Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ УЧЕНИКАМИ'

МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ УЧЕНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ГИПЕРАКТИВНЫЙ УЧЕНИК / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ / КОНТАКТ / КОНТРОЛЬ / ПОВЕДЕНИЕ / НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / МОТИВАЦИЯ / СПОСОБНОСТИ / САМОЦЕННОСТЬ / УВЕРЕННОСТЬ / ПООЩРЕНИЕ / ПОХВАЛА / HYPERACTIVE STUDENT / ATTENTION DEFICIT DISORDER / CONTACT / CONTROL / BEHAVIOR / INATTENTION / IMPULSIVITY / EMOTIONALITY / DEVELOPMENT / MOTIVATION / ABILITY / SELF-WORTH / CONFIDENCE / ENCOURAGEMENT / PRAISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чижова Елена Вадимовна

Эта статья будет полезна для учителей начальных классов, обучающих учеников, страдающих СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью), научит педагогов применять в практической деятельности методы эффективного взаимодействия учителя с гиперактивным учеником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ УЧЕНИКАМИ»

УДК 159.9

Психологические науки

Чижова Елена Вадимовна, аспирант Самарский филиал, Государственного автономного образовательного учреждения города Москвы "Московский городской

педагогический университет "

МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ УЧЕНИКАМИ

Аннотация: Эта статья будет полезна для учителей начальных классов, обучающих учеников, страдающих СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью), научит педагогов применять в практической деятельности методы эффективного взаимодействия учителя с гиперактивным учеником.

Ключевые слова: гиперактивный ученик, синдром дефицита внимания, контакт, контроль, поведение, невнимательность, импульсивность, эмоциональность, развитие, мотивация, способности, самоценность, уверенность, поощрение, похвала.

Annotation: This article will be useful for primary school teachers who teach students suffering from ADHD (attention deficit hyperactivity disorder) it will teach teachers how to apply methods of effective interaction between a teacher and a hyperactive student in practice.

Keywords: hyperactive student, attention deficit disorder, contact, control, behavior, inattention, impulsivity, emotionality, development, motivation, ability, self-worth , confidence, encouragement, praise.

Существует ошибочное мнение, что у гиперактивных детей существуют просто обычные поведенческие проблемы. И что они могут от них избавиться всего лишь, "собравшись", "взяв себя в руки" и т. д. К сожалению, это

непрофессиональное мнение довольно широко распространено как среди некомпетентных педагогов, так и среди неподготовленных родителей и в среде сверстников ученика. Но, в реальности СДВГ (Синдром дефицита внимания и гипперактивность) - это медицинский диагноз, нейроповеденческое расстройство.

Ребенок с таким заболеванием во всех ситуациях ведет себя стандартно: слишком бурно выражает свои эмоции, активно и бесцельно двигается, не задерживает надолго своего внимания на любом, даже самом интересном предмете. Традиционные методы наказания: просьбы, наставления, угрозы, уговоры, подкуп - на него не действуют. В отличие от своих даже самых избалованных сверстников, у ребенка с СДВГ не работает механизм самоконтроля. Он, конечно, может на какое-то время попытаться соответствовать ожиданиям окружающих, «взять себя в руки» и т.д., но надолго его не хватит, он еще слишком маленький, чтобы без помощи взрослых контролировать свое поведение.

Основные проблемы у детей с СДВГ зачастую наблюдаются при поступлении в начальную школу. У таких детей начинается дезадаптация, и как следствие - неуспеваемость. Объясняется это тем, что с первых дней обучения ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки. Ему постоянно приходится подчиняться новым требованиям и правилам - на каждом уроке и даже на перемене, а так же и дома перестраивать свой досуг. Именно поэтому желательно уже в детском саду начать учить детей соблюдать определенные правила и следовать конкретным инструкциям.

Для этого можно использовать следующий прием. Когда педагог дает группе детей новое задание, можно обратиться с просьбой именно к гиперактивному ученику - рассказать сверстникам, как и что им надо сделать. А для более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ним, что он хочет посоветовать сам себе для успешного выполнения задания. Если ребенок уже умеет писать, пусть он на листе бумаги напишет правило

(инструкцию) и поместит его на видном месте. Свод правил должен иметь постоянное название, например, «Советы самому себе».

Когда составление такого свода правил невозможно или нецелесообразно, педагог может ограничиться только словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более десяти слов. Педагог должен четко установить правила и предупредить о последствиях их несоблюдения.

В том случае, если гиперактивный ученик нарушит одно из установленных им самим правил, учитель должен обязательно указать ему на это. Гиперактивному ученику следует объяснить, что если он «нечаянно» что-то нарушит, это не означает, что все потеряно и дальше незачем стараться. Педагог должен дать почувствовать «неуспешному» гиперактивному ученику свою значимость, самоценность, внушить веру в его способности и дать возможность исправить ему свою ошибку.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять содержательную часть задания и при этом следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагогу было бы разумно понизить требования к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

Педагог, взаимодействуя с гиперактивным учеником, каждый день сталкивается с проявлением трех основных симптомов СДВГ -невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Поэтому, взаимодействие с гиперактивными учащимися учитель начальных классов должен выстраивать согласно следующим аспектам:

- Контроль над поведением ученика, развитие у внимания в познавательном направлении;

- Выработка конструктивных коммуникативных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- Развитие у ученика положительной мотивации на развитие своей личности;

- Коррекция негативных реакций ученика (гнева, злости, агрессии) в любой поведенческой ситуации;

Педагог-психолог Сиротюк А.Л. рекомендует учителям в работе с гиперактивными детьми применять три педагогических метода. Она отмечает, что один из самых эффективных - это поощрение ученика. Оно должно обязательно последовать за выполненное, пусть даже не значительное задание. Данный метод будет работать эффективнее, если несколько изменить координаты оценок. Заменить пятибальную систему, например, марками. Такой нестандартный подход повысит мотивацию у ребенка и поспособствует развитию у него нестандартного мышления. Но, важно не просто похвалить ребенка за те задания, с которыми он справился, а, в то же время и указать на недостатки его работы. Таким образом, гиперактивный ученик будет менее болезненно воспринимать критику и знать с чем именно он не справил ся...[4].

Так же, Сиротюк обращает внимание педагогов и на метод, позволяющий гиперактивному ребенку проявить себя во время образовательного процесса. Чтобы успешно его использовать, для начала надо определить сильные стороны, присущие конкретному ученику и области знаний, в которых он лучше разбирается. Исходя из этого, составить несколько тестов и задач, впоследствии предоставив их классу. Другими словами, нужно создать ситуацию, в которой гиперактивный ученик сможет в полной мере показать свои знания и способности [4].

Третий метод - использование в работе элементов игры, состязательности. При нем рекомендуется давать незаурядные задания для развития нестандартного мышления и заинтересованности ученика.

К основной группе современных методов взаимодействия с гиперактивными учениками относят еще один - индивидуальный подход в учебном плане. Так, например, для гиперактивного ребенка, в отличие от его сверстников, нужно давать только одно задание. Важно, чтобы поставленная

перед учеником задача четко соответствовала его уровню знаний. Приступать к выполнению следующего задания, следует, не раньше, чем первое будет окончательно завершено. Так как, столкнувшись с большим количеством задач, гиперактивный ученик, не сможет расставить приоритетов и попытается справиться со всеми одновременно. Это только рассеет его внимание, и в результате, он не решит ни одну, даже самую простую задачу. И его интерес к процессу окончательно пропадет....[4].

Успешное обучение в школе гиперактивных детей возможно только при соблюдении педагогам ряда правил, в чем, безусловно, именно педагоги должны быть заинтересованы в первую очередь. Правила заключаются в следующем: уроки должны быть разнообразные, в них ни в коем случае нельзя допускать рутины и монотонности. Темп нагрузки на протяжении урока должен циклично меняться. Например, в учебный час можно добавить несколько перерывов для физических упражнений. Что школьники воспринимают всегда с радостью. Во время них дети смогут отдохнуть от умственной деятельности и потратить накопившуюся за время неподвижности мышечную активность. Чтобы направить избыток энергии гиперактивного ученика в конструктивное русло, учитель может предложить ему раздать классу задания на карточках, вымыть школьную доску, принести мел, разнести тетради.

Для успешного взаимодействия учителя и гиперактивного ученика и для плодотворного учебного процесса немаловажен и интерьер учебного класса. При его оформлении не рекомендуется использовать насыщенные тона. Не стоит и располагать в классе слишком много мебели. Все это отвлекает гиперактивного ребенка от учебного процесса, вызывает у него лишние эмоции.

Значительную роль в успешном обучении гиперактивного ученика играет и то, за какой партой в классе сидит такой ребенок. Лучше всего детей с СДВГ рассаживать за передние парты. Так, у ребенка будет возможность напрямую общаться с учителем, слышать весь учебный материал и хорошо видеть записи на доске. Следует отметить, что для гиперактивного ученика общение с учителем является очень важным фактором. Если у него возникает вопрос по

новому материалу, и он на этот вопрос некоторое время не получает ответа -интерес к уроку у гиперактивного ребенка пропадает. Так же, следует учитывать, что гиперактивному ученику лучше сидеть одному, чтобы исключить в лице соседа по парте лишний отвлекающий фактор. Однако, эта мера не должна носить характер наказания. Не стоит и постоянно пересаживать его с места на место. Чем четче на уроке правила, тем легче ребенок с нарушенным вниманием их осваивает.

Педагог - психолог Галина Борисовна Монина для успешного взаимодействия с гиперактивными учащимися советует учителям формировать у школьников мотивацию к обучению; развивать у учеников познавательную сферу внимания, необходимую для освоения учебного материала, стимулировать переход учеников к саморегуляции и самоконтролю, снижать негативные эмоциональные проявления учащихся к процессу обучения.

Так же, в ходе исследований, Монина Г.Б. приходит к выводам, что инструкции учителя для учеников должны быть четкими и краткими; в обучении необходимо применять мультисенсорные техники; знания следует проверять в начале урока и избегать категорических запретов.

Очень значимыми для развития дефицитарных функций она считает игры и выполнение различных упражнений. При развитии внимания можно использовать, например, следующие упражнения: исправление ошибок в любом тексте, либо подчеркивание буквы «а» перед согласными и множество других вариантов. Стоит отметить, что в процессе игры у ребенка помимо дефицитарных развиваются и другие функции.

Так же Монина считает целесообразным использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Такими поощрениями в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка могут быть: возможность самому выбрать себе то или иное задание, помочь учителю в проверке тетрадей, возможность писать на школьной доске во время перемены или на уроке и др. Узнать же о предпочтениях каждого ребенка можно из рисунков и сочинений на темы: «О чем я мечтаю», «Школа моей мечты», «Идеальный учитель» и др.

Так же, можно в качестве поощрений использовать систему жетонов (Лютова Е. К., Монина Г. Б., 1999). Для этого с учеником заранее оговаривается, за что именно он будет получать жетон. Это может быть выполненная без ошибок домашняя работа, подготовленный к уроку дополнительный материал, или то, что в течение урока он не получил ни одного замечания. Если ребенок допускает ошибку, получает замечание, то он отдает жетон, то есть «расплачивается» им. Соответственно, с каждой оплошностью жетонов у него становится все меньше [3].

При использовании системы поощрений и наказаний необходимо учитывать особенности гиперактивного ребенка: такие дети не умеют долго ждать, поэтому поощрения должны быть моментальными. А сама система должна быть гибкой, но обязательно последовательной.

От педагога начальной школы зависит, и как будут строиться отношения гиперактивного ученикеа с родителями, а не только его успехи в обучении.

Родители таких детей часто испытывают в общении с учителем трудности и дискомфорт, так как им от педагога приходится часто выслушивать жалобы на поведение ребенка. После жалоб, родители детей, страдающих СДВГ, наказывают их и читают им постоянные нотации. Все это не имеет никакого результата, а только усугубляет ситуацию. Поэтому, педагогу необходимо четко знать, что гиперактивность - это медицинский нейропсихологический диагноз, а не проблема поведения и не результат плохого воспитания. Поэтому, следует строить взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании, доверии и терпении. Для успешного взаимодействия с таким учеником, надо принять его природные особенности, а не пытаться его изменить, подчинить общим правилам.

Педагог-психолог Монина работала и над методами продуктивного взаимодействия учителя с родителями ученика, страдающего СДВГ. Она является автором методики «карточек-переписок», которая успешно применялась в дошкольных учреждениях и в начальной школе. При ее использовании, картонная карточка делится на две части — для записей

учителя и для записей родителей. В конце каждого дня педагог записывает информацию о ребенке в своей части карточки. При этом, информация обязательно представляется в позитивной форме.

Применение метода карточек дает возможность родителям подходить к воспитанию ребенка в тесном взаимодействии с педагогом, и ребенок очень скоро начинает понимать, что именно от него требуют взрослые. Помимо этого, такая форма работы, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и родителями.

Важно, чтобы учителя в своей работе принимали во внимание и специфику нарушений нервной системы у детей с гиперактивным поведением и дефицитом внимания. Такой ученик мешает вести урок абсолютно непреднамеренно, просто он с большим трудом регулирует свое поведение, его постоянно что-то отвлекает, он всегда более возбужден, чем другие дети - его ровесники. Ждать своей очереди, поднимать спокойно руку он научится значительно позже своих сверстников, поэтому, рекомендуется учителю активно привлекать ребенка к участию в уроке, игнорируя его выкрики во время занятий. Во взаимодействии педагога и гиперактивного ученика только учитель способен манипулировать поведение учащегося, страдающего СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью). Если гиперактивный ученик делает проведение урока невозможным, следует быстро подойти к нарушителю дисциплины, коснуться его плеча или спины, ласково, сдержанно, но твердо успокоить ученика. Чем увереннее, четче и сдержанно прозвучат слова учителя, тем быстрее гиперактивный ученик вернется в учебную деятельность.

Гиперактивным детям нравятся учителя, которые проявляют авторитет, не будучи при этом, авторитарными, строгие, но понимающие шутки, которые никого не изобличают, а помогают в учебе и лучше всего в форме подсказок. Ребенку с нарушением внимания помогают такие педагогические приемы, как подача четких сигналов, спокойное обращение, постоянное стимулирование не

столько достижения высоких результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным.

Особое внимание педагогу следует уделять подготовке учебных материалов и пособий: чем понятнее, структурированнее учебные материалы, тем лучше сможет учиться гиперактивный ученик. Желательно, чтобы обучение было направлено на достижение прочной автоматизации основных навыков, иными словами - надо учить его учиться.

Школьные учителя должны знать, что ученикам, страдающим СДВГ, легче работать в начале дня, а также в начале урока, когда нет ещё нервного переутомления. Чем эмоционально спокойнее, но артистичен сам учитель, а общая обстановка в классе доброжелательная, тем положительно активен такой ученик, он проявляет интерес к учебе, а признаки гиперактивности даже исчезают и он становится успешным и уверенным учеником.

Нагрузка для ученика, страдающего СДВГ, должна соответствовать его возможностям и педагоги в своей учебной работе должны это обязательно учитывать.

Очень важны для успешного процесса обучения гиперактивных учащихся личность и поведение педагога. Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален учитель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Поскольку гиперактивный ученик очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, поиграть во дворе или спортивном зале.

Несмотря на то, что индивидуальный подход, который так необходим гиперактивным ученикам для психологически неподготовленного учителя -это сложный процесс, требующий больших волевых усилий, знаний, гибкости и терпения педагога.

В современное время существует несколько методов работы с гиперактивными детьми, они отличаются друг от друга, но если следовать выбранной той или иной методике, учитывая индивидуальные особенности обучения гиперактивных детей, то педагог начальных классов обязательно добьется результата, успешного взаимодействии с этой категорией учащихся.

Библиографический список:

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика , 2002. —205с.

2. Горячева Л.А., Крукляк Л.Г. Гиперактивный ребенок - это навсегда? Альтернативный взгляд на проблемму. — СПб.: Издательская группа «Весь», 2018. — 245с.

3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. — СПб.: Речь, 2007.— 186 с.

4. Сиротюк А.Л., Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 128 с.

5. Чутко Л. С., Школьная дезадаптация в клинической практике детского невропатолога: учебно-методическое пособие. - СПб., 2006. - 56 с.

6. Шевченко Ю.С., Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. — Самара, 1997. — 58 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.