ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ
обеспечение деятельности правоохранительных органов
А.Ф. МАЙДЫКОВ,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,
доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)
О некоторых проблемах совершенствования подготовки (обучения) управленческих кадров органов внутренних дел на этапе реформирования МВД России
В статье рассмотрены отдельные проблемы подготовки управленческих кадров органов внутренних дел на примере работы, проводимой Академией управления МВД России. Управленческие кадры, управленческое звено, особенности подготовки управленческих кадров в Академии управления МВД России.
A.F. MAYDYKOV,
full professor of the chair of the management of the interior bodies in extreme conditions, doctor of science (law)
(Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)
Some of the issues of improving the training of the management personnel of the Interior during reorganization of the Interior Ministry of Russia
The article discusses some problems of management training of internal affairs bodies personnel by the sample of the work carried out by the Academy of Management of the Interior Ministry of Russia. Administrative staff, administrative unit, especially management training at the Academy of the Interior Ministry of Russia.
Подготовка кадров, в частности, управленческого звена, является одним из важнейших направлений совершенствования всей системы МВД России.
Осуществляемая в настоящее время реформа системы образования РФ в полной мере коснулась и учебных заведений МВД России, следовательно, и Академии управления МВД России (далее — Академия), осуществляющей подготовку управленческих кадров для всей системы органов внутренних дел.
В этой связи считаем необходимым рассмотреть ряд ключевых проблем, раскрывающих особенности подготовки в Академии управленческих кадров различного должностного уровня, способных успешно решать поставленные задачи
по организации противодействия преступности и обеспечению охраны общественного порядка. Перечислим эти проблемы:
— определение единого подхода к сущности реформирования всей системы МВД России и ее кадровой составляющей как части целого, и, в частности, к проблеме подготовки управленческих кадров;
— рассмотрение особенностей подготовки управленческих кадров в Академии;
— исследование направлений совершенствования подготовки (обучения) управленческих кадров в Академии.
Рассмотрим их подробнее. Определение единого подхода к сущности реформирования всей системы МВД России явля-
Ы О вэ О
03
О
X
<
U
а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О
0 *£
s с
И S о н
* у
и о
И I
Е ^
S < ь- И О Н
ь *
RS
и , ~ и S
1 и
У
и с
о
U
о <
о
S и и ш с о
80
ется, по нашему мнению, ключевым моментом в решении вопросов модернизации отдельных элементов деятельности этой структуры, в числе которых и подготовка управленческих кадров. Такой подход предполагает понимание сущности реформирования МВД России не в качестве «косметического ремонта отдельных износившихся и устаревших деталей», а как осуществление коренных преобразований базового и системообразующего свойства, без реализации которых невозможно достичь положительных результатов во всей деятельности этого важнейшего государственного института. При этом мы должны понимать, что МВД и его главное рабочее звено — полиция — это не только и не столько специальная государственная силовая структура, но и постоянно действующая социальная система, от функционирования которой во многом зависит формирование положительного мнения населения о деятельности органов государственной власти и управления в целом [1].
Не следует забывать также о круглосуточном режиме работы данной социальной системы. Она не может остановиться на временную «дозаправку» как иной живой механизм или дать себе «передышку». Она, как только прекращается ее работа, немедленно перестает отвечать своему предназначению. О чем это говорит? О том, что социальную систему, как и отдельные ее элементы, в частности, подсистему подготовки управленческих кадров, нельзя в один момент остановить, либо разрушать или менять, предварительно не проверив и не оценив все действия. Непродуманность может привести к социальной катастрофе с большими и безвозвратными потерями, поскольку города и другие населенные пункты страны могут остаться без защиты от преступности, хаоса и беспредела и будут отданы на разграбление.
Исторический опыт свидетельствует, что даже в странах с высокоразвитой демократией и законопослушным населением временное послабление работы полиции по обеспечению правопорядка приводило к разгулу погромов, грабежей, к поджогам и разрушениям строений [4, 5].
Поэтому нужна продуманная, просчитанная и выверенная кадровая политика, а также — четкая программа действий по реформированию Министерства внутренних дел и его структур, в числе которых и система подготовки кадров. Желательно, чтобы такая программа прошла экспертизу.
Начинать же реформирование целесообразно с тех подразделений и структур, которые непосредственно не связаны с работой по противодействию преступности и обеспечением охраны общественного порядка; при реорганизации системы подготовки личного состава — с системы первоначальной подготовки [2].
Только завершив работу на этом этапе, проанализировав и оценив полученные результаты, можно переходить к очередному этапу реформирования, предварительно просчитав все «за» и «против».
Используя вышеуказанные тезисы как базовые, перейдем к рассмотрению особенностей подготовки управленческих кадров в Академии управления МВД России. Прежде всего следует отметить, что подготовка управленческого персонала органов внутренних дел для всех уровней управления не менее важна, чем подготовка сотрудников-исполнителей. Все указанные сотрудники в равной мере необходимы системе МВД России для противодействия преступности и обеспечения охраны общественного порядка. Вопрос лишь в предназначении каждой категории в выполнении круга возложенных обязанностей, решаемых задач и функций, что, безусловно, требует соответствующей качественной системы подготовки, новых форм и методов обучения.
Рассмотрим особенности подготовки лишь одной категории обучаемых — сотрудников управленческого звена, управленцев различного должностного уровня, уже имеющих высшее образование и опыт руководящей работы. Именно эта категория проходит обучение в Академии управления МВД России.
Несмотря на то, что в Академии действует складывавшаяся на протяжении многих десятилетий система подготовки управленческих кадров органов внутренних дел и внутренних войск МВД России различного должностного уровня (от министров до руководителей структурных подразделений органов местного самоуправления), мы исходим из того, что она уже не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям, с учетом изменившихся социально-политических и экономических отношений и сложной криминогенной обстановке.
Основной недостаток этой системы, на наш взгляд, состоит в том, что она продолжает копировать организацию обучения лиц (студентов и курсантов), получающих первое высшее образование. Отметим, что сущностью вышеуказанной организации обучения является передача обучаемым знаний по обязательным (согласно установленному стандарту) предметам будущей профессии. Что касается второго и третьего элементов (компонентов) этого образования — умений и навыков, то они лишь обозначаются, нежели формируются. Тогда как при обучении руководителей (управленцев) в Академии основное внимание должно уделяться именно формированию умений и навыков управленческой деятельности в сфере правопорядка, точнее — совершенствованию имеющихся умений и навыков организации противодействия преступности и обеспечения охраны общественного порядка.
О каких навыках и умениях идет речь? Они определяются особенностями предмета профессиональной деятельности и должностным уровнем обучаемых. К ним можно отнести умения анализировать и оценивать оперативную обстановку, прогнозировать развитие социально-политической и криминогенной ситуации; подготавливать и принимать управленческие решения, а также организовывать их исполнение, контролировать работу подчиненных; навыки: расчета сил и средств, необходимых для решения поставленных задач, работы с топографической картой и схемами; а также — компьютерной техникой, подготовки служебных документов, обеспечения взаимодействия (как внутреннего, так и внешнего), выступления перед личным составом, населением и др. [3].
Основными методами формирования названных умений и навыков являются практические занятия, которые проходят в виде групповых упражнений, круглых столов, штабных тренировок, деловых игр и комплексных оперативных учений.
Однако проблема состоит в том, что многие из учебных материалов для указанных занятий устарели, не в полной мере учитывают произошедшие в МВД России оргштатные изменения, и главное — в них отсутствует механизм оценки степени усвоения обучаемыми материалов занятий и правильности использования его в будущей практической деятельности. Таким образом, остается не ясным, сформированы те или иные умения и навыки или нет. Не дают ответа на данный вопрос и государственные экзамены. Таким способом можно проверить лишь знания, но не умения и навыки. Полагаем, что решать эту проблему следует в процессе обучения посредством использования определенных оценочных тестов на этапах входного, рубежного и итогового (выходного) контроля.
Способы и методы совершенствования подготовки (обучения) управленческих кадров в Академии следующие.
Список литературы
1. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
2. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 15. Ст. 1269.
3. Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел РФ: приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138.
1. Необходимо уделять больше внимания практической направленности учебных занятий, особенно в процессе обучения слушателей Высших Академических курсов.
2. Регулярно приглашать для проведения совместных учебных занятий руководителей-практиков органов внутренних дел и специалистов по профилю обсуждаемой тематики.
3. В процессе учебных занятий использовать результаты проведенных научных исследований по предмету обучения слушателей.
4. При разработке и проведении практических форм занятий, таких как штабные тренировки, разбор (анализ) конкретных ситуаций, деловые игры и командно-штабные учения, нужно использовать положительный опыт организаторской деятельности, имеющийся в органах внутренних дел, а также материалы Коллегий МВД России и директив Министра.
5. Активно использовать видеоматериалы и учебные фильмы.
Целесообразно также возобновить практику проведения научно-методических семинаров по обсуждению передовых форм и методов проведения учебных занятий со слушателями Академии, особенно на ВАКе. Вместе с тем нельзя не учитывать особенности обучения на ВАКе Академии сотрудников руководящего звена и высшего уровня управления: министров, начальников ГУВД, УВД по субъектам РФ, руководителей Федерального кадрового резерва. Полагаем, что обучению этой категории руководителей должны предшествовать служебные командировки профессорско-преподавательского состава в регионы со сложной оперативной обстановкой в целях выявления положительного опыта работы и сбора учебно-методического материала по планируемой к учебным занятиям проблематике. Направленность же самих учебных занятий с указанной категорией обучаемых должна быть строго целевой и адресной и учитывать их профессиональную (имеющуюся и предполагаемую) занятость.
4. Дектярев Л.М., Максименко Н.П., Соловьев М.Т. Полиция буржуазных государств. М., 2006.
5. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 2001.
81
E-mail: [email protected]