Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ'

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / БУДУЩИЕ ЮРИСТЫ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лодкина Тамара Владимировна, Дрянных Наталия Викторовна

Целью статьи является обоснование структуры профессиональной готовности будущих юристов к работе в правоохранительных органах, а также условий ее формирования в образовательной среде университета: общественная и личностная значимость юридического образования и его востребованность; осознание обучающимися юридического образования как необходимой составляющей их профессиональной компетентности; интеграция, единство и взаимодополнение государственных и региональных интересов в содержании и структуре юридического образования; учебно-методическое сопровождение образовательного процесса применительно к сферам профессиональной деятельности субъектов юридической практики; мониторинг, позволяющий диагностировать формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, моделировать и прогнозировать педагогический процесс, принимать управленческие решения по его коррекции на основе полученной объективной информации. Структура профессиональной готовности будущих юристов представлена как многофункциональное системное образование, в которое входят мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, оценочно-рефлексивный компоненты. Наше исследование дополняет исследования по данной проблематике, определяет сущность профессиональной готовности и ее структуру. Исследование расширяет круг представлений о профессиональной подготовке студентов в вузе в целом; дополняет теоретические представления о подготовки будущих юристов для правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лодкина Тамара Владимировна, Дрянных Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE LAWYERS

The purpose of the article is to substantiate the structure of the professional readiness of future lawyers to work in law enforcement agencies, as well as to substantiate the conditions for its formation in the educational environment of the university: the social and personal significance of legal education and its relevance; students' awareness of legal education as a necessary component of their professional competency; integration, unity and complementarity of state and regional interests in the content and structure of legal education; educational and methodological support of the educational process in relation to the spheres of professional activity of subjects of legal practice; monitoring, which allows diagnosing the formation of general cultural and professional competencies of students, modelling and predicting the pedagogic process, making managerial decisions on its correction based on the obtained objective information. The structure of professional readiness of future lawyers is presented as a multifunctional system education, which includes motivational and value, cognitive, operational-activity, evaluative-reflexive components. Our research complements at research on this issue, defines the essence of professional readiness and its structure. The study expands the range of ideas about the professional training of students at university as a whole; complements the theoretical understanding of training of future lawyers for law enforcement.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,

№ 3. С. 147-153. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021. vol. 27, № 3. pp. 147-153. ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 378:34

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-147-153

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Лодкина Тамара Владимировна, доктор педагогических наук, Центр развития образования, Вологда, Россия, lodkina54@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3248-3652

Дрянных Наталия Викторовна, кандидат философских наук, Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. dryanih@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3340-3829

Аннотация. Целью статьи является обоснование структуры профессиональной готовности будущих юристов к работе в правоохранительных органах, а также условий ее формирования в образовательной среде университета: общественная и личностная значимость юридического образования и его востребованность; осознание обучающимися юридического образования как необходимой составляющей их профессиональной компетентности; интеграция, единство и взаимодополнение государственных и региональных интересов в содержании и структуре юридического образования; учебно-методическое сопровождение образовательного процесса применительно к сферам профессиональной деятельности субъектов юридической практики; мониторинг, позволяющий диагностировать формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, моделировать и прогнозировать педагогический процесс, принимать управленческие решения по его коррекции на основе полученной объективной информации.

Структура профессиональной готовности будущих юристов представлена как многофункциональное системное образование, в которое входят мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, оценочно-рефлексивный компоненты. Наше исследование дополняет исследования по данной проблематике, определяет сущность профессиональной готовности и ее структуру. Исследование расширяет круг представлений о профессиональной подготовке студентов в вузе в целом; дополняет теоретические представления о подготовки будущих юристов для правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: юридическое образование, методологические подходы, будущие юристы, структура профессиональной готовности.

Благодарности. Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 20-011-00042

Для цитирования: Лодкина Т.В., Дрянных Н.В. Структура профессиональной готовности будущих юристов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 147-153. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-147-153

Research article

THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE LAWYERS

Tamara V. Lodkina, Doctor of Pedagogic Sciences, Vologda municipal district «Centre for the Development of Education», Vologda, Russia. lodkina54@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3248-3652

Natalia V. Dryannykh, Candidate of Philosophical Sciences, Vologda State University, Vologda, Russia. dryanih@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3340-3829

Abstract. The purpose of the article is to substantiate the structure of the professional readiness of future lawyers to work in law enforcement agencies, as well as to substantiate the conditions for its formation in the educational environment of the university: the social and personal significance of legal education and its relevance; students' awareness of legal education as a necessary component of their professional competency; integration, unity and complementarity of state and regional interests in the content and structure of legal education; educational and methodological support of the educational process in relation to the spheres of professional activity of subjects of legal practice; monitoring, which allows diagnosing the formation of general cultural and professional competencies of students, modelling and predicting the pedagogic process, making managerial decisions on its correction based on the obtained objective information.

The structure of professional readiness of future lawyers is presented as a multifunctional system education, which includes motivational and value, cognitive, operational-activity, evaluative-reflexive components. Our research complements

© Лодкина Т.В., Дрянных Н.В., 2021

Педагогика. Психология. Социокинетика -щ. № 3 147

research on this issue, defines the essence of professional readiness and its structure. The study expands the range of ideas about the professional training of students at university as a whole; complements the theoretical understanding of training of future lawyers for law enforcement. Keywords: legal education, methodological approaches, future lawyers, structure of professional readiness Acknowledgments. This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project 20-011-00042 For citation: Lodkina T.V., Dryannykh N.V. The structure of professional readiness of future lawyers // Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021. vol. 27, № 3. pp. 147-153. (In Russ.) https://doi. org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-147-153

Потребность в обеспечении устойчивого развития российского общества значительно актуализировала решение проблемы качественной подготовки юридических кадров. Становится очевидным, что будущее России зависит во многом от качества подготовки выпускников вуза, их профессионализма, глубоких знаний в правовой сфере, а также готовности к защите безопасности страны от новых угроз и вызовов XXI века правовыми способами.

Теоретический анализ научной литературы и изучение образовательной практики показывает, что недостаточная подготовка выпускников юридических факультетов к их последующей практической деятельности, неспособность быстро и результативно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности -весьма актуальная проблема в современной России. Несмотря на положительные тенденции, связанные с изменениями в юридическом образовании, налицо объективно существующее противоречие между теоретической подготовкой будущих юристов и их недостаточным уровнем практико-ориентированного обучения, направленного на формирование готовности к профессиональной деятельности, а также потребностью в создании новых условий для организации эффективной системы обучения студентов-юристов. Более того, как замечает М.С. Чекалина, «наблюдаются противоречивые тенденции: с одной стороны, увеличивается количество юношей и девушек, получающих высшее образование, с другой - количество выпускников вузов, работающих по специальности, полученной в вузе, снижается» [Чекалина: 10]. Это означает, что следует находить адекватные пути реализации социального заказа, в том числе возможностями высшей школы. Поэтому в научной литературе вопрос о профессиональной готовности студентов вуза к будущей деятельности не теряет своей актуальности. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы подтвердил актуальность данного исследования.

Теоретическую основу исследования составили системный (И.В. Блауберг, В.Г. Афанасьев и др.), деятельностный (А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), гуманистический (Н.В. Дрянных, А.Е. Лодкин, Т.А. Четверикова и др.) и аксиологический подходы (Т.В. Лодкина, В.А. Сластенин и др.). Системный подход позволяет с помощью общих системных свойств и признаков в рамках наше-

го исследования рассмотреть вопросы подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности в системе вузовского образования, формирования готовности к профессиональной деятельности, подразумевает изучение структурных компонентов, связей и отношений. Базой системного исследования являются такие понятия, как свойство, отношение, связь, элемент, подсистема, целостность, структура, организация, дифференциация, интеграция, управление.

Деятельностный подход дает возможность раскрыть деятельность обучающихся как субъектов и пути совершенствования подготовки юридических кадров. Гуманистический подход заключается в том, что человек признается наивысшей ценностью. Он предполагает в известных обстоятельствах принятие новых ценностей и отказ от старых, уходящих в прошлое. Гуманистическая направленность процесса подготовки студентов-юристов определяется тем, как она закладывает в личность механизмы адаптации, саморазвития, самореализации в изменяющемся мире, правовую оценку, умение логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей как основу для формирования правосознания, соотносить правовые ценности с нормами морали и политики, что становится одним из важнейших показателей уровня правовой культуры обучающихся. В результате синтеза этих подходов может сформироваться целостное представление о профессиональной готовности будущих юристов к работе в правоохранительных органах.

В методологическую базу исследования входят работы, посвященные формированию профессиональной готовности, А.А. Гришина, Г.В. Дубова, М.И. Дьяченко, А.Ф. Дунаева, Л.А. Кандыбович, А.В. Опалева, В.А. Сластенина, И.Г. Смирнова и др., которые позволяют глубже рассмотреть сущность данного понятия.

Методология исследования отражает комплекс методов: теоретический анализ литературы, методику незаконченного предложения, анкетирование, анализ творческих работ.

Относительно трактовки научного поля дефиниции «профессиональная готовность» в специальной литературе можно выделить два подхода. Согласно первому подходу, основу профессиональной готовности составляет психологическая готовность как особое

состояние, которое постепенно переходит в свойства и качества личности. Второй подход рассматривает профессиональную готовность как устойчивую характеристику личности, синтез ее свойств, превращающуюся в устойчивое качество личности в процессе деятельности [Дрянных, Лодкина: 3].

Профессиональная готовность в педагогической теории раскрывается с различных позиций. Так, согласно исследованию Л.И. Гурье и Л.Л. Маркиной, готовность к инновационной профессионально-педагогической деятельности - это «целостное личностное образование, связано с развитием важных социально-профессиональных качеств и способностей, предполагает развитие мотивационных, операционных, креативных и рефлексивных компонентов» [Гурье, Маркина: 1]. Эффективной реализации указанных функций, на наш взгляд, способствуют умения предвидеть результаты учебно-профессиональной деятельности, разрабатывать педагогические проекты, конструировать новые педагогические технологии обучения [Дрянных, Лодкина: 3].

М.В. Мотехина, исследуя процесс формирования профессионально-правовых умений будущего педагога, считает, что в результате подготовки у студентов формируется готовность, характеризующаяся умением решать педагогические правовые задачи на основе юридических знаний, способность предупреждать негативные явления» [Мотехина: 8].

На проблему профессиональной подготовки обучающихся в сфере государственного управления обращает внимание Н.В. Провоторова. Она замечает, что к профессиональному уровню будущих специалистов в данной области предъявляются особые требования. Суждения автора схожи с требованиями, которые предъявляются и к будущим юристам, ибо на обучающихся в данной сфере, помимо профессиональной деятельности, также «возложена общественно ответственная роль: он является носителем и проводником не только государственной политики, но и государственной морали» [Провоторова: 9]. Соответственно, возрастает необходимость формирования профессиональной готовности обучающихся к профессиональной деятельности «с учетом современной специфики, связанной с осуществлением общественных реформ и внедрением инновационных форм управления» [Провоторова: 9].

В научных трудах М.И. Дьяченко и Л.А. Канды-бович профессиональная готовность рассматривается с психологической точки зрения. Авторы выделяют заблаговременную готовность, временную и ситуативную. Заблаговременная готовность - это ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы, необходимые в профессиональной деятельности.

Именно на основе заблаговременной готовности, которая носит длительный характер, и возникает со-

стояние готовности к выполнению профессиональных задач. Временное состояние готовности представляет собой создание психологических возможностей для успешных действий в текущий момент. Ситуативная готовность есть динамическое состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия. Следовательно, психологическая готовность к профессиональной деятельности, с точки зрения авторов, понимается как «сложное комплексное психическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов, имеющих динамическую структуру с функциональными зависимостями» [Дьяченко, Кан-дыбович: 4].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что профессиональная готовность - предмет многих научных исследований, содержание данного понятия обширно, многоаспектно и многофункционально, обусловлено спецификой деятельности человека, особенностями теоретических концепций ученых, имеет неоднозначную психолого-педагогическую интерпретацию и включает в себя различные компоненты, раскрывающие многогранную природу профессиональной готовности как предмета междисциплинарного исследования.

Рассмотрев и проанализировав существующие варианты трактовок понятия «профессиональная готовность», предложенных учеными, мы выделили в их содержании детерминанты, раскрывающие смысл данного определения. Нами установлено, что в психолого-педагогической литературе трактовки понятия «профессиональная готовность» различаются как по содержанию, так и по степени обобщения.

Это дало нам возможность рассмотреть данный феномен более подробно и позволило на основе анализа научной литературы сделать попытку определить сущность понятия «профессиональная готовность» в контексте подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: «процессуальная целостность, которая проявляется во время подготовки специалистов юридического профиля к профессиональной деятельности, характеризуется умением четко и оперативно принимать решения, общей направленностью личности в отношении правозначимого явления, высоким интересом к своей профессии, владением эффективными приемами общения, навыками регуляции, консультирования и интервьюирования» [Дрянных, Лодкина: 2].

Согласно научным исследованиям, состояние профессиональной готовности имеет довольно непростую, постоянно меняющуюся структуру, основой которой, на наш взгляд, выступает её интегративный характер, который обнаруживается в упорядоченности и единстве таких структурных компонентов,

как мотивационно-ценностный, когнитивный, опера-ционально-деятельностный, оценочно-рефлексивный.

Мотивационно-ценностный компонент отражает мировоззрение и направленность личности, ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности. Данный компонент рассматривается И.В. Клименко как сложное динамическое явление, меняющееся в процессе профессиональной подготовки. Оно включает в себя «взаимосвязанные профессиональные мотивы, интересы, цели, профессиональные ценностные ориентации, идеалы, убеждения, установки, которые обеспечивают активность студентов в профессиональном самоопределении и становлении, а также потребность в непрерывном профессиональном самосовершенствования» [Клименко: 6].

Мотивационно-ценностную направленность личности на профессиональную деятельность автор представляет в виде структуры, «включающей два взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: 1) мотивационного, включающего эмоционально-личностные, социальные, познавательные и социально-экономические мотивы выбора и предпочтения профессии; 2) ценностно-ориентационного, включающего совокупность личностных, познавательных, социально-обусловленных и социально-экономических ценностей» [Клименко: 6].

Итак, профессиональная готовность - это своеобразный комплекс мотивационных образований, высокий уровень правосознания, профессиональные взгляды и убеждения, ценности, желание приносить пользу обществу, законопослушность, справедливость, готовность к выполнению служебного долга, потребность в саморазвитии и самовоспитании.

Организация исследования. Цель исследования состоит в обосновании совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование профессиональной готовности будущих юристов к правоохранительной деятельности. Осуществление цели предполагало применение разнообразных методов исследования: теоретического анализа научной литературы, наблюдения, анкетирования, тестирования, ранжирования, опытно-экспериментальной работы, методики незаконченного предложения, анализа творческих работ, методов графической обработки экспериментальных данных.

Гипотеза. Формирование профессиональной готовности юридических кадров для правоохранительных органов, представляя собой целенаправленный, закономерный, управляемый процесс, будет успешным, если проанализированы содержание и специфика понятия «профессиональная готовность», что позволит глубже проникнуть в сущность рассматриваемого педагогического феномена; определен компонентный состав модели профессиональной готовности студентов к работе в правоохранительных

органах; разработан критериально-диагностический аппарат определения уровней профессиональной готовности студентов для правоохранительных органов, что предоставит объективную картину и обеспечит возможность внесения корректив в подготовку будущих юристов в вузе, повышения качества обучения; выявлены и научно обоснованы педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования профессиональной готовности к деятельности у студентов-юристов в вузе.

Выборка. Проводился опрос студентов-юристов по направлению 40.03.01 - «юриспруденция» института управления, экономики и юриспруденции Вологодского государственного университета. Объем выборки составил 165 человек, из них мужчин - 34,6 %, женщин - 65,4 %.

Результаты исследования. Исследование показывает, что студенты, руководствуясь нравственными ценностями, проявляют стремление к добру, желание сделать что-то полезное, позитивное. Они стремятся к лучшему жизненному пути, овладению новыми достижениями. Среди многих ценностей выделяется гуманизм, предполагающий стремление приносить пользу людям и взаимодействовать с ними [Лодкин, Четверикова: 7]. Как явствует из исследования, 98,8 % обучающихся самым главным в жизни считают семью, детей, здоровье близких, их защищенность.

Именно в этих ценностях сконцентрировано то, что имеет положительное общественное значение. Эти научные данные подтверждаются и в нашем исследовании. У большинства студентов-юристов имеется полное понимание сути будущей профессии и адекватное отношение к своим гражданским и профессиональным обязанностям в правоохранительной деятельности. Наблюдается положительная тенденция в отношении ценностных ориентаций обучающихся, что характеризует достаточно высокий уровень правосознания.

Выявились факторы, определяющие готовность профессиональной деятельности будущих юристов: личность преподавателя (средний балл 6,35), привлекательность участия в студенческой жизни, возможность общения с большим кругом интересных людей, в том числе юристов-профессионалов, проявление творчества (средний балл 5,96), гарантия трудоустройства, стабильная заработная плата, престиж профессии (средний балл 4,21).

Когнитивный компонент характеризуется сформированными общими и профессиональными знаниями, отвечающими требованиям современного общества, наличием знаний о профессиональной деятельности в меняющихся условиях. Как замечает С.В. Калашникова, основными «показателями когнитивного компонента являются: владение аналитическими навыками; наличие общих и специальных знаний; способность

8

2 -

0 -

Личность преподавателя Образовательная среда Социально-экономические

факторы

Рис. 1. Факторы готовности к профессиональной деятельности будущих юристов

Таблица 1

Уровень академической успеваемости бакалавров-юристов разных направлений подготовки (2020/21 гг.)

Форма отчетности Уголовно-правовой профиль (39 чел.) Государственно-правовой профиль (33 чел.) Гражданско-правовой (56 чел.)

Государственный экзамен «отлично» - 53,8 %; «хорошо» - 27 %; «удовлетворительно» - 19,2 % «отлично» - 48,1 %; «хорошо» - 33,3 %; «удовлетворительно» - 18,6 % «отлично» - 26,8 %; «хорошо» - 50 %; «удовлетворительно» - 23,2 %

Защита ВКР «отлично» - 30,8 %; «хорошо» - 53,8 %; «удовлетворительно» - 15,4 % «отлично» - 66,7 %; «хорошо» - 4,7 %; «удовлетворительно» - 8,6 % «отлично» - 50 %; «хорошо» - 37,4 %; «удовлетворительно» - 12,6 %

к организации самостоятельной познавательной деятельности» [Калашникова: 5].

Так, по ее мнению, аналитические умения предполагают не только выявление фактов, но и «установление состава элементов данного факта или явления; раскрытие содержания и выделение роли каждого из элементов; проникновение в процесс развития целостного явления» [Калашникова: 9]. Когнитивная составляющая профессиональной готовности будущих юристов с необходимостью включает в себя инвариантные и специальные знания, на основе которых формируется система профессиональных умений, способов деятельности.

Анализ результатов констатирующего этапа исследования показал, что все выпускники преодолели пороговый уровень освоения общекультурных и профессиональных компетенций, что закономерно, так как слабоуспевающие студенты, как правило, отчисляются на более ранних курсах. Повышенному уровню соответствует 48 % выпускников, продвинутому -72 % обучающихся.

Итоги выпуска бакалавров-юристов 2020/21 учебного года в процентном соотношении представлены в таблице 1.

Операционально-деятельностный компонент свидетельствует о наличии умений и навыков, позволяющих решать профессиональные задачи, овладевать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. Применение различных активных методов

и форм обучения способствует формированию самостоятельности мышления, развитию оригинальности, умению делать обобщающие выводы. Обучающиеся работают с нормативно-правовыми актами, анализирую последние изменения законодательства, самостоятельно составляют процессуальные документы, решают правовые задачи.

Овладение студентами опытом профессиональной деятельности происходит также при написании ими проектов, выпускных квалификационных работ, необходимых в профессиональной юридической деятельности. Практика реализации проектно-иссле-довательских работ свидетельствует о значительном потенциале в саморазвитии обучающихся, которые становятся инициаторами и исполнителями проектных решений.

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов (игровые, информационные, диалоговые, групповые и коллективные способы обучения) дают не просто знание основ права, но воспитывают уважение к праву и законности в реальной действительности, предоставляют возможность студенту сформироваться как субъекту профессиональной деятельности. На рисунке 2 представлен профиль ключевых компетенций юриста, которыми овладевают обучающиеся вуза (их точка зрения).

Полученный профиль компетенций согласуется с психологическими особенностями данного возраста, когда ведущей деятельностью остается учебная, но в то же время на первый план выходит и деятель-

Здоровьесбережение

ИКТ

представление ■ самооценка ■группа

1 Гражданственность

Социальное взаимодействие

Общение

Рис. 2. Профиль ключевых компетенций юриста

ность общения, что связано с новым социальным окружением и статусом обучающегося в вузе [Дрянных, Куклина: 2].

Оценочно-рефлексивный компонент включает алгоритм оценивания своей деятельности, адекватную оценку своих действий. Потребность в самосовершенствовании является важнейшим показателем высокого уровня подготовки студентов-юристов к профессиональной деятельности. Овладевая знаниями, обучающийся осознает свое место в обществе, объективно анализирует события, происходящие в нем, стремится к самосовершенствованию и созидательной деятельности. Укрепляется убеждение в необходимости соблюдения норм права в своей профессиональной деятельности.

Анализ творческих работ будущих юристов, методики незаконченного предложения позволил назвать параметры студента в качестве субъекта образовательного процесса: целенаправленное профессиональное самообразование, проектирование перспективы роста и самоутверждения, достижение высокого социального статуса; умение отстаивать свое мнение, воспринимать адекватно критику, ненарушение нормы права.

Наиболее существенными результатами формирования профессиональной готовности можно считать: углубление юридических знаний, повышение познавательной мотивации, осознание практической значимости теоретических знаний, развитие готовности у обучающихся к решению профессиональных юридических задач, овладение профессиональными компетенциями.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Анализ научной литературы показал, что имеется достаточно широкий круг исследований, посвященных изучению психолого-педагогических оснований готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. С позиций различных подходов рассмотрена суть понятия «профессиональная готовность» будущего специалиста и ее струк-

турные компоненты, что способствовало уточнению содержания и интерпретации их психолого-педагогического смысла.

В работе раскрыто содержание структуры профессиональной готовности студента-юриста к правоохранительной деятельности, представленной в виде системы мотивационно-ценностного, когнитивного, операционально-деятельностного и оценочно-рефлексивного компонентов.

Результаты исследования могут быть применены педагогами для стимулирования профессионально-личностного роста и самоопределения студентов; развитие мотивационно-ценностной, профессионально-личностной рефлексии будущих юристов в образовательном процессе высшего профессионального образования.

Список литературы

Гурье Л.И., Маркина Л.Л. Подготовка преподавателей вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 91-95.

Дрянных Н.В., Куклина Л.В. Правосознание как сущностный компонент профессиональной компетентности будущего юриста // Философско-пра-вовые аспекты правосознания в контексте практи-ко-ориентированного обучения студентов-юристов: коллективная монография / Пахонина Е.В., Синици-на Т.И., Лодкин А.Е. и др.; под общ. ред. Н.В. Дрянных, Т.В. Лодкиной. Курск: Университетская книга, 2021. С. 58-91.

Дрянных Н.В., Лодкина Т.В. Трактовка понятия «профессиональная готовность» в контексте подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 1 (100). С. 180-195.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Народная газета, 1976. 119 с.

Калашникова С.В. Когнитивный компонент формирования готовности к профессиональной самореализации преподавателя вуза МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kognitivnyy-komponent-formirovaniya-gotovnosti-k-professionalnoy-samorealizatsii-prepodavatelya-vuza-mvd-rossii

Клименко И.В. Динамика мотивационно-ценност-ной направленности студентов на профессиональную деятельность: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2015. 242 с.

Лодкин А.Е., Четверикова Т.А. Патриотическое и правовое воспитание обучающихся - приоритетные направления образовательной политики высшей школы // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О.Н. Широков. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 112-120.

Мотехина М.В. Правовая подготовка будущего учителя в учебном процессе педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2000. 21 с.

Провоторова Н.В. Профессиональная подготовка будущих специалистов сферы государственного управления как психолого-педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социо-кинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 138-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чекалина М.С. Саморегуляция и ее компоненты как условие готовности к профессиональному самоопределению // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 65-71.

References

Gurie L.I., Markina L.L. Preparation of university teachers for innovative professional-pedagogical activity [Podgotovka prepodavatelei vuza k innovatsionnoi professional'no-pedagogicheskoi deiatel'nosti]. [Higher Education in Russia], 2009, № 2, pp. 91-95. (In Russ.).

Dryanykh N.V., Kuklina L.V. Legal awareness as an essential component of the professional competence of a future lawyer [Pravosoznanie kak sushchnostnyi kompo-nent professional'noi kompetentnosti budushchego iuris-ta]. [Philosophical and legal aspects of legal awareness in the context of practice-oriented education of law students: collective monograph], Pakhonina E.V., Sinitsi-na T.I., Lodkin A.E. et al.; under total. ed. N.V Dryan-nykh, T.V Lodkina. Kursk, University Book Publ., 2021, pp. 58-91. (In Russ.).

Dryanykh N.V., Lodkina T.V. Interpretation of the concept of "professional readiness" in the context ofpreparing university students for future professional activities [Traktovka poniatiia «professional'naia gotovnost'» v kontekste podgotovki studentov vuza k budushchei

professional'noi deiatel'nosti]. [Bulletin of the Cherepovets State University], 2021, № 1 (100), pp. 180195. (In Russ.).

Diachenko M.I., Kandybovich L.A. Psychological problems of readiness for activity [Psikhologicheskie problemy gotovnosti k deiatel'nosti]. Minsk, Narodnaya Gazeta Publ., 1976, 119 p. (In Russ.).

Kalashnikova S.V. The cognitive component of the formation of readiness for professional self-realization of the teacher of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Kognitivnyi komponent formirovaniia gotovnosti k professional'noi samorealizatsii prepodavatelia vuza MVD Rossii]. [Psycho-pedagogy in law-enforcement agencies], 2014, № 2 (57), pp. 15-18. (In Russ.).

Klimenko I.V Dynamics of motivational and value orientation of students to professional activity [Dinami-ka motivatsionno-tsennostnoi napravlennosti studentov na professional'nuiu deiatel'nost']: dis. ... cand. psychol. science. Moscow, 2015, 242 p. (In Russ.).

Lodkin A.E., Chetverikova T.A. Patriotic and legal education of students - priority directions of the educational policy of higher school [Patrioticheskoe i pravo-voe vospitanie obuchaiushchikhsia - prioritetnye nap-ravleniia obrazovatel'noi politiki vysshei shkoly], ed. by O.N. Shirokov. Cheboksary, Interactive plus Publ., 2017, pp. 112-120. (In Russ.).

Motekhina M.V. Legal preparation of the future teacher in the educational process of the pedagogical university [Legal preparation of the future teacher in the educational process of the pedagogical university]: abstract of thesis dis. ... cand. ped. sciences. Tula, 2000, 21 p. (In Russ.).

Provotorova N.V. Professional training of future specialists in the sphere of public administration as a psychological and pedagogical problem [Professional'naia podgotovka budushchikh spetsialistov sfery gosudarst-vennogo upravleniia kak psikhologo-pedagogicheskaia problema]. [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2021, vol. 27, № 1, pp. 138-195. (In Russ.).

Chekalina M.S. Self-regulation and its components as a condition of readiness for professional self-determination [Samoreguliatsiia i ee komponenty kak uslovie gotovnosti k professional'nomu samoopredeleniiu]. [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020, vol. 26, № 1, pp. 6571. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 18.05.2021; одобрена после рецензирования 22.06.2021; принята к публикации 08.08.2021.

The article was submitted 18.05.2021; approved after reviewing 22.06.2021; accepted for publication 08.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.