ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЗБЕКОВ Ибрагимова Г.О.
Ибрагимова Гулбахор Облокуловна - учитель узбекского языка и литературы,
школа № 28,
Гиждуванский район, Бухарская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье раскрыты особенности духовной культуры узбеков. Дошедшие до нас народные песни, пословицы, анекдоты, басни и сатирические строки открыто осуждают все формы социальной несправедливости и гнета, остро высмеивают невежество и предрассудки, ханжество и лицемерие, суеверия и другие пережитки.
Ключевые слова: узбекский фольклор, народные песни, пословица, анекдот, басни.
Узбекский фольклор весьма богат и представлен множеством жанров. В нем воспеваются многокрасочный быт и многогранная культура узбеков, их гуманистические традиции и благожелательность, свободолюбие и братство, патриотизм, ненависть к врагам и другие благородные качества. Широко распространенные среди узбеков анекдоты об Афанди и остроумные афоризмы, поговорки и пословицы, сатирические высказывания в форме «аския» и многое другое свидетельствует о том, что народ не безразличен к общественно-политическим, идейно-нравственным и социально-бытовым явлениям, ежедневно происходящим в обществе, и выражает свое отношение к ним через различные жанры устно-поэтического творчества.
Одним из наиболее распространенных среди народа жанров фольклора является эпос - дастаны, которые дошли до нас через столетия благодаря устно-поэтической традиции. [1] Бережно сохраненные в веках, их с проникновенностью исполняют поэты и бахши, которые являются выходцами из гущи народа -пастухами и дехканами.
С особенным волнением воспеваются жизнь трудового народа, его мечты и чаяния в самом массовом жанре фольклора - народных песнях. В них есть не только высокие чувства, чистая любовь, верность, братская дружба, но и ярко отражены тяжелые социальные условия жизни, гнет и насилие, предательство и переживания человека.
Одним из самых древних и прочно закрепившихся в народе жанров является бытовой фольклор. По своей направленности и целям он разделен на две части - сезонный и семейно-бытовой обрядовый. В свою очередь, эти два направления, в зависимости от структуры и поэтической природы, объединяют ряд жанров.
Особую роль играет семейно-бытовой обрядовый фольклор. По своему предназначению и содержанию он разделяется на следующие виды:
а) основанный на магической силе слова: кинна, бурей-бурей, авраш и каргиш (проклятие), гулафшо (бадик) и др.;
б) связанный с ритуалом укладывания ребенка в колыбель (бешикка солиш) и сорока днями после родов (чилла чакириш);
в) отражающий элементы свадебного торжества (ёр-ёр, улан, лапар, келин саломи, туй олкишлари, ойна курсатар кушиклари и т.д.;
г) похоронно-поминальный.
Широко известное в узбекском фольклоре имя Афросиаба (его еще называют Али Артуш), воспетое в легендах, встречается и в тюркских источниках XI века. Так, мифы о нем сохранились в произведениях Махмуда Кашгари «Девону луготит турк» и Юсуфа Баласагуни «Кугадгу-билик». В упомянутых трудах отражены особенности быта и культуры узбекского народа, его вековые чаяния, общечеловеческие ценности, особенности национальной психики и т.д. Замечательный героический
эпос «Алпамыш» также является историческим источником, свидетельствующим о мужестве и талантливости узбекского народа, его характере и ценностных ориентациях.
Дошедшие до нас народные песни, пословицы, анекдоты, басни и сатирические строки открыто осуждают все формы социальной несправедливости и гнета, остро высмеивают невежество и предрассудки, ханжество и лицемерие, суеверия и другие пережитки. Особенно смело в них разоблачаются тунеядство и мошенничество, жадность и алчность, различные язвы прошлого. В то же время в фольклорных произведенияхзвучит призыв к честному труду, творческой созидательной деятельности во имя собственного счастья и благополучия.
Список литературы
1. Шамсиева Б. Вопросы узбекского фольклора в зарубежном литературоведении.
Дисс. канд. фил. наук. Ташкент, 1994.
РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Камолова Г.М.
Камолова Гулноз Музаффаровна - учитель узбекского языка и литературы, школа № 28, Гиждуванский район, Бухарская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматривается роль интерактивной доски в повышении эффективности уроков узбекского языка и литературы. Использование инновационных технологий и средств обучения активизирует самостоятельную деятельность учащихся, создает условия для творческого подхода к различным видам деятельности.
Ключевые слова: интерактивная доска, повышение эффективности, узбекский язык и литература.
В настоящее время использование в образовательном процессе современных средств обучения, к которым относится интерактивная доска, позволяет повысить уровень активности и самостоятельности учащихся.
Интерактивная доска в учебном заведении является полезным инструментом, помогающим учителю организовать работу в классе и подать материал в максимально наглядной форме, так как, по мнению психологов, около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 - через слух, соответственно 5 процентов - через осязание, обоняние и вкус. Однако, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, то есть памяти движения. Это значит, что лучше всего обучающийся усвоит материал во время зрительного восприятия. [1]
Специалисты, владеющие компьютером, могут достаточно быстро овладеть навыками работы с интерактивной доской. Перед началом работы доска подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется изображение от источника, с которым можно работать прямо на поверхности доски. Манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым докладчик имеет полный доступ к управлению компьютером.
При подготовке к уроку учитель родного языка и литературы, используя программное обеспечение, может комплектовать материал на персональном компьютере, который затем будет демонстрироваться на интерактивной доске.