Научная статья на тему 'Тувинская семья: тенденции её жизнедеятельности'

Тувинская семья: тенденции её жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1876
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВИНСКАЯ СЕМЬЯ / БРАК / РОЖДАЕМОСТЬ / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / TUVIAN FAMILY / MARRIAGE / BIRTHRATE / FAMILY POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Доржу Зоя Юрьевна

В статье рассматривается тувинская семья в период Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.), вусловиях советского строя и всовременных условиях реформирования российского общества. Статистические данные и результаты социологических исследований позволили автору проследить этот процесс с учетом изменения роли и места в семье женщины-матери на различных этапах истории Тувы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tuvian family: trends of lifestyle

The article is devoted to the tendencies of Tuvian family's lifestyle on the broad historical background: including the period of Tuvian People's Republic (1921-1944), in the conditions of soviet period and its system crisis, in the contemporary conditions of Russian Society's reformation. The use of actual material and statistic data allow the author to follow this process in accordance with the changing role and place of womanmother in the family, on different stages of the history of Tuva.

Текст научной работы на тему «Тувинская семья: тенденции её жизнедеятельности»

УДК 301 (571.52) + 301.085 +392.3 (571.52) З. Ю. ДОРЖУ

Т ывинский государственный университет, г. Кызыл

ТУВИНСКАЯ СЕМЬЯ: ТЕНДЕНЦИИ ЕЁ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ___________________________________________

В статье рассматривается тувинская семья в период Тувинской Народной Республики (1921 — 1944 гг.), в условиях советского строя и в современных условиях реформирования российского общества. Статистические данные и результаты социологических исследований позволили автору проследить этот процесс с учетом изменения роли и места в семье женщины-матери на различных этапах истории Тувы.

Ключевые слова: тувинская семья, брак, рождаемость, семейная политика.

В 1921 году в Туве свершилась антифеодальная революция, в результате которой образовалось суверенное государство — Тувинская Народная Республика (ТНР). В первые годы её существования не было специальных постановлений коренного переустройства семейно-брачных отношений, однако взятый курс на равноправие всех граждан ТНР явился важной основой эмансипации тувинской женщины. Тувинская семья была основана на патриархальном и авторитарном принципах, связанных с подчинением младших членов семьи старшим, главенством мужа в семье. Женщина занимала относительно самостоятельное и равноправное положение в семье и быту. Если на всем Востоке рождение девочки нередко встречалось с меньшей радостью, чем рождение мальчика, то у тувинцев было не так. Рождение ребёнка, независимо от пола, считалось почётным для молодой матери, и не только потому, «что сойоты страшно любят детей, что много детей считалось чуть ли не «божьей благодатью» [1, с. 142], но и потому, что дети у тувинцев в условиях кочевой жизни с раннего возраста становились помощниками родителей в семье, имея свои ежедневные обязанности, возрастающие с годами ребёнка и с увеличением семьи. Девочка, хотя и считалась временным членом семьи, как и мальчик, испытывала нежное обращение и была желанной.

К внебрачным связям у тувинцев относились с осуждением. Девушек, молодых мужчин, хотя бы заподозренных в половых добрачных связях, тувинцы относили к разряду «эрзек кижи». Это было настолько оскорбительным, что добровольное желание попасть в этот разряд, естественно, исключалось.

Однако все же бывали случаи рождения внебрачного ребёнка. В таких случаях сама беременная девушка старалась меньше показываться людям на глаза. Однако на неё никто не показывал пальцем, не осуждал вслух, боясь бытующей приметы, по которой, кто осуждает такую несчастную, тот останется бездетным или его дети будут больными. Поэтому, к родившемуся внебрачному ребёнку как родители девушки, так и окружающие относились хорошо. Таких детей любили не меньше других.

Брак для тувинцев считался обязательным для каждого человека. Старых дев и старых холостяков не уважали, считали ненадёжными, плохими людьми. Девушка старше 20 лет считалась уже засидевшейся невестой, к ней относились как к неполноценной, имеющей физические и иные недостатки.

Большую роль в отношении к женщине в семье играла её способность к деторождению. При отсутствии детей бездетная пара брала на воспитание ребёнка близких родственников. Тувинские семьи были многодетными. Основная нагрузка по уходу за детьми и их воспитанию ложилась на женщину. Бесправное положение женщины в семье и обществе, её обслуживающая роль в крестьянском хозяйстве были предопределены системой воспитания детей, разной ориентацией на воспитание мальчиков и девочек, которая была связана с особенностями социального положения мужчин и женщин в семье и обществе. Оно по-прежнему отражало существование в 1920 — 1930-е годы патриархального представления о женщине как о существе низшем, по сравнению с мужчиной. С ранних лет детям внушали мысль о превосходстве мужчины над женщиной, у девочек воспитывали покорность воле старших, особенно отца и братьев. Мальчику же с детства внушалось, что он будущий «хозяин юрты», продолжатель рода.

В тувинских семьях культивировались определенные взаимоотношения между детьми. Младшие относились к старшим с большим послушанием и почтительностью. По традиции это сохранилось до настоящего времени. Большое внимание уделялось формированию у детей высоких, по представлениям своего времени, нравственных качеств и определённых запретов: употреблять спиртные напитки, курить, играть в азартные игры, сквернословить. Воспитание детей осуществлялось целиком через семью. В основе воспитания, как мальчиков, так и девочек, лежал, прежде всего, труд. При распределении работ между детьми строго соблюдался принцип разделения работ для мальчиков и девочек. Мальчиков приобщали к мужскому труду, а девочки должны были овладеть опытом матери в ведении домашнего хозяйства. Воспитание в семье преследовало сугубо практическую цель: вырастить помощников родителям и подготовить детей к будущей самостоятельной нелегкой хозяйственной жизни.

Следует отметить, что тувинка, подобно женщинам ряда кочевых народов Средней и Центральной Азии (монголов, киргизов, казахов), пользовалась относительной свободой. Над ней не тяготели такие патриархальные пережитки, как затворничество, многоженство, ношение паранджи. Семьи отличались устойчивостью и разводы были редки в силу экономических, и моральных причин. Развод по желанию

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

женщины был практически невозможен. Если же он совершался, то уход жены от мужа осуждался всеми.

Первой Конституцией ТНР, принятой в 1921 г., было провозглашено равенство всех граждан: «Все граждане Тану-Тувы Улус равны перед законом, издаваемым с согласия своего народа» [2, с 23]. Этим декларировалось и общественное равноправие женщины. Все конституции ТНР 1924, 1926, 1930 и 1941 годов и другие законы законодательно закрепили социальноэкономические и общественно-политические права женщин и отражают поступательное развитие республики с точки зрения интересов женщин.

В октябре 1944 года Тувинская Народная Республика добровольно вступила в состав СССР, что явилось закономерным итогом исторического сближения двух народов. В новых условиях советского строя успешное решение задач хозяйственного строительства зависело от сознательного участия вчерашних аратов-кочевников, в том числе и женщин, которые с трудом вырывались из плена вековых традиций и привычного уклада жизни. Вовлечение в общественное производство вносило настоящий переворот в её судьбу. Задача массового вовлечения женщин в хозяйственно-экономическую жизнь страны, развитие их производственной активности постепенно становилось одним из приоритетных направлений деятельности женотделов, женсоветов, массовых общественных организаций.

Вырабатывались новые пути реального обновления, улучшения положения женщины в экономической, социальной, культурной, политической сферах жизнедеятельности, её максимального включения в жизнь общества, учёта её интересов в развернувшихся переменах. В развитии тувинского общества, в судьбах женщин происходят определённые позитивные перемены. В общественно-политической жизни, особенно в 1970-1985 гг. роль женщин продолжала расти. Множились сферы применения их творческого потенциала. Вместе с тем наблюдается и все большее нарастание и углубление противоречий, связанных с перегрузкой женщин на работе и дома, что не способствовало нормальному воспитанию детей, тем более, что государство экономически не компенсировало материнский труд. Для Тувы стали реальностью, практически невиданные ранее явления, как ослабление прочности семьи, рост численности беспризорных и безнадзорных детей.

В 1990-е годы в условиях кризиса в Туве такими же темпами, как и в России, в два раза сократилась рождаемость. Разница лишь в том, что среднероссийский коэффициент рождаемости составлял в 2003 году 9,8 на 1000 жителей, а в Туве 18,4, то есть почти в два раза больше [3, с. 20]. Но этого недостаточно для расширенного воспроизводства населения республики. Такова была реакция семей на экономические трудности и социально-политическую нестабильность в обществе.

Рождаемость, как характеристика общества, зависит от многих факторов. Многократный рост затрат на содержание и воспитание даже одного ребёнка накладывает тяжёлое бремя на семью. В Туве же удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения республики.

Республика Тыва относится к тем немногочисленным субъектам Российской Федерации, в котором показатель роста рождаемости превышает показатель роста смертности. Уровень рождаемости в республике превышает среднероссийский показа-

тель почти в два раза. В 2007 г. родилось 7446 детей, что на 1496 младенцев больше, чем в 2006 г. Показатель рождаемости составил 23,9 на 1000 населения и по сравнению с 2006 г. увеличился на 24 % [4, с. 80]. Проводимая политика Правительством РФ по улучшению демографической ситуации способствует дальнейшему увеличению рождаемости. В сельской местности республики по-прежнему сохраняется более высокий уровень рождаемости, чем в городской. В 2006 г. рождаемость на селе выросла по сравнению с 2002 г. на 3,9 % и составила 21,5 на 1000 сельских жителей, что выше, чем в городских поселениях, на 25 % (17,2) [5, с. 4]. За 1997 — 2007 гг. в результате увеличения рождаемости естественный прирост населения увеличился более чем в 3,9 раза [6, с. 8] .

В 2007 — 2008 гг. нами был проведен опрос среди населения республики по анкете «Современная тувинская семья». Было опрошено 400 человек: мужчины и женщины, сельское и городское население. При исследовании проблем семьи, мы по возможности постарались учесть все факторы, оказывающие влияние на семью: социально-экономические условия жизни семьи, структуру семьи, духовные основы и критерии успешности ее существования. Полученные данные позволяют реально оценить состояние семьи в Туве, получить информацию о происходящих в ней процессах. Так, состояние «брачности» населения республики изменяется динамично и неоднозначно. Для Тувы всегда была и остается характерной традиционная модель раннего брака. Средний возраст девушек при вступлении в брак в 80 — 90-х годах прошлого и начала нынешнего веков — одинаков, это 20 — 21 год. Еще один традиционный исторический стереотип: у тувинцев было принято опираться на помощь родителей и государственные выплаты. Однако всё большее распространение в Туве получает новая структура семьи, для которой характерен четко проявляющийся процесс её нуклеаризации. По результатам проведенного нами опроса, от 50 до 70 % молодых супругов хотят жить отдельно от родителей, что влечет за собой и положительные, и отрицательные моменты. С одной стороны, молодая семья раньше приобретает самостоятельность, ответственность, легче проходит процесс адаптации молодых супругов друг к другу. Но, с другой стороны, молодая семья лишается зачастую систематической помощи родителей, которая им необходима, особенно в период рождения ребенка. Нередко нарушается в этом случае и постоянное общение с дедушкой и бабушкой, которое очень благотворно для внуков. Отсутствие же контактов нарушает преемственность поколений, когда дети не знают даже своих близких предков. Жестокой реальностью стало появление одиноких заброшенных стариков. В связи с ростом личностной автономии семья, вероятно и дальше будет развиваться в этом направлении. И тут задача заключается в том, чтобы смягчить негативные последствия этого процесса.

Сейчас меняется и возраст вступающих в брак, и сама модель традиционного брака. Увеличивается число тех, кто живет в так называемом гражданском браке. Средний возраст мам — 20 — 21 год. Но еще значительное количество родов приходится на матерей в возрасте 18— 19 лет, и молодые родители почти всегда имеют материальные проблемы. Не секрет, что бедность в республике помимо всего прочего связана и с очень низкой границей репродуктивного возраста.

В то же время в республике все большее число женщин в позднем возрасте, старше 35 лет, хочет и рожает детей. Как правило, это женщины, получившие

образование и «сделавшие» профессиональную карьеру, которые, не видя возможности завести семью, рожают ребенка для себя. Брак перестает быть обязательным условием рождения ребенка. Надо отметить, что этот показатель — рождение детей вне брака, в республике растёт из года в год. В 2002 г. родилось 5727 детей, из них вне зарегистрированного брака появилось на свет 3553 младенца (62 % от общего числа родившихся против 41% в 1992 г.) [7, с. 7]. В 2006 г. из родившихся 5950 детей, вне зарегистрированного брака появилось на свет 4033 младенца, что составило в целом по республике — 67,8 %, из них на селе родилось 2292 ребенка, или 56,8 %. В 2007 г. в республике родилось 7446 детей, из них 61,1% всех рожденных детей являлись детьми матерей-одиночек [4, с. 5]. Внебрачная рождаемость в республике продолжает оставаться на высоком уровне и в последующие годы. В то же время в Туве наблюдается значительный рост внебрачных детей, рождённых малолетними мамами. В 2007 г. у матерей в возрасте до 17 лет включительно родилось 184 ребенка, из них в возрасте 15 лет и моложе — 13 детей (в 2000 году — 106 и 12 соответственно) [7, с. 6]. Наиболее часты внебрачные рождения у самых молодых (до 17 лет) женщин в сельской местности: почти каждый третий ребенок, родившийся у матери этого возраста, был внебрачным. Рост данного показателя можно объяснить тем, что за последние годы, особенно в сельской местности, многие семьи утратили постоянные источники доходов, выросла безработица, и пособие на детей для них является одним из основных доходов. То есть отчасти ситуацию провоцирует само государство: сумма денежного содержания больше, если женщина одинока. Женщины стали рожать, не вступая в брак. Так, за меж-переписной период в Туве на 34,8% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке [6, с. 8]. Наибольшее распространение материнская неполная семья получила среди 15— 19 летних подростков и женщин после 35 лет и более распространена среди всех слоев городского населения. Видимо, ситуация, когда традиционный брак был единственно допустимой формой совместной жизни тувинцев, уходит в прошлое.

Общество стало терпимо относиться как к матерям-одиночкам, так и к разводам. Для современной тувинской семьи стал характерен рост разводов. Эта тенденция подтверждает новые особенности семейной жизни — наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода. Все больше детей остается без одного из родителей. Развод перестал быть страшным, и общественное мнение стало воспринимать его как явление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. Среди наиболее распространённых причин этого процесса: алкоголизм и грубость супругов, неспособность к адаптации. Всё это, в конечном итоге, следствие того, что в современных условиях женщине значительно сложнее, чем раньше, удаётся сочетать материнство, трудовую и общественную функции. С другой стороны, это также стало прямым следствием экономической самостоятельности, высокого образовательного уровня женщин, их нежелания терпеть неудачный брак. Женщина слишком уверена, что может вырастить детей одна. Поэтому всё чаще встречаются неполные семьи.

Таким образом, наряду с семьями, состоящими из супругов с детьми и без детей, получили распространение и неполные семьи с одним родителем. Всё большее распространение в республике получило внебрачное сожительство, когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак

или регистрируют его, когда уже появился ребенок. Общественное мнение по отношению к сожительству, в отличие от недавнего прошлого, относится терпимо, что не дает оснований говорить об уменьшении их количества в будущем. Уровень рождаемости в республике сохраняет положительную динамику, хотя наблюдается тенденция сокращения численности многодетных семей. В республике проживают 723 семьи, имеющие 5 и более детей, что составляет 8,5 % от общего количества семей [6, с. 23].

Доля социальных пособий и выплат в бюджете многодетных семей остаётся высокой. Зачастую социальные пособия являются единственным доходом семьи. Без решения проблем занятости населения, низкого уровня заработной платы, особенно женщин, невозможно решить вопросы благополучия и стабильности семей. Так, в первом полугодии 2007 г. в органы службы занятости населения республики по вопросам трудоустройства обратились 7,4 тыс. женщин, что составляет 50,6 % от общего количества обратившихся граждан. Были трудоустроены 4,4 тыс. женщин, т.е. 59,9 % от общей численности обратившихся женщин, 40,1 % женщин остались не трудоустроенными и были признаны в установленном порядке безработными. Средняя продолжительность безработицы женщин составила 6,6 месяцев. Доля безработных женщин, состоящих на учёте более одного года, составила 12,2 % [5, с. 17]. В этой связи необходима помощь государства членам многодетных и малоимущих семей в поиске работы, обучении и повышении квалификации, открытии собственного дела.

Тува относится к высокодотационным депрессивным регионам, здесь наблюдается расслоение общества, рост обедневших семей. Среди семей, имеющих двух-трёх детей, доля малообеспеченных сильно возросла за счет недостаточно высоких заработков родителей (бюджетная сфера), из-за невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, за счет платного образования и появления платных медицинских услуг. Положение женщины-матери ещё более усложняется, общественный престиж её снижается. Ретроспективный взгляд в историю убеждает, что отношение общества к матери не всегда было реакционным в старой ламаистской Туве. На вопрос социологической анкеты о духовных ценностях прошлого, многие из знающих историю (25 % опрошенных, в основном молодёжь) отмечают, что «авторитет матери был незыблем». Эту же характеристику применительно к началу XXI века отметили лишь 5 % респондентов [8, с. 124]. На социальное положение и престиж матери отрицательно влияет и стереотип в массовом сознании, выражающийся в недооценке общественной значимости материнства, отцовства, семейного воспитания.

Демократизация отношений в семье изменяет место и роль мужчины и женщины. Если в традиционной тувинской семье за мужчиной и женщиной были жёстко закреплены определенные обязанности, то теперь отношения между мужем и женой основываются на взаимозаменяемости, помощи и поддержке. Наблюдается и процесс демократизации супружеских отношений в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семьях с большим семейным стажем чаще всего отношения между супругами остаются патриархальными. Труднее идет процесс демократизации между поколениями. Еще многие родители придерживаются авторитарных методов воспитания, используют категорические требования, запрещения, но при этом, как и ранее, не используются физические наказания детей. С одной стороны, ребёнок,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

особенно в городе, подвергается жесткому контролю родителями, и у ребёнка становится меньше возможностей для самовыражения. С другой стороны, нередко родителей нет дома целыми днями, дети предоставлены самим себе. Мужчина занят добыванием средств существования, а женщина не столь привязана к дому, как раньше. Все больше происходит формализация семейных отношений, когда жизнь семьи строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются лишь материальные проблемы и в общении недостаточно теплоты, заботы, внимания, происходит отдаление супругов друг от друга, родителей от детей.

Сложная ситуация в воспитательном плане складывается в семьях, где оба или один из родителей безработные, которые, не имея возможности содержать семью, теряют авторитет у детей. Экономическое неблагополучие семьи оборачивается утратой равных стартовых позиций для развития детей. Уже с раннего возраста дети из бедных семей лишаются возможности получить необходимое образование и достичь высокого профессионального уровня. В таких семьях главная задача — выжить. Материальные проблемы вытесняют духовные, нравственные, тем самым ущербно трансформируя семью в её ценностных ориентациях. Необходимо постоянно наращивать меры государственной поддержки семей с детьми. На совершенствование системы государственной поддержки семьи, материнства и детства, пропаганды нравственных и семейных ценностей, семейного образа жизни, семейных форм воспитания детей направлена республиканская программа «Демографическое развитие Республики Тыва на 2008 — 2012 годы» Семья была, есть и будет, история пока не дала альтернативы семье. Опросы общественного мнения показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни.

2008 год был объявлен в России Годом семьи. Как отметил в своем Послании Парламенту Председатель Правительства Республики Тыва Кара-оол Ш.В.: «В этом скорее не праздничный посыл, а тревожный сигнал и желание государства привлечь внимание к критической ситуации в сфере семейных ценностей. Их невозможно навязать указом «сверху», государство не может заставить человека любить, уважать, быть ответственным за свои поступки». Далее он подчеркнул, что главными инициаторами и исполнителями различных акций, направленных на укрепление семьи, должны стать институты гражданского общества: общественные организации, политические партии, творческие союзы, средства массовой информации — все те, кто формирует общественное мнение, систему нравственных ориентиров. Важно концентрировать их усилия не только на общественно-массовых мероприятиях презентационнопраздничного толка, а направлять их на трудовые акции, участвовать в профессиональной ориентации

молодёжи, заняться ежедневной кропотливой работой с каждой неблагополучной семьёй, безнадзорным ребёнком, нуждающимся в помощи и внимании инвалидом, погибающими от пьянства соседями [9]. И работать над этим нужно всем миром. Необходима семейная политика как направление государственной деятельности, которая должна интегрировать все основные цели общества — социальные, экономические, демографические — в интересах семьи и защищать их.

Библиографический список

1. Потапов, Л. П. Очерки народного быта тувинцев / Л. П. Потапов // АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Тув.НИИ яз., лит. и истории. — М. : Наука, 1972. — 402 с.

2. Конституция (Основной закон) Тану-Тыва Улус (народа Урянхая) 1921 года (на русском языке) [Текст]. / Конституции Тувы. — Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1999. — 216 с.

3. Государственный доклад «О демографической ситуации в Республике Тыва». Постановление Правительства Республики Тыва от 21 ноября 2006 года. № 1326. [Текст] // Тувинская правда : общест.-полит. газ. / Учредитель: Правительство Республики Тыва. — 2006, 16 декабря. — № 160 (16342).

4. О положении детей и подростков в Республике Тыва. Аналитическая записка (по каталогу статизданий) Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва. — Кызыл, 2008 — 16 с.

5. Итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости в 2007 году. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва. — 2008, февраль. — Кызыл, 2008. — 37 с.

6. Кара-оол, Ш. В. Доклад Председателя Правительства Республики Тыва Кара-оола Ш.В. «О результатах за 2007 год и основных направлениях деятельности на период до 2010 года» [Текст] / Ш. В. Кара-оол. — Кызыл, 2008. — 152 с.

7. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Республике Тыва. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва. — 2004, февраль. — Кызыл, 2004. — 57 с.

8. Доржу, З. Ю. Эволюция социального статуса и роли женщины-тувинки / З. Ю. Доржу // Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы : материалы I Международной научно-практической конференции. Часть I ; Н. И. Дроздов (отв. ред.) ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. — Красноярск, 2008. — 216 с.

9. Кара-оол, Ш. В. Послание Парламенту Председателя Правительства Республики Тыва [Текст] / Ш. В. Кара-оол / Тувинская правда : общест.-полит. газ. / учредитель: Правительство Республики Тыва. — 2008. — 15 августа. — № 99 (16607).

ДОРЖУ Зоя Юрьевна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой всеобщей истории. Адрес для переписки: e-mail: z oyad o rzhu @yn dex.ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2010 г.

© З. Ю. Доржу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.