32 МАКТАБ ТАЪЛИМИ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ч___/
Собиров Б.Б.,
заведующий кафедрой прикладных наук и физического воспитания Ташкенсткого областного института переподготовки и повышения работников народного образования, кандидат педагогических наук, доцент
ВОПРОСЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
собиров б.б. халк педагогикасида ватанпарварлик тарбиясининг
таллин килиниши
Мак,олада халк, педагогикасида ватанпарварлик тарбиясига катта эътибор к,аратилиши ма-салалари уз аксини топган. Унда неча юз йиллар мобайнида Ватанга хизмат к,илган, ватанпарварлик ва инсонпарварлик тимсоли сифатида ёш авлодга ибрат намунаси булаётган халк к,ах,рамонларининг номлари келтирилган.
Таянч суз ва тушунчалар: мустак,иллик, Fоя, ватанпарварлик, инсонпарварлик, к,ах,рамон, жасорат, садок,атлилик, Ватан, тарбия, шаклланиш, баркамол ривожланган шахс.
собиров б.б. вопросы патриотического воспитания в народной педагогике
В статье раскрываются имена героев, которые многие столетия служат воспитанию молодёжи в духе патриотизма и гуманизма, человеческой отваги и преданности Родине. В народных воззрениях патриотическому воспитанию отводится роль решающего фактора в формировании подрастающего поколения.
Ключевые слова и понятия: независимость, идея, патриотизм, гуманизм, герой, отвага, преданность, Родина, воспитание, формирование, гармонически развитая личность.
sobirov b.b. issues of patriotic upbringing in public pedagogy
The article describes the names of the heroes whose name service many centuries in upbringing the youth in the spirit of patriotism and humanism, human courage and devotion the Native Land. In public attitude patriotic upbringing gives the role of determinant in forming the growing generation.
Keywords: independence, idea, patriotism, humanism, hero, courage, devotion, Motherland, upbringing, forming, harmonious development of person.
Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности, предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы развития. Она существует столько времени, сколько существует сам народ.
В эпоху среднеазиатской античности (III век н.э.) уже были известны образцы художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего, воплотилось в художественном народном творчестве - в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках народной педагогики.
Великие педагоги разных времен и народов в своих произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости.
Народная педагогика как самостоятельная отрасль педагогики стала формироваться в началеХХ в., а интенсивно развиваться - с 5060-х гг. XX в. Объективными предпосылками ее формирования стали:
- требования педагогической практики (понимание закономерностей, механизмов и условий развития ребенка является основой эффективного педагогического процесса);
- большой интерес к духовному наследию прошлого;
- систематизация методов, приёмов, средств воспитания народной педагогики;
- изучение устного народного творчества, фольклора и т д.
Следовательно, изучение народной педагогики передаёт лучшие традиции гуманистической педагогики и тем самым помогает учителю в его повседневной деятельности, способствует повышению педагогической культуры учителя, повышает его педагогическое мастерство.
С обретением независимости в Республики Узбекистан открылась историческая возможность обратиться к истокам узбекской культуры, духовному наследию. Всестороннее изучение достижений предшествующих поколений даёт возможность лучше познать историю узбекского народа. Изучение вопросов народной педагогики, играет большое значение в воспитании подрастающего поколения.
Когда педагог строит учебно-воспитательный процесс, воздействуя на личность обуча-
ющихся, он должен учитывать множество параметров: духовное и интеллектуальное развитие, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется первоначальное представление о личности формирующегося ребенка, которое во многом определяет характер педагогического воздействия. Народная педагогика Узбекистана представляет собой синтез педагогической мысли, опыта и традиций разных этнических компонентов, из которых формировались народы этого региона. Каждая народная педагогика - «собственность» нации, конкретного народа. Она индивидуальна, отличается от других.
Когда возникла народная культура, а с нею - народная педагогика? - С появлением человечества на земле, для того, чтобы существовал и развивался человек. Сначала - это пример с требованием его повторения, затем -его усовершенствование и развитие, передача этого опыта из поколения в поколение, с потребностью украсить быт, орудия труда, одежду, жилище (к чему толкала красота природы, человека). С этим появляются первые нравственные отношения, эстетические представления, художественные умения. Создаются религиозные культы - все это характеризует первый период развития народной культуры, народной педагогики. Позднее особенно выделяются материальные и духовные компоненты народной культуры - орудия труда и его результаты; предания, мифология, сказки и т.д. (в устном, затем в письменном виде, в том числе, в различных условных знаках). Наконец, выделяется специальный компонент -воспитательный (нормы, правила, этикет методического характера). Для чего выделяются специальные люди - учителя.
Определенное влияние на народную педагогику оказали достижения в области науки и культуры эпохи ренессанса Востока и Запада. Свое отношение к роли воспитания народ выразил в пословице: «Дитя — драгоценность, но большая драгоценность — его воспитание».
В народных воззрениях воспитанию отдавалась роль решающего фактора в формировании человека. Народная педагогика признает как положительное влияние хорошо поставленного воспитания и благоприятных условий и среды, так и отрицательное влияние плохого воспитания, неблагоприятных условий и среды. Об этом свидетельствуют и пословицы: «Дыня от дыни перенимает цвет и плесень», «Птенец повторяет повадки родителей, увидевших в гнезде», Большое значение придается и самовоспитанию: «Не смейся чужой беде, своя на гряде», «Под одной и той же шкурой овца не раз тучнеет и худеет», «Отдать кому-нибудь еду - жалко, не отдать пропадёт», «Сначала исправь свои недостатки, а потом поучай других», «Платье береги новое, а честь - с молоду», «Советы раздаём вёдрами, а принимаем каплями», «Если зеркало искажает твое изображение, пеняй на себя», «Незваный гость, словно необтёсанное бревно», «По содеянному - воздание», «Посеявший ячмень - соберёт ячмень, посеявший пшеницу - пожнёт пшеницу». «Верёвка хороша длинная, а речь короткая»1 и др.
Народные педагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемами формирования нравственных качеств личности, патриотических и гуманных чувств воспитанников, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. Им издавна были известны средства и методы как убеждения и приучения, так и стимулирования и оценки поведения, труда и поступков воспитанников.
Герои-богатыри, их подвиги во имя Родины описываются в дастанах - поэтических произведениях. Самый яркий и знаменитый дастан - «Алпомыш». Герой-богатырь Алпо-мыш борется за свободу и независимость своей земли, за объединение своего племени кунграт. В семилетнем возрасте Хаким (первое имя героя) совершает свой первый подвиг: натягивает лук своего деда и сбивает верхушку горы Аскар. За небывалую силу его называют Алпомышем (алп - великан, богатырь). По тюркским обычаям, юноше присваивалось его второе, «настоящее», имя тогда, когда он совершал свой первый воинский подвиг. Но
1 Абдуллаева Ш.А., Сайитов С.С., Халикова Г.И. История педагогики. - Т.: «Фан ва ахборот технологиялари», 2010. -С. 52.
истинное богатырство Алпомыша впереди: он участвует в байги (конные скачки), в борьбе алпов (великанов), сражается с Кукельдашем. Защищая свою Родину, он всегда побеждает и готов в одиночку вступить в борьбу с грозными чудовищами, полчищами врагов, не думая о себе.
Не только герои дастанов, но и реальные люди тоже иногда превращались в легенду. Одним из таких легендарных героев стал Хашим ибн Хаким, по прозванию «Муканна», что в переводе с арабского означает «закрытый покрывалом». Он скрывал своё лицо под зелёной накидкой, потому что оно было обезображено оспой. Муканна возглавил восстание против арабских завоевателей, пришедших на его родину, в долину Зарафшана и Кашкадарьи. Но силы оказались неравны, и восставшие были разбиты. Несмотря на это, еще много лет Муканна со своими единомышленниками вёл мужественную борьбу. В 783 году арабы захватили крепость, в которой находился Муканна. Все защитники крепости погибли, а Муканне предложили сдаться. Но он, не желая попасть в плен к врагу, предпочёл смерть и шагнул в огонь раскалённой печи.
Слова «герой», «патриот», «подвиг» всегда вызывали в народе самые возвышенные чувства. «Патриотизм» - одно из самых глубоких чувств, закреплённых в сознании народа веками и тысячелетиями. Служение Родине, её благу считалось нормой во все времена.
Люди, совершающие во имя своего народа самоотверженные поступки, которые требуют личного мужества и стойкости, во все времена назывались героями. А поступок, требующий от людей мужества, готовности к самопожертвованию, стойкости и преданности идеалам, называется подвигом.
Хорезмиец Жалолиддин Мангуберди, мужественно сражавшийся с монголо-татарскими завоевателями за свободу своего народа и за процветание Родины, является героем, чьё имя служит многие столетия воспитанию молодёжи в духе патриотизма и гуманизма, человеческой отваги и преданности Родине. Дела и подвиги народных героев служат для становления личности подрастающего поколения, в формировании и развитии в них патриотических чувств, социальной и жизненной активности.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 8
В народных воззрениях патриотическому воспитанию предоставляется роль решающего фактора в формировании подрастающего поколения. Это находит своё отражение в устном народном творчестве, в том числе и в пословицах: «На чужбине огонь не так ярок, как на Родине дым», »Расставшийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной -всю жизнь», «Родина - мать, сумей её защищать», «Твой край богат - и ты богат», «Землю родную утративши - весь век плачут», «На чужой земле - что ни шаг, то яма», «На чужой земле и весна не красна», «С народом ты прав, без народа ты - прах», «Разъединились - стали болотом, объединились - стали рекой» и др.
Одним из основных правил народной педагогики было воспитание детей в среде своих сверстников. А в детской среде широко использовались различные игры. Народная педагогика хорошо понимала, что игра является основной деятельностью детей. В процессе игр в детях воспитывается настойчивость, упорство; игры развивают силу, выносливость, дружбу и товарищество, и другие положительные качества. Многие игры требуют коллективного участия детей, что имеет большое значение в воспитании чувства коллективизма, навыков согласованных действий, подчинения общеустановленным нормам и правилам.
Участие детей в посильном труде народная педагогика рассматривала как одно из эффективных средств эстетического, нравственного и умственного воспитания. Особое значение в воспитании подрастающего поколения имели коллективные виды труда («хашар»), которые были общепризнанными и надежными формами безвозмездной коллективной взаимопомощи, применявшимися с незапамятных времен в выполнении срочных, ответственных и связанных с большими усилиями и расходами работ и играли весьма важную роль в жизни народа. Они имели большое воспитательное значение.
В воспитании детей широко использовалось устное народное творчество. Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывали взаимное влияние, порождая близкие по форме и содержанию сказки, афоризмы, легенды, былины и пословицы.
Сказки, легенды и дастаны рассказывались с большим мастерством. Народные педагоги
строго учитывали уровень развития у детей воображения, мышления, использовали наглядные методы в сочетании с образным, выразительным изложением, вызывали у слушателей высокое эмоциональное чувство, воспитывали эстетическое отношение к действительности. Они играли также роль образца — дети подражали им. Не удивительно, что в среде простого народа дети сами рано начинали рассказывать сказки.
В умственном и нравственном воспитании большую роль играли также пословицы и поговорки. В них охвачены почти все области человеческих взаимоотношений. Они дают ценные сведения по многим важнейшим отраслям эмпирических знаний.
Большое значение в воспитании детей имели произведения прогрессивных среднеазиатских поэтов (Рудаки, Навои, Махтумкули и др.), рассказы и анекдоты о Насреддине, Алдар-Косе и других, народные песни («Бой-чечак», «Алла», «Ким оладиё, шугинаниё», «Дарёдан ок,иб келоди» и др.) и музыка.
Таким образом, народная педагогика выработала и широко использовала разнообразные средства и методы воспитания: оно носило беспрерывный и систематический характер, и было тесно связано с жизненно-бытовыми потребностями и задачами народа.
Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова просветителя Абдуллы Авлони о том, что «воспитание существует в узбекском народе столько же веков, сколько существует сам народ»1, целиком относятся ко всем другим народам. Анализ истории древней педагогической мысли народов Средней Азии показывает, что первые социальные памятники педагогики появились под прямым воздействием народной жизни, народной педагогической культуры. Справедливо утверждение педагогов А.Зуннунова и К.Хошимова, что «великие мыслители как представители официальной педагогики не могли не учитывать богатейшего опыта воспитания, накопленного соотечественниками»2.
От «Авесты» до «Кутадгу билиг» Юсуфа Хос Ходжиба наблюдаются постоянные обраще-
1 Зунунов А. Педагогика тарихи. - Т.: «Маънавият», 2006. -65-б.
2 Хошимов К. Педагогика тарихи. - Т.: «Укитувчи», 1994. -122-б
ния к мудрости народной педагогической мысли. Исследователи древней педагогической мысли убедительно показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Народная педагогика всегда выражала думы и чаяния народа, его представление о воспитании и обучении молодого поколения. Аналогичную картину преемственности мы наблюдаем и в истории педагогической мысли народов Узбекистана.
Анализ наследия Абу Насра Фараби, Омара Хайяма, Абу Али ибн Сины, Абу Райхона Беру-ни, Абдурахмона Джами, Алишера Навои, Мухаммада Хорезми и других просветителей показывает, что их идеи о воспитании тесно перекликаются с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Идеи народной педагогики выражают идеи гуманизма, привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе патриотизма, любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правди-
вости и честности. Прогрессивные демократические идеи великих ученых и поэтов перекликаются по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они оказывали большое влияние на формирование педагогической культуры народов Узбекистана, сохраняя свою актуальность и до наших дней.
Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.
Таким образом, вопросы патриотического воспитания в народной педагогике явно свидетельствуют о мыслях и чаяниях народа. Для формирования патриотического воспитания у молодежи целесообразно использовать различные методы, приемы, способствующие решению данной проблемы.
Для формирования с официальной педагогической доктриной народное воззрение пробивает себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей - самого дорогого своего достояния.
Литература:
1. Каримов И.А. На пути духовного возрождения. - Т.: «Узбекистан», 1998.
2. Арнольдов Л.И. Национальные культуры: современное видение. - М.: МГИК, 2014. -С. 5-18.
3. Беруний Абу Райхон. Памятники минувших поколений. // Избранные произведения, т. 2. - Т.: Изд. им. Г.Гуляма, 1993. -С. 132.
4. Березиков Е. Легенды и тайны Узбекистана. - Т.: «Мерос», 1996. -С. 269.
5. Виноградов Г.С. Народная педагогика. - М.: «Логос», 2013. -С. 189.