СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
правоохранительных органов
А. Ф. МАЙДЫКОВ,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации (Академия управления МВД России)
A. F. MAYDYKOV,
Doctor of Law, Merited Researcher of the Russian Federation, Professor at the Department of Management of Bodies and Units of the Ministry of the Interior in Special Conditions (Center for Command Games,
Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 378.1
Академия управления МВД России. Пути развития
Academy of Management of the Ministry of the Interior of Russia: Avenues of Future Development
В статье рассмотрены отдельные направле- The article offers considerations on future ния (пути) послевузовского дополнительного development avenues of Russia's system of post-профессионального образования. graduate professional education. The institution
in focus is the Academy of Management of the Ministry of the Interior of Russia.
Академия управления МВД России, послеву- Academy of Management of the Ministry of the зовское дополнительное образование, пути Interior of Russia, post-graduate higher education, развития. development avenues.
Задачи, поставленные Президентом страны перед МВД России по усилению борьбы с преступностью в современный период, требуют не только активизации усилий практических органов внутренних дел, но и значительных мобилизационных и организационных перемен в деятельности научно-исследовательских и педагогических учреждений и заведений этой системы, в том числе Академии управления МВД России.
Академия управления МВД России (далее — Академия; или Академия управления) относится к числу уникальных по предмету своего функционирования высших учебных заведений, готовящих управленческие кадры — руководи-
телей органов внутренних дел различного уровня управления — для территориальных органов внутренних дел. Ее уникальность состоит прежде всего в том, что она является единственным по своему профилю вузом системы МВД России, в котором учатся сотрудники органов внутренних дел, уже имеющие высшее образование и практический управленческий опыт работы, а также жизненный опыт. Поэтому речь в данном случае идет не только и не столько о получении ими (слушателями) второго высшего управленческого образования, сколько о получении дополнительного профессионального образования. Это обстоятельство существенно влияет
как на предмет преподаваемых дисциплин, так и на формы и методы самого преподавания, а также на процесс подготовки (обучения) слушателей. Полагаем, что этот процесс должен быть максимально приближен к реальной обстановке с такими преобладающими практическими формами обучения, как деловые игры, штабные тренировки, тренинги, круглые столы, командно-штабные учения, разбор конкретных ситуаций, групповые упражнения, оперативно-тактические учения.
Другой особенностью обучения в Академии управления является то, что акцент педагогических усилий при дополнительном профессиональном образовании, на наш взгляд, должен быть сделан на углублении имеющихся у обучаемых знаний, формировании у них умений и навыков, необходимых для успешного решения задач любой сложности.
Отметим, что в Академии управления накоплен более чем 40-летний опыт использования практических форм обучения, в том числе командно-штабных учений. Но наиболее активно они стали применяться после ее преобразования из Академии МВД в Академию управления МВД России на основании постановления Правительства РФ от 8 января 1997 г. № 17 [1]. В данном постановлении было сказано, что в целях совершенствования подготовки высококвалифицированных руководящих кадров для органов внутренних дел и создания необходимых условий для дальнейшего развития профессионального образования в системе МВД необходимо преобразовать Академию МВД Российской Федерации в Академию управления МВД России, а 10 ноября 1997 г. Академии управления как новому вузу в торжественной обстановке было вручено Знамя и Грамота Президента РФ. Таким образом, управленческий профиль этого вуза наконец-то был окончательно юридически оформлен и закреплен [2]. Очевидно, что эта управленческая акция потребовала переработки всех учебно-методических материалов, планов научных исследований, а также значительного изменения форм и методов обучения.
Другим важным направлением совершенствования обучения в Академии стало более широкое использование технических средств, начиная от создания автоматизированных рабочих мест обучаемых и заканчивая разработкой и применением различных программных комплексов. В настоящее время на каждой кафедре Академии созданы электронные учебные полигоны с автоматизированными рабочими местами слушателей, позволяющими оперативно решать сложные управленческие задачи, связанные с анализом и оценкой больших объемов информации.
Вместе с тем, как показала практика, сделанного оказалось недостаточно. В процессе обучения и его интенсификации были выявлены новые недостатки, требующие принятия неотложных мер по их устранению. Эти недостатки качественно иного свойства, чем обычные: низкий уровень преподавания, использование при обучении устаревшего материала либо не использование передового опыта и т. п. Мы же имеем в виду отсутствие четкого представления о модели подготовки полицейского руководителя органа внутренних дел нового поколения, т. е. полицейского руководителя территориального органа внутренних дел будущего. Какой должна быть эта модель? Ответа на этот вопрос пока нет. Научные исследования по этой проблематике также отсутствуют.
Существует полушутливое, но не лишенное здравого смысла изречение американского исследователя А. Вольмера о личных качествах полицейского будущего, которые могли бы быть использованы при подготовке современных полицейских руководителей: полицейские должны обладать мудростью Соломона, храбростью Давида, терпением Иакова, умением руководить, присущем Моисею, добротой самаритянки, стратегическим гением Александра Македонского и еще знанием физических, биологических и общественных наук. Если бы человек обладал такими качествами, то он, по мнению А. Вольмера (которое поддержат граждане любой страны), мог бы стать хорошим полицейским. Мы полностью с этим согласны, но это в идеале, а в действительности следует стремиться в перспективе при организации обучения в вузах, в частности в Академии управления, иметь модель образовательного полицейского стандарта, в том числе при подготовке руководителей полиции. Причем эта модель должна отвечать и соответствовать установленным международным стандартам. Разработка такой образовательной модели будущего полицейского руководителя есть одно из важных направлений (путей) развития Академии управления.
К другим путям развития Академии управления можно отнести также определение ее места и роли в системе высших учебных заведений других государств (стран) ближнего и дальнего зарубежья. Решение этой проблемы связано с расширением контактов с зарубежными коллегами, систематическими встречами с ректорами и проректорами (руководством) таких академий, обменом опытом преподавательской деятельности [3]. Такие встречи и обмен опытом свидетельствуют об их пользе, потому что они, как и мы, заинтересованы в решении вопроса о том, будут ли соответствовать выпускники наших вузов требованиям будущего времени.
Известно, что профессия полицейского в конце прошлого века существенно изменилась. В России принято новое законодательство, в том числе о деятельности полиции, ее правах, обязанностях и ответственности. Таким же изменениям подверглась и вся система образования, в частности произошли демократические преобразования в системе подготовки полицейских кадров. Отмечается также четко выраженный и повышенный спрос на специалистов в этой сфере с более широким профилем образования, способных творчески и с высоким профессионализмом решать нестандартные задачи, требующие более глубокого теоретического и научного владения специальностью. Возможность для этого в настоящее время предоставляется магистерской учебной программой (избранные специальности, высший менеджмент), но требующей доработки с учетом нового времени, новых задач и функций [4].
Анализируя системы подготовки (обучения) полицейских руководителей различных уровней управления (отечественных и зарубежных), нельзя не заметить тенденцию к их сближению и интеграции. Отчетливо прослеживаются такие важные направления и разделы, как демократизация процесса отбора кадров в полицию всех уровней управления; приведение ведомственного высшего образования в соответствие со стандартами общегражданского и университетского образования; формирование новых специальностей и комплексов соответствующих им специальных дисциплин, позволяющих более глубоко изучать содержание и специфику полицейской деятельности как профессии.
Характерной чертой подготовки руководителей различных служб и подразделений полиции территориальных органов внутренних дел МВД России, определяющей ее место и роль в общей системе подготовки полицейских управленческих кадров зарубежных стран, является ее высокий профессионализм. Данный профессионализм проявляется как в отборе кандидатов на поступление в Академию управления, так и в содержании самого обучения, в использовании различных форм и методов непосредственно в процессе обучения. Полагаем, что Академия управления занимает ведущее место не только в системе учебных заведений МВД России, но и лидирует среди аналогичных учебных заведений зарубежных стран. Этот вывод подтверждается также тем, что только Академия управления МВД России обучает слушателей по учебным программам государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «38.04.02 Менеджмент» (уровень магистратуры) с выдачей после окончания обучения диплома установленного государственного образца, какие вы-
даются студентам гражданских университетов после завершения ими обучения по названной выше специальности. Ни в одном из зарубежных учебных заведений такой образовательной учебной системы нет. Там после укороченной управленческой, строго полицейской учебной программы выдаются ведомственные (полицейские) дипломы, дающие право работать в определенной должности только в полиции.
Таким образом, в Академии управления МВД России даются более широкие знания, позволяющие обучаемым решать широкий круг общеполитических задач, уметь оценивать социальную практику, определять особенности и закономерности развития общества и преступности как социального правового явления, знать основы оперативного искусства и тактики, теорию социального управления, менеджмент, методы прогнозирования, планирования и моделирования.
Однако Академия управления не остановилась в своем развитии. Она продолжает наращивать усилия в деле подготовки квалифицированных управленческих кадров полиции нового поколения, отвечающих духу и требованию настоящего времени.
Еще одним из важнейших направлений дальнейшего совершенствования деятельности Академии управления является решение вопросов: каков он — новый полицейский руководитель будущего, которого Академия управления должна научиться готовить и быть готова это делать? Сможет ли он эффективно действовать в новой для него оперативной обстановке?
Сущность этого направления, по нашему мнению, состоит прежде всего в том, чтобы определить главные (наиболее важные) черты такого руководителя и требования, которые к нему предъявляются, а уже затем выстраивать образовательную систему, способную вооружить такого руководителя полиции необходимыми ему знаниями, умениями и навыками.
Что должно отличать такого руководителя от других специалистов подобного уровня помимо уже названных выше черт? Конечно же это владение методами принятия и организации выполнения управленческих решений не только оперативного, но и стратегического характера; умение управлять значительными силами и средствами; находить выход из самых сложных ситуаций при ограниченных ресурсах и времени; правильно оценивать не только криминогенную, но социально-экономическую и политическую обстановку; владеть новыми педагогическими технологиями и компьютерной техникой [5].
Что касается непосредственно Академии управления как социальной структуры, то она должна соответствовать указанным выше требованиям, предъявляемым к будущим руководителям служб и подразделений полиции. С учетом
этого используемая ею образовательная система должна быть следующей:
— многовариантной и модельной;
— содержание планов подготовки специалистов руководителей органов полиции должно включать в себя разделы, отражающие главные особенности складывающейся и прогнозируемой криминогенной обстановки (например, борьба с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом криминального характера, наркобизнесом, защита прав человека);
— обучение будущих управленцев — организаторов правоохранительной деятельности, в том числе полиции, — должно соответствовать также современному и передовому менеджменту [8];
— в обучении руководителей органов полиции высшего уровня управления должны использо-
ваться новейшие обучающие информационные и педагогические технологии, а также технологии, заимствованные из сферы бизнеса [7].
В заключение следует отметить, что одним из стратегических направлений развития Академии управления МВД России при подготовке руководителей полицейских кадров является глубокая дифференциация содержания обучения различных категорий полицейских руководителей с учетом их должностного и правового статуса в системе органов внутренних дел Российской Федерации. Именно с этих позиций следует исходить при разработке различных моделей, методов, алгоритмов и систем совершенствования подготовки (обучения) руководителей органов внутренних дел (полиции) нового поколения [6].
Список литературы:
1.
2.
3.
4.
О создании Академии управления Министер- 5. ства внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 8 января 1997 г. № 17 // СЗ РФ. 1997. № 3. Ст. 413. 6. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «38.04.02 Менеджмент» (уровень магистрату- 7. ры): приказ Минобрнауки Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 322. Академия управления МВД России: история и современность (1929 — 2009 гг.) / под 8. ред. В. В. Гордиенко. М., 2009. Дембицкий Н. Л., Назаров А. В. Применение методов искусственного интеллекта в проектировании и производстве радиотехнических устройств: монография. М., 2009.
Дорогов В. Г., Теплова Я. О. Введение в методы и алгоритмы принятия решений: учеб. пособ. М., 2012.
Майдыков А. Ф. Оперативные учения (игры) в городских и районных органах внутренних дел (теория, методика, практика): учеб. пособ. М., 1982.
Методика подготовки, организации и проведения активных форм учебных занятий на базе виртуальных полигонов: учеб.-метод. пособ. М., 2014.
Холостов К М. Методы и алгоритмы работы автоматизированных комплексов подготовки руководителей органов внутренних дел: монография. М., 2016.
E-mail: [email protected]
150