Научная статья на тему 'Некоторые аспекты совершенствования подготовки кадров для органов внутренних дел'

Некоторые аспекты совершенствования подготовки кадров для органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Образовательный процесс / правоохранительные органы / подготовка кадров / профессиональные компетенции / профессиональная подготовка / интерактивные методы обучения / Educational process / law enforcement agencies / personnel training / professional competencies / vocational training / interactive teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ж. Р. Дильбарханова

В статье рассмотрены некоторые аспекты совершенствования подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Казахстан. Посредством анализа опыта зарубежной подготовки кадров для правоохранительных органов, а также собственного опыта автором разработаны рекомендации, приемы и методы для эффективного использования в образовательном процессе подготовки кадров для органов внутренних дел, с учетом специфики их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ж. Р. Дильбарханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of Improving Personnel Training for Internal Affairs Bodies

The article examines some aspects of improving the training of personnel for the internal affairs bodies of the Republic of Kazakhstan. Through the analysis of the experience of foreign training of personnel for law enforcement agencies, as well as their own experience, the author developed recommendations, methods and methods for the effective use in the educational process of training personnel for law enforcement bodies, taking into account the specificity of their activities.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты совершенствования подготовки кадров для органов внутренних дел»

Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования 1

Некоторые аспекты совершенствования подготовки кадров для органов внутренних дел

Ж. Р. ДИЛЬБАРХАНОВА,

заместитель начальника Алматинской академии МВД Республики Казахстан им. М. Есбулатова, доктор юридических наук, профессор (Алматинская академия МВД Республики Казахстан им. М. Есбулатова)

Some Aspects of Improving Personnel Training for Internal

Affairs Bodies

J. R. DILBARHANOVA,

Deputy Head of Almaty Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after M. Esbulatov,

Doctor of Law, Professor (M. Esbulatov Almaty Academy of the Ministry of Internal Affairs of

В статье рассмотрены некоторые аспекты совершенствования подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Казахстан. Посредством анализа опыта зарубежной подготовки кадров для правоохранительных органов, а также собственного опыта автором разработаны рекомендации, приемы и методы для эффективного использования в образовательном процессе подготовки кадров для органов внутренних дел, с учетом специфики их деятельности.

Образовательный процесс, правоохранительные органы, подготовка кадров, профессиональные компетенции, профессиональная подготовка, интерактивные методы обучения.

the Republic of Kazakhstan) УДК 355.237

The article examines some aspects of improving the training of personnel for the internal affairs bodies of the Republic of Kazakhstan. Through the analysis of the experience of foreign training of personnel for law enforcement agencies, as well as their own experience, the author developed recommendations, methods and methods for the effective use in the educational process of training personnel for law enforcement bodies, taking into account the specificity of their activities.

Educational process, law enforcement agencies, personnel training, professional competencies, vocational training, interactive teaching methods.

Одним из приоритетных направлений дальнейшего совершенствования системы правоохранительных органов является повышение качества подготовки кадров. От показателей количественного и качественного кадрового обеспечения органов внутренних дел во многом зависит успех их деятельности.

В настоящее время мировая общественность пришла к консенсусу относительно того, что любому обществу необходим обновленный подход к образовательному процессу для решения задач, связанных с обеспечением безопасности, интеллектуальной независимости, про-

изводством и продвижением новых знаний, подготовкой и формированием ответственных, просвещенных граждан и высококвалифицированных специалистов, без которых невозможен ни экономический, ни социальный, ни культурный, ни политический прогресс.

Поскольку современное общество все больше и больше нуждается в высококвалифицированных специалистах, образование, особенно высшее и послевузовское, выступает в настоящее время в качестве основных составляющих культурного, социального, экономического развития любого государства. В этой связи совер-

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

79

1 Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования

шенствование системы образования и развитие науки отнесено в большинстве стран к числу важных национальных приоритетов.

Осознание роли знания в современном обществе и выработка оптимальных механизмов его развития легли в основу образовательной и научно-технической политики многих государств. Республика Казахстан также предпринимает серьезные меры по совершенствованию системы образования, его нормативного правового сопровождения, внедрению мировых стандартов, обеспечению гарантии качества образования в соответствии с требованиями времени.

В то же время следует учитывать, что частое реформирование системы образования может негативно отразится на самом образовательном процессе. Специфичность сферы образования, помимо иных показателей, заключается еще и в том, что результаты проведенных реформ проявляются не сразу, и они отражаются на большом количестве людей и дальнейшем состоянии конкретной области (юриспруденции, медицины, геологии, машиностроении и т. д.).

В этой связи возникает вопрос о целесообразности кардинального реформирования сферы образования или же последовательного, поступательного ее развития. В соответствии с таксономией целей обучения разработано шесть уровней познания: обучаемый должен знать, понимать, применять, анализировать, синтезировать, оценивать. Для достижения первых двух уровней достаточно только заучивание конкретной информации и осмысление выученного. Последующие уровни определяют выработку компетенций. В настоящее время формирование компетент-ностного подхода является одним из важных моментов в образовательной сфере. Это обусловлено тем, что в различных сферах деятельности все чаще требуется не квалификация, а компетентность, которую можно рассматривать в виде своеобразной суммы навыков, присущих индивидууму, который сочетает полученную в ходе обучения квалификацию с социальными, поведенческими характеристиками, способностью работать в коллективе, соотносить свои действия с интересами окружающих, инициативность и готовность к риску, принимать ответственные решения. Принято считать, что компетентност-ный подход зародился в США [1].

Отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен их реализовать и реализует в работе. Поэтому для формирования компетентностного подхода необходимо применение полученных знаний на практике. Только тогда обучаемый овладевает не заученной, не за-

80

зубренной научной информацией, полученной через содержание учебника или через педагога, а знаниями, «пропущенными» через субъективный, личностный опыт. В этом случае при создании преподавателем условий для формирования целостного, субъективного отношения к изучаемым дисциплинам воспринимаемые студентом знания наполнены личностным смыслом, процесс их освоения идет быстрее, вырабатывается профессиональная компетенция.

В этом аспекте полезным будет изучение опыта зарубежных стран, имеющих высокое признание по показателям в сфере образования, образовательные традиции которых формировались и соблюдались веками, не подвергаясь радикальному реформированию, а совершенствовались, последовательно культивируя лучшие традиции. Рассматривая зарубежные системы образования с точки зрения использования положительного опыта, задаешься вопросом, в чем же их преимущество, в чем отличие западного студента и преподавателя.

В настоящее время организации высшего образования в Казахстане нацелены на повышение качества образования, приближение его к мировым стандартам, активно внедряют зарубежный опыт; отечественная система образования интенсивно развивается и реформируется. Коснулись эти изменения и системы ведомственного образования с учетом его специфики.

Одним из важных моментов в настоящее время, на наш взгляд, является направленность на развитие навыков самостоятельной работы студентов, мотивацию независимого индивидуального мышления, презентацию своих идей и работы. При этом сочетаются принципы индивидуальности в выборе предметов и коллективности в их изучении, обучение не ограничивается лишь предоставлением информации, знаний, привитием определенных навыков, но прежде всего акцент делается на развитии умения критически мыслить, самостоятельно добывать знания посредством решения индивидуальных задач, выполнения студенческих исследовательских работ и самостоятельной экспериментальной работы. Именно благодаря такому подходу у обучающегося повышается мотивация и интерес к знаниям, а также закладываются предпосылки успешной профессиональной карьеры.

Научить мыслить студентов нестандартно, разнопланово, вдохновлять их на новые идеи и подходы, развитие инициативы, эффективно использовать полученные знания — это основные задачи любого образовательного процесса. Но как наиболее эффективно реализовать эти задачи с учетом особенностей ведомственного образования, как приблизить не только систему, но и качество образования к европейским стандартам?

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования 1

Прежде всего хотелось бы отметить загруженность наших студентов (курсантов) большим количеством дисциплин, что приводит к недостатку времени для основательной подготовки и качественного их усвоения. В рамках бакалавриата первая часть периода обучения отводится на изучение базовых, вторая — на изучение специальных дисциплин по выбранному профилю. Однако большое количество дисциплин определяет высокую занятость студентов. Пытаясь охватить больше предметов, мы проигрываем в качестве, в результате наши студенты обладают широким кругозором, имеют представление о разных отраслях знания, однако не владеют глубокими познаниями в конкретной области.

Что касается форм обучения, то помимо лекций, семинаров наиболее эффективными формами, на наш взгляд, являются индивидуальные занятия преподавателя со студентами и самостоятельная работа студентов.

Индивидуальные занятия преподавателя со студентом должны иметь обязательный и систематичный характер и проводиться в форме собеседования по пройденному блоку тем (модулю). Преподаватель в ходе такого собеседования может оценить знания студента не только по конкретной теме, но и по нескольким темам, определить, понимает ли студент внутренние взаимосвязи и зависимости, а также способность его применить полученные навыки. В отличие от консультаций, в которых курсант выступает в роли пассивного участника, подобные занятия предполагают его предварительную подготовку и активную работу, написание эссе, выполнение конкретного задания. Основной целью таких занятий должна стать систематизация полученных знаний по пройденным темам, их обобщение, определение способности обучающегося ориентироваться в усвоенном материале, понимать их взаимосвязь и практическую направленность, готовность его к освоению нового материала. Кроме того, они способствуют формированию активной позиции студента в учебной деятельности, что действительно соответствует латинскому слову studere, означающему «заниматься чем-либо с самозабвением», «добывать знания».

Положительным примером организации самостоятельной работы может служить производство исследований курсантами оперативно-криминалистической специализации. После каждой пройденной темы конкретной дисциплины они получают индивидуальные объекты исследования, обосновывают и составляют по ним заключения специалиста (по установленной форме) идентификационного или диагностического характера. Списать подобную работу или найти готовую работу в интернете

не получится, поскольку каждый обучаемый получает индивидуальный объект исследования и образцы для сравнительного исследования (это, например, рукописный текст, пуля, гильза, замок, следы обуви, следы рук, фотографии, волокна и пр.). Таким образом, пройденный теоретический материал они закрепляют индивидуальной практической работой. Основной объем исследований курсанты проводят в рамках самостоятельной работы. Подобного рода задания стимулируют студентов самостоятельно и креативно мыслить, применить полученные знания на практике, т. е. их личный опыт становится источником познания.

Задания на самостоятельную работу, формирующие практические навыки и профессиональное мышление, необходимо увеличивать, а для повышения их качества предусмотреть больше часов для практических занятий и сократить количество одновременно изучаемых дисциплин общеобразовательного характера и, прежде всего, учитывать приоритеты специальностей. Поскольку в данном случае преподаватель не дает готовых знаний слушателю по его индивидуальной работе, а побуждает его к творческому мышлению, ориентирует и корректирует его в процессе выполнения задания.

Профессорско-преподавательский состав является ядром любой организации образования и обладает непререкаемым авторитетом. Основным в деятельности профессорско-преподавательского состава, помимо проведения занятий, является научно-исследовательская работа, разработка различных проектов. В рамках современной системы образования положительный эффект дает активное внедрение академической мобильности, в том числе приглашение преподавателей из других учебных заведений для проведения лекций, семинаров, диспутов, чтений, разработке научных тем исследований. Внедрение опыта организации подобного рода академической мобильности в ведомственных вузах на основе принятых соглашений, полагаем, способствовало бы повышению качества подготовки не только слушателей, но повышению квалификации преподавателей.

Распространенная у нас тестовая форма промежуточной аттестации имеет свои достоинства и недостатки, этот вопрос неоднократно обсуждался в педагогической среде. Сторонники и противники тестовой формы сдачи экзаменов выдвигают убедительные аргументы. Однако, с точки зрения эффективности закрепления полученных знаний и объективности их оценки, полагаем, что традиционная система имеет больше преимуществ. Это особенно актуально при оценке знаний по прикладным дисциплинам специальности,

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

81

Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования

где наряду с теоретической подготовкой требуется выработка практических навыков, компетенций.

Помимо традиционных форм и методов организации система образования на современном этапе требует также и активного внедрения инновационных технологий. В аспекте компе-тентностного подхода в образовании выпускнику ведомственного вуза, помимо чисто профессиональных теоретических знаний, нужно привить еще и умение ориентироваться в нормативной правовой базе, во все возрастающем потоке информации, навыки общения, воспитать в нем готовность к принятию решения и к несению ответственности за их последствия. Достижение этой цели видится в активном внедрении инновационных технологий в образовательный процесс, особенно для лиц, получающих послевузовское образование.

В эпоху повсеместного внедрения инноваций преподаватель соответственно утрачивает свою традиционную функцию основного источника информации. Кроме того, возможность получения знаний из других источников, в частности, посредством информационных технологий, приводит к тому, что обучаемые также меняются от традиционного пассивного получателя преподаваемых им знаний до активного «добытчика» знаний.

Обучающиеся становятся полноправными участниками учебного процесса, их опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не преподносит им готовых знаний, а мотивирует на самостоятельный поиск. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Преподаватель перестает выступать в роли своеобразного посредника между источником информации и обучаемым, а выполняет функцию помощника.

Соответственно возрастает роль самообразования. При этом самообразование должно стать приоритетом не только для обучающегося, но и для преподавателя. От преподавателя сегодня требуется развивать не только свое педагогическое мастерство, но и объем, качество своих знаний, поскольку иначе, в новых условиях, он не сможет опережать обучаемого в плане компетенции. Постоянное самообразование и повышение квалификации — это основные требования для современного преподавателя вуза. Только такой подход обеспечит преподавателю возможность оставаться наставником для обучаемого, авторитетом для него, окажет ему помощь в ориентировании в потоке информации, трансформируемой в дальнейшем в знания.

Таким образом, в настоящее время сложились объективные предпосылки для качественного изменения содержания образовательного процесса и внедрения новых технологий в подготовку квалифицированных специалистов.

Стремление к внедрению инновационных подходов в образовательную практику присуще современному состоянию процесса реформирования системы образования. Особую значимость приобретает обращение к психологической подоплеке образовательной инноватики, т. к. любая ее разновидность ориентирована на личность обучаемого, изучение особенностей активности которой и составляет предмет психологической науки [2].

К инновационным методам обучения относятся методы активного обучения или, как их еще называют, интерактивного обучения, которые ориентированы на повышение уровня профессиональной компетентности субъекта. Интерактивное обучение построено на взаимодействии обучаемого с учебным окружением, средой. Как известно, интерактив может быть в виде «преподаватель—слушатель», «слушатель-слушатель», «слушатель—компьютер», «работа в малых группах», т. е. это обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Методы активного обучения способствуют формированию знаний, профессиональных умений и навыков путем привлечения обучаемых к интенсивной познавательной деятельности; активизации их мышления, развитию навыков критического мышления; проявлению активной позиции; самостоятельному принятию решений в условиях повышенной мотивации; взаимосвязи преподавателя и слушателя и др.

Использование того или иного метода должно определяться педагогической и психологической целесообразностью; соотношением по организации деятельности преподавателя и студентов; соответствием методов возможностям студентов, индивидуальным возможностям преподавателя; соотношением методов с характером содержания материала, который изучается; взаимосвязью и взаимодействием методов между собой; эффективностью достижения качественных результатов обучения и творческого использования знаний, умений и навыков [3].

Исходя из этого, в образовательном процессе подготовки кадров для органов внутренних дел, с учетом его специфики, следует более активно использовать следующие методы и приемы:

— проведение интерактивных лекций с использованием метода «вопрос—ответ» во время работы со слушателями на протяжении лекции;

— подготовка презентаций слушателями по одному из вопросов темы лекции;

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

Актуальные проблемы высшей школы и профессионального образования 1

— поэтапное тестирование;

— проведение аудиторных занятий в форме круглого стола, где слушатели в ходе обсуждения решают проблемы специальности на основе собственного опыта;

— проведение диспутов, дискуссий, анализ конкретных ситуаций, дел;

— активизация самостоятельной работы слушателей, выполнение индивидуальных исследовательских заданий, решение задач по конкретной тематике;

— подготовка и защита проектов, использование на занятиях презентаций, подготовленных слушателями, web-сайтов;

— использование ролевых и деловых игр, кейс-методов, «мозговой атаки», которые способствуют развитию активности, творчества, креативности;

— проведение мастер-классов, тренинговых занятий ведущими преподавателями, руководителями других вузов-партнеров;

— широкое использование мультимедийных средств в ходе аудиторных занятий.

В реализации перечисленного большое значение имеет использование ГГ-технологий. Еще в 1981 г. А. П. Ершов отмечал, что «вычислительная машина станет не только техническим орудием учебного процесса. Она приведет к формированию нового интеллектуального фона, новой операционной обстановки, органически и естественно используемой обучаемым. Возможности, предоставляемые машиной, и новые задачи образования неизбежно окажут заметное влияние на основные положения психологии развития, сложившиеся дидактические принципы и формы обучения» [4]. Прошло более тридцати лет, и сегодня мы можем видеть результаты компьютеризации и в образовании, и в научных исследованиях, и в промышленности.

На сегодняшний день использование компьютерных технологий позволяет в полной мере реализовать интерактивные формы обучения. Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение у обучающихся интереса к предмету; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной задачи; установле-

Список литературы:

1. Me Clelland D. С. Testing for Competence Rather Than for "Intelligence” // American Psychologist. 1973. Yol. 281.

2. Янчук В. А. Психологические основания образовательной инноватики. Инновации в образовании. М., 2003. № 1.

ние взаимодействия между слушателями — умение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование жизненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компетентности обучаемого и др.

Проведение аудиторных занятий в форме дискуссии; эвристической беседы; «мозгового штурма»; ролевых, «деловых» игр; тренингов; кейс-метода; метода проектов; исследовательского метода; групповой работы с материалом, обсуждения и т. д. гораздо эффективнее традиционной лекции и семинарского занятия.

Наиболее актуальными методами с точки зрения формирования основных компетенций (особенно в рамках послевузовского образования) являются метод проектов и исследовательский метод. Первый метод способствует развитию познавательных навыков слушателей, умению самостоятельно мыслить, выявлять и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве. Второй метод дает возможность понять ход научного исследования, различной трактовки полученных данных и нахождения правильной, соответствующей реальности, точки зрения, прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности.

Внедрение интерактивных форм в условиях инновационного развития общества способствует реализации компетентностного подхода к подготовке специалистов, демократизации учебного процесса, организации рационального и эффективного усвоения определенных знаний, стимулированию обучаемых, усилению мотивационного компонента, формированию навыков исследовательской работы.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что повышение качества образования в конкретной организации является долгим и последовательным процессом, требующим выработки долгосрочной, единой политики, идеологии и стратегии, обозначения приоритетов и поступательное следование им. Оно должно складываться из маленьких «кирпичиков» — усилий каждого, кто вовлечен в образовательный процесс, в формирование благоприятных факторов для достижения высокого академического качества.

3. Скаткин М. М. Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1971.

4. URL: http:////ershov.iis.nsk.su/russian/second_ literacy/article.html (дата обращения: 04.05.2017).

E-mail: dilbarkhanova@hotmail.com

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.