Научная статья на тему 'Основные концептуальные направления подготовки сил МЧС России с учетом перспектив их развития'

Основные концептуальные направления подготовки сил МЧС России с учетом перспектив их развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные концептуальные направления подготовки сил МЧС России с учетом перспектив их развития»

<)( ІІОВІІЬІі: КОНЦЫПУЛЛЬИЫК ИАИРАВЛКІШЯ ПОДГОТОВКИ СИЛ МЧС РОССИИ ( УЧКТОМ 11 КІЧ ІІККТИВ ІІХ РАШИТИЯ

Козлов Д . М. Слайковский В. С.

Н рамках военной реформы нрсдусмаїривастся по>і апное ( в период до 2005 г.) реформирование сил МЧС' России, способных опера шино, автономно, специализированно решаїь задачи в обласні іраждаиской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных епіуаний.

Запланированные (ожидаемые) новые структурные подразделения МЧС России мирного и военного времени потребуют новых (других) адекватных им концептуальных направлений в системе Н0ДЮ10ВКИ кадров МЧС России.

I. Основные цели, задачи и прннцииы нодююики

сил МЧС' России в обласні защиты от чрезвычайных

ситуаций

Главная цель подготовки сил МЧС России состоит в юм, чтобы поэтапно, максимально опираясь па существующую систему нодюговки сил и международный опыт, сформировать единую сер-шфицированную систему подготовки специалистов, ориентированную на решение проблем безопасност и населения, народно - хозяйственных объектов и природной среды. Перейти ОІ подготовки сил в сооі встствии с потребностями переходного периода 01 неоправдавшей себя парадигмы XX века - к новой парадигме XXI века - устойчивому развшпю цивилизации. В третьем іьіеячелетии среди всех показателей качества жизни человека должен доминировать показа-ісль ее безопасност и

Из указанной цели вытекает ряд основных задач, решение ко-юрых уже непосредственно связано с организацией учебного процесса, формированием содержания, выбором форм и методов обучения

создан» условия, обеспечивающие непрерывное обновление системы обучения и соответствии с происходящими в МЧС России переменами, при ном не допустиіь подмены практической рабоїьі но решению жизненно важных вопросов обучения организационными ломками и декларациями,

обновить содержание и повысим. качество обучения, создам. идеолої ическую основу для формирования нроірес-сивного мышления и обласні зашшы оі чрезвычайных сшуаппй.

вооружип» обучаемого новейшими знаниями и обласні геории и практики органи шипи и управления, современных меюдов и і очники работы,

формирован» или совершенствовать ирофессиональные умения и навыки, применять полученные знания на практике, в том числе современные метды и технику;

активизировать обмен знаниями и опытом между обучаемыми руководителями и специалистами, обеспечить заинтересованное изучение и творческое освоение передового опыта;

выработать у обучаемых постоянную потребность непрерывно! о самообразования. и зучение и обобщение научно - технической н жономичсской информации, проведение исследований, формирование научных и практических навыков.

Подготовка сил МЧС России в области зашиты оі чрезвычайных ситуаций осуществляется при строгом учете и применении общедидактических принципов. В утих принципах выражены требования по целям, содержанию, методике и организации подготовки. Свою практическую реализацию они находят в организационных формах и методах обучения.

Принцип иаучіїосіи обязывает руководителей занятий передавай, обучаемым достоверные знания, соответствующие современным достижениям науки.

Принцип учить тому, чю необходимо на воине, выражает военно-практическую направленность подготовки по гражданской обороне.

Принцип сознательности и активности обучаемых в процессе обучения основывается на глубоком понимании ими важности овладения знаниями, умениями и навыками, сознании их практической значимости

Требовании принципа паї лилнос і и обучении выражаю і одну из качественных строп учебного процесса, которая проявляется к юм, что усвоение знаний, формирование умений и навыков у обучаемых осуществляется на основе воздействия средств обеспечения наїлядности* реальных образцов техники, аппаратуры, графических схем и плакати, макетов и моделей, диафильмов и учебных кинофильмов, различного рода тренажеров, вычислительной техники и современных информационных средств

Принцип доступности обучении предполагает, что каждый обучаемый может в конкретных условиях сознательно овладсть іео-

ретичсским и практическим материалом ЛИШЬ ОІірСДСЛСІІНОЙ І руді 10-сіи и объема. Отсюда требование - не допусти» непосильного для данном категории обучаемых уровня подготовки

Принцип нрочносіи знаний, умений и навыков нрсдполаїа-еі ілубокое усвоение обучаемыми основного материала на длшель-пое время.

Принцип коллективизма и индивидуальною подхода в обучении требует создания благоприятных условий ;иія соглаео-ванной рабоїьі леею личного состава подразделений ( формирований ) и в ю же время индивидуального подхода к каждому обучаемому.

II. Основные направлении совершенововании системы нодюювки сил МЧС России

І Іодготовка специалистов по проблемам безопасности в России и в развитых странах Запада осуществляется в настоящее время но

0 і дельным специальностям и видам объект ов повышенной опасности Актуальной является шдача создания единой системной концепции подготовки специалистов по проблемам безопасности в области техники, экономики и менеджмента, учитывающей реальное многообразие жизнедеятельности человека, системных взаимосвязей и обеспечивающей при своей реализации снижение индустриальных и жологических рисков, защиту граждан и хозяйст венных объектов Российской Федерации и зарубежья от чрезвычайных ситуаций различною вида и природы. Работа в ном направлении проводится в ряде крупных российских и зарубежных учебных заведений: МІ ТУ,

1 АУ, МИС'нС, МИФИ, МА ГИ (Россия), Норвежский технологический институт, Фрайбергская Горная Академия (ФРГ), )коль Цен-іраль (Франция) н др.

При раїрабоїке единой системной концепции подготовки специалистов в области промышленной и жологической безопасности необходимо учитывать го, чю в европейских странах уже около десятилетия идет всесторонняя подготовка к внедрению в практику промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и юрговли единых стандартов безопасности, правил и мероприятий по реализации лих стандартов, а также по прогнозированию, предотвращению н минимизации последствий чрезвычайных ситуаций на базе системы подго.овки и переподготовки специалистов.

Россия должна в кратчайшие сроки вписаться в Гвропсйскую систему решения проблем безопасности

При )к»м в іісриіскінііс к) 2005 2541а в приори і с* і ном но-

рядке необходимо раїрабоїаіі. системное представление о ришити проблем безопасное і и в РФ и зарубежных с і ранах Предложить сценарий выхода РФ па мировой уровень по решению проблем под-ют овк и специалистов в облает социальной, промышленной, жоло-гической, ТСХІІОЛОГІ1ЧССКОІІ и других видов безопасности

І Ірсдусмогреїь разработку методических, научно - іехниче-ских и организационных основ для сошанпя единой сертифицированной системы подготовки сил, адекватных новым структурным образованиям МЧС России и подготовить условия для дальнейшею совершено вовании.

2. I. И области содержания подготовки необходимо системное реформирование содержания обучения, создать механизм его постоянного обновления Основополагающая цель - переход к многообразному и непрерывному обучению. 11ри этом многообразие и непрерывность должны выступать не только как перспективные тенденции. но и как условия достижения нового качества обучения, охватывающею всю деятельность С ил Министерства.

Дли обновлення содержания подготовки сил МЧС.России

* \

необходимо:

привести содержание и объем учебных программ в соответствие с современными достижениями науки, техники и культуры, ио-іребностями и реальными возможностями обучающихся, с запросами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

конкрсти шроваїь предмет обучения (специальности, специализации и содержание учебных прог рамм);

определить место предлагаемых учебных программ в системе дисциплин вузовской иодютовки специалистов, профессиональной подютовки специалистов в учебных центрах, взаимосвязи с общеобразовательными курсами, необходимость и возможность включения разделов программ в системы курсов по другим специальностям;

осуществить реформу программно - методического обеспечения боевой подготовки войск ГО (Государственной спасательной службы) Российской Федерации;

создать единую методологическую базу по интеграции в учебный процесс всех наработок.

разработать единый План совершенствования порядка и способов привития личному составу ївсрдмх практических навыков в выполнении всего комплекса мобилизационных мероприятий в юм числе по йоді01 овке недостающих специалистов в районах развертывания сил,

разрабоїаіь предложения но модернизации федеральных и ре-

255

тональных проірамм, связанных с решением проблем безопасности и. в частости, предложения по решению вопросов по подготовке и переподготовке специалистов и руководителей в области безопаспо-СІ и,

представить перечень іребовапий к профессиональной подготовке и переподготовке специалистов в облает высоких рисков,

обеспечить разработку и освоение методик обучения, ориеи-шрованпых па отдельные специальные формирования, входящие в состав сил МЧС России и вновь создаваемых подразделений ( Морского спасательного центра, кинологических подразделений поиска п спасения и др.), провести корректировку их учебных планов е целью усиления практической направленности учебного процесса в соответствии с изменениями их организационно - штатных структур, улучшить оснащение л их формирований с учетом задач ипдивидуа-лишции обучения и развит ия самообразования специалистов;

до конца 2000 года разработать предложения о мерах по регулированию рынка учебной литературы, улучшению обеспечения ны-сококачест венными учебниками, учебно-методическими материалами. научной и справочной литературой, уставами, наставлениями, руководствами, курсами стрельб и вождений, другими нормативными документами, а также компьютерными программами, кино-, фо-10- н видеоматериалами;

разработ ат ь систему тест ирования и на л ой основе создат ь условия для объективного контроля качест ва обучения;

в 2001 - 2002 годах провести жеперимент по использованию разработанных нормативов серт ифицированного содержания образования и системы требований к уровню подготовки личного состава Сил МЧС России;

создать условия для полноценной реализации духовных устремлений обучаемых, их творческих способностей, для формировании гражданской позиции, ответственности за принятие решений, в том числе профессиональных, е учетом их социальных последствий;

2. 2. В области ст рукт урной перестройки системы под готики.

Предлагаемая концепция исходит из того, что в ряду задач очередного лапа реформы МЧС России одно из ключевых мест занимает структурная перестройка системы подготовки . Ото - существенный вну тренний ресурс и одновременно фактор развития иод-иловки, обеспечивающий его гибкость, динамизм, способность своевременного удовлетворения меняющихся потребностей личности и общества. псе

І Іа помом зіапс реформы на первый план выходя і следующие шіачи структурной перестройки обучения.

переориентация системы подготовки на удонлетворение потребностей со стропы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации:

преодоление вы чванны х ведома веш ю-о граслевой орган и <а-нией обучения деформаций в сот ношении отдельных уровней сис-іемьі образования, размещений сети учебных центров; устранение диспропорций между с і рук турой (объемом) подготовки кадров и структурой (объемом) спроса на них со стропы РСЧС.

пересмо тр се і и учебных, учебно-ме тодических и других нод-ютвительных учреждений на основе реальною спроса па их услу-ПІ, создание и развитие новых типов образовательных учреждений, ликвидация пли перепрофилирование тех из них, которые не оівеча-іоі потребностям Министерства,

создание условий для расширения многообразия учебных учреждений, их программ обучения и становление многоукладной сис-Iсмы подготовки

Для решения зі их іадач необходимо:

организовать па всех уровнях управления систематическую работу по определению с і рук і уры и обт>сма спроса на подготовку специалистов различной квалификации и на згой основе реализован» в подтговке сил МЧС России механизм формирования федерального и регионального научно обоснованного государственного заказа па кодіотовку специалист»;

провес) и дифференциацию учреждений профессиональною образования по шнам, видам и категориям, в соответствии с их об-разопаїелміьім, научным и кадровым потенциалом,

подютовшь условия для создания учебно-научного комплекса под згидой АІ і МЧС России, объединяющего все учебные заведения различною профиля, учебные центры, учебно-методические цен-ірм, другие образовательные и подготовительные учреждения; усовершенст вовап. различные формы дополнительно!о ( после вуювекою) образования снециалиств па базе ДІ 3. оптмизировап» сеть учебных заведений, привести их емкость в соответствие с новой структурой и численностью сил МЧС России, с реальной по!рсбносіыо в кадрах.

организован» иодттвку кадров по всем недостающим специальностям, осуществить переход подготовки специалистов но новым направлениям, специальностям и квалификациям но многоуровневой еисіемс в іех учебных потоках ( специализациях), іде внедрение зюй сие і смы научно, научно методически, организационно и в

штатно - кадровом отношении будет к этому времени обеспечено;

разрешить организацию подготовки в академиях (на договорной основе) специалистов оборонной и других отраслей промышленности;

перевести подготовку офицерских кадров в вузах на контрактную основу, с тем, чтобы повысить ответственность и заинтересованность слушателей и курсантов в учебе, а также защитить вузы от лиц, стремящихся получить образование за счет МЧС России и не служить в Войсках ГО;

привести сеть и емкость учебных заведений, а также перечень учетных специальностей в соответствие с параметрами преобразования сил МЧС России, реальными потребностями ее различных компонентов в специалистах в области защиты от чрезвычайных ситуаций на основе прогноза потребности в кадрах сил МЧС России до 2005 года;

устранить дублирование в подготовке специалистов в учебных заведениях различной ведомственной подчиненности, шире использовать возможности гражданских образовательных учреждений для подготовки специалистов в области высоких рисков по согласованному перечню специальностей, практиковать для этой цели создание совместных с гражданскими образовательными учреждениями интегрированных учебно-научных комплексов;

создать кафедры гражданской защиты при гражданских вузах, готовящих кадры по родственным направлениям в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Это не только кардинально улучшит ситуацию в Войсках ГО с укомплектованием первичных офицерских должностей, но и решит проблему пополнения мобилизационного резерва единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

обеспечить сохранение и развитие перспективных научно - педагогических школ, рациональное использование существующей материально-технической базы, потенциала профессорско-преподавательского состава;

создать условия для формирования учебных комплексов как ведущих центров образования, науки и культуры, полнее использовать для этого имеющийся опыт объединения разнопрофильных учебных заведений;

развивать научно - образовательные комплексы , добиваясь мобилизации и рационального использования интеллектуальных и кадровых ресурсов учебных учреждений;

организовать в ведущих профессиональных учебных центрах подготовку специалистов для регионов России;

развернуть в Министерстве сеть учреждении дистанционного обучения, создать правовую, нормативную и методическую базу их функционирования и развития;

разработать план работы научных сил по решению проблем безопасности с оптимизацией по всем показателям деятельности с учетом особенностей переходного периода;

подготовить условия для подготовки органов управления к проведению всего комплекса мероприятий по поддержанию высокой боевой и мобилизационной готовности, устойчивою управления войсками (специальными формированиями) при ликвидации чрезвычайных ситуаций в зонах ответственности и выполнения мероприятий гражданской обороны по реальным планам;

разработать и согласовать систему взаимодействия с дислоцированными на территории региональных центров воинскими частями Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств, а также с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в республиках, областях при проведении тактико-специальных и командно-штабных учений на картах и на местности;

усовершенствовать оснащение учебно-материальной базы соединений (прежде всею - учебных), воинских частей (специальных формирований);

определить структуру, содержание, порядок формирования, утверждения, финансирования и материально-техническою федерального заказа на подготовку специалистов;

определить порядок привлечения и использования средств внебюджетных источников финансирования на нужды системы образования, шире использовать возможности системы образования МЧС России для обучения, повышения квалификации и переподготовки специалистов для зарубежных стран на платной основе в рамках межгосударственных соглашений (договоров);

на базе Академии гражданской защиты МЧС России сформировать научно-исследовательский центр по проблемам создания единой сертифицированной системы подготовки сил МЧС России Академия вправе образовывать консорциумы с участием образовательных учреждений, не имеющих аккредитации, но характеризующихся высоким качеством и значительным опытом подготовки специалистов (далее именуется - консорциум). Консорциум создается без образования юридическою лица на основе договора о совместной деятельности;

создать условия для перехода к активным, развивающимся методам учебы, освоить и внедрить новые технологии обучения, основанные на использовании вычислительной техники и современных информационных средств.

В ходе второго этапа 2002 - 2005г. г.) завершить формирование качественно новой системы подготовки сил ликвидации чрезвычайных ситуаций России, адекватной новой структуре и новым задачам МЧС России. Перейти в 2005 году к единой сертифицированной системе подготовки сил МЧС России в области защиты ог чрезвычайных ситуаций.

В этих целях:

принять дополнительные меры по сохранению и укреплению научно - педагогического потенциала учебных заведений;

оптимизировать сеть и емкость адъюнктур с учетом изменившихся потребностей и реальных возможностей вузов. Адъюнктура должна быть преимущественно целевой и функционировать при Академии гражданской защиты МЧС России, располагающей высоким научным потенциалом и современной экспериментальной базой;

подготовку проводить в условиях, приближенных к экстремальным, от обучения на одиночных тренажерах и тренажерах для отработки задач жипажами (расчетами) до крупномасштабных учений в условиях моделирования и имитации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.

2. 3. В области управление обучением.

Изменения в государственно-политическом устройстве и социально -экономической жизни страны требуют усовершенствования структуры сил МЧС России, коренного улучшения системы и практики управления обучением.

Основная цель дальнейшего реформирования и практики управления обучением - создание эффективной системы управления подготовкой Сил, обеспечивающей динамичное развитие и высокое качество обучения, его многообразие и ориентацию на удовлетворение запросов личности, общества и государства.

Исходя из этого на новом этапе реформы предстоит решить следующие проблемы в области управления сферой обучения:

упорядочить разделение и наладить координацию функций, полномочий и ответственности между различными уровнями управления обучением;

уточнить компетенции, полномочия и ответственность заинтересованных структурных подразделений МЧС России подготовкой Сил и обеспечит ь их эффективное взаимодейст вие;

перейти от распределительного и директивною к регулирующему управлению образованием.

В качестве основных инструментов и механизмов регулирования в процессе управления должны выступать:

нормативное правовое регулирование (законодательные и нормативные акты, социальные стандарты, финансовые, материальные и другие нормативы);

экономическое регулирование (финансовое, налоговое, кредитное и пр.);

регулирование по результатам деятельности (государственнообщественная система оценки и контроля качества образования, его соответствие государственным образовательным стандартам; система лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений; система аттестации педагогических кадров и др.);

выработать стратегию развития системы непрерывного обучения, определить ее приоритеты;

III. Основные формы и методы обучения сил

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЧС России

Подготовку офицерских кадров осуществлять *:

I. По программам высшего профессионального образования:

на бате среднего ( полною ) общего, среднего профессиональною образования с присвоением первичного офицерскою звания “лейтенант” и квалификации “ инженер” по очной форме обучения и Академии гражданской защиты и других высших военных учебных заведениях Минобороны России (Срок обучения 5-6 лег);

на базе высшего профессионального образования с присвоением квалификации “ Офицер с высшим военным образованием" (“Специалист в области управления' ):

по очной форме обучения в Академии гражданской запил ы, на факультете гражданской обороны Военного инженерного университета и в других высших военных учебных заведениях Минобороны России (срок обучения 2-3 года);

по заочной форме обучения в Академии гражданской защиты и других высших военных учебных заведениях Минобороны России (срок обучения 3-4 года);

на базе высшего военного образования технического профиля (второе высшее):

по очной форме обучения в Академии гражданской защиты по

специальности “ Государственное и муниципальное управление” (срок обучения-2 года);

ио заочной форме обучения - 3 года.

2. Но программе послевузовского профессионального образовании (адъюнктура):

па базе образования не ниже высшего профессионального ио очной и заочной формам обучения в Академии гражданской зашиты ( срок обучения 3-4 года);

3. Но программе дополнительною образовании: офицеров региональных центров, органов управления ио делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, командования и начальников служб соединений и частей гражданской обороны г

Приказ Министра № 342 от 18. 06. 97 г. }

(профессиональная переподготовка и повышение квалификации):

на базе высшего профессионального образования по очной форме обучения в Академии гражданской защиты ( срок обучения 2

- 4 недели );

на базе высшего профессионального образования на основании двусторонних и многосгоронних договоренное!ей в учебных заведениях зарубежных государств.

Подготовку лиц гражданского персонала осункствлять:

1. Но программам высшего профессионального образовании:

на базе образования не ниже среднего ( полного) общею, ио специальности “ Защита в чрезвычайных ситуациях” по заочной форме обучения в Академии гражданской защиты ( срок обучения -

6 лет);

на базе высшего профессионального образования технического профиля ( второе высшее) по специальности “ Государственное и муниципальное управление” по заочной форме обучения в Академии гражданской защиты ( срок обучения 3 года).

2. Но программам послевузовского профессионального образовании ( аспирантура):

на базе высшего профессионального образования по заочной форме обучения в Академии гражданской защиты ( срок обучения 4 года);

на базе высшего профессиональною образования по заочной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации

3. По прог раммам дополнительного профессиональною образовании (профессиональная переподготовка и повышение квалификации):

на базе высшего профессионального образования (только для сотрудников централы юге аппарата) в Академии гражданской защиты ( срок обучения 2-4 недели);

на базе высшего профессионального образования (только для сотрудников центральною аппарата) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации по программам:

программы профессиональной переподготовки должны иметь объем не менее 500 академических часов, повышения квалификации

- не менее 100 академических часов и сочетать в себе образовательную компоненту, а также целенаправленную подготовку к продолжению образования и стажировке в зарубежных образовательных учреждениях и на предприятиях;

краткосрочные программы с объемом от 72 до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным направлениям профессиональной деятельности;

среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 часов, направленные на комплексное повышение квалификации в области государственного и муниципального управления, со специализацией в должности;

нроіраммьі профессиональной переподготовки в области государственного и муниципального управления объемом свыше 500 часов со специализацией по должности;

на базе высшего профессионального образования на основании двухсторонних и многосторонних договоренностей в учебных заведениях зарубежных государств.

В ходе реформирования сил МЧС России: уточнить образовательные прог раммы и учебные планы, в интересах гуманитаризации обучения наполнить новым содержанием гуманитарные дисциплины и усилить гуманитарную составляющую всех других дисциплин. І Іредусмотреть повышение уровня фундаментальной подготовки выпускников при сохранении должной практической направленности в обучении за счет профилизации на завершающем этане учебы;

обеспечить опережающей характер обучения с учетом высокого динамизма развития общества, военного дела и технического переоснащения войск ГО и других формирований,

методику обучения в большей мере ориентировать на становление и развитие творческого мышления обучаемых, формирование

их интеллектуального потенциала. Смелее переходить к активным, развивающимся меюдам учебы. Осваивать и внедрять новые технологии интенсивного обучения, основанные на использовании вычислительной техники и современных информационных средств;

усилить агитацию и пропагандистскую работу по привлечению гражданской молодежи на учебу в образовательные учреждения МЧС России;

повысить качество профессионального отбора абитуриентов и кандидатов в высшие учебные заведения с использованием современных методик комплексного тестирования;

принять дополнительные меры по сохранению и укреплению научно - педагогического потенциала образовательных учреждений, предусмотреть максимально возможное использование активно работающих ученых как за счег продления им срока действительной военной службы, так и за счет всестороннего их использования после увольнения в запас;

разработать и внедрить систему периодического подтверждения научно-педагогической квалификации профессорско-преподавательского и научного состава высших учебных заведений;

определить правовой статус докторантов и адъюнктов, не переводя их в категорию переменного состава, решить вопросы их социальной защищенности. Для докторантов, адъюнктов, их научных руководителей и консультантов разработать меры материального поощрения, стимулирующие успешное выполнение индивидуальных планов и защиту в срок диссерт ационных работ.

Сосредоточить усилия научных коллективов военно-учебных заведений на проведении фундаментальных и поисковых исследований, ориентированных на перспективу строительства системы МЧС России и РСЧС, разработку новых методик в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

С целью предоставления Академии гражданской защиты возможности более эффективно использовать имеющиеся научнопедагогический потенциал и учебно-материальную базу в новых экономических условиях предоставить право, в интересах развития образовательного процесса, материального стимулирования и усиления социальной защищенности профессорско-преподавательского состава, осуществлять подготовку (на договорной основе) специалистов для других ведомств и организаций, накапливать и самостоятельно использовать внебюджетные средства, получаемые от этой деятельности и реализации своей научно-технической продукции.

Ввести обязательную практику назначения на руководящие должности только после соответствующей подготовки, переподготовки или повышения квалификации.

Профессиональную подготовку военнослужащих и специалистов из числа гражданского персонала Войск ГО, других формирований и органов управлении но делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям проводить:

военнослужащих, поступивших для прохождения военной службы, в учебных подразделениях, в учебных центрах и в системе боевой подготовки;

командиров взводов - по прибытии из высших военных учебных заведений - в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение одного месяца, в дальнейшем - ежегодно па недельных сборах перед началом нового учебного года, в системе командирской подготовки и самостоятельно;

командиров рот - ежегодно на недельных сборах в региональных цент рах перед началом нового учебною года, в системе командирской подготовки и самостоятельно;

командиров батальонов, их заместителей - ежегодно на недельных сборах в региональных центрах перед началом нового учебного года, в системе командирской подготовки и самостоятельно;

командиров бриг ад, полков, их заместителей - ежегодно на

3 дневных сборах в региональных центрах, в системе командирской подготовки и самостоятельно;

военнослужащих, прибывших в систему МЧС России для прохождения дальнейшей службы из Минобороны России - в региональных центрах на месячных сборах с последующим направлением для профессиональной переподготовки в Академии гражданской защиты;

начальников поисково-спасательпых служб, их заместителей - в Академии гражданской защиты, в Российском центре подготовки спасателей и на ежегодных сборах в региональных центрах;

спасателей поисково-спасательных служб - в Российском центре подготовки спасателей и на ежегодных сборах в региональных центрах.

Подготовка органов управлении ( МЧС России, региональные центры, органы управления по делам ГОЧС при органах исполнительной власти, органы повседневного управлении):

личного состава органов управления; в учебном подразделении ( центре, школе, др.); в системе командирской ( оперативной) подготовки.

Оперативную (командирскую) подготовку построить по принципу очно-заочного (самостоятельного) обучения путем:

проведения установочных сборов на предстоящий период обучения;

самостоятельного изучения тем программы и выполнения индивидуальных заданий, участия в учениях, штабных тренировках и классных (групповых) занятий по изучаемым темам - с последующей сдачей экзаменов и зачетов.

Ьоевая подготовка воинских частей и подразделений Войск ГО осуществляется:

1. Офицерского состава:

на командирских сборах и занятиях;

на учебно-методических сборах;

на курсах переподготовки и повышения квалификации.

Целью совершенствования подготовки военных кадров является создание кадрового корпуса, способного обеспечить высокую боевую и мобилизационную готовность Войск гражданской обороны Российской Федерации, а также эффективное выполнение возлагаемых на них задач.

Для достижения этой цели необходимо переработать принципы и содержание командирской подготовки офицеров при переходе на новую систему комплектования войск.

2. Солдат и сержантов:

одиночная поэтапная подготовка в ходе раздельного и совместного обучения:

1 этап - проводится в учебном подразделении (центре, школе и др.) до вступления в должность, если у принятого на службу отсутствует необходимая специальность;

2 этап - проводится в учебном подразделении до вступления в должность в случаях:

если у принятого на службу имеется специальность близкая к требуемой, но для допуска к работам необходима дополнительная подготовка;

при назначении на новую, требующую дополнительной специализации, или командную должность;

3 этап - боевая подготовка - систематическое повышение профессиональных знаний и навыков при прохождении службы;

4 этап - повышение квалификации - периодическая ( 1 раз в 5 лет) подготовка в целях повышения эффективности деятельности специалиста.

11одготовка и боевое слаживапие подразделений и частей - в ходе тактико-специальных занятий и учении ГО.

Подготовка специальных формировании (ИСС и др.) осуществляется:

1. Командно-начальствующею состава:

но программам общей и специальной подготовки н местах постоянной дислокации, объектах экономики и Российском центре

I юд| отовке С11 асатслей;

на учсбно-мстодических и специальных сборах;

в учебных заведениях повышения квалификации;

2. Рядовою состава (специалистов) - по программам общей и специальной подготовки на объектах экономики, специализированных учебно-методических и тренировочных центрах МЧС России, а также за рубежом.

♦ * ♦

Основные концептуальные положения направлены на создание научных, методических, организационных, материально - технических, нормативно - правовых и, что особенно важно, кадровых предпосылок, позволяющих вступить в XXI век с передовой системой подготовки сил МЧС России в области защиты от чрезвычайных ситуаций, соответствующей происходящим и прогнозируемым изменениям сил МЧС России и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Се реализация потребует согласованного участия в згой работе руководства, департаментов и управлений Министерства, руководящего состава всех сфуктур системы МЧС России .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.