РАЗДЕЛ V
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УДК 371.01: 371
Н. А. Ключникова
ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЖЕНЩИН В ЧУВАШИИ
История развития женского физкультурного движения обусловлена существующими традиционными взглядами чувашского народа на роль женщины в жизни, ее место в семье и роде. Так, физическое совершенство определялось крепким здоровьем и выносливостью, связывалось с материнством, менталитетом чувашей, в котором тяжелый домашний труд ложился на плечи женщины. Такая традиция бытует и в современной чувашской деревне, которая в основном держится на женщине, в то время когда большинство мужчин работает далеко от родного дома. Так что сила традиции и на сегодня оказывает существенное влияние на женское воспитание.
Традиционная физическая культура у чувашей была направлена на решение таких задач, как продление жизни, сохранение здоровья и трудоспособности. Здоровье считалось главным добром и достоянием для человека, отсюда, как отмечает академик Г. Н. Волков, словосочетание «ырлах-сывлах» в чувашском языке всегда выступало и по сей день является пожеланием добра: «ырлах-сывлах сунатап» - «желаю всего хорошего». Похожий смысл прослеживается и в ряде чувашских пословиц: «Сывлах пурлахран хакла» — «Здоровье дороже всего»; «Сывлаха сутан илме 9ук» — «Здоровье за деньги не купишь»; «Сывлахран хакли ним те <?ук» - «Нет ничего дороже здоровья» [2].
К примеру, в поэме К. В. Иванова «Нарспи» красота девушки, даже умение петь связаны со здоровьем:
«На лицо она прекрасна, Запоет ли в хороводе -
Как цветочек полевой. Будто пташка-соловей;
Очи - чёрные агаты - Захохочет - всякий скажет:
Блещут силой огневой. Нет девицы здоровей» [1].
Чувашский фольклор содержит много ценных педагогических заметок и сведений о традициях и обычаях, в которых главная роль принадлежала женщине. В силу исторически сложившегося социального положения чуваш-
ских женщин мать являлась наиболее консервативным элементом в семье, роде, защитницей заветов далеких предков - язычников.
Физическое воспитание у чувашского народа не самоцель, не только воспитание здоровых красавиц, а планомерная подготовка девушек к труду.
Девочки с ранних лет воспитывались в духе трудолюбия и уважительного отношения к людям труда. Многие сказки, поговорки и пословицы учили пониманию того, что труд является источником человеческого существования, что он, являясь высоконравственной категорией, украшает человека, облагораживает его, что сладко то, что заработал своим трудом, что не работающий не имеет права есть. Это как в пословице: «Кто не работает, тот не ест». В далеком прошлом из-за трудных экономических условий жизни чувашские женщины также рано привлекали детей к посильному домашнему труду. Для 6-7-летних детей были задания такого типа, как уход за малолетними детьми, за растениями, за животными и т. п. Мальчики прогоняли стадо, пасли коров и овец, а девочки ухаживали за курами, пасли цыплят, гусей, уток. К 12—13 годам мальчики подготовлены были уже к занятиям серьезным трудом, а девочки в этом возрасте привлекались уже к ткачеству, вышиванию, к разному роду рукоделия. С 6-7 лет они начинали вышивать, с 12 лет могли дарить свои рукоделия.
Так, по свидетельству венгерского ученого Н. УатЬегу, глубоко исследовавшего педагогический опыт чувашских женщин, «.. .чувашские мальчики к 10 годам широко привлекаются к выполнению хозяйственных работ, в 15 лет пашут в поле, а в 18 лет объявляются зрелыми, девочки к 12 годам владеют искусством ткать и вышивать за станком, а к 16 годам наравне с матерью становятся полновластными домохозяйками. К 14-15 годам юноши и девушки знали и умели делать все, что и родители. Они готовы были даже к роли отца и матери, ибо девушек могли в любое время выдать замуж, а парня женить» [8].
Несомненно, подобный опыт раннего привлечения детей к труду имел место и у других народов, но у каждого из них были свои особенности. Одной из такой особенностей в педагогической деятельности чувашских женщин составляла забота их о воспитании не только своих детей, но и других. Таких людей в чувашском народе называли «ача ксту^и» - ребячий пастух. Они присматривали за детьми и придумывали для них различные игры. Это были общинные воспитатели, осознанно и с большой ответственностью выполнявшие воспитательные функции добровольно, руководствуясь, видимо, определенными духовными соображениями. Ребячие пастухи с большим интересом занимались детьми и с особой ответственностью проявляли педагогическое мастерство, организовывали ребячий досуг, отличавшийся многообразием содержания и форм.
В чувашской семье женщины воспитывали в девочках трудолюбие, нравственность, приучали их к чистоплотности и, несмотря на тяжелые условия, всячески старались улучшить их физическое развитие. Этнографические материалы и произведения устного народного творчества позволяют придти к заключению о том, что у чувашских крестьян была продуманная организация физического воспитания девочки - будущей женщины. Устойчивые традиции, поддерживаемые взрослыми, создавали такие условия, в которых физическое воспитание становилось не только организованным, но осознанным и целенаправленным.
В народной системе физическое воспитание девочек играло большую роль и осуществлялось в определенной последовательности, с учетом возрастных возможностей. Первый период начинался с момента рождения ребенка и продолжался до 7—8-летнего возраста. Задачей первого этапа физического воспитания девочек являлось закладывание основ правильного общефизического развития, закаливание, привитие двигательных навыков. За физическим развитием в этот период наблюдали мать и старшие женщины в доме. Основными средствами физического воспитания в описываемый период являлись совместные игры мальчиков и девочек. Второй этап физического воспитания девочек у чувашей начинался с 7-8-летнего возраста и продолжался до 10-12 лет. Начиная с этого периода, физическое воспитание детей резко дифференцировалось и во многом зависело от половозрастного признака. Наблюдение за физическим развитием девочки входило в обязанности матери, а мальчиков - становилось заботой старших мужчин в доме, в частности, отца.
Игры по своей сложности и разнообразию имели большое воспитательное значение и требовали от участников внимания, сообразительности, хорошей памяти, воображения, воли, ловкости, силы, физических способностей.
Традиции налагали неизгладимые отпечатки на взаимоотношения людей, на отношение их к природе, к окружающему миру. Именно в природе: в поле, в лесу, на реке и т. д. организовывались и проводились игры, народные праздники с элементами физического воспитания, а также состязания, некоторые из которых в последующем становились национальными видами спорта. Таким стихийно-естественным путем народ осознавал комплексное значение целенаправленного процесса физического воспитания и охраны здоровья подрастающих поколений.
С присоединением Поволжья к Русскому государству царизм стал проводить политику христианизации и русификации коренного населения. По словам министра просвещения Д. А. Толстого, «конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом» [3, с. 270]. С этой целью строились церкви, монастыри, население подвергалось насильственному крещению, открывались миссионерские школы.
Женская часть чувашского населения стала привлекаться к школьному образованию только с конца XIX в., т. к. без привлечения женщин к образованию, к общественной жизни невозможно развивать культуру народа. Так, в чувашских деревнях стали открываться первые школы ~ приходские училища. Затем были открыты школы Министерства государственных иму-ществ, удельные училища, училища Министерства народного просвещения, школы братства св. Гурия и др.
Именно к этому периоду относятся первые попытки привлечь чувашских девочек к школьному образованию.
Анализ литературы и архивных материалов убеждает нас в том, что до 60-х годов XIX в. были лишь отдельные попытки привлечения чувашских женщин к школьному образованию. В 1845 г. в г. Алатыре открылось хозяйственное училище для дочерей удельных крестьян, где в течение четырех лет они должны были обучаться закону божьему, чтению, счету, садоводству, уходу за скотом, приготовлению пищи, обработке льна и изготовлению из него ткани, искусству окрашивания ниток, рукоделию и, наконец, литью свечей. В указанных училищах обучались русские девочки. Их успехи побудили Департамент удельного ведомства организовать подобные училища и для чувашских девочек. К 28 ноября 1848 г. это ведомство утвердило проект создания третьего училища для девочек в Симбирской губернии, на этот раз для чувашских крестьянок. Это училище с шестью десятинами земли было открыто в 1850 г. в Сельдинском приказе, вблизи Симбирска, но не имело успеха и просуществовало недолго.
В Цивильске и Ядрине в приготовительные классы при местных уездных училищах также был допущен прием некоторого количества девочек. В делах канцелярии штатного смотрителя Чебоксарского уездного училища имеется предписание директора училищ Казанской губернии О. Ковалевского «Об убеждении местных жителей к отдаче малолетних девиц в приходское училище для обучения грамоте» от 3 августа 1849 г. В предписании говорится об ожидаемой пользе от обучения девочек - от того, «что будущие матери семейства, жены и хозяйки» получат первоначальное образование «под руководством добросовестных наставников», что, без сомнения, возымеет свое «благотворное влияние на домашнюю жизнь» и будет содействовать «благим успехам нового поколения» [7].
Из последующих документов видно, что даже через Чебоксарскую градскую думу местным учителям не удалось найти желающих «к отдаче малолетних девиц в приходское училище» [7]. Надо отметить, что главная цель в обучении девочек виделась в подготовке хороших жен, матерей и хозяек.
В начале 1859 г. Департамент удельного ведомства приказал строить женское училище для чувашей в селе Туруново Буинского уезда, на что было выделено 4 тысячи рублей. Управляющий Симбирской удельной конторой А. Ф. Белокрысенко воспротивился организации особого чувашского жен-
ского училища и сумел убедить департамент в том, что чувашских девочек можно обучать русской грамоте в только что открытом в Симбирске женском училище. Чиновники департамента согласились с ним, и 11 ноября 1859 г. было приказано: «1) все заготовленные для постройки Буинского чувашского женского училища материалы употребить на постройку церкви в селе Туруново..2) немедленно избрать в чувашских селениях и поместить в число воспитанниц упомянутого Симбирского училища на первый раз 10 природных чувашек, никак не моложе 10 лет и не старее 12 лет, имеющих крепкое телосложение, без всяких физических недостатков..при том из тех селений, где нет учительниц, дабы со временем они по выходе из училища сами могли быть наставницами» [4, с. 114].
Однако женское образование среди чувашей не прививалось. Поэтому И. Я. Яковлев, великий педагог-просветитель чувашского народа, еще будучи студентом университета, в декабре 1870 г. в своей докладной записке на имя попечителя Казанского учебного округа указывал на необходимость просвещения чувашских женщин, на организацию для них особых школ [6, с. 54]. И. Я. Яковлев думал о создании школы для чувашских женщин. «Я знал о тяжелом положении чувашской женщины в деревне, - вспоминал он, - которое мало чем разнится от такого же положения русской крестьянской женщины. Но мне не случалось видеть, чтобы русские женщины пахали и косили. А у чувашей это практикуется» [5, с. 230].
В Симбирской чувашской учительской школе, основателем и директором которой на протяжении 50 лет был И. Я, Яковлев, большое внимание уделялось привитию девушкам санитарно-гигиенических навыков, их физическому просвещению. В школе основательно преподавался курс санитарии и гигиены, дополняемый беседами врачей, переводами, изданиями, обсуждениями специальной медицинской литературы. Из года в год перепечатывалось в учебных книгах руководство - назидание И. Я. Яковлева «От чего зависит здоровая, долгая жизнь». И. Я. Яковлев считал физическое воспитание неотъемлемой частью гармонического развития личности. Поэтому с первых же дней существования Симбирской чувашской учительской школы он прилагал усилия, чтобы поставить преподавание физического воспитания на должный уровень. Сам Яковлев всегда оставался образцом нравственного и физического здоровья.
Весьма важным и основополагающим в организации физического воспитания чувашский просветитель считал соблюдение режима дня. В вопросах укрепления здоровья учащихся, их всестороннего развития принципиально важно отметить и такой факт, что И. Я. Яковлев придавал большое значение прогулкам, экскурсиям и путешествиям, как важным средствам физического воспитания. Прогулки во время перемен, после обеда и перед сном были необходимым компонентом режима дня учащихся. Проведение экскурсий, по мнению чувашского педагога, имеет большое образователь-
но-воспитательное значение. Забота о здоровье учащихся была в центре внимания руководителя и всех сотрудников. Учениц с ослабленным здоровьем в необходимых случаях семья Яковлева увозила с собой в лес, на дачу. С учетом степени заболевания одни отправлялись в женскую общину, функционировавшую на десяти десятинах земли, купленной Яковлевым. Другие все лето проводили на сельскохозяйственной ферме, среди природы, трудясь, строго нормировано выполняя лишь посильные трудовые поручения. За свой счет Яковлев посылал учениц на грязелечение, на кумыс. В школе образцово были поставлены закаливание, купание, утренняя зарядка, оздоровительная и специальная гимнастика.
Таким образом, весь внутренний распорядок в Симбирской чувашской учительской школе был ориентирован на гармоничное развитие духовных и физических способностей воспитанниц. И в этом главным и основным средством чувашскому педагогу представлялась гимнастика. Сам он был хорошо знаком с древнегреческой системой воспитания и четко представлял значимость гимнастики в физическом воспитании юношей и девушек [5, с. 217].
Будучи последователем П. Ф. Лесгафта, И. Я. Яковлев считал, что правильно организованное физическое воспитание влияет на умственное и духовное развитие личности, на формирование воли и характера. И. Я. Яковлев всецело поддерживал своего учителя в том, что результатом физического воспитания и образования подрастающего поколения должно явиться умение владеть своим телом. Не случайно и то, что на женских курсах при Симбирской чувашской учительской школе в 1915 г. слушательницы изучали методику детских игр и физических упражнений.
Таким образом, народные традиции, а также опыт физического воспитания девочек и девушек в Симбирской чувашской учительской школе можно рассматривать в качестве истоков развития современной женской физической культуры и спорта в Чувашии. Успехи чувашских спортсменок на мировой арене, прежде всего, в видах спорта, требующих феноменальной выносливости (марафон, спортивная ходьба на 20 км, маунтинбайк), подтверждают то, что сложившиеся веками традиции физического воспитания народов, имеющие гендерную основу, объясняют и обусловливают современную физическую культуру и спорт женщин в Чувашии.
Библиографический список
1. Иванов, К. В. Нарспи: поэма [Текст] / К. В. Иванов. - Чебоксары.: Чувашское книжное издательство, 1985. - 128 с,
2, Волков, Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа [Текст] / Г. Н. Волков — Чебоксары.: Чувашское книжное издательство, 1970. - 96 с.
3. Константинов, Н. А. История педагогики [Текст] / Н. А, Константинов, Е. Н. Медынский, О. Ф. Шабаев. - 4-ое изд., - М.: Академия; Высшая школа, 1974. - 270 с.
4. Магницкий, В. К. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде [Текст]: этногра-фичесчкий сборник / В. К. Магницкий. - Казань.: Типогр. Губерн. управления, 1888.- 118 с.
5. Яковлев, И. Я. Воспоминания [Текст] / И. Я. Яковлев. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство. - 1982. - 272 с.
6. ЦГА ЧР. Ф. 211. Он. 3. Д. 156. J1. 3 об. «Отчет Цивильского уездного училища за 1851 год».
7. ЦГА ЧР. Ф. 216. On. 1. Д. 51. Л. 580,582. «Дело об убеждении местных жителей в отдаче их малолетних девиц в приходское училище для обучения грамоте».
8. Vambery Н. Etymologisches Worterbuch der Turko-tatarissschen Sprrachen / H. Vambery. - Leipzig, 1878.