ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ТЮРКСКОГО ФОЛЬКЛОРА)
А.Досходжаева
Данная статья посвящена проблеме профессиональной подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию на материалах тюркского (узбекского, каракалпакского) фольклора.
Ключевые слова: профессиональное образование, фольклор, этнопедагоги-ка, подготовка будущего учителя
Training future teacher to the patriotic upbringing based on information of Turks folklore. This article is dedicated to the system of future teacher's training to patriotic upbringing based on information of Uzbek folklore.
Keywords: professional education, folklore, ethno pedagogy, teacher's prepare
Специфика системы фундаментального образования в XXI столетии проявляется в том, что любая образовательная система должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и вследствие постоянного и быстрого обновления знаний формировать духовно-нравственные ценности. Без знания опыта предшествующих поколений не может быть выработан новый взгляд на формы и методы обучения, удовлетворяющие требования современного общества к выпускнику высшей школы. Решение данной проблемы, на наш взгляд, принадлежит профессиональной подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся на основе национальных
и общечеловеческих ценностей. В этом ряду народная педагогика тюркских народов представляет собой синтез педагогической мысли, опыта и традиций разных этнических компонентов, средствами которой формируется поколение с высокой духовно-нравственной культурой, поколение настоящих патриотов своей Родины. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в Национальной программе по подготовке квалифицированных кадров, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан Республики Узбекистан. Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в совре-
менных условиях, намечает пути и механизмы ее реализации. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» - подчеркнуто в Законе «Об образовании» Республики Узбекистан.
Исходя из социального запроса общества (отраженного в вышеназванных документах) в настоящее время становится весьма актуальной проблема патриотического воспитания школьника и развитие их творческого потенциала, что послужило основанием для более широкого изучения народной педагогики.
Если обратиться к понятию «патриотизм», в контексте - «воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения», то необходимо ясное понимание того, что патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия и среду жизни человека: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако не сводится только к ним. Историческая, пространственная связь людей так же влияет на формирование их духовности.
Таким образом, суть патриотического воспитания мы видим в том, чтобы взрастить в душе воспитанника любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом соотечественников.
Опираясь на многолетний опыт преподавания в вузе, мы попытались определить основные направления подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию, которыми являются:
- использование средств народной педагогики (в частности произведения устного народного творчества). Использование всех видов фольклора (героический эпос «Алпамыш», геро-ико-романтический эпос «Гороглы», цикл Рустамхон, латифа, дастаны, сказки, пословицы, поговорки, в музыке песни, макомыи т.д.). В устном народном творчестве как нигде проявляются особенные черты тюркского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя школьников с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В тюркском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, к старшему поколению, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития школьников;
- ориентирование на методологические положения о патриотическом воспитании, содержащиеся в Национальной программе по подготовке кадров, а также на опыт педагогов, учителей. Для оптимального решения проблемы требуется целостная система подготовки учителей, междисциплинарный, комплексный подход к таким общепедагогическим дисциплинам, как «История и теория педагогики», «Психология», «Педа-
гогическое мастерство», «Педагогические технологии»;
- методическая подготовка к проведению народных праздников и укрепление традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Таким образом, цель педагогического вуза - подготовить будущего учителя к навыкам приобщения школьника к национальному искусству средствами систематического использования в практике своей работы всех разновидностей (жанров) народного творчества. Посредством знакомства и исполнения произведений фольклора, который способен привить школьникам любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней.
Опыт работы в вузе позволил определить основные компоненты системы подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию на материалах тюркского фольклора. К ним мы отнесли:
I. Мотивационно-установочный:
- методологическая подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся на основе социальной педагогической и профессионально-личностной мотивации, раскрытия значимости этой подготовки в профессиональном становлении[3].
II. Профессионально-образовательный:
- приобретение будущими учителями необходимых званий о фоль-
клоре, т.е. историко-теоретических основ тюрского фольклора, понимании его специфики и национальных особенностей, общечеловеческой ценности и высоком воспитательном потенциале, в частности, произведений героико-пат-риотического содержания;
- рассмотрение и обсуждение студентами психолого-педагогических аспектов и общепедагогических подходов, теоретико-практических основ и критериев патриотического воспитания учащихсян а фольклорном материале узбекскогои каракалпакского народов [2.];
- этнодидактический подход к проектированию содержания образования.
III. Теоретико-практический:
- приобщение будущих учителей к педагогическому поиску, исследовательским навыкам, новаторству и мастерству в патриотическом воспитании учащихся на устном народном творчестве - фольклоре, (узбекском, каракалпакском, казахских народов);
- проектирование будущими учителями педагогических и методических разработок по патриотическому воспитанию школьников на фольклорном материале [4].
IV. Педагогическая практика:
- организация и проведение практики студентов в школе по патриотическому воспитанию учащихся на фольклорном материале с использованием своих педагогических и методических разработок: наблюдение, изучение, анализ и оценка пед-практики[1].
Критерии подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся соотносятся с основны-
ми компонентами изложенной системы.
Содержание подготовки будущих учителей представляется соответствующими темами программ общепрофессиональных дисциплин, несколько модифицированных на курс полготовки студентов к патриотическому воспитанию школьников на произведениях фольклора героико-патриотичес-кого содержания.[2]
Кроме лекций, нами проводятся конкретно-тематические семинарские и лабораторно-практические занятия организация самостоятельная работа студентов по темам лекций.
Будущие учителя педагогического вуза осваивают не только педагогические и конкретно-предметные технологии патриотического воспитания школьников, но и частно-методические:
- организационно-педагогические методы;
- диалогическое общение;
- сопоставление;
Индивидуальный и дифференцированный подход осуществляется через творческое воображение, фантазирование и «вхождение» в роль фольклорного героя, в сказочную ситуацию, «проживание» жизни любимого» героя, «прослеживание» его судьбы;
- «поворот» событий в фольклорном произведении, «введение» в сюжет новых героев ситуаций исобытий; заучивание на память;
- художественное чтение, в том числе, диалоговое, сценки,мини-инсце-нировкой;
- ведение тематических дневников и альбомов, блокнотов и тетрадей;
- викторины, турниры знатоков фольклора и др.
Использование наглядно-иллюстративного материала:
- фотоматериаловприроды и архитектуры Узбекистана;
- карты Узбекистана; изображение флага, герба, запись гимна Республики Узбекистан;
- подарочные и юбилейные издания эпосов, сказок, богато, иллюстрированных; различные компьютерные материалы по фольклору; фильмы (художественные, мультипликационные).
На практических занятиях со студентами изучают методику проведения просветительских бесед с учащимися начальных классов на такие темы как «Что такое Родина?», «Наша страна - Узбекистан», «Государственные-символы Узбекистана», «Патриот Родины», «Что такое патриотизм?», «Что естьпатриотическое чувство?»;
Успех подготовки будущих учителей, к патриотическому воспитанию учащихся зависит и от вопросов, обращенных к студентам (по содержанию лекций и контрольных), вопросов для итогового контроля.
Студентам предлагается тематика курсовых работ, связанная с содер жанием учебных дисциплин.
На данной структурно-содер-жтельной основе, как показал наш опыт,студентами достигаются: осознанно-положительное отношение кпредлагаемой тематике; необходимые методолого-педагогические представления, знания по фольклору вообще, узбекскому фольклору, его воспитательному (патриотическому) потенциалу. Будущие учителя ориентируются на возрастные особенности детей школьного возраста как их использовать в патриотическом воспитании на фольклорном материа-
ле. Будущим учителям раскрываются возможности инновационно-педагогического и теоретико-практического, собственно-творческого подходов обучения к патриотическому воспитанию учащихся при изучении устного народного творчества, особенно во внеклассной работе. Осознают необходимость самообразования, необходимого для подготовки своей педагогической и методической «продукции», которую предстоит апробировать в студенческом социуме и в период педагогической практики.
Литература:
1. Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. 1996. №4.
2. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2007.
3. Кукушин, B.C., Столяренко, Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Дону, 2002
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- М.: Академия.- 1999.
5. Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос.- М.: 1992