Научная статья на тему 'Общие типологические черты ЕГЭ по английскому языку и экзаменов на получение международных языковых сертификатов'

Общие типологические черты ЕГЭ по английскому языку и экзаменов на получение международных языковых сертификатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1200
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
ЕГЭ / RUSSIAN STATE EXAM / ПОЛЕЗНОСТЬ НАВЫКОВ / UTILITY OF SKILLS / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ЭКЗАМЕНЫ / INTERNATIONAL LANGUAGE EXAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипаленко Михаил Михайлович, Сергеева Мария Владимировна

Провели оценку полезности навыков учащихся, приобретаемых при подготовке к ЕГЭ по английскому языку, для использования их при сдаче экзаменов на получение международных языковых сертификатов. Оценка осуществлялась выявлением соответствия форматов заданий и форматов ответов ЕГЭ и экзаменов TOEFL, FCE, IELTS, GRE, GMAT, BEC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипаленко Михаил Михайлович, Сергеева Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Common typological features of unified state exam in English and exams for international language certificates

Utility of skills which pupils achieve when they are preparing for the Russian State Exam in English were estimated for the purpose of applying of such skills in case of taking international English language exams. Formats of answers and questions of the Russian State Exam were compared with similar of TOEFL, FCE, IELTS, GRE, GMAT, BEC.

Текст научной работы на тему «Общие типологические черты ЕГЭ по английскому языку и экзаменов на получение международных языковых сертификатов»

Методика преподавания языка

УДК 81’24

ОБЩИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ЭКЗАМЕНОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЯЗЫКОВЫХ СЕРТИФИКАТОВ

М. М. Скрипаленко, М. В. Сергеева

Провели оценку полезности навыков учащихся, приобретаемых при подготовке к ЕГЭ по английскому языку, для использования их при сдаче экзаменов на получение международных языковых сертификатов. Оценка осуществлялась выявлением соответствия форматов заданий и форматов ответов ЕГЭ и экзаменов TOEFL, FCE, IELTS, GRE, GMAT, BEC.

Ключевые слова: ЕГЭ, полезность навыков, международные языковые экзамены.

Среди отзывов преподавателей вузов, школ и репетиторов по английскому языку в интернете, на телевидении, радио и в других СМИ существует множество различных оценок навыков, приобретаемых учащимися при подготовке к ЕГЭ. Отзывы неоднозначны: и положительны, и отрицательны. Так, например, среди положительных можно выделить развитие навыков письменной речи «...в условиях, когда весь мир переписывается по электронной почте...» [1]. Среди отрицательных - «.неоправданно сложная грамматика.» [1], наличие заданий, содержащих «пласт совершенно архаичной грамматики диккенсовских времен» [2] и, безусловно, отсутствие разговорной части.

О сравнении навыков, получаемых при подготовке к ЕГЭ и необходимых для сдачи FCE и IELTS, написано немало статей. Например, работы [3-6], в которых проводится сравнение ЕГЭ с FCE и IELTS. Исходя из того, что проект ЕГЭ был подготовлен группой преподавателей, прошедших специальную подготовку при поддержке Британского совета, формат экзамена напоминает два указанных международных британских экзамена. При этом сравнение осуществляется на основе поиска простого соответствия без ис-

119

Lingua mobilis № 1 (47), 2014

пользования каких-либо параметров, в том числе количественных.

Цель данного исследования - оценка полезности навыков учащихся, приобретаемых при подготовке к ЕГЭ, для использования их при сдаче экзаменов на получение международных сертификатов. Методика оценки состоит в следующем:

1) выявляется соответствие (частичное или полное) формата заданий в разных экзаменах. При полном соответствии назначается максимальный балл, например 5, при частичном - выставляется балл от 1 до 4, в зависимости от степени совпадения;

2) выявляются соответствия требуемого формата ответов на вопросы заданий аналогичным образом;

3) производится суммирование баллов, полученное при сравнении форматов заданий и форматов ответов каждого из заданий ЕГЭ с выбранным международным экзаменом;

4) результат представлен в виде таблицы;

5) на основании таблицы строится диаграмма.

Рассмотрим конкретные примеры.

Задание B1 на аудирование в демонстрационном варианте ЕГЭ 2013 по английскому состоит в том, чтобы выбрать соответствие между высказываниями 6 говорящих и 6 утверждений (из 7 представленных утверждений - одно лишнее).

В соответствии с ресурсом [7] и предоставленными там материалами по подготовке к FCE (Sample papers) и BEC задание В1 ЕГЭ частично совпадает с заданиями Part 3 Listening FCE (4 балла) и Part 2 (Section one и Section two) Listening BEC (4 балла), предлагающими прослушать и сопоставить 5 высказываний и 6 утверждений, из которых одно - так же лишнее.

Требуемый формат ответов на задание В1 в ЕГЭ полностью совпадает с требуемым форматом ответов в задании Part 3 Listening FCE (5 баллов) и в Part 2 (Section one и Section two) Listening BEC (5 баллов).

Полного соответствия заданиям А1-А8 ЕГЭ в разделах Listening международных экзаменов, выбранных для исследования, обнаружить не удалось. Однако формат таких заданий полностью соответствует секции Reading в IELTS - Identifying information (Questions 1-8) [8] (5 баллов).

Формат заданий и ответов А8-А14 ЕГЭ (три варианта ответа на каждый из 7 вопросов к прослушанному монологу или интервью)

120

Методика преподавания языка

полностью совпадает с Part 4 раздела Listening FCE (5+5=10 баллов) и Part 3 раздела Listening в BEC (5+5=10 баллов), представленными на ресурсе [7]. На ресурсе [8] среди типовых вопросов раздела Listening экзамена IELTS задание Listening sample task - Multiple choice полностью совпадает с форматом задания и форматом ответа А8-А14 ЕГЭ (5+5=10 баллов). Тип заданий и ответов раздела Listening экзамена TOEFL частично совпадает с типом заданий и ответов А8-А14 ЕГЭ (3+4=7 баллов). Учащимся предложены вопросы Multiple choice в количестве от 34 до 51 [9].

Задания части Listening в экзамене TOEFL предлагают прослушать 3 диалога и 6 лекций и затем ответить на вопросы касательно прослушанного, при этом к каждому вопросу предлагается 4 варианта ответа. Как показывает личный опыт, ученики, успешно справляющиеся с заданиями А8-А14, вполне уверенно себя чувствуют при ответах на вопросы части Listening экзамена TOEFL, особенно, что касается диалогов, которые, как форма аудиоматериала, часто используются в ЕГЭ. Выполнение В1 и А1-А8 ЕГЭ требует одинаково пристального внимания учащегося как к пониманию аудиоматериала в целом, так и к запоминанию конкретных деталей и определений. Это окажется, несомненно, полезным при выполнении секций Listening в TOEFL, в которых надо прослушать отрывок лекции и затем ответить на вопросы как обобщающего характера («What does this lecture mainly about?»), так и относящиеся к конкретным определениям, терминам или ремаркам лектора («Why does the professor say this...» и др).

Формат заданий и ответов задания В2 ЕГЭ (определение соответствия между заголовками и текстами) полностью совпадает с форматом заданий и ответов раздела Reading типа Matching headings в IELTS (5+5=10 баллов) [8] и раздела Reading Part one (questions 1-7) в BEC (5+5=10 баллов) [7].

Полное совпадение форматов заданий и ответов выявлено между B3 ЕГЭ (заполнить пропуски частями предложений) и Part 2 из раздела Reading в FCE (5+5=10 баллов) и с заданием Part 2 из раздела Reading в BEC (5+5=10 баллов) [7]. Задания подобного типа требуют от учащегося, исходя из контекста, выбрать из предложенных отрывков наиболее подходящие и вставить их в указан-

121

Lingua mobilis № 1 (47), 2014

ные места в тексте. В заданиях раздела Reading в TOEFL в каждой секции имеется вопрос, суть которого схожа с вопросами задания В3 ЕГЭ: в тексте указаны четыре места, из которых надо выбрать одно и вставить туда предлагаемое в вопросе предложение. Нетрудно понять, что в этом случае отрабатываемая при подготовке ЕГЭ техника ответов на вопросы пригодится испытуемому, если он соберётся сдавать TOEFL. Таким образом, задания В3 ЕГЭ и Reading в TOEFL получили частичное совпадение формата ответов (3 балла). Приобретенные при выполнении В3 ЕГЭ навыки окажутся полезными и при выполнении некоторых заданий из Verbal section GRE (3 балла за частичное совпадение формата ответов) и Verbal GMAT (3 балла за частичное совпадение форматов ответов).

Вопросы А15-А21 в ЕГЭ завершают раздел «Чтение». По мнению автора статьи на портале [5], «...рядом с третьей частью нашего ЕГЭ...» - имеется в виду третья часть раздела «Чтение» в ЕГЭ - «.британские экзамены нервно курят в углу.». Трудно не согласиться с автором данного высказывания. В британских экзаменах, также как и в TOEFL или GRE, используются, как правило, статьи или отрывки из них или подобные им материалы научнопопулярного характера. В заданиях А15-А21 ЕГЭ приводятся отрывки из литературных произведений, и порой даже очень опытный преподаватель сталкивается с затруднениями при ответах на вопросы в этом задании. Как показывает личный опыт автора статьи, преподавателя и репетитора, ученики, отрабатывая навыки выполнения заданий А15-А21 ЕГЭ, не ощущают значительных трудностей, если им предложить выполнить, например, одну из секций Reading в TOEFL или похожее задание Verbal section из GRE [9-10] или из GMAT [11-12]. При этом количество правильно выполненных заданий в процентном соотношении может оказаться даже выше по сравнению с аналогичным показателем при выполнении такого рода заданий в ЕГЭ. Если же предложить ученику, целенаправленно готовящемуся, например, к сдаче TOEFL, выполнить задания типа А15-А21 ЕГЭ, то, как правило, возникают затруднения, логика правильных ответов не всегда понятна ученику и процент выполненных правильно заданий может оказаться существенно ниже. По результатам исследования получаем, что в А15-А21 ЕГЭ формат задания частично, а формат ответов полно-

122

Методика преподавания языка

стью совпадает с Part 3 раздела Reading в BEC (4+5=9 баллов) [7], Part 1 раздела Reading в FCE [7] (4+5 баллов), вопросы Multiple choice (Questions 1-5) в IELTS(4+5 баллов) [8]. В Reading TOEFL формат заданий и ответов частично совпадают с А15-А21 (3+3=6 баллов). Аналогичные оценки получили по результатам сравнения А15-А21 с заданиями части Verbal в GMAT (3+3=6 баллов) и Verbal section в GRE (3+3=6 баллов).

Задания, подобные В4-В16 ЕГЭ, встречаются в таком же виде в Part 3 и Part 4 раздела Use of English в FCE [7] и по результатам сравнения получили полное совпадение форматов заданий и ответов: 5+5=10 баллов. Навыки, приобретенные при отработке заданий В4-В16 в ЕГЭ, могут помочь при выполнении заданий типа Sentence completion в разделе Reading IELTS, для которого выявили частичное совпадение форматов ответов (3 балла).

Вопросы А22-А28, завершающие раздел грамматики и лексики ЕГЭ, форматами заданий и ответов полностью совпадают с: заданиями Part 4 (questions 19-33) раздела Reading в BEC (5+5=10 баллов), заданиями Part 1 (questions 1-12) раздела Use of English в FCE (5+5=10 баллов). Выявлено также частичное совпадение форматов заданий и ответов А22-А28 в ЕГЭ с заданиями Reading в IELTS (3+3=6 баллов) [13]. Приобретённые навыки окажутся полезными также при выполнении заданий секции Reading в TOEFL (частичное совпадение форматов ответов - 3 балла), когда необходимо из четырёх слов подобрать синоним к выделенному в тексте слову, Verbal reasoning в GRE (частичное совпадение форматов ответов - 3 балла), где встречаются вопросы, когда надо вставить слово в пропуск, выбирав его из трёх возможных, или вставить два подходящих слова, выбирая из 6 возможных.

В части С1 ЕГЭ экзаменуемому предлагается написать письмо, при этом необходимо ответить на вопросы друга по переписке и задать ему три вопроса по теме, поднимаемой в письме. По результатам исследования выявлено полное совпадение форматов заданий и ответов с Part 1 раздела Writing в FCE (5+5=10 баллов), Task 1 раздела Writing в IELTS (5+5=10 баллов), в Part 1 и Part 2 в разделе Writing в BEC (5+5=10 баллов). Несмотря на то, что в GRE и GMAT не ставится задача написать письмо, тем не менее навыки, полученные при выполнении части С1 ЕГЭ, могут отчасти пригодится при выполнении заданий Analysis of an Argument

123

Lingua mobilis № 1 (47), 2014

в Analytical Writing в GMAT (частичное совпадение форматов ответов - 2 балла) и Argument task в Analytical Writing в GRE (частичное совпадение форматов ответов - 2 балла). В задании С1 ЕГЭ понимание и навыки учащегося, на взгляд автора данной статьи, оцениваются сначала на общем уровне с точки зрения понимания в целом темы письма и вопросов друга по переписке. А затем на чуть более высоком уровне, если экзаменуемый хорошо понимает суть ситуации или явления, излагаемого в задании, и может предложить свои вопросы касательно затронутой в письме темы. В этом случае от учащегося требуется выявить те аспекты явления или ситуации, которые не затронул его товарищ по переписке, при этом таких аспектов, которые можно воплотить в вопросы, имеется как минимум 2-3. Похожая ситуация имеет место в указанных заданиях в GRE и GMAT. От экзаменуемого требуется уловить суть явления, выраженного в отрывке, и предложить свою аргументацию, которая бы дополнила указанное в задании явление или событие.

Задание С2 в ЕГЭ, с точки зрения полезности приобретаемых навыков для сдачи языковых экзаменов, представляется наиболее эффективным. Во всех выбранных для исследования экзаменах, кроме BEC, выявлено полное совпадение форматов заданий и форматов ответов. Техника ответа на задание С1, предлагаемая в демонстрационном варианте ЕГЭ-2013 по английскому, идентична рекомендациям к выполнению заданий секции Writing, которые дают многие известные эксперты в области подготовки к экзаменам на наиболее популярные языковые сертификаты. Так, например, на ресурсе [14] в предоставленных видеофайлах описывается структура, полностью совпадающая с указанными в демонстрационном варианте ЕГЭ-2013 рекомендациями к выполнению С1, и рассматривается как оптимальная при написании Independent essay, а также может помочь при ответах на вопросы Speaking Section 1 и Speaking Section 2.

Результаты исследования сведены в табл. 1, в которой показаны баллы, определённые суммированием соответствующих баллов при сравнении форматов заданий и ответов ЕГЭ-2013 с форматами заданий и ответов FCE, IELTS, BEC, TOEFL, GRE, GMAT.

124

Методика преподавания языка

Таблица 1

Задание в Языковой экзамен

ЕГЭ FCE IELTS BEC TOEFL GRE GMAT

B1 9 0 9 0 0 0

А1-А8 0 5 0 0 0 0

А8-А14 10 10 10 7 0 0

В2 0 10 0 0 0 0

В3 10 0 10 3 3 3

А15-А21 9 9 9 6 6 6

B4-B16 10 3 0 0 0 0

А22-А28 10 6 10 3 3 3

C1 10 10 10 0 2 2

C2 10 0 10 10 10 10

По данным табл. 1 построена гистограмма, представленная на рис. 1. На оси абсцисс размещены названия экзаменов, по оси ординат - сумма баллов по каждому экзамену в соответствии с табл. 1.

Рис. 1. Сумма баллов для каждого из международных языковых экзаменов, полученная при сравнении форматов заданий и форматов ответов с ЕГЭ

Таким образом, полученные результаты показывают, насколько полезным для учащегося может оказаться сдача и подготовка

125

Lingua mobilis № 1 (47), 2014

к ЕГЭ по английскому языку в случае, если он захочет в дальнейшем сдать экзамен на указанные сертификаты. Также можно предложить возможные пути для развития ЕГЭ по английскому языку. Например, ЕГЭ можно использовать как прототип для создания экзамена по английскому, который мог бы являться самостоятельной сертифицирующей единицей не только для школьников, но и для всех желающих. Необходимым условием при этом является обязательное включение в состав экзамена разговорной части, которая первоначально была в ЕГЭ. При подготовке ученика к сдаче экзамена на указанные сертификаты задания ЕГЭ могут рассматриваться как эффективные дополнительные учебные материалы.

Список

использованных источников

1. ria.ru/edu_analysis/20120626/ 685364790.html

2. www.egeteach.ru/pravil/plyusy -i-minus

3. works.doklad.ru/view/AMlpXwR 45_s.html

4. www.english-online.ru/edu/ege English/

5. wakwak812.livejournal.com/33 1814.html

6. referat.yabotanik.ru/inostrannye-yazyki/sravnitelnyj-analiz-egje-po-anglijskomu-yazyku/100 907/94751/page1.html

7. www.cambridgeenglish.org/exams- and-qualifications/

8. www.ielts.org

9. www.ets.org

10. New GRE. 2011-2012 edition. Steven W. Dulan. McGraw-Hill, 2011

11. www.mba.com

12. GMAT. 2011 edition. James Hasik, Stacey Rudnick, Ryan Hackney. McGraw-Hill, 2011

13. Cambridge IELTS 7, 2009.

14. www.notefull.com

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.