Научная статья на тему 'Отчет о научно-практической работе «Анализ системы подготовки руководящего состава и специалистов РСЧС»'

Отчет о научно-практической работе «Анализ системы подготовки руководящего состава и специалистов РСЧС» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчет о научно-практической работе «Анализ системы подготовки руководящего состава и специалистов РСЧС»»

Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан

ОТЧЕТ О 11АУЧН04ТРАКТИЧЕСК0Й РАБОТК ГЮ ТГМВ:

('Лшю СБС'ГСМЫ 3(>ЗЛ1‘>10ЬКН руководинкго «мттяеэ

к св« анзывстов РСЧС»

(шифр «Подготовка-%»)

Успешное выполнение территориальной подсистемой РСЧС своих основных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени в значительной степени зависит от уровня профессиональной подготовки руководящего состава и специалистов ТСЧС и её звеньев. Это подтверждается следующим:

во-первых - увеличением числа чрезвычайных ситуаций или предпосылок к чрезвычайным ситуациям техногенного характера, возникших по причине неквалифицированного выполнения всего комплекса мероприятий по их предупреждению. Так, в 1997 году в Республике Татарстан произошло 40 чрезвычайных ситуаций, из них:

-16 - техногенного характера;

-21 - природного характера, затронувших 23 района республики;

-1 - экологического характера: •

-2 - эпидемиологического характера.

По имеющимся у МЧС Республики Тгтзрстан данным, общим ущерб от чрезвычайных агг/яний составип по республике около ’50 млрд. рублей (в ценах 1997 года), что почти з два раза больше, чем п 1996 году (120 млод рублей). Количество пострадавших » ‘997 году составило 322 человек, из них 5 погибло (в 199о году погибло 14 человек);

во-вторых - результатами проведения командно-штабных и комплексных учений (тренировок). Анализ результатов учений всех видов, проведенных в Республике Татарстан за последние 3 года, показывает, что более чем в 85 процентах учений руководящий состав ТСЧС испытывая значительные затрудяе-ния в оценке обстановки и принятии обоснованных и своевременных решений по предотвращению и ликвидации ЧС мирного и военного времени.

И не случайно в Проекте федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» в числе 7 наиболее опасных внутренних источников угроз возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера 3 в полной мере зависят от человеческого фактора (снижение трудовой и технологической дисциплины, понижение уровня профессиональной подготовки персонала, снижение требовательности л эффективности работы органов государственного надзора и инспекции).

Поэтому <.:р(;ди 5 основных задач по решению проблемы снижения природных л техногенных риског. и смягчения последствии стихийных бедствий, аварий и катастроф в Проекте федеральной целевой программы предусмотрено <<совергцгасггворанис.подготовки населения и специалистов РСТС к действиям .целению «ликвидации ЧС».

Таким образом, вопросы планирования, организации и ведения подготовки руководящего состава и специалистов РСЧС становятся одним из главных в деятельности органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней и, прежде всего, на территориальном уровне.

2. Анализ существующей системы подготовки руководящего состава и специалистов ТСЧС и ее звеньев

Подготовка руководящего состава и специалистов ТСЧС Республики Татарстан, как важнейшая составная часть подготовки населения республики, осуществляется на основе постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов МЧС Российской Федерации, Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 1998 года № 61 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в Республике Татарстан» и в соответствии с «Организационными указаниями по подготовке населения Республики Татарстан в области защиты от чрезвычайных ситуаций на 3998-2000 годы». (Приложение № ]).

Подготовка руководящего состава и специалистов ТСЧС, кг* единая система, по своим задачам и орган изяционко-методическ»їм формам проведения делится на две взаимосвязаннее подсистемы - подсистему первоначальной подготовки и переподготовки и подсистему текущей подготовки.

2.1. Анализ подсистемы первоначальной подготовки и переподготовки

Подсистема первоначальной подготовки и переподготовки руководящего состава и специалистов ТСЧС Республики Татарстан включает в себя:

-пакег руководящих документов, определяющих порядок организации переподготовки и повышения квалификации;

-систему учебных заведений с соответствующими штатами и учебноматериальной базой, осуществляющих подготовку и переподготовку (Академия гражданской защиты МЧС Российской Федерации, УЗПК, Учебнометодический центр по ГО и ЧС, курсы ГО категорированиых городов Республики Татарстан (8 курсов));

-набор учебных программ, определяющих содержание и последовательность изучения учебного материала для различных категорий руководящего состава и специалистов ТСЧС. •

Подсистема первоначальной подготовки и переподготовки руководящею состава и ся^циалис-оь ТСЧС РТ показана на схеме № 1.

Министерство по делам ГО и ЧС Республики Татарстан (Планирование, учет,

Подсистема первоначальной подготовки и переподготовки позволяет выполнять следующие функции:

-планировать переподготовку и повышение квалификации всех категорий (групп обучаемых) руководителей и специалистов во вгру учебных заведениях:

-влиять на организацию процесса обучения в подведомственных учебных заведениях (УМЦ по ГО и ЧС РТ и курсы ГО городов);

-осуществлять контроль за ходом учебного процесса в подведомственных учебных заведениях и за качеством усвоения учебного материала слушателями (по результатам зачетов);

-вести учет выполнения плана первоначальной подготовки и переподготовки руководителей и специалистов ТСЧС (в подведомственных учебных заведениях - выполнение плана комплектования УМЦ по ГО и ЧС РТ и курсов ГО городов);

-влиять на содержание обучения путем внесения изменений и дополнений в программы подготовки через должностных лиц, имеющих право на корректировку программ. • •

В целом функционирование подсистемы первоначальной подготоьки и переподготовки руководящего состава и специалистов ТСЧС РТ обеспечивает требуемое качество иС'Дгот'ОЕкк слушателей 1*1 потребности б кадрах вскх звеньев управления ТСЧС республики.

За 1996-1997 гл. и за первую половину 1995 года в Учебно-методическом центре по ГО и ЧС РТ подготовлено:

— „ № пп Группа обучаемых Г од я

1997 1998 (за 5 месяцев)

і Должностные лица республики, городов (районов), министерств, госкомитетов и объединений, выполняющие обязанности по ГО и ЧС 467 160

2 ■ 3 Начальники ГО, начальники штабов ГОЧС, заместители (помощники) руководителей объектов экономики 1368 : 767 і

з Главные, специалисты и начальники служб ГО объектов экономики 849 34Ь

4 і Начальники сл\жб ГО республики, районов, городов и их начальники штабов 60 25

і 1 1744 1297

и ор:л1>», ка качество 11 ЗффС«иленость функционирования подсистемы подготовки и переподготовки очазыьает отрицательное воздействие целый ряд факторов, имеющих как объективный, так и субъективный хароьтер.

Объективные факторы, ь основном, связаны с ослаблением пгудагя.тв^н-ного управления безопасностью и структурной перестройкой экономики.

Е’ оезуды'яте ослаблания государггвенного управления безопасностью, р

УСЛОВИЯХ €■?( %'Т1ГГВИЯ < ГММГГЯ НЯ 1"нМч1! янп|\влт1гаг |д «\~г • у

769

сократилось количество руководителей и специалистов ТСЧС, проходящих подготовку и переподготовку в учебных заведениях, расположенных в других городах.

Гак, в течении последних 3-х лет практически прекратилась подготовка руководителей республиканских, районных и городских органов управления РТ в Академии гражданской защиты МЧС РФ.

В условиях затянувшейся структурной перестройки экономики, смены форм собственности и перепрофилирования объектов экономики в последние годы большие затруднения вызывает процесс планирования и организации переподготовки и повышения квалификации такой категории, как руководители, их заместители и специалисты объектов экономики. Отсутствие нормативноправовых и развитых рыночных механизмов воздействия, позволяет значительной части руководителей объектов экономики, и в первую очередь - малых предприятий, нарушать установленный порядок и сроки направления на подготовку и переподготовку своих подчиненных - специалистов ТСЧС.

О масштабах структурных колебаний в малом бизнесе по сектору малых предприятий (МП) можно судить по следующим показателям.

По данным 1 оскомстата Республики Татарстан в 1997 году в республике быпо 45030 зарегистрированных МП, из них действующих — 16254, т.е. 36.1. процента. Покроет действующих МП ь 1997 году по сравнению с ) 996 годом составил 581 мял<'-о предприятие

С дедово." едько, з соответствии со всеми руководящими документами по организации подготовки в области заищты от ЧС, в 1997 году на курсах ГО ка-тегорированных. городов республики должны были бы пройти подготовку 5S1 руководитель или специалист ТСЧС от МП. Прошли же подготовку в 1997 году только 294 руководителя МП, т.е. около 50 процентов.

Если считать, что на 16254 действующих малых предприятиях в 1997 году трудилось 162,4 тыс. человек (из них на постоянной основе 106,2 тыс. человек или 7,1 процента от общей численности занятых в отраслях экономики республики), то при 50-процентном охвате системой подготовки руководителей МП можно предположить, что 50 процентов работающих на МП в 19? ’ год)' практически выпали из системы подготовки населения б области защ-иы от чрезвычайных ситуаций.

С учетом тенденции развития малого бизнеса в республике (с5ъем производства в 1997 году по сравнению с 1996 годом вырос в 2-2,5 раза), а также промышленной ориентации значительной части МП (в 1997 году - 11,5 процентов), вопросы предупреждения и ликвидации ЧС, подготовки работающих на МП в области защиты от ЧС приобретают все большую актуальность.

Одной и< причин, затрудняющих качественное решение sc?го комплекса вопросов по подготовке работающих на МП и области предупреждения и ликвидации ЧС, является отсутствие соответствующей нормативно»; правовой 6а зы, опред^ля’ошеп обязательное участие органов, специально уполномоченных решать задачя ГО, задачи по предупреждению ЧС, ча ic-.;\ этапах создания и ликвмдаи;:и МП-

на этапе регистрации - согласование вопросов размещения МП в структуре населенного пункта или вне его в зависимости от профиля, используемых

в производстве материалов, условий хранения полуфабрикатов и готовой продукции и т.д.;

-на этапе функционирования МБ - решение вопросов подготовки руководящего состава и работающих на предприятии (подготовка руководителей и специалистов ТСЧС в учебных заведениях, организация подготовки работающих, подготовка и проведение учений и тренировок и т.д.);

-на этапе ликвидации МП - решение вопросов ликвидации потенциально опасных элементов производственного оборудования и сырьевой базы, зачистка территорий и т.д.

Проведенные учения с городскими и районными звеньями ТСЧС (г. Ле-ниногорск и Лениногорский район, г. Заинек и Заинский район), со службами гражданской обороны, результаты комплексных проверок состояния вопросов гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций районных звеньев (Мензелинский, Муслюмовский) показали, что уровень подготовки руководящего состава и специалистов при существующей системе подготовки и переподготовки данных категорий характеризуется недостаточным знанием своих функциональных обязанностей, отсутствием назыков и умений анализировать и оценивать обстановку, принимать обоснованные и грамотные решенья при возникновении ЧС. /праплкть сипами и средствами при их ликвидации.

В ряде случаев не полностью выполняются мероприятия по подготовке специалистов в области защиты от ЧС со стороны руководства производственно-коммерческого и акционерных структур, которое необоснованно сокращает количество практических занятий, особенно тех, которые требуют материальных затрат.

^ Кроме того, проведенные учения и комплексные проверки показали, что необходимо реорганизовать такие службы гражданской обороны, как транспортная, торговли и общественного питания. Это исходит из-за того, что изменение форм собственности транспортных, торговых предприятий и сферы общественного питания привело к тому, что требуется нетрадиционный подход к Формированию этих служб и обеспечению их готовности к действиям в ЧС. Поэтому целесообразно рассмотреть вопрос об издании постановлений глав администраций городов (районов), обязывающих владельцев транспорта, предприятий торговли и общест венного питания планировать свою деятельность с учетом интересов вышеназванных служб гражданской обороны и наделять начальников этих служб необходимыми полномочиями по привлечению сил и

< р>. а.стэ яо планам утвержденным качалышкл-дш гражданской обороны (городов (районов).

В целя,у дальнейшего совершенствования подсистемы первоначальной подготовки и переподготовки руководящего состава и специалистов ТСЧС и-сообразно:

. ьйссти обяз;г>-Л1. *ук> 1!^^подготовку руководителей органов упрьлле-"ИЯ городов и ИКОНОЙ. ,'{'еДСеД<1 ГСЛеЙ КЧС 8Ч)СГ-ао» и 1::и1П!ТПР (м-гпъ.'Р

771

служб ГО городов и районов, руководителей предприятий, учреждений и оога-низации, начальников штабов (штатных, освобожденных, исполняющих обязанности по совместительству) по делам ГО и ЧС, служб ГО предприятий, организаций и учреждений. В настоящее Бремя данная категория проходит обучение в учебном заведении 1 раз - в УМЦ по ГО и ЧС при назначении на должность, что явно недостаточно в нынешних условиях быстроменяющейся социально-экономической обстановки и возросшей угрозы ЧС техногенного характера. Требуется переподготовка в учебных заведениях по схеме - 1 раз в 5 лет по 35-часовой программе или 1 раз в 3 года - по 21-часовой программе.

Необходимость введения последующей переподготовки данной категории обучаемых обуславливается следующим:

-обучение (переподготовка) в учебном заведении является наиболее эффективной формой повышения теоретической подготовки;

-при обучении (переподготовке) в учебном заведении слушателям доводятся все наиболее существенные изменения во взглядах, подходах и методах решения задач ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Слушатели знакомятся с новыми^формами и методами обучения всех групп населения, с новыми приборами, оборудованием и техникой.

При этом предпочтение должно оыть отдано периодичности переподготовки по схем*, - 1 раз в 3 годя. по 21-чесэвой программе. Прк такой периодичности лсрепоД;оIоьли вышеперечисленные преимущества обучения (переподготовки) в учебных заведениях усиливаются и к ним добакт.-ется еще одно преимущество - сокращаются сроки отрыва руководителей и специалистов 1СЧС от исполнения прямых служебных обязанностей на предприятиях, в учреждениях и организациях.

2. Ввести переподготовку для сотрудников органов, специально уполномоченных решать задачи пс ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС республики, городов-и районов (служащих), в учебных заведениях по схеме - 1 раз в 5 лет в объеме 70 часов.

Несмотря на то, что данная категория сотрудников в своей повседневной деятельности постоянно соприкасается с решением задач по ГО, задач по предупреждению и ликвидации ЧС, а также проходит обучение в системе профессиональной подготовки, периодическое прохождение переподготовки в учебных заведениях позволит:

-повысить фундаментальные основы знаний по всему кругу задач ГО. предупреждения и ликвидации ЧС;

-глубже изучить теоретические основы по направлению своей служебной деятельности. В частность, для сотрудников, занимающихся вопросами по и го-•Овли руководящего состава и обучения населения, ЭГО МС1ЛТ быть вопросы педагогики и психологии, новые технологии обучения, тренажеры, оборудование и т.д.; ‘

-ознакомиться и изучить передовой опыт работы в сфеое своим профессиональных интересов, а гакже позыс поступления литеэатъ'ры

Переподготовку целесообразно планировать или в УМЦ по ГО и ЧС. Яли и Академии гражданской зашиты :* зависимости ог здьимиемои должности и круга решаемых задач по соответствующим программам

2.2. Анализ подсистемы текущей подготсеки

Подсистема текущей подготовки руководящего состава и специалистов ТСЧС включает в себя:

-руководящие органы по организации текущей подготовки;

-пакет документов по планированию, организации и ведению текущей подготовки;

-учебно-материальную базу для проведения занятий, учений и тренировок.

К руководящему составу и органам, организующим текущую подготовку, относятся:

-начальники ГО всех уровней (территориальной подсистемы РСЧС - начальник ГО РТ, городского (районного) и объектового звеньев ТСЧС);

-органы управления по делам ГО и ЧС, созданные при органах государственной власти и управления РТ (МЧС РТ), городов и районов (Управления (отделы) по делам ГО и ЧС);

-руководители объектов экономики, организаций и учреждений.

В пакет документов по планированию, организации и ведению текущей подготовки входя г:

-законы Российской Федерации и Республіки Татарстан:

-постановления Правительства Российской Федерации и Кабинета Миня* строъ Республики Татарстан по организации подготовки населения в области защиты от чреззычайчых ситуаций;

-организационные указания федерального и республиканского уровней; -программы подготовки, планы и приказы по организации подготовки руководящего состава и специалистов ТСЧС на республиканском уровне и в звеньях.

Текущая подготовка включает в себя:

-учебно-методические сборы с руководящим составом и специалистами ТСЧС всех уровней;

-занятия по 15-ти часовой программе с руководящим составом и специалистами ТСЧС городского (районного) и объектового звеньев;

-подготовку и проведение учений и тренировок.

Основными формами подготовки и проверки обученности населения, в том числе руководящего состава и специалистов территориальной подсистемы РСЧС (в дальнейшем - руководящий состав и специалисты), являются учення и тренировки.

Командно-штабные учения (КШУ) продолжительностью до трех суток проводятся в органах государственной власти и управления один раз в два года с привлечением руководящего состава и специалистов (Территориальный уровень), т.е. частота участия данной категории в учениях (л.) составляет V; на год (см. таблицу № 1).

В местных органах государственной власти и управления КШУ проводятся один раз в три года (местный уровень - городское звено). Частота участия в КШУ у данной категории составляет 1/3. Так как эти категории также привлекаются при проведении КШУ в масштабе территориального уровня, то частота участия составит Х=(1/3+1/2п), где п - количество городов в республике.

В местных органах государственной власти и управления (район в городе) КШУ проводятся один раз в три года, частота участия составляет 1/3. С учетом того, что эти категории могут привлекаться при проведении КШУ местного (городской уровень), частота участия составит А=(1/3+1/Зт), где ш - количество районов в городе

В местных органах государственной власти и управления (сельский район) КШУ проводится один раз в три года, частота участия руководства и специалистов составляет 1/3. С учетом того, что эти категории могут привлекаться при проведении КШУ (территориальный уровень), проводимом 1 раз в 2 года, частота участия руководящего состава и специалистов составит л=(1/3+1/2к), где к - количество сельских районов.

Руководящий состав и специалисты объектового звена привлекается на

-КШУ, проводимом ежегодно (Х=1):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-КУ и объектовые тренировки, проводимые 1 раз в 3 года (X—1/3).

Частота у юсшя данной категории оставляет А=(Ь 1/3)-11^.

С учетом «ОГО. Ч' О эти категория к-.огут привлекаться грч проведении КШУ городского (районного в городе) заена, проводимом один раз в три года, частота участия в учениях составит >.=; 1 шн/зс). где с - количество объектов ь городе (районе города).

Таким образом, частота участия руководящего состава и специалистов ТСЧС различных уровней (А.) в учениях и тренировках, колеблется от »/3 до 11/з в год при самостоятельном проведении учений И ОТ 2/3 до 12/3 с учетом их привлечения к командно-штабным учениям вышестоящих уровней (звеньев).

Таблица № 1

Лв Практическая Частота участии в учениях и тренировках

пп подготовка Участие в учениях Са,'по- С > четом

КШУ(период- КУ(ОТ)- стоят. привлечения к

Категория / нчность) ^периодич проведение КШУ выше-

обучаемых ность) * стоящих звеньев [

1 1 1 1 1 1 Руководящий состав и специалисты территориальной под-1 системы РСЧС (тср-| рнторнальнь.й упо- 1 раз е 2 гопа (до 3-\ лет) 1 ! 1 * 1 * 1 сут

... . 1 ;

1 I Руководящий сосгач 1 1 рПо ь ' г о. да 1 — 7 г.;.

] • и сигналисты гс- ; (до?-члег) 1 су». > сут. .’с у г.

1 родсю;<ч* лв^на 1 1 1 1

П* 1 ' ' lij’iAtriч-ісскад ; Ч и-гс г:; участия к учздиях :і гнеиняоркал

Iті 1 1 йолготівка і г 1 КЧіТч-і оп;‘к * І обучаемых ! і і Участие в ’» КШУ(п«ммж>'; пчкость) ' \ ] ЧОІІ1ЙХ КУ(ОТ) (.гериодич ность) Само- j С учетом стон г. ; г,рявл?чсння к проведение | КШУаышс- i СТОЯЩИ< ЗЕСНЬСВ і

і 1 J І і ґуководяшии состав а специалисты районною заезіа (городского) 1 оа^ н гоа (1 су та} _ \п 3 сут. 1/3 ' 1/Зп. ‘j су V. 3 сут. і

4 Руководящий состав и специалисты районного звена (сельского) 1 раз в 3 года (до 3-х суток) 1/3 3 сут. 1/3 + 1/2к 3 с ут. 3 сут.

ц Руководящий состав 1 раз в год 1. раз в 1 + 1/3 1 + 1/3 + 1/Зс ]

1 I t и специалисты объектового звена (1 сутки) 3 года (810 часов) 1 сут+10ч і j 1сут+10ч+3сут г і - - і

ставляет от 1-х до 3-х суток, а комплексных учений (объектовых тренировок)-8-10 часов, то максимально возможная средняя продолжительность участия руководящею состава и специалистов ТСЧС в учениях и гренировках составляет от 1,5 до 2,5 суток в год для различных уровней и звеньев.

Анализ данных, приведенных ь Таблице № 1, позволяет сделать предположение, что ни час юга, ни продолжительность участия руководящего состава и специалистов ТСЧС в учениях и тренировках в течение года не позволяют обеспечить требуемыч уровень их псдгоювленьости. к практическим действиям по предупреждению и пи:.:п*дг;ги}! чрезвычайных сигущкй Данное предположение основано на законе сохраняемости знаний.

Как известно, процесс наполнения и сохраняемости знаний (умений, навыков) у обучаемых подчиняется закону Пирсона [4] и графически имеет вид (Рис. 1).

У«

у

* н max

О

Рис. I. График* накопления и сохранения знаний (умений, навыков)

где: У„_уровень знаний Т - время;

t -время максимального уровня приобретенных знаний в конце подготовки.

На участке (О; 1Г) в процессе обучения происходит накопление знаний

обучаемыми. По продолжительности участок (О; 1г) значительно меньше участка (1Г; Т). '

П0Д1 отовленным считается обучаемый, усвоивший 90% от объема знаний, передаваемого обучаемому.

Успешное выполнение руководящим составом и специалистами ТСЧ.С обязанностей по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций зависит как от максимально достигнутого уровня подготовленности Унтах,так и от характера изменения процесса сохраняемости знаний на участке (1г, Т).

В дальнейшем будем рассматривать только временной участок 0Г Т), интересующий нас с точки зрения сохраняемости знаний.

Как показывают исследования [4], процесс сохраняемости знаний убывает по экспоненте. Скорость убывания знаний зависит, в основном, от сложности действий (работа на пультовой аппаратуре, работа с документами, оценка оостановки и принятие решений), выполняемых в единицу времени (Рис. 2).

Ун

70% приобретенных знаний

г\-

Рис. 2. График убывания знаний, как функция сложности выполняемых действий. ,

Более быстро теряются знания (умения, навыки) по выполнению более сложных действий (кривая 1 на Рис. 2)

Несмотря на то, что процесс сохраняемости знаний з определенной степени носит индивидуальный характер, есть усредненные показатели этого процесса.

1ак, через 20-40 дней забывается (теряется) около 70% знаний (умений, навыков) в работе на пультовой аппаратуре.

Выполняемые руководящим составом и специалистами ТСЧС действия по-своему характеру относятся к информационно-аналитической групге с чм-раооткой решения. Процесс сохраняемости л.чаний для выполнен!* чаких функциональных обязанностей лежит в области кривой 2 Рис. 2.

Пол сохраняемостью знаний у обучаемых следует поклмать «ремя Т, ч течение которого обучаемый удерживает в памяти требуемый о5ьем зааниП Вполне понятно, что Т - непрерывна! случайная величина, кторз» полностью характеризуется функцией распределение Ь'(?> Т<1), где РГГ<г) -вепп.ггч«ч*ть

т-'.го, что обучаемый г. ';см;к»у г язбуает требуемый объем знобим ,рнс. 2>.

У.Р

Рис.З График сохраняемости знаний

С целью рассмотрения проблемы сохраняемости знаний с точки зрения еории надежности (надежность функционирования органа управления) вво-дотся следующая терминология: «элемент» - память обучаемого (руководите-л, специалиста ТСЧС), Р(1) - вероятность появления отказа к моменту времени (вероятность падения уровня знаний ниже допустимого), Р(г)=1-Р(0 - функция [адежкости элемента.

Роли «элемент» не ремонтируется (знания обуч?*мого не восстанавливался £0 требуемого УрОВНЯ), ГО 11 УПЧСС1Ь0 показателя надежности э цемент а •ассматрипаются:

среднее время безотказней работы (среднее время, в течение которого бучаемый удерживает требуемый объем знаний после подготовки):

ос

т.= 1 р (о а и

' О

дисперсия времени безотказной работы

00

0-2 ЬР(«сК-ТЛ

. о ,

Если отказавшие элементы восстанавливаются (с помощью доиолнитель-ых занятий, тренировок), то показатели надежности элементов, естественно, удут лучше. С математической точки зрения это является задачей теории мас-г)В010 обслуживания: в качестве потока требований (заявок) рассматривают сток отказов интенсивности Х\Ч)> а з качестве замкнутой системы обслуживк-и? высгупают преподаваюли УМЦ по ГО н ЧС, инструктора курсов ГО и дру-яе руководите пи занятии и тренировок. При этом с высокой степенью пра^-оподобия можно считать поток отказов пуассоновским и вероятность того, «то а интервале (го. 1с+т)> с с- ш-лервапе выполнение обязанностей по диквида-ии Т'С, откажет ровно 1п ру.коз- дит^лей и специалистов ТСЧС. можно вимис-ить по, фор>:у;:г Пуассона

Рщ (*о, X) = - е Л

ш!

где а - математическое ожидание числа отказавшихся руководителей и

специалистов ТСЧС на участке (1о, равное

V** а = 1 А(1)<Н

*0

Объем профессиональных знаний, получаемых руководящим составом и специалистами ТСЧС в ходе первоначальной и текущей подготовки 0, с течением времени в силу особенностей человеческой памяти снижается и может оказаться недостаточным для практического исполнения обязанностей в момент возникновения чрезвычайной ситуации (1п) для ее ликвидации. (Рис. 4).

Рис. 4. График изменения объема знаний от времени

где: _

У - объем знаний;

Упод ~ объем знаний, получаемых в результате всех видов подготовки;

Утіп - минимальных объем, необходимый для успешного выполнения функциональных обязанностей по предупреждению и ликвидации ЧС;

- момент времени, до которого а памяти сохраняется минимально необходимый объем знаний; г

і|, І,, Хп- возможные моменты времени возникновения ЧС.

Таким образом, проблема сохраняемости знаний руководящего состава и специалистов ТСЧС заключается в постоянном поддержании объема профессиональных знаний на уровне не ниже минимально необходимого для выполнения обязанностей по действиям по предупреждению и ликвидации ЧС.

Изменение объема знаний во времени, изображенное на Рис. 4, соответствует варианту разовой подготовки (переподготовки), когда в период времени от О до I, псполкечие объема знаний ке производится.

В случае периодического пополнения объема знаний, график его изменения во времени принимает следующий ьид (Рис. 5)

1ПОД

Рис. 5. График изменения объема знаний во времени с периодическим его пополнением.

где: ?ооа - время подготовки (переподготовки).

Но. Рис. 5 изображен график \*?менеиик объема знаний во времени при условии его пополнения до уровня первоначальной подготовки (переподгогов-ки) б учебном заведении, что, естественно, требует отрыьа обучаемого от выполнения своих должностных обязанностей.

Текущая подготовка (без отрыва от исполнения должностных обязанностей) обеспечивает определенное пополнение знаний (в основном теоретических), но не позволяет достичь уровня подготовленности как при обучении в учебном заведении (Рис. 6).

ч 12

т

Рис. 6. График изменений объема знаний пои текущей подготовке, гле: СТ;, г-17, *Т31 ~ мемгн" чоемени проведения текущей подготовки.

Как радио из графика :'Р»с. о), проведение текущей подготовки в обьеме ‘ 5 час'.:й в го?; (с яеркоди\мо~гьч> 1 I* месяц) че ре:чает проблему сохра-

няемости знаний (умений, навыков) на уровне, требуемом для гарантированного выполнения обязанностей по предупреждению и ликвидации ЧС.

Исходя из вышеприведенного анализа подсистемы текущей подготовки руководящего состава и специалистов ТСЧС с точки зрения обеспечения сохраняемости знаний (умений, навыков), можно сделать следующий вывод: для обеспечения гарантированного выполнения руководящим составом и специалистами ТСЧС, своих обязанностей по предупреждению и ликвидации ЧС, в подсистеме текущей подготовки должны быть предусмотрены мероприятия, позволяющие значительно поднимать уровень практических навыков в действиях при ЧС.

В качестве примера рассмотрим экстремальную ситуацию сложившуюся в результате ухудшения погодных условий 5 марта 1998 года — усиление ветра, гололед, снегопад, понижение температуры, массовое скопление автотранспорта (до 1 тысячи машин). Решением председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан был введен в действие план «Буран». Своевременное закрытие дорог и введение в действие плана позволило до минимума сократить количество автотранспорта^ находящегося на дорогах в экстремальных условиях, что в свою очередь позволило снизить количество ДТП и исключить гибель людей.

В ходе выполнения мероприятий плана «Буран» быль зшвл’.ьы следующие недостатки.

-большое скопление техники и людей потребовало своесременной организации жизнеобеспечения водителей и пассажиров транспоотных средств. Принятые меры по развертыванию подвижных пунктов питания, продовольственного снабжения должного результата не дали (первоначально питьевая вода и чай охсутствовали, машины с продовольствием были сосредоточены без учета мест массового скопления людей и техники, отсутствовали оборудованные места приема пищи);

-в недостаточной мере было организовано взаимодействие с районными комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

Анализ данной ситуации показал, что для отработки вопросов организации взаимодействия между привлекаемыми органами управления в подобных ситуациях, целесообразно предварительно проводить соответствующие практические мероприятия/

Такими мероприятиями могут быть командно-штабные тренировки продолжительностью 6-8 часов, проводимые с руководящим составом и спецнали '■ ТСЧС (без привлечения формирований) с периодичностью 1 рал а 2 3 месяца На данных командно-штабных тренировках (К1ИТ) руководящий состав и специалисты 1СЧС под руководством начальников ГО, офицеров и специ ал истов органов, специально уполномоченные решать задачи по ГО. предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в условном масштабе времени решают задачи по оценке обстановки, принятию решения и управлению силами и средствами чо ликзиязнии ЧС. С учетом того, ч гс комдндно-штрб.чме тренировки проводятся без чр^ч'еченнм формирований и в условном масштабе

780

времени, за одну КШТ возможно проиграть 3-4 чрезвычайные ситуации с детальным разбором действий обучаемых.

Подсистема текущей подготовки офицеров и специалистов органов, специально уполномоченных решать задачи по ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, т.е. профессиональная подготовка, в целом обеспечивает поддержание и пополнение объема знаний данной категории на необходимом уровне. В тоже время, содержание программы профессиональной подготовки в большей степени ориентировано на пополнение теоретических знаний обучаемых. Исполнение же своих функциональных обязанностей офицерами и специалистами органов, специально уполномоченных решать задачи по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышает уровень их практической подготовленности в основном по своему направлению деятельности.

Для повышения уровня практической подготовленности офицеров и специалистов органов, специально уполномоченных решать задачи по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в программу и организацию профессиональной подготовки целесообразно- внести следующее изменение.

Цикл обучения по профессиональной подготовке с одного года увеличить до двух лет. Это позволит:

-более глубоко- прорабатывать теоретически* основы по всем предмет*».* подготовки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-увеличить зремя практические занятия по предметам обучения;

-ввести отдельным видом подготовки - ^Комплексные тренировки», на которых отрабатывать практические действия органов управления по делам ГОЧС в критических ситуациях. Комплексные тренировки планировать из расчета одна тренировка продолжительностью 8 часов в два месяца (2-й,4-й, 8-й, 10-й месяцы).

Темы комплексных тренировок определять исходя из задач, решаемых конкретным органом управления по делам ГОЧС с учетом особенностей региона и наличия объектов повышенной опасности, задач ГО.

Кроме этого, целесообразно включать в бюджет учебных часов по предметам обучения впемя ДЛ.Я приема зачета в конце каждого года (периода) обучения

С учетом вышеизложенного, предлагается следующий вариант расчета часов по предметам обучения профессиональной подготовки для офицеров и гражданского персонала, привлекаемого к решению оперативных .задач (для органов управления по делам ГОЧС территориальной подсистемы) с циклом обучения два года

Предметы обучений | -Всего і По гсдач; обучения

і часов і і год Т П го а

! Общее!Бонно-гссударственная подготовка ^ 60 і 30 1 30

1 Оиерйтивно-так”П'7**схал (Тактико-: 80 40 • -10

; г . і ! • спепиатипая* по,іп?гозка ; і і

Предметы обучения 1 ■ ' Всего часов По годам обучения

1 год 1 П год

1 Специальная подготовка 36 18 18

Мобилизационная подготовка 52 26 26

Огневая подг отовка 8 4 4

Основы обеспечения защиты государственных секретов 20 10 10

Комплексные тренировки 64 32 32

Оперативный (оперативно-специальный) сбор 80 40 40

Итого: 400 200 200

З.Заключение

Система профессиональной подготовки руководящего состава и специалистов ТСЧС, как одна из важнейших составляющих общей системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, в целом обеспечивает минимально необходимый уровень подготовки всех категорий населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В тоже время, нормативно-правовая и организационная база профессиональной подготовки не в полной мере учитывает реалии сегодняшней социально-экономической обстяиогкя и ь силу этого сказывается не всегда эффективной.

Ятя повышения эффективности системы профессиональной подготовки руководящего состава и специалистов ТСЧС необходимо:

1. Законодательно закрепить обязательное наличие в штатном расписании организаций, учреждений и предприятий, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, подготовленного специалиста (специалистов) в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

2. Законодательно установить механизм экономического воздействия на предприятия, учреждения и организации за невыполнение всего комплекса мер по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе и за невыполнение мероприятий по подготовке руководящего состава и специалистов ТСЧС,

3 Скоррекгировать систему профессиональной подготовки руководящего состава и специалистов как по содержанию программ, так и по срокам и периодичности подготовки (переподготовки), повысив долю практических знаний и командно-штабных тренировок по тематихе и задачам, вытекающим из особенностей местных условий, наличия и характера объектов повышенной опасности.

783

Приложение 1а

СТРУКТУРА, ПОРЯДОК И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Поем ьео-м ни ясго ■■ НГО РТ —

|— 1 Кабинет МииисфОБ РТ 1 1

1 КЧС РТ

МЧС РТ !

1 _ » -

Министерство образования РТ

— Управления (отделы) образования городов, районов

Учащаяся молодежь, студенты УВПО, УСПО, УНПО, ООУ. Дети дошкольных образовательных учреждений

1

784

Приложение 16

СТРУКТУРА, ПОРЯДОК И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ УГ»РАВЛЕНИЯ ГОЧС РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОБЛАСТИ ЗАВЩТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Поемьею-мшшст - НГО РТ

Кабинет Министров РТ • ■ ■'*

КЧС Р1

МЧС РТ

Органы государственной власти и управления (органы управления ГОЧС)

ии ...

і.

Руководители органов государственной власти и управления, учреждении, организаций и предприятий, специалисты в области зашиты от ЧС

Р&богники органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий в составе сил

ТСЧС

Г“"1

I.

Самостоятельное изучение тематики ГОЧС Текущая подготовка по мест»' работы (15 часов на учебный год)

Специальная подготовка в объеме 15 часов (обшая тематика д<»я всех формирований •-10 часов, специальная - 5 часов)

I

I------

Академия гражданской -защиты

..л Учебно-методический центр по гражданской обороне чо.-гзиычайным ситуациям Республики Татарстан

--------------------------г-..........- -

сеть опорных курсов

т

г

Курсы гражданской оборрны

• I

I ____________

Уче/бные заведения повышения квалификации, у,:«*бно-тренировочные центры и т.д.

Учреждения, оргашгаинк, предприятия

785

СТРУКТУРА, ПОРЯДОК И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

[— Ноемьео-министо - НГО РТ

Кабинет Мгошстров РТ

| КЧС П I

1 МЧСРТ________

Органы государственной власги к управления (органы управления ГОЧС)

Население, занятое ь сфере производства я | обслуживания 1 - Население, не занятое в сфере производства и { обслуживания

]

[ Плановые занятия в учебных группах на ОЭ - 12 | часов ежегодно. Самостоятельное изучение ! действий ь ЧС, согласно рекомендуемых | ' программ с последующим закреплением I | полученных знаний и навыков ! Путем проведения бесед, лекций, просмотра | учебных фильмов, привлечения и тренировки ; по месту жительства, а также самостоятельного 1 изучения пособий и памяток, прослушивания | радиопередач и просмотра телепрограмм в < области защиты от ЧС I —

I

1—| УОП | ЖЭУ

1 сеть опооных УКП

УКП г

786

ОБЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГО ГОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СТУДЕНТОВ, УЧАЩИХСЯ И НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

День ГО

СМИ: телевидение, радио, издание учебно-методических пособии

КШУ в органах государственной власти и управления -- 1 раз в 3 года, до 3 суток; в

УОП -ежегодно, ло 1 суток

| К У в органах государственной власти и управления, на категорированных ОО и ОО с числом оаботающих более 300 человек, в ЛПУ на 600 коек и более, на ОО,

) *

использующих ПВ и СДЯВ, на '/х объектах - 1 раз в 3 года, до 2 суток

тренировки -ежегодно

ТСУ до 8 часов с формированиями ПГ -- ежегодно, с остальными ПФ - 1 раз в 3 года

787

СХЕМА

организации подготовки населенії» в облает»» защиты от чрезвычайных ситуаций

! Учебные- программы Г г, у ,1 л ь.1 населения

Руководители и специалисты Рабочие, служащие л работники сельского мглмс на Неработающее население Невоенизированпые формирования

1 ! 1 ( УчсОнпя П|іОгр»мма і I Программа подготовки руководящего состава учреждений, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, к действиям ь чрезвычайных ситуациях. , Проірамма подготовки рабочих, служащих, работнике и сельского хозяйства сі неработающего населения к действиям в чрезвычайных ситуация-:. Программа специальной подготовки нев?еиизиро-ванных формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Срол' бм-.'Сьяя а 1 . | учебный .пицссе 3 ноября ! 994 года 3 ноября 1994 гг)мд 3 ноября 1994 года 3 ноября 1994 года

Осіїовйиие Утверждена МЧС России Утверждал*» МЧС России Утверждена МЧС России Утверждена МЧС России

ОбшИЙ 'Г>ЬЄЛ. І у«еЬ.НЇГО іТЄМСііИ 1 15 часов 12 часов ! Самостоятел ьное изучение материала (тематики) 15 часов (при этом 10 часов общие темы для всех НФ, специальные темы 5 часов

Ї Осііо<іп:,іс -.опросы ЗОуЧ.ЧтчЯ Выработка у обучаемых необходимого объема навыков, позволяющих нм квалифицировано планировать мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, в случае их «озечкновелня умело руководить подчиненными органами, аварийно-спасательными силами. Выработка у ма'елечия мольной и психологической подготовки к умечмм и решительным действиям в экстремальных ситуациях, точного представления о чрезвычайных ситуациях, характерных для мест кх проживания, возможные реальные масштабг. и последствия от них, чувства высокой ответственности за 1 асю дичнуго подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций. Выработку у личного со ! става практических действий при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также в очагах поражения.

788

СХЕМА

организации подготовки студентов в области здчцктм эт чрезвычайных ситуации

Наяменовские учебных пае* дени й

программ*

Подготовка студентов

Учреждения высшего профессионального ________образования ____

Учреждения высшего профессионального образования Министерства кульгурм РФ

Примерная

"Безопасность

программа дисциплины

жизнедеятельности” для ИССл

Примерная программа дисциплины “Безопасность специальностей высшего 1 профессиональное! жизнедеятельности” для студентов высших учебных образования (Утверждена ГоскомВУЗом! заведений Министерства культуры Российской России 27,04.95 г. согласована с МЧС России Федерации (Утверждена Минкулкгуры России 16.05.95 г. Раздел N° 3 “Зашита населения 03.95 г. согласована с МЧС России 31.03.95 г.)

территорий в чрезвычайных ситуациях).

; Срок введения а I

учебный процесс

I

I

| Основание

*

I

] Общий объем учебного

времени

1

I

-н-

_____ 1 сентября 1994 года

Совместный приказ МЧС России и ГоскомВУЗа России от ] 1.08.1994 года № 463/820

1 сентября 1994 года

136 часов дисциплины “КЖД’\ Раздел 3 “Защита населения и территорий в ЧО" не менее 50 часов

Согласована с МЧС России и утверждена _________ Минкультуры России

60 часов

Основные вопросы об''чел иг

Вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками I необходимыми для решения профессиональных задач по безопасности жизнедеятельности и

I гражданской обороне.

Повышение качества подготовки будувгч/. -;п*т1алнстов в вопросах управления и действии в [чрезвычайных ситуациях мирного времени а особьй период, выработку умений разрабатывать и осуществлять мероприятия по защите нг-:*'*?!е(и\я и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

789

СХЕМА

организации подготовки детей дошкольного возраста и учащейся молодежи в области зашиты от чрезвычайных ситуаций

: Наименование основных ! ! характеристик Дошкольные образовательные учреждения Общеобразова- тельные учреждения Учреждения начального профессионального образования Учреждения среднего профессионально-го образования Педагогические училища (колледжи)

1 2 3 4 5 6

Учебная программа » ! 1 1 1 1 ( 1 Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста Программа ку рса «Основы безопасности жизнедеятельности» Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для всех с? #с ш»а дыгастей срсдне-о профессионального образования Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для всех специальностей среднего профессионального образования Программа кур< «Основы безопасн спи жизнедеятельн< сти» для учащих( педагогических уч1 лшц (колледжей)

! Срок введения | в учебный процесс с 1997 учебного года с 1 сентября 1994 года с 1 сентября 1994 года с 1997 года с 1 сентября 1994 года

Основание 1 ! _ ... .... Письмо Минобразования России от 18.07.97. №112/34-16 Указание Минобразования России от 04.02.94. №15-М/22-201-16 Указание Минобразования России от •М 02.94. №15-М/22-201-16 Утверждена Минобразования России 27.12.96. и согласована с МЧС России 26.12.96. Приказ Минобразования России от 17.05.94. №149

790

_________1

Обь*дй аЗї.ем учебного времени Основные задачи обучении

Научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при обшении с незнакомыми людьми, взаимодействии с опасными предметами, животными и растениями, способствовать становлению у него основ экологической культуры и здорового образа жизни

итго п 1

Формирование в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привитие навыков з ! распознавании и ! оценке опасно- [ стей, а гакже' безопасного по-; ведения в ЧС { дома, в школе, • на улице и на природе

Формирование у учащихся знаний л умений по заывгге жизни и іідс.гюбьч в условиях ЧС, при .ликвидации их последствий и окзлаиию само-и пзачмопомощи

Формирование у учащихся знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях ЧС, при ликвидации их по-следсгвий и оказанию само- и взаимопомощи

Подготовка вьіпусі ников к проведени занятий с учащими* начальных классов с детьми дошкольн* го возраста по в< просам безопасно! ЇГХ поведения В Ш вседневной жизни в различных ситу; циях дома, в школ' на улице; вырабать вать у детей призы* ки здорового обра: жизни; оказьшаї

первую МЄДИЦИІ

скую помощь пр детских гравмах повреждениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.