Научная статья на тему 'ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИН / ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / TERM / READINESS / PROFESSIONAL READINESS / LEVELS OF PROFESSIONAL READINESS / LEGAL AWARENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрянных Наталия Викторовна, Лодкина Тамара Владимировна

Авторы статьи, основываясь на анализе научной литературы, рассматривают основные подходы к сущности понятия «профессиональная готовность». В условиях новых реалий, требующих осмысления, делается попытка прийти к единству понимания терминов, благодаря чему появляется возможность их правильного толкования, интерпретации и использования. Синтез представленных точек зрения позволил авторам дать свою трактовку дефиниции «профессиональная готовность», что в дальнейшем станет основой для подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дрянных Наталия Викторовна, Лодкина Тамара Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF “PROFESSIONAL READINESS” IN THE CONTEXT OF TRAINING UNIVERSITY STUDENTSFOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES

.The authors consider the main approaches to the essence of the concept of “professional readiness” based on the analysis of scientific literature. In the context of new realities that require understanding, an attempt is made to come to a common understanding of terms, which will make it possible to correctly interpretand use them. The synthesis of the presented points of view allowed the authors to give their own interpretation of the definition of “professional readiness” which will become the basis for staff training in the future.

Текст научной работы на тему «ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-1-100-14

© Наталия Викторовна Дрянных1^, Тамара Владимировна Лодкина2, 2021

'Вологодский государственный университет, Вологда, Российская Федерация, 1 dryanih@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3340-3829 2МБУ ДО Вологодского муниципального района «Центр развития образования»,

Вологда, Российская Федерация, 2lodkina54@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3248-3652

© Natalia V. Dryannykh1H, Tamara V. Lodkina2, 2021

1Vologda State University, Vologda, Russian Federation, 1 dryanih@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3340-3829 2Municipal Budgetary Institution for Supplementary Education of Vologda municipal district

"Center for the Development of Education", Vologda, Russian Federation, 2lodkina54@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3248-3652

Трактовка понятия «профессиональная готовность» в контексте подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности

Аннотация. Авторы статьи, основываясь на анализе научной литературы, рассматривают основные подходы к сущности понятия «профессиональная готовность». В условиях новых реалий, требующих осмысления, делается попытка прийти к единству понимания терминов, благодаря чему появляется возможность их правильного толкования, интерпретации и использования. Синтез представленных точек зрения позволил авторам дать свою трактовку дефиниции «профессиональная готовность», что в дальнейшем станет основой для подготовки кадров.

Ключевые слова: термин, готовность, профессиональная готовность, уровни профессиональной готовности, правосознание.

Благодарность. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 20011-00042 «Формирование профессиональной готовности будущих юристов к деятельности в правоохранительных органах»).

Interpretation of the concept of "professional readiness" in the context of training university students for future professional activities

Abstract. The authors consider the main approaches to the essence of the concept of "professional readiness" based on the analysis of scientific literature. In the context of new realities that require understanding, an attempt is made to come to a common understanding of terms, which will make it possible to correctly interpret and use them. The synthesis of the presented points of view allowed the authors to give their own interpretation of the definition of "professional readiness" which will become the basis for staff training in the future.

1 80

Keywords: term, readiness, professional readiness, levels of professional readiness, legal awareness.

Acknowledgements. The work was supported by the Russian Science Foundation (Project No. 20-011-00042 "Formation of future lawyers' professional readiness to work in law enforcement agencies").

Введение

Развитие и совершенствование терминологического аппарата - одна из актуальных проблем педагогической науки. По мнению Б. Б. Комаровского, автора монографии «Русская педагогическая терминология. Теория и практика», термин (лат. terminus - предел, граница) - это «точно ограниченные в научном и практическом смысле обозначения педагогических понятий»1.

М. В. Омелин отмечает, что «в отличие от общеупотребительных слов, термин однозначен (в рамках одной области; он может использоваться также и в нескольких) и не экспрессивен. Кроме того, слово, выступающее в качестве термина, как правило, в той или иной мере содержит явное указание на содержание, которое термин обозначает»2. А. А. Реформатский, ставя вопрос о термине и терминологии, выдвигает тезис о том, что значение самой проблемы терминологии зависит от степени зрелости науки. По его мнению, «чем наука "научнее", тем больший вес в ее структуре получает язык и тем более значимым становится вопрос о терминологии»3.

В этой связи стоит обратить особое внимание на проблему, связанную с методологией науки в целом и педагогикой в частности. Поскольку среди ученых нет единого подхода к решению данного вопроса, то, безусловно, имеет место разное толкование сути понятий. Так, исходя из анализа научной литературы в методологии педагогики можно выделить несколько походов: учение о научной системе (Ф. А. Гайсин, Г. М. Коджаспирова); деятельность по получению знаний (С. Я. Ба-тышев, В. В. Краевский, В. М. Полонский); структура методологического знания, состоящая из четырех уровней: философского, общенаучного, конкретно-научного и технологического (Э. К. Юдин); система норм организации научно -исследовательской деятельности, включающая совокупность требований по формированию процесса научно-исследовательской деятельности; правила презентации научных результатов и структурирование научного дискурса (Г. Х Валеев); учение

1 Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология. - Москва: Просвещение, 1969. - С. 5.

2 Омелин М. В. Термин в составе текста и дискурса // Исследовательская культура: проблемы терминоведения: материалы III конференции молодых ученых Северо-Запада Российской Федерации (Вологда, 23 мая 2008 г.) / под редакцией И. И. Лютовой, Т. В. Лодкиной. -Вологда: ВИБ, 2008. - С. 144.

3 Реформатский А. А. Что такое термин и терминология // Вопросы терминологии: материалы Всесоюзного терминологического совещания (25-29 мая 1959 г.) / под редакцией Ю. Д. Дешериева. - Москва: АН СССР, 1961. - С. 46._

об организации деятельности и предписание по созданию научной экспертизы новых знаний (А. М. Новиков)1.

Методологическую базу данного исследования составили системный, деятель-ностный, гуманистический подходы. Концептуальными основами профессиональной подготовки высококвалифицированных юридических кадров для правоохранительных органов в системе университетского образования являются базовые модели профессиональной подготовки специалистов: модель современного специалиста, под которой понимается отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений сотрудника, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику2; профессиограмма (эталонная модель специалиста), ее основной ориентир - подготовка работника, обладающего профессиональной культурой3; квалификационная характеристика специалиста как базовая модель4. По мнению Г. Матушанского и А. Фролова, «на основе квалификационной характеристики далее могут разрабатываться как профессиограмма и модель деятельности, так и основные модели подготовки специалиста - минимальная образовательная программа и государственный образовательный стандарт»5.

Основная часть

В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» трактует понятие «готовность» как «состояние или свойство готового»6. В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой под готовностью понимается, с одной стороны, «согласие сделать что-то новое», с другой - «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-

7

то» .

Краткий экскурс в историю вопроса показывает, что указанный термин появился в 60-е годы XIX века в работах Н. Г. Чернышевского. Он относит готовность к нравственным качествам, таким как служение общему благу, родине и народу.

1 Лодкина Т. В. Проблемы терминологии в педагогической науке // Исследовательская культура: проблемы терминоведения: материалы III конференции молодых ученых Северо-Запада Российской Федерации (Вологда, 23 мая 2008 г.) / под редакцией И. И. Лютовой, Т. В. Лодкиной. - Вологда: ВИБ, 2008. - С. 102.

2 Рогожин В. М., Елагина В. С. Современная модель подготовки специалистов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27136 (дата обращения: 20.10.2020).

3 Иванова А. В. Профессиограмма как эталонная модель специалиста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Международной научной конференции (Уфа, 20-23 марта 2013 г.) / под редакцией Г. А. Кайновой. - Уфа: Лето, 2013. - С. 154-155. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3601/ (дата обращения: 20.10.2020).

4 Матушанский Г., Фролов А. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов // Высшее образование в России. - 2003. - № 4. - С. 92-95.

5 Там же. - С. 95.

6 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - Москва: Цитадель,

1998. - Т. 1. - С. 388.

7 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - Москва: Азбуковник,

1999. - С. 142.

Феномен «готовность» в научной литературе раскрывается с разных позиций. Это связано с тем, что авторы вносят свое понимание в изучение проблемы. Такая дефиниция может быть представлена следующим образом:

- как устойчивая характеристика личности, ее определенное функциональное состояние (В. В. Давыдов, Н. Д. Левитов, А. В. Петровский и др.);

- как сложное, особое личностное образование (В. И. Загвязинский, Л. Ю. Ми-неева, К. А. Некрасова, И. Г. Прокопенко и др.);

- как качество личности, включающее совокупность компетенций, необходимых для профессиональной деятельности (С. П. Беловалова, С. В. Карпова, Р. А. Орлова и др.);

- как уровень личностной ориентации (В. А. Ядов);

- как подготовленность к деятельности (М. И. Дьяченко, Э. Ф. Зеер, Л. А. Кан-дыбович, В. А. Пономаренко, В. А. Сластенин, П. В. Чурсина и др.);

- как синтез качеств личности, мотивов, ситуаций и состояний (М. А. Котик, В. А. Крутецкий, Г. И. Хозяинов и др.).

Наиболее полным и емким нам представляется определение Г. И. Хозяинова. По его мнению, «под готовностью понимается определенный уровень развития личности, временное ситуативное состояние, отношение, механизм регуляции деятельности, особое длительное или кратковременное психическое состояние, концентрация сил личности, направленных на осуществление определенных действий. Готовность может быть интерпретирована на уровне ценностных ориентаций, это и качество, и состояние, и динамический процесс»1. Кроме того, автор отмечает, что «основными компонентами готовности к педагогической деятельности выступают теоретические и методические знания, профессиональные прикладные умения, положительное отношение к данному виду деятельности, которое, опираясь на принцип о ведущей роли мотивов в активизации деятельности личности, выделяется в качестве основно-го»2.

В науке исследуются различные формы готовности: готовность личности к трудовой деятельности; готовность к предстартовому состоянию в спорте; готовность к обучению; готовность к организаторской деятельности как профессионально-личностному новообразованию; готовность студентов к педагогической деятельности; готовность студентов к саморазвитию; готовность студентов к будущей профессиональной деятельности; готовность студентов к карьерному росту3.

1 Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. - Москва: Высшая школа, 1988. - 166 с. - URL: https://any-book.ru/book/show/id/1240888 (дата обращения: 20.08.2020).

2 Там же.

3 Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: БГУ, 1976. - 175 с.; Мед Ю. Д. Формирование готовности к организационной деятельности будущих офицеров тыла: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов: ВВВУТ(ВИ), НИО, 2010. - 23 с.; Минеева Л. Ю. Педагогические условия формирования у студентов университета готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Шуя: Шуйский государственный педагогический университет, 2001. - 22 с.; Мотехина М. В. Правовая подготовка будущего учителя в

В русле нашего исследования особого внимания заслуживает проблема профессиональной готовности сотрудников правоохранительных органов, представленная в трудах Г. В. Дубовой, А. Ф. Дунаева, И. М. Кондратьева, В. М. Кукушкина, А. В. Опалевой, И. Г. Смирнова и др.1

Так, И. Г. Смирнов полагает, что «содержание и компонентный состав готовности будущих специалистов к выполнению профессионального долга включает ценностно-целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный компоненты с выделенными в них познавательными, отношенческими, эмоционально-волевыми, деятельностными возможностями личности, актуализация которых в совокупности обеспечивает ей движение к органически целостному объединению дея-тельностной и поведенческой линий студентов»2. Исследователь убежден, что данный процесс будет эффективным, если сформировано чувство профессионального долга как нравственная задача «отдельного человека, группы лиц, социальной группы, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством»3.

Стоит обратить внимание и на его авторскую педагогическую систему формирования готовности к выполнению профессионального долга будущими специалистами, которая содержит совокупность взаимосвязанных компонентов, определяющих три этапа ее функционирования. Результатом действия таких компонентов является более высокий уровень сформированности исследуемой готовности. При практическом применении системы приоритетными выступают интегральные технологии как источник «запуска» механизма формирования готовности курсантов к выполнению профессионального долга, действие которого развивает потенциальные возможности

4

студентов .

Таким образом, теоретический анализ литературы показывает, что содержание данного понятия многоаспектно и включает в себя различные компоненты. Готов-

учебном процессе педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2000. - 21 с.; Неверова Н. В., Максимова Е. В. Формирование готовности студентов к саморазвитию // Педагогика и психология образования. - 2017. - № 1. - С. 140-145; Прокопенко И. Г. Теоретические основы структуры психологической готовности студентов к карьерному росту // Перспективы развития гуманитарных наук XXI века: теория и практика: материалы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (Владимир, 16 ноября 2007 г.) / под редакцией О. В. Богатовой. - Владимир: Владимирский государственный университет, 2007. - С. 104-106.

1 Гришин А. А. и др. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. - Москва: Щит-М, 1998. - 424 с.; Смирнов И. Г. Педагогическая система формирования готовности будущих специалистов к выполнению профессионального долга: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов: Саратовский источник, 2003. - 24 с.

2 Смирнов И. Г. Педагогическая система формирования готовности будущих специалистов к выполнению профессионального долга: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов: Саратовский источник, 2003. - С. 8.

3 Там же. - С. 11.

4 Там же. - С. 8.

ность к какому-либо виду деятельности в исследованиях имеет неоднозначную психолого-педагогическую интерпретацию.

В специальной литературе можно выделить два подхода в трактовании научного поля дефиниции «профессиональная готовность». Первый базируется на утверждении, что основу профессиональной готовности составляет психологическая готовность - особое психическое состояние, которое постепенно переходит в свойства и качества личности. Согласно второму подходу она определяется как устойчивая характеристика личности, синтез ее свойств и психическое состояние, превращающееся в устойчивое качество личности в процессе деятельности. Профессиональная готовность как процесс имеет свои закономерности, особенности, структурные элементы, критерии и уровни сформированности.

Профессиональная готовность в педагогической теории рассматривается с различных позиций. Так, согласно исследованию Л. И. Гурье и Л. Л. Маркиной, готовность к инновационной профессионально-педагогической деятельности - это целостное личностное образование, связанное с развитием важных социально-профессиональных качеств и способностей, предполагающее развитие мотивацион-ных, операционных, креативных и рефлексивных компонентов1. В работах В. В. Кузнецова профессионально-педагогическая готовность видится как определенный результат подготовки будущего педагога к выполнению ряда профессионально -педагогических функций: проектировочной, конструктивной, прогностической, коммуникативной, управленческой2. Эффективной реализации отмеченных функций, на наш взгляд, способствуют умения предвидеть результаты учебно-профессиональной деятельности, разрабатывать педагогические проекты, конструировать новые педагогические технологии обучения.

М. В. Мотехина, исследуя процесс формирования профессионально-правовых умений будущего педагога, считает, что результатом профессиональной подготовки является готовность, синтезирующая общепедагогические и правовые способности, необходимые для будущей профессиональной деятельности при решении задач по правовому воспитанию, правовому обучению учащихся и правовому самообразованию. Следовательно, у студентов формируется готовность, характеризующаяся умением решать педагогические правовые задачи на основе юридических знаний, а также способность предупреждать негативные явления3.

Учитывая вышеизложенное, стоит обратить особое внимание на классификацию уровней профессиональной готовности различных направлений подготовки. В этом

1 Гурье Л. И., Маркина Л. Л. Подготовка преподавателей вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. - 2009. - № 2. -С. 91-95.

2 Кузнецов В. В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург: [б. и.], 1999. - 37 с.

3 Мотехина М. В. Правовая подготовка будущего учителя в учебном процессе педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2000. - 21 с.

ISSN 1994-0637 185 (print)

ключе представляет интерес точка зрения Н. Д. Хмель, которая выделяет следующие уровни профессиональной готовности педагога:

- житейский;

- низкий профессиональный;

- ситуативный;

- предмоделирующий;

- моделирующий1.

Так, по мнению автора, житейский уровень характеризуется апелляцией к здравому смыслу; при низком профессиональном уровне педагог видит лишь отдельные педагогические явления, однако связи между ними остаются незамеченными. Суть ситуативного уровня состоит в том, что педагог в процессе обучения опирается только на обучающихся, проявляющих себя. В свою очередь, предмоделирующий уровень демонстрирует стремление педагога быть активным, но результат не может быть эффективным, поскольку отсутствует четко поставленная цель.

Наиболее эффективным Н. Д. Хмель считает моделирующий уровень. Педагог правильно подбирает средства педагогического воздействия, поэтому студенты отличаются высокой познавательной активностью. Это свидетельствует не только о заинтересованности преподавателя в формировании готовности студентов к участию в учебном процессе, но и о заинтересованности самих обучающихся в будущей профессиональной деятельности.

Специфика профессиональной готовности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы, по мнению О. В. Игумновой, актуализирует необходимость формирования не только знаниевой составляющей компетентности будущих офицеров, но и их психологической готовности к работе в условиях повышенной ответственности и опасности. Исследователь выделяет следующие критерии готовности: эмоционально-ценностный, когнитивный и деятельностно-волевой. Эмоционально-ценностный отражает групповое взаимодействие и сплоченность будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Описывая когнитивный уровень, ученый обращает внимание на знание будущими юристами целевых детерминант группового взаимодействия и основ функционирования группы. Деятельностно-волевой, как наиболее эффективный, включает такие показатели, как организационные и коммуникативные умения и умение принимать решение2.

Исследуя проблему формирования готовности будущих юристов к деятельности в правоохранительных органах в рамках преподавания учебных дисциплин с использованием активных форм и методов обучения, прохождения практики, обучения в юридической клинике, где решается задача формирования правосознания, разви-

1 Хмель Н. Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Москва: ПРОМЕДИА, 1986. - 48 с. - URL: https://rucont.ru/efd/296517 (дата обращения: 20.08.2020).

2 Игумнова О. В. Критерии, показатели и уровни готовности студентов и курсантов к групповому взаимодействию в рамках образовательного процесса в гражданском и ведомственном вузах // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2015. - № 2. - С. 79-92.

тия базовых компетенций, отражающих специфику профессии, мы выделили три уровня профессиональной готовности обучающихся: адаптивный (низкий), репродуктивный (средний), продуктивный (высокий). Их правомерность подтверждается логической теорией оценочного рассуждения, являющегося одним из разделов формальной логики и имеющего важное философское значение.

Кроме того, нами были определены критерии сформированности профессиональной готовности (мотивационно-ценностный, действенно-практический, оценочно-рефлексивный). К ним относятся: осознанность выбора студентами профессиональной деятельности и понимание ее значимости в жизни общества; устойчивый интерес к изучаемым предметам на протяжении всего периода обучения; наличие универсальных компетенций; сложившаяся профессионально-личностная позиция; обладание совокупностью профессионально-значимых и личностных качеств.

Каждый критерий характеризуется определенными параметрами, которые в целом создают картину роста профессиональной готовности обучающихся. Показателями мотивационно-ценностного критерия можно назвать мотивацию на успешность в профессии; потребность в самосовершенствовании, степень подготовленности будущих юристов к профессиональной деятельности; уровень правосознания; их ценностные ориентации, правовые установки и оценочные суждения. Признаками действенно-практического критерия являются выраженные аналитические способности, а также ряд умений, а именно: организационные, проектно-исследовательские, прогностические, коммуникативные; кроме того, умение владеть собой и самоорганизация. Оценочно-рефлексивный критерий характеризуется наличием алгоритма оценивания своей деятельности, способностей к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции эмоций, стремлением к общению, самореализации.

В рамках данного исследования нами был проведен эксперимент. В нем приняли участие 165 студентов выпускных курсов (из них 34,6 % мужчин, 65,4 % женщин) направления 40.03.01 «Юриспруденция» Вологодского государственного университета. В данном случае мы исходили из того, что, по мнению Г. И. Хозяинова, готовность может быть интерпретирована на уровне ценностных ориентаций, поэтому для примера в качестве одного из показателей определения готовности обучающихся к профессиональной деятельности были выбраны ценностные ориентации, которые отражаются в целях, интересах, представлениях, правовых установках, убеждениях и оценочных суждениях студентов и формируются в ходе усвоения социального опыта. Например, на вопрос анкеты «Назовите принципы деятельности в области юриспруденции» были даны следующие ответы: «законность, гуманизм, демократизм, равенство субъектов перед законом и правом, справедливость, верховенство права, честность, правдивость, самоотверженность, порядочность, этичность, беспристрастность, гласность, самообладание, соблюдение и уважение прав человека и гражданина, деликатность, конфиденциальность, взаимная ответственность личности и государства, неподкупность, верность своему делу, состязательность, достоинство, ответственность при наличии вины».

На вопрос «Допустимо ли для юриста в целях установления истины по делу нарушать закон?» две трети респондентов ответили отрицательно, одна треть опро-

шенных - что все решает ситуация. Анализ результатов эксперимента дает основание утверждать, что обучающимися осознается собственный правовой статус в обществе, принимаются социальные ценности, официально закрепленные в праве.

В ходе применения методики незаконченного предложения выяснилось, что, по мнению будущих юристов, дача / получение взятки - «это предусмотренное ст. 290-291 УК РФ умышленное общественно опасное активное поведение, подрывающее авторитет органов власти (управления), интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления»; безбилетный проезд в общественном транспорте - «это деяние, нарушающее общественный порядок»; «административное правонарушение в сфере перевозок». Обучающиеся, излагая свою точку зрения, продемонстрировали свою гражданскую зрелость, жизненную позицию, широту мировоззрения, высокий уровень правосознания, характеризующийся трансформацией социальных норм в личностные, адекватным отражением нравственных ценностей в сознании индивида, стремлением к торжеству справедливости и закона. Правосознание выступает базой правопослушного и адекватного поведения.

Анализ ответов студентов относительно работы в будущем свидетельствует о том, что 75,4 % участников эксперимента выбирают правоохранительную систему. Как отмечают А. Е. Лодкин и Д. В. Углицких, у большинства обучающихся к концу обучения в вузе более точно формируется намерение пойти работать в правоохранительные органы: полицию, Следственный комитет, прокуратуру, суд. Такие профессии, как дознаватель, помощник судьи, криминалист, выбирают 24,4 % респондентов. Не желают связывать свое будущее с юриспруденцией только 0,2 % выпускников. Их больше интересует работа юриста в коммерческой организации и госслужба1 . Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства обучающихся желание работать в определенной сфере юриспруденции не изменилось; они имеют достаточно ясное представление о своей будущей профессиональной работе.

Анализ результатов эмпирического исследования позволяет констатировать, что в преобладающем большинстве студенты-юристы имеют высокий уровень правосознания, адекватную самооценку, четкое представление о своих профессиональных смыслах, ценностях, возможностях. Ценностный мир обучающихся позитивен, правовые установки достаточно прочны. Данный факт подтверждается исследованием, проведенным Н. В. Дрянных, А. Е. Лодкиным, Д. В. Углицких, Т. В. Лодкиной2, согласно которому развитие правосознания становится основой, включающей право-

1 Лодкин А. Е., Углицких Д. В. Нормативно-правовое обеспечение подготовки кадров для правоохранительной деятельности // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. - 2020. - Т. 1. - № 3 (96). - С. 17-28. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovoe-obespechenie-podgotovki-kadrov-dlya-pravoohranitelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 20.10.2020).

2 Дрянных Н. В., Лодкин А. Е., Углицких Д. В., Лодкина Т. В. Теоретико-методологические основы подготовки будущих юристов для деятельности в правоохранительных органах // Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма: сборник научных трудов II Международной научной конференции, посвященной 85-летию профессора Х. И. Ибрагимова (Грозный, 14-15 июня 2019 г.): в 3 т. / под редакцией Д.-К. С. Батаева. -Грозный: [б. и.]; Томск: СибИздатСервис, 2019. - Т. 2. - С. 22-27.

вые знания, мировоззренческие установки и умение конструировать поведение в соответствии с действующим правом, стремление быть успешным в профессии. У будущих юристов формируется определенная ценностно-нормативная модель поведения, потребность соблюдать нормы права, убежденность в их необходимости.

Авторы предполагают, что профессиональная готовность вполне может быть представлена необходимыми знаниями, актуализированными в умениях решать профессиональные задачи и осуществлять правильный выбор в конкретной ситуации. Структура профессиональной готовности включает в себя мотивационный, когнитивный, регулятивный, эмоционально-волевой, оценочный и рефлексивный компоненты. Профессиональная готовность - интегральное понятие, включающее комплекс мотивационных образований, знаний, умений и способов деятельности обучающихся, обусловленных системой сформированных компетенций, ориентацией на ценностное отношение к профессиональной деятельности и устойчивой направленностью правосознания на ее успешное осуществление, соответствующей регуляцией поведения.

Данная концептуальная категория во многом детерминирована социальными и психолого-педагогическими условиями. Она включается в базисное педагогическое знание, обогащая и дополняя его.

Выводы

В ходе проведенного нами исследования было определено, что профессиональная готовность - это процессуальная целостность, которая проявляется во время подготовки специалистов юридического профиля к профессиональной деятельности, характеризуется умением четко и оперативно принимать решения, общей направленностью личности в отношении правозначимого явления, высоким интересом к своей профессии, владением эффективными приемами общения, навыками регуляции, консультирования и интервьюирования.

Процесс формирования готовности будущих юристов к работе в правоохранительных органах подразумевает создание условий качественной профессиональной подготовки в вузе, основу которой составляют субъектная позиция студентов и их личностный ресурс (компетенции, правосознание, правовая культура). К таким условиям относятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- общественная и личностная значимость юридического образования и его востребованность;

- осознание обучающимися юридического образования как необходимой составляющей их профессиональной компетентности;

- интеграция, единство и взаимодополнение государственных и региональных интересов в содержании и структуре юридического образования;

- учебно-методическое сопровождение образовательного процесса применительно к сферам профессиональной деятельности субъектов юридической практики;

- мониторинг, позволяющий диагностировать формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, моделировать и прогнозировать педагогический процесс, принимать управленческие решения по его коррекции на

основе полученной объективной информации.

Стратегию подготовки будущих юристов для правоохранительной деятельности определяют субъектное развитие личности и социальное самоопределение. Важную роль в данном процессе играет гуманистически-деятельностная парадигма профессиональной подготовки как ведущая ценность, в русле которой студент получает возможность сформироваться как субъект профессиональной деятельности.

Список литературы

Беловолова С. П., Орлова Р. А. Готовность учителя к профессионально-педагогической деятельности как качество личности // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 14. -С. 140-157. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-uchitelya-k-professionalno-pedagogi-cheskoy-deyatelnosti-kak-kachestvo-lichnosti (дата обращения: 07.08.2020).

Бухарова Г. Д., Жуков Г. Н. Готовность мастера профессионального обучения к педагогической деятельности: теория, методика, практика // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 2. - С. 57-63.

Гришин А. А. и др. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. -Москва: Щит-М, 1998. - 424 с.

Гурье Л. И., Маркина Л. Л. Подготовка преподавателей вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. - 2009. -№ 2. - С. 91-95.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - Москва: Цитадель, 1998. - Т. 1. - 1743 с.

Дрянных Н. В., Лодкин А. Е., Углицких Д. В., Лодкина Т. В. Теоретико-методологические основы подготовки будущих юристов для деятельности в правоохранительных органах // Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма: сборник научных трудов II Международной научной конференции, посвященной 85-летию профессора Х. И. Ибрагимова (Грозный, 14-15 июня 2019 г.): в 3 т. / под редакцией Д.-К. С. Батаева. -Грозный: [б. и.]; Томск: СибИздатСервис, 2019. - Т. 2. - С. 22-27.

Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: БГУ, 1976. - 175 с.

Иванова А. В. Профессиограмма как эталонная модель специалиста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Международной научной конференции (Уфа, 20-23 марта 2013 г.) / под редакцией Г. А. Кайновой. - Уфа: Лето, 2013. - С. 154-155. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3601/ (дата обращения: 20.10.2020).

Игумнова О. В. Критерии, показатели и уровни готовности студентов и курсантов к групповому взаимодействию в рамках образовательного процесса в гражданском и ведомственном вузах // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2015. - № 2. - С. 79-92.

Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология. - Москва: Просвещение, 1969. -311 с.

Кузнецов В. В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург: [б. и.], 1999. - 37 с.

Лодкин А. Е., Углицких Д. В. Нормативно-правовое обеспечение подготовки кадров для правоохранительной деятельности // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. - 2020. - Т. 1. - № 3 (96). - С. 17-28. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7normativno-pravovoe-obespechenie-podgotovki-kadrov-dlya-pravoohranitelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 20.10.2020).

Лодкина Т. В. Проблемы терминологии в педагогической науке // Исследовательская культура: проблемы терминоведения: материалы III конференции молодых ученых Северо-Запада Российской Федерации (Вологда, 23 мая 2008 г.) / под редакцией И. И. Лютовой, Т. В. Лодкиной. - Вологда: ВИБ, 2008. - С. 101-107.

Матушанский Г., Фролов А. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов // Высшее образование в России. - 2003. - № 4. - С. 92-95.

Мед Ю. Д. Формирование готовности к организационной деятельности будущих офицеров тыла: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов: ВВВУТ(ВИ), НИО, 2010. - 23 с.

Минеева Л. Ю. Педагогические условия формирования у студентов университета готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Шуя: Шуйский государственный педагогический университет, 2001. - 22 с.

Мотехина М. В. Правовая подготовка будущего учителя в учебном процессе педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2000. - 21 с.

Неверова Н. В., Максимова Е. В. Формирование готовности студентов к саморазвитию // Педагогика и психология образования. - 2017. - № 1. - С. 140-145.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - Москва: Азбуковник, 1999. - 944 с.

Омелин М. В. Термин в составе текста и дискурса // Исследовательская культура: проблемы терминоведения: материалы III конференции молодых ученых Северо-Запада Российской Федерации (Вологда, 23 мая 2008 г.) / под редакцией И. И. Лютовой, Т. В. Лодкиной. - Вологда: ВИБ, 2008. - С. 143-150.

Прокопенко И. Г. Теоретические основы структуры психологической готовности студентов к карьерному росту // Перспективы развития гуманитарных наук XXI века: теория и практика: материалы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (Владимир, 16 ноября 2007 г.) / под редакцией О. В. Богатовой. - Владимир: Владимирский государственный университет, 2007. - С. 104-106.

Реформатский А. А. Что такое термин и терминология // Вопросы терминологии: материалы Всесоюзного терминологического совещания (25-29 мая 1959 г.) / под редакцией Ю. Д. Дешериева. - Москва: АН СССР, 1961. - С. 46-54.

Рогожин В. М., Елагина В. С. Современная модель подготовки специалистов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - URL: http://science-education.ra/ru/article/view?id=27136 (дата обращения: 20.10.2020).

Смирнов И. Г. Педагогическая система формирования готовности будущих специалистов к выполнению профессионального долга: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов: Саратовский источник, 2003. - 24 c.

Хмель Н. Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Москва: ПРОМЕДИА, 1986. - 48 с. - URL: https://rucont.ru/efd/296517 (дата обращения: 20.08.2020).

Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. - Москва: Высшая школа, 1988. - 166 с. - URL: https://any-book.ru/book/show/id/1240888 (дата обращения: 20.08.2020).

References

Belovolova S. P., Orlova R. A. Gotovnost' uchitelia k professional'no-pedagogicheskoi deiatel'nosti kak kachestvo lichnosti [Teacher's readiness for professional and pedagogical activity as a quality of personality]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2008, no. 14, pp. 140-157. Available at: https://cyberleninka.ra/article/n/gotovnost-uchitelya-k-professio-

nalno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-kak-kachestvo-lichnosti (accessed: 07.08.2020).

Bukharova G. D., Zhukov G. N. Gotovnost' mastera professional'nogo obucheniia k pedago-gicheskoi deiatel'nosti: teoriia, metodika, praktika [Readiness of the master of professional training for pedagogical activity: theory, methodology, practice]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Orenburg State University], 2005, no. 2, pp. 57-63.

Grishin A. A. i dr. Professional'naia etika sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov [Professional ethics of law enforcement officials]. Moscow: Shchit-M, 1998. 424 p.

Gur'e L. I., Markina L. L. Podgotovka prepodavatelei vuza k innovatsionnoi professional'no-pedagogicheskoi deiatel'nosti [Training of university teachers for innovative vocational and pedagogical activities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2009, no. 2, pp. 91-95.

Dal' V. I. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo iazyka: v 4 t. [The explanatory dictionary of the living great Russian language; in 4 volumes]. Moscow: Tsitadel', 1998, vol. 1. 1743 p.

Driannykh N. V., Lodkin A. E., Uglitskikh D. V., Lodkina T. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy podgotovki budushchikh iuristov dlia deiatel'nosti v pravookhranitel'nykh organakh [Theoretical and methodological foundations for training future lawyers for activities in law enforcement agencies]. Sotsial'nye i kul'turnye transformatsii v kontekste sovremennogo globalizma: sbornik nauchnykh trudov II Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posviashchennoi 85-letiiu professora Kh. I. Ibragimova (Groznyi, 14-15 iiunia 2019 g.): v 3 t. [Social and cultural transformations in the context of modern globalism: Proceedings of the II International scientific conference dedicated to the 85th anniversary of Professor Kh. I. Ibragimov (Grozny, June 14-15, 2019): in 3 volumes; ed. by D.-K. S. Bataev]. Groznyi; Tomsk: SibIzdatServis, 2019, vol. 2, pp. 22-27.

D'iachenko M. I., Kandybovich L. A. Psikhologicheskie problemy gotovnosti k deiatel'nosti [Psychological problems of readiness for activity]. Minsk: BGU, 1976. 175 p.

Ivanova A. V. Professiogramma kak etalonnaia model' spetsialista [Professional profile as a reference model of a specialist]. Aktual'nye voprosy sovremennoi pedagogiki: materialy IIIMezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Ufa, 20-23 marta 2013 g.) [Topical issues of modern pedagogy: Proceedings of the III International scientific conference (Ufa, March 20-23, 2013); ed. by G. A. Kainova]. Ufa: Leto, 2013, pp. 154-155. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/ 3601/ (accessed: 20.10.2020).

Igumnova O. V. Kriterii, pokazateli i urovni gotovnosti studentov i kursantov k gruppovomu vzaimodeistviiu v ramkakh obrazovatel'nogo protsessa v grazhdanskom i vedomstvennom vuzakh [Criteria, indices and levels of students and cadets' readiness for group interaction within the educational process at civil and departmental higher educational institutions]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia "Pedagogika i psikhologiia" [Tver State University Vestnik. Series "Pedagogy and psychology"], 2015, no. 2, pp. 79-92.

Komarovskii B. B. Russkaia pedagogicheskaia terminologiia [Russian pedagogical terminology]. Moscow: Prosveshchenie, 1969. 311 p.

Kuznetsov V. V. Razvitie pedagogicheskoi kul'tury masterov proizvodstvennogo obucheniia [Development of masters' pedagogical culture in industrial training: Abstract Dr. thesis in Pedagogical Sciences]. Orenburg, 1999. 37 p.

Lodkin A. E., Uglitskikh D. V. Normativno-pravovoe obespechenie podgotovki kadrov dlia pravookhranitel'noi deiatel'nosti [Legal and regulatory support of training for law enforcement activities]. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva [Vestnik of Volzhsky University after V. N. Tatischev], 2020, vol. 1, no. 3 (96), pp. 17-28. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ normativeno-pravovoe-obespechenie-podgotovki-kadrov-dlya-pravoohranitelnoy-deyatelnosti (accessed: 20.10.2020).

Lodkina T. V. Problemy terminologii v pedagogicheskoi nauke [Problems of terminology in pedagogical science]. Issledovatel'skaia kul'tura: problemy terminovedeniia: materialy III konfe-

rentsii molodykh uchenykh Severo-Zapada Rossiiskoi Federatsii (Vologda, 23 maia 2008 g.) [Research culture: problems of terminology science: Proceedings of the III conference for young scientists of the north-west of the Russian Federation (Vologda, May 23, 2008); ed. by I. I. Liutova, T. V. Lodkina]. Vologda: VIB, 2008, pp. 101-107.

Matushanskii G., Frolov A. Modeli podgotovki i professional'noi deiatel'nosti spetsialistov [Models for training and professional activities of specialists]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2003, no. 4, pp. 92-95.

Med Iu. D. Formirovanie gotovnosti k organizatsionnoi deiatel'nosti budushchikh ofitserov tyla [Formation of readiness for organizational activities of future rear officers: Abstract Cand. thesis in Pedagogical Sciences]. Saratov: VVVUT(VI), NIO, 2010. 23 p.

Mineeva L. Iu. Pedagogicheskie usloviia formirovaniia u studentov universiteta gotovnosti k proektirovaniiu zdorov'esberegaiushchego pedagogicheskogo protsessa [Pedagogical conditions for the formation of readiness among university students for the design of a healthy-saving pedagogical process: Abstract Cand. thesis in Pedagogical Sciences]. Shuia: Shuiskii gosudarstvennyi pedago-gicheskii universitet, 2001. 22 p.

Motekhina M. V. Pravovaia podgotovka budushchego uchitelia v uchebnom protsesse pedago-gicheskogo vuza [Legal training of a future teacher in the educational process of a pedagogical university: Abstract Cand. thesis in Pedagogical Sciences]. Tula: Tul'skii gosudarstvennyi pedagog-icheskii universitet im. L. N. Tolstogo, 2000. 21 p.

Neverova N. V., Maksimova E. V. Formirovanie gotovnosti studentov k samorazvitiiu [Readiness formation of students to self-development]. Pedagogika i psikhologiia obrazovaniia [Pedagogy and Psychology of Education], 2017, no. 1, pp. 140-145.

Ozhegov S. I., Shvedova N. Iu. Tolkovyi slovar' russkogo iazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow: Azbukovnik, 1999. 944 p.

Omelin M. V. Termin v sostave teksta i diskursa [Term in text and discourse]. Issledovatel'skaia kul'tura: problemy terminovedeniia: materialy III konferentsii molodykh uchenykh Severo-Zapada Rossiiskoi Federatsii (Vologda, 23 maia 2008 g.) [Research culture: problems of terminology science: Proceedings of the III conference for young scientists of the north-west of the Russian Federation (Vologda, May 23, 2008); ed. by I. I. Liutova, T. V. Lodkina]. Vologda: VIB, 2008, pp. 143-150.

Prokopenko I. G. Teoreticheskie osnovy struktury psikhologicheskoi gotovnosti studentov k kar'ernomu rostu [Theoretical foundations for the structure of psychological readiness of students for career development]. Perspektivy razvitiia gumanitarnykh naukXXI veka: teoriia ipraktika: materi-aly Mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Vladimir, 16 noiabria 2007 g.) [Prospects for the development of the humanities of the 21st century: theory and practice: Proceedings of the Interregional research and practice conference with international participation (Vladimir, November 16, 2007); ed. by O. V. Bogatova]. Vladimir: Vladimirskii gosu-darstvennyi universitet, 2007, pp. 104-106.

Reformatskii A. A. Chto takoe termin i terminologiia [What is the term and terminology]. Vo-prosy terminologii: materialy Vsesoiuznogo terminologicheskogo soveshchaniia (25-29 maia 1959 g.) [Issues of terminology: Proceedings of the all-union terminology meeting (May 25-29, 1959); ed. by Iu. D. Desheriev]. Moscow: AN SSSR, 1961, pp. 46-54.

Rogozhin V. M., Elagina V. S. Sovremennaia model' podgotovki spetsialistov [Modern model of specialists' training]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education], 2017, no. 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27136 (accessed: 20.10.2020).

Smirnov I. G. Pedagogicheskaia sistema formirovaniia gotovnosti budushchikh spetsialistov k vypolneniiu professional'nogo dolga [Pedagogical system of future specialists' preparation related to

their professional duty: Abstract Cand. thesis in Pedagogical Sciences]. Saratov: Saratovskii isto-chnik, 2003. 24 p.

Khmel' N. D. Teoreticheskie osnovy professional'noi podgotovki uchitelia [Theoretical foundations of teacher training: Abstract Dr. thesis in Pedagogical Sciences]. Moscow: PROMEDIA, 1986. 48 p. Available at: https://rucont.ru/efd/296517 (accessed: 20.08.2020).

Khoziainov G. I. Pedagogicheskoe masterstvo prepodavatelia [Pedagogical excellence in a teacher]. Moscow: Vysshaia shkola, 1988. 166 p. Available at: https://any-book.ru/book/ show/id/1240888 (accesesed: 20.08.2020).

Для цитирования: Дрянных Н. В., Лодкина Т. В. Трактовка понятия «профессиональная готовность» в контексте подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2021. - № 1 (100). -С. 180-195. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-1-100-14

For citation: Dryannykh N. V., Lodkina T. V. Interpretation of the concept of "professional readiness" in the context of training university students for future professional activities. Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 1 (100), pp. 180-195. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-1-100-14

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Сведения об авторах

Наталия Викторовна Дрянных / Кандидат философских наук, заведующий кафедрой Natalia V. Dryannykh философии, https://orcid.org/0000-0003-3340-3829, drya-

nih@yandex.ru, Вологодский государственный университет (д. 15, ул. Ленина, 160000 г. Вологда, Российская Федерация) / Candidate of Philosophical Sciences, Head of the Philosophy Department, https://orcid.org/0000-0003-3340-3829, dryanih@yandex.ru, Vologda State University (15, ul. Lenina, 160000 Vologda, Russian Federation). Тамара Владимировна Лодкина / Доктор педагогических наук, профессор, заместитель Tamara V. Lodkina директора по научно-методической работе МБУ ДО Во-

логодского муниципального района «Центр развития образования», https://orcid.org/0000-0003-3248-3652, lodkina54@yandex.ru (д. 18, п. Майский, 160508 Вологодская область, Российская Федерация) / Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Deputy Director on scientific and methodological work of the municipal budgetary institution for supplementary education of Vologda municipal district "Center for the Development of Education", https://orcid.org/0000-0003-3248-3652, lodki-na54@yandex.ru, (18, Maysky, 160508 Vologodskaya ob-last, Russian Federation).

Статья поступила в редакцию: 25.09.2020 Одобрена после рецензирования: 10.11.2020 Принята к публикации: 19.11.2020

The article was submitted: 25.09.2020 Approved after reviewing: 10.11.2020 Accepted for publication: 19.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.