Научная статья на тему 'К некоторым вопросам совершенствования организации подготовки органов оперативного управления в системе МВД России'

К некоторым вопросам совершенствования организации подготовки органов оперативного управления в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ / ОРГАНЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ УЧЕНИЯ / ORGANIZATION OF TRAINING / DAY-TO-DAY MANAGEMENT AND FIRST RESPONSE CENTERS / EMERGENCY SITUATION / COMMAND GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарова В. В.

В статье рассматриваются проблемы, касающиеся современных правовых и организационных основ подготовки органов оперативного управления в системе МВД России и путей реформирования организации данного вида подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жарова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Centers for Day-to-Day and First Response Management in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Suggestions on How to Improve the Processof Drilling Them for Action

The author looks into some of the present-day legal and organizational problems in drilling personnel at centers for day-to-day and first response management operated within the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Proposals are put forward on how to reform and improve this drilling.

Текст научной работы на тему «К некоторым вопросам совершенствования организации подготовки органов оперативного управления в системе МВД России»

В. В. ЖАРОВА,

адъюнкт кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

центра командно-штабных учений (Академия управления МВД России),

V. V. ZHAROVA,

Adjunct at the Department of Management of Interior Ministry Bodies and Units in Special Conditions

of Center for Command Games (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 351.741

К некоторым вопросам совершенствования организации подготовки органов оперативного управления в системе МВД России

Centers for Day-to-Day and First Response Management in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Suggestions on How to Improve the Process of Drilling Them for Action

В статье рассматриваются проблемы, касающиеся современных правовых и организационных основ подготовки органов оперативного управления в системе МВД России и путей реформирования организации данного вида подготовки.

Организация подготовки, органы оперативного управления, чрезвычайные обстоятельства, командно-штабные учения.

The author looks into some of the present-day legal and organizational problems in drilling personnel at centers for day-to-day and first response management operated within the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Proposals are put forward on how to reform and improve this drilling.

Organization of training, day-to-day management and first response centers, emergency situation, command games.

Управленческая деятельность в системе МВД России, исходя из общих положений теории управления, — целенаправленная деятельность руководителя и подчиненного ему аппарата по реализации возложенных функций управления. К факторам, оказывающим влияние на эффективность управленческой деятельности в органах внутренних дел (далее — ОВД) Российской Федерации, безусловно, относятся такие факторы, как уровень организации управленческих мероприятий, качество процессуального и ведомственного контроля, материально-техниче-

ская и информационная оснащенность, методическое и научное обеспечение и др. Однако хотелось бы выделить такой фактор, как уровень правовой и профессиональной подготовки сотрудников ОВД.

Главными задачами органов внутренних дел являются обеспечение на территории обслуживания (в зоне ответственности) общественного порядка и общественной безопасности, противодействие преступности, защита личности, общества и государства, его конституционного строя и территориальной целостности от внут-

Ранее - заместитель начальника СУ УМВД России по г. Тамбову.

Formerly - Deputy Head of the Investigation Department of the Branch of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the City of Tambov.

ренних и внешних угроз. При этом органы и подразделения МВД России функционируют как в обычных (повседневных), так и в особых условиях, возникающих при чрезвычайных обстоятельствах [1—4].

Законодательство Российской Федерации чрезвычайные обстоятельства (далее — ЧО) определяет как обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер [1].

Интересно мнение А. Ф. Майдыкова, который считает, что «Чрезвычайные происшествия и обстоятельства (ситуации) создают экстремальные (особые) условия для деятельности органов внутренних дел, во время которых в значительной степени (а иногда и коренным образом) изменяется содержание их работы, возникает необходимость в использовании специальных организационных форм, новых тактических приемов и методов» [6], что требует от сотрудников органов внутренних дел определенных знаний, умений и навыков, слаженности действий.

Оперативным управлением МВД России анализируется участие территориальных органов МВД России в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Изучение отчетных документов позволяет сделать вывод о достаточной готовности территориальных органов МВД России к выполнению задач при ЧО, а также выявить ряд проблемных вопросов.

Среди основных причин, оказывающих влияние на снижение уровня готовности, можно назвать недостаточные умения и навыки руководителей органов оперативного управления в принятии управленческих решений, слабые знания личного состава, отсутствие опыта действий в указанных условиях.

Поскольку отличительной особенностью деятельности органов внутренних дел при ЧО является создание новых структурных образований — органов оперативного управления (далее — ООУ) — ведомственные нормативные акты оправданно выделяют их подготовку в отдельную группу.

Временные ООУ, создаваемые в системе МВД России в период возникновения ЧО, — это оперативные штабы и группы управления, а постоянно действующие — дежурные части. Основной формой их обучения, а также подготовки руководящего состава органов внутренних дел к действиям при ЧО является командно-штабное учение (далее — КШУ), проводимое один раз в полугодие. Одна из форм практического обучения руководящего состава и ООУ — штабная тренировка (далее — ШТ), проводимая ежеквартально, а формой практической подготовки руководителей ООУ

является тактико-специальное учение (далее — ТСУ), проводимое один раз в год.

Нельзя допустить, чтобы перечисленные формы обучения проводились формально, что может привести к слабой организации подготовки ООУ к действиям при ЧО. Эта проблема наиболее актуальна в территориальных органах внутренних дел, особенно в регионах, наименее подверженных вероятности возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Значимым фактором является и то, что далеко не все руководители полиции различного уровня являются выпускниками специализированных образовательных организаций системы МВД России, а значит они не получили в период обучения знаний, умений и навыков по организации деятельности органов внутренних дел в особых условиях.

Полезен в этом направлении опыт Академии управления МВД России, в частности, кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, по организации и проведению активных видов практических занятий с руководителями различного уровня системы МВД России. При проведении таких занятий коэффициент полезного действия значительно выше, так как на них осуществляется моделирование конкретных ситуаций из практики, предполагается решение различных вводных задач, анализ оперативной обстановки и иной поступающей информации, подготовка управленческих решений, социальных прогнозов, комплексных планов [7] и т. д.

По нашему мнению, основные направления совершенствования подготовки ООУ в системе МВД России следующие:

— правовые;

— организационные;

— методические;

— материально-технические;

— педагогические.

Остановимся на наиболее важных из них.

Анализ положений ведомственных правовых актов, регламентирующих подготовку ООУ в системе МВД России, позволяет говорить о том, что они достаточно четко формируют организационную основу для подготовки ООУ, называя формы проведения учений и тренировок, их периодичность, методы обучения, алгоритм действий и основные документы, которые должны быть подготовлены при проведении КШУ, однако не определяет содержательную основу, научное, методическое, информационное, мультимедийное и иное наполнение. Кроме того, в имеющихся НПА отсутствуют упоминания о необходимости применения инновационных образовательных технологий и современных технических средств обучения.

Профессиональная служебная и физическая подготовка в структурных подразделениях МВД России осуществляется в соответствии с требованиями приказа МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». Данный нормативный акт предписывает при оценке организации и состояния подготовки кадров органов, организаций, подразделений МВД России проверять в том числе применение инновационных образовательных технологий и современных технических средств обучения. Однако КШУ, ШТ, ТСУ, являясь основными формами обучения ООУ, не проводятся в рамках указанного вида подготовки.

При проведении и организации КШУ в территориальных органах МВД России необходимо руководствоваться современными требованиями, изменениями характера угроз, достижениями научно-технического прогресса.

На наш взгляд, следует использовать положительный опыт Академии управления МВД России, где особое внимание уделяется развитию инновационных образовательных технологий. По мнению профессора В. В. Гордиенко, «в последние годы серьезно расширен спектр прак-тико-ориентирующих видов учебных занятий, основанных на применении инновационных (активных) методов обучения и интерактивных форм использования мультимедийных средств обучения. Введен в эксплуатацию единственный в системе МВД России комплекс «Электронный ОВД», состоящий из двенадцати виртуальных учебных полигонов, где отрабатываются вопросы управления по основным видам деятельности органов внутренних дел на федеральном, региональном, муниципальном уровнях» [5].

На основе информационной модели организуются и проводятся активные виды учебных занятий, представляющие собой имитацию служебной деятельности условного территориального органа МВД России в конкретной обстановке, с учетом территориально-географического, природно-климатического, экономического, социально-демографического, политического, идеологического факторов внешней и внутренней среды. Содержание информационной модели органа внутренних дел опирается на имеющуюся номенклатуру должностей подразделений системы МВД России, а также на соответствующую организационно-штатную структуру территориальных органов МВД России [8].

Качественно изменить организацию подготовки ООУ в системе МВД России на современном этапе возможно путем перехода от информационной модели к единому информационному образовательному пространству, поэтапно на-

ращивая учебно-методические составляющие и элементы дистанционных образовательных технологий на базе созданной в Академии управления МВД России инфраструктуры [8].

Еще одной проблемой, по нашему мнению, является то, что в настоящее время отсутствует механизм оценки степени усвоения обучаемыми материалов занятий в области теоретических знаний, а также умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

Многолетний опыт деятельности сотрудников кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России по организации и проведению КШУ позволил выработать критерии оценки и показатели результативности работы участников учений. Данный опыт целесообразно применять в территориальных органах МВД России.

Кроме качества и своевременности подготовки итоговых документов, проверке, анализу и оценке подлежат объективность и эффективность принятого управленческого решения, комплексность и системность рассмотрения поставленной задачи, содержание докладов и (что, на наш взгляд, наиболее важно) результаты тестирования. Кроме того, в практике проведения учений в Академии управления МВД России применяется такой вид оценки действий обучаемых на учении, как самооценка [8].

Оптимизация способов, методов и средств организации подготовки ООУ в системе МВД России к действиям при ЧО возможна путем внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты.

В качестве таких изменений можно предложить следующее:

— нормативное закрепление обязанностей субъектов организации подготовки ООУ в системе МВД России по разработке и применению методик проведения КШУ, ШТ, ТСУ и иных (текущих) видов подготовки, а также четких критериев оценки уровня готовности ООУ с применением регулярного тестирования;

— организация подготовки ООУ в системе МВД России к действиям при ЧО по качественному проведению ШТ, КШУ с конкретными сроками их проведения. Основу обеспечения качественного проведения ШТ, КШУ должны составить широкомасштабное использование телекоммуникационных и других современных технических средств обучения, новых методик проведения двухсторонних (с участием условного противника), многоуровневых (региональный — федеральный) КШУ, в том числе на базе центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, а также внедрение разработанных моделей использования сил и средств органов внутренних дел в реальных условиях, индивидуальный подход к обучению.

Список литературы:

1. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

4. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

5. Гордиенко В. В. Основные направления совершенствования подготовки руководящих кадров органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 3 (31).

6. Майдыков А. Ф. Предмет, задачи и система курса «Управление органами внутренних дел в экстремальных условиях»: лекция. М., 2008.

7. Методика подготовки, организации и проведения активных форм учебных занятий на базе виртуальных полигонов: учеб.-ме-тод. пособ. / под общ. ред. А. М. Майдыкова, К. М. Холостова. М., 2014.

8. Мыльников В. В., Холостов К. М. Резервы повышения эффективности использования учебных полигонов кафедр Академии управления МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38).

E-mail: vika-67@mail.ru

О —

0

1

о —

о ^

о <

о

<

X

>>

S а. Е-

146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.