ПОДГОТОВКА ДЕВУШЕК К СЕМЕЙНОЙ
ЖИЗНИ
В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ НОГАЙЦЕВ
©юн Тарасова Н.А.
Карачаево-Черкесский государственный университет
В статье рассматривается роль семьи в духовно-нравственном становлении личности; обосновывается необходимость изучения и использования средств и методов ногайской этнопедагогики в воспитании девушек.
The author of the article considers the family role in the spiritual and moral formation of the personality. She substantiates the need of studying and use of means and methods of Nogay ethnopedagogics locates in girls’ education.
Ключевые слова: семья, духовно-нравственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание, преемственность, ногайская этнопедагогика.
Keywords: family, spiritual and moral education, labour training, esthetic education, continuity, Nogay ethnopedagogics.
Брачно-семейные отношения во все времена играли важную роль в жизни каждого человека, оказывая влияние на все сферы его жизнедеятельности. Стабильность общества определяется стабильностью семьи и наоборот. Семья играет важную роль в духовно-нравственном становлении личности будущего гражданина и семьянина. Именно в семье закладываются и формируются характер человека и его нравственные качества и ценностные ориентиры. В семье получает каждый человек свои первые представления о внутрисемейных отношениях, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, о воспитании детей и др. Если семья не справляется со своей воспитательной функцией, там, где родители не осознают свою ответственность за нравственное воспитание своих детей, происходит отчуждение личности от семьи. Следствием же ослабления духовных связей родителей и детей является то, что взгляды молодежи на мир, на все многообразие явлений природы и общества, на общественные и личные отношения, на свое место в этом мире часто формируются только под воздействием средств массовой информации, а также опыта ближайшего окружения сверстников, которые нередко оказывают негативное влияние, истинные ценности, основанные на вековых гуманистических традициях народа, при этом подменяются ложными. Духовно-нравственное воспитание возможно только при условии преемственности поколений, тесной духовной связи с культурным наследием прошлого. Такую связь обеспечивает полноценная семья.
Последствия экономических и социально-политических преобразований нашего общества привели к кризису института семьи в стране. Общество столкнулось с целым
рядом важных и острых проблем, таких как снижение престижа семьи, неблагоприятная демографическая ситуация, рост разводов и др.
Поэтому в настоящее время актуальным является вопрос о духовно-нравственном воспитании молодых людей, об их подготовке к будущей семейной жизни. Для успешного решения данной проблемы необходимо изучение и использование духовно-нравственного опыта народной педагогики, в котором отражается национальное своеобразие системы воспитания каждого народа и который составляет основу традиционного семейного воспитания. Ведь именно семья служит хранительницей и главным ретранслятором педагогических идей и опыта народа, нашедших отражение в фольклоре, самобытных традициях, обычаях, песенно-музыкальном, декоративно-прикладном искусстве, художественных произведениях и исторических материалах. Эти идеи и воспитательный опыт являются составной частью культурного наследия народа. Гуманистический, общечеловеческий характер народной педагогики, богатейший запас методов и приемов воспитания могут оказать неоценимую помощь в духовно-нравственном воспитании молодого поколения, в частности девочек.
Духовно-нравственному воспитанию девочек у ногайцев, как и у других народов, уделялось особое внимание, обусловленное пониманием исключительной роли женщины-матери в воспитании и развитии личности ребенка, а значит, и будущего народа. Как отмечает А. Э. Измайлов, «в народной педагогике материнство рассматривается как высшая социальная ценность, как естественная потребность в продолжении человеческого рода. Все народы заслуженно возвеличивают женщину-мать, создают культ матери. ...Мать - единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности» [2. С. 123].
Именно женщина-мать, рождая и воспитывая детей, закладывает основы духовно-нравственных ценностей в своих детях, сохраняет и передает следующему поколению проверенные временем нравственно-этические традиции и нормы морали, обеспечивая тем самым не только физическое продолжение человеческого рода, но и духовно-нравственную преемственность. Именно поэтому воспитание девочек заключалось в формировании в них качеств, необходимых для будущей семейной жизни, для выполнения ими социальных ролей дочери, жены, матери. К ним относились такие качества, как скромность, трудолюбие, уважение к старшим, отзывчивость, доброта, женственность, веселый нрав и др. О великом предназначении матери в жизни человека, ее решающей роли в воспитании народ говорил языком пословиц и поговорок: «Атасыз оьксиз ярты оьксиз, анасыз оьксиз - керти оьксиз» («Потерявший отца - сирота наполовину, потерявший мать - полный сирота»).
Подчеркнем, что духовно-нравст-венную подготовку юноши или девушки в традиционной системе воспитания у ногайцев невозможно рассматривать вне контекста трудового воспитания. Именно поэтому среди основных качеств семьянина особое место занимает трудолюбие, умение и желание трудиться на благо семьи. Формированию трудолюбия и уважительного отношения к труду способствовало раннее включение детей в трудовую жизнь семьи: «Балады ястан, келинди бастан тербиялав» («Ребенка воспитывай с малых лет, а невестку - с первых дней»), С раннего возраста у ребенка вырабатывали самостоятельность, трудовую активность, что благоприятно сказывалось на всем физическом и духовном развитии, на
формировании индивидуальности. Кроме того, совместное проживание в семье нескольких поколений создавало необходимые условия для выработки идеала семьи и подготовки к семейной жизни в естественных условиях. Прочность семейных отношений, родственных связей, единство целей и интересов, совместная деятельность на благо семьи и ее отдельных членов способствовали тому, что семья как коллектив обладала большой воспитательной силой. Вот почему результаты семейного воспитания были значительными, удовлетворявшими семью и общество.
В опыте трудового воспитания ногайцев достаточно четко прослеживается возрастной и дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, что распространяется на воспитание в целом, а значит и на общую подготовку к семейной жизни юношей и девушек. Следует отметить, что у ногайцев, как и у других народов, взрослая полноценная жизнь предполагала создание семьи. Это являлось нравственным долгом каждого достигшего брачного возраста человека. Поэтому главной целью семейного воспитания было формирование необходимых в будущей семейной жизни качеств. Содержание же воспитания, его основные направления определялись особенностями жизнедеятельности, многовековыми национальными обычаями и традициями ногайцев.
Первые годы жизни дети воспитывались под присмотром матери и бабушки, но уже с 4-5 лет начиналось дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек. В частности, с 4-5лет мальчиков осваивали верховую езду, а с 11-14 лет участвовали в конных состязаниях. Их учили ухаживать за скотом, выделывать шкуры и т. д. Девочек же с раннего возраста приучали работать по дому, помогать по хозяйству, шить, вязать и пр. Уже с 10-12 лет девочек не выпускали из дома без сопровождения. В них воспитывали скромность, мягкость, а в мальчиках - мужество, ловкость, силу. И тем и другим передавались знания норм поведения в семье и обществе. И тех и других готовили к выполнению будущих социальных ролей: мальчиков к роли отца - главы семьи, мужа, защитника семьи и Родины, а девочек, соответственно - к роли матери, жены, хозяйки дома [3. С. 339]. Находясь, как правило, в женском обществе, включающем мать, бабушку, других женщин семьи, девочки с раннего возраста приучались к выполнению посильных работ по дому, обучались тем видам трудовой деятельности, которыми им придется заниматься в будущем, в замужестве. Помимо хозяйственных работ девочек учили прясть шерсть, ткать, валять войлок, вязать и т. д. Большое внимание уделяли умению аккуратно и чисто убирать жилое помещение. За девочкой закреплялись определенные обязанности по выполнению конкретных поручений. И всегда мать или бабушка контролировали качество их выполнения.
По словам нашего информанта Майи М. (62 г., с. Кызыл-Юрт), в детстве, когда в селе не было электричества и водопровода, в ее обязанности входило принесение воды, специально для чего были сделаны маленькие ведерки, чистка стекла керосиновой лампы от копоти, и бабушка каждый вечер давала ее работе оценку, применяя при этом такие приемы поощрения, как похвала, одобрение, добрые слова, подчеркивающие значимость ее труда. По словам информанта, ее мама и бабушка говорили, что в их времена девочкам давалось такое воспитание, чтобы, входя в дом мужа, она с первых дней могла вести хозяйство, умела готовить еду, шить, изготавливать шерстяные изделия, ухаживать за ребенком и др. (ногайские семьи тогда, как правило, были многодетными, и опека старшими детьми младших была обычным занятием).
Придавая большое значение воспитанию трудолюбия, ногайцы исходили из того, что только в труде можно сформировать полноценную личность и достойного члена общества: «Аьдаемди аьдем куллык эткен» («Труд делает человека человеком»).
То, что трудолюбие выступало в ногайской народной педагогике мерилом нравственности и достоинства человека, своего рода гарантией счастливой и благополучной жизни, способом самоутверждения и самореализации, отражено в устном народном творчестве, а наиболее кратко, но ярко - в пословицах: «Оьнерли оьлмес, оьнерсиз куьн коьрмес» («Трудолюбивый не пропадет, а ленивый не увидит счастливого дня») [6. С. 61-62.]; «Оьнерли оьлмес, оьнерсиз кун коьрмес» («Владеющий искусством не умрет с голоду, а не владеющий не увидит достатка»),
В настоящее время этот опыт ценен тем, что ребенок, вовлеченный с ранних лет в посильный домашний труд, приученный к работе, к выполнению поручений, вырастает полноценной личностью, креативной и способной принимать самостоятельные решения, т. е. в детстве он приобретает социальный опыт, который затем переносит во взрослую жизнь, поэтому сможет обеспечить себя и свою семью, будет психологически готовым к воспитанию собственных детей. К сожалению, у современных детей, и девочек в частности, такой опыт часто отсутствует. Они стремятся создать семью, будучи неподготовленными ни к супружеству, ни к материнству, результатом чего становится развод, от которого страдают и взрослые, и дети.
В пользу того, что традиционный опыт трудового воспитания девочек востребован и в современных условиях, свидетельствует наш полевой материал. Так, М. А. Булгарова из г. Черкесска рассказала, что десять лет назад ей довелось принимать участие в телепередаче «На золотом крыльце», посвященной трудовому воспитанию девочек в современной ногайской семье. Мнения участников круглого стола тогда разделились: одна группа выступала за активное трудовое воспитание, основанное на народных традициях, другая группа была категорически против приобщения девочек к домашним делам, мотивируя свою позицию тем, что домашний труд автоматизирован и что все можно купить. А девочкам лучше дополнительно давать музыкальное образование, обучать иностранным языкам и т. д. Наш информант на основе личного опыта доказывала, что приобретенные ею в родительском доме умения и навыки помогли ей потом в личной семейной жизни: «Меня в моей семье приучали с 6-7 лет принимать посильное участие в домашней работе. Я постепенно обретала опыт, который мне очень пригодился во взрослой самостоятельной жизни. Если в молодых семьях зачастую возникают проблемы из-за отсутствия такого опыта, то у меня их не было. Я с удовольствием готовила, создавала уют в доме. Мне не было тяжело вести дом и одновременно работать. Успевала себе сшить платье, юбку или подшить брюки мужу, связать дочке шапку, нарядное платье. Исходя из своего опыта, я пришла к выводу, что девочку в семье надо готовить к взрослой жизни, помогать обретать навыки, необходимые женщине, будущей матери, хозяйке дома». При встрече через 10 лет оппонент М. А. Булгаровой признала ее правоту: сама жизнь доказала, что знание языков и музыки и пр. не должно исключать приобретения трудовых навыков. Опыт семейной жизни ее дочери, привыкшей легко получать все, что только пожелает, оказался неудачным.
Наряду с трудовым воспитанием девочек приучали к личной гигиене, к уходу за собой, своей внешностью, о чем свидетельствует народная детская
песня:
Аьруьв кызлар эртенъ мен турар,
Аьрув кызлар бет пен колларын ювар,
Аьруьв кызлар шашларын тарар,
Шашларыннынъ ушына сылтыратып пул кадар,
Аьруьв кызлар эртенъ минен уьй йыстырар,
Аьруьв кызлар эртенъ минен сув аькелер...
Хорошие девочки рано утром встают,
Хорошие девочки лицо и руки моют,
Хорошие девочки расчесывают волосы,
Хорошие девочки монисты в косы вплетают,
Хорошие девочки с утра дом убирают,
Хорошие девочки рано утром по воду идут...
В девушке, конечно же, высоко ценились физическая красота и здоровье, которые воспевались в устном народном творчестве. Так, в лиро-эпической поэме «Карагайдар и Кызыл-Гуль» звучит песня Карагайдара, посредством которой герой извещает любимую о своем появлении и которая выражает народный эстетический идеал девичьей красоты:
«Бел зимою белый снег -Кызыл-Гуль того белей;
Поздним летом ал гранат -Губы Кызыл-Гуль алей,
Словно мед ее слова -Слаще всех других сластей...»
(Перевод Н. Капиевой [4. С. 199])
Отметим, что и в имени девушки отражено представление народа о женской красоте: Кызыл-Гуль в переводе означает красная роза, то девушка должна быть так же красива и прекрасна, как цветок, доставляя радость и эстетическое наслаждение. Если же девушке не посчастливилось родиться красивой, то народ советует: «Кызынъ яман болса, кызыл кийгист» («Если твоя дочь некрасивая, наряжай ее во все красное»), В нравственном идеале ногайцев красота, добро, милосердие, благочестие, уважение к старшим тесно переплетались с трудолюбием, ответственностью за порученное дело, умением вести себя в обществе. Важное значение в подготовке молодежи к семейной жизни, и в частности девушек, имели народные свадебные традиции и обряды, красочность и выразительность которых способствовали пробуждению радостных переживаний, ярких впечатлений, давали понимание глубинного нравственного смысла обрядности.
Особое место девочки в ногайской семье отмечает С. Ш. Гаджиева: «Девочка в ногайской семье занимала привилегированное положение, ей, по возможности, поручались легкие, «чистые» работы. С 11-12 лет как невесте ей отводили отдельное помещение, а если семья такой возможности не имела, то угол, который отделяли занавеской. Девочку с ранних лет одевали лучше, чем мальчика, учили кроить, шить, вышивать. В богатых семьях ее учили и золотошвейному искусству» [1. С. 115].
Однако, придавая большое значение природным физическим данным девушки, народ в большей степени ценил ее духовную красоту, ее поведение, определяемое ее нравственными качествами, такими как скромность и трудолюбие, хозяйственные умения и навыки, а также знание народных обычаев и этикета. Также воспитание девушек предполагало выработку умений петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах, слагать лирические куплеты, рассказывать поучительные сказки и др., и включало «весь комплекс явлений традиционной духовной культуры,
реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях» [5. С. 218]. В народе говорили: «Кыз кылыгы ман суйдирер» («Девушка заставляет полюбить себя своим поведением»), И именно этим руководствовались при выборе невесты.
Таким образом, народ всегда осознавал важность использования методов воспитания, нацеленных на выработку этики поведения, трудолюбия и других нравственных качеств. При этом методы нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания носили взаимопроникающий, взаимодополняющий характер и выступали в тесном единстве и взаимодействии. К наиболее распространенным методам относились личный пример, упражнение, приучение, а также беседа, убеждение, объяснение и т. д. Важное место занимали поощрение и порицание, определяющие некоторые рамки функционирования нравственного сознания.
Сегодня крайне важно изучение и приведение в научную систему опыта народного воспитания и разработка научно-теоретических основ его использования в воспитании современных девушек.
Примечания
1. Гаджиева С. Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев XIX - начала XX в. М. : Наука, 1979. 2. Измайлов А. Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М. : Педагогика, 1991. 3. Керейтов Р. X. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры / науч. ред. Ю. Ю. Клычников, Ставрополь Сервисшкола, 2009. 4. Литература народов
Карачаево-Черкесии. Учебник-хрестоматия для общих средних и профессиональных учебных заведений КЧР / под ред. В. Б. Тугова. Черкесск, 1999. 5. Набок И. Л. Педагогика межнационального общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 6. Сикалиев А. И.-М. Устное народное творчество ногайцев. Фольклор народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1988.
Статья поступила в редакцию 09.08.2012 г.