Научная статья на тему 'Проблемы подготовки территориальных органов МВД России к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств'

Проблемы подготовки территориальных органов МВД России к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1917
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ / ГРУППИРОВКА СИЛ И СРЕДСТВ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / EMERGENCY / TERRITORIAL AGENCIES OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERIOR / THE GROUPING OF FORCES AND MEANS / TEACHING MODEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поспеев К.Ю., Шахмаев М.М.

В статье авторы рассматривают особенности подготовки территориальных органов МВД России к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Сформулирован ряд предложений по совершенствованию специальной подготовки сотрудников территориальных органов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поспеев К.Ю., Шахмаев М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TRAINING THE TERRITORIAL AGENCIES OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA TO PERFORM TASKS IN EMERGENCY SITUATIONS

In the article the authors consider the features of training the territorial agencies of the Ministry of Interior of Russia to perform tasks in emergency situations. A number of proposals have been put forward for improving the special training of the territorial agencies of the Russian Ministry of Interior.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки территориальных органов МВД России к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств»

удк 351.74 № 4 (7) / 2015, с. 72-76

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

К. Ю. Поспеев

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация

М. М. Шахмаев

Тюменский институт повышения квалификации МВД России, г. Тюмень, Российская Федерация

В статье авторы рассматривают особенности подготовки территориальных органов МВД России к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Сформулирован ряд предложений по совершенствованию специальной подготовки сотрудников территориальных органов МВД России.

Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства, территориальные органы МВД России, группировка сил и средств, модель обучения.

PROBLEMS OF TRAINING THE TERRITORIAL AGENCIES OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA TO PERFORM TASKS IN EMERGENCY SITUATIONS

K. Pospeev

South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation

M. Shakhmaev

Institute of Advances Training of the Russian Ministry of Interior, Tyumen, Russian Federation

In the article the authors consider the features of training the territorial agencies of the Ministry of Interior of Russia to perform tasks in emergency situations. A number of proposals have been put forward for improving the special training of the territorial agencies of the Russian Ministry of Interior.

Keywords: emergency, territorial agencies of the Russian Ministry of Interior, the grouping of forces and

means, teaching model.

Успешное решение задач, возложенных на территориальные органы МВД России, во многомзависитотуровняподготовкиорганов управления силами и средствами. МВД России уделяет исключительно большое внимание постоянному совершенствованию деятельности различных подразделений, входящих в группировку сил и средств при чрезвычайных обстоятельствах. К числу таких направ-

лений развития относится эффективная и целенаправленная подготовка группировки сил и средств территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах.

Чрезвычайные обстоятельства - обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых

невозможно без применения чрезвычайных мер1.

Сопровождаясь целым спектром негативных последствий, эти обстоятельства, с одной стороны, характеризуются потребностью в нормальном безопасном функционировании общества, а с другой - наличием опасности жизни, здоровью, чести и достоинству людей, культурным и материальным ценностям, а иногда и окружающей среде.

Все это свидетельствует о значимости грамотных и эффективных действий, а также заблаговременной подготовки группировки сил и средств территориальных органов при возникновении чрезвычайных обстоятельств на конкретной территории.

В результате возникновения чрезвычайного обстоятельства на той или иной территории в территориальных органах разработаны типовые оперативные сигналы, характеризующие определенный вид ситуации [1, с. 67-68].

В соответствии с нормативными правовыми актами органы МВД России обязаны принимать незамедлительные меры для ликвидации возникших чрезвычайных обстоятельств на территории России.

Подготовка сил и средств территориальных органов МВД России является одним из основных условий достижения успеха в выполнении задач при чрезвычайных обстоятельствах и является составной частью системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Целью подготовки является обеспечение слаженных действий органов управления, группировки сил и средств территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах. Ответственность за организацию и состояние подготовки органов управления, элементов группировки сил и средств ОВД к действиям при чрезвычайных обстоятельствах несут руководители МВД России, ГУ МВД России, УМВД России по субъектам Российской Федерации.

Чрезвычайные обстоятельства, возникающие при различных массовых беспорядках, социальных конфликтах в регионах, действиях незаконных бандформирований, поисков вооруженных преступников требуют от руководителей, их аппаратов управления (оперативных штабов) и личного состава своевременных действий, направленных

1 О чрезвычайном положении : федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2277.

на стабилизацию оперативной обстановки, уменьшение вредных последствий. Нередко это связано с риском для жизни и здоровья людей, нанесением значительного морального и материального ущерба.

Одним из основных элементов при организации работы по планированию действий сил и средств территориальных органов МВД России является определение руководителем органа внутренних дел перечня возможных задач при чрезвычайных обстоятельствах, к решению которых могут быть привлечены сотрудники полиции.

Эффективность действий территориальных органов МВД России при ликвидации чрезвычайных обстоятельств напрямую зависит от успешного выполнения следующих задач:

1. Стремление к недопущению значительного материального и морального ущерба, людских потерь.

2. Ликвидация угроз, которые способны оказать существенное влияние на жизнедеятельность населения, функционирование органов власти и управления, предприятий, учреждений, организаций в частности органов и подразделений МВД России.

3. Привлечение государственных систем предупреждения, предотвращения, пресечения, ликвидации последствий и минимизации ущерба.

4. Создание специальной системы управления (органов оперативного управления, пунктов управления, средств связи), формирование функциональных групп, объединяемых в группировки сил и средств.

Для выполнения поставленных задач при чрезвычайных обстоятельствах различного характера организованно и четко необходима специальная подготовка аппаратов управления и личного состава, привлекаемого для проведения специальных операций. Формирование эффективной модели обучения должно осуществляться на основе информационных технологий, способствующих развитию уровня профессиональных и профессионально специализированных компетенций [2].

Сотрудники органов внутренних дел, решая оперативно-служебные задачи по охране общественного порядка и обеспечению безопасности в чрезвычайных обстоятельствах различного характера, нередко сталкиваются с необходимостью их выполнения в условиях, приближенных к боевым. В этих условиях от аппаратов оперативно-

го управления и личного состава требуется быть готовыми к выполнению не только оперативно-служебных, но и служебно-боевых задач в различных условиях складывающейся обстановки.

Готовность является важнейшей категорией управления в социальных системах, включая и правоохранительную. Ее обеспечение - объективный критерий успешной деятельности органов и подразделений МВД России в особых условиях [3].

Основными формами и методами обеспечения готовности органов и подразделений МВД России (функциональных групп, пунктов управления, группировки сил и средств в целом) являются подготовка (корректировка) оперативных планов, подготовка сотрудников (на служебных занятиях, инструктажах, психологических тренингах) слаживание функциональных групп, проведение штабных тренировок, командно-штабных учений, тактико-специальных учений, оперативных игр, организация системы управления (формирование органов оперативного управления, создание пунктов управления, установление коммуникационных средств связи и управления), отработка алгоритмов действий должностных лиц в особых условиях деятельности, организация информационного обеспечения, налаживание взаимодействия, отработка схем оповещения сотрудников по сигналам и сбора личного состава.

Далее мы постараемся выделить и рассмотреть проблемы, которые возникают как на этапах подготовки, так и на этапах непосредственного выполнения поставленных задач перед территориальными органами МВД России в чрезвычайных обстоятельствах.

Во-первых, это наличие и реальность планов действий при чрезвычайных обстоятельствах ГУ МВД, УМВД России по субъектам разрабатывают данные планы, которые носят общий характер действий подразделений и служб территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах. В свою очередь территориальные ОВД копируют данные планы действия без внесения в них соответствующих изменений с учетом особенностей местности и оперативной обстановки на данной территории. То есть данный план носит формальный характер.

Полагаем, что подразделения и службы территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах должны

в короткий срок эффективно реагировать на изменение складывающейся обстановки в районе обслуживаемой территории. Этому будут активно способствовать грамотно разработанные оперативные планы, предусматривающие различные ситуации и их изменения.

Обеспечение готовности личного состава (обучение, выработка психологической, морально-волевой устойчивости, слажива-ние элементов группировки сил и средств, а также органов управления, знание законов и иных нормативных правовых актов, умение сотрудников пользоваться специальной техникой, средствами индивидуальной защиты и активной обороны, оружием, выработка умений и навыков в принятии оперативных решений в чрезвычайных обстоятельствах, приобретения опыта решения актуальных проблем профессиональной деятельности) [4]. Как показывает практика, требования руководства МВД России о подготовке личного состава территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах не находят своего отражения в действительности. Это объясняется рядом причин:

1. Слабая заинтересованность личного состава в проведении данных тренировок и учений.

2. Количество времени, которое отводится на данные мероприятия.

3. Отсутствие квалифицированных сотрудников и специалистов, которые должны проводить данные занятия с личным составом.

4. Формальный характер проводимых мероприятий.

Подготовка сотрудников территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах на сегодняшний день не находит должного отражения на практике, но этим вопросам в последнее время уделяется значительное внимание руководством МВД России. Это объясняется тем, что в последнее время усиливается степень возникновения чрезвычайных обстоятельств на территории России.

Мы считаем, что для более эффективной подготовки личного состава территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах, необходимо:

1. Установить специальные должности, лица, замещающие которые, проводили бы подготовку личного состава территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах.

2. Чаще проводить практические отработки различных ситуаций, чем ограничиваться только теоретическими знаниями.

3. Устанавливать внеплановые проверки действий личного состава территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах.

4. Проводить анализ данных мероприятий, выделять минусы и принимать меры к их устранению.

Важно отметить и ресурсное обеспечение органов и подразделений ОВД, которое по степени значимости следует сразу за подготовкой личного состава. Рассмотрев данную проблему, мы выделили в ней четыре основных направления:

1. Подготовка сил и средств тыла к обеспечению подразделений территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах.

2. Доставка сил и средств тыла в район действия подразделений.

3. Тыловое обеспечение подразделений непосредственно в особых условиях.

4. Эвакуация сил и средств тыла, а также подразделений ОВД из района особых условий в район постоянной дислокации [5].

На сегодняшний день материально-техническая база территориальных органов МВД России не способна в полном объеме обеспечить эффективное выполнение поставленных перед ОВД задач в период чрезвычайных обстоятельств. Вооружение и специальные средства, применяемые ОВД, требуют обновления и принятие на вооружение новых видов и образцов стрелкового оружия.

Мы полагаем, что это будет способствовать успешному выполнению различных задач при чрезвычайных обстоятельствах и снижению потерь среди личного состава территориальных органов МВД России.

Следующей проблемой, которая возникает на практике, является организационная готовность взаимодействия (внутреннего и внешнего). Данная проблема обусловлена в первую очередь тем, что отработка под-

разделениями ОВД ситуаций, возникающих в период чрезвычайных обстоятельств, практически не проводится, и носит формальный характер, как мы уже отмечали ранее. Кроме того, на практике, не отработаны механизмы взаимодействия различных служб и подразделений ОВД, что приводит к несогласованности и потери контроля над складывающейся обстановкой в районе чрезвычайных обстоятельств.

Для решения данной проблемы следует чаще проводить совместные оперативно-штабные учения территориальных органов и других силовых структур, а также разрабатывать совместные приказы, которые регулировали бы совместные действия различных государственных и силовых структур, привлекаемых к решению задач в чрезвычайных обстоятельствах.

Последней проблемой, которую мы выделяем в настоящей статье, выступает то, что при подготовке личного состава территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах, не происходит развитие профессионально-психологических качеств, необходимых для работы в различных условиях складывающейся обстановки (мобилизованности, оперативности и точности мышления, наблюдательности и т. п.). Также следует отметить тот факт, что у некоторых сотрудников нет моральной устойчивости к негативным явлениям, влияние которых может их деморализовать, заставить отказаться от выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач в чрезвычайных обстоятельствах.

Решением данной проблемы может стать только проведение указанного выше комплекса мероприятий, направленных на подготовку личного состава к действиям в чрезвычайных обстоятельствах.

Мы считаем, что приведенные нами проблемы существенно снижают уровень готовности сотрудников территориальных органов МВД России к выполнению возложенных на них обязанностей в период чрезвычайных обстоятельств.

Примечания

1. Громов М. А. Актуальные проблемы обеспечения готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях // Академия управления МВД России. - 2012. - № 2(22). - С. 50.

2. Степанов А. Г. Подготовка сотрудников органов внутренних дел и аппаратов управления к деятельности в чрезвычайных обстоятельствах. - М. : Академия управления МВД России, 2009.

3. Поспеев К. Ю. Инновационная образовательная технология обучения курсантов и слушателей по учебной дисциплине «Тактико-специальная подготовка» на примере электронного мультимедийного учебного курса «Тактико-специальная подготовка» // Актуальные проблемы современной науки. -2014. - № 1. - С. 53-56.

4. Громов М. А. Актуальные проблемы обеспечения готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях // Академия управления МВД России. - 2012. - № 2(22). - С. 54.

5. Долинко В. И. Анализ рисков и угроз в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях и методы их снижения // Академия управления МВД России. - 2012. - № 2(22). - С. 111.

ПОСПЕЕВ Константин Юрьевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры правоохранительной деятельности факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).

E-mail: Pospeev65@mail ru

ШАХМАЕВ Марат Мухтарович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры огневой, тактико-специальной подготовки и оперативного планирования, Тюменский институт повышения квалификации МВД России.

E-mail: Shah-72@mail.ru

POSPEEV Konstantin,

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Chair of Law Enforcement Activity,

Faculty of Law Enforcement Officers" Training, South Ural State University (National Research

University).

E-mail: Pospeev65@mail.ru

SHAKHMAEV Marat,

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Chair of Fire, Tactical-and-Special Training and Operational Planning, Institute of Advances Training of the Russian Ministry of Interior, Tyumen.

E-mail: Shah-72@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.