИЯМ САРТАЕВОЙ Н.А Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / «РЕЙТИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОВЕРИЯ» / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сартаева Наталья Абаевна

В статье проведен анализ трех статей, опубликованных в «Вестнике Института законодательства» в 2011 году, посвященных вопросам научного обеспечения законопроектной работы по совершенствованию законодательства о деятельности правоохранительных органов. В статье «К разработке нового Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел» (опубликована в «Вестнике Института законодательства» № 1 (21)) рассматриваются вопросы, связанные с новой редакцией Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». В этих целях изучаются: специфика деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан, международно-правовые акты, регулирующие деятельность милиции (полиции), а также предлагаются новые подходы к этой сфере законодательства. В статье «К вопросу о приоритетности доверия со стороны населения в системе оценки деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан» (опубликована в «Вестнике Института законодательства» № 3 (23)) исследуются проблемы, связанные с определением приоритетности доверия со стороны населения к деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан. В числе критериев оценки деятельности правоохранительных органов предлагается ввести «рейтинг общественного доверия». Данный показатель рассматривается как один из способов учета общественного мнения в деятельности правоохранительных органов. В статье «Законодательные основы деятельности правоохранительных органов и их совершенствование» (опубликована в «Вестнике Института законодательства» № 4 (24)) анализируются законодательные основы, регулирующие деятельность правоохранительных органов Республики Казахстан. Также предлагаются отдельные правовые новеллы, связанные с правоохранительной системой государства, и направленные на ее совершенствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIENTIFIC SUPPORT OF LEGISLATIVE WORK TO IMPROVE LEGISLATION ON THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES: GOING BACK TO THE SCIENTIFIC PUBLICATIONS OF N.A. SARTAYEVA

The article analyzes three articles published in the Bulletin of the Institute of Legislation in 2011, devoted to the issues of scientific support of legislative work to improve legislation on the activities of law enforcement agencies. The article «On the Drafting of a New Law of the Republic of Kazakhstan «On Internal Affairs Bodies» (published in the Bulletin of the Institute of Legislation No. 1 (21)) deals with issues related to the new version of the Law of the Republic of Kazakhstan «On Internal Affairs Bodies of the Republic of Kazakhstan». For this purpose, the following are studied: the specifics of the activities of the internal affairs bodies of the Republic of Kazakhstan, international legal acts regulating the activities of the militia (police), and new approaches to this area of legislation are proposed. The article «On the question of the priority of trust from the public in the system of evaluating the activities of law enforcement agencies of the Republic of Kazakhstan» (published in the «Bulletin of the Institute of Legislation» No. 3 (23)) explores the problems associated with determining the priority of trust from the public in the activities of law enforcement agencies of the Republic of Kazakhstan. Among the criteria for evaluating the activities of law enforcement agencies, it is proposed to introduce a «rating of public trust». This indicator is considered as one of the ways to take into account public opinion in the activities of law enforcement agencies. The article «Legislative framework for the activities of law enforcement agencies and their improvement» (published in the «Bulletin of the Institute of Legislation» No. 4 (24)) analyzes the legislative framework governing the activities of law enforcement agencies of the Republic of Kazakhstan. It also offers separate leg

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАУЧНЫМ ПУБЛИКАЦИЯМ САРТАЕВОЙ Н.А»

УДК 342.5

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАУЧНЫМ ПУБЛИКАЦИЯМ САРТАЕВОЙ Н.А.

Сартаева Наталья Абаевна

Главный научный сотрудник Отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан,доктор юридических наук, доцент; Республика Казахстан, г. Нур-Султан, e-mail: sartay12071969@mail.ru

Аннотация. В статье проведен анализ трех статей, опубликованных в «Вестнике Института законодательства» в 2011 году, посвященных вопросам научного обеспечения законопроектной работы по совершенствованию законодательства о деятельности правоохранительных органов.

В статье «Кразработке нового Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел» (опубликована в «Вестнике Института законодательства» № 1 (21)) рассматриваются вопросы, связанные с новой редакцией Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». В этих целях изучаются: специфика деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан, международно-правовые акты, регулирующие деятельность милиции (полиции), а также предлагаются новые подходы к этой сфере законодательства.

В статье «К вопросу о приоритетности доверия со стороны населения в системе оцен- С ки деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан» (опубликована в и «Вестнике Института законодательства» № 3 (23)) исследуются проблемы, связанные И с определением приоритетности доверия со стороны населения к деятельности право- S охранительных органов Республики Казахстан. В числе критериев оценки деятельности s правоохранительных органов предлагается ввести «рейтинг общественного доверия». > Данный показатель рассматривается как один из способов учета общественного мнения а в деятельности правоохранительных органов. о

В статье «Законодательные основы деятельности правоохранительных органов и их о совершенствование» (опубликована в «Вестнике Института законодательства» № 4 (24) Е анализируются законодательные основы, регулирующие деятельность правоохранитель- Ь ных органов Республики Казахстан. Также предлагаются отдельные правовые новеллы, В связанные с правоохранительной системой государства, и направленные на ее совершен- И ствование. р

Ключевые слова: научное обеспечение законопроектной деятельности, «рейтинг обще- О ственного доверия», деятельность правоохранительных органов, органы внутренних дел, О экспертный опрос.

X

е о

"U

2 >

JZ

Ц¥К;ЬЩ КОРГАУ ОРГАНДАРЫНЫЦ ЦЫЗМЕТ1 ТУРАЛЫ ЗАЦНАМАНЫ ЖЕТ1ЛД1РУ Ж0НШДЕГ1 ЗАЦ ЖОБАЛАУ Ж¥МЫСЫН ГЫЛЫМИ ЩАМТАМАСЫЗ ЕТУ: Н.А. САРТАЕВАНЫЦ ГЫЛЫМИ ЖАРИЯЛАНЫМДАРЫНА

КАЙТА ОРАЛГАНДА

Наталья Абайкызы Сартаева

Казащстан Республикасыныц Зацнама жэне щущыщтыщ ащпарат институты конституциялъщ, эюмшшк зацнама жэне мемлекеттт басщару белгмгшц бас гылыми щызметкерг, зац гылымдарыныц докторы, доцент;

Казащстан Республикасы, Нур-Султан щ e-mail: sartay12071969@mail.ru

Аннотация. 2011 жылы «Зацнама институтыныц жаршысында» жарияланган щущыщ щоргау органдарыныц щызмет1 туралы зацнаманы жетшд1ру бойынша зац шыгару жумы-старын гылыми щамтамасыз ету мэселелерте арналган уш мащалага талдау жасалган.

«1шк1 iстер органдары туралы» Казащстан Республикасыныц жаца Зацын эзгрлеу туралы» мащалада («Зацнама институтыныц жаршысы» журналыныц № 1 (21) санында жарияланган) Казащстан Республикасыныц «1шк1 wтер органдары туралы» Зацыныц жаца редакциясына щатысты мэселелер щарастырылган. Осы мащсатта мыналар зерделенедi: Казащстан Республикасы шк wтер органдары щызметшц ерекшелiктерi, милицияныц (полицияныц) щызметт реттейтт халыщаралыщ щущыщтыщ акттер, сондай-ащ осы сала-дагы зацнамага щатысты жаца квзщарастар усынылады.

«Казащстан Республикасы щущыщ щоргау органдарыныц щызметт багалау жуйесте ха-лыщтыц сешмшц басымдыгы туралы мэселе» туралы мащалада («Зацнама институтыныц жаршысы» журналыныц № 3 (23) санында жарияланган) Казащстан Республикасы щущыщ щоргау органдары щызметте халыщ тарапынан сешм басымдылыгын аныщтауга байланысты мэселелер зерттеледi. Кущыщ щоргау органдарыныц щызметт багалау кри-терийлерШц щатарында «халыщтыц сешм рейтингт» енгiзу усынылады. Бул керсетшш щущыщ щоргау органдарыныц щызметтде щогамдыщ пiкiрдi есепке алудыц бiр жолыреттде щарастырылады.

«Кущыщ щоргау органдары щызметшц зацнамалыщ негiздерi жэне оларды жетiлдiру» туралы мащалада («Зацнама институтыныц жаршысы» журналыныц № 4 (24) санында жарияланган) Казащстан Республикасы щущыщ щоргау органдарыныц щызметт реттей-а. тт зацнамалыщ базага талдау жасалган. Сондай-ащ, мемлекеттщ щущыщ щоргау жуй-е еане щатысты жэне оны жетiлдiруге багытталган жеке щущыщтыщ жацашылдыщтар ^ усынылады.

° TYÜiH свздер: зац шыгару щызметт гылыми щамтамасыз ету, «щогамдыщ сешмрейтин-m гi», щущыщ щоргау органдарыныц щызметi, imrn wтер органдары, сараптамалыщ сауалнама.

CL

<

§ SCIENTIFIC SUPPORT OF LEGISLATIVE WORK TO IMPROVE

5 LEGISLATION ON THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT

I AGENCIES: GOING BACK TO THE SCIENTIFIC PUBLICATIONS

§ OF N.A. SARTAYEVA

Sartayeva Natalya Abaevna

Chief Reseacher of the Departament constitutional, administrative k legislation and public administration Institute of leqislation

s and Legal Information Republic of Kazakhstan,

s Doctor of Law, Associate Professor;

^ Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan, e-mail: sartay12071969@mail.ru

Abstract. The article analyzes three articles published in the Bulletin of the Institute of Legislation in 2011, devoted to the issues of scientific support of legislative work to improve legislation on the activities of law enforcement agencies.

The article «On the Drafting of a New Law of the Republic of Kazakhstan «On Internal Affairs Bodies» (published in the Bulletin of the Institute of Legislation No. 1 (21)) deals with issues related to the new version of the Law of the Republic of Kazakhstan «On Internal Affairs Bodies of the Republic of Kazakhstan». For this purpose, the following are studied: the specifics of the activities of the internal affairs bodies of the Republic of Kazakhstan, international legal acts regulating the activities of the militia (police), and new approaches to this area of legislation are proposed.

The article «On the question of the priority of trustfrom the public in the system ofevaluating the activities of law enforcement agencies of the Republic of Kazakhstan» (published in the «Bulletin of the Institute of Legislation» No. 3 (23)) explores the problems associated with determining the priority of trust from the public in the activities of law enforcement agencies of the Republic of Kazakhstan. Among the criteria for evaluating the activities of law enforcement agencies, it is proposed to introduce a «rating of public trust». This indicator is considered as one of the ways to take into account public opinion in the activities of law enforcement agencies.

The article «Legislative framework for the activities of law enforcement agencies and their improvement» (published in the «Bulletin of the Institute of Legislation» No. 4 (24)) analyzes the legislative framework governing the activities of law enforcement agencies of the Republic of Kazakhstan. It also offers separate legal novels related to the law enforcement system of the state, and aimed at its improvement.

Key words: scientific support of legislative activities, "rating ofpublic trust", the activities of law enforcement agencies, internal affairs bodies, expert survey.

Введение

В Стратегии развития Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан Министерства юстиции Республики Казахстан на 2021-2030 годы (далее - Стратегия), миссией Института определяется внесение существенного вклада в юридическую науку, охватывающую своим содержанием проблемы государственности, правового регулирования наиболее важных сфер общественной жизни, непосредственно связанных с правом.

Для этого у Института имеется огромный научный потенциал, и за 28 лет работы сотрудники Института приняли участие в разработке более 1500 проектов законодательных актов, тем самым внося огромный вклад в совершенствование законодательства [1, с.17].

Также миссией Института, предусмотренной Стратегией, является содействие в совершенствовании законодательства Республики Казахстан посредством научных правовых исследований на основе эффективных научных методов с использованием современных цифровых технологий по актуальным направлениям стратегического развития государства и права.

Одним из таких исследований являет-

DOI: 10.52026/2788-5291_2022_70_3_263

ся фундаментальное и прикладное научное

исследование по теме: «Научное обеспече- го

ние законопроектной деятельности в Респу- ]

блике Казахстан», которое в текущем году И

проводит Отдел конституционного, адми- И

нистративного законодательства и государ- ] ственного управления.

Следует отметить, что проведение на- А

учных исследований является важным на- а

правлением деятельности Института на О

протяжении ряда лет. По результатам таких о

исследований разрабатываются предложе- ]

ния и рекомендации, которые формируют Ь

научную основу законопроектной работы. р

Примером тому является предлагаемая >

статья, поскольку в ней анализируются три П

научные работы, которые были выполнены В

в рамках фундаментального исследования В

на тему: «Повышение эффективности де- >

ятельности правоохранительных органов Н

Республики Казахстан и ее оценка» (данное о

исследование проводилось Институтом в а

2011 году). ИИ

Результаты этого исследования были оз- К

вучены в ходе проведения круглого стола №

«Актуальные проблемы совершенствования (

организационно-правовой основы деятель- )

ности системы правоохранительных орга- 0

нов Республики Казахстан», проведенного 2

Министерство юстиции Республики Казахстан совместно с Институтом (19 апреля 2011 года).

В ходе вышеназванного исследования в мае-сентябре 2010 года было опрошено 120 экспертов-сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, финансовой полиции (ныне антикоррупционной службы), государственной противопожарной службы, таможенных органов и прокуратуры (далее - экспертный опрос). Обобщенные и проанализированные результаты опроса составили эмпирическую базу исследования и предлагаемых архивных статей.

Статьи опубликованы в первом, третьем и четвертом выпуске «Вестника Института законодательства» 2011 года - соответственно «К разработке нового Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел» опубликована № 1 (21) [с. 43-46], «К вопросу о приоритетности доверия со стороны населения в системе оценки деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан» - в № 3 (23) [с.92-96] и «Законодательные основы деятельности правоохранительных органов и их совершенствование» - в № 4 (24) [с.102-110].

™ Методы и источники

¡3 Методология включает в себя сравнись тельно-правовой анализ.

С целью всестороннего анализа заявлен-1 ной проблематики проанализированы законы Республики Казахстан, регулирующие ^ деятельность правоохранительных органов, ^ а также международные документы в этой

0 сфере.

1

Основная часть

§ Статья «К разработке нового Закона < Республики Казахстан «Об органах вну-с тренних дел Республики Казахстан» была <1 опубликована в период, когда была начата (З работа по разработке новой редакции Закоси на Республики Казахстан «Об органах вну-^ тренних дел».

Статья содержит шесть предложений, к

о примеру, при разработке концепции предла-

т гается учитывать повышенную социальную

^ значимость деятельности ОВД РК, опреде-

ЁЕ ляемую более тесными, чем у других право-

Ь охранительных органов, связями со всеми

^ без исключения слоями населения.

^ «Кроме того, воплотив типичные черты

£ правоохранительной деятельности и управ-

т лении ею, ОВД РК, в то же время содержат

массу специфичных черт. Так, по количеству личного состава, объему материального, технического и информационного обеспечения о преступлениях и иных правонарушениях, о лицах их совершивших, о мерах профилактики и их результативности, они превышают другие правоохранительные органы. Количество выполняемых ОВД РК функций также гораздо больше, чем у других правоохранительных органов» [2, с.43]. Данные специфические черты сохраняются и в настоящее время.

В статье обращается внимание на необходимость научного обеспечения законопроектной деятельности, связанной с разработкой правовых новелл, регулирующих деятельность ОВД РК. В этих целях предлагается проведение соответствующих научно-практических исследований, экспертных опросов, позволяющих изучить рассматриваемую проблему системно и комплексно; привлечь к разработке нового закона широкий круг специалистов, ученых, общественности.

В качестве научного обеспечения законопроектной деятельности в рассматриваемой сфере приводятся результаты экспертного опроса. Так, 66,7% экспертов отметили, что действующий закон уже не обеспечивает деятельность ОВД РК правовыми нормами, позволяющими им эффективно осуществлять свою деятельность. 73,3% экспертов полагают, что правового совершенствования, в первую очередь, требуют нормы, связанные с социальной защитой сотрудников ОВД. 40 % опрошенных отметили, что это нормы, затрагивающие правовое положение сотрудников ОВД, 33,3% экспертов - о финансовом и материально-техническом обеспечении ОВД, по 20% - о полномочиях, обязанностях и правах, а также прохождении службы в ОВД [2, с.44]. Таким образом, экспертное мнение подтвердило необходимость принятия новой редакции закона и определило важные направления правового совершенствования.

Также в статье рассматривается возможность имплементации в содержание нового закона, норм международных правовых актов, в частности межгосударственных объединений. К примеру, Модельного закона «О полиции (милиции)» (далее - Модельный закон. Принят на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 20-12 от 7декабря 2002 г.). Обращается внимание, что в Модельном законе обязанности

и права полиции (милиции) систематизированы в зависимости от направления их деятельности. К примеру, глава 2 «Обязанности полиции (милиции)» содержит в себе 9 статей (статьи 10-18), в которых предусматриваются обязанности полиции (милиции); права полиции (милиции) предусматриваются в отдельной главе 10 статьей (статьи 19-28).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сравнении, права и обязанности ОВД РК в действующем на то время Законе РК «Об органах внутренних дел» (от 21 декабря 1995 года) предусматривались в одной главе «Полномочия органов внутренних дел». В нее входило три статьи - статья 10 «Обязанности ОВД», статья 11 «Права ОВД» и статья 11-1 «Государственный контроль в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности» (статьи были чрезвычайно загружены, права и обязанности по направлениям деятельности ОВД не разграничены. Так, статья 10 содержала в себе 56 норм, а статья 11 - 47). Такое изложение, несомненно, усложняло восприятие и правоприменение содержащихся в данных статьях норм. В связи с чем в статье предлагается изменить структуру главы.

В статье «К вопросу о приоритетности доверия со стороны населения в системе оценки деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан» рассматриваются вопросы системы оценки деятельности правоохранительных органов.

В статье предлагается в систему оценки включить не только формально-статистические показатели (раскрываемость, регистрация правонарушений, состояние преступности на территории и т.д.), но и социальные индикаторы и показатели. Так, 53,3% участников экспертного опроса считают, что основным показателем эффективной работы ОВД РК должно стать отношение населения к ним; 33,3% опрошенных - состояние преступности в стране (области, городе и т.д.) и лишь 7% экспертов указали, что показателем работы ОВД должна быть раскрываемость [2, с.44].

Новеллой является «рейтинг общественного доверия», который определяется как уровень доверия до стороны населения к правоохранительным органам, выявленный в результате проведения мониторинга общественного мнения [3, с. 92]. Суть предлагаемого показателя заключается в создании в интересах правоохранительной деятельности механизма постоянного наблюде-

ния (мониторинга) общественного мнения, оценки и прогноза социальных процессов и их учета в правоохранительной практике. Его теоретическую основу составляет идея выявления, учета и использования общественного мнения, которая в полной мере отвечает одной из доминирующих тенденций развития казахстанского общества - все более усиливающееся значение общественного мнения в регулировании социальных процессов.

В статье отмечается, что общественное мнение всегда оперативно реагирует на состояние правопорядка, недостатки и успехи правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Кроме того, деятельность правоохранительных органов затрагивает самые существенные права и свободы граждан: неприкосновенность, личную свободу, свободу передвижения. Ведь правоохранительные органы не только принимают решения об ограничении таких прав и свобод, но и фактически реализуют принудительные функции государства.

Таким образом, во всех своих проявлениях правоохранительная деятельность затрагивает интересы всех граждан и общностей, пронизывает все общество, имеет общественную значимость, оказывает существенное влияние на формирование социально-политического и социально-психоло- ] гического климата в обществе. Кроме того, К теоретическая основа показателя «рейтинг и общественного доверия» вытекает из эконо- р мической, нравственной и социальной при- У роды общественного мнения. А

Статья «Законодательные основы дея- А тельности правоохранительных органов и о их совершенствование» представляет собой Д научно-правовой анализ законов, которые Е регулируют деятельность правоохранитель- Ь ных органов. В этих целях в ней изучены за- В коны Республики Казахстан «О правоохра- И нительной службе», «О прокуратуре», «Об о органах внутренних дел», «Об органах фи- АВ нансовой полиции». «Об органах юстиции», О в части деятельности уголовно-исполни- и тельной системы, «О пожарной службе», ко- ф декс Республики Казахстан «О таможенном Оо деле», в части таможенных органов. Ц

На основе анализа предлагается в отрас- ИИ левых законах уточнить, что органы государ- к ственной противопожарной службы, уголов- № но-исполнительной системы и таможенных ( органов, являются правоохранительными — органами; органы внутренних дел, финан- 2 совой полиции и противопожарной службы 2

законодательно определять не как специальные государственные, а как правоохранительные органы.

К примеру, статью 1 Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» предлагается изложить в следующей редакции: «Органы внутренних дел Республики Казахстан (в дальнейшем — органы внутренних дел) являются правоохранительным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства» (для сравнения действующая редакция пункта 1 статьи 1 Закона определяет, что органы внутренних дел Республики Казахстан (далее - органы внутренних дел) являются правоохранительным органом, предназначенным для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств, охраны об™ щественного порядка и обеспечения общего ственной безопасности). ° Также, опираясь на международный за-т конодательный опыт (Закон Республики Уз-1 бекистан «О гражданской защите», Закон Украины «О правовых основах гражданской ^ защиты») в статье обосновывается необ-^ ходимость разработки Закона Республики

0 Казахстан «О гражданской защите» (Закон

1 Республики Казахстан «О гражданской защите» принят 11 апреля 2014 года) [4, с.107].

§ Обсуждение и результаты. В действу-< ющем Законе Республики Казахстан «Об с органах внутренних дел Республики Казах-<1 стан», принятом 23 апреля 2014 года, учтен (З ряд рекомендаций и предложений, вырабо-^ танных по результатам научного исследова-^ ния и освящённых в статье «К разработке о Закона Республики Казахстан «Об органах о внутренних дел Республики Казахстан».

Так, в нем предусмотрены главы о право-^ вом положении сотрудников ОВД РК (гла-ЁЕ ва 6) и их социальных гарантиях (глава 7), Ь статья о финансовом и материально-техни-^ ческом обеспечении ОВД РК (статья 21). ^ Также в разных главах предусматриваются £ вопросы государственного регулирования в 00 сфере ОВД РК (глава 4) и полномочия ОВД

РК (глава 2), как это предлагалось в статье.

Однако, по-прежнему, сложное восприятие сохраняют правовые нормы о полномочиях ОВД РК. Так, статья 6 этого Закона состоит из двух пунктов. Первый пункт предусматривает обязанности ОВД РК и содержит 51 подпункт! Пункт 2 - о правах включает в себя 41 подпункт!

В этой связи предлагается разделить статью 6 названного Закона на две статьи. В одной предусмотреть обязанности, а в другой - права ОВД РК, разделив их по направлениям деятельности ОВД РК.

Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» предусматривает статью 46-2 оценка деятельности, в которой предусматриваются нормы об определении эффективности и качества работы сотрудников.

Между тем, норм об определении эффективности работы правоохранительного органа Закон не предусматривает.

В связи с чем предлагается в статье 46-2 указанного закона предусмотреть не только нормы об оценки деятельности сотрудников, но и об оценке эффективности деятельности правоохранительного органа. В числе критериев предусмотреть «рейтинг общественного доверия», который предложен в статье «К вопросу о приоритетности доверия со стороны населения в системе оценки деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан».

В развитие правовой идеи, изложенной в статье «Законодательные основы деятельности правоохранительных органов и их совершенствование», предлагается нижеследующее:

1) подпункт 41) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите» определяет, что государственная противопожарная служба - совокупность органов управления, сил и средств гражданской защиты в областях, городах республиканского значения, столице, районах, городах областного значения, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения аварийно-спасательных и неотложных работ, осуществления государственного контроля в области пожарной безопасности и проведения дознания по делам о преступлениях, связанных с пожарами.

Согласно статье 3 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» государственная противопожарная служба отнесена к правоохранительным органам.

На основании изложенного предлагается в подпункте 41) статьи Закона Республики Казахстан «О гражданской защите» слово «совокупность» заменить словами «правоохранительный орган, представляющий совокупность».

2) подпункт 1) статьи 18 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» к субъектам противодействия коррупции относит уполномоченный орган по противодействию коррупции. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» он является правоохранительным органом.

Пункт 2 Указа Президента Республики Казахстан «О мерах по совершенствованию системы государственного управления» от 13 июня 2019 года, устанавливает, что Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) является правоохранительным органом, осуществляющим выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных уголовных правонарушений.

В этой связи предлагается подпункт 1) статьи 18 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» изложить в следующей редакции:

«1) уполномоченный орган по противодействию коррупции - правоохранительный орган, осуществляющий выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных уголовных правонарушений».

Таким образом, статус антикоррупционной службы будет предусмотрен на законодательном уровне.

3) статья 1 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре» определяет, что прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности

на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.

Так как органы прокуратуры, согласно статье 3 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» являются правоохранительным органов, в статье 1 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре» слово «прокуратура» заменить словами «прокуратура, как правоохранительный орган,». Также данное предложение может быть учтено при разработке Конституционного закона Республики Казахстан «О прокуратуре».

Заключение

В настоящее время Вестник Института

- это научная площадка, на которой обсуждаются злободневные, значимые вопросы по всем отраслям права. Журнал создает основу теоретических и практических знаний, формирует широкий правовой кругозор.

Благодаря рубрике «Архивные страницы» можно изучить и выявить закономерности развития той или иной отрасли права либо сферы общественных отношений. Такая рубрика также позволяет проследить историко-научный путь журнала.

Рассматривая архивные статьи с позиции настоящего, им дается «вторая научная жизнь», проводится историческая параллель

- от возникновения общественно-значимой проблемы до ее правового разрешения.

Возращение к научным публикациям позволило проанализировать жизнеспособность содержащихся в них предложений, а также выработать актуальные на сегодняшний день рекомендации в рассматриваемой сфере общественных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

1. Сарпеков Р.К. «Вопросы обеспечения публичности в законопроектной деятельности и модернизации научной правовой экспертизы в сфере принятия в Республике Казахстан законодательных поправок по вопросам совершенствования нормотворчества»//Вестник Института законодательства и правовой информации РК, 2021.-№ 1(64).- С. 13-21.

2. Сартаева Н.А. «Кразработке нового Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел» //Вестник Института законодательства, 2011. - № 1 (21)- с. 43-46.

3. Сартаева Н.А. «К вопросу о приоритетности доверия со стороны населения в системе оценки деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан» //Вестник Института законодательства, 2011. - № 3 (23) - с.92-96.

4. Сартаева Н.А. «Законодательные основы деятельности правоохранительных органов и их совершенствование» //Вестник Института законодательства, 2011. - № 4 (24) - с.102-110.

>

го О го О

X

е о

"U

2 А

JZ

REFERENCES

1. Sarpekov R.K. «Voprosy obespecheniya publichnosti v zakonoproektnoj deyatel'nosti i modernizacii nauchnoj pravovoj ekspertizy v sfere prinyatiya v Respublike Kazahstan zakonodatel'nyh popravok po voprosam sovershenstvovaniya normotvorchestva»//Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravovoj informacii RK, 2021.-№ 1(64).-S. 13-21.

2. Sartaeva N.A. «K razrabotke novogo Zakona Respubliki Kazahstan «Ob organah vnutrennih del» //Vestnik Instituta zakonodatel'stva, 2011. - № 1 (21)- s. 43-46.

3. Sartaeva N.A. «K voprosu o prioritetnosti doveriya so storony naseleniya v sisteme ocenki deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov Respubliki Kazahstan» //Vestnik Instituta zakonodatel'stva, 2011. - № 3 (23) - s.92-96.

4. Sartaeva N.A. «Zakonodatel'nye osnovy deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov i ih sovershenstvovanie» //Vestnik Instituta zakonodatel'stva, 2011. - № 4 (24) - s.102-110.

CL

< z

CL

O 0 X

o

en O

m <

<

en

b -Q

LU tí CI O x

o <

en

n

ZQAI

X

b

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.