Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С СДВГ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С СДВГ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1020
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ТАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Матвеевская Л.И.

Социализация детей с СДВГ в условиях массовой школы. Совместная работа педагога-психолога с родителями и учителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С СДВГ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С СДВГ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

© Матвеевская Л.И.1

ППМС центр «Развитие» Центрального района, г. Санкт-Петербург

Социализация детей с СДВГ в условиях массовой школы. Совместная работа педагога-психолога с родителями и учителями.

Ключевые слова синдром дефицита внимания с гиперактивностью, индивидуальная стратегия, тактика взаимодействия.

Школа, являясь одним из важных звеньев социализации ребенка, чуть ли не с первых дней, становится постоянным источником фрустрации для ребенка, который не хочет или не может следовать установленным правилам. Одной из частых причин первичных обращений к школьному психологу педагогов и родителей является, нарушение поведения школьников.

Особое внимание, вызывает увеличение количества детей с гиперкинетическими расстройствами (невнимательность, гиперактивность, импульсивность). Многие исследования показывают, что эти нарушения являются следствием минимальных мозговых дисфункций. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Учащихся с нарушениями такого типа, невозможно не заметить, они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной из специфичных его черт является повышенная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

Безусловно, диагноз должен ставить врач, здесь важна точность в установлении этого расстройства, которое необходимо отличать от нормальной возрастной двигательной активности детей, индивидуальных особенностей темперамента, нарушений поведения, возникающих вследствие психической травмы и т.д.

Психологи, родители и учителя должны быть осведомлены о диагностических критериях синдрома дефицита внимания, с тем чтобы своевременно направить ребенка на консультацию к специалистам и обеспечить ему необходимую помощь. СДВГ имеет определенные клинические проявления. Их критерии (А, В, С, Д) зафиксированы классификацией Б8М-1У (1994) - классификация Американской психиатрической ассоциации и представленные в ней критерии рекомендованы Всемирной организацией здравоохранения для практического применения [1, с. 337].

1 Педагог-психолог.

Основные нарушения поведения, характерные для СДВГ, сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми. И как следствие, приводят к школьной дезадаптации. Импульсивность таких детей на уроке проявляется в виде быстрых ответов и действий, не подумав. На уроках они с трудом дожидается своей очереди, перебивают других, на вопросы отвечает невпопад, не выслушивая их до конца. Могут без разрешения вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или в работу находящихся рядом людей.

В большинстве случаев, такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей, они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе психологу необходимо наладить совместную работу с его родителями и учителями.

В работе с детьми с СДВГ большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены недостаточно. Но основная проблема заключается в том, что и педагоги, и психолог чаще всего не имеют никакой информации об истории развития ребенка и о медицинских заключениях. Таким образом, работа психолога и классного руководителя начинается с диалога с родителями.

Прежде всего, следует учесть, что важное место в преодолении СДВГ принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача. Практика показывает, что именно этот важный этап сопровождения ребенка, вызывает у родителей наибольшее сопротивление. Необходимо, доступно объяснить родителям все трудности, которые сопутствуют данному синдрому.

Помощь в коррекции синдрома должна быть, по возможности, своевременной - проводиться в возрасте 5-10 лет, комплексной - включать в себя медицинскую, психолого-педагогическую и семейную составляющие, индивидуальной - избегать как завышенных, так и заниженных требований, постепенной - начиная с коррекции одной функции, присоединяя вторую, а затем третью. Наиболее эффективные результаты достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психотерапевтические и нейропсихологические коррек-ционные программы.

Во-первых, необходимо разъяснять взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями. Непонимание со стороны взрослых (родителей, педа-

гогов), окружающих гиперактивного ребенка, приводит к формированию трудно исправляемой агрессивной модели защитного поведения. Особенно, это касается учителей, так как не сложно догадаться, какие эмоции вызывает ученик с СДВГ. А в условиях массовой школы, ситуацию усугубляет большая наполняемость класса (больше 30 человек) и увеличение числа таких детей в одном классе. Нередко, педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другую школу.

Проведение групповых тематических и индивидуальных консультаций для педагогов по данной теме, дает возможность им понять и принять ребенка с СДВГ. Также, совместно разработать индивидуальные подходы к таким ученикам. Например, оптимальный выбор места за партой - в центре класса напротив доски; возможность быстро обращаться за помощью к учителю, в случаях затруднения; задания, предлагаемые на уроке, писать на доске; на определенный отрезок времени давать только одно задание; во время учебного дня предусматривать возможность физической нагрузки. Помогает ориентация на «избирательность» внимания таких детей. Подобная «избирательность» внимания связана с заинтересованностью, увлеченностью и успехом в деятельности. Сложнее всего им выполнять скучные, неоднократно повторяющиеся задания, не приносящие удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.

Нейропсихологическая коррекция детей с СДВГ строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы, т.к. нарушение ритма организма (электрической активности мозга, дыхания, сердцебиения, перистальтики кишечника, пульсации сосудов и т.д.) непременно приводит к нарушению психического развития ребенка. Нейроп-сихологическая коррекция должна включать в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, упражнения для развития мелкой моторики рук, перекрестные (ре-ципрокные) телесные упражнения, функциональные когнитивные и коммуникативные упражнения с правилами для развития внимания, произвольности, самоконтроля, элиминации импульсивности, гнева и агрессии, упражнения для визуализации и релаксации, а так же различные виды массажей (дополнительная афферентация тела). Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке - голове. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.

Необходимо учитывать, что гиперактивные дети не могут длительное время подчиняться групповым правилам, быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции. Для них такая форма работы как тренинг в кругу, практически невозможна. Поэтому рекомендуется начинать работу с индивидуальных занятий, поэтапно включая их в групповую деятельность. И в условиях школы обеспечить спонтанность занятий вполне

возможно. Тогда ученик не воспринимает упражнения и игры как обязательные, психолог случайно зашел в класс и занимается с детьми. Поэтому, на мой взгляд, наиболее эффективна коррекционная работа с детьми с СДВГ в свободной форме и должна быть направлена на психологическую адаптацию к обучению в школе. На занятиях часто используются следующие методы: сказкотерапия, рисование, дыхательная гимнастика и упражнения, направленные на развитие эмоциональной лабильности, а также тренировку произвольности поведения. Но основной задачей школьного психолога, в работе с такими детьми, является снятие эмоционального напряжения после учебной нагрузки.

Кроме того, для каждого ребенка необходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия. Возможно использование следующих приемов в работе с детьми с СДВГ:

1. Осуществление гиперактивным ребенком контроля над другими детьми (дежурный на занятии, ведущий в игре, помощник инструктора и т.д.).

2. Использование часов на занятиях и осуществление контроля гиперактивным ребенком за временем (хранитель времени).

3. Использование ритмов с большими паузами или ритмичной музыки.

Следует помнить, коррекционно-развивающая работа наиболее эффективна при участии родителей в проведении занятий в группе и дома. Дополнительными приемами, которыми родители могут воспользоваться для коррекции ребенка, могут служить:

Ритмирование правого полушария - занятия ритмикой, хореографией, лыжами, теннисом, верховой ездой.

Активизация работы стволовых отделов головного мозга - плавание, ныряние, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика.

Развитие межполушарного взаимодействия - восточные единоборства (особенно ушу-таолу), кинезиологические упражнения, вязание.

Снятие импульсивности и гиперактивности - упражнения с песком, водой и глиной; контрастный душ, обливания.

Развитие устойчивости внимания:

- длительная сортировка и нанизывание бусинок;

- чтение алфавита, перемежающегося со счетом, корректурная проба, задания на перепутанные линии, лабиринты, нахождение отличий.

Также, необходимо обращать внимание родителей на тактику воспитательных воздействий. Важно помнить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от медикаментозного лечения, но и от доброжелательного и спокойного отношения.

Обобщая, можно сказать, что существующие у ребенка с СДВГ нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от больших усилий и огромного терпения.

Список литературы:

1. Практическая психология образования: учебное пособие / Под редакцией И.В. Дубровиной. - 4-е изд.СПб.: Питер, 2004. - 592 с.: ил.

2. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. -М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с. - (Серия «Практическая психология»).

3. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие для вузов / Под ред. М. Пассольта. - М.: Академия, 2004. - 157 с.: ил.

ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

© Павлова Н.В.1

ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет»,

г. Магадан

В статье представлено обоснование практической значимости экскурсий как вида коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими легкую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения). Выявляется ценностный аспект влияния экскурсий на развитие коммуникативной компетенции учащихся данной категории. Представлено авторское видение реализации разработанной методики формирования коммуникативных умений у младших школьников с легкой умственной отсталостью через специально организованные воспитательные занятия (экскурсии).

Ключевые слова: ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), легкая умственная отсталость, интеллектуальные нарушения, коммуникативные умения, коммуникативная компетенция, внеурочная деятельность, практическая деятельность, коммуникативная деятельность, коррекционно-раз-вивающие занятия, экскурсия, общение.

В современном российском обществе бурно идет процесс модернизации образования, разрабатываются и реализуются Федеральные государственные стандарты образования. Так, приказом Министерства образования и

1 Магистрант по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психолого-педагогическое сопровождение детей в дефектологическом образовании». Научный руководитель: Леонова О.А., д.п.н., профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.