УДК 614+373.015.31
СИСТЕМНО-УРОВНЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ГЕТЕРОГЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Е.В. Семакова, С.П. Иванов
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет» г. Смоленск, Россия
Аннотация. В статье представлен материал многолетних исследований, направленных на изучение возможностей сохранения здоровья школьника в условиях изменяющейся образовательной среды. Показаны результаты изучения механизмов адаптационного процесса на физиологическом, психологическом и личностном уровнях. В зависимости от наличия или отсутствия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью раскрыты особенности адаптации ребенка к обучению в школе. Ставится задача поиска средств реализации уровневого подхода при сопровождении школьника в условиях гетерогенной образовательной среды и разработки новых программ подготовки педагогов с учетом системно-уровневого взаимодействия специалистов.
Ключевые слова: синдром гиперактивности с дефицитом внимания, адаптация, сохранение здоровья школьника, системно-уровневое взаимодействие, гетерогенная образовательная среда, подготовка педагога.
Вводная часть. В наши дни современная школа является усложняющейся гетерогенной средой развития взрослеющих детей, обладающих различным по своим характеристикам адаптационным потенциалом [1; 2]. К началу обучения в школе дети с различными формами дизонтогенеза формируют особую группу потенциального риска развития школьной дезадаптации (ШД) [3]. При этом к 7-летнему возрасту инициированные теми или иными условиями нейропсихологические нарушения стойко закрепляются у младших школьников в структуре общего дезадаптационного синдрома. В этой группе формирование высших корковых функций у ребенка идет с запозданием, вследствие чего важные для достижений им в обучении прогресса навыки целенаправленной деятельности и самоконтроля формируются позднее. Именно эти условия — нарушение высших психических функций, формирование соматических и вегетативных симптомов — препятствуют адаптации ребенка
к школе, в целом негативно сказываются на социализации [4; 5].
К сожалению, следует признать, что зачастую педагогами и психологами школы не учитываются важные психофизиологические характеристики развития ученика, что закономерно приводит к проблемам усвоения многими обучающимися школьной программы, ухудшению здоровья, развитию и усилению картины ШД [6]. В этой связи многогранная проблема профилактики специалистами ШД детей с нарушениями психического развития приобретает возрастающую актуальность.
В рамках поиска вероятных решений данной проблемы нами с позиции междисциплинарного подхода ведется исследование специфики организации межведомственного взаимодействия специалистов, способного оптимизировать условия развитие ребенка как личности, целого, усилить потенциалы его психического и личностного формирования, максимально используя здоровьесберега-ющие технологии.
—--—-
~ 42 ~
Основной целью одного из направлений нашей работы явилось: изучение возможностей сохранения здоровья школьника в условиях изменяющейся образовательной среды.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
1) изучить механизмы адаптационного процесса на физиологическом, психологическом и личностном уровнях;
2) раскрыть особенности адаптации ребенка в условиях школьного обучения в зависимости от типа онтогенеза (нормальный, отклоняющийся);
3) определить наиболее эффективные направления совместно распределенной работы специалистов по укреплению психологического здоровья ребенка на этапах адаптации к обучению в школе;
4) обосновать оптимальные пути реализации задач сопровождения школьника в условиях изменяющейся гетерогенной образовательной среды.
В данной статье мы приводим материалы опытно-экспериментального изучения адаптации двух групп младших школьников (с СДВГ; без нарушений развития), выявляющие необходимость целенаправленной организации взаимодействия специалистов, включенных в сопровождение и профилактическую деятельность по укреплению психологического здоровья обучающихся в школе.
Методика исследования. Учитывая значимость адаптации для достижений ребенка на начальной дистанции обучения в школе и гетерогенность образовательной среды современной школы, нами проведено опытно-экспериментальное исследование особенностей адаптационного процесса в двух группах младших школьников.
В первую группу вошли 127 детей с СДВГ в силу большой распространенности данного типа дизонтогенеза (4,7% результаты собственных исследований) и являющегося одной из значимых причин ШД. Во вторую группу вошли 130 детей без нарушений в развитии и успешно выполняющих школьную программу. Всего в исследовании приняло участие 257 детей 8,6 ± 1,2 лет. Группы были сопоставимы по полу и возрасту, локальным условиям воспитания. Истинные расстройства поведения, определяемые МКБ-10 ^90.0) самостоятельной нозологической формой (СДВГ) подтверждались записью психиатра в амбулаторной карте,
на наличие соматических расстройств указывал педиатр, мнение которого учитывалось психиатром при интерпретации этиологии выявленного расстройства.
В работе реализованы следующие методы исследования:
а) беседа с ребенком и его родителями; б) инструментальное обследование — электрокардиограмма (ЭКГ), реоэнцефалограмма (РЭГ)/ультра-звуковая доплерография (УЗДГ), электроэнцефалограмма (ЭЭГ), кардиоинтервалограмма (КИГ), ультразвуковое исследование (УЗИ); в) вегетоло-гическое исследование: определение вегетативного тонуса (ВТ) (скрининговая таблица А.М. Вейна), анализ интегративных показателей (вегетативный индекс (ВИ) Кердо), вегетативной реактивности (ВР) и вегетативного обеспечения деятельности (ВОД) (с расчетом индекса напряжения Р.М. Баев-ского); г) изучение состояния гипофизарно-надпо-чечниковой и гипофизарно-тиреоидной систем посредством определения уровня содержания АКТГ, кортизола, тиреотропного гормона, трийодтирони-на, тироксина с использованием наборов реагентов «IMMUNOTECH» (Чехия); д) клиническое обследование — оценка нейропсихологических особенностей, опросник копинг-стратегий (способов поведения) школьного возраста (И.М. Никольская, Р.М. Грановская); тест «Гомункулус» (А.Н. Семенович); е) статистические методы: Уилкоксона (сравнение медиан), % (анализ сопряженности), коэффициент ассоциации ф (Пирсона).
Результаты исследования. Собеседования показали, что практически все дети с СДВГ и их родители предъявляли те или иные жалобы. Часть жалоб родителей связана с особенностями поведения ребенка, проявляющимися повышенной двигательной активностью, невнимательностью и импульсивностью. При этом важно отметить жалобы, указывающие на наличие вегетативной дизрегуля-ции, такие как неустойчивое АД, метеолабильность, головокружения и т.д., которые в группе детей с СДВГ встречаются гораздо чаще (%2 = 30,06, при р < 0,005) и жалобы непосредственно, указывающие на наличие той или иной дисфункции (церебральной, соматической), такие как головные боли, боли в животе, периодические приступы удушья и т.д., которые в группе детей с СДВГ также встречаются чаще ((%2 = 37,76, при р < 0,005).
—--—-
~ 43 ~
—--—
Дальнейшее клинико-инструментальное обследование детей с СДВГ позволило выявить ряд специфических характеристик, не свойственных детям из контрольной группы. В неврологическом статусе у большинства обследованных детей с СДВГ (у 94 (74%)) регистрировалась различная неврологическая микросимптоматика, в том числе задержка формирования высших корковых функций у 14 (11%).
ЭКГ обследованных преимущественно характеризовали вегетативно-обменные нарушения. При РЭГ/УЗДГ у большинства больных определялись признаки дистонии сосудистого русла — 61 (48%). При ЭЭГ, как правило, выявлялась ирритация ги-поталамических, мезэнцефальных структур, функциональная неустойчивость стволовых образований — у 80 (63%). Медиана (m = 105) доминирующей амплитуды (мкВ) a-ритма распределилась следующим образом: 83—120 (5%о и 95%о). Медиана (m = 12) частоты (Гц) a-ритма у детей с СДВГ составила: 9—13 (5%о и 95%о). Медиана (m = 32,5) доминирующей амплитуды (мкВ) Р-ритма находилась в диапазоне 21—39 (5%о и 95%о). Медиана (m = 32) частоты (Гц) Р-ритма у детей с СДВГ составила: 14—37 (5%о и 95%о).
Наличие соматических дисфункций хорошо диагностировалось при УЗИ, наиболее часто выявлявшем дисфункциональные изменения со стороны гепатобилиарной системы (%2 = 10,80, при р < 0,005).
ВТ при СДВГ преимущественно носил парасимпатическую направленность — 72 (57%) случая, встречающуюся в этой группе исследования гораздо чаще (%2 = 58,49, при р < 0,005). ВИ Кердо при СДВГ как в покое, так и после нагрузки — у 84 (66%) и 71 (56%) соответственно также указывал на распространение парасимпатического влияния. ВР при СДВГ чаще характеризовалась истощением адаптационных механизмов и была асимпатикотонической в 60 (47%) случаев. Среди нарушений ВОД у детей с СДВГ преобладало истощение симпатико-адреналовой системы (гипер-диастолический и асимпатикотонический варианты КОП) — 78 (61%).
Лабораторная часть исследования проводилась у 63 детей с СДВГ и 25 здоровых. Было установлено достоверное увеличение у детей с СДВГ
содержания индикаторных для напряженности адаптационного процесса гормонов: АКТГ 18,10 (13,84—21,09) пкг/мл, Т3 3,11 (2,5—3,72) нмоль/ литр при сравнении с контрольной группой.
Исследование совладающего поведения (оценивались выбираемые и помогающие способы поведения ребенка в стрессовой ситуации) установили, что при СДВГ (78 детей — 61%) ребенок на стресс реагирует преимущественно эмоционально. Их поведение не сопровождается конкретными действиями (коэффициент ассоциации Пирсона «ф» по используемым стратегиям находится в диапазоне от 0,399012 до 1,000000, по помогающим стратегиям — от 0,394011 до 1,000000, при р < 0,05) и проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечением других в свои невзгоды, сомато-вегетативным реагированием и т.д., направленных на ослабление внутриличностного напряжения через психосоматические реакции в результате психологической неготовности к стрессу и личностной незрелости, обусловленной непосредственно самим заболеванием. В 108 (85%) случаях соматические проявления в той или иной степени выраженности отражаются и в рисунке, что демонстрирует проективную окрашенность соматического реагирования.
Реализованное исследование позволило многосторонне рассмотреть вовлеченность регулятор-ных систем при функционировании организма в условиях стресса, что формирует системный взгляд на адаптационный процесс ребенка с СДВГ, как личности, целого, в условиях школьного обучения. Выявленная картина сопряженности уровней регуляции на дистанции адаптации ребенка к обучению в школе — физиологического, психологического и личностного, послужила для нас одним из оснований в определении перспективности системно-уровневого подхода к организации взаимодействий специалистов, обеспечивающих комплексную проспективно направленную реализацию задач сопровождения развития школьника в условиях изменяющейся гетерогенной образовательной среды.
Выводы. Современной школе, представляющей в настоящее время образовательные услуги практических для всех категорий детей, необходимы учителя, чей профессионализм должен вклю-
—--—-
~ 44 ~
----—
чать и такую компетентность, как способность объективно оценить течение адаптации у ребенка на дистанции освоения задач новой для него учебной деятельности. Отсюда особенно важным направлением в оптимизации взаимодействия всех специалистов, решающих задачу укрепления психологического здоровья ребенка, видится нам в совершенствовании комплексной деятельности, обеспечивающей рост уровня подготовки учителя к обучению и воспитанию детей с нарушениями психического развития.
Учитывая специфичность адаптационного процесса, являющегося условием эффективного обучения младших школьников, особенно — группы детей с дизонтогенезом, понятно, что современные специалисты также нуждаются в междисциплинарном знании, включающем теории развивающего по типу обучения, без которого, как системы, полноценно помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья затруднительно. В связи с этим модернизирующейся системе образования необходимо развернуть научные разработки вопросов содержания, организации и методического обеспечения обновляющейся психолого-педагогической практики, ориентированной на реализацию задач интегрированного обучения, улучшение состояния здоровья и воспитания детей с особыми образовательными потребностями специалистами взаимодействующим с детьми. Полагаем, что проработка новых подходов должна учитывать уров-
невые характеристики взаимодействия специалистов с семьей ребенка, в связи с чем важно учитывать разную роль процессов информирования, диагностики, коррекции, рефлексии, мониторинга и контроля. Данные компоненты системной целенаправленной работы требуют углубленных исследований, соотносящихся со специфическими характеристиками разных групп обучающихся, их семей, локальных условий целостного индивидуального развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001.
2. Семакова Е.В. Психологическое сопровождение социализации младших школьников // Журнал научных статей «Актуальные проблемы психологического знания». 2014. Т. 32. № 3. С. 28—33.
3. Семакова Е.В., Машкова. Характеристика психосоматического реагирования при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Вестник Брянского государственного университета. 2014. Т. 17. № 1. С. 252— 257.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1997.
5. Кулаков С.А. Психосоматика. СПб.: Речь, 2010.
6. Семакова Е.В. Школьная адаптация при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Журнал научных статей «Фундаментальные исследования». 2015. Т. 2. № 2. С. 4329—4332.
SYSTEM-LEVEL INTERACTION
IN THE TRAINING OF A MODERN TEACHER IN THE CONDITIONS OF HETEROGENEOUS EDUCATIONAL ENVIRONMENT
E. V. Semakova, S.P. Ivanov
Smolensk state University Smolensk, Russia
Annotation. The article presents the data of many years of personal research of the authors to explore possibilities for the preservation of the health of the pupils in a changing educational environment. Demonstrates the results of findings of mechanisms of adaptation process of the physiological, psychological, and personal levels. Describes the features of adaptation in the conditions of schooling depending on the presence or absence of attention deficit with hyperactivity disorder. The task is to find means of implementation level approach to pupil support in heterogeneous educational environment and development of new programs system-level interactions of specialists for teacher training.
Key words: attention deficit with hyperactivity disorder, adaptation, maintaining the health of the pupil, system-level interaction, heterogeneous educational environment, the training of the teacher.
—--—-
~ 45 ~
REFERENCES
1. Nikol'skaja I.M., Granovskaja R.M. Psihologi-cheskaja zashhita u detej. St.Petersburg, Izd-vo Rech', 2001.
2. Semakova E.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie socializacii mladshih shkol'nikov Zhurnal nauchnykh statei «Aktual'nye problemy psihologicheskogo znanija», 2014, vol. 32, no. 3, pp. 28—33.
3. Semakova E.V., Mashkova I.Ju. Harakteristika psi-hosomaticheskogo reagirovanija pri sindrome deficita vni-manija s giperaktivnost'ju. Vesnik Brjanskogo gosudarstven-nogo universiteta», 2014, vol. 7, no. 1, pp. 252—257.
4. Bozhovich L.I. Problemy formirovanija lichnosti. Moscow, Izd-vo «Institut prakticheskoj psihologii»; Voronezh, NPO «MODJeK», 1997.
5. Kulakov S.A. Psihosomatika. St.Petersburrrg, Izd-vo Rech', 2010.
6. Semakova E.V. Shkol'naja adaptacija pri sindrome deficita vnimanija s giperaktivnost'ju i ee psihofiziologi-cheskaja harakteristika. Zhurnal nauchnykh statei «Fun-damental'nye issledovanija», 2015, vol. 2, no. 2, pp. 4329— 4332.