Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей музыки к организации культурного туризма школьников: постановка проблемы'

Подготовка будущих учителей музыки к организации культурного туризма школьников: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей музыки к организации культурного туризма школьников: постановка проблемы»

Д.С. Грищенкова ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ К ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ШКОЛЬНИКОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Формирование высоких духовных потребностей, широких профессиональных интересов и глубоких знаний будущих учителей общеобразовательных учреждений является главной целью высшего педагогического образования в России. С изменением социальной ситуации в нашей стране, становлением рыночных отношений и новых культурных традиций, бурным развитием средств массовой коммуникации меняются содержание и формы подготовки студентов педагогических вузов, отражая тем самым динамику развития современного российского общества. Вместе с тем очевидно, что любые новации образования не должны перечеркивать важные, доминантные направления в развитии отечественной высшей школы, ее приоритеты, к которым следует отнести подготовку будущих учителей к профессиональной деятельности, направленной на воспитание у подрастающих поколений патриотизма, гуманизма, духовно-нравственной цельности, ответственности за будущее своей Родины. В этой связи актуальным представляется поиск таких новых форм классной, внеклассной и внешкольной работы, которые, с одной стороны, вытекают из традиционных представлений о ценностях культуры России, с другой стороны являются привлекательным для школьников, взгляды которых сложились в условиях открытости, демократии, расцвета информационных технологий.

В числе бесспорных духовно-нравственных ценностей Российского государства - памятники русской художественной культуры в многообразии произведений музыки и литературы, архитектуры и живописи, скульптуры и театра. Освоение этого национального достояния будущими педагогами с целью передачи приобретенного опыта подрастающим поколениям - одна из актуальных задач высшего, в том числе музыкально-педагогического образования.

Следует подчеркнуть, что учитель музыки в современной общеобразовательной школе, как правило, является организатором разнообразной воспитательной работы - концертов, театральных представлений, праздников, экскурсий и др. Однако в исследованиях эти особенности профес-

сиональной деятельности педагога-музыканта выявлены явно недостаточно. Авторы, занимающиеся проблемами высшего музыкально-педагогического образования, уделяют внимание структурно-содержательным компонентам музыкально-педагогической деятельности (Л.Г. Ар-чажникова), специфике формирования методологической культуры учителя музыки (Э.Б. Абдуллин и представители его школы), проблемам исполнительского мастерства (Г.М. Цыпин, Т.Г. Мариупольская, А.И. Николаева), мировоззренческой культуре учителя (Б.М. Целковников), музыкально-исторической подготовке студентов (Е.В. Николаева и представители ее школы), формированию художественной культуры личности педагога-музыканта (работы Л. А. Рапацкой и представителей ее школы) и др. Анализ этих трудов, изучение специальной методической литературы, учебных планов, программ, стандартов образования показал, что большинство научных и методических работ мало ориентированны на подготовку учителей к внеклассной и внешкольной воспитательной работе в области отечественной художественной культуры. Как правило, приобретаемые студентами знания на предметах культурологической направленности (курсы «Культурология», «Мировая художественная культура», разделы истории культуры курса «История России» и др.) остаются невостребованными в практической деятельности педагога, в том числе - в его внеклассной и внешкольной воспитательной работе.

Исходя из проделанного анализа, мы пришли к выводу о необходимости поиска новых путей применения культурологических знаний педагогов-му-зыкантов, соответствующих современным направлениям в развитии педагогической мысли и культурным традициям российского общества. В этом плане заслуживает внимание явление культурного туризма просветительской направленности.

Собирательный образ «человека путешествующего» предстает пред нами при изучении истории культур разных стран и народов. Этот образ проецирует многие факторы ушедших в прошлое цивилизаций, свидетельствует о степени духовных запросов общества, идеалах людей в тот или иной исторический период.

60

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008

© Д.С. Грищенкова, 2008

Становление туризма как феномена современной жизни началось еще в XIX веке в силу многих причин, среди которых исследователи выделяют: развивающуюся промышленность, науку и технику, потребовавшие новых скоростей, новых средств передвижения; развитие быстрых и достаточно надежных транспортных средств, приведших к расширению географии путешествий, в том числе и за счет новых осваиваемых территорий за океаном - Нового Света и т.д.; развитие промышленного производства, способствующего росту городов и формированию слоев городского населения, что приводит к смене стереотипов жизненного уклада и переоценке отношения к путешествиям; потребность в организованном отдыхе, обусловленную ухудшающимися физическим и психологическим состоянием городского населения; повышающуюся мобильность населения, что приводит к развитию системы гостеприимства и появлению новых видов услуг.

В России истоки путешествий и паломничеств ведут вглубь веков и относятся еще к периоду Древней Руси. С течением столетий в российском туризме выявилась четко проявляющаяся культурно-просветительская направленность и демократические установки. Среди организаторов и пропагандистов культурной составляющей туризма следует назвать В. Генша - основоположника образовательных путешествий школьников, декабриста И.Д. Якуншина - организатора детских познавательных экскурсий, великого русского педагога К.Д. Ушинского - пропагандиста познавательных поездок и др. Первая попытка классификации туризма для учащихся была сделана в 1916 году. Все они группировались в 8 типов: 1) историко-археологические; 2) историко-литературные; 3) естественноисторические; 4) на фабрики и заводы; 5) художественно-географические и этнографические; 6) экскурсии трудовой помощи; 7) общеобразовательные и бытовые; 8) экскурсии отдыха и развлечений. Это был первый опыт анализа той многогранной туристско-экскурсионной работы, которая осуществлялась в дореволюционной России.

Большое значение для развития научных представлений об явлении туризма имеют труды философа и культуролога Л.П. Воронковой, впервые предпринявшей попытку системного анализа туризма в связи с мировой и отечественной историей. Автору удалось раскрыть истоки ту-

ризма в мировых цивилизациях, проследить динамику социокультурных последствий туризма и путешествий, дать характеристику «человека путешествующего» в контексте разных культурных традиций, проследить изменение географии путешествий и туризма в разные эпохи, описать традиции гостеприимства разных народов, выявить причины и предпосылки становления организованного туризма, его историю и особенности развития, рассмотреть специфику российского туризма и его современное состояние. Л.П. Воронкова выявила основную систему понятий истории туризма, а именно: путешествие, тур, гостеприимство, на которую мы опирались при разработке научного аппарата настоящего исследования.

Обратимся к двум наиболее часто употребительным в культурологической литературе терминам «путешествие» и «туризм». Как считает Л.П. Воронкова, они неразрывно связаны между собой, так как описывают определенный образ жизнедеятельности человека. При этом большинство современных авторов сходятся в том, что туризм является частным случаем путешествий. Отличия в толковании понятий усматриваются в разных целях и различном материальном обеспечении видов деятельности, описываемых этими понятиями. «Значительная часть путешествий и экспедиций служит определенным, далеко не частным, целям (торговля, наука, открыватель-ство земель, реклама продукции и др.) и щедро финансируется третьими, так или иначе заинтересованными лицами, организациями, государственными или частными фондами. В значительной мере успех путешественника определяется не его личными качествами, которые, конечно, играют не последнюю роль в совершении подвига, а его способностями убедить общество выделить необходимые материальные ресурсы для организации и совершения собственно путешествия. Так, великий Давид Ливингстон, покоритель Африки, открывший величайший водопад Виктория на реке Замбези, путешествовал на деньги миссионерских фондов, обращая в христианскую веру местных жителей и лишь попутно совершая географический открытия. Путешественник - это, чаще всего, профессия, работой лиц и образом жизни принимающих участие в путешествиях. А это уже цель деятельности, отличная от целей туризма». Таким образом, понятие «путешествие» является достаточно сложным. Оно описывает разнообразие перемещения лю-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008

61

дей в пространстве и во времени. Это понятие, по мнению ученых, шире понятия «туризм».

Понятие «турист» появилось значительно позже. Это слово было введено в литературный обиход приблизительно в 1800 г. В это время вышла в свет книга Педжа «Anecdotes of English Language», в которой путешественник был назван туристом. Примерно в то же время во Франции публикуется словарь французского языка, включающий определения туриста, как путешествующего из любопытства или с целью «убить время». Позднее, в 1838 г. выходят в свет «Воспоминания туриста» Стендаля, что дает основание именно его считать изобретателем слова «турист». Как полагают отечественные исследователи, слово «туризм» происходит от латинского слова tornus (движение по кругу; вертеть, вращать). Обычно оно означает передвижение с одновременной сменой быта людей. Наиболее выразительно слово туризм во французском языке: tour означает путешествие с возвращением обратно к месту выезда.

В современных публикациях под туризмом понимается деятельность, развертывающаяся в контексте массовых путешествий и связанная с материальной базой, уровнем сервисного обслуживания и гостеприимства. В научном лексиконе встречаются также и более привычные для педагогической практики понятия - экскурсант, экскурсия, экскурсионная деятельность, обозначающие путешествия и походы с познавательными, увеселительными, оздоровительными, научными и другими целями.

История развития туризма в России, по мнению некоторых ученых, насчитывает свыше 100 лет. Её можно разделить на 5 этапов. Первый -просветительский - длился до 1890 г. Начало второго - предпринимательского этапа было связано с развитием капитализма в России. В это время идет создание туристических фирм и контор, которые занимаются частной предпринимательской деятельностью в сфере туризма. После социалистической революции в России начинается третий организационно-централизованный этап. Он продолжался с 20-х по 60-х гг. ХХ в. и характеризовался формированием советского туризма и характерных для него государственных и общественных организаций. Четвертый этап - административно-нормативный (1970-1990 гг.). Начало пятого - переходного этапа совпадает с началом процессов перестройки и реформирования

экономики в стране. В это время возрождаются традиции предпринимательства, в том числе и в сфере туризма.

Многообразие форм туризма, путешествий и экскурсий позволяет сделать предположение: в контексте педагогической науки наиболее целесообразно применение понятия «культурный туризм», поскольку именно этот вид туризма чаще всего находит применение в общеобразовательной школе. Культурный туризм мы рассматриваем как форму внешкольной воспитательной работы, связанную с организованным посещением исторических мест и памятников художественной культуры разных эпох. В культурном туризме, связанном с памятниками культуры России, образовательная цель (приобретение знаний по истории отечественной культуры) сочетается с патриотической направленностью Цель культурного туризма формирование у школьников духовно-нравственных ценностей и высоких эстетических потребностей на основе постижения образов произведений искусства в контексте отечественных исторических традиций.

Воспитательная цель культурного туризма школьников предопределяет следующие основные его виды: туризм культурно-исторический; туризм культурно-монографический (связанный с посещением мест пребывания выдающихся композиторов, поэтов, художников и др.); туризм историко-патриотический и военно-патриотический. Этот вид туризма связан с посещением мест боевой славы России и проведением соответствующих мероприятий, торжественных актов (концертов, диспутов и др.)

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: состоянием современного общества и необходимостью активизировать процесс формирования у школьников духовно-нравственных ценностей, личностной культуры и патриотизма; признанием важности создания условий для реализации в практической деятельности педагога-музыканта культурологической составляющей музыкально-педагогического образования; необходимостью искать и применять в воспитательной школе новые современные формы воспитательной работы.

На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Процесс подготовки будущих учителей музыки к организации культурного туризма школьников представляет собой единство нескольких

62

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008

взаимосвязанных направлений учебно-воспитательной работы в вузе, а именно: теоретическую общехудожественную подготовку, основанную на интеграции знаний, полученных при освоении дисциплин музыкально-исторического и культурологического циклов, формирующую у студентов представления о духовно-нравственных ценностях русской художественной культуры; методическую подготовку, формирующую у студен-тов-музыкантов профессиональные умения и навыки в сфере культурного туризма как одной из форм внешкольной воспитательной работы; педагогическую практику, предполагающую включение компонента лекторской работы по проблемам русской художественной культуры как объекта культурного туризма.

2. Педагогическими условиями подготовки студентов-музыкантов к организации культурного туризма школьников являются:

- осознание воспитательной ценности русской художественной культуры, ее роли в разви-

тии духовно-нравственных установок и эстетических потребностей школьников; осуществление межпредметных связей культурологической и специальной музыкальной подготовки; использование в процессе обучения творческих заданий, моделирующих ситуации воспитательной работы со школьниками на материале русской художественной культуры;

- развитие лекторского мастерства студентов в условиях педагогической практики.

3. Эффективность освоения студентами-му-зыкантами опыта педагогической деятельности в сфере культурного туризма зависит от применения комплекса специальных методов обучения: метода моделирования культурологических проблемных ситуаций, метод эмоционально-художественного воздействия, метод «мини-лекций», метод художественно-образных ассоциаций, метод выявления духовно-нравственных приоритетов эпохи и др.

И.Е. Виноградова

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Современное общество приближается к пониманию значимости личностного фактора в развитии специалистов для решения насущных социальных проблем. «Личность и профессия» становится чрезвычайно актуальной научной темой. В глубокой взаимосвязи с философией, психологией развития, педагогикой, этикой она разрабатывается в рамках ак-меологической науки ее ведущими представителями: К.А. Абульхановой, А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, В.Г Зазыкиным, Е.А. Климовым, Н.В. Кузьминой, В.Н. Маркиным и другими учеными. В акмеологии «личность» выступает неотъемлемой стороной понятия «профессионализм», поскольку определяет цели и внутренние смыслы деятельности. Показателями личностной зрелости акмеологи рассматривают систему нравственных ценностей, норм, эталонов, профессиональный менталитет (А.К. Маркова). Таким образом, акмеологические представления ставят перед высшей школой задачу личностного

развития специалистов и актуализируют в нем роль этического образования.

На то, что этика должна быть помещена в программу профессиональной специализации студентов, и осмыслена, как важное средство профессионально-личностного развития будущих специалистов указывают ученые европейских стран (L.P. Arnn, T. Gilese, M. Lennon, P. Merser, H. Murray, M. Robinson). Ситуация в российских вузах, свидетельствующая о снижении статуса этических дисциплин и в целом о неудовлетворительном качестве современного этического образования стала основанием для его реформирования. Сектором этики Института философии РАН и центром прикладной профессиональной этики в 2004 году было объявлено о трехлетнем проекте, направленном на содействие содержательному и методологическому обновлению и развитию этики как университетской дисциплины. В рамках проекта были разработаны актуальные требования, согласно которым этическое

© И.Е. Виноградова, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.