Е. А. ВОРОНКИН,
начальник Центра командно-штабных учений
В. В. МЫЛЬНИКОВ,
старший инспектор Центра командно-штабных учений,
кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
E. A. VORONKIN,
chief of the command staff training Center
V. V. MYLNIKOV,
senior inspector of the command staff training Center, candidate of juridical sciences (Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
УДК 355.559
О перспективах развития Центра командно-штабных учений Академии управления МВД России
About prospects of development of command staff training Center Academy of management of the Interior Ministry of Russia
В статье рассматриваются аспекты деятельности Центра командно-штабных учений в образовательном процессе Академии управления МВД России и перспективы его дальнейшего развития.
Инновационные и информационные технологии, активные формы обучения, Центр командно-штабных учений.
In article are considered questions, solved by command staff training Center in the educational process of the Academy of management of the Interior Ministry of Russia and prospects of further development of the command staff training Center.
Innovation and information technology, active forms of training, command staff training Center.
В марте 2014 г. Президент Российской Федерации, выступая на расширенной коллегии МВД России, определил приоритетное направление деятельности МВД России — укрепление кадрового потенциала и подготовку эффективной системы профессионального образования сотрудников органов внутренних дел [3].
Настоящий успех в работе органов внутренних дел будет достигнут только при условии тщательной и разносторонней подготовки сотрудников правопорядка. Современный руководитель — это человек, не только широко образованный и знающий конкретную сферу деятельности, но и прежде всего способный к глубокому анализу, умеющий применять
на практике теоретические навыки управленца, полученные в период обучения.
Он обязан уметь анализировать и оценивать социальную практику, определять специфические особенности и закономерности общества и преступности как социально-правового явления, знать основы стратегии и тактики, теорию управления, методы прогнозирования и планирования.
Наконец, руководителем нового типа можно считать только того, кто умеет принимать управленческие решения на различных уровнях, а также управлять значительными силами и средствами органов внутренних дел в условиях сложной, быстро меняющейся обстановки [2].
Е-
И <
I
S
s
^
и
bS
<
23
Н
Ы <
■л
оо
I
S S
2 И
bS
<
24
Происходящие в последнее десятилетие изменения в системе Российского образования с учетом внедрения в учебный процесс современных информационных и инновационных технологий предъявляют новые требования к образовательному стандарту учебных заведений страны, в том числе и к Академии управления МВД России (далее — Академия).
Академия должна давать слушателям не только знания, характеризующие развитие науки в прошлом и настоящем времени, но и знания о закономерностях, тенденциях и перспективах ее развития, которые влияют и будут влиять на деятельность органов внутренних дел сегодня и в будущем.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Академия внедряет в учебный процесс современные информационные и инновационные технологии, применяет активные и интерактивные виды обучения, создает необходимые условия для вовлечения слушателей в научно-исследовательскую работу. Время требует, чтобы обучение в Академии было гибким, т. е. в условиях быстрой сменяемости учебных программ оно должно обеспечить подготовку профессиональных, высоконравственных, духовных специалистов-управленцев для системы органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к специальностям, выпускники Академии, включая слушателей Высших академических курсов и федерального кадрового резерва, должны не только обладать системой профессиональных знаний, умений и навыков, но и уметь применять их в повседневной деятельности с учетом современной общественно-политической обстановки в стране и за рубежом. Это обеспечивается путем проведения практических учебных занятий с использованием современных информационных и инновационных технологий.
В целях усиления практической составляю -щей в подготовке управленческих кадров для системы МВД России приказом МВД России «Об организационно-штатных вопросах Академии управления МВД России» от 30 июня 2011 г. № 744 был сформирован Центр командно-штабных учений (далее — Центр) как структурное подразделение Академии [1]. Основными задачами Центра являются: деятельность по подготовке руководителей органов внутренних дел различного уровня (совместно с кафедрами) с целью формирования у них практических навыков принятия оперативных управленческих решений в обстановке высокой степени сложности; обеспечение проведения учений, игр и тренировок высшего начальству-
ющего состава МВД России, высшего командного состава внутренних войск МВД России, других правоохранительных органов, в том числе с отработкой элементов межведомственного, межрегионального и международного взаимодействия; проведение игр и учений в рамках ежегодных итоговых коллегий Министерства.
Параллельно с подготовкой и реализацией проекта создания Центра руководством Академии проводилась работа по внедрению инновационных и информационных технологий обучения при подготовке и проведении активных форм учебных занятий. В 2010 г. на кафедрах Академии были созданы 13 учебных полигонов, оборудованных современными техническими средствами обучения, электронно-вычислительной, организационной техникой, средствами связи, телекоммуникаций и программным обеспечением, которые в дальнейшем путем развертывания локально-вычислительной сети были объединены в комплекс, обеспечивающий единое информационное пространство. В этих целях силами Центра проложено более 2 тыс. метров коммуникаций и установлено 5 дополнительных коммутаторов, что позволило связать более 250 сетевых устройств; разработана методика формирования электронных порталов игр и учений, выполненных с использованием WEB-технологий, которая была предложена кафедрам для использования в качестве основы создания пользовательского интерфейса для обучаемых и метода представления информации при проведении игр и учений; запущен сервис электронной почты стандарта РОР3/8МТ для обеспечения элементов электронного документооборота; сформирован банк электронных порталов учений общим объемом 32 единицы; совместно с Учебно-методическим управлением проведено внедрение комплексной системы тестирования для оценки знаний слушателей.
Изучив возможности учебных полигонов и Центра в проведении активных форм обучения, руководство МВД России решило поддержать инициативу Академии в целесообразности их использования для организации и проведения игр и учений с руководящим составом центрального аппарата МВД России, руководителями МВД республик, ГУ МВД России, УМВД России по иным субъектам Российской Федерации.
В период с 2011 по 2014 гг. Центром совместно с кафедрами Академии подготовлено и проведено более 150 учений, игр и тренировок различной практической направленности с использованием информационных, инновационных технологий и современных технических средств обучения. В рамках методического обеспечения подготовки и проведения активных видов занятий с применением интерактивных
методов обучения подготовлено учебно-методическое пособие «Методика подготовки, организации и проведения активных форм учебных занятий на базе виртуальных полигонов», разработан проект «Методика подготовки и проведения учений (игр, тренировок) в Академии управления МВД России», опубликован ряд научных статей. В рамках международного обмена опытом по подготовке руководителей органов внутренних дел Центром совместно с кафедрой управления органами внутренних дел в особых условиях подготовлено и проведено показательное занятие с членами белорусской делегации по теме «Возможности, предназначение и применение в учебном процессе Академии автоматизированного учебного комплекса «Электронный ОВД»».
В настоящее время Центр совместно с кафедрами Академии принимает активное участие в апробации нормативных документов по подготовке и проведению учений по информационному противоборству, разработанных Генеральным Штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, а также для учений с подразделениями территориальных органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, дислоцируемых в Северо-Западном и Уральском федеральных округах, проводимых под руководством заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации.
Перспективными направлениями развития Центра в проведении активных форм обучения являются:
— апробация и последующее внедрение в учебный процесс Академии методики подготовки и проведения игр, учений, тренировок в Академии управления МВД России;
— разработка академического комплекса учений «Магистраль», который представляет собой совокупность практических занятий в активной форме обучения, проводимых кафедрами Академии на едином оперативном фоне, они будут завершаться итоговым межкафедральным комплексным учением, проводимым в конце полного периода обучения. Введение в действие академического комплекса учений «МАГИСТРАЛЬ» позволит добиться комплексного обучения слушателей Академии с учетом специфики деятельности подразделений органов внутренних дел; максимального участия всех кафедр Академии в подготовке и проведении (участии) практических видов занятий; подготовки и проведения практических занятий на едином оперативном фоне (под единым замыслом) в течение всего периода обучения;
— разработка и внедрение в процесс обучения информационных моделей деятельности органов внутренних дел на районном, ре-
гиональном, межрегиональном, окружном и федеральном уровнях. Данные модели в комплексе с пакетом нормативных правовых документов по соответствующим должностям и справочным материалам к ним позволят отрабатывать вопросы организации деятельности органов управления как в повседневных условиях, так и в особых условиях при возникновении явлений социального, террористического, техногенного, природного и др. характера;
— подготовка принципиально новых по содержанию практических видов занятий со слушателями федерального кадрового резерва и Высших академических курсов с учетом соответствующего уровня управления;
— введение системного обучения профессорско-преподавательского состава правилам (умению) пользования современным комплексом оборудования полигонов;
— внедрение в процесс обучения элементов геоинформационных, экспертных систем и элементов моделирования развития оперативной обстановки;
— совершенствование организационно-технического и программного обеспечения учебного процесса (разработка моделей, методов и алгоритмов, способствующих совершенствованию подготовки руководителей органов внутренних дел с применением активных форм и интерактивных методов обучения; внедрение специализированного либо адаптация стандартного программного обеспечения к задачам учебно-воспитательного процесса; обновление состава автоматизированных комплексов информационных и экспертных систем и состава оборудования).
Создание аппаратно-программного комплекса Центра позволит реализовать все современные и перспективные технологии активного и интерактивного обучения за счет широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, средств группового и индивидуального отображения мультимедийной информации компьютерного моделирования.
Основой Центра должна стать система информационно-аналитического обеспечения. Главной ее задачей является создание единого информационного пространства для обучаемых и обучающих, куда войдут созданные виртуальные игровые пространства с реализацией четырех уровней представления, общие для всех коллективов, и отдельные для микрогруппы или обучаемого, с максимально реалистичным воссозданием оперативной обстановки. Между рабочими местами, игровыми коллективами и штабом предусмотрено обеспече-
Е-
И <
I
К
к
^
и
а
<
25
Н
Ы <
■л
оо
I
S S
И
bS
<
ние аудио и видеосвязи как индивидуальном, так и в режиме конференции с произвольным выбором абонентов. Все участники учебного процесса будут обеспечены необходимой справочной информацией, в том числе и картографической. Предусматривается не только компьютерное моделирование оперативной обстановки с использованием геоинформационных и других систем, но и документирование деятельности всех участников игр, учений и тренировок с возможностью последующего синхронизированного воспроизведения действий участников. Наконец, система информационного обеспечения предусматривает подключение в учебных целях к действующим региональным центрам оперативного управления и к другим субъектам управления с использованием интегрированных мульти-сервисных телекоммуникационных систем (далее — ИМТС) органов внутренних дел других средств, систем связи.
Инфраструктуру Центра составят 10 специализированных аудиторий, а именно: восемь типовых помещений для игровых коллективов, одна аудитория с расширенными техническими возможностями и помещение штаба.
Типовые игровые аудитории будут оснащены автоматизированными рабочими местами (АРМ) для обучаемых, рабочими местами для посредника и оператора, а также аппаратурой видеоконференцсвязи, аудиоконференц-систе-мой, средствами коллективного отображения информации, планшетами, наглядными пособиями, часами реального и оперативного времени и др.
Помещение с расширенными научно-педагогическими возможностями спроектировано с учетом требований к кабинету повышения педагогического мастерства: увеличено количество рабочих мест, предусмотрена трибуна выступающего и ряд дополнительных технических возможностей.
Помещение штаба будет оборудовано автоматизированными рабочими местами всех должностных лиц руководства игр и учений, а также лиц, осуществляющих контроль за их проведением, оснащено средствами коллективного отображения, столом для проведения конференций и презентаций. Кроме того, в помещении штаба предусмотрены средства связи, оснащенные возможностью выхода на ведомственные телекоммуникационные сети (в т. ч. ИМТС органов внутренних дел), местную, городскую телефонную сеть и т. д. Из помещения штаба может осуществляться видеоконфе-ренцсвязь как с игровыми коллективами, так и с внешними абонентами. Помещение штаба будет иметь зоны для размещения отделений (групп) штаба руководства учением, а также места для ведения переговоров и аппаратную для размещения оборудования [4].
Безусловно, реализация этого проекта и других направлений будет осуществляться с учетом того, что плановые темпы развития Академии формируют новые потребности, обусловленные необходимостью постоянного совершенствования активных форм учебных занятий с применением интерактивных методов обучения и внедрением в учебный процесс инновационных технологий.
Список литературы
1. Об организационно-штатных вопросах Академии управления МВД России: приказ МВД России от 30 июня 2011 г. № 744.
2. Тордиенко В. В. Академия управления: вчера, сегодня, завтра // Труды Академии управления МВД России. 2009. № 3.
3. Итоги подведены, задачи поставлены // Полиция России. 2014. № 4.
4. Жевлакович И.Д., Лукашов Н.В., Шевыре-ва О. Н. Совершенствование методики проведения активных видов учебных занятий на основе современных информационных технологий // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3.
Тел.: 8 (499) 745-91-23
26