в.в. мыльников,
старший инспектор центра командно-штабных учений,
кандидат юридических наук
К.М. холостов,
заместитель начальника центра командно-штабных учений,
кандидат технических наук и
(Академия управления МВД России) I
£
а
v.v. mylnikov, °
Senior Inspector, Centre for Staff Command Control Training, 2
Candidate of Law J
k.m. kholostov, i
Deputy Chief, Centre for Staff Command Control Training, ^
Candidate of Technology q <
резервы повышения эффективности использования учебных полигонов кафедр академии управления мВд россии
efficiency enhancement potential of use of departments' training areas of department of management academy
a
(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia) § X
а §
УДК 378.1 ss 1
S с
и s о н
* у
и о И X
и , с И ' s
8х
< S
of the ministry of the interior of russia * =
S и и u С О
В статье рассмотрены вопросы совершен- The paper considers the issues of fostering ac-ствования активных видов учебных занятий, tive training sessions performed at the training ar-проводимых на полигонах кафедр Академии eas of the Academy of the Ministry of the Interior управления МВД России с применением ин- of Russia. The simulation of internal affairs agency формационной модели условного органа внут- is used. The authors propose the efficiency en-ренних дел. Предлагаются резервы повышения hancement potential of use of departments' train-эффективности использования учебных полиго- ing areas of of Management Academy of the Min-нов кафедр Академии управления МВД России. istry of the Interior of Russia.
Образовательные и информационные технологии, информационная модель, активные виды учебных занятий, учебный полигон, органы внутренних дел.
Education and information technologies, information model, active kinds of trainings, training area, internal affairs agencies.
Современное состояние качества подготовки специалистов для органов внутренних дел нуждается во внедрении в образовательный процесс высших учебных заведений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) научно обоснованных и закрепленных в нормативных правовых актах новых форм и методов обучения с использованием информационных тех-
нологий, которые должны стать важным источником прогресса в обучении.
Академии управления МВД России (далее — Академия) отводится ведущее место в подготовке и повышении квалификации руководящего состава для системы МВД России, что обязывает Академию эффективно внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии.
57
СО
0
1
£
а
0
X
1
J3 <
ы н S
I
<
а
X О
0 са
ьй <
Ä а S С
И S о н
* у
и о и I
££
и 2 s
1
Ы HP
Ы
с
UJ
о oa о а
2
S ы и u с о
58
Так, в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к соответствующим направлениям подготовки, выпускники Академии, а также слушатели Высших академических курсов должны обладать системой определенных компетенций (знаний, умений, навыков) [1, 2]. Это обеспечивается путем проведения теоретических и практических учебных занятий. Так, если для получения обучаемыми теоретических знаний в качестве основного способа передачи им информации используются лекции, то специальные навыки и умения могут быть сформированы только посредством практических занятий, к которым относятся штабные тренировки, деловые игры, комплексные оперативные игры и командно-штабные учения (далее — активные виды учебных занятий).
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта [1, 2] в Академии для проведения игр и учений отводится почти 15 % общего учебного времени. Полагаем, однако, что резервы учебного времени для наращивания этих видов учебных занятий еще имеются.
Здесь необходимо учесть, что организация и проведение активных видов учебных занятий — это трудоемкий процесс, требующий больших интеллектуальных затрат, творческого и новаторского подхода. Занятия должны быть нацелены, прежде всего, на перспективу. Именно исходя из этих установок разрабатываются концепция, замысел и план проведения занятия, подбираются справочные, аналитические источники и другие материалы, готовятся учебные вопросы, определяется порядок, методика и формы их подачи [4]. Большое значение имеет подбор членов авторского коллектива для разработки материалов активных видов учебных занятий: необходимо исходить из профессиональных знаний и интеллектуальных способностей преподавательского состава, склонности к творческой, организаторской и научно-технической деятельности.
Отметим, что начиная с 2010 г. в учебный процесс Академии поэтапно внедряются элементы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии: введены в эксплуатацию и успешно функционируют 12 учебных полигонов кафедр, позволяющих моделировать работу руководителя органа внутренних дел по основным направлениям деятельности на различных уровнях территориальных органов МВД России, разработана единая стратегия по учебно-методическому обеспечению полигонов. Создан специальный полигон для обучения руководителей органов внутренних дел взаимодействию со средствами массовой информации и общественными организациями.
Кроме того, кафедрами Академии совместно с центром командно-штабных учений проводится целенаправленная работа по совершенствованию информационной, методической и программно-технической составляющих порталов учений, используемых для проведения активных видов учебных занятий. Так, разработаны и вводятся в образовательный процесс академический комплекс учений «Магистраль», программный комплекс управления ходом учения «Каскад», создаются и внедряются специализированные программно-аппаратные комплексы, ведутся работы по разработке алгоритмов и методов оценки подготавливаемых решений, перерабатывается информационная модель условного территориального органа МВД России, на материалах которого проводится значительное количество активных видов учебных занятий. Разработана Методика подготовки и проведения учений (игр, тренировок) в Академии [5].
На основе информационной модели организуются и проводятся активные виды учебных занятий, представляющие собой имитацию служебной деятельности условного территориального органа МВД России в конкретной обстановке, с учетом территориально-географического, природно-климатического, экономического, социально-демографического, политического, идеологического факторов внешней и внутренней среды. Содержание информационной модели органа внутренних дел опирается на имеющуюся номенклатуру должностей подразделений системы МВД России, а также на соответствующую организационно-штатную структуру территориальных органов МВД России.
Информация, сведения, данные и прочие материалы этой модели размещены в геоинформационной аналитической системе «Академия», которая является составной частью аппаратно-программного комплекса центра командно-штабных учений и автоматизированных рабочих мест учебных полигонов кафедр, объединенных в единую локально-вычислительную сеть Академии.
В структуру информационной модели могут вноситься изменения и дополнения, что делает ее гибкой и мобильной.
Основным элементом модели является виртуальная штатная единица — информационный образ должности, определенной штатным расписанием территориального органа МВД России.
Под виртуальную штатную единицу должны быть подготовлены следующие условные документы:
— должностной регламент (должностная инструкция);
— комплект учебной оперативно-служебной документации (штатное расписание, правила внутреннего служебного (трудового) распорядка, планы, графики дежурств, отпусков и т. п.);
— подборка нормативных правовых актов, статистических данных (в виде ссылок на общую электронную библиотеку документов);
— иные материалы для создания эффекта присутствия и погружения в виртуальную реальность.
Информационная модель должна включать в себя необходимые данные общего назначения, в том числе материалы, формирующиеся в ходе текущего документооборота и делопроизводства: письма, журналы учетов, статистические данные, используемые в оперативно-служебной деятельности, карты, описания мест событий и происшествий, участков местности и т. д.
Содержание информационной модели является общей и обязательной к использованию всеми участниками учебного процесса. При необходимости в учебных или научных целях могут быть разработаны любые дополнительные данные, переход к которым осуществляется с отдельной страницы конкретного кафедрального полигона [3].
Таким образом, по мере изучения различных дисциплин у обучаемых формируется разностороннее восприятие событий с позиции изменения складывающейся оперативной обстановки на территории, закрепленной за территориальным органом МВД России. Это является принципиально важным аспектом для современного руководителя, принимающего управленческие решения в рамках деятельности различных отраслевых служб в условиях ограниченного времени. Набор ситуаций, примеры, вводные могут изменяться, но их количество должно быть ограничено в целях сохранения устойчивости содержательной стороны конкретного цикла обучения.
Одним из шагов перехода от информационной модели к единому информационному образовательному пространству будет являться поэтапное наращивание учебно-методическими составляющими и элементами дистанционных образовательных технологий на базе созданной инфраструктуры.
Некоторые проблемы возникают по объективным причинам в связи с необходимостью организации соответствующей технической поддержки, консультаций пользователей системы, планирования расходов на материально-техническое и программное обеспечение.
Кроме того, в работе по использованию учебных полигонов кафедр и информационной модели имеются серьезные недостатки, а именно:
— низкая укомплектованность профессиональными сотрудниками, обслуживающими аппаратно-программный комплекс, установленный на учебных полигонах кафедр;
— недостаточная организованность работы по обеспечению реализации механизма самостоятельной оценки кафедрами степени эффективности и результативности использования учебного полигона кафедры;
— информационные порталы для проведения активных видов учебных занятий на полигонах кафедр не всегда поддерживаются в актуальном состоянии;
— слабо организована работа по внедрению в учебный процесс предоставляемых слушателями материалов, полученных в территориальном органе МВД России в результате служебной деятельности и прохождения стажировок;
— неэффективная работа системы подготовки, переподготовки профессорско-преподавательского состава кафедр по обучению информационным технологиям для проведения активных видов учебных занятий.
Исходя из вышеизложенного, мы видим следующие перспективы дальнейшего развития этой важной для учебного процесса Академии деятельности:
— укрепление взаимодействия с передовыми образовательными организациями России и зарубежными учебными заведениями по вопросам использования инновационных и информационных технологий в образовательном процессе [6];
— организация обучения педагогических сотрудников и работников Академии современным информационным технологиям при проведении активных видов учебных занятий;
— организация работы по подбору и расстановке профессиональных кадров для обслуживания аппаратно-программного комплекса, установленного на учебных полигонах кафедр Академии;
— автоматизация процесса управления ходом проведения активных видов учебных занятий (применение аппаратно-программных средств, например, программного комплекса управления ходом игр и учений «Каскад»);
— обеспечение профессионального использования аппаратно-программного комплекса, установленного на каждом учебном полигоне кафедры Академии;
— систематизация учебно-методических материалов при проведении активных видов учебных занятий с использованием Методики подготовки и проведении учений (игр, тренировок) в Академии [5];
— внедрение элементов имитационного компьютерного моделирования различных
са О X
£ а О
X
X
л
<
ы н S
и 3 О £
03 V
I«
Ä а S с
И S о н
* у
и о и X
и , с И
' S
Р х
< ы
8 с
ö и S ы и ш с о
59
СО
о
X
£
а
0
X
1
J3 <
ы н S
I
<
а
X О
о са
ьй <
Ä а S С
ы о
ЬЙ
и ы
ИР S
I—
о
U-
ы о оэ о а
2
S
н и
0
1
J3 <
ы н
¡Зщ
и , с И
' S р I
< Ed
Sc:
Ö и s ы и ш с о
60
вводных задач оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел при проведении активных видов учебных занятий (использование геоинформационно-аналитической системы «Академия»); дальнейшая работа кафедр по использованию потенциала центра командно-штаб-
ных учений, которая позволит обеспечить качественно новый уровень подготовки руководящих кадров для системы МВД России при разработке и проведении активных видов учебных занятий (межкафедрального комплексного командно-штабного учения «Магистраль-итог»).
Список литературы:
1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 4. 2011 г. № З-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 5. 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры): приказ Министерства образования
и науки РФ от 30 марта 2015 г. № 322 // 6. СПС КонсультантПлюс.
3. Лукашов Н.В. Повышение эффективности подготовки руководителей системы МВД России с использованием информационной модели базового органа внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 3 (27).
Майдыков А.Ф. Проблемы подготовки и проведения в Академии управления МВД России командно-штабных учений // Труды Академии управления. 2012. № 4 (24). Методика подготовки и проведения учений (игр, тренировок) в Академии управления МВД России. М., 2014. Холостое К.М. Методы и алгоритмы работы автоматизированных комплексов подготовки руководителей органов внутренних дел: монография. М., 2016.
Тел.: 8 (499) 150-45-32