Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ)'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / A CHILD WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER / TRAINING OF A FUTURE TEACHER / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / SCHOOL MALADJUSTMENT / ELECTIVE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Лариса Валерьевна, Деревянченко Елена Анатольевна, Мартынова Юлия Викторовна, Тебенькова Наталья Геннадьевна

В статье рассматриваются условия подготовки будущих учителей к работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Авторами подчеркивается, что актуальность данной проблемы связана со все возрастающим числом обучающихся, испытывающих потребности в особом сопровождении и психолого-педагогической поддержке, и отсутствием целенаправленной подготовки педагогов-предметников для осуществления такого рода профессиональной деятельности. Комплексный характер работы определяет целевые ориентиры, содержание подготовки будущих учителей, основное внимание уделяется процессуальному аспекту: авторами предлагается использовать практико-ориентированные технологии (кейсы, симуляции), позволяющие воссоздать ситуации будущей профессиональной деятельности, принять участие в решении проблем, источником которых является реальная образовательная практика педагогов региона. В статье представлены монографические характеристики студентов-участников апробации модульной программы элективного курса, позволяющие сделать заключение о результативности предложенных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Лариса Валерьевна, Деревянченко Елена Анатольевна, Мартынова Юлия Викторовна, Тебенькова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF FUTURE TEACHERS TO WORK WITH CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER

The article studies the conditions for preparing future teachers to work with children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). The authors emphasize that the relevance of this problem is associated with an increasing number of students experiencing the need for special support as well as psychological and pedagogical support, and the lack of targeted training of subject teachers for the implementation of this kind of professional activity. The complex nature of the work determines the target guidelines, the training's content of future teachers. The main attention is paid to the procedural aspect: the authors suggest using practice-oriented technologies (cases, simulations), allowing to reconstruct the situations of future professional activity, to take part in solving problems, based on real educational practice of teachers of the region. The article presents the monographic characteristics of the students participating in the approbation of the modular program of the elective course, which make it possible to draw a conclusion about the efficiency of the proposed conditions.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ)»

Подготовка будущих учителей к работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Мещерякова Лариса Валерьевна,

кандидат пед. наук, доцент кафедры французского языка, ФГБОУ ВО ОмГПУ

E-mail: mescheryakovalarisa@gmail.com Деревянченко Елена Анатольевна,

кандидат пед. наук, доцент, зав. кафедрой немецкого языка и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВО ОмГПУ E-mail: barlen@yandex.ru

Мартынова Юлия Викторовна,

кандидат пед. наук, доцент, зав. кафедрой французского

языка, ФГБОУ ВО ОмГПУ

E-mail: julia79zavgorodneva@gmail.com

Тебенькова Наталья Геннадьевна,

кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой восточных языков, ФГБОУ ВО ОмГПУ E-mail: limonovanatalia@yandex.ru

В статье рассматриваются условия подготовки будущих учителей к работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Авторами подчеркивается, что актуальность данной проблемы связана со все возрастающим числом обучающихся, испытывающих потребности в особом сопровождении и психолого-педагогической поддержке, и отсутствием целенаправленной подготовки педагогов-предметников для осуществления такого рода профессиональной деятельности. Комплексный характер работы определяет целевые ориентиры, содержание подготовки будущих учителей, основное внимание уделяется процессуальному аспекту: авторами предлагается использовать практико-ориентированные технологии (кейсы, симуляции), позволяющие воссоздать ситуации будущей профессиональной деятельности, принять участие в решении проблем, источником которых является реальная образовательная практика педагогов региона. В статье представлены монографические характеристики студентов-участников апробации модульной программы элективного курса, позволяющие сделать заключение о результативности предложенных условий.

Ключевые слова: ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, подготовка будущего учителя, особые образовательные потребности, школьная дезадаптация, элективный курс.

о с

CJ

см см

Вопрос о сопровождении педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование в системе основного общего образования, является в настоящее время актуальным. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями и особыми образовательными возможностями в последние годы представляют значительную часть от общего числа учеников средней общеобразовательной школы. По мнению В.И. Лубовского, «где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья - в специальном учреждении или в условиях интеграции - это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни» [7, с. 268]. Иными словами, речь идет об индивидуализации обучения, что является одним из основополагающих принципов современной системы основного общего образования. При этом, как считает Г.Б. Монина, в «контексте современных образовательных потребностей и возможностей каждого ученика индивидуализация обучения не сводится к подбору педагогом способов, приемов и темпа обучения, степени трудности заданий в зависимости от индивидуальных различий школьников, уровня развития их способностей, как считалось ранее» [3, с. 74], а делится на два типа: «1) психолог, учитель - обучающий всех и индивидуализирующий процесс обучения; 2) психолог, учитель -создающий условия для самообучения - самоиндивидуализации ученика. Осуществление второго типа индивидуализации способствует более полной личностной включенности обучающегося в процесс обучения, в связи с чем повышается уровень его познавательной мотивации, мотивации достижения успеха, самореализации» [5, с. 149].

Очевидно, что приведенные выше требования к осуществлению индивидуализации обучения требуют специальной подготовки педагога. Если учителя, работающие в образовательных организациях, регулярно проходят повышение квалификации, в том числе в области инклюзивного образования, то будущие педагоги, студенты педагогических вузов, в большинстве своем имеют лишь общие представления об инклюзии, о видах особых образовательных потребностей и возможностей учеников, а также формах и методах работы с ними. Данные знания студенты приобретают как правило при изучении курсов коррекционной и специальной педагогики и психологии, однако ограниченное количество часов, посвященных, в основном, теоретической подготовке, и отсут-

ствие каких-либо практических навыков работы с «особыми» детьми приводит к тому, что молодые учителя оказываются неспособными к такой работе. Все это доказывает актуальность исследуемой нами проблемы: выявление наиболее значимых условий подготовки будущих учителей к работе с детьми с особыми образовательными возможностями и потребностями, в том числе с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

К особым образовательным потребностям разные исследователи относят:

- потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с особыми возможностями здоровья в процессе обучения;

- потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка [2].

В.И. Лубовский выделяет следующие составляющие особых образовательных потребностей ребенка:

- когнитивные составляющие (владение мыслительными операциями, возможности запе-чатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире);

- эмоционально-волевые составляющие (направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания);

- энергетические составляющие (умственная активность и работоспособность) [2].

Важно подчеркнуть, что выделенные выше особенности, как правило, проявляются не изолированно, а комплексно, обусловливая друг друга, при этом демонстрируя разную степень выраженности при каждом типе нарушения. Такого рода комплексы могут определять возможности обучения детей в условиях отдельного класса или школы, в условиях инклюзивного обучения, в условиях семейного образования.

Анализ сложившейся практики показывает, что большинство педагогов и психологов, рассматривая особые образовательные потребности обучающихся в средних общеобразовательных школах, ограничиваются следующим перечнем лиц, нуждающихся в специальных условиях обучения и индивидуальном образовательном маршруте: обучающиеся с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, обучающиеся с умственной отсталостью и лица с расстройствами аутисти-ческого спектра. Дети и подростки с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, которые наряду с другими должны получать необходимую психологическую помощь и педагогическое сопровождение в период обучения, часто оказываются лишенными необходимых условий и дополнительных ресурсов, обеспечивающих реализацию их особых образовательных возможностей в системе основного общего образования. Это объясняется как сложностью диагностики данного заболева-

ния, так и отсутствием квалифицированной и качественной подготовки педагогов и школьных психологов к работе с такими обучающимися.

Первые упоминания о чрезвычайно подвижных детях в интересующем нас контексте присутствуют в работах немецкого психоневролога Г. Хоффма-на (1845 г.), в дальнейшем данную проблему рассматривали в медицинской литературе многие известные ученые: Э. Хэлловелл, Дж. Рэйти, Д. Амен и др. В настоящее время этим вопросом занимаются не только врачи-неврологи, психиатры, нейрофизиологи и другие, но и психологи, а также педагоги системы основного общего образования и работники дошкольных образовательных учреждений. Данное заболевание представляет собой расстройство поведения в детском возрасте, среди клинических проявлений которого называются двигательное беспокойство, импульсивность, невозможность сконцентрироваться. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой наиболее распространенную форму хронических нейроповеденческих расстройств детского возраста [1, с. 82].

Трудности, с которыми сталкиваются дети, страдающие СДВГ, по нашему мнению, можно разделить на две группы, тесно связанные друг с другом:

1) психофизиологические проблемы, которые обусловлены незрелостью нервной системы и, как следствие, провоцирующие нарушения психического и эмоционального равновесия ребенка. Исследователи выделяют следующие клинические проявления заболевания: невнимательность, гиперактивность и импульсивность [4, с. 126].

Следует отметить, что дети с СДВГ отличаются, прежде всего, низким уровнем развития поддерживаемого непрерывного внимания, т.е. способности поддерживать сосредоточенность в течение длительного времени, а также недостаточным уровнем избирательного внимания, т.е. способности сосредотачиваться на необходимых стимулах и не отвлекаться на помехи (посторонние стимулы). Именно эти факторы должны учитываться учителем во время непосредственной работы с таким обучающимся, а также при планировании коллективной и групповой работы. Под гиперактивностью у детей с СДВГ обычно понимают «повышенную двигательную (моторную) активность» [4, с. 141]. Под импульсивностью понимают «невозможность контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности при подавлении реакций)» [6, с. 326].

2) психолого-педагогические проблемы, связанные с последствиями психофизиологических нарушений и проявляющиеся, по мнению большинства исследователей этого явления, в школьной дезадаптации (Н.Н. Заваденко, О.П. Шмакова, Н.В. Дубровинская, Г.Б. Лютова-Робертс, Е.К. Чутко, Г.Б. Монина и др.).

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Под школьной дезадаптацией понимают нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами [8, с. 14].

Согласно О.П. Шмаковой можно выделить три группы факторов, детерминирующих школьную дезадаптацию: биологические (резидуально-органическая патология ЦНС, задержки психического развития и пр.); психологические (аномальные типы семейного воспитания, несоответствие когнитивных стилей ученика и учителя, неадекватный стиль поведения учителя в классе); социальные (жесткость социальных стандартов поведения ученика в школе, чрезмерная перегруженность школьной программы, частая смена школы, гипертрофированно оценочная позиция школы по отношению к ученику) [8, с. 15]. Последствия же школьной дезадаптации у детей с признаками СДВГ очевидны:

• низкая успеваемость по большинству школьных предметов

• необходимость в повторении программы обучения, т.н. второгодничество

• сложности в выстраивании межличностных отношений и нарушения в поведении

• категорическое нежелание ребенка посещать школу

• отсутствие реальной возможности продолжить образование в вузе в связи с неуспешностью обучения в школе

• низкая продуктивность всех видов учебной деятельности, особенно самостоятельной

• признаки дислексии и дисграфии - 66% детей

• признаки дискалькулии - 61% детей

Низкая способность концентрации и слабо развитое произвольное внимание приводит к тому, что учащийся с СДВГ часто отвлекается, мешает работе других детей, что приводит к нарушению учебной дисциплины всего класса и в целом дезориентации учебного процесса. Все эти факторы неизменно приводят к социальной дезадаптации обучающегося с признаками СДВГ, конфликтам с одноклассниками, что лишь усугубляет ситуацию.

Необходимо признать, что работа с детьми, страдающими СДВГ должна быть комплексной и вестись с четырех сторон: родители, медицинский работник (невролог, нейрофизиолог, психиатр), школьный психолог, педагог-наставник или тьютор. Кроме того, все учителя школы, взаимодействующие с этими обучающимися, должны пройти специальную подготовку и владеть необходимой методикой работы, отражающей специфику преподаваемого предмета. К сожалению, ° в настоящее время практически невозможно най-" ти учебное заведение основного общего образо-^ вания, которое отвечало бы этим требованиям. ^ Педагоги и школьные психологи оказываются не-Ц готовыми к работе с учащимися с подобными на-

рушениями. При этом многие дети с СДВГ показывают достаточно высокие результаты тестов интеллектуального развития и иногда обладают неординарными интеллектуальными способностями. В целом, проведенные исследования показывают, что учащиеся с СДВГ по уровню общей осведомленности и объему простых знаний ничем не отличаются от своих здоровых сверстников, соответственно, они могут и должны учиться в системе основного общего образования при соблюдении определенных организационных и методических условий обучения.

Мы считаем необходимым начинать подготовку педагогов к работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями и возможностями, в том числе с СДВГ, на этапе обучения студентов в педагогическом вузе. Подобные элективные курсы включены в учебный план нескольких российских вузов, расположенных на территории г. Москвы и г. Санкт-Петербурга. В нашей стране подготовка специалистов в данной области осуществляются в процессе на кафедре психологии управления и педагогики Северо-Западной академии государственной службы, на кафедре детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования, а также в Институте мозга человека РАН. При этом студенты региональных систем высшего педагогического образования остаются неохваченными данной областью знания и практической подготовки.

На факультете иностранных языков Омского педагогического университета в 2019-2020 учебном году был разработан модульный элективный курс «Педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями и возможностями». В настоящее время данный курс проходит апробацию в виде отдельных модулей в рамках элективных курсов «Методическое сопровождение преподавания иностранного языка в средней школе» и «Инновации в обучении иностранному языку в средней школе», предлагаемых студентам 5 курса факультета иностранных языков и факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма. Мы считаем целесообразным введение данного курса на завершающем этапе обучения в педагогическом вузе, поскольку студенты уже имеют необходимую теоретическую подготовку по таким курсам как коррекцион-ная и специальная педагогика, специальная психология, методика обучения иностранному языку, особенности преподавания второго иностранного языка в средней школе, методика раннего обучения иностранному языку и другим. Кроме того, на факультете иностранных языков модули предлагаемого учебного курса вводятся в десятом семестре, поскольку студенты к этому времени осваивают все виды учебной практики. На факультет экономики, менеджмента, сервиса и туризма курс предлагается к изучению в девятом семестре, также основываясь на теоретической и практической базе приобретенных компетенций.

Апробация отдельных модулей предлагаемого нами курса проводилась в два этапа: 1) февраль -июнь 2020 года; 2) сентябрь - ноябрь 2020 года. Всего в исследовании приняло участие 72 студента. В процессе апробации в зависимости от результатов деятельности студентов в программу курса вносятся необходимые организационные и методические изменения. Студентам предлагается курс лекций «Особенности обучения детей и подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью», а также ряд практических задач, решение которых может быть представлено в процессе групповой, коллективной или индивидуальной работы. Одним из принципов реализуемого модульного курса является максимальная приближенность к реальной педагогической ситуации и проблемный характер предлагаемых практических заданий. Так, студенты работают не только с психолого-педагогической литературой, освещающей данную проблему, но и с форумами родителей детей с СДВГ, а также анализируют реальные педагогические ситуации, предоставляемые учителями средних общеобразовательных школ г. Омска. Кроме того, в процессе работы со студентами мы использовали метод «шоковой терапии»: в начале изучения модульного курса им было предложено посмотреть непростой в эмоциональном плане драматический художественный фильм «Звездочки на Земле» (2007 г., режиссеры Аамир Кхан, Амол Гуптэ, Индия). Данный фильм повествует о проблемах обучения и социализации ребенка с СДВГ, дислексией и дисграфией. Нужно отметить, что просмотр не оставил равнодушных среди студентов, а получаемая ими теоретическая информация обрела «осязаемую» оболочку и позволила сделать определенные выводы о выборе подхода и методики работы с обучающимися с СДВГ. После просмотра фильма студентам было предложено высказаться по ряду проблем:

1. Характеристика учителей в двух школах («плюсы» и «минусы»; Почему возникли трудности при обучении ребенка с СДВГ)

2. Характеристика родителей («плюсы» и «минусы»; Почему не могли помочь ребенку?)

3. Характеристика ребенка - главного героя (Какие проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы присутствовали? Были ли проблемы с развитием когнитивной и коммуникативной сфер? Почему?)

4. Характеристика учителя рисования, методы работы с детьми с СДВГ.

5. Ваши впечатления о фильме. (Нужно ли включать просмотр этого фильма и подобных материалов в программу профессиональной подготовки педагогов? Почему?)

При ответах на эти вопросы студенты пытались обобщить полученные ими теоретические знания о причинах и последствиях заболевания, трудностях школьной адаптации учащихся с СДВГ и необходимости комплексной работы всех субъектов образовательного процесса - педагогов, психологов, родителей и ученика.

Приведем несколько примеров ответов студентов:

Учителя в первой школе, в которой обучался главный герой, соответствовали требованиям типичной средней школы, которые знают про традиционный подход в обучении, обращаются с классом как с единым целым на постоянной основе, не уделяя отдельного внимания каждому ученику. Они знают свою программу вдоль и поперёк, они знают, что должен и что не должен отвечать ученик/ученица, они знают требования стандартов школы, и не позволяют себе отходить ни на шаг. (Екатерина К.)

Плюсы таких учителей, к сожалению, выделить тяжело, но они есть: а) чёткая дисциплина; б) крепкая теоретическая база; в) способность натренировать ребенка на желаемый результат; г) широкие познания в своём предмете; д) видение всех учеников/учениц как одинаковых субъектов обучения со стороны «все равны в количестве получаемых знаний. (Матвей Д.)

Минусы, как мне кажется: а) не используют индивидуальный подход; б) не берут во внимание личность ребенка; в) работают по схеме: задано - сделано - хорошо; задано - не сделано -плохо; г) не способны раскрыть таланты ребенка, открыть его внутренние способности и воспитать полноценную личность. (Анастасия М.)

Что касается второй школы-интерната для особых детей, в которую отправили главного героя под предлогом его умственной «несостоятельности», то само название должно говорить об учителях само за себя. Однако большинство из них ведут себя так, словно воспитывают и обучают заключенных, либо военных, требуя от них невероятного послушания. Учителя забывают, что это дети, а детей должно быть детство. (Матвей Д.)

Все обстановка школы скудная, серая, что, метафорично, накладывается и на самих педагогов. Плюсы: а) строгая дисциплина; б) крепкая теоретическая база; в) способность натренировать ребенка на желаемый результат; г) широкие познания в своём предмете; д) видение всех учеников/учениц как одинаковых субъектов обучения со стороны «все равны в количестве получаемых знаний»; е) способность исправить поведение плохо воспитанного ребенка. (Ангелина С.)

Особых различий между учителями обеих школ мне не удалось увидеть. Минусы, пожалуй, останутся теми же самыми, поэтому суммируя мнения об обеих школах, можно сказать, что такие школы - приверженцы традиционного авторитарного обучения, где-то попустительского, где-то чрезмерно любвеобильного (фавориты). Но их большой общий жирный минус заключается в том, что их среда в целом не способна принять ребенка, у которого есть какие-то отличия от мышления других детей. Одаренный, особенный, с некоторыми трудностями (СДВГ, аутизм, различные ментальные расстройства и расстройства спектра) -таких детей в обычных школах ещё не готовы принять. Они их убивают, губят, заставляют убедиться в своей ненужности и бездарности. (Анастасия М.)

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Наиболее живые отклики вызвал образ главного героя фильма - восьмилетнего Ишана и учителя рисования Рама Никумба, обладающего нестандартным подходом и собственной методикой работы с «особенными» детьми. При ответе на последний вопрос студенты были единодушны. Все посчитали необходимым включение данного художественного фильма в программу профессиональной подготовки педагогов в рамках современного российского педагогического образования:

Фильм наглядно иллюстрирует поведение ребенка с СДВГ без непосредственного включения во взаимодействие с ним. Благодаря этому фильму, можно трезво оценить свои силы и возможности как будущего учителя, который может столкнуться с такими детьми и заранее сформировать определенный алгоритм действий, который можно будет применить в той или иной ситуации. (Ангелина С.)

Фильм стоит рекомендовать к просмотру, но тем не менее, он носит демонстративный, а не поучительный характер. Учитель рисования обладал необыкновенным педагогическим чутьем и сам был ребенком с похожими проблемами, поэтому он сумел помочь мальчику. Человек, обладающий педагогическими навыками, но не способный в должной мере проявить эмпатию, увидеть проблему на глубинном уровне и не обладая должной изобретательностью, не сможет помочь ребенку, но это то, к чему должен стремиться каждый учитель. (Екатерина К.)

Мне очень понравился этот фильм. После просмотра, можно сказать, что меняется мировоззрение учителя. Шикарный фильм, после просмотра которого вряд ли глаза останутся сухими. Эти слезы дают знать о том, сколько детей страдает от некомпетентности учителей, которым совсем нет дела до их проблем и особенностей. Я считаю, что да, нужно показывать этот фильм, поскольку в практике педагога могут появиться похожие ситуации, и тогда будущий педагог сможет ориентироваться. Ну или хотя бы не будет равнодушен к проблемам своих учеников и помнить о том, что у каждого ученика есть огромный потенциал, вырасти которому поможет индивидуальный подход. (Анастасия М.)

В рамках практической работы с проблемными педагогическими ситуациями мы предложили студентам проанализировать несколько кейсов, предоставленных учителями средних общеобразовательных школ г. Омска, имеющими и положительный и отрицательный опыт взаимодействия с детьми с СДВГ. Работа проводилась как в мини-группах в процессе аудиторной работы, так и в формате самостоятельной индивидуальной работы. Затем был проведен анализ и обобщение опыта студентов и подготовлены методические рекомендации для работы с обучающимися с особыми об° разовательными потребностями и возможностя-" ми, в том числе с СДВГ.

° и

^ В качестве иллюстрации приведем пример од-^ ного кейса, предоставленного учителем начально-Ц го звена одной из омских школ, и ответ студента.

Задание: «Вы являетесь учителем иностранного языка в 3 классе. Вы хорошо знакомы с учащимися и их психофизиологическими особенностями. Вам известно, что в классе учится ребенок с СДВГ.

Ваша коллега обратилась к Вам с просьбой: помочь отреагировать на приведенную ниже работу ребенка. Во время урока литературного чтения учащийся отказался писать сочинение и занимался другим делом. Какие действия Вы предпримете? Какие рекомендации сможете дать коллеге?» Ответ студента:

В работе с этим ребенком необходимо напомнить о важности смены видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка, о том, что необходимо отказаться от категоричности в своих установках (например, запретах).

Такие дети не могут много монотонно писать, поэтому нужно снизить объем такого рода работы. Важно, что, когда учитель контролирует деятельность ученика с СДВГ, он не должен проявлять свое «особое» отношение к нему, например, быть слишком строгим или навязчивым, или избыточно снисходительным. Контроль должен быть четко регламентированным: проверка работ, дневника, краткий устный или письменный опрос. Лучше всего пересадить такого ребенка на первую парту, учителю будет удобнее построить взаимодействие с учеником, а школьнику будет комфортнее без большого числа «зрителей» его успехов и неудач.

Также отмечу, что рисунок похож на скриншот с видеоплатформы YouTube (есть название ролика (возможно популярного?), таймлайн, кнопка play). Поэтому важно разобраться в причине именно такого рисунка со школьным психологом. (Ангелина С.)

Итогом теоретической и практической работы студентов в рамках предлагаемого элективного модульного курса «Педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями и возможностями» стала предложенная студентами разработка «Кодекса правил взаимодействия с обучающимися с признаками СДВГ».

Подчеркнём, что среди прочих были отмечены следующие правила с приведенными комментариями студентов, которые на сегодняшний день являются основой для организации взаимодействия с обучающимися с СДВГ и зафиксированы в большинстве работ современных исследователей проблемы:

1. Учитель должен планировать постоянную смену видов деятельности на уроке, ориентируясь на утомляемость учащегося с СДВГ. Дети с подобным синдромом зачастую не могут сосредоточиться долго на одном виде деятельности. Важно учитывать этот фактор и не превращать полезную, но монотонную деятельность в ад для ребёнка.

2. Учитель должен создать условия для выхода энергии ребенка с СДВГ, например, через упражнения и задания, сопровождающиеся

движением. Это поможет ребенку переключаться с одной деятельности на другую, концентрироваться / расслабляться, продолжать работу.

3. Учитель должен учитывать изначальную неспособность учащегося с СДВГ выполнить работу аккуратно, однако требования к качественному исполнению работы должны быть установлены и очевидны для ученика. Важно, чтобы ребенок понимал, что если он выполнил работу аккуратнее, чем в прошлый раз, то учитель это отметил и похвалил его. Следует осознавать, каких усилий требует от ребёнка выполнение обычного задания. Поэтому к аккуратности следует относиться спокойнее.

4. Учитель должен при планировании деятельности таких детей снижать объем рукописных текстов.

5. Учитель должен избегать категоричных запретов, т.к. это может вызвать бурную реакцию протеста учащегося с СДВГ.

6. Учитель должен контролировать, но не обижать ребенка с СДВГ своим пристальным вниманием за выполнением заданий. Достаточно регулярной проверки работ, устного и краткого письменного опросов. Основной задачей такого контроля должно стать стимулирование и мотивирование обучающегося на планирование своей деятельности.

7. Учитель должен создавать условия для развития умений самоконтроля у обучающегося, используя соответствующие педагогические технологии, например, угасающей помощи.

8. Учитель помогает обучающемуся планировать его деятельность: определять цели и задачи, приоритеты, делая таким образом, всю учебную деятельность понятной и доступной для ребенка.

9. Учитель может пересадить ученика с СДВГ на первую парту, что позволит ему эффективнее выстраивать взаимодействие, позволит ребенку сконцентрироваться на учебной деятельности, игнорируя отвлекающие факторы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.Учитель должен понимать, какой объем учебного материала доступен ребенку с СДВГ для усвоения, и обеспечивать его порционное усвоение, избегая утомляемости ученика.

Мы считаем, что организационная, педагогическая и методическая работа в процессе подготовки педагогов к работе с детьми с признаками СДВГ, а также другими особыми образовательными потребностями и возможностями должна проводиться на всех уровнях - как на уровне получения высшего педагогического образования, так и на уровне профессиональной переподготовки педагогов в рамках курсов повышения квалификации. Поэтому в качестве дальнейших направлений работы мы предлагаем разработку и реализацию междисциплинарного цикла курсов повышения квалификации учителей и школьных психологов по проблемам обучения детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью), что

может быть обосновано следующими результатами проведенного исследования:

1. Сравнительно большое число школьников, имеющих признаки СДВГ, а также последствия школьной дезадаптации, и отсутствие реализуемых программ повышения квалификации педагогов и школьных психологов по исследуемой проблеме.

2. Необходимость ранней диагностики заболевания и выбора методов психологической коррекции и принципов обучения детей и подростков с признаками СДВГ.

3. Возможность реализации принципа индивидуализации образования с помощью построения индивидуальных образовательных маршрутов для детей и подростков с признаками СДВГ, в том числе с использованием преимуществ цифровой образовательной среды.

4. Обучение педагогов и психологов на междисциплинарном уровне в виду универсальности проблемы для любого предметного направления.

5. Возможность сочетания различных методов и технологий повышения квалификации педагогов и психологов - дистанционное обучение с помощью МООК (массовых открытых онлайн курсов), очное обучение в специально оборудованных аудиториях, создание собственных онлайн курсов по решению проблем обучения детей и подростков с признаками СДВГ и предотвращению школьной дезадаптации, погружение в среду с помощью создания симуляци-онной площадки и др.

Оборудование, необходимое для реализации данного направления: два зонированных класса с разделением на учебную зону для педагогов и психологов и симуляционную площадку.

Учебная зона: компьютерный класс на 8-10 рабочих мест с возможностью записи аудио- и видеофайлов и стабильным подключением к интернету (компьютеры, мониторы, наушники, микрофоны, 2 видеокамеры на каждый класс).

Симуляционная площадка: площадка для апробации разрабатываемых методик работы с детьми и подростками с признаками СДВГ (кинетический песок, пластилин, 2 доски для рисования, бумага, краски, цветная бумага, клей, ножницы и др.)

Рассмотрев особенности работы с детьми с признаками СДВГ, а также другими особыми образовательными потребностями и возможностями, внедрив в учебный процесс модульный элективный курс «Педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями и возможностями», мы пришли к выводу о том, что организационная, педагогическая и методическая работа в процессе подготовки педагогов к работе с такими детьми должна осуществляться в педагогическом вузе в рамках изучаемых методических дисциплин, поскольку гарантом будущей успешности каждого ребенка являются не только родители, врачи, психологи и другие, но в первую очередь - учителя, т.к. в школе ребе-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

нок проводит достаточно много времени, и он должен быть способен не только учиться, но и взаимодействовать со своими сверстниками, и кто как ни учитель должен ему в этом помочь.

Поэтому необходимо подготовить педагога, который будет способен своевременно распознать проблемы психологического развития и формирования учебных навыков и умений обучающихся с особыми образовательными потребностями и возможностями, что позволит, на наш взгляд, свести к минимуму риски негативных последствий как для самого обучающегося, так и для общества в целом.

Литература

1. Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей. М.: Экмо-Пресс, 2009. 104 с.

2. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/ Lubovskiy.phtml дата обращения: 27.09.2020)

3. Марон А.Е., Кужанова Н.И. Индивидуальный стиль познавательной деятельности, проблемы его формирования и развития // Наука и школа. - 2002. - № 5

4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. - СПб.: Речь, 2007. - 186 с.

5. Монина Г.Б. Педагогические основания индивидуализации процесса обучения школьников грамотному письму: Дис... канд. пед. наук: 13.00.01: Санкт-Петербург, 2004 187 с.

6. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 384 с.

7. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.

8. Шмакова О.П. Школьная адаптация детей и подростков с психическими расстройствами:

Автореф- дисс. канд. мед. наук / О.П. Шмакова. М, 2004,- 20 с.

TRAINING OF FUTURE TEACHERS TO WORK WITH CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER

Meshcheryakova L.V., Derevyanchenko E.A., Martynova Yu.V., Tebenkova N.G.

Omsk State Pedagogical University

The article studies the conditions for preparing future teachers to work with children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). The authors emphasize that the relevance of this problem is associated with an increasing number of students experiencing the need for special support as well as psychological and pedagogical support, and the lack of targeted training of subject teachers for the implementation of this kind of professional activity. The complex nature of the work determines the target guidelines, the training's content of future teachers. The main attention is paid to the procedural aspect: the authors suggest using practice-oriented technologies (cases, simulations), allowing to reconstruct the situations of future professional activity, to take part in solving problems, based on real educational practice of teachers of the region. The article presents the monographic characteristics of the students participating in the approbation of the modular program of the elective course, which make it possible to draw a conclusion about the efficiency of the proposed conditions.

Keywords: a child with attention deficit hyperactivity disorder, training of a future teacher, special educational needs, school maladjustment, elective course.

References

1. Zavadenko N.N. Risk factors for the formation of attention deficit hyperactivity disorder in children. M.: Ekmo-Press, 2009.104 p.

2. Lubovskiy V. I. Special educational needs [Electronic resource] // Psychological science and education psyedu.ru. 2013. No. 5. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml access date: 09/27/2020)

3. Maron A.E., Kuzhanova N.I. Individual style of cognitive activity, problems of its formation and development // Science and school. - 2002. - No. 5

4. Monina G.B., Lyutova-Roberts EK, Chutko LS Hyperactive children: psychological and pedagogical Help. Monograph. - SPb.: Rech, 2007. - 186 p.

5. Monina G.B. Pedagogical foundations of individualization of the process of teaching schoolchildren to write literate: Dis... Cand. ped. Sciences: 13.00.01: Saint Petersburg, 2004 187 p.

6. Mesh E., Wolf D. Children's pathopsychology. Mental disorders of the child. SPb.: Prime-Evroznak, 2003. - 384 p.

7. Special psychology: Textbook. manual for stud. higher. ped. study. institutions / V.I. Lubovsky, T.V. Rozanova, L.I. Solntse-va and others; Ed. V.I. Lubovsky. - 2nd ed., Rev. - M.: Publishing Center "Academy", 2005. - 464 p.

8. Shmakova, O.P. School adaptation of children and adolescents with mental disorders: Author's abstract. Cand. honey. Sciences / O.P. Shmakova. M, 2004,- 20 p.

о с

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.