А. Ф. МАЙДЫКОВ,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ (Академия управления МВД России)
A. F. MAYDYKOV,
Doctor of Law, Professor, Merited Researcher of the Russian Federation, Professor at the Department of Management of Bodies and Units of the Ministry of the Interior in Special Conditions (Center for Command Games, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 331.363
О дополнительном последипломном профессиональном образовании в Академии управления МВД России
Post-Graduate Professional Education at the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
В статье изложены концептуальные положения дополнительного последипломного профессионального образования.
Академия управления МВД России, дополнительное последипломное профессиональное образование, история развития Академии.
The author lays out the conceptual foundations of post-graduate professional education within the system of the Ministry of the Interior of Russia.
Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, post-graduate professional education, history of the Academy's development.
Академия управления МВД России (далее — Академия управления, Академия) как высшее учебное заведение управленческого профиля прошла долгий и трудный путь в своем развитии. В начале 1929 г. это были учебные курсы усовершенствования старшего начальствующего состава административно-милицейского аппарата, затем, в 1930 г., они были преобразованы в Центральную высшую школу рабоче-крестьянской милиции (далее — ЦВШ РКМ) со сроком обучения два года. После чего учебное заведение было преобразовано в Центральную школу усовершенствования руководящего состава рабоче-крестьянской милиции (далее — РКМ), которая в 1940 г. стала Центральной школой милиции НКВД СССР с двухгодичным сроком обучения. В 1941 г. в связи с военным лихолетьем данное учебное заведение
стало Высшей школой НКВД СССР, где помимо сотрудников для органов внутренних дел готовились переводчики для работы с военнопленными, а также преподаватели специальных дисциплин для средних школ НКВД СССР.
В 1946 г. в связи с преобразованием НКВД СССР в МВД СССР Центральная школа усовершенствования была переименована в Высшую школу МВД СССР, а в ноябре этого же года — в Высшую офицерскую школу МВД СССР. В 1953 г. она получила статус высшей школы милиции МВД СССР с правом выдачи выпускникам диплома единого образца и государственного стандарта о высшем юридическом образовании по специальности «Правоведение» со сроком обучения три года.
Высшая офицерская школа МВД СССР в 1954 г. с учетом необходимости приведения на-
звания учебного заведения в соответствие с его целевой составляющей и контингентом обучаемых стала именоваться Высшей школой МВД СССР. Однако на этом процесс изменений и уточнений не закончился. В связи с реорганизацией МВД СССР несколько раз менялось и название главного учебного заведения нашего ведомства. Так, с конца 1954 по ноябрь 1974 г. она называлась Высшей школой Министерства охраны общественного порядка СССР. Тогда же, в ноябре 1974 г., она вновь получила название «Высшая школа Министерства внутренних дел СССР».
В 1973 г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 сентября 1973 г. № 696-224 «О преобразовании Высшей школы Министерства внутренних дел в Академию Министерства по организации Высшей инженерной пожарно-технической школы Министерства внутренних дел СССР» вышеназванное учебное заведение получило качественно иной правовой статус и название.
Однако и после этого преобразования данного учебного заведения не закончились, поскольку в его названии не просматривался профиль подготовки (обучения), а лишь освещалась ведомственная принадлежность. Данный недостаток был устранен только 8 января 1997 г., когда постановлением Правительства РФ на базе Академии МВД России была создана Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации. Именно с этого времени был четко очерчен и определен управленческий профиль названного вуза, под который стали «подтягиваться» все учебные дисциплины, планы и программы. Стала понятной и убедительной основная выпускающая специальность — «Государственное и муниципальное управление» с магистерской направленностью и выпускной квалификацией — менеджер. Также стало убедительным и то, что в Академии управления могли учиться лишь те, кто уже имел высшее образование, опыт работы в органах внутренних дел не менее трех лет и специальное звание не ниже капитана, а также опыт работы на руководящей должности от заместителя начальника подразделения и выше.
18 ноября 2015 г. Академия управления получила лицензию № 1774 на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ: по видам образования, уровням образования, профессиям, специальностям, направлениям подготовки, подвидам дополнительного образования, в частности высшее образование — программы магистратуры, включающей:
— наименование профессии (специальностей, направлений подготовки) — менеджмент;
— код профессии (специальности, направления подготовки) — 38.04.02;
— уровень образования — высшее образование — магистратура;
— присваиваемая по профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификация — магистр;
— наименование профессии (специальностей, направлений подготовки) — юриспруденция;
— код профессии (специальности, направления подготовки) — 40.04.01;
— уровень образования — высшее образование — магистратура;
— присваиваемая по профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификация — магистр [4].
Кроме того, Академия управления получила право (для сотрудников, имеющих высшее образование) на реализацию программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре и докторантуре по различным научным специальностям и на дополнительное профессиональное образование в рамках курсов повышения квалификации.
Такой детальный экскурс в историю развития Академии управления нами предпринят только для того, чтобы отчетливо показать объективную потребность и возможность нашего вуза осуществлять дополнительное последипломное профессиональное образование. Продолжая научную дискуссию, начатую нами в статье «Академия управления МВД России. Пути развития» [7], следует отметить, что Академия не спонтанно пришла к этому состоянию, к праву и обязанности осуществлять дополнительное последипломное профессиональное образование. Вопрос лишь в том, может ли данное образование быть высшим, т. е. еще одним высшим, или это должно быть кратковременным (по сравнению с высшим), курсовым обучением: на курсах повышения квалификации или переподготовки?
Следует напомнить, что по данному вопросу, вернее, его решению, в 90-х гг. XX в. велись жаркие дискуссии среди ученых различных отраслей знания. Учеными Всесоюзного института повышения квалификации Минэнерго СССР и Томского государственного университета была разработана даже Концепция последипломного образования [6]. Академия управления свое отношение к этому вопросу высказывала практически с момента своего создания, т. е. с 1973 г., как специального вуза управленческого профиля. Именно с такой концепцией заступил на должность ее начальника генерал-лейтенант кандидат военных наук Сергей Михайлович Крылов. Вместе с тем юридически, как уже отмечалось, Академия МВД СССР тогда не была еще Академией управления. Изначально предполагалось, что в Академию поступают лишь те, кто хочет и должен получить полноценное
управленческое образование, чтобы затем квалифицированно и успешно управлять силами и средствами органов внутренних дел в борьбе с преступностью (термин «противодействие преступности» появился и закрепился позже). Было ли у поступающего в данном случае это вторым или третьим высшим образованием — не имело никакого значения. Важным был вопрос о наличии управленческого образования, которое должно было быть главным и качественным [5]. В случае положительного решения о зачислении сотрудника в Академию общетеоретические учебные дисциплины засчитывались в план подготовки, а обучение осуществлялось только по новым предметам и учебным курсам.
Если у поступающего в Академию уже имелось высшее управленческое образование, он, естественно, не допускался до сдачи вступительных экзаменов и последующего обучения. Такие лица могли быть слушателями курсов повышения квалификации или переподготовки. Продолжительность и содержание, в том числе качество, дополнительного последипломного профессионального образования, как нам представляется, должны зависеть от уровня знаний, умений и навыков обучаемых, потребностей органов, их направивших, и возможностей самого учебного заведения.
Естественно, дополнительное последипломное профессиональное образование должно отличаться от первоначального высшего образования посредством «приращивания», дополняя его новыми знаниями, умениями и навыками. В этих целях в Академии управления стали практиковаться учебные занятия по актуальным проблемам деятельности органов внутренних дел, особенностям их функционирования сравнительно с другими правоохранительными органами, ключевым вопросам взаимодействия с органами местного самоуправления.
Для формирования новых умений и навыков шире стали использоваться практические формы подготовки, такие как групповые упражнения, круглые столы, разбор конкретных ситуаций, деловые игры, штабные тренировки, оперативно-тактические и командно-штабные учения.
Нельзя сказать, что сразу все пошло гладко. Были и недостатки, например в работе кафедр, в подготовке учебно-методических материалов и проведении учебных занятий. К примеру, теоретический и методический уровень отдельных лекций, семинаров и комплексных оперативных учений не всегда отвечал академическим требованиям. Некоторые лекции носили не проблемный, а описательный характер, не обобщался и не использовался передовой опыт организации деятельности органов внутренних дел в различных условиях оперативной обстановки. Некоторые учебные занятия прово-
дились скучно, порой примитивно, без использования информационно-технических средств и наглядных пособий, новых педагогических технологий. Не все кафедры и учебные дисциплины были обеспечены учебниками, учебными пособиями и курсами лекций.
В настоящее время все вышеуказанные недостатки устранены в ходе становления Академии и совершенствования ее учебного процесса. На всех кафедрах созданы электронные (виртуальные) полигоны с автоматизированными рабочими местами для слушателей и преподавателей. Но появились другие (новые) проблемы, касающиеся уточнения места и роли территориальных органов внутренних дел и полиции в решении задач противодействия преступности, обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности. Такие проблемы возникли в связи с созданием новой военной государственной структуры — войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия), на которую (структуру), как и на полицию (органы внутренних дел), возложено решение ряда одних и тех же задач, в частности осуществление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, участие в обеспечении различных (чрезвычайных) правовых режимов [2]. Росгвардии передано несколько традиционно-полицейских подразделений (ОМОН, СОБР, лицензионно-разрешительная система, вневедомственная охрана), однако функциональные обязанности, осуществляемые этими подразделениями по обеспечению охраны общественного порядка, не были исключены из функциональных обязанностей полиции [1].
Указанные изменения в организационной структуре МВД России, естественно, повлекли за собой существенные изменения в организации обучения личного состава вузов указанной системы, в том числе и в Академии управления, а также в дополнительном последипломном профессиональном образовании. В частности, потребовались значительные изменения и уточнения в учебно-методических материалах: лекциях, учебных пособиях, учебниках, материалах штабных тренировок, командно-штабных учениях. Претерпели изменения и уточнения такие исходные учебные документы, как учебные планы и программы.
Необходимо отметить еще одну особенность дополнительного последипломного профессионального образования в Академии управления, отчетливо проявившуюся в настоящее время. Известно, что функции, которые выполняет последипломное дополнительное образование, зависят от деятельности, осуществляемой каждым из субъектов, в чьем ведении находится вуз, и ситуации, в которой они находятся, т. е.
от складывающейся или сложившейся в стране, регионе (или в сфере их деятельности) оперативной обстановки. В данном случае нельзя не обратить внимание на основные направления деятельности органов внутренних дел и полиции, на которые указал Президент РФ В. В. Путин на расширенном заседании коллегии МВД России (9 марта 2017 г.) при подведении итогов его работы в 2016 г. и обсуждении задач на текущий год, к числу которых относятся следующие:
— выход на качественно новый уровень работы всей системы МВД России в борьбе с преступностью, обеспечивающий кардинальный перелом ситуации с правонарушительством в России;
— обеспечение безопасности граждан в общественных местах, требующей перегруппировки сил, совершенствования работы дежурных нарядов, более широкого использования технических средств и помощи общественности, в том числе дружинников;
— улучшение деятельности по профилактике правонарушений, в том числе среди молодежи (количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними или при их участии, постоянно увеличивается). Для активизации борьбы с этим видом правонарушений необходимо ускорить принятие федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
— приложение дополнительных усилий в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономики, деликтов коррупционной направленности, организованной преступности;
— работа по противодействию экстремизму криминальной направленности и терроризму, а также незаконной миграции, которая должна постоянно находиться в зоне ответственности правоохранительных органов.
Организация борьбы с указанными видами преступлений — дело не только практических органов правоохранительной и правоприменительной системы, но и научно-исследовательских учреждений и образовательных организаций, в том числе системы МВД России [3]. В этой связи становится очевидным, что обучение, а точнее подготовка лиц, способных противодействовать указанным видам преступности и вести с ней эффективную и наступательную борьбу, в том числе посредством последипломного дополнительного образования, является не только и не
столько желательным, но и обязательным требованием указанного вида образования. К Академии управления это имеет прямое отношение, так как образовательная и научно-исследовательская функции являются ее. Практическая же реализация данных функций при реорганизации обучения слушателей должна осуществляться, на наш взгляд, посредством использования прежде всего практических форм подготовки, позволяющих моделировать различные управленческие ситуации, составляющие сущность будущей практической деятельности обучаемых. Особенно это характерно при обучении управлению силами и средствами органов внутренних дел и полиции при действиях в особых условиях оперативной обстановки природного, техногенного, биологического и социального характера.
Таким образом, названная образовательная функция не является застывшей статической субстанцией, а постоянно претерпевает изменения и уточнения в связи с реалиями и событийностью, изменениями оперативной обстановки.
Своевременно реагировать на различные изменения, вносить соответствующие коррективы в учебно-методические разработки, учитывать их при проведении учебных занятий — одна из важнейших задач профессорско-преподавательского состава, осуществляющего свою деятельность в рамках последипломного дополнительного профессионального образования.
В завершение данной статьи следует напомнить о том, что вышеизложенные концептуальные положения по вопросам дополнительного последипломного профессионального образовании слушателей (обучаемых) Академии управления должны быть документально соответствующим образом оформлены, в частности в виде учебных планов, учебных пособий и курсов лекций, по содержанию отличающихся от традиционных документов этого вида. Кроме того, новому содержанию обучения и новым задачам подготовки обучаемых должны предшествовать определенные организационные меры, включающие в себя наличие соответствующих аудиторий и их информационно-техническое оснащение (оборудование), обновление преподавательского состава и проведение с ним специальных занятий. Организация и проведение с профессорско-преподавательским составом нескольких показательных занятий станет ярким дополнением и колоритом при решении данных задач.
Список литературы:
References:
1. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (1). Ст. 4159.
1. About national guard forces of the Russian Federation: the federal law from the 3rd of June, 2016. № 226-03 // The legislation's compilation of the Russian Federation. 2016. № 27 (1). Article 4159.
2. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 212.
4. Высшее образование в России: первый съезд Российского Союза ректор. М., 1993. № 1.
5. Гаврилов А. Д., Исай Н. Г., Митрофанов Д. Г. Совершенствование образовательных программ — необходимое условие подготовки военных специалистов. М., 2013.
6. Концепция последипломного образования. М., 1991.
7. Майдыков А. Ф. Академия управления МВД России. Пути развития // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3 (43).
2.
3.
4.
5.
6. 7.
About the police: the federal law from the 7th of February, 2011. № 3-03 (edition from 03.07.2016) // The legislation's compilation of the Russian Federation. 2011. № 7. Article 900. About national safety strategy of the Russian Federation: the Russian Federation President's decree from the 31st, 2015. № 683 // The legislation's compilation of the Russian Federation. 2016. № 1 (part 2). Article 212. The higher education in Russia: the first congress of the Russian rectors Union. M., 1993. № 1. Gavrilov A. D., Isai N. G, Mitrofanov D. G. The educational programmes' perfection — the necessary preparation condition of military specialists. M., 2013.
The conception of postgraduate education. M., 1991. Maidykov A. F. Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. Development ways // The Labors of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2017. № 3 (43).
E-mail: [email protected]
147