Научная статья на тему 'К вопросу о семейном воспитании ногайцев'

К вопросу о семейном воспитании ногайцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каракаева Альмира Юмавовна

В статье рассматриваются вопросы семьи и семейного воспитания в этнической педагогике ногайцев, которым они придавали большое значение. Этническая педагогика ногайского народа включает в себя обобщенный опыт семейного воспитания и необходимость его использования в современной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о семейном воспитании ногайцев»

7. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. - М.: Наука, 1988.-С, 6-7,84,95.

8. Калоев Б. Осетины глазами русских и иностранных путешественников. - Орджоникидзе, 1976. -С. 38, 158,260,261.

9. Ковалевский М. Современный обычай и древний закон: Обычное право Осетии в историко-сравнительном освещении. Т. И.-М., 1886. -С. 3-53.

10. Косвен М.О. Очерки первобытной культуры.-М., 1953.-С. 193.

11. Левкович В.П. Обычаи и обряды и их роль в совершенствовании семейных отношений // Социальные исследования. Вып. 4: Проблемы брака, семьи, демографии.-М., 1970.-С. 118.

12. Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. - Одесса, 1882. - Вып. I. - Т. 1. -439 с.; Вып. 2. - Т. 2.-С. 25-70.

13. Магомедов А.Х. Этнография осетин. -Орджоникидзе, 1970.-С. 12-19.

14. СаламовБ.С. Обычаи итрадиции горцев. -Орджоникидзе, 1968.-С. 37,42.

15. Сталь К. Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник. Т. XXII. -Тифлис, 1890.-С. 135.

16. Федоров Я. А. Историческая этнография Северного Кавказа.-М.: Наука, 1983.-С. 105-107.

17. Лан-Гирей. Записки о Черкесии.-Нальчик, 1968.-С. 298-299.

18. Хатаев Е.Е. Школа видные просветители и педагоги Северного Кавказа: (вторая половина XIX в.-1917 г).-Владикавказ, 2006. -С. 21,99,106.

19. ЦаллаевХ.К. Традиции и обычаи осетин. -Владикавказ, 1997. - С. 7,8,25.

20. Чотонов А, О национальных традициях народов Средней Азии. - Фрунзе, 1964. - С. 15.

21. Шегрен А.М. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях //Кавказ.-1846.-№27.-6 июля.

22. Y. Could, W. L. Kolb. A. Dictionary of the social sciences. - London, 1964. - P, 273.

А.Ю. Каракаева К ВОПРОСУ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ НОГАЙЦЕВ

В статье рассматриваются вопросы семьи и семейного воспитания в этнической педагогике ногайцев, которым они придавали большое значение. Этническая педагогика ногайского народа ьключает в себя обобщенный опыт семейного воспитания и необходимость его использования в современной практике.

Целью нашего исследования является показ семьи и семейного воспитания в этнической педагогике ногайского народа в их историческом развитии.

Актуальность этого вытекает от того, что до сих пор отсутствуют работы именно в воспитательно-образовательном аспекте.

Семья, которая является первичной социальной ячейкой, воздействует на моральное и психическое развитие индивида. В общей системе воспитания семье и семейному воспитанию принадлежит особая роль. Успешное развитие ребенка может быть обеспечено при создании необходимых условий для гармоничного формирования личности в семье и активном участии родителей в учебно-воспитательном процессе. Вопросы укрепления семьи и улучшения семейного воспитания постоянно находятся в центре внимания государства.

Морально-психологический климат в семье во многом зависит от социально-экономического развития общества. Именно в семье ребенок получает необходимые знания об окружающем мире, об обществе, в семье закладывается основной фонд чувств, взглядов, которые лежат в основе нравственного развития личности.

Профессор И.А. Арабов в монографии «Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина» пишет следующее: «Народная педагогика, формировавшая свои взгляды в тесной связи с его воззрениями, основную суть воспитания семьянина видела в формировании у молодёжи хозяйственно-бытовых умений и навыков, потребности в рождении и воспитании детей и соблюдении религиозно-этических норм поведения» [1,с. 25].

Справедливо отмечает В.П. Тоидис: «Этнопе-дагогика для современной семьи - своеобразная

134

Вестник КРУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

© А.Ю. Каракаева, 2008

корневая система формирования этнонациональ-ного самосознания» [7, с. 219].

Воспитание юного поколения в ногайской семье осуществлялось средствами народной педагогики: фольклора, народных игр, обрядов и обычаев. Одной из значительных областей устного народного творчества ногайцев является детский фольклор. Он имеет огромное воспитательное значение, где раскрываются трудовые, нравственные, патриотические традиции народа.

Колыбельным песням в ногайском детском фольклоре отводится особое место. Их пели тогда, когда ребенку давали имя, укладывали его в колыбель. Когда пели колыбельную, малышу желали здоровья и счастья, хорошей жизни.

Ознакомление детей с устным народным творчеством позволяет им полнее, глубже и лучше Познань окружающий мир. Он так же является главным источником обогащения речи. Благодаря фольклору молодое поколение усваивают обычаи и традиции народа, познают нравственные правила.

Обратимся к вопросам семьи и семейного воспитания ногайцев.

В историко-этнографическом очерке «Ногайцы» читаем: «В XIX - нач. XX в. у ногайцев существовали две формы семьи: большая патриархальная и малая» [4. с. 158]. Старшим в большой семье был «атай» - отец. Он пользовался особым уважением, каждое его слово беспрекословно выполнялось детьми.

Как отмечает С.Ш. Гаджиева: «Во второй половине XIX - начале XX в., господствующей формой семьи у ногайцев была малая семья» [2, с. 14].

В пословицах и поговорках богато представлено понимание народом значения воспитания, особенно семейного. Особое отношение прослеживается у народа к детям; «Балалыуъй- базар, баласыз уьй - мезар» — «Дом с детьми - базар, дом без детей - кладбище» - гласит народная мудрость. «Балады ястан, кеяинди бастаи тер-бияпа»- «Ребенка воспитывают с малых лет, а невесту - с первых дней» и др. Эти пословицы говорят нам о том, как народ оценивает значение раннего воспитания. Народ твердо убежден, что отклонения в воспитании детей - это результат запущенности воспитания.

Глубоким уважением и любовью пользовались мать и отец, как главные воспитатели в семье.

Важно роль матери при воспитании. В многочисленных народных афоризмах народ говорит следующее: «Атадап коърген ок йонар, анадан

коьрген тон тигер» — «Тот, кто берет пример с отца, будет строгать стрелу, та, кто берет пример с матери, будет кроить шубу», «Атасызуьй -баътесиз, анасыз уьй — маьнесиз» - «Дом без отца - не благополучен, дом без матери - бессилен» и др. Вот что писал Г. Перетяткович об авторитете жены и матери в семье: «Расположением жены не коим образом не следовало пренебрегать, ибо иногда случалось, что отец не был в состоянии остановить сына, собравшегося в поход на Русь, и только авторитет матери мог удержать его от вторжения в русские пределы» [6, с. 181]. Мать - самый главный человек в жизни каждого из нас. Недаром ногайская пословица гласит: «Анадыпъ коьньши балада, баладынъ коьнъили д ап ад а» - «Душа матери - с ребенком, а душа ребенка - в степи» и др.

Много поучительного содержится в эпической педагогике ногайцев о роли отца в семье. «Ата-дан калган эспиде кстар» - «Что останется от отца, то останется в памяти», «Атаданразылык апмаган камырда парахат ятпас» - «Кто не получил благословения от отца, тот в могиле спокойно спать не будет)), - говорит ногайская пословица.

Влияние отца на сына издавна считалось мощным средством воспитания. Об этом свидетельствуют пословицы: «Ата - балага сыншы» -«Отец - испытатель своего ребенка», «Ата - баладынъ сыны» - «Отец - образец для сына» и др. Народ видит важность в преемственности воспитания. Так метафорично звучит пословица: «Алды тегершик кайдан коыисе, сонъысы да сонпан коьшер» - «Как пойдет переднее колесо, так пойдет и заднее» и др.

В ногайской этнической педагогике нашли свое отражение и морально-этические устои народа: уважение и почет к старшим, прославление защитников Родины, любовь, честность и т.д. Эти нравственные качества человека родители желали видеть в своих детях.

Ногайцы высоко ценили значение нравственности в воспитании детей. Нравственность человека связано с его умением преодолевать трудности, выполнять конкретные обязанности, проявлять волевые черты характера-трудолюбие, терпеливость. упорство и т.д. Народ считал, что нравственное воспитание, физическое развитие осуществлялось в процессе общения и трудовой деятельности. Главными заповедями этнической педагогики ногайцев являются правдивость, справедливость, честность, доброта, гостеприимство и т.д.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология, Социокинетика ♦ № 6

135

Эти нравственные нормы поведения человека внушались и передавались детям с малых лет.

Рассмотрим как ногайцы приучали детей к труду и трудолюбию.

Традииии ногайцев затрагивают вопросы взаимоотношений людей, отношение человека к другому человеку, к семье, к обществу, ко всему, что составляет личную и общественную жизнь. Самыми прогрессивными традициями ногайского народа были трудовые. Эти традиции наиболее устойчивые, существующие столетиями, отражали прошлое и настоящее народа. Трудовое воспитание связано, прежде всего, с жизненно-бытовыми условиями семьи, ее хозяйственным положением, родом занятий родителей. Живя в кругу животноводов, охотников, ма-стеров-умельцев, дети готовились к труду, которые веками выполняли их отцы и деды. Дети с малых лет приобретали практические знания, соответствующие умения и навыки.

Трудовое воспитание детей ногайцев активно начиналось по достижению ребенком полных пяти лет. Дошкольникам прививались некоторые навыки выполнения несложных поручений (отгонял телят, пригонял скотину, водил коня на водопой и т.д.). В 10-15 летнем возрасте дети привлекались для выполнения более сложных видов занятий. Они помогали взрослым изготовлять войлок из овечьей шерсти, кошмы для покрытия юрт, из шкур животных изготавливали обувь, посуду, одежду. Дети привлекались так же и к ремеслу: столярным, кузнечно-слесарным, шорным.

В ногайской семье труд разграничивался на мужской и женский. Сугубо женскими занятиями считались: рукоделие, валяние войлока, приготовление для него различной орнаментовки, украшавшие дома, кибитки. Мужчины возделывали бешмет из кожи животных в тонкие ремешки, после чего плели различной толщины плети.

Так постепенно старшее поколение готовило себе смену. Они передавали юному поколению свой жизненный опыт, знания, умения. Ногайцы воспитывали у детей уважение к труду, вырабатывали у них внутреннюю потребность к нему, неукоснительное соблюдение обычаев и традиций.

Особое значение в подготовке детей к труду имели игры. Вместе с игрой дети усваивали характерные элементы трудовых процессов, которые закреплялись и переходили в навыки. В ногайской семье отдавалось предпочтение тем играм, действия в которых сочетаются с элементами трудо-

вых операций. Таковыми считались игры чабанов, табунщиков, охотников. Подражая матерям, девочки занимались шитьём одежды для кукол и т.д.

В современной ногайской семье дети одинаково привлекаются к домашней работе. Наше исследование показало, что многие дети в ногайских семьях начиная с дошкольного возраста приучаются к посильному труду. От правильной организации трудовой деятельности в семье зависит усвоение детьми правил, соответствующих традициям народа: почитание родителей, уважение к людям труда и т.д. Они являются нормой поведения молодых людей.

Воспитание детей осуществлялось также средствами художественно-прикладного искусства. Ногайский народ на протяжении веков отбирал лучшие формы, бережно передавал их подрастающему поколению: ткачество, плетете циновок и т.д. С самого раннего возраста учили детей уважать национальную культуру. Основу ногайских музыкальных инструментов составляли в первую очередь домбра, сыбызгы (духовой), кобыз (смычковый).

В настоящее время огромное значение уделяется национальным праздникам. Национальным праздником является встреча Нового года (Навруз байрам) по народному календарю, который начинается с 22 марта, Сабантой - праздник первого плуга. Кроме того, проводятся религиозные праздники, такие как, Ораза байрам и Курман байрам, которые стихийно отмечались в советское время. Эти праздники имеют большое воспитательное значение для подрастающего поколения. Возрождаются праздники по родовым общинам. Так, например, проходят встречи рода Баисовых, Каракаевых и др., где так же решаются вопросы воспитательного характера.

Особое внимание ногайцы уделяли личности с развитыми физическими качествами. С давних времён ногайцы с огромным уважением относились к физически сильным людям. О них слагались легенды, песни. Герои ногайского эпоса Шора-ба-тыр, Эр-Таргыл, Эр-Косай, Эдиге являются олицетворением богатырской силы, ловкости, мужества, меткости, сноровки и т.д. У ногайцев пользовались популярностью конно-спортивные состязания. Они формировали память и внимание, силу, ловкость, выносливость, смекалку и другие нравственно-фи-зические качества. Самыми древними играми и развлечениями являлись: различные игры в бабки «асык ойынлары», игра в кости «аксуьек», в прят-

136

Вестник КРУ нм. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

ки «нсырынмавык», считалки и т.д. Широкое рас-пространение имели игровые виды конных скачек: баигы, атшабыс и др., которые являются частью общей культуры народа.

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

- идеи И ОПЫТ этнической педагогики ПО ВОII' росам семьи и семейного воспитания ногайцев отражают национальное самосознание;

- возрождение педагогической культуры ногайцев осуществляется путем внедрения в содержание семейного воспитания прогрессивных традиций народа.

Библиографический список

1. Арабов И. А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. -Карачаевск: Изд-

во КЧГПУ, 1996.-С. 25-26.

2.ГаджиеваС.Ш. Очерки семьи и брака у ногайцев XIX - начало XX вв. - М.: Наука, 1979. -С. 16-17.

3. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991. - 25 с.

4. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикали-ев А.И-М. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. - Черкесск, 1988.-232с.

5. Калмыков XБ. Сабантой у кубанских ногайцев. - Черкесск: Изд-во КЧГУ, 2008. - 23 с.

6. Перетяткович Г. Поволжье в XV и XVII веках.-М., 1877.-С. 181.

7. Тоидис В.П. Этнонациональное самосознание как феномен культуры. — Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999. - С. 218-219.

А.В. Зорина ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

В последнее время в образовании наблюдается переход от традиционной педагогики к педагогике сотрудничества, которая предполагает установление личностно-ориентированного взаимодействия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. В данной статье автор рассматривает личностно-ориентированное взаимодействие между преподавателями и студентами как условие для создания благоприятной атмосферы в студенческом коллективе и формирования организаторских навыков студентов. Автор представляет результаты наблюдений за работой «Студенческого клуба», членами которого являются и студенты, и преподаватели.

В современных условиях воспитательная деятельность любого образовательного учреждения, в том числе и высшего учебного заведения, должна быть направлена на создание условий, при которых личность ощущает себя подлинным участником, носителем, субъектом и творцом разностороннего духовно обогащающего общения. Становление личности во многом зависит от степени ее активности, самостоятельности и многообразия форм включения в общественные отношения.

Индивидуальные качества человека определяются теми специфически жизненными условиями, которые оказывают на него непосредственное формирующее влияние. Таким образом, воспитательная деятельность вуза заключается в поиске и организации формирующих обстановок и ситуаций, в которых активным звеном выступает реальная совместная содержательная творческая

деятельность преподавателя и студента. Не воспитательное воздействие, не отдельный педагогический акт, а формирующее взаимодействие, ориентированное на личность каждого студента, его мироощущение и жизненные позиции, - вот что должно стать условием социально ценно го и индивидуально насыщенного развития студента.

Интерес современной педагогической науки к личностно-ориентированному взаимодействию преподавателей и студентов является весьма значимым показателем перехода от традиционной педагогики к гуманной педагогике, педагогике сотрудничества. Социально-педагогической основой современной высшей школы все в большей степени становятся субъект-субъектные отношения преподавателей и студентов. Тенденция гуманизации образования предполагает готовность преподавателя высшего учебного заведения к партнерскому взаимодействию со студентами,

€> А.В. Зорина, 2008

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.