32
Известия ДГПУ, №2, 2014
УДК 37.035.6
ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НОГАЙЦЕВ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА
THE TRADITIONAL MUSIC AND POETRY NOGAY CULTURE AS A MEANS OF A FUTURE FAMILY MAN’S
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION
©2014 Карасова Н. А., Борлакова Б. М. Карачаево-Черкесский государственный университет
им. У. Д. Алиева ©2014 Karasova N. А., Borlakova B. M. U. D. Aliev Karachay-Cherkess State University
Резюме. В статье рассматривается роль музыки в становлении личности; обосновывается необходимость изучения и использования традиционной музыкальнопоэтической культуры ногайцев в духовно-нравственном воспитании будущего семьянина.
Abstract. The article deals with the music role in formation of the personality is considered; need of studying and use of traditional musical and poetic culture of Nogais locates in spiritual and moral education of future family man.
Rezjume. V stat'e rassmatrivaetsya rol' muzyki v stanovlenii lichnosti; obosnovyvaetsya ne-obhodimost' izucheniya i ispol'zovaniya tradicionnoi muzykal'no-poeticheskoi kul'tury nogaicev v duhovno-nravstvennom vospitanii buduschego sem'yanina.
Ключевые слова: духовная культура, ногайская музыкально-поэтическая культура, духовно-нравственное воспитание, народно-песенное искусство, воспитание семьянина.
Keywords: spiritual culture, Nogai musical and poetic culture, spiritual and moral education, national and song art, education of the family man.
Klyuchevye slova: duhovnaya kul'tura, nogaiskaya muzykal'no-poeticheskaya kul'tura, du-hovno-nravstvennoe vospitanie, narodno-pesennoe iskusstvo, vospitanie sem'yanina.
Современная социокультурная ситуация со всей очевидностью свидетельствует, что в обществе назрела серьезная необходимость и потребность в обращении к духовной культуре. А поскольку процессы, происходящие в обществе и в семье, неразрывно взаимосвязаны, то и дальнейшее развитие семьи как общественного института, как формы жизнедеятельности человека становится достаточно проблематичным без сохранения и обеспечения преемственности духовной культуры поколений. Духовно-нравственное воспитание будущего семьянина, способного создать семью на
основе высоких нравственных принципов и воспитывать детей, исходя из национальных и общекультурных ценностей, начинается в семье и получает дальнейшее развитие в школе.
Музыка располагает неисчерпаемыми возможностями в плане воспитания и развития личности. Она воздействует на внутренний мир человека и формирует его нравственный облик. Через восприятие искусства, и, в частности, музыки происходит формирование нравственноэстетической культуры личности, ее художественных вкусов, духовных потребностей, ценностных ориентаций.
Психолого-педагогические науки •••
Еще со времен античной Греции музыка являлась не только важным средством эстетического воспитания, но и мощным фактором воздействия на личностное формирование человека, его духовности. Древние греки считали эстетическое воспитание, основу которого составляла музыка, важной и неотъемлемой частью воспитания общественного. Музыка понималась ими как универсальное и приоритетное средство общественного воспитания [1. С. 7].
Хорошо осознавая большие возможности музыки в эмоциональном воздействии на психику и соответственно на поведение человека, в своей книге «Государство» Платон настаивал на необходимости государственного контроля над искусством, и в первую очередь, музыкальным.
Платон придавал большое значение отбору музыкальных инструментов, мелодий, ритмов, будучи убежденным в том, что музыка может оказывать как высоконравственное, так и развращающее влияние, почему необходимо правильно ею пользоваться [6. С. 401].
Аристотель также признавал огромное воспитательное значение искусства, при этом считая музыку основным средством эстетического воспитания. По мнению Аристотеля, «музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека».
Огромный потенциал музыки в духовно-нравственном воспитании осознавали и в древнейших цивилизациях Востока. Так, Авиценна, придавая важное значение музыке, считает, что колыбельная песня и музыка являются необходимыми составляющими духовнонравственного становления человека, начиная с младенческого возраста. В «Каноне врачебной науки» он писал: «К числу необходимых для младенцев полезных средств для укрепления натуры относится: во-первых, легкое покачивание и, во-вторых, музыка и песня, напеваемая обычно при убаюкивании. По степени восприятия этих двух вещей устанавливается у ребенка его предрасположение к физическим упражнениям и к музыке. Первое относится к телу, второе - к душе» [3. С. 39]. Таким образом, музыка и музыкальное образование являлись важной социальной ценностью и рассматривались как важнейшие составляющие общественной сущности человека.
33
О раннем приобщении ребенка к музыке говорил и Я. А. Коменский, предлагая вводить ребенка в мир музыки через пение народных детских песен, колыбельных и церковных песен [5.
С. 125].
Духовно-нравственное развитие личности растущего человека и соответственно его подготовка к семейной жизни берет свои истоки в народной педагогике. И здесь важное значение наряду с языком народа имеет народное искусство, выраженное в песнях, танцах и других видах художественного творчества. Именно народная культура оказывает особенное влияние на духовный мир человека, его нравственные ценности, так как она сохраняет и передает исторически сложившийся народный духовно-нравственный и социальный опыт. Традиционная музыкальная культура является прекрасным средством духовно-нравственного воспитания детей и приобщения их к национальным традициям воспитания семьянина. Усвоение национальной музыкальной культуры у молодых людей неразрывно связано с формированием у них чувства этнической принадлежности, этнической самоидентификации. Музыка и народная музыка, в частности, не только выражает эмоции, чувства, мысли отдельного человека, способствует формированию пластики и гармонии в движениях, но и влияет на определенный порядок жизни и деятельности человека. Впитывая в себя достижения национальной музыкальной культуры, включающей как традиционную народную музыку, так и современное музыкальное творчество, будущий семьянин, помимо осознания себя представителем того или иного народа проникается чувством любви и уважения к своей культуре, своим корням, своим традициям.
Так, национальная культура ногайского народа включает в себя самобытную музыкальную культуру, важной составной частью которой является народно-песенное искусство. С глубокой древности у народа зарождались и бытовали различные архаичные песенные жанры: календарные, земледельческие («навруз», «такта куршак ойнаймыз»), трудовые попевки и песни («кйша йыр», «йылкышы йыр»), свадебные («яр-яр», «сынсув», «той баслар»), обрядовые, колыбельные («бесик йыр»), детские песни (бала йыр) и др. При классификации
34
Известия ДГПУ, №2, 2014
ногайских народных песен все перечисленные жанры объединяются в единую группу - песни драматического рода. Особенностью почти всех является их утилитарно приуроченное назначение [4. С. 144]. К песенным жанрам эпического рода относятся все произведения, в которых преобладает сюжетное развитие текста. Это:
- эпические сказы о ногайских батырах («Эр-Таргын», «Эдиге», «Шора-Баьтир» и др.);
- лиро-эпические дастаны, в которых поется о трагической любви молодых людей, принадлежащих к разным социальным сословиям («Тахир эм Зухра», «Карайдар эм Кыл-Гуль»);
- историко-эпические, в которых повествуются какие-либо трагические события из жизни народа, происходившие в разные исторические периоды («Но-гайым», «Маьажир йыр»);
- героико-эпические, в которых воспеваются подвиг и трагическая гибель конкретных личностей («Калмурза», «Каплаг-Герей»);
- социальные песни.
Все они являются своеобразными документальными источниками, в которых в художественно-специфической форме отражена история, трагические стороны жизни народа, его духовные силы.
Мелодико-интонационный строй этих песенных жанров богат и разнообразен, но преобладающими считаются речитативный и песенно-речитативный типы интонирования. Исполняются они, как правило, сольно.
Лирический род песен объединяет жанры, в которых выражено эмоциональное состояние конкретного человека. К их числу относятся: любовные, колыбельные, шуточные, сатирические песни, дияры, некоторые щынь. Следует отметить, что в рамках одной статьи мы не ставили задачу дать анализ духовнонравственного содержания всех песенных жанров ногайской музыкальной культуры, поэтому мы остановимся лишь на некоторых примерах.
Приобщение к национальной музыке, к народному искусству, народным идеалам, нравственным ценностям начинается с колыбельной песни, гармонично сочетающей тихую и нежную национальную мелодию с родным словом. Как правило, колыбельные песни содержат благопожелания ребенку, отра-
жают нравственные идеалы народа. Укачивая ребенка и напевая ему колыбельную песню, мать создает жизненную программу для его духовнонравственного развития. Она наделяет в песне его теми качествами, которые хотела бы в нем видеть. Так, например, в колыбельной песне говорится:
«Лаьв-лаьв бала, боьлейим Сен уьйкен болып Сеннен хайырлар мен коьрейим. Хайырлы куьн сен, балам, тувгансынъ Бал-сербет пен кол-бетинъди ювгансынъ» Ляу-ляу бала, запеленаю,
Ты вырастешь,
От тебя увижу добро Ты родился в день хороший (благодатный)
Лицо-руки умыл водой (бал-сербет -медовым напитком).
Здесь мы видим, что рождение ребенка - это радостное событие, что сам он сладок как мед, что вырастет он хорошим человеком. Далее жизненная программа, звучащая в колыбельной песне, предполагает, что ребенка ждет радостная и счастливая жизнь, что и у него будет свой дом, своя семья.
Следует обратить внимание на то, что в тексте песни мы встречаем слова, содержащие нравственно-эстетическую основу: добро, хороший, благоприятный день; сладкий, как щербет, ребенок; лучший дом, красивые птицы, добрая весть и др.
Рассмотрим некоторые примеры лирических песен ногайцев, в которых выражены различные эмоциональные состояния, характерные для влюбленных, глубина и красота их чувств. Лирическая песня доставляет не только эстетическое наслаждение, но открывает мир красоты и любви, помогает юноше и девушке лучше понять друг друга. Лирические песни имеют огромную воспитательную силу в духовно-нравственном развитии молодежи, формируя эмоциональную сферу личности. Лирические песни помогают пережить неразделенное чувство первой любви, вдохновляют на новое чувство, давая надежду на взаимность и счастье. Под влиянием лирических песен люди становятся чище, лучше, благороднее. Значение народной песни в жизни ногайцев было велико в духовно-нравст-венном воспитании подрастающего поколения, спо-
Психолого-педагогические науки •••
собствуя пониманию добра и зла, прекрасного и безобразного, нравственного и безнравственного в окружающей действительности.
Одним из ярчайших образцов ногайской народно-песенной классики А. А. Дауров считает старинную песню. Анализируя музыкальную структуру старинной ногайской песни «Варирач», ее национальное своеобразие, он пишет: «Черты национального своеобразия песни «Варирач» проявляются и в мелодико-ритмических узорах, и в ладовой сфере, и в характерных ладовых оборотах» [2. С. 59].
Грустно-лирический характер мелодии вполне соответствует словам песни. Основное в тексте - излияние щемящего тоскливого чувства:
Я приделал на кинжал, ах, Варирач!
Горючий камень омулет, ах, Варирач!
Я по милой тосковал, ах, Варирач!
Восемнадцать лет, ах, Варирач!
В синем небе журавлю, ах, Варирач!
Кто-то крылья перебил, ах, Варирач!
Отдал джигит жизнь свою, ах, Варирач!
Кто глаза ему закрыл? ах, Варирач!
(Перевод С. Городецкого)
Для этой песни, как и для многих народных песен, характерно использование символики (в данном случае - омулет). Сюжет ее наполнен глубокой грустью и печалью. Здесь и тоска по любимой, и трагическая судьба героя, и отзвуки далекой Родины. Уезжая, джигит брал с собой амулет, который оберегал его и напоминал ему о любимой, о доме, о Родине, обо всем, что ему бесконечно близко и дорого. Амулет был символом всего того, что мужчина должен был защищать и ради чего он был готов пожертвовать своей жизнью.
Благодаря тому, что мелодический оборот на слове «Ах, Варирач!» все время варьируется и обновляется, рефрен приобретает характер то плача, то вздоха, то восклицания. Мы видим на примере этой песни, как текст и мелодия гармонично сочетаются и, дополняя друг друга, усиливают эмоциональное воздействие на слушателя. Глубокий воспитательный смысл текста и национальное своеобразие мелодикоритмической структуры имеют важное значение для духовно-нравственного воспитания молодежи.
35
Немаловажное значение имеет и тот факт, что ногайские лирические песни часто называются именами девушек: «Варирач», «Томалач», «Янсарай», «Карагез», «Мурзият», «Софият» и др. Это не случайно, так как предметом восхищения чаще всего является девушка. Ведь все, что касается сферы чувств, связано с женским образом, ее красотой, умом и т. д.
В лирической песне, как правило, идет речь о чувстве любви, о преданности, о разлуке с любимым и т. д.
В ногайском песенном творчестве значительное место занимают шуточные лирические песни. Так, известная народная песня «Янсарай» построена как лирический диалог между юношей и девушкой, через который они выражают свои чувства. Эта песня является одной из самых популярных и сегодня. Ее поют на всех свадьбах и вечеринках, хором и сольно. Эта песня и сегодня выражает чувства тех, кто исполняет, кто слушает, кому адресованы слова песни. Каждый думает о своей любви, слушая песню про Янсарай. Так, юноша, обращаясь к Янсарай, поет:
«Бизим элде яшавлар, Янсарай, Шешекей атып яйнайды, Янсарай, Шешекейдей аьвруьвим Баста акыл коймайды, Янсарай».
В нашем краю жизнь, Янсарай,
Как цветы прекрасна, Янсарай, Красивая, как цветок,
Не дает покоя моей голове
(отнимает ум).
Девушка отвечает:
«Шешекейдей элимде, яс йигит, Ойнайман да куьлемен, яс йигит, Сенинъ сондай ойынъды,
Айтпасанъ да билемен, яс йигит».
В цветочном краю, джигит молодой, Я танцую и смеюсь, джигит молодой, Твои мысли мне известны,
Даже если ты не озвучиваешь их.
Эта песня дает влюбленным возможность в шутливой форме раскрыть свои чувства друг к другу.
Во все времена и у всех народов признавалась любовь с первого взгляда, которая возникала независимо от национальной принадлежности, внешних
36
Известия ДГПУ, №2, 2014
данных, имущественного положения или социального статуса. О том, что она приходит неожиданно, сложена песня «Ашык йыры» («Песня о любви»):
«Увидел я на свадьбе красавицу одну,
Она подобна луне.
Шелковый платок на голове,
Я поклялся жениться на ней».
В ногайском песенном творчестве лирическая песня распространена достаточно широко.
Следует отметить, что народное музыкально-поэтическое творчество ногайского народа является результатом длительного исторического пути, связанного с образом жизни кочевого народа.
Развитие ногайской национальной инструментальной культуры можно проследить по трём направлениям: домбровая, сыбызговая и кобызовая.
Большинство ногайских музыкальных инструментов не дошло до нас. Среди сохранившихся исследователи отмечают следующие:
1. Кобыз - большая скрипка с двумя струнами из конского волоса со смычком. Большая резонансная раковина полузакрыта короткой кожаной декой.
Произведения ногайского эпоса в большинстве случаев исполнялись под звуки кобыза. Более редки случаи исполнения эпоса без музыкального сопровождения.
О смычке, с помощью которого извлекались из кобыза чудные звуки, в народе издавна говорили: «къыл къыяр, эль йыяр» («пилит волосинку и собирает вокруг себя весь народ»).
Об огромной любви народа к музыке, к кобызу свидетельствуют традиционные слова йырау и музыкантов: «Къолтыгъымда къобызым, къонгъан ерде азыгъым» («под мышкой у меня кобыз, где остановлюсь на ночлег - там у меня и пища»).
2. Кьылкъобыз - обыкновенная скрипка.
3. Гармоника - она была изобретена в Берлине в 1822 году и очень быстро распространилась по всему миру. Среди музыкальных инструментов у ногайцев, как и многих народов, гармоника заняла ведущее место.
У современных ногайцев название их древнего смычкового инструмента кобыза было перенесено на гармонику.
4. Домбра - род лютни с двумя витыми струнами из козлиных кишок. Традиционный народный музыкальный инструмент ряда народов Кавказа и Средней Азии.
5. Дутар - инструмент с двумя витыми их козлиных кишок струнами, с большим корпусом, имеющим форму полугруши. Звук извлекается ударом пальца по струнам. Лучшие дутары делали из тутового дерева и под его мягкий нежный звук пели лирические песни. Широко распространен у народов Средней Азии.
6. Сыбызгы - под этим названием существует почти у всех тюркоязычных народов. Делается из полого стебля зонтичных растений и представляет собою гладкую, обтянутую кишкой, трубку, имеющую на более тонком конце три отверстия. Сыбызгы - разновидность флейты.
7. Карнай - военная труба.
8. Шингдаул - ручные медные литавры.
9. Даулбаз - доул, разновидность барабана, обтянут кожей, на котором музыкант руками отбивает ритм музыки. Существует у всех народов Кавказа [7.
С. 42-43].
Следует отметить, что в настоящее время предпринимаются попытки воссоздания инструментов по старинным схемам, в частности, къылкобыза.
Так, большой вклад в сохранение и развитие ногайской традиционной музыкальной культуры вносит исполнитель старинных ногайских песен Арс-ланбек Султанбеков (Асау). Являясь не только исполнителем песен, но и композитором, он сочиняет мелодии и пишет песни на слова средневековых поэтов. Для более качественного воссоздания первоначального звучания старинных мелодий и наилучшей передачи глубинного содержания старинных песен, он сам изготавливает народные инструменты, обращаясь за консультациями к казахским умельцам по изготовлению музыкальных инструментов. Он самостоятельно, по старинным эскизам, изготовил материал для корпуса къылкобыза (ногайский народный инструмент). В частности, струны для къылкобыза изготовлены им из волоса конского хвоста. Сегодня к нему обращаются с благодарностью за то, что он раскрыл для молодежи тайну къылко-быза.
Психолого-педагогические науки
37
Старшее поколение помнит, что после некях (венчание), на свадьбе играли на домбре и пели старинные свадебные песни - благопожелания. Мелодии менялись по ходу свадебной церемонии: мелодия до некях; мелодия после некях; мелодия, когда выводили невесту; мелодия, когда знакомились с невестой (свекровь, родственники жениха) - «бет йылыткан».
Музыка, исполняемая во время свадебной церемонии и поэтапно изменяющаяся, несет важную смысловую нагрузку. Воспитательное значение состоит в том, что тем самым подчеркивается значительность происходящего действа: свадьба как обряд соединения в единый союз, семью двух любящих молодых людей, чистота их отношений, основанных на любви, освященность этого союза духовно, благословение родителей, включение молодых в новые родственно-семейные отношения и т. д. Все это воспитывало чувство ответственности за создание семьи и за ее сохранение, чувство долга и осознание того, что это священный союз на всю жизнь, и что решение о вступлении в брак должно быть серьезным и ответственным. Большое значение приобретает использование духовно-нравственного потенциала ногайской народной музыки в современной социокультурной ситуации, характеризующейся снижением
духовно-нравственного уровня молодежи, ее легким, поверхностным отношением к чувству любви, верности, долгу. Значение ногайской народной музыки в воспитании подрастающего поколения велико. Благодаря закрепленным в веках характерным интонациям и ритмам она формирует не только национальное музыкальное мышление, национальную музыкальную культуру, но и является мощным средством духовно-нравственного воспитания молодежи. О значении традиционного музыкально-поэтического творчества для духовного развития последующих поколений ногайский поэт XV в. Шал-Кийиз сказал:
«Умрете и вы,
Исчезнем и мы,
После смерти закроются глаза.
Но оставшиеся после нас Будут повторять наши слова» [8.
С. 184].
Таким образом, традиционная музыкальная культура ногайского народа, являясь своеобразным отражением его социальной, духовной и историкокультурной жизни на различных этапах развития, располагает большими возможностями не только в эстетическом плане, но и в духовно-нравственном воспитании молодежи.
Литература
1. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М. : Просвещение, 2002. 155 с. 2. Дауров А. А. Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1974.
3. Измайлов А. Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М. : Педагогика, 1991. 256 с. 4. Карданова Б. Б. Ногайская музыка // Возрождение.
2006. № 9. 144 с. 5. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1982. Т. 1. 656 с. Т. 2. 576 с. 6. Платон. Государство / А. Ф. Лосев // Античная музыкальная эстетика. М., 1960. 7. Сикалиев А. И.-М. Устное народное творчество ногайцев // Фольклор народов Карачаево-Черкесии / Жанр и образ. Сборник научных трудов. Черкесск, 1988. С. 40-67.
8. Сикалиев (Шейхалиев) А. И.-М. Ногайский героический эпос. Черкесск: КЧИГИ, 1994. 328 с.
References
1. Bezborodova L. A. Methods of teaching music in educational institutions. M. : Prosveshchenie, 2002. 155 p. 2. Daurov A. A. Musical culture of the peoples of Karachay-Cherkessia. Cherkessk: Karachay-Cherkess office of the Stavropol book publishing house, 1974. 3. I zmaylov A. E. Folk pedagogy: pedagogical views of the peoples of Central Asia and Kazakhstan. M. : Education, 1991. 256 p.
4. Kardanova B. B. Nogay music // Rebirth. 2006. # 9. 144 p. 5. Kamensky Y. A. Selected pedagogical works: In 2 volumes. M., 1982. V. 1. 656 p. V. 2. 576 p. 6. Platon. State / A. F. Losev // Antique musical aesthetics. M., 1960. 7. Sikaliev A. I.-M. Folklore Nogai // Folklore peoples of Karachai-Cherkessia / Genre and image / Collection of scientific papers. Cherkessk, 1988. P. 40-67.
8. Sikaliev (Sheikhaliev) A. I.-M. Nogai heroic epic. Cherkessk: KChIGI, 1994. 328 p.
Literatura
1. Bezborodova L. A. Metodika prepodavanija muzyki v obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah. M. : Prosveshhenie, 2002. 155 s. 2. Daurov A. A. Muzykal'naja kul'tura narodov Karachaevo-Cherkesii.
38
Известия ДГПУ, №2, 2014
Cherkessk: Karachaevo-Cherkesskoe otdelenie Stavropol'skogo knizhnogo izdatel'stva, 1974.
3. Izmajlov A. Je. Narodnaja pedagogika: Pedagogicheskie vozzrenija narodov Srednej Azii i Kazahstana. M. : Pedagogika, 1991. 256 s. 4. Kardanova B. B. Nogajskaja muzyka // Vozrozhdenie. 2006. № 9. 144 s. 5. Komenskij Ja. A. Izbrannye pedagogiceskie sochinenija: In two volumes. M., 1982. T. 1. 656 s. T. 2. 576 s. 6. Platon. Gosudarstvo / A. F. Losev // Antichnaja muzykal'naja jestetika. M., 1960. 7. Sikaliev A. I.-M. Ustnoe narodnoe tvorchestvo nogajcev // Fol'klor narodov Karachaevo-Cherkesii / Zhanr i obraz / Sbornik nauchnyh trudov. Cherkessk, 1988. S. 40-67.
8. Sikaliev (Shejhaliev) A. I.-M. Nogajskij geroicheskij jepos. Cherkessk: KChIGI, 1994. 328 s.
Статья поступила в редакцию 27.02.2014 г.
УДК 378
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО, КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И ПАТРИОТИЗМ В
ТРАДИЦИЯХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
THE SPIRITUAL AND MORAL UNITY, CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION AND PATRIOTISM IN
DAGESTAN PEOPLE’S TRADITIONS
©2014 Магомедов А. М. Дагестанский государственный педагогический университет
©2014 Magomedov A. M. Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье раскрываются особенности формирования духовно-нравственного единства культуры межнационального общения и патриотизма, воспитания подрастающих поколений в традициях народов Дагестана.
Abstract. The article deals with the peculiarities of forming spiritual moral unity, culture of interethnic relations and patriotism, upbringing the rising generations according to the traditions.
Rezjume.V stat’e raskryvajutsja osobennosti formirovanija duhovno-nravstvennogo edinstva kul’tury mezhnacional’nogo obshhenija i patriotizma, vospitanija podrastajushhih pokolenij v tradicijah narodov Dagestana.
Ключевые слова: духовность, нравственность, намус, межнациональное общение, патриотизм, традиции, воспитание.
Keywords: spirituality, morality, namus, interethnic relations, patriotism, traditions, upbringing.
Kljuchevye slova: duhovnost’, nravstvennost’, namus, mezhnacional’noe obshhenie, patrio-tizm, tradicii, vospitanie.
Сущность обозначенной проблемы -поиск путей, форм, методов и средств развития и совершенствования богатого духовно-нравственного опыта старших поколений и использования более эффективных элементов национальной культуры в современном образовании.
История длительного человеческого существования накопила богатый опыт подготовки юных поколений к
жизни, который отразился в традициях и обычаях, дошедших до нас и продолжающих оказывать эффективное влияние на формирование новых поколений, на всестороннее развитие личности.
Народы мира стремятся к общечеловеческим ценностям, таким, как мир, дружба, справедливость, сотрудничество, уважение к человеку независимо от