Научная статья на тему 'Отдельные аспекты деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан по обеспечению конституционного контроля'

Отдельные аспекты деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан по обеспечению конституционного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА / СТАНДАРТЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ / УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ОРГАНАМ ПРАВОПОРЯДКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Биекенов Нурлан Амангелдинович

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан по обеспечению конституционного контроля. При этом в качестве его объекта автором выделены гарантии защиты прав и свобод человека, как обязательного элемента правового государства. Среди приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов выделены организационно-практические меры, которые будут способствовать повышению уровня доверия к ней со стороны населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Биекенов Нурлан Амангелдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан по обеспечению конституционного контроля»

Биекенов Нурлан Амангелдинович,

главный научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства РК, доктор юридических наук, доцент

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

Конституционный контроль относится к одному из средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое принято расценивать в качестве признака демократичности государства.

Его исключительная востребованность порождена стремлением обеспечить дополнительные гарантии конституционной законности, в первую очередь, прав и свобод человека и гражданина, конструктивных взаимно уважительных и ответственных отношений личности и государства [1].

В теории конституционализма

сформировались различные модели

конституционного контроля, в основе которых положена история развития национальных органов конституционной юрисдикции. При этом в науке доминирует позиция, что указанный контроль осуществляет только судебная система, а все другие органы выступают в качестве субъекта обращения в суд. В этом вопросе мы разделяем позицию Арутюняна Г.Г. который считает, что данный подход неверен и вызывает неразбериху. «Понятия «субъект конституционного контроля» и «субъект, имеющий право обращаться в Конституционный суд» - существенно отличаются.

Изучение конституций многих стран однозначно свидетельствует, что разные органы, непосредственно, в той или иной мере, правомочны осуществлять конституционный контроль.

Естественно, что конкретный контроль осуществляется различными способами и в установленном законом порядке для любого субъекта. Хоть в разных странах все это и имеет свои особенности, однако, в общем, субъектами конституционного контроля являются:

- народ (когда принимает референдумом

Конституцию или производит в ней изменения);

- президент страны (у большинства стран в тексте клятвы Президента закреплена обязанность защищать Конституцию);

- парламент;

- специализированные органы конституционного правосудия;

- судебная система общей юрисдикции;

- правоохранительные органы (выделено нами);

- любой государственный орган или общественная организация (которые обеспечивают принятие своих решений и действия в соответствии с Конституцией) [2].

В этом плане интерес представляет вывод, сделанный Малиновским В.А. о том, что «чем больше мы отталкиваемся от классики конституционализма, чем больше мы говорим об общих чертах, тем больше на примерах конкретных стран вынуждены констатировать отход от этой самой классики.

Сегодня в мире главным постепенно становится не столько соблюдение каких-то канонов классики конституционализма, сколько стремление к эффективному осуществлению национальными средствами тех общих функций органов конституционного контроля, результатом которых и должно стать максимальное обеспечение общих цивилизационных и конкретных страновых конституционных ценностей» [3].

Отмеченное объективно и концептуально для рассмотрения непосредственной взаимосвязи конституционного контроля с иными институтами государства, обеспечивающих верховенство Основного закона.

Отправной точкой для этого является то, что конституционный контроль - важнейшая функция любого государственного органа по

обеспечению законности. Это обуславливается, прежде всего, тем особым местом, которое занимает Конституция в жизни общества.

В первую очередь это закрепление в ней равных для всех конституционных прав и свобод, большинство из которых являются определяющими для понимания Казахстана как демократического государства.

Система конституционного контроля будет несовершенна до тех пор, пока защита прав человека не станет её неотъемлемой частью. Все те страны, которые стремятся придать общественному развитию стабильность и положительный импульс, где осознана необходимость построения гражданского общества, придают важность проблеме рационального использования созидательного потенциала общества, стремятся к укреплению гарантий защиты прав и свобод человека - в том числе путем превращения этого вопроса в объект конституционного контроля.

Соответственно, правоохранительный орган, как и любая государственная структура в свою очередь осуществляет шаги относительно своего структурного построения, улучшения форм и методов своей деятельности, что диктуется не только условиями, которые сложились в государстве, но и необходимостью соблюдать существующие международные стандарты в этой области. В этой связи важнейшее значение приобретает качественное выполнение основной задачи правоохранительных органов - быстрое и полное раскрытие преступлений и привлечение к ответственности виновных лиц.

Следует отметить, что ранее при проведении первоначальных проверочных мероприятий по заявлениям и сообщениям о преступлениях в низовых подразделениях правоохранительных органовдопускались многочисленные нарушения учетно-регистрационной дисциплины.

В результате работы по наведению порядка в учетно-регистрационной дисциплине, начавшейся более 2,5 лет назад, высветилась реальная картина криминогенной ситуации в стране,что позволило оценитьиперераспределить свои силы, а также пересмотреть подходы к борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка.

Удалось добиться повышения оперативности принятия процессуальных решений по заявлениям и сообщениям о преступлениях. В настоящее время по 93% заявлений процессуальные решения принимаются в течение трех суток, тогда как раньше этот показатель не

превышал 60%.

Вместе с тем, недостатки в указанной сфере еще сохраняются.

Результаты опроса заявителей на электронном портале Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры показывали, что из трех тысяч опрошенных значительная часть граждан не удовлетворена деятельностью органов полиции по раскрытию и расследованию преступлений.

Одним из вариантов решения проблем в указанной сфере станет разработка единого формата заявлений о преступлениях с определением конкретного объема сведений, которые нужны для оперативного принятия законного решения. В настоящее время предложенная услуга включена в соответствующий реестр государственных услуг.

Данный вопрос приобретает особую значимость в связи с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса, содержащей нормы о начале досудебного производства непосредственно с момента регистрации заявления о преступлении.

Введение института досудебного

расследования предполагает отказ от стадии доследственной проверки и возбуждения уголовного дела. Количество возбужденных уголовных дел, наконец-то, перестанет быть одним из основных показателей работы правоохранительных органов.

Неукоснительное исполнение стандартизированных регламентов позволит обеспечить в кратчайшие сроки полноту сбора и закрепления доказательств, принятие законных процессуальных решений. При этом внедрение стандартизации не повлечет ущемления процессуальной самостоятельности следователя, поскольку его действия не будут ограничиваться регламентом, и он вправе принимать весь комплекс предусмотренных законом мер по обеспечению полноты и всесторонности расследования.

Все следственные действия, затрагивающие конституционные и иные права и свободы человека, будут проводиться исключительно с санкции судьи и прокурора.

Вводится институт следственного судьи, которыйбудетрешатьвопросысанкционирования ареста в качестве меры пресечения, продления его сроков, принудительного помещения в медицинские учреждения лиц, не содержащихся под стражей, для производства судебно-психиатрической экспертизы, объявления

международного розыска и ряда других следственных действий, осуществляемых органами уголовного преследования.

Предполагается внедрить в уголовный процесс процессуальное соглашение - так называемую «сделку о признании вины», что будет способствовать ускорению и упрощению судебного процесса.

Наряду с этим, ранее был исключен запрет на осуществление прокуратурой предварительного следствия по уголовным делам. Надзорные органы теперь могут осуществлять уголовное преследование в порядке и пределах, установленных законом. Это позволяет обеспечить объективность и предотвратить волокиту при расследовании уголовных дел, вызвавших общественный резонанс, связанных с нарушением конституционных прав граждан, возбужденных в отношении сотрудников правоохранительных и специальных органов.

Отмеченное очень важно, поскольку именно на данном этапе чаще всего нарушаются конституционные права и законные интересы граждан.

Кроме того, принятие новых редакций Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов также позволит закрепить результаты проведенной гуманизации и заложить основы поэтапного сокращения тюремного населения, что существенно минимизирует количество людей вовлеченных в уголовную орбиту и будет способствовать улучшению условий содержания заключенных.

В условиях демократизации общества правоприменительная деятельность стражей правопорядка должна отвечать главному принципу: все - для людей, а оценка эффективности работы гражданами постепенно становится определяющим критерием их профессионализма.

Поэтому одним из основных целевых индикаторов Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы определен уровень доверия граждан к органам правопорядка [4].

Согласно Плану мероприятий по реализации Программы правоохранительным органам еще предстоит провести комплекс организационно-правовых мероприятий по их социализации [5].

Функциональный подход к деятельности исследуемых органов позволяет наряду с административно-регламентарной, административно-исполнительной, уголовно-процес-

суальной, оперативно-розыскной выделить принципиально новую форму их деятельности.

Так, обязанности, закрепленные в Законе «Об органах внутренних дел» «оказывать помощь гражданам, пострадавшим от противоправных посягательств, происшествий и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном состоянии ...» (п. 15 ст. 10), «разыскивать лиц ... пропавших без вести ...» (п. 9 ст. 10), «содействовать . в осуществлении контроля за состоянием противопожарной безопасности .» (п. 19 ст. 10), «организовывать специальные и военные перевозки» (п. 26 ст. 10), «участвовать в проведении карантинных, санитарных . мероприятий» (п. 27 ст. 10), «контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил паспортной системы, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан» (п. 25 ст. 10) [6], дают основание рассматривать полицию как социальную службу в обществе.

Идея служения обществу в тесном сотрудничестве с гражданами превращает полицию на Западе из карательной силовой структуры в повседневную круглосуточную сервисную службу с широким спектром социальных услуг, где «общество - это покупатель, а полицейское подразделение - это продавец своей полицейской услуги» [7].

Социальные услуги населению связываются со скорой медицинской и психологической помощью, поиском потерявшихся людей, помощью автомобилистам, попавшим в трудную дорожную ситуацию, и даже спасением животных. Это направление деятельности занимает сейчас от 30% до 40% всех вызовов полиции в США [8]. Кроме того, традиционное поддержание полицией общественного порядка включает вмешательство и арбитраж в семейных и бытовых конфликтах, обеспечение транспортного движения, контроль за уровнем шума, удаление нарушителей порядка из общественных мест, поддержание там спокойствия. Подсчитано, что три из каждых десяти вызовов полиции имеют дело с этой категорией деятельности [9].

В этом плане, следует выделить работу правоохранительных органов по оказанию государственных услуг. В настоящее время ими оказывается 41 услуга, из них через Центры обслуживания населения 13 [10].Только в

прошлом году созданы и начали работать первые пять специализированных ЦОНа по предоставлению услуг, связанных с регистрацией автотранспорта, выдачей водительских удостоверений и технических паспортов.

Принятые системные меры способствовали повышению показателя надежности

полицейских услуг в рейтинге Отчета о глобальной конкурентоспособности за 2013 год, определяемого Всемирным экономическим форумом. За последние 2 года Казахстан поднялся на 23 ступени со 111-го на 88-е место среди 148 стран [11].

Внедрению новой модели социальной политики государства, безусловно,

способствовало устранение существовавших процессуальных ограничений по предъявлению исков прокуроров в защиту трудовых, жилищных и иных прав и свобод граждан. В соответствии с обновленным законодательством такие иски прокуроры могут предъявлять независимо от наличия просьбы или заявления заинтересованного лица.

В целях дальнейшего снижения административного давления на бизнес в органах прокуратуры созданы специализированные подразделения по надзору за применением законов о предпринимательстве.

Повышению эффективности правоохранительных органов в рассматриваемой сфере способствовало внедрение на базе Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры проекта «Айкын», который дает возможность гражданам самостоятельно отслеживать ход и сроки рассмотрения их обращений. Для этого заявителю достаточно на специальном портале данного Комитета ввести регистрационный номер своего обращения.

Только в первом квартале т.г. по результатам

рассмотрения обращений внесено 682 акта прокурорского надзора, привлечено к дисциплинарной и административной ответственности 386 должностных лиц [12].

Отмеченные направления по совершенст---вованию деятельности правоохранительных органов являются основой повышения уровня доверия к ней со стороны населения. Поскольку её невысокий уровень мешает формированию действенного механизма предупреждения правонарушений и вовлечению в профилактику гражданского общества.

С учетом практики развитых стран предполагается разработать и использовать критерии внешней оценки работы правоохранительных органов, включая постоянный мониторинг и анализ общественного мнения.

Таким образом, закрепив на конституционном уровне принципы построения правового и социального государства, присоединившись к ряду международных конвенций в области защиты прав человека, Казахстан сделал свой выбор и в части определения приоритетов решаемых правоохранительными органами задач и установления принципов их деятельности.

Однако не следует забывать, что пока мы живем в обществе переходного периода, идея классика транзитологических концепций А. де Токвиля о воспроизводстве старых правил игры в новых политических формах [13] выглядит актуальным для широкого круга проблем, в том числе и реальных, а не декларированных ориентацией органов правоохраны.

Поэтому основным направлением совершенствования деятельности исследуемых органов должна стать максимальная открытость в рамках дальнейшей демократизации их организации и деятельности.

Список литературы

1. «На долю Казахстана приходится 95,19% спама Центральной Азии», Кигау^, 26 августа 2011 г., http://www.kursiv.kz/novosti/v-kazakhstane/1195213705-na-dolyu-kazaxstana-prixoditsya-9519-spama-ca.html; «Казахстан занял 18-е место в мировом рейтинге стран-распространителей спама», Кигеп^, 19 июля 2011г., http://www.kursiv.kz/novosti/v-kazakhstane/1195212413-kazaxstan-zanyal-18-e-mesto-v-mirovom-rejtinge-stran-rasprostranitelej-spama.html./

2. Екатерина Исакова, «Хакеры выбирают Казахстан», Киге^^, 21 октября 2010 г, http://www. kursiv.kz/hi-tech/hitech- weekly/1195205432-xakery-vybirayut- kazaxstan.html.

3. Аналитический обзор по Центральной Азии //www.centralasiaprogram.org/images/Policy_ Brief_2-RUS.pdf.

4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140909/

5. http://www.whitehouse.gov/the-press-office / 2013/02/12/ executive-order-improving-critical-infrastructure-cybersecurity)

6. Азаров одобрил законопроект о кибербезопасности http://inukr.net/economy/158871-azarov-odobril-zakonoproekt-o-kiberbezopasnosti.html

7. Пентагон обвиняет Китай в кибератаках http://www.golos-ameriki.ru/content/us-china-cyberA655652.html

8. Путин «загрузил» ФСБ интернетом. http://digest.subscribe.ru/inet/protection/n985077559.html

Мацалада конституциялыц бацылауды цамтамасыз етудегг Казацстан Республикасы цуцыц цоргау органдары цызметтщ теориялыщ жэне тэж1рибел1к мэселелер1 щаралады. Бул ретте, оныц объект1а реттде автор щущыщтыщ мемлекеттщ м1ндетт1 элементi реттде адамдардыц цуцыцтары мен бостандыщтарын цоргау кепiлдiгiн ерекшелеген. Кущыщ цоргау органдары щызметтщ басымды багыттарыныц Штде халыщтыц сетм децгешн артыруга себеп болатын уйымдастыру-практикалыц шаралар керсеттген.

Ty^h свздер: конституциялыц бащылау; адамдардыц щущыщтары мен бостандыщтарын цоргау кепiлдiгi; щущыщ цоргау органдарымен керсеттетт щызмет стандарттары; щущыщ тэртт органдарына керсеттетт халыц сетмдмгтщ децгеш.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан по обеспечению конституционного контроля. При этом в качестве его объекта автором выделены гарантии защиты прав и свобод человека, как обязательного элемента правового государства. Среди приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов выделены организационно-практические меры, которые будут способствовать повышению уровня доверия к ней со стороны населения.

Ключевые слова: конституционный контроль; гарантии защиты прав и свобод человека; стандарты оказания услуг правоохранительными органами; уровень доверия населения к органам правопорядка.

The article deals with theoretical and practical aspects of law enforcement activities in the Republic of Kazakhstan that ensure constitutional control. Thus as its object the author highlights the guarantees of protection of human rights and freedoms as an essential element of a legal state. Organizational and practical measures that will increase the level of trust in the law enforcement agencies are highlighted among the priorities.

Keywords: constitutional control, guarantees of protection of human rights and freedoms, service standards of law enforcement agencies, the level ofpublic confidence in law enforcement agencies

Нурлан Амангелд!¥лы Биекенов,

КР Зац шыгару институты конституциялыц, эюмшшк зацнама жэне мемлекетпк басцару бeлiмшщ бас гылыми цызметкер^ з.г.д., доцент

^азацстан Республикасы н^цын; к;орFау органдарыныц конституциялыц бацылауды цамтамасыз етудеп цызметшщ кейбiр мэселелерi

Биекенов Нурлан Амангелдинович,

главный научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства РК, д.ю.н., доцент

Отдельные аспекты деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан по обеспечению конституционного контроля

Biyekenov Nurlan Amangeldinovich,

chief research fellow of Department of the constitutional, administrative legislation and public administration of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, d.j.s., docent

Selected aspects of law enforcement activities of the Republic of Kazakhstan that ensure constitutional control

Институт законодательства Республики Казахстан представляет

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ ЖАНД КЫЛМЫСТЫК ЗАННАМАСЫ: проблемалары, ТЕНДЕНЦИЯЛАРЫ ЖЭНЕ ЖЕТ1ЛД1РУ ЖОЛДАРЫ: Хальщаральщ гылыми-практикалыщ конференцияныц материалдары, 2013 жылгы 20 наурыз. НОВОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ: Материалы международной научно-практической конференции 20 марта 2013 года. - Астана: Казахстан Республикасыныц Зац шыгару институты, 2013. - 320 б. - ^аза^ша, орысша.

Казахстан Республикасыныц Президентi - Елбасы Н.Э. Назарбаев Казахстан хал^ына арнаган «Каза^стан-2050» стратегиясы - ^алыптас^ан мемлекеттщ жаца саяси багыты» атты Жолдауында Казахстан Республикасыныц Yкiметiне Казахстан Республикасыныц Президент Экiмшiлiгiмен бiрге 2013 жылы Кылмыстыщ зацнама реформасын бастауды жэне Кылмыстыщ кодекстiц жаца редакциясы жобасын дайындауды жэне Парламентке енгiзудi тапсырган болатын.

Аталган тапсырманы гылыми т^ргысынан ^амтамасыз ету ма^сатында Казахстан Республикасыныц Зац шыгару институты «Халыщаралыщ К^ыщтыщ Бастама» Когамдыщ ^орымен бiрге Орталыщ Азиядагы Халыщаралыщ тYрме реформасыныц вцiрлiк екшдшмен, сонымен ^атар Каза^стандагы Нидерланды Елшшгшщ ^олдауымен 2013 жылгы 20 наурызда Астана ^аласында «Казахстан Республикасыныц жаца ^ылмыстыщ зацнамасы: проблемалары, тенденциялары жэне жетiлдiру жолдары» та^ырыбында халыщаралыщ гылыми-практикалыщ конференция вткiздi.

Конференция ^орытындысы бойынша Казахстан Республикасыныц ^ылмыстыщ зацнамасын одан эрi жетiлдiру бойынша гылыми непзделген, практикалыщ салыстыра тексерiлген ¥сынымдар эзiрлендi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.