УДК: 340.125
ББК: 67.7
Лодкин А.Е., Углицких Д.В.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Lodkin A.E., Uglitskikh D.V.
LEGAL AND REGULATORY SUPPORT OF TRAININ FOR LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES
Публикация подготовлена в рамках гранта РФФИ № 20 -011-00042
Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение, подготовка кадров, правоохранительная деятельность, профессиональная компетентность, обучающиеся, процесс обучения, практика, научно-исследовательская деятельность, проектно-исследовательская деятельность, юридическая клиника.
Keywords: legal support, training, law enforcement, professional competence, students, learning process, practice, research activities, design and research activities, legal clinic.
Аннотация: по мере развития общества и государства все очевиднее ощущается потребность в высококвалифицированных специалистах с высоким уровнем правосознания, способностью отстаивать законные интересы и конституционные права граждан. Целью данной статьи является раскрытие нормативно -правовой базы подготовки будущих юристов для деятельности в правоохранительных органах и выявление тенденций в подготовке обучающихся по направлению «юриспруденция». Использован комплекс методов исследования: анализ и обобщение научной литературы по проблеме, анализ документации, наблюдение, анкетирование, беседа. Концептуальными основами профессиональной подготовки высококвалифицированных юридических кадров для правоохранительных органов в системе университетского образования являются положения компетентностного подхода; основные модели профессиональной подготовки специалистов в современном мире. Гуманистическая направленность процесса подготовки студентов-юристов определяется тем, как она закладывает в личность механизмы адаптации, саморазвития, самореализации в изменяющемся мире. Практико-ориентированный характер обучения на основе реализации систем-но-деятельностного подхода и междисциплинарных связей усиливает ценностный компонент личности студента и качество подготовки. Обобщается опыт работы, где делается акцент на практико-ориентированное обучение как средство профессионализации подготовки будущих юристов в высшей школе. Уделяется внимание юридической клинике как одному из важнейших средств повышения качества подготовки обучающихся, направленного на развитие профессионального потенциала личности будущего юриста, где сочетается теория и практика в едином процессе. Правовая клиника выступает как источник реальной практики подготовки будущих юристов. Представлен эмпирический исследовательский материал, свидетельствующий о нормативной и реальной правовой социализации будущих юристов, их ценностных ориентациях, представлениях, правовых установках, гражданской зрелости. Выявлены тенденции в подготовке кадров для работы в правоохранительных органах: формирование системно-упорядоченного взгляда на предмет подготовки обучающихся для работы в правоохранительных органах способствует росту их правосознания; интеграция общеобразовательной и специальной подготовки с учетом последних достижений юридической мысли на основе реализации междисциплинарных связей актуализирует знания и практико-ориентированный характер обучения, усиливает ориентацию на практическую подготовку.
Abstract: with the development of society and the state, the need for highly qualified specialists with a high level of legal awareness and the ability to defend the legitimate interests and consti-
tutional rights of citizens is becoming more obvious. The purpose of this article is to reveal the legalframework for training future lawyers for law enforcement and identify trends in the training of students in the field ofjurisprudence. A set of research methods was used: analysis and generalization of scientific literature on the problem, analysis of documentation, observation, questioning, conversation. The conceptual foundations of professional training of highly qualified legal personnel for law enforcement agencies in the University education system are the provisions of the competence approach; the main models ofprofessional training of specialists in the modern world. The humanistic orientation of the process of training law students is determined by the way it lays in the individual mechanisms of adaptation, self-development, self-realization in a changing. The practice-oriented nature of training based on the implementation of a system-activity approach and interdisciplinary connections strengthens the value component of the student's personality and the quality of training. The work experience is summarized, where the emphasis is on practice-oriented training as a means of professionalizing the training offuture lawyers in higher education. Attention is paid to the legal clinic as one of the most important means of improving the quality of training of students, aimed at developing the professional potential of the future lawyer, where theory and practice are combined in a single process. The legal clinic acts as a source of real practice of training future lawyers. The article presents empirical research material that testifies to the normative and real legal socialization of future lawyers, their value orientations, ideas, legal attitudes, and civic maturity. Trends in training for work in law enforcement: the formation of system-operating view of the subject preparation of studentsfor work in law enforcement contributes to the growth of their sense ofjustice; integration of General and special training with the latest achievements of legal thought on the basis of realization of interdisciplinary links actualizes knowledge and practice-oriented nature of learning, strengthen the orientation to practical training.
Приоритетное направление государственной политики в области высшего образования - подготовка квалифицированных кадров в области юриспруденции, соответствующих запросам современной жизни в информационном обществе. Образовательная ситуация постоянно меняется, предъявляя новые требования к подготовке об у-чающихся, получающих высшее юридическое образование, среди которых существенное место занимает профессиональная компетентность специалиста, обладающая совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), требуемые для выполнения рабочих обязанностей в определенной сфере деятельности.
По мнению Л.Х. Гербековой1, практическая работа в юриспруденции должна определяться не только исходя из веяний времени, но и должна отвечать реалиям современного состояния юридического образова-
1 Гербекова Л.Х. Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетент-ностного подхода.- Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 4-8. URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/191/10686/ (дата обращения: 25.05.2020).
ния, предъявляемым к уровню подготовки юристов. Юристы-практики акцентируют внимание на то, что возрастающие требования социума к практикующим специалистам, потребности жизненных правовых коллизии не в полной мере на сегодняшний день реализуются институтами, готовящими специалистов в области юриспруденции.
Нормативно-правовое обеспечение служит основой подготовки кадров. В нормативно-правовую базу входят:
- федеральные законы РФ и соответствующие подзаконные нормативные акты2,3;
- приказы Минобразования РФ 4,1,2,:3;
2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция). URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14 0174/ (дата обращения: 24.06.2020).
3 Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 324-ФЗ ст. 28 (ред. от 26.07.2019). URL: https://fzrf.su/zakon/o-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshchi-324-fz/ st-28.php (дата обращения: 21.06.2020).
4 Приказ Минобразования РФ № 433 от 30 сентября 1999 г. «О правовых консультациях (правовых клиниках) для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров». URL: https ://minjust.ru/ru/prikaz -minobrnauki-ot-3 0091999-no-433-o-pravovyh-konsultaciyah-pravovyh-klinikah-
- указы Президента РФ4,5;
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата)6;
- методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов от 22.01.2015 № ДЛ-02/05 вн.7.
Составляющей нормативно-правового
dlya-naseleniya-na (дата обращения: 30.05.2020).
Приказ Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования». URL: https://base.garant.ru/71288178/ (дата обращения: 05.07.2020).
2 Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (ред. от 13.07.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 № 45038). -URL: https//rulaws.ru/acts/ Prikaz-Minobmauki-Rossii-ot-01.12.2016-N-1511/ (дата обращения: 21.06.2020).
3 Приказ Минобрнауки РФ от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2017 № 47415). URL: М1рз://Ьазе£атй.ги/71721568/(дата обращения: 05.07.2020).
4 Указ Президента РФ от 26.05.2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6624579/ (дата обращения: 30.05.2020).
Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года.» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/ 0001201805070038 дата обращения: 24.06.2020).
6 Федеральный государственный образовательный
стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ news/3/2138 (дата обращения: 21.06.2020).
Методические рекомендации по актуализации дей-
ствующих федеральных государственных образователь-
ных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов, утвержденные Министром образования РФ Ливановым Д.В. от
22.01.2015 № ДЛ-02/05 вн. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ metod/DL2_05_2015.pdf (дата
обращения: 21.06.2020).
обеспечения подготовки студентов-юристов являются локальные акты, в частности, приказы ректора Вологодского государственного университета8,9,10,11.
Так, в Указе Президента РФ от 26.05.2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России» для повышения качества образовательных программ высшего профессионального образования в юриспруденции, усиления контроля деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров в Российской Федерации делается акцент на обеспечении разработки и общественного обсуждения федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «юриспруденция», предусматривающих увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования, формирование у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону 12.
В Указе Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обращается внимание на модернизацию
8 Приказ ректора ВоГУ от 08.11.2019 г. № 02.0067/0731 «Порядок закрепления и распределения дисциплин и практик, входящих в учебные планы, за кафедрами и преподавателями". URL: http//document.vogu35.ru (дата обращения: 05.07.2020).
9 Приказ ректора ВоГУ от 29.11.2019 г. № 02.0067/0782-1 «Положение о порядке выбора и организации освоения элективных и факультативных дисциплин (модулей)"'. URL: http//document.vogu35.ru (дата обращения: 05.07.2020).
10 Приказ ректора ВоГУ от 08.11.2019 г. № 02.0067/0731 «Порядок распределения обучающихся по профилям подготовки (специализациям)"'. URL: http://document.vogu35.ru (дата обращения: 05.07.2020).
11 Приказ ректора ВоГУ от 05.02.2020 г. № 02.0067/0163 (на основании решения Ученого совета от 30.01.2020 протокол № 6) «Положение о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре».
профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ1.
Мы поддерживаем мнение А.А. Ца-маевой, которая определила, что «для эффективной модернизации подготовки будущего юриста в процессе обучения в вузе необходимо построить всю вертикаль образовательной реформы, начиная от нормативных актов и системы государственного контроля» до повышения ответственности молодого специалиста2.
Так, А.В. Шнягин характеризует условия качественной профессиональной подготовки студентов в образовательных учреждениях, что «профессионально значимой доминантой, определяющей ценностный стержень в виде меры готовности к решению профессиональных задач выступают средства обучения в виде разработки комплекта средств для преподавателя и студентов, представленного учебными материалами, отвечающими определенным целям, ди-дактико-методическим требованиям, соци-
3
альному статусу юриста» .
Качественная профессиональная подготовка включает профессиональную компетентность будущих юристов, которая проявляется в совокупности универсальных компетенций, а также опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность за ее результаты.
Обратимся к нашему опыту подготовки будущих юристов для деятельности в правоохранительных органах.
При освоении учебных дисциплин по направлению 40.03.01 - юриспруденция студентами приобретаются в процессе об у-
1 Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http //publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201805070038 дата обращения: 24.06.2020).
2 Цамаева А.А. Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущего юриста // Фундаментальные исследования.2014. № 11-6. С. 1389. URL: https://elibrary.m/item.asp?id=22490683 (дата обращения: 24.06.2020).
3 Шнягин А.В. О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе // Молодой ученый. 2014. № 10. С. 454. URL: https: //moluch.ru/archive/69/11872/ (дата обращения: 24.06.2020).
чения необходимые общетеоретические знания о государстве и праве, отраслях права, формируются умения использовать основные юридические понятия при работе с нормативными правовыми актами, разъяснения конкретной правовой ситуации, изучаются основы правового регулирования общественных отношений, являющихся предметом основных отраслей материального российского права.
Формирование у обучающихся практических навыков работы с нормативными документами, толковании правовых норм и их практическом применении в будущей профессиональной деятельности требует от преподавателя высокого профессионализма, умения в доходчивой форме изложить объемный материал с учетом специфики получаемой ими специальности.
Любое практическое или семинарское занятие определяется на основе исследования разных позиций на ту или иную конкретную практическую ситуацию, и он идет как процесс определения разных вариантов решений и процесс рефлексии собственных достижений и достижений сокурсников, постановки проблемных вопросов, не имеющих однозначного решения, освоения способов полемики.
Практические занятия ведутся таким образом, чтобы развивать у обучающихся целостное видение правовой реальности и способствовать приобретению навыков социального взаимодействия. В ходе занятий им предлагаются различные активные методы и формы обучения: дискуссионные методы (разбор казусов из практики, анализ ситуаций, моделирование ситуаций и способов их решения, дилеммы), деловые, творческие, ролевые игры, дебаты.
Проводятся в игровой форме судебные заседания в специально оборудованном зале по различному спектру образовательных дисциплин как уголовно-правового, так гражданско-правового содержания: «Разбирательство по трудовым спорам», «Банкротство юридических и физических лиц», и др.
Студенты распределяют между собой роли практиков - судей, адвокатов, прокуроров и т.д.
Следует отметить, что данные учебные занятия - являются одним из централь-
ных образовательных орудий в постижение полученных знаний в рамках изучения ряда теоретико-правовых курсов в области юриспруденции.
Также хотелось бы отметить, что в рамках проведения судебных заседаний приглашаются к участию сотрудники практических органов различных министерств и ведомств (Следственный комитет России по Вологодской области, УМВД России по Вологодской области, Прокуратура по г. Вологда, Вологодский областной суд и т. д.).
В ходе проводимых занятий практические сотрудники проводят беседы по различным юридическим аспектам деятельности.
В ходе проведения практических занятиях студенты изучают нормативно-правовые акты, анализируют последние изменения в практической деятельности (в особенности это касается изучения Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации), при совместной работе с преподавателем составляют различные процессуальные документы.
Также на них решаются правовые задачи, которые включают:
- установление правовой нормы, регулирующей данные правоотношения;
- утверждение правового решения, которое должно быть основано на нормах законодательства.
Обрашдется внимание на необходимость различать мотивы совершенного правонарушения и доводы законодательства квалифицирующее определенное деяние.
В первую очередь в установление нуждается каждый факт и соответственно определение его в нормативных правовых актах, которое ведет к правильной квалификации правонарушения исходя из буквы закона и определения практики применения законодательства.
В ходе проведения занятия акцентируется внимание на установление собственной позиции у студентов в рассматриваемых казусах. Ведутся диспуты о применении той или иной нормы закона.
Решение реальных профессиональных задач способствует выработке профессиональных умений и навыков, например:
1. Будет ли субъектом преступления
лицо, не достигшее совершеннолетия по различным нормам Уголовного кодекса РФ? Студенты характеризуют различные предлагаемые преподавателем нормы Уголовного кодекса РФ в контексте задания.
2. Проанализируйте крылатое выражение «Казнить нельзя помиловать» в контексте уголовного права. Приведите примеры.
3. Смоделируйте возможные возникающие факты и правоотношения, имеющие коррупциогенный характер.
Особенно следует отметить, что существенным критерием профессиональной компетентности выступает практика.
Во время прохождения обучающимися практик: учебной по получению первоначальных профессиональных умений и навыков; производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; производственной преддипломной практики, правовой практики идет процесс формирования их готовности к профессиональной деятельности в правоохранительных органах. Местами проведения практики являются судебные органы, прокуратура, адвокатура, органы МВД, Следственное управление Следственного комитета и другие органы.
Исходя из образовательных стандартов по юриспруденции практика является основной целью соотнесение характера обучения с требованиями современных реалий, классифицирование знаний, полученных в образовательном учреждении, а также формирование утилитарных практических навыков.
В процессе практики решается задача воспитания устойчивого интереса к профессии, потребности в самообразовании и саморазвитии, выработки творческого подхода к деятельности, овладения технологиями самопродвижения и построения карьеры 1.
В результате прохождения практики студенты приобретают: способность к самоорганизации и самообразованию, повышению уровня своей профессиональной компетенции. У будущих юристов выраба-
1 Лодкин А.Е., Четверикова Т.А. Практика студентов как фактор подготовки высококвалифицированного специалиста в вузе // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития / гл. ред. О.Н. Широков. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 66.
тываются умения по осуществлению профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, работать на благо общества и государства, добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста.
Они овладевают способностью давать квалифицированное юридическое заключение и проводить консультации в конкретных видах юридической деятельности, толковать нормативные правовые акты. Они вырабатывают навыки подготовки юридических документов, способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической документации. У обучающихся формируется готовность к выполнению обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.
Хотелось бы отметить, что наиболее немаловажной стадией профессионального становления обучающихся в области юриспруденции является прохождение различных видов практик в различных правоохранительных и судебных органах. Так как входя в практический мир юриспруденции, обучающиеся ознакомятся с правовыми и организационными формами деятельности практических органов.
При приобретении практического опыта в ходе прохождения производственной практики обучающиеся могут проанализировать свои способности по применению полученных в институте теоретических знаний, собрать необходимый практический материал по темам выпускных квалификационных работ, в особенности это касается прохождения практики в юридической клинике.
Хотелось бы определить, что обучение в юридической клинике является особенностью проводимого учебного процесса при получении специальности - юрист.
В Вологодском государственном университете с 1998 года функционирует юридическая клиника, где студенты под руководством преподавателей бесплатно консультируют граждан по правовым вопросам
и помогают в оформлении документов.
Обучающиеся оказывают следующие виды юридических услуг, которые определены законом:
- юридические консультации различных видов (устные и письменные);
- составление различных документов процессуального характера, которые имеют значение для определенного дела (ходатайств, учредительных документов и т.д.).
В деятельности клиники имеют место выездные мероприятия, например, различные выездные семинары по правам человека и гражданина в различных социальных сферах, проведения консультации в социальных учреждениях г. Вологды (центр для малообеспеченных граждан «Забота» г. Вологда).
Анализ практики позволяет заключить, что это еще одна из основ обучения, будущих юристов, которая позволяет в первую очередь осуществить правовое воспитание среди социума, доходчивыми методами объясняя различные аспекты законодательства.
Второе, создать рекомендации по различным правовым казусам.
Третье, обучающиеся в образовательной деятельности укрепляют свои знания в области права как нормотворческой, так и правоприменительной.
Таким образом, осуществляется своеобразное факультативное обучение студентов под обязательным контролем преподавателя.
Обучение в юридической клинике дает обучающимся в полной мере осмыслить свою будущую профессию, получить навыки интервьюирования, консультирования, составления юридических документов, взглянуть на реальную юридическую практику с точки зрения будущего правозащитника.
Итак, во время практик происходит активное развития мотивации процесса овладения студентами интенсивного профессионального становления.
Мы можем констатировать, что большое количество обучающихся именно во время овладения практическим опытом во время обучения определяется со своей будущей профессиональной деятельностью.
Также отметим, что в период обучения в образовательном учреждении одним из ключевых является научно-исследовательская деятельность обучающихся.
Мы поддерживаем мнение И.В. Федосовой, которая считает, что научно-исследовательская работа студентов является одним из основных средств увеличения степени подготовки специалистов с высшим образованием через освоение студентами в ходе учебы по установленным вузом планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских и проектных работ, развития способностей к научному творчеству, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей жизнедеятельности1.
Во время получения теоретико-правовых знаний обучающиеся укрепляют свою терминологию и мышление в области права, происходит процесс освоения юридической логики как ключевым элементом профессиональной подготовленности.
В течение года студенты всех курсов принимают активное участие в конференциях различного уровня, в работе «круглых столов», олимпиадах, конкурсах, что стимулирует их научно-исследовательскую деятельность.
Собирая материал, они анализируют большой объем литературы, изучают судебную практику, применяют методы математической статистики. Кроме этого, выступая в полемике, студенты приобретают ораторские навыки, что очень важно для любого юриста.
Овладение студентами опытом профессиональной деятельности происходит также при написании ими проектов, выпускных квалификационных работ, необходимых в профессиональной юридической деятельности.
Эта работа приводит будущих юристов к анализу собственной деятельности, выработке навыков научного поиска, критичности мышления, творческому росту осознания необходимости заниматься само-
1 Федосова И.В. Школа молодого исследователя как форма повышения качества научно -исследовательской работы студентов // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 6. С. 65.
образованием, повышению уровня правосознания. Поэтому самостоятельное решение задачи в виде проектно-исследовательской деятельности объективно воспринимается обучающимися как наиболее высокий этап работы.
Тематика проектно-исследовательских работ разнообразна и актуальна, затрагивает направленность наличных и будущих интересов студентов: «Уголовное судопроизводство и цифровые технологии»; «Сравнительно-правовая характеристика убийства по законодательству Российской Федерации и Швейцарии»; «Проблемы определения минимального возраста уголовной ответственности подростков»; «Коррупция как угроза национальной безопасности предотвращения конфликта интересов на государственной службе»; «Перспективы цифрови-зации права в Российской Федерации» и др. Данная тематика свидетельствует о расширении предметной специализации на более глубоком уровне 2.
Проектно-исследовательские работы выступают как инструменты модернизации учебного процесса, обеспечивающие реализацию личностно ориентированной парадигмы образования. Они способствуют формированию умений самостоятельно конструировать свои знания, прогнозировать, ориентироваться в информационном пространстве, видеть возможные последствия разных вариантов решений в правовом поле.
Проведенный опрос выпускающихся студентов по направлению 40.03.01 -«юриспруденция» института управления, экономики и юриспруденции Вологодского государственного университета относительно работы в будущем показал (опрошено 165 чел., мужчин - 34,6%, женщин - 65,4%), что 75,4% респондентов выбирают правоохранительную систему.
Мы видим, что у большинства обу-
2 Лодкина Т.В., Углицких Д.В. Мониторинг как элемент вузовского менеджмента в сфере управления про-ектно-исследовательской деятельностью будущих юристов // Управление качеством в образовании и промышленности: сборник статей Всероссийской научно -технической конференции (21 - 22 мая 2020 г., г. Севастополь) / редкол.: Белая М.Н. (отв. ред.). Севастополь: ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», 2020. С. 796.
чающихся к концу обучения в вузе более точно формируется намерение пойти работать в правоохранительные органы: полиция, Следственный комитет, прокуратура, суд.
Другое (дознаватель, помощник судьи, криминалист) выбирают 24,4% респондентов. Не желают связывать свое будущее с юриспруденцией только 0,2% выпускников. Их больше интересует работа юриста в коммерческой организации и госслужба.
Представляет интерес вопрос о допустимости для юриста в целях установления истины по делу нарушать закон.
Полученные данные свидетельствуют, что 76,4% обучающихся считают, что при расследовании не должно быть никаких нарушений норм права.17,5% опрошенных отвечают, что все решает ситуация.
По мнению 4,9% респондентов, это личное дело человека, если он считает, что так будет справедливо, то пусть нарушает. Допускают нарушение закона 1,2% студентов, считая, что небольшие нарушения не наносят существенного вреда.
Мы сравнили полученные данные с результатами исследования, проведенного Д.Л. Агранат и А.В. Ткаченко в Московском гуманитарном университете среди студентов, получающих высшее юридическое образование. Ими опрошено письменно 465 и устно 57 студентов1. 57,9% выпускников МосГУ полагают, что при расследовании не должно быть никаких нарушений норм права.
Только 10,5% респондентов в принятии решения о соблюдении норм права будут исходить из ситуации. Нарушение норм права оправдывают только 15,8% обучающихся. По их мнению, небольшие нарушения не принесут существенного вреда.
На вопрос: «Вас обвинили в совершении преступлении, которое Вы не совершали» 73,2% анкетируемых ВоГУ ответили, что они будут защищать себя только законными средствами, даже если это не даст эффекта. 24,4% обучающихся для своего оправдания будут использовать любые спо-
1 Агранат Д.Л., Ткаченко А.В. Нормативная и реальная правовая социализация студентов - будущих юристов // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. С. 213217.
собы, не исключая противоправные. Надежду на справедливость суда и следствия высказали только 2,4% будущих юристов.
Выпускники МосГУ на данный вопрос ответили, что, если они окажутся под следствием в качестве обвиняемых, то будут защищать себя любыми способами, не исключая противоправные. 15,8% респондентов будут защищать себя только законными средствами2.
Нельзя обойти вниманием вопрос относительно главных умений юриста, чтобы быть успешным в своей профессии.
Как явствует из исследования, студенты ВоГУ на первое место ставят умение применять норму права в конкретном случае и умение соблюдать закон (100%), на втором месте оказалось умение быть хорошим оратором (27%), причем они отмечают, что это особенно важно для адвоката и прокурора. 15,8% выпускников - за налаживание нужных связей.
Студенты МосГУ полагают, что современный юрист должен уметь применять норму права в конкретном случае (47%), быть хорошим оратором (36,8%), налаживать нужные связи (36%)3. Нарушение норм права более 50% опрошенных обоих вузов оправдывают лишь в исключительных случаях, допускают на войне и в случае, если близкому угрожает опасность.
В целом, соотнося позиции, можно заключить, что уровень правосознания у будущих юристов весьма высокий. Будущие специалисты намерены в своей профессиональной деятельности руководствоваться буквой закона. Они не приемлют нарушений норм права в целях установления истины.
Анкетирование показало, что ценностный мир обучающихся позитивен, правовые установки достаточно прочны. Это подтверждает ранее проведенное исследова-
4
ние , также данные, полученные по приме-
2 Там же. С. 214.
3 Там же. С. 215.
4 Дрянных Н.В., Лодкин А.Е., Углицких Д.В., Лодки-на Т.В. Теоретико-методологические основы подготовки будущих юристов для деятельности в правоохранительных органах // Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма. Сборник научных трудов II Международной научной конференции «Социальные и культурные трансформации в контексте
нению методики «Незаконченное предложение», где студенты излагают свою точку зрения, объективно отражающую реальную действительность.
Так, например, по мнению опрошенных, пьянство, алкоголизм, наркотики -«дорога в никуда; смерть; причинение вреда своему здоровью; болезнь; катализатор роста смертности населения; нарушение психики; крах всего: семьи, друзей, самого себя; пагубная зависимость; разрушение личности; порок человека».
Хамство, грубость - «полное неуважение к собеседнику; грубый, наглый и резкий способ общения; невоспитанность человека; черта характера; тип поведения человека; неподобающее поведение по отношению к другим людям; способ самоутверждения за счет другого; поведение, несоответствующее нормам человеческого общения; плохое воспитание; деструктивное поведение; неподобающее поведение по отношению к другим людям; проявление невежества; духовная слабость; бескультурье; внутренняя вражда человека с самим собой; это низко; явная демонстрация своего превосходства».
Неуплата налогов - «противозаконно и нечестно по отношению к себе, государству и согражданам; правонарушение на почве безответственности; незаконное умышленное действие»; поступок, способствующий недополучению дохода государству, и как следствие, невозможность осуществить мероприятия по выполнению социально значимых проектов; умышленное преступление; незаконное умышленное избежание уплаты налогов физическими и юридическими лицами».
Будущие юристы отрицательно относятся к безбилетному проезду в общественном транспорте, к мату, к присвоению найденных денег.
Применение комплекса методов исследования позволило выявить факторы, которые необходимы для успешной профес-
современного глобализма», посвященной
85-летию профессора Х.И. Ибрагимова (г. Грозный, 1415 июня 2019 г.) / [редкол.: Д.- К.С. Батаев (отв. ред.), Ш.А. Гапуров, А.Д. Осмаев, В.Х. Акаев, ЛМ. Идигова, М.Р. Овхадов, М.М. Бетильмирзаева, М.Р. Махаев, А.Р. Салгириев]. Томск: СибИздатСервис, 2019. Том 2. С.22-27.
сиональной деятельности будущих юристов: гражданская зрелость, широта мировоззрения, высокий уровень правосознания, постоянный поиск нового знания, саморефлексия, адекватная самооценка, активная нравственная позиция, представления о юридической деятельности, правовая социализация.
Хотелось бы отметить, что проведенное нами исследование в ВоГУ показало, что все выпускники по направлению «юриспруденция» преодолели пороговый уровень освоения общекультурных и профессиональных компетенций. Повышенному уровню соответствует 48% выпускников, продвинутому - 72% обучающихся1.
Однако нельзя не коснуться проблем, связанных с подготовкой кадров в области юриспруденции. Они носят организационный, содержательно-методологический и нормативно-правовой характер 2.
Нормативно-правовые проблемы связаны с несовершенством действующего законодательства об образовании, наличием некоторых пробелов в нормативно-правовом регулировании.
По нашему мнению, для улучшения качества подготовки юридических кадров необходимо проведение комплексного, а вернее, полномасштабного исследования во всех юридических институтах, и на основании данного исследования будет нужно комплексное изменения нормативного правового базиса высшего образования в сфере юриспруденции.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно отметить, что анализ зачетов, экзаменов, защит проектно-исследовательских, выпускных квалифика-
1 Лодкина Т.В., Углицких Д.В. Мониторинг как элемент вузовского менеджмента в сфере управления про-екгно-исследовательской деятельностью будущих юристов // Управление качеством в образовании и промышленности: сборник статей Всероссийской научно-технической конференции (21 - 22 мая 2020 г., г. Севастополь) / редкол.: М.Н. Белая (отв. ред.). Севастополь: ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», 2020. С. 797.
2 Иванова С.А., Пашенцев ДА. Развитие высшего юридического образования: проблемы и перспективы // Государство и право. Юридические науки. URL: http ://naukarus .com/ razvitie-vysshego -yuridicheskogo -obrazovaniya-problemy-i-peispektivy (дата обращения: 07.07.2020).
ционных работ позволил увидеть общий рост профессиональной компетенции будущих специалистов и личностные изменения: осознания ими юридического образования как необходимой составляющей их профессионализма, повышение уровня правосознания, осознание сложности выбранной профессии, появление устойчивого интереса к профессии, уважительного отношения к праву и закону.
Одним из показателей высокого уровня подготовки обучающихся выступает мо-тивационная готовность к усвоению знаний, потребность в самосовершенствовании. У будущих юристов укрепляется убеждение
в необходимости соблюдения норм права в юридической деятельности. Убеждение -важнейший метод формирования правосознания, состоящий из правовых потребностей, чувств, ценностей, взглядов, правовых знаний. Развитие правосознания у будущих юристов в процессе обучения предполагает овладение ими актуальными знаниями, правовыми действиями и механизмами, способами защиты с целью их использования для работы в правоохранительных органах. Так постепенно выстраивается парадигма правовой подготовки, в основе которой - процесс формирования правосознания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.06.2020).
2. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ ст. 28 (ред. от 26.07.2019). URL: https//fzrfsu/zakon/o-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshchi-324-fz/st-28.php (дата обращения: 21.06.2020).
3. О правовых консультациях (правовых клиниках) для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров: приказ Минобразования РФ № 433 от 30 сентября 1999 г. - URL: https://minjust.ru/ru/prikaz-minobrnauki-ot-30091999-no-433-o-pravovyh-konsultaciyah-pravovyh-klinikah-dlya-naseleniya- na (дата обращения: 30.05.2020).
4. Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования: приказ Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383 - URL: https://base.garant.ru/71288178/ (дата обращения: 05.07.2020).
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 № 45038): приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (ред. от 13.07.2017). - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki- Rossii-ot-01.12.2016-№-1511/ (дата обращения: 21.06.2020).
6. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2017 № 47415): приказ Минобрнауки РФ от 05.04.2017 № 301. - URL : https://base.garant.ru/71721568/(дата обращения: 05.07.2020).
7. О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 26.05.2009 № 599. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6624579/ (дата обращения: 30.05.2020).
8. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 дата обращения: 24.06.2020).
9.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/news/3/2138 (дата обращения: 21.06.2020).
10. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профес-
сиональных стандартов, утвержденные Министром образования РФ Ливановым Д.В. от 22.01.2015 № ДЛ-02/05 вн. [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ metod/DL2_05_2015.pdf (дата обращения: 21.06.2020).
11. Порядок закрепления и распределения дисциплин и практик, входящих в учебные планы, за кафедрами и преподавателями: приказ ректора ВоГУ от 08.11.2019 г. № 02.00 -67/0731. - URL: http://document.vogu35.ru (дата обращения: 05.07.2020).
12. Порядок распределения обучающихся по профилям подготовки (специализациям): приказ ректора ВоГУ от 08.11.2019 г. № 02.00-67/0731. - URL: http://document.vogu35.ru (дата обращения: 05.07.2020).
13.Положение о порядке выбора и организации освоения элективных и факультативных дисциплин (модулей): приказ ректора ВоГУ от 29.11.2019 г. № 02.00-67/0782-1. - URL: http://document.vogu35.ru (дата обращения: 05.07.2020).
14. Положение о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специали-тета, программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре: приказ ректора ВоГУ от 05.02.2020 г. № 02.00-67/0163 (на основании решения ученого совета от 30.01.2020 протокол № 6). - URL: http://document.vogu35.ru (дата обращения: 05.07.2020).
15. Агранат, Д.Л. Нормативная и реальная правовая социализация студентов - будущих юристов / Д.Л. Агранат, А.В. Ткаченко // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 4. - С. 213217.
16. Гербекова, Л.Х. Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода / Л.Х. Гербекова. - [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). - М.: Буки-Веди, 2016. -С. 4-8. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10686/ (дата обращения: 25.05.2020).
17. Дрянных, Н.В. Теоретико-методологические основы подготовки будущих юристов для деятельности в правоохранительных органах / Н.В. Дрянных, А.Е. Лодкин, Д.В. Углиц-ких, Т. В. Лодкина // Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма: сборник научных трудов II Международной научной конференции «Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма», посвященной 85-летию профессора Х.И. Ибрагимова (г. Грозный, 14-15 июня 2019 г.) / [редкол.: Д.- К.С. Ба-таев (отв. ред.), Ш.А. Гапуров, А.Д. Осмаев, В.Х. Акаев, Л.М. Идигова, М.Р. Овхадов, М.М. Бетильмирзаева, М.Р. Махаев, А.Р. Салгириев]. - Томск: СибИздатСервис, 2019. - Том 2. - С. 22-27.
18. Иванова, С.А. Развитие высшего юридического образования: проблемы и перспективы / С.А. Иванова, Д.А. Пашенцев. // Государство и право. Юридические науки. - URL: http://naukarus.com/razvitle-vysshego-yurldlcheskogo-obrazovanlya-problemy-l-perspektivy (дата обращения: 07.07.2020).
19. Кузнецов, В. Проблемы и особенности подготовки юристов в высшей школе / В. Кузнецов. URL:https ://zavtra.ru/blogs/probleml_l_osobennostl_podgotovkl_yurlstov_v_ vlsshej_ shkole (дата обращения: 24.06.2020).
20. Лодкин, А.Е. Практика студентов как фактор подготовки высококвалифицированного специалиста в вузе / А.Е. Лодкин, Т.А. Четверикова // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития / гл. ред. О.Н. Широков. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 66-67.
21. Лодкина, Т.В. Мониторинг как элемент вузовского менеджмента в сфере управления проектно- исследовательской деятельностью будущих юристов / Т.В. Лодкина, Д.В. Уг-лицких // Управление качеством в образовании и промышленности: сборник статей Всероссийской научно-технической конференции (21 - 22 мая 2020 г., г. Севастополь) / редкол.: М.Н. Белая (отв. ред.). - Севастополь: ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», 2020.- С. 793-799.
22. Практико-ориентированные технологии обучения в юридическом вузе. Клиниче-
ские методы обучения при преподавании основных дисциплин: материалы II Московского юридического форума (Москва, 2-4 апреля 2015г.). - М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2015.
23. Таова, А.А. Компетентностный подход в процессе подготовки юристов / А.А. Таова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2008. - № 6. - С. 59-64.
24.Федосова, И.В. Школа молодого исследователя как форма повышения качества научно-исследовательской работы студентов / И.В. Федосова // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 6. - С. 65-67.
25. Цамаева, А.А. Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущего юриста / А.А. Цамаева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-6. - С. 1386-1389. -URL: https//elibrary.ru/item.asp?id=22490683 (дата обращения: 24.06.2020).
26. Шнягин, А.В. О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе / А.В. Шнягин // Молодой ученый. - 2014. - № 10. - С. 452-454. - URL: https://moluch.ru/archive/69/11872/ (дата обращения: 24.06.2020).
Получено: 24.07.2020г.