В.В. Горбатенко, Г.В. Горбате нко
кандидат физико-математических наук, доцент
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СОТРУДНИКОВ ОВД
PERSONAL-ORIENTATED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN A PROFESSIONAL TRAINING OF THE SPECIALIST
FOR THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF THE RUSSIA
Рассмотрен вопрос об актуальности использования в учебных заведениях МВД России личностноориентированных образовательных технологий, а также представлены некоторые особенности применения данного вида методик при подготовке профессиональных кадров для органов внутренних дел.
This research presents the actually aspects of personal-orientated educational technologies using in a higher educational institution of the Ministry of the Interior of the Russia.
В настоящее время на всей территории Российской Федерации реализуется национальный проект реформирования системы образования. Согласно ему, на смену научно-технократической образовательной парадигме с ее авторитарной позицией педагога и объяснительно-репродуктивными методами подачи учебного материала приходит новая личностно-ориентированная концепция, берущая за основу культуру мышления учащегося, развивающая его интеллект и индивидуальные творческие способности. Отличительной чертой данных методик является представление об ученике как о приоритетном субъекте педагогического процесса. Следовательно, основным фактором эффективности обучения становится активная познавательная деятельность самого учащегося. Изменения в системе образования продиктованы требованиями современного постиндустриального информационного общества, в котором, в связи с увеличением и интенсификацией информационных потоков, залогом успеха и самореализации работника становится умение оперативно находить, обрабатывать и использовать нужные данные для своих целей. Учитывая эти аспекты, Национальная доктрина образования в Российской Федерации [1] до 2025 года в числе прочих закрепила следующие положения:
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков са -мообразования и самореализации личности;
- многообразие типов и видов образователь -ных учреждений и вариативность образователь -ных программ, обеспечивающих индивидуализа -цию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей,
формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
- преемственность уровней и ступеней образования;
- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, спо -собных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.
Подготовка таких специалистов требует не только изменения содержания образовательных программ, но и, не в последнюю очередь, новых приемов и методов донесения учебной информации, разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на личность обучаемого и индивидуализацию образования в целом.
Для учебных заведений МВД России внедрение и использование в работе личностноориентированных педагогических технологий относится к одной из наиболее актуальных задач. В первую очередь это связано с региональным принципом набора курсантов и слушателей, следуя которому, образовательные учреждения МВД России не имеют возможности самостоятельно проводить открытый конкурс для всех абитуриентов. Проблема заключается в том, что не всегда при принятии решения о выдаче направления на учебу тому или иному кандидату местное ГУВД руководствуется уровнем его образования. Отбор кандидатов осуществляется с учетом количества выделенных учебных мест, перечня специальностей и сроков обучения. В большинстве случаев решающую роль играют такие факторы, как физические данные, состояние здоровья, опыт службы в Вооруженных силах России и т.д. В результате такой
системы отбора нередко возникает ситуация, когда учебные группы формируются из курсантов и слушателей, изначально значительно различающихся уровнем знаний. Несмотря на то что сотрудниками кадровых аппаратов совместно с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних проводится ряд мероприятий, направленных на популяризацию обучения в ведомственных вузах среди выпускников школ, на протяжении последних лет наблюдается стабильный спад числа желающих получать образование в рамках системы МВД России. Основными причинами являются:
1) сложная демографическая ситуация в стране;
2) непрестижность службы в органах внутренних дел среди молодежи и низкая оплата труда сотрудников милиции.
Еще одной причиной актуальности использования в работе образовательных учреждений МВД России личностно-ориентированных педа-гогических технологий является неспособность традиционной, предметно-ориентированной модели обучения отвечать реальным потребностям практической деятельности ОВД. В современных социальных условиях в связи с информатизацией общества и появлением новых криминальных угроз на первый план выходит умение сотрудника применять имеющиеся у него знания в любых условиях, что невозможно без гибкости мышления и творческого отношения к собственным образовательным ресурсам. Как пример, можно привести данные ежегодного кадрового отчета ГУВД Воронежской области, в котором отмечалось, что руководители органов внутренних дел, в целом, удовлетворены теоретической подготовкой выпускников на базе Воронежского института МВД России. В то же время ими единодушно было высказано пожелание об усилении практической направленности обучения и развитии у курсантов и слушателей способности быстро реагировать на возникшую проблемную ситуацию. Также в качестве наиболее значимых для молодых офицеров проблем были отмечены общая неуверенность в правильности своих действий на службе, психологические сложности при адаптации в колле кти -ве, неумение организовывать и планировать свою работу. Необходимо отметить, что все указанные недостатки, в той или иной степени, относятся к сфере нравственно-психологических качеств, а это указывает на недостаточность использования при профессиональной подготовке сотрудников методик, направленных на их всестороннее личностное развитие.
Для преодоления указанных проблем и повышения эффективности учебного процесса в вузах МВД России предлагается создание такой педагогической методики, которая объединит отдельные элементы личностно-ориентированных образовательных технологий и позволит преподавателю избирательно применять их, ис -ходя из целей обучения и особенностей ведомственных образовательных учреждений. За основу
технологии целесообразно избрать традицион-ную, предметно-ориентированную модель обучения. Чтобы нивелировать один из ее основных недостатков — пассивную позицию самого учащегося, а вследствие этого отсутствие развития индивидуального мышления и низкую эффективность усвоения учебного материала, в базо -вую структуру предлагается включить отдельные модули личностно-ориентированных образовательных технологий. Поэтапное избирательное применение данных элементов позволит наиболее эффективно воздействовать на учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, уровня первоначальных знаний и других факторов. Модули могут применяться на всех этапах изу -чения дисциплины для всех учащихся (т.е. яв-ляться частью основной конструкции), а могут использоваться для отдельных категорий курсантов и слушателей (т.е. являться дополнительны -ми). Например, система индивидуальных рабочих карточек или дополнительных заданий для наиболее отстающих учащихся или наоборот — для тех, кто желает более детально разобраться в предмете. Несмотря на то, являются ли включен -ные элементы основными или дополнительными, они помимо выполнения локальных задач долж -ны служить достижению общей цели, а именно развитию индивидуальных личностных качеств курсантов и слушателей и повышению эффективности учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России.
При внедрении подобных методик в работу ведомственных учебных заведений необходимо учитывать ряд характерных особенностей, связанных, в первую очередь, со строго регламентированным порядком прохождения службы в ОВД. В качестве наиболее значимых отличий от гражданских образовательных учреждений можно отметить:
1. Наличие у учащихся вузов МВД России ряда дополнительных служебных обязанностей, закрепленных в нормативно-правовых актах и ведомственных инструкциях В связи с этим при формировании учебной среды педагогу приходится решать две сложно сочетающиеся задачи. С одной стороны, согласно требованиям новой личностноориентированной концепции, выявлять и максимально развивать индивидуальные способности курсантов и слушателей, мотивировать их инициативу в процессе приобретения знаний, формировать навыки самообразования и т.д. С другой стороны, прививать обучаемым определенную исполнительскую манеру поведения, нивелирующую индивидуальные особенности и подразумевающую готовность руководствоваться в профессиональной деятельности приказами вышестоящего начальства и внутренним распорядком. Например, большинство современных личностно-ориентированных концепций в качестве одного из основных принципов выдвигают идею демократизации отношений между преподавателем и обучаемым. Согласно этому, педагог из основного носителя и источника информации переходит к роли организатора познавательной
деятельности самого учащегося, при этом происходит уравнивание их позиций в рамках образовательного процесса. Однако в вузах МВД такой подход, при недостаточной регламентации и неопытности преподавателя, может привести к потере субординации и нарушению служебной дисциплины в рамках отношений между лицами начальствующего (педагога) и рядового (учащегося) состава.
2. Необходимость включения в образовательный процесс таких специфических дисциплин, как: тактико-специальная, огневая, специальная физическая, а также первоначальная подготовки. Помимо этого, распорядок дня учащихся преду -сматривает значительное количество различных служебно-воспитательных и хозяйственных мероприятий (служебные наряды, строевые тренировки, уборки территории и т.п.). В результате, не обладая достаточными навыками самодисци -плины, курсанты и слушатели оказываются неспособными организовать подготовку к учебным занятиям в рамках оставшегося свободного времени, что, в свою очередь, приводит к снижению уровня знаний на начальных курсах и потере ин -тереса к процессу обучения в дальнейшем.
3. Наличие специальной структуры, представленной командирами учебно-строевых подразделений различных уровней (взводов, курсов, факультетов и т.п.), а также специального отделения воспитательной работы. Данные службы призваны оказывать на курсантов и слушателей активное целенаправленное воздействие, формирующее их поведение в соответствии со структурой, правилами и основными организационными нормами системы МВД. По отношению к образовательной деятельности они играют скорее вспомогательную роль, однако недостаток взаимопонимания и взаимодействия этих структур с преподавательским составом может значительно снизить эффективность учебного процесса.
Очевидно, что, несмотря на некоторые особенности применения в деятельности образовательных учреждений МВД России личностно-ориентированных технологий обучения, использование данного вида методик является одним из наиболее эффективных способов подготовки для ОВД сотрудников, обладающих не просто набором знаний, умений и навыков, а в первую очередь высоким уровнем интеллектуального и нравственно-культурного развития. Помимо этого, использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащим -ся позволяет педагогу успешно работать в группах, состоящих из курсантов и слушателей с различным уровнем первоначальных знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Прави-тельства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 // СЗ РФ.—2000.— № 41.— Ст. 4089.