Научная статья на тему 'Подготовка к сдаче экзамена ielts (по модулю reading)'

Подготовка к сдаче экзамена ielts (по модулю reading) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1631
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИКИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ / ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ / ИНТЕНСИВНОЕ ЧТЕНИЕ / АКТИВНЫЙ ВОКАБУЛЯР / IELTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исупова Марина Михайловна

В статье рассматривается специфика международного экзамена по английскому языку формата IELTS, выделяются его особенности. Автор систематизирует методы и техники повышения качества чтения на английском языке, предлагает рекомендации по подготовке к сдаче экзамена IELTS по модулю Reading, а также рассматривает чтение как основу подготовки к таким модулям экзамена, как Speaking и Writing и предлагает основные виды упражнений и заданий, цель которых пополнене активного словарного запаса для подготовки к экзамену IELTS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исупова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка к сдаче экзамена ielts (по модулю reading)»

Исупова Марина Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка при факультете менеджмента НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва

Подготовка к сдаче экзамена IELTS (по модулю Reading)

Актуальность и постановка проблемы. Реформирование системы образования в целом и преобразования в высшей школе очень тесно связаны с теми модификациями, которые происходят в социальной жизни страны, так как они непосредственно отражают тенденции развития общества.

Для современной России, вступившей в международное образовательное пространство, характерно стремление к совершенствованию системы образования, адаптация национальных особенностей высшей школы к международным требованиям и стандартам обучения.

Модернизация системы образования сопровождается значительными изменениями педагогической теории и организации учебного процесса, направленными на внедрение инновационных подходов к обучению, что обеспечивают возможность слияния системы образования Российской Федерации с международными образовательными стандартами на условиях полноценного релевантного партнерства и сотрудничества.

Инновационность системы образования отражается на неотъемлемых составляющих процесса обучения: учебных программах, технологиях обучения и непосредственно процессе преподавания.

Если говорить о преемственности современной системы образования международным стандартам, то стратегической целью отечественной системы образования является признание и подтверждение российских дипломов вузов за рубежом, предоставление возможности выпускникам российских вузов и школ, а также молодых ученых и аспирантов продолжать обучение или повышать квалификацию в зарубежных учебных заведениях.

Анализ литературы и интернет-ресурсов по данной теме показал наличие достаточного количества языковых ресурсов по подготовке к сдаче экзаменов для получения международных сертификатов, а также большого

количества информации, освещающей формат экзаменов данного уровня.

В связи с этим, целесообразно ознакомиться с форматом международных экзаменов по английскому языку International English Language Testing System (далее - IELTS), выделить его особенности, а также систематизировать возможные техники и упражнения для его успешной сдачи.

Целью данной статьи является анализ основных методов и техник повышения качества чтения на английском языке, а также разработка рекомендаций по подготовке к сдаче экзамена IELTS по модулю «Reading».

Степень научной разработанности проблемы. Отдельные разработки анализируемой проблемы содержатся в работах Л.К. Байрамовой, И.К. Бекасова, О.Б. Бессерт, А.В. Войновой, Н.Д. Гальсковой, Н.Д. Гез, Н.Ф. Коряковцевой, Р.П. Мильруд, Г.Н. Салтовской, Г.В. Юргишиной, Е.Н. Солововой, А.В. Хуторского, С.К.Фоломкиной, О.В. Чичковой.

Но, несмотря на это, осуществленный нами анализ имеющихся научных публикаций, отражающих вопросы подготовки к сдаче экзамена IELTS (по модулю Reading) позволяет сделать вывод о недостаточности научной разработанности темы и практического отсутствия обобщающих работ в этой области.

Основная часть.

Как известно, существует система международных экзаменов, направленных на доказательство знаний английского языка, необходимых для достижения намеченной образовательной цели. Вариативность экзаменационных форматов предусматривает разграничение цели и степени понимания английского языка, а также сфер его применения.

Необходимо отметить, что в РФ среди международных экзаменов наибольшей известностью пользуются классические английские (кембриджские) экзамены, которые ориентированы на британский вариант английского языка, а также международный экзамен IELTS (International English Language Testing System - международная система тестирования по

английскому языку).

IELTS - это тест для тех, кто намерен обучаться либо проходить практику в англоязычной среде, он дает возможность установить степень владения английским языком у людей, которые не являются носителями языка. IELTS признан большинством британских, австралийских, канадских, и новозеландских учебных заведений. Результат IELTS признается фактически во всех странах мира (включая Великобританию и США). Сдача экзамена IELTS является неизменным требованием при поступлении в университеты англоязычных стран, а так же при эмиграции в Канаду, Новую Зеландию или Австралию [6].

Второй по нумерации модуль IELTS - «Reading» состоит из 3 секций и 40 вопросов. Продолжительность тестирования составляет не более 60 минут.

От испытуемого требуется прочитать текст и ответить на 40 вопросов, которые содержат те или иные уточнения относительно прочитанного текста. Академический и Общий форматы содержат разные тексты в этом модуле.

Академический формат (Academic Reading) содержит три части. Общий объем текстов этого формата 2000-2750 слов. Как утверждают разработчики теста, тексты для академического формата берутся из газет, книг и журналов и соответствуют общекультурной подготовке испытуемых, то есть не содержат узко-специфической профессиональной информации.

Общий формат (General Training Reading) состоит из трех текстов на общие темы общим объемом 2000-2500 слов, которые могут быть взяты из газет, журналов, рекламных объявлений, брошюр, официальных документов.

Далее проанализируем возможные методики и упражнения, способные облегчить процесс подготовки к тестированию IELTS по модулю Reading.

В процессе подготовки к сдаче экзамена IELTS по модулю Reading необходимым условием является выработка умения чтения с учетом важности:

а) полного понимания содержания нетрудных текстов;

б) тренировки навыков понимания основного содержания сложных по содержанию и структуре текстов разнообразных жанров: научно-

популярных, общественно-политических и художественных.

Рассмотрим две базовые методологии развития навыков чтения:

1. Ознакомительное (поисковое) чтение с пониманием основного содержания текста (Scanning reading и Skimming reading).

Под Skimming reading понимается чтение для определения основной мысли, темы, проблемы или цели текста. Задача Scanning reading -нахождение специфической информации, например, определить, где происходит событие, найти имена, даты, найти синонимы.

Следовательно, в процессе ознакомительного чтения преследуются такие цели, как:

- определение темы, которая освещается в тексте, определение проблем, рассматриваемых в тексте, а также определение конкретной информации о данной проблеме;

- выделение основной мысли;

- подбор основных факты, опуская второстепенные;

- выявление позиции автора.

Студенты должны понять содержание текста и осмыслить полученную информацию. Студентов нужно ориентировать на то, что, как правило, основную смысловую нагрузку в тексте несут первый абзац (введение), а также начальные и конечные предложения каждого абзаца.

Работа с текстом в режиме ознакомительного чтения предполагает беглое чтение в течение 3-4 минут для получения основной информации.

О.Б. Бессерт [1] предлагает следующие упражнения для работы в этом режиме:

What theme / field of science is dealt with in this text?

Which of these titles fits the text best? (Предлагается несколько заголовков).

Which of these topics are dealt with in the text? (Предлагается несколько

тем).

Which paragraph / text belongs to this picture? (Предлагается одна картинка и несколько коротких текстов).

Which of these texts deals with the problem of environment protection? Etc.

(Предлагается несколько коротких текстов).

Bсе тренировочные текста должны быть тщательно подобраны, что требует от преподавателя кропотливого труда. На важность правильного подбора текстов указывает С.К Фоломкина. По ее мнению, текст выступает «как основная коммуникативная единица, которой пользуется человек в речевой деятельности» [4, с. 256].

Перед работой над новым текстом, преподаватель должен направить внимание студентов на чтение и понимание текста. Он называет проблему/область науки, рассматриваемую в тексте. Можно спросить студентов, что они знают об этой проблеме и как к ней относятся.

На подготовительном этапе работы с текстом необходимо выполнить предтекстовые упражнения, для того чтобы снять некоторые языковые и смысловые трудности текста. Р.П. Мильруд приводит пример таких упражнений:

- отработка произношения географических названий, имен, а также

некоторых слов. Сюда можно добавить слова, в произношении которых студенты традиционно ошибаются, например: infinite, inventory,

consequences, purchasing и др.

- работа с отдельными словами, относящимися к потенциальному словарю: интернациональные, производные, сложные. Студенты должны догадаться о значении этих слов, дать свои варианты перевода.

- отработка сложных грамматических структур с помощью их анализа, перевода.

- ознакомление с текстовыми вопросами/заданиями, на которые студенты должны найти ответ, прочитав текст [2], что предполагает определение ключевых слов в задании или вопросе с последующим

нахождением их перифразов в тексте.

- работа с синонимами, антонимами, определение слов по их

дефинициям.

Одним из важных видов работы на предтекстовом этапе является прогнозирование как содержания текста, так и форм слов. На

прогнозирование содержания направлены следующие задания:

- определение основной темы/мысли текста по названию и

подзаголовку (если он имеется);

- определение основной мысли текста и отношение автора к

поднимаемой проблеме по первому и последнему абзацам текста;

- выбор основной темы текста из ряда предложенных тем после прочтения заголовка текста.

Примеры типичных упражнений на прогнозирование форм читаемого слова приводит О.В. Чичкова [5]:

- составление слова из отдельных букв: slsga (ожидаемый ответ -glass);

- чтение слова с пропущенными буквами: cr_____te (ожидаемый ответ -

ctreate)

- составление слова из отдельных частей (на карточках): основа + приставка или суффикс - use (-less; un-; - ful; - er; - ness; -able) (ожидаемые ответы - useless, unusable, useful, reuse, user, usefulness, usable);

- чтение предложения, заполняя пробелы (или вместо рисунков) соответствующими словами.

Такие упражнения очень важны для тренировки выполнения таких типов экзаменационных заданий, как заполнение пропусков в таблицах, диаграммах, кратких пересказах, а также заданиях на завершение предложений.

Чтение текста с целью понимания основного содержания регламентируется в зависимости от объема и сложности текста. Контроль понимания прочитанного осуществляется с помощью выполнения

послетекстовых упражнений:

- подбор заголовков к абзацам текста;

- ответы на вопросы по основной информации текста в виде кратких ответов, в виде выбора правильного ответа из нескольких предложенных ответов;

- определение достоверности предлагаемого утверждения информации, представленной в тексте;

- нахождение конкретной информации.

На данном этапе проверяется умение ориентироваться в тексте, находить единицы смысловой информации, например, быстро найти и прочитать предложение, в котором называются главные персонажи (место действия, время, характеристики персонажей, причины и последствия действий и т.д.).

Быстрому нахождению необходимой информации в тексте способствует, например, не чтение, а именно поиск, для чего применяется методика обратного просмотра, когда текст просматривается не как в традиционном чтении слева направо и сверху вниз, а снизу вверх и справа налево. Это позволяет избежать непроизвольного чтения слов и помогает вычленить необходимую информацию.

Как правило, во всех учебных пособиях по подготовке к экзамену IELTS предлагаются рекомендации, как выполнять то или иное задание на экзамене. Преподаватель должен составить банк таких рекомендаций по каждому заданию. Такая информация, доведенная до студентов, поможет им составить собственный алгоритм выполнения каждого вида заданий.

Одновременно важно стимулировать студентов наращивать скорость чтения с помощью таких упражнений, как:

- чтение текста/отрывка текста за определенный период времени. Для данного вида упражнений необходимо подбирать тексты или отрывки одинаковой длины и трудности и постепенно уменьшать время прочтения;

- чтение предложений с постепенно наращиваемыми элементами за

одинаковый промежуток времени;

- чтение текста и быстрое нахождение ответа на вопрос преподавателя;

- восстановление «размытого» текста.

2. Чтение с полным осмыслением текста (intensive reading).

Необходимо отметить, что на экзамене IELTS данный вид чтения не применяется, но работа над этим видом чтения необходима на этапе подготовки, так как именно такой тип чтения служит основой пополнения активного и пассивного вокабуляра читающих, а также усвоения грамматических структур, способов передачи информации в тексте.

Данный тип чтения требует много времени и усилий со стороны студентов для овладения им в полном объеме.

Перед чтением текста необходимо ставить перед студентами разнообразные задачи, чтобы постепенно знакомить их со спецификой интенсивного чтения и выработать у них умения и навыки, необходимые для успешной сдачи экзамена IELTS: выделение главной мысли; обобщение прочитанного; нахождение ответов на поставленные вопросы; прочтение схемы или изображение прочитанного схематично или в виде рисунка.

По словам Е.Н. Солововой послетекстовые упражнения на данном этапе, служат главным образом для проверки понимания как прочитанного текста в целом, так и отдельных его разделов. Их цель - оценить уровень понимания содержания и ключевой информации прочитанного текста [3, с. 84]. Такие упражнения носят творческий характер и направлены не столько на развитие памяти, сколько мышления, умственных способностей, логики. Эти упражнения могут содержать задания, которые, например, определяют логико-композиционные связи в тексте, причинно-следственные отношения между явлениями, описанными в тексте: составление плана текста;

разделение текста на логические части и озаглавливание их; составление вопросов к тексту и расположение их в логической последовательности. Упражнения, способствующие развитию умения выражать собственное

суждение и свое отношение и оценку прочитанного, могут иметь, например, такие задания, как: выскажите свое мнение к той или иной мысли, явлению, утверждению в тексте; подготовьте сообщение по теме текста с использованием дополнительной информации и т.д.

Подготовку к экзамену IELTS по модулю Reading необходимо рассматривать как основу комплексной подготовки к таким модулям, как Speaking, Writing, а также, в первую очередь, как источник пополнения словарного запаса и, в частности, Academic Vocabulary. Как показывает практика, многие слова, входящие в список слов Academic Word List, встречаются в разнообразных текстах как для подготовки к экзамену, так и непосредственно в самих экзаменационных текстах. Поэтому преподаватель должен не только ознакомить студентов со списком Academic Word List, но и прорабатывать эти слова в каждом виде работы над текстом. Для этих целей можно рекомендовать следующее:

1. Студенты сами находят в тексте слова из Academic Word List, дают их дефиниции, выстраивают синонимические и словообразовательные ряды и готовят примеры с этими словами.

2. Преподаватель готовит упражнения для отработки этих и других

слов, выбранных им для пополнения активного словарного запаса студентов. Это могут быть упражнения на подбор синонимов, например: Our revenue is more than $1 mln. (ожидаемый ответ - слово из активного вокабуляра -income); Lack of vitamin B can produce a variety of symptoms (ожидаемый ответ

- shortage). Причем на следующем занятии можно подготовить обратное упражнение: Our income is more than $1 mln. (ожидаемый ответ revenue); Shortage of vitamin B can produce a variety of symptoms (ожидаемый ответ -lack). Это упражнение очень полезно для написания эссе, где требуется употребление синонимов и синонимичных выражений. Также можно попросить студентов вставить по смыслу слово (также из активного вокабуляра), начинающееся с определенной буквы, например: We are proud of our a_________ son ( ожидаемый ответ - adopted); They suffer from present

s-...........of labour (ожидаемый ответ - shortage). Кроме того, можно

составить упражнения на употребление предлогов и обратный перевод.

3. Преподаватель дает следующие задания для развития речевых навыков:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- передать главную мысль каждого абзаца текста с использованием слов из активного вокабуляра.

- подготовить краткий / подробный пересказ текста с использованием новых слов / выражений. Надо отметить, что встречаются тексты, пересказать которые достаточно сложно. В таких случаях, как, например, в тексте “Unhealthy, unhappy, with no self-esteem: British teenagers lag behind world’s young” [7], изобилующем примерами или цифровой информацией, можно предложить вместо пересказа перечислить проблемы, поднимаемые в тексте, описать примеры, способы решения, предлагаемые автором, а также высказать свое отношение к проблемам и предложить свои пути их преодоления.

- подготовить свой рассказ или описать какую-либо ситуацию, используя как минимум 15 новых слов / выражений (это, как правило, домашнее задание).

Работу над активным вокабуляром можно продолжить при подготовке к модулю Speaking. Например, продолжая работу над темой “The Youth” в части I модуля Speaking можно предложить студентам высказаться по таким вопросам: Do you think the education system in your country influences young people? What types of people influence the young in your country? How can events from childhood influence the person’s life? School pressure on children. Is there any in your country? What do you think about children’s school age? (Advantages and disadvantages).

Во II части модуля студенты должны подготовить мини-выступление на 1-2 минуты по одной из следующих тем: Describe a happy childhood event. You should say: When it happened; Who was involved; How you felt at the time. Explain why you remember this particular occasion. Или: Describe your school.

You should say: What the name of your school is; Where it is; What it is like; What impresses you most about this school.

III часть модуля Speaking предполагает ответ на более общие и абстрактные вопросы в течение 3-4 минут. Здесь можно предложить такие вопросы: What do you think about the problem of violence at school? Should parents teach children not to hit back at bullies?

Работа над II частью письменного модуля экзамена формата IELTS (написание эссе) по общей теме “The youth” также должна осуществляться с учетом использования активного вокабуляра. Для написания эссе типа “The opinion essay” можно предложить следующую тему: It is widely believed that children of different levels of intelligence should be taught together, while others think that more intelligent children should be taught separately. Discuss and present your own opinion. Give reasons for your answer and include any relevant examples from your own knowledge or experience.

“The balanced argument essay” можно написать на тему: Do you agree or disagree with the following statement? Parents are the best teachers. Use specific reasons and examples to support your answer.

Выводы.

В данной статье мы рассмотрели основные виды упражнений и заданий на английском языке, цель которых - развитие умений и навыков чтения.

В ходе нашего исследования мы стремились проанализировать особенности подготовки к сдаче экзамена IELTS по модулю Reading, а предложенный комплекс упражнений поможет улучшить не только навыки чтения, но и речевые навыки при подготовке к таким модулям экзамена, как Speaking и Writing.

Приведенные виды упражнений, безусловно, не исчерпывают всего многообразия форм и методов работы студентов при подготовке к данному виду экзамена. Многие вопросы развития навыков чтения еще ожидают своей разработки, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Литература

1. Бессерт О.Б. Обучение индивидуальному чтению студентов четвертого курса педагогического вуза (английский язык как вторая специальность). - СПб., 2005. - 131 с.

2. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. - English Teaching Methodology / Р.П. Мильруд. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 253 с.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс / Е.Н. Соловова. - М.: Астрель, 2008. - 272 с.

4. Фоломкина С.К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе // Общая методика обучения иностранным языкам. - М.: Русск. яз., 1991. - С. 253-261.

5. Чичкова О.В. Методика расширения потенциального словаря студентов старших курсов при чтении текстов: автореф. дис. канд. пед. наук. - Томск, 2003. - 18 с.

6. Clapkam С. Studies in Language Testing 4. The Development of IELTS (A Study of the Effect of Background Knowledge on Reading Comprehension). - Cambridge: Cambridge University Press, 1996. -303 p.

7. Mark Allen, Debora Powell, Dickie Dolby. IELTS Graduation. Student’s Book. - Oxford: MacMillan Education, 2011. - 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.