Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСЛОВИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавриленко Лариса Станиславовна, Чупина Виктория Борисовна

В статье представлены результаты исследования готовности студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело» к осуществлению профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Актуальность исследования обусловлена объективной потребностью современного общества во враче, готовом к профессиональной деятельности в условиях неопределенности и относительно узкой, в основном теоретической направленностью процесса подготовки студентов медицинского вуза к осуществлению названной деятельности; наличием объективного потенциала медицинского вуза для подготовки студентов и его недостаточной востребованностью при организации образовательного процесса; стремлением студентов быть востребованными специалистами и отсутствием теоретического и методического обоснования, способствующего реализации названного стремления в образовательном процессе медицинского вуза. В связи с вышесказанным, целью исследования явилась изучение готовности будущих врачей к профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Полагаем, что процесс профессиональной подготовки будущих врачей в условиях обучения в вузе должен проходить в несколько этапов. Задачей первого этапа должно стать формирование устойчивой положительной мотивации, ценностных ориентаций на осуществление профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Второй этап должен включать обогащение дисциплин (разных блоков учебного плана по специальности) информацией об инновациях в медицине, о сущности, содержании и структуре профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Третий этап направлен на формирование исследовательских и рефлексивных навыков студентов-будущих врачей. На основе экспериментальных данных нами разработаны рекомендации, реализация которых обеспечит готовность будущих врачей к профессиональной деятельности в условиях неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гавриленко Лариса Станиславовна, Чупина Виктория Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE DOCTORS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE FACE OF UNCERTAINTY

The article presents the results of a study of the readiness of 5th-year students studying in the specialty "Medical Care" to carry out professional activities in conditions of uncertainty. The relevance of the study is due to the objective need of modern society for a doctor who is ready for professional activity in conditions of uncertainty and a relatively narrow, mainly theoretical orientation of the process of preparing medical university students for the implementation of this activity; the presence of the objective potential of the medical university for the training of students and its lack of demand in the organization of the educational process; the desire of students to be in demand by specialists and the lack of theoretical and methodological justification that contributes to the implementation of this desire in the educational process of the medical university. In connection with the above, the purpose of the study was to study the readiness of future doctors for professional activity in conditions of uncertainty. We believe that the process of professional training of future doctors in the conditions of training at a university should take place in several stages. The task of the first stage should be the formation of a stable positive motivation, value orientations for the implementation of professional activities in conditions of uncertainty. The second stage should include the enrichment of disciplines (different blocks of the curriculum in the specialty) with information about innovations in medicine, about the essence, content and structure of professional activity in conditions of uncertainty. The third stage is aimed at the formation of research and reflexive skills of students-future doctors. Based on the experimental data, we have developed recommendations, the implementation of which will ensure the readiness of future doctors for professional activity in conditions of uncertainty.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ГАВРИЛЕНКО Лариса Станиславовна и другие ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ...

V7TK" 7-1SQ О n\ß\ I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ -> > iJyy |(сс) (jjCS) Tfiis is an open access article under the СС BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0013 »Мтш^(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 1092-0742 AuthorlD: 800953 ORCID: 0000-0001-7493-4947

ГАВРИЛЕНКО Лариса Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры клинической

психологии и психотерапии с курсом ПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (660022, Россия, Красноярск, улица Партизана Железняка, 1, e-mail: dm-gavrilenko@mail.ru) SPIN: 2215-4081 AuthorlD: 475571 ORCID: 0000-0002-9846-2216 ЧУПИНА Виктория Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической

психологии и психотерапии с курсом ПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (660022, Россия, Красноярск, улица Партизана Железняка, 1, e-mail: ionessi@yandex.ru) Аннотация. В статье представлены результаты исследования готовности студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело» к осуществлению профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Актуальность исследования обусловлена объективной потребностью современного общества во враче, готовом к профессиональной деятельности в условиях неопределенности и относительно узкой, в основном теоретической направленностью процесса подготовки студентов медицинского вуза к осуществлению названной деятельности; наличием объективного потенциала медицинского вуза для подготовки студентов и его недостаточной востребованностью при организации образовательного процесса; стремлением студентов быть востребованными специалистами и отсутствием теоретического и методического обоснования, способствующего реализации названного стремления в образовательном процессе медицинского вуза. В связи с вышесказанным, целью исследования явилась изучение готовности будущих врачей к профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Полагаем, что процесс профессиональной подготовки будущих врачей в условиях обучения в вузе должен проходить в несколько этапов. Задачей первого этапа должно стать формирование устойчивой положительной мотивации, ценностных ориентаций на осуществление профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Второй этап должен включать обогащение дисциплин (разных блоков учебного плана по специальности) информацией об инновациях в медицине, о сущности, содержании и структуре профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Третий этап направлен на формирование исследовательских и рефлексивных навыков студентов-будущих врачей. На основе экспериментальных данных нами разработаны рекомендации, реализация которых обеспечит готовность будущих врачей к профессиональной деятельности в условиях неопределенности.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, условия неопределенности, мотивация к профессиональной деятельности, исследовательская деятельность, рефлексия, саморазвитие.

PREPARATION OF FUTURE DOCTORS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE FACE OF UNCERTAINTY

© The Author(s) 2021

GAVRILENKo Larisa Stanislavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of clinical psychology and psychotherapy with a postgraduate course Krasnoyarsk State Medical University of Professor Voino-Yasenrtsky (660022, Russia, Krasnoyarsk, street Partizna Zheleznyak., 1, e-mail: dm-gavrilenko@mail.ru) CHUPINA Viktoriia Borisovna, candidate of psychological sciences, associate professor

Krasnoyarsk State Medical University of Professor Voino-Yasenrtsky (660022, Russia, Krasnoyarsk, street Partizna Zheleznyak, 1, e-mail: ionessi@yandex.ru) Abstract. The article presents the results of a study of the readiness of 5th-year students studying in the specialty "Medical Care" to carry out professional activities in conditions of uncertainty. The relevance of the study is due to the objective need of modern society for a doctor who is ready for professional activity in conditions of uncertainty and a relatively narrow, mainly theoretical orientation of the process of preparing medical university students for the implementation of this activity; the presence of the objective potential of the medical university for the training of students and its lack of demand in the organization of the educational process; the desire of students to be in demand by specialists and the lack of theoretical and methodological justification that contributes to the implementation of this desire in the educational process of the medical university. In connection with the above, the purpose of the study was to study the readiness of future doctors for professional activity in conditions of uncertainty. We believe that the process of professional training of future doctors in the conditions of training at a university should take place in several stages. The task of the first stage should be the formation of a stable positive motivation, value orientations for the implementation of professional activities in conditions of uncertainty. The second stage should include the enrichment of disciplines (different blocks of the curriculum in the specialty) with information about innovations in medicine, about the essence, content and structure of professional activity in conditions of uncertainty. The third stage is aimed at the formation of research and reflexive skills of students-future doctors. Based on the experimental data, we have developed recommendations, the implementation of which will ensure the readiness of future doctors for professional activity in conditions of uncertainty.

Keywords: professional activity, conditions of uncertainty, motivation for professional activity, research activity, reflection, self-development.

ВВЕДЕНИЕ

Проведенный анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное

дело показал наличие требований в части формирования универсальных, общепрофессиональных компетенций. Среди установленных требований в рамках настоящего исследования нас заинтересовали следующие компетен-

GAVRILENKO Larisa Stanislavovna and other PREPARATION OF FUTURE DOCTORS...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ции выпускника: способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий; способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни. Следовательно, с одной стороны, стандарт предусматривает подготовку будущих врачей к профессиональной деятельности в условиях неопределенности, а с другой стороны, реальная ситуация обозначила проблему отсутствия этой готовности [1, 2].

Под условиями неопределенности в профессиональной деятельности врача будем понимать: присутствие фактора случайности; невозможность просчитать вероятность исхода, связанного с выбором способа решения; отсутствием достаточного количества информации для целесообразной организации действий; много вариантов развития событий и т.п. [3-6]. Поэтому вуз должен создать предпосылки для формирования готовности будущего врача способного оценивать вероятность потенциального результата в ситуациях неопределенности.

Полагаем, что готовность будущего врача к профессиональной деятельности в условиях неопределенности характеризуется взаимообусловленными компонентами (которые соответствуют структуре готовности к профессиональной деятельности в целом): мотивационно-цен-ностный, содержательно-операциональный и рефлексивно-исследовательский.

МЕТОДОЛОГИЯ

В связи с вышесказанным, целью исследования явилась изучение готовности будущих врачей к профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Выборка исследования представлена 156 студентами 5 курса, обучающимися по специальности «Лечебное дело» Красноярского государственного медицинского университета.

Для проведения исследования был подобран комплекс методик с учетом содержания структуры готовности к профессиональной деятельности: Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (Бубнова С.С.); Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи (Мехрабиана) Т. Элерса; Томский опросник ригидности (ТОР) (Залевского Г.В.); Самооценка уровня онтогенетической рефлексии (Н.П. Фетискина); Диагностика реализации потребностей в саморазвитии (Никитина Е.П., Харламенковой Н.Е.).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» была включена в диагностический комплекс для выявления системы ценностных ориентаций будущих врачей в условиях реальной деятельности (ценности, присущие будущему врачу сегодня!). Результаты исследования показали, что фактические рекомендации по оценке выборки субъектов исследования имеют довольно широкий диапазон выражения. Таким образом, из общего числа испытуемых 27,6% от наивысшего балла (5 из 6 баллов) отметили такую ценностную ориентацию, как «Высокое материальное благосостояние». Ценностная ориентация «Общение» была немного менее значимой для респондентов, преобладает у 21,8% респондентов.

17,9% будущих врачей имеют ценностную ориентацию на высокий социальный статус и управление людьми.

Менее значимыми ценностными ориентациями явились: приятное времяпрепровождение, отдых; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие к другим людям; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; признание и уважение людей и влияние на окружающих; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; здоровье. Перечисленные ценностные ориентации схожи по показателям. Наша гипотеза подтверждается многочисленными исследованиями, описывающими различия между

современным российским обществом и западным обществом, которые состоят в гораздо большей направленности россиян к основным материалистическим ценностям, что связано с состоянием кризиса экономической сферы [7].

Исследование мотивационной составляющей деятельности проводилось по тесту А. Мехрабиана. Полученные результаты показывают, что мотив избегания неудачи характерен для 54,5% будущих врачей (85 человек). Известно, что происхождение мотива избегания неудачи связано с действием «великого психологического закона» - закона «замерзания мотивации», который звучит следующим образом: «Если Вы для блага человека, который только учится чему-то и не чувствует себя уверенно в новой области (чтобы он делал все лучше и лучше), будете часто указывать на его ошибки, то результатом Вашей деятельности будет ... не его успех, а совсем другое, а именно - постепенное «замерзание мотивации», вообще этим заниматься» [8, с. 270]. На достижение успеха ориентированы 45,5% исследуемых (71 студент).

Таким образом, более половины респондентов сосредоточены на том, чтобы избежать неудачи. Можно предположить, что будущие врачи не чувствуют себя уверенно в новой области (что вполне естественно, так как студенты все еще находятся на стадии образовательной и профессиональной деятельности). Они боятся отказаться от привычного поведения, деятельности.

Показатели, полученные с помощью теста ТОР, представляют собой средние арифметические значения, основанные на выборке из 156 будущих врачей, участвующих в эксперименте.

В целом оценивая психическую ригидность, мы можем отметить ее высокую выраженность в актуальных состояниях (н-р, в эмоционально-напряженных ситуациях). Об этом свидетельствуют данные полученные по шкалам РСО (15,36), АР (46,05) и СР (48,21). Это означает, что ситуации неопределенности для будущих врачей, требующие изменений и т. д., эмоционально переживаются как неприятные, неудобные.

Однако, на фоне повышенной психической ригидности, показатели по шкале «Симптомокомплекс ригидности» (89,59) указывают на ее умеренную степень выраженности. В данном случае существует вероятность того, что в случае повышения психической активности, будущие врачи могут отойти от профессиональных стереотипов, поведения, могут изменить мнения, отношения, самооценку и т.д. Тогда степень выраженности психической ригидности может сместиться в сторону флексибильности.

На следующем этапе психологической диагностики, мы определили уровень онтогенетической рефлексии в исследуемой выборке, предполагающей анализ прошлых ошибок, успешный и неудачный жизненный опыт, используя методику Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии».

Рефлексия со знаком «-» была обнаружена у будущих врачей в 45,5% случаев. Для них итогом прошлых ошибок является страх сделать новые.

Рефлексия со знаком «+» была выявлена у такого же количества исследуемых - 45,5% случаев. Респонденты, которые составляют эту группу, характеризуются как люди, которые могут анализировать свои действия, реальные события и перспективы жизни.

9% респондентов показали полное отсутствие рефлексии. Они не недовольны своими решениями, также как их окружение. Чтобы исправить ситуацию, нужно лучше продумать свои решения, проанализировать ошибки в сложных жизненных ситуациях.

Для изучения реализации потребностей будущих врачей в саморазвитии в рамках рефлексивно-исследовательского компонента готовности к профессиональной деятельности в условиях неопределенности

62

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ГАВРИЛЕНКО Лариса Станиславовна и другие ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ...

был использован опросник «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» авторы Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова. Было установлено, что респонденты имеют выраженную потребность в саморазвитии (76 человек-средний балл 48,7%). Нет определенной системы саморазвития у 80 респондентов (51,3%). Будущие врачи с остановленным саморазвитием не обнаружены.

ОБСУЖДЕНИЕ

Обобщая полученные результаты, мы можем констатировать тот факт, что в настоящее время большинство исследуемых будущих врачей не имеют готовности к профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Выявленный набор, определяемых доминирующих ценностных ориентаций в выборке исследуемых, отражает кризисное состояние российского общества и экономики, которое сохраняется в течение многих лет, у большинства респондентов отсутствует определенная система саморазвития. Полученные данные определяют необходимость дальнейших работ по формированию мотивационной, ценной и рефлексивной составляющей подготовки будущего врача к профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Этому будет способствовать продолжение целенаправленной работы по формированию подготовки будущих студентов-медиков к ситуациям неопределенности.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в результате экспериментального исследования большинство будущих врачей не имеют всесторонней подготовки к реализации профессиональной деятельности в условиях неопределенности.

Анализ современных научных работ по смежным темам [9-13], наш собственный эмпирический опыт, предполагает, что для обеспечения подготовки будущих врачей к неопределенности в их профессиональной деятельности при осуществлении обучения в образовательном процессе университета необходимо соблюдать следующие рекомендации.

1. Учет критериев готовности, которые представляют единство профессиональных навыков и личностных качеств, выраженных в наличии следующих особенностей: мотив самосовершенствования профессиональной деятельности, преодоления трудностей в профессиональной деятельности; восприимчивость к инновациям, самореализации, самоактуализации; научная компетентность и целесообразность осуществляемых действий; формирование компетенций по внедрению профессиональных действий в условиях неопределенности, а именно внедрение инноваций и отслеживание прогресса в ее реализации. Названные критерии должны выступать как цель и результат подготовки [14-22].

2. Процесс профессиональной подготовки будущих врачей в условиях обучения в вузе должен проходить в несколько этапов. Основной задачей первого этапа должно стать: создание среды, устойчивая положительная мотивация, ценностные ориентации на осуществление профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Второй этап должен включать: обогащение дисциплин (разных блоков учебного плана по специальности) информацией об инновациях в медицине, о сущности, содержании и структуре профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Целью третьего этапа должно стать формирование исследовательских и рефлексивных навыков студентов-будущих врачей [23, 24].

3. Организация образовательного процесса как можно больше приближенного к профессиональной деятельности в условиях неопределенности путем активации образовательной и профессиональной деятельности будущих врачей. Для этого необходимо использовать активные методы обучения, которые способствуют формированию субъектной позиции студентов, а именно, развитию их рефлексии, мотивации к изменениям в профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лазуренко Е.А. Психолого-педагогические особенности моделирования профессиональной компетентности студентов-медиков в процессе профессионального становления // Психологiчний часопис. 2018. № 3 (13). С. 67-85.

2. Howardtracy B., Williamstrisha E. (2020). An innovative teaching model in an academic-practice partnership for a Doctor of Nursing Practice program: Journal of Professional Nursing, 36, 285-291.

3. Захарова Е.В. Влияние образовательной среды медицинского вуза на формирование мотивационной сферы студентов //Интеграция наук. 2016. № 2 (2). С. 7-10.

4. Корж Е.В., Бельских О.Л., Наумова Н.В. Педагогическая модель формирования социальной и личностной мотивации врачей-ординаторов к будущей профессиональной деятельности // Наука и образование: новое время. 2018. № 5 (28). С. 543-552.

5. Авдеева А.П., Сафонова Ю.А. Психологическая готовность студентов к инновационной профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 72.

6. McCrossan R., Swan L. Redfern N. (2020). Mentoring for doctors in the UK: what it can do for you, your colleagues, and your patients: BJA Education, 20 (12), 404-410.

7. Ценности в кризисном социуме (заседание «круглого стола» в Институте психологии АН СССР) // Психологический журнал. 1991. Т.22. № 6. С.254-167.

8. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому М.: Педагогическое общество России, 2001. 36 с.

9. Curriea C.A., Nottageb C., Spurrierc N., Maddend D.L. (2020). Comparison of public health specialty training in Australia and England: екст: Public Health, 18, 35-41.

10. Пожарская Е.Л., Дебердеева Н.А. Психологические особенности профессионального самоопределения и ценностные ориентации молодежи на этапе профессионального обучения в высшей школе // Успехи современной науки. 2017. Т. 5. № 4. С. 191-198.

11. Лопанова Е.В., Лалов Ю.В. Интеграция медицинских и педагогических технологий в профессиональной подготовке будущего врача //Проблемы современной науки и образования. 2017. № 14 (96). С. 7278.

12. Chudnovskaya Ye.A. (2003). Narusheniya serdechnogo ritma: etiologiya, patogenez, klinika, diagnostika, lechenie: RMZh, 19, 1064.

13. Ahmedova N.D., Azimov A.A., Tulyakov E.O., Boboyev M.M. (2020). Features methods of professional training of future doctor: New day in Medicine, 2 (30), 43-46.

14. Kitsios F., Kamariotou M. (2021). Job satisfaction behind motivation: An empirical study in public health workers: Heliyon, 7, e06857.

15. Alhassan R.K., Spieker N., vanOstenberg P., Oging A., Nketiah-Amponsah E., RinkedeWit T. (2013). Association between health worker motivation and healthcare quality efforts in Ghana: Human Resurs Health, 11 (37), 2-11.

16. Chmielewska M., Stokwiszewski J., Filip J., Hermanowski T. (2020). Motivation factor affecting the job attitude of medical doctor and organizational performance of public hospitals in Warsaw, Poland: BMC Health Serv. Res., 20, 1-12.

17. Захарова Е.А., Сорокина Т.М., Юдина Е.А. Исследовательские действия в структуре психологической готовности к профессии будущего врача // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3

(28). С. 9.

18. Бондаренко Е.В., Хоронько Л.Я. Роль учебных практик с целью превенции профессиональных ошибок в системе подготовки будущих врачей //Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 1. С. 4.

19. Богомолова Е.С., Захарова Е.А., Гаврилова Н.Б. Рефлексивный компонент в структуре клинического мышления // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 2 (54). С. 112-123.

20. Итинсон К.С., Чиркова В.М. Роль симуляционных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций будущих врачей //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4

(29). С. 71-73.

21. Ракова Т.В. Социально-экономические причины переизбытка врачей-стоматологов в федеральных округах РФ // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 300-302.

22. Кривдина Н.Д., Матвиенко Е.В., Хмелевская И.Г. Мониторинг удовлетворенности студентов качеством обучения и особенности воспитательной работы на педиатрическом факультете // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 28-31.

23. Joyce E., Cowing J., Lazarus C., Peters S. (2018). Training tomorrow's doctors to explain 'medically unexplained'physical symptoms: An examination of UK medical educators' views of barriers and solutions: Patient Education and Counseling, 101 (5), 878-884.

24. MedhaffaralK., FekiaR., FekiaI., Baatia J., MasmoudiaA. (2015). Joana Professional Exhaustion or "burn Out" Among Doctors in Training: European Psychiatry, 30, 1833.

Статья поступила в редакцию 26.05.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.