Прохождение военной службы в научных ротах военнослужащими первого призыва закончилось. В Вооруженных Силах Российской Федерации продолжили прохождение службы, но уже в новом качестве, более половины личного состава. При подписании с ними контрактов о прохождении военной службы они получили первые офицерские воинские звания.
Данный эксперимент смело можно признать положительным, войска приобрели высококвалифицированных специалистов, способных продолжить начатые в научных ротах исследования военно-прикладного характера. Представляется, что примеру Вооруженных Сил могут последовать и другие силовые структуры, в которых предусмотрено прохождение военной службы, в том числе и МЧС России.
Список использованной литературы
1. Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Положения о научных ротах Вооруженных Сил Российской Федерации» от 28 мая 2013 года № 404.
ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
С.В. Берлев, преподаватель Воронежский институт МВД России, г.Воронеж
Причиной актуальности использования в работе образовательных учреждений МВД России личностно-ориентированных педагогических технологий является неспособность традиционной, предметно -ориентированной модели обучения отвечать реальным потребностям практической деятельности ОВД. В современных социальных условиях, в связи с информатизацией общества и появлением новых техногенных, природных и криминальных угроз, на первый план выходит умение сотрудника ОВД применять имеющиеся у него знания в любых условиях, что невозможно без гибкости мышления и творческого отношения к собственным образовательным ресурсам. Как пример, можно привести данные ежегодного кадрового отчета ГУВД Воронежской области, в котором отмечалось, что руководители органов внутренних дел, в целом, удовлетворены теоретической подготовкой выпускников образовательных учреждений МВД России. В то же время, ими единодушно было высказано пожелание об усилении практической направленности обучения и развитии у курсантов способности быстро реагировать на возникшую
проблемную ситуацию. Также в качестве наиболее значимых для молодых офицеров проблем были отмечены общая неуверенность в правильности своих действий на службе, психологические сложности при адаптации в коллективе, неумение организовывать и планировать свою работу. Необходимо отметить, что все указанные недостатки, в той или иной степени, относятся к сфере нравственно-психологических качеств, а это указывает на недостаточность использования при профессиональной подготовке сотрудников методик, направленных на их всестороннее личностное развитие.
Для преодоления указанных проблем и повышения эффективности учебного процесса в ВУЗах силовых ведомств России предлагается создание такой педагогической методики, которая объединит отдельные элементы личностно-ориентированных образовательных технологий и позволит преподавателю избирательно применять их, исходя из целей обучения и особенностей ведомственных образовательных учреждений. За основу технологии целесообразно избрать традиционную, предметно-ориентированную модель обучения, одним из ее основных недостатков которой является пассивная позиция самого учащегося, а вследствие этого отсутствие развития индивидуального мышления и низкая эффективность усвоения учебного материала. Чтобы нивелировать этот недостаток, в базовую структуру предлагается включить отдельные модули личностно-ориентированных образовательных технологий. Поэтапное избирательное применение данных элементов позволит наиболее эффективно воздействовать на учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, уровня первоначальных знаний и других факторов.
Модули могут применяться на всех этапах изучения дисциплины для всех учащихся (т.е. являться частью основной конструкции), а могут использоваться для отдельных категорий курсантов и слушателей (т.е. являться дополнительными). Например, система индивидуальных рабочих карточек или дополнительных заданий для наиболее отстающих учащихся или наоборот - для тех, кто желает более детально разобраться в предмете. Несмотря на то, являются ли включенные элементы основными или дополнительными, они, помимо выполнения локальных задач, должны служить достижению общей цели, а именно развитию индивидуальных личностных качеств курсантов и повышению эффективности учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России.
Очевидно, что, несмотря на некоторые особенности применения в деятельности образовательных учреждений МВД России личностно-ориентированных технологий обучения, использование данного вида методик является одним из наиболее эффективных способов подготовки для ОВД сотрудников, обладающих не просто набором знаний, умений и навыков, а в первую очередь высоким уровнем интеллектуального и нравственно-культурного развития.
Помимо этого, использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся позволяет педагогу успешно работать в группах, состоящих из курсантов с различным уровнем первоначальных знаний.
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
С.В. Железный, начальник кафедры, к.т.н., доцент Т.Н. Короткова, доцент, к.ф.-м.н., доцент Воронежский институт МВД России г.Воронеж
Высокие темпы развития таких сфер деятельности человека, как организация и обеспечение безопасности, в том числе пожарной, приводят к многообразию и существенному усложнению задач, которые приходится решать специалистам. Это существенно повышает требования, предъявляемые к их подготовке в высших учебных заведениях. Наряду с накоплением знаний становится все более важным формирование у курсантов и слушателей познавательной и творческой активности, развитие способности к системному мышлению и самостоятельному решению проблем. Проблемно-ориентированное обучение, активно развивающееся в последнее время, направленно именно на такое формирование и развитие. Проблема, являясь средством обеспечения глубокого понимания учебного материала, приобрела самостоятельную ценность, поскольку формирует готовность и умение анализировать и решать проблемы, что определяет эффективность деятельности человека в той или иной сфере.
В настоящей работе рассмотрены некоторые аспекты реализации проблемно-ориентированного обучения при подготовке курсантов и слушателей на примере преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Реализация проблемно-ориентированного подхода может осуществляться в различных формах при различных видах занятий.
Элементы поисковой деятельности курсантов и слушателей должны присутствовать уже на лекционных занятиях, несмотря на ограниченность времени. В частности, в ходе изложения нового материала преподаватель может обращаться к обучающимся с несложными вопросами. Вопрос может быть задан конкретному человеку, в обсуждении принимают участие другие обучающиеся и сам преподаватель. Опрос такого рода стимулирует мыслительный процесс и активизирует внимание курсантов и слушателей. Например, при изучении негативных факторов техносферы