Научная статья на тему 'Подготовка будущих юристов в юридических клиниках с позиции новых требований ФГОС во'

Подготовка будущих юристов в юридических клиниках с позиции новых требований ФГОС во Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Ксения Олеговна

В статье рассмотрены вопросы использования средств юридических клиник для формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих юристов. Автор обращается к положениям компетентностного подхода как методологической основе понимания практики. Предложена логическая модель согласования структуры компетенций и результатов практико-ориентированной подготовки будущих юристов средствами юридической клиники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситникова Ксения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих юристов в юридических клиниках с позиции новых требований ФГОС во»

Подготовка будущих юристов в юридических клиниках с позиции новых требований ФГОС ВО

Ситникова Ксения Олеговна,

Вятский государственный университет, аспирант кафедры педагогики, novikova_k.o@mail.ru

В статье рассмотрены вопросы использования средств юридических клиник для формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих юристов. Автор обращается к положениям компетентностного подхода как методологической основе понимания практики. Предложена логическая модель согласования структуры компетенций и результатов практико-ориентированной подготовки будущих юристов средствами юридической клиники. Ключевые слова: стандарты высшего образования, универсальные компетенции, клиническая технология, подготовка будущих юристов

о

п ^

СО

сч

01

Практическая подготовка будущих юристов прямо связана с выполнением требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО) к компетентностному формату результатов.

Вместе с тем, за последние несколько лет, подходы к структуре требуемых компетенции неоднократно менялись, что привело к проблеме согласования вводимых изменений с существующими практиками подготовки юристов.

В статье предпринят анализ последних изменений в структуре компетенций выпускника юридического вуза по направлениям подготовки 40.04.01 Юриспруденция (уровень - магистратура) и 40.03.01 Юриспруденция (уровень - бакалавриат) с позиции их влияния на практико-ориентированную подготовку будущих юристов средствами юридической клиники.

Новый проект ФГОС ВО по юридическим направлениям подготовки вводит требования к универсальным компетенциям, используя для этого само понятие универсальных компетенций, которое отсутствовало в предыдущих редакциях ФГОС ВО [5].

Предыдущая редакция содержала требования к общекультурным (ОК), общепрофессиональным (ОПК) и профессиональным компетенциям (ПК). Именно такая структура была реализована в стандарте бакалавриата, утвержденного приказом Ми-нобрнауки Российской Федерации от 01.12. 2016 г. № 1511 [5].

Пунктом 5.3 обозначенного документа предписывалось, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

- способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);

- способностью работать на благо общества и государства (ОПК-2);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);

- способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);

- способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5);

- способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6);

- способностью владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК-7).

Следует отметить, что сам термин «общепрофессиональные компетенции» выступил в рамках стандарта 2016 г. (ФГОС 3+) таким же нововведением, как и термин «универсальные компетенции» в проекте ФГОС ВО 3++. В более ранних редакциях речь шла только о двух группах компетенций -общекультурных и профессиональных.

Введение группы требований к общепрофессиональным компетенциям выпускника юридического вуза стало серьезным шагом в изменении концептов ФГОС ВО. Вуз должен был изменить содержание образования таким образом, чтобы будущий юрист овладел неким ключевым набором навыков, которые пригодятся ему в любом профессиональной области, независимо от специализации.

Наряду с введением общепрофессиональных компетенций, стандарт 2016 г. скорректировал требования к общекультурным компетенциям, дополнив их следующим:

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-3);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-4);

- способность работать в коллективе, толерант-но воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

- способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

- готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).

В общей сложности, оформилась достаточно емкая модель выпускника юридического вуза, который уже по освоении программ уровня «бакалавр» должен был быть готов к личностному саморазвитию в выбранной сфере профессиональной деятельности. При этом рамка общепрофессиональных и общекультурных компетенций оказалась не только широкой, но и достаточно разнородной по своему составу.

Мировоззренческие компетенции были представлены в стандарте 2016 г. наряду с инструментальными компетенциями по работе с информацией и даже сугубо витальной компетенцией здоровьесбе-режения. Положение усугублялась тем, что стандарт 2016 г. не содержал прямых указаний на то, как следует учитывать заложенную рамку общепрофессиональных и общекультурных компетенций при разработке основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки, выде-

лении в ней обязательной и вариативной частей и разработке программ практики.

В новых проектах ФГОС ВО [4] заложены иные подходы. Мы можем выделить три принципиальных позиции, которые, по нашему мнению, повлияют на организацию практико-ориентированной подготовки будущих юристов. Это:

- введение блока универсальных компетенций;

- допущение возможности самостоятельно устанавливать состав профессиональных компетенций при одновременной регламентации статуса универсальных компетенций;

- предоставление вузу свободы выбирать виды практики студентов и формировать программы практики.

В табл. 1 представлено сравнение универсальных компетенций нового проекта ФГОС ВО 40.04.01 Юриспруденция с общекультурными и общепрофессиональными компетенциями из предыдущей редакции ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки.

Содержимое Таблицы 1 свидетельствует, что новый проект стандарта декларирует универсальные компетенции как аналог общекультурных компетенций, но с другой смысловой фокусировкой.

Во-первых, усилены деятельностью смыслы компетенций. Это считывается в грамматике формулировок (например, краткие причастия вместо отглагольных прилагательных) и их сутевом наполнении (например, «способен создавать и поддерживать условия» вместо «готовность пользоваться методами»).

Во-вторых, задана номинальная рамка. Универсальные компетенции названы. В перспективе, это позволит проектировать содержание программ, указывая в них самостоятельно заявленные номинанты.

В-третьих, сам концепт универсальности означает, что обретенные студентами навыки пригодятся ему не только в профессиональном труде, но и в целом, в ходе разного рода социальных активностей.

Не менее принципиальным новшеством, чем введение универсальных компетенций, является право вуза самостоятельно устанавливать состав профессиональных компетенций. Новый проект ФГОС ВО прописывает, что перечень профессиональных компетенций формируется «на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам направления подготовки на рынке труда» [4, п. 3.4].

Подчеркивается, что к обязательной части основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки должны быть отнесены дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование всех универсальных компетенций, всех общепрофессиональных компетенций, а также профессиональных компетенций, установленных примерными программами в качестве обязательных (при наличии) [4, п. 3.4]. На основе индикаторов достижения компетенций,

взятых из примерных программ или разработанных самостоятельно, вуз планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам.

Таблица 1

Связь универсальных, общекультурных и общепрофессиональных компетенций

Состав УК по новому проекту ФГОС ВО Содержание компетенции по ФГОС 3++ Аналоги компетенции по ФГОС ВО 2016

Системное и критическое мышление УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-3) Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-4)

Управление проектами УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений Аналогичная компетенция не представлена

Командная работа и лидерство УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реа-лизовывать свою роль в команде Аналогичная компетенция не представлена

Коммуникация УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) язы-ке(ах) Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5)

Межкультурное взаимодействие УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах Способность работать в коллективе, толе-рантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6)

Самоорганизация и саморазвитие УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализо-вывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8)

Безопасность жизнедеятельности УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций Готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9)

Нововведения в части практик имеют наибольшее значение для предмета нашего исследования, поскольку делают возможным рассматривать юридические клиники как средство практико-ориентированной подготовки будущих юристов.

Согласно новому проекту ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, юридический вуз устанавливает тип учебной практики и выбирает один или несколько типов производственной практики из перечня, указанного в стандарте, а также; может выбрать один или несколько типов учебной практики и (или) производственной практики из рекомендованных примерной основной образовательной программой (при наличии). Кроме того, вуз может самостоятельно установить дополнительный тип (типы) учебной и (или) производственной практики и определить объемы учебной и производственной практики каждого типа (при наличии) [4, п. 2.6].

Если принять во внимание ряд определениям практики (смотри далее), мы увидим, что новый проект ФГОС ВО более последователен в части соотношения практической и академической составляющих подготовки будущих юристов. Наряду с закреплением статуса универсальных компетенций в составе обязательной части основных образовательных программ, новый проект ФГОС ВО устанавливает прямую связь между стандартом высшего образования и профессиональным стандартом через возможность вуза оперировать заложенным в профессиональный стандарт составом трудовых функций.

Собственно, эта связь и актуализирует понимание практики исключительно в деятельностном залоге. Практика - это:

- (греч. ргакйке, от ргакйксо - деятельный, активный) - материальная, чувственно-предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности [2];

- (от др.-греч. пра^д - деятельность) - разумная человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование действительности (в том числе и самого человека) [1].

- (греч. ргакйке, от ргакйксо - деятельный, активный) - материальная, чувственно-предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности. П. обычно понимается как систематическая, многократно повторяющаяся деятельность, как соединение такого рода деятельности многих индивидов [3].

Практика, как следует из перечисленных определений, близка к деятельности: их объединяет наличие цели, предмета, средств и планируемого результата. Само определение практики выводится через понятие деятельности и основывается на

методологии деятельности, которая, в свою очередь, опосредуется той или иной практикой.

Такой методологический посыл позволяет выстроить некую умозрительную модель практико-ориентированной подготовки будущих юристов на базе юридических клиник, которая объединит все группы требуемых новым проектом ФГОС ВО компетенций с планируемыми результатами такой подготовки (см. рис.1).

ПрактиШ-Ор квитированная подготовка будущих юристов средствами юридической клиники

Опыт выполнения видов трудовой деятельности в рамке заявленных профессиональн ых компетенций:

- интервьюирование;

- выработка позиции по делу;

- консультирование;

- подготовка юридических документов

Опыт рефлексии образа «Я-профессионал» в рамке заявленных обще профессии галышх компетенций, в т.ч.:

- опыт моделирования социальной роли юриста, проживание ситуаций нравственного выбора в разрешении правовых коллизий;

- опыт работы в команде мотивированных коллег

Операциональные навыки (толкование юридических норм, правоприменение)

Инструментальные навыки (работа с нормативными правовыми актами и документами, работа с клиентами)

Развитые универсальные компетенции

Рис.1 Логическая модель результатов практико-ориентированной подготовки будущих юристов средствами юридической клиники

В заключение, отметим, что эффективность практико-ориентированной подготовки будущих юристов средствами юридической клиники зависит от актуальности локальных норм и регламентов; полноты программно-методического обеспечения; качества педагогического сопровождения индивидуального профессионального опыта студентов, подходов к планированию и оценке результатов клинического обучения. Исключительно на уровне локальных нормативных актов вуз утверждает организационно-правовой статус юридической клиники и механизмы интеграции клинического обучения в основную образовательную программу с учетом установленного перечня профессиональных компетенций и выделенного состава универсальных и общепрофессиональных компетенций.

свободная энцикло-ресурс] // http://

Литература

1. Практика. Википедия -педия. - [Электронный ru.wikipedia.org

2. Практика. Философский словарь. Энциклопедии & словари. - [Электронный ресурс] // http://enc-dic.com>Энциклопедии>Praktika-1827 Дата обращения: 2.06.2016

3. Практика. Философская энциклопедия. -[Электронный ресурс] // http:// dic.academic.ru> Дата обращения: 2.06.2016

4. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень - бакалавриат)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень - бакалавриат), утв. приказом Минобрна-уки России от 01.12.2016 г. № 1511. - [Электронный ресурс] http://fgosvo.ru/news/3/2138

6. Куксин И.Н., Матвеев П.А. Воспитательная функция семейного права и воспитательная функция семьи: сравнительная характеристика // Юридическая наука. 2012. № 3. С. 29-36.

7. Куксин И.Н. Социальные и юридические аспекты ответственности // Право и общество. 2015. № 14. С. 189-199.

8. Зарецкий А.М. Роль лекций в современном дистанционном образовании // В сборнике: Роль бизнеса в трансформации общества - 2014 IX Международный научный конгресс: сборник материалов. 2014. С. 206-208

9. Зарецкий А.М., Матвеев А.А. К вопросу о нормативистской концепции правопонимания // Мир современной науки. 2017. № 2 (42). С. 64-68

10. Зацепин А.М. Конкуренция норм уголовного права и квалификация преступлений // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 2. С. 84-100.

Training of future lawyers in legal clinics with the position of

the new requirements of the new standard Sitnikova K.O.

Vyatka state University

The article deals with the use of legal clinics for the formation of universal, General professional and professional competences of lawyers. The author refers to the provisions of the competence approach as a methodological basis for understanding the practice. The logical model of coordination of competence structure and results of practice-oriented training of future lawyers by means of legal clinic is offered. Keywords: higher education standards, universal competences,

clinical technology, training of future lawyers References

1. Practice. Wikipedia - the free encyclopedia. - [Electronic resource]//http:// ru.wikipedia.org

2. Practice. Philosophical dictionary. Encyclopedias & dictionaries.

- [Electronic resource]//http://enc-dic.com of "Encyclopedia" Praktika-1827 Date of the address: 6/2/2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Practice. Philosophical encyclopedia. - [Electronic resource]//http:// dic.academic.ru> Date of the address: 6/2/2016

4. The draft of the federal state educational standard of the higher

education in the direction of preparation 40.03.01 Law (level - a bachelor degree)

5. The federal state educational standard of the highest education

in the direction of preparation 40.03.01 Law (level - a bachelor degree), утв. order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 12/1/2016 of No. 1511. -[Electronic resource] http://fgosvo.ru/news/3/2138

6. Kuksin I.N., Matveev P.A. The educational function of family law

and the educational function of the family: a comparative characteristic // Legal Science. 2012. No. 3. S. 29-36.

7. Kuksin I.N. Social and legal aspects of responsibility // Law and

society. 2015. No. 14. S. 189-199.

8. Zaretsky A.M. The role of lectures in modern distance education

// In the collection: The role of business in the transformation of society - 2014 IX International Scientific Congress: collection of materials. 2014.S. 206-208

9. Zaretsky A.M., Matveev A.A. To the question of the normative

concept of legal understanding // World of modern science. 2017. No. 2 (42). S. 64-68

10. Zatsepin A.M. The competition of criminal law and the qualification of crimes // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2014. No. 2. P. 84-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.