Научная статья на тему 'Этнокультурные ценности педагогического образования ногайского народа'

Этнокультурные ценности педагогического образования ногайского народа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
370
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / PEDAGOGICAL CULTURE / PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каракаева Альмира Юмавовна

В данной статье автором предпринята попытка проследить и проанализировать истоки педагогической культуры ногайцев. Знакомство с ногайскими народными представлениями позволяют принять во внимание и претворять в жизнь все лучшие моральные качества предков ногайского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to this article the anther had tried pursue and analyze the sources of spiritual culture of nogai people. Their traditions aloud understand truly and practice the best moral qualities of ausesters.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные ценности педагогического образования ногайского народа»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОГАЙСКОГО НАРОДА

А.Ю. Каракаева

В данной статье автором предпринята попытка проследить и проанализировать истоки национальной культуры ногайцев. Знакомство с ногайскими народными представлениями позволяет принять во внимание и претворять в жизнь все лучшие моральные качества предков ногайского народа.

Ключевые слова: педагогическая культура, нравственное воспитание, семейное воспитание

The sources of moral values and spiritual of nogai people. According to this article the anther had tried pursue and analyze the sources of spiritual culture of nogai people. Their traditions aloud understand truly and practice the best moral qualities of ausesters.

Key words: pedagogical culture, pedagogical education.

У ногайцев на протяжении многовековой истории выработалась и развивалась сумма определенных духовных ценностей. Они составляют неотъемлемую часть их богатой материальной и духовной культуры, унаследованной от своих предков.

Ногайцы - народ известный истории, сыгравший определенную, но до конца еще не выясненную, значительную роль на обширном пространстве Евразии в Х1У-ХУШ веках. Они имели свое государство - Ногайскую Орду, возникшую в результате распада Золотой Орды (ХШ-ХУ вв.).

Некоторые сведения о просвещении, образовании, представления о мировоззрении и о человеке прошлых эпох дают ногайские исторические

документы. Они хранятся в РГАДА и широко известны под названием «Ногайские дела» (12 томов), печатающиеся на русском языке с XVIII века. По сведениям историков, из 12 томов уже опубликованы девять. В последний раз часть этих документов была опубликована в Казани в 2006 году под названием «Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1551-1561 гг.». Из этой книги мы также получаем не только достоверные исторические сведения о жизни Ногайской Орды и соседних государств и городов (Россия, Турция, Казань, Астрахань, Бухара, Хорезм и др.), но и представления о дружбе, вероломстве, браке и т. Д..

Русский историк и писатель Н.М.Карамзин с восхищением писал:

«Сии ногайские грамоты, писаные высокопарным слогом восточным, показывают некоторое образование ума замечательное в народе кочующем» [5, с.20-21].

Ногайские поэты были настоящими мыслителями и философами, высоконравственными людьми. Так, выдающийся казахский ученый XIX века Ч.Ч.Валиханов ногайского поэта XVI века Асана Кайгылы определил как: «ногайский философ XV века» [3].

История сохранила для нас имена и произведения гениальных ногайских поэтов: Шал-Кийиза Тиленши улы (XV в.), Асан Кайгылы (XV в.), Досманбет Азавлы (XVI в.), Казытувган Суью-ниш улы (XVII в.), Саркынбай Крымлы (XVIII в.), Эльбу рган Найманлы (XVIII в.) и др. Их произведения дошли до нас в рукописях в арабской графике. Возможно, они были переписаны грамотными муллами.

Великий ногайский поэт Шал-Кийиз Тиленши улы жил в XV-XVI вв. Шал-Кийиз побывал во многих местах проживания своих соплеменников от Иртыша до Дуная. Жил он и на Северном Кавказе. Его поэмы и стихи пронизаны необычайной нравственной силой. Многие его произведения написаны в форме назидания. Спустя пять веков, они все еще остаются актуальными. Назидательно звучат следующие строки из стихотворения:

Яр ягалап юрме

Яхшыдынъ яхшылыгы сол болар.

Коьп ишинде бир яхшы [8,с.18].

Не ходи много по крутому обрыву,

У лучшего человека то добро будет,

В числе многих один лучший [8, с.70]

Это и другие стихотворения поэта учат современного читателя быть добрым, отзывчивым, благородным,

честным, толерантным, быть непримиримым с несправедливостью и т.д. Также в поэзии Шал-Кийиза звучит мотив дружбы с соседями-кабардинцами. Так, в произведении «Кабартыдынъ айдай сылув ясы» («Луноподобный, милый парень Кабарды») читаем следующие строки:

Мен ше буьгуьн малым, басым аяман Кабартыдынъ буьлкилдеген яны уьшин! Я сегодня свой скот и голову не пожалею За клокочущую душу кабардинца!

Асан Кайгылы (XV в.) являлся выходцем из богатых и образованных слоев ногайского общества. Он обладал природным умом, поэтическим талантом, душевной добротой, и это отличало его от представителей своего класса. Во время всенародных бедствий Асан был на стороне трудового народа, что свидетельствует о его патриотизме. Приоритетными нравственными качествами человека, по мнению поэта, были: высокие гуманные взаимоотношения, взаимоуважение, высокое назначение личности, справедливость и т.д.

Казытувган Суьюниш улы жил в XVII веке. В одном из произведений он обращается к русскому народу с надеждой на дружбу и мирное сотрудничество:

Придет время — обретем покой,

С русским дружбу укрепим,

Достигнем взаимного согласия,

Придет время и мы процветем [4, с.218].

Итак, дореволюционная поэзия несет в себе огромный воспитательный заряд. Ногайские поэты в своих произведениях, как мы писали выше, воспевают высокие нравственные качества, такие как: горячая любовь к Родине, постоянная готовность к её защите, дружба между людьми разных наро-

дов, отрицательное отношение ко всякому злу, свершение добра и справедливости, честность, правдивость и т.д.

Кроме этих исторических документов, произведений классиков-поэтов до нас дошли многие сведения об образе жизни, поведении ногайцев от различных путешественников и ученых.

Так, о нравах ногайцев Т.И.Бла-рамберг в своем труде «Кавказская рукопись», написанном в 1834 г., отмечал следующее: «Когда ногайцы стали мирными подданными, они вели себя спокойно и отличались гостеприимностью. Им был присущ воинственный пыл, прославивший их в прошлом. Самым большим позором для ногайцев считалось сдаться в плен. И они «предпочитали быть разбитыми наголову, чем лишиться свободы» [2, с.186].

Русскийучёный-этнографА.И.Яко-бий, побывавший на Северном Кавказе в конце XIX века, в своем отчете «Тюрки степей Северного Кавказа» (СПб., 1901 г.) свидетельствует: «.. .ногаи вообще проще, трудолюбивее и культурнее туркмен, богатых семей у них меньше, положение женщины лучше, семейная жизнь правильнее и вообще внутренние условия жизни благополучнее» [7, с.10]. Он также отмечает, что у ногайцев большим авторитетом обладают следующие личности: а)духовные лица; б)должностные лица; в)почитаемые люди из числа богатых. Эти люди в степи пользуются уважением и представляют интересы своего народа и культуры.

Небезынтересны сведения русского этнографа С.В.Фарфоровского. В главе «Духовная культура ногайцев» своей работы «Ногайцы Ставропольской губернии. Историко-этнографический очерк», Тифлис, 1909 г. он показывает 174

влияние мусульманской религии на характер и нравственность ногайцев, отмечает положительные и отрицательные стороны этого влияния. Как известно, ногайцы раньше кавказских горцев приняли мусульманство, ещё в XIII в. Это оказало сильное влияние на формирование нравственных ценностей народа.

Также С.В.Фарфоровский уделяет внимание воспитанию и образованию детей - ногайцами. С появлением на свет ребенка у отца появляется забота - научить сына арабской графике. Учатся дети только мужского пола, хотя у ногайцев и разрешается женское образование, но оно не применяется на деле, потому что малолетние девочки уже считаются невестами и почти все время заняты шитьем и прочими женскими делами [6].

Ногайцы, как и другие народы Северного Кавказа, выработали на протяжении веков свои нормы нравственности. Первостепенное значение представляют вопросы понимания ими сущности, содержания, использования приемов и методов, представлений о значении нравственного, эстетического, патриотического, физического воспитания. Необходимо обратить внимание на то, как педагогические знания, накопленные этносом в течение веков, реализуются на практике.

Семья была и остается одной из основных ценностей ногайского народа. Семейному воспитанию во все времена они придавали первостепенное значение. В прошлом в ногайской семье воспитанием детей, в основном занималась женщина. По традиции для мужчины неприличным считалось брать на руки ребенка в присутствии старших, проявлять отцовские чувства. В наши дни мужчины наравне с женщинами

воспитывают и ухаживают за своими детьми.

В этнокультуре ногайцев центральное место занимает нравственное воспитание. Моральный кодекс народа охватывает все виды отношений между людьми: отношение личности к обществу, взаимоотношения и взаимоуважение между этносами, нравственные отношения в области семейного, общественного поведения. Главным моментом в нравственном воспитании ногайцев является формирование и развитие таких качеств личности, как любовь и уважение к родителям, старшим, гостеприимство, доброта, честность, гуманизм, патриотизм и т.д.

На современном этапе развития общества особую значимость имеет героико-патриотическое воспитание молодого поколения. Идеи патриотического воспитания ногайцев мы находим в героическом эпосе, который предстает перед нами как драгоценное создание творческого таланта ногайского народа, который в течение веков совершенствовал образ, возникший на основе исторической действительности. Такие герои ногайского эпоса, как Эр Таргыл, Ахмет- Батыр, Ормамбет и другие являются защитниками родной земли.

Воспитание у детей любви к Родине, народу происходит также при помощи сказок, легенд, преданий. В большинстве случаев в них показана борьба героев с врагами народа, от которых они терпели унижение и гнет. В эпосе воспеваются воинская доблесть, мужество, героизм и высмеиваются предательство, трусость и т.д.

Одно из ведущих мест в содержании устного народного творчества ногайцев принадлежит теме труда.

Как справедливо отмечает профессор И.А.Арабов: «Труд во все времена являлся основным источником возникновения и развития определенных норм общественных отношений. В процессе трудовой деятельности постепенно складывались также семейные традиции» [1, с.26].

Практика семейного воспитания свидетельствует о том, что ногайцы придавали огромное значение подготовке детей к труду. Условия жизни в степи диктовали им необходимость воспитания молодого поколения в труде и для труда с малых лет. Воспитание детей разделялось на два типа. Первый тип - воспитание мальчиков, второй -воспитание девочек. Каждому из них свойственно свое содержание, воспитательные методы, цели, средства, требования к ним. Воспитанием мальчиков, в основном, занимались мужчины, приучая их к мужским занятиям. Девочке в ногайской семье отводилось особое место. Основным её занятием было вышивание, шитье, кройка. В богатой семье девочку учили еще и золотошвейному искусству.

Трудовое воспитание является одной из лучших традиций педагогической культуры ногайцев. Оно получило яркое отражение в эпосе. Главные герои эпоса (Эдиге, Шора - Батыр, Эр Таргыл и др.) были не только храбрыми войнами, но и тружениками.

В приучении детей к труду главную роль играл пример родителей, старших членов семьи. Наблюдая трудовую деятельность, дети стремились подражать взрослым, включившись в работу. Труд выступает главным средством формирования лучших нравственных качеств человека.

Декоративно-прикладное искусство ногайцев является одной из лучших

традиций в современной практике эстетического воспитания. Из поколения в поколение этой стороне жизни отводилось значительное место. Ребенку с детства прививалось чувство прекрасного, умение играть на национальных инструментах, знать и петь народные песни и т.д. В общей системе воспитания большое значение придавалось эстетическим обычаям и традициям, запечатленным в духовной культуре народа. Воспитание молодого поколения через художественно-прикладное творчество способствовало духовному обогащению, уважительному отношению к национальному искусству не только своего, но и других народов.

Таким образом, нравственные истоки ногайцев помогают современному поколению ногайского народа сохранять и считать себя самостоятельным этносом, имеющим свою традиционную как материальную, так и духовную культуру.

Литература:

1. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина: Мо-

нография. - Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1996. - С. 26

2. Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись. - Ставрополь: Кн.изд-во, 1992. -186.

3. Валиханов Ч.Ч. Сочинение. - СПб.,

1904.

4. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Си-калиев А.И-М. Ногайцы. Историко-этног-рафический очерк. - Черкесск, 1988. -С. 218.

5. Карамзин Н.М. История государства Российского. Собр.соч. - СПб., 1819. -Т.8.- С.20-21.

6. Фарфоровский С.В. Ногайцы Ставропольской губернии. Историко-этног-рафический очерк // Записи Кавказского отдела Императорского русского географического общества. Кн. XXVI. Вып.7. -Тифлис, 1909. - 34 с.

7. Якобий А.И. Тюрки степей Северного Кавказа. На правах рукописи. - СПб.-1901.- С. 10.

8. Шал-Кийиз Тиленши улы. Соьйлер бизим соьзимиз / сост. Рахмедов С., пер.Си-дахметова Ф. - Махачкала: Дагыстан китап баспасы, 2003. - С.18-70. (на ног. и рус.язы-ках).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.