УДК 801.6:7.031
ЭВОЛЮЦИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА КАК СЛЕДСТВИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ТРАНСФОРМАЦИИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НАРОДА
© 2008 Омарова З.С.-М.
Дагестанский государственный университет
В статье рассматривается нетрадиционный путь эволюции фольклора в Дагестане, показывается, как эволюция и трансформация жанров устного народного творчества способствуют плавному перерастанию в национальное профессиональное искусство.
In this article the untraditional way of the folklore evolution in Daghestan is considered and the way, in which the evolution and transformation of the oral folk art genres contribute to the smooth growth into the national professional art is shown as well.
Ключевые слова: фольклор народов Дагестана, эволюция фольклора, трансформация жанров, устное народное творчество, представление о герое, эстетическая эволюция жанра, эстетика фольклора.
Keywords: Daghestan peoples’ folklore, evolution offolklore, transformation of genres, oral folk art, beliefs about hero, aesthetic genre evolution, folklore aesthetics.
Жанровый принцип исследования фольклора превалирует в трудах по фольклористике по общепринятой схеме: род - жанр - жанровая разновидность. Общепринятыми являются стадиальный и циклический принципы эволюции жанров. Используются такие методологические принципы: генетиче-
ский, типологический, региональный и узко локальный. Между тем современный собиратель и исследователь фольклора имеет дело с некой итоговой моделью, которая прошла длительную эволюцию. Это обстоятельство является основным препятствием для историкофольклорных реконструкций с целью определения степени сохранности исходных культурных традиций.
Задача несколько облегчается применительно к дагестанскому региону, где фольклорные процессы происходят на малой территории в среде малочисленных этносов, имевших ограниченные контактные связи. Но в пределах региональной типологической общности явления генетического и контактного характера резко обозначены, что способствует изучению дагестанского фольклора как единой системы межнационального
содержания. В большей степени это относится к таким интернациональным жанрам, как сказка, пословица, поговорка, анекдот, притча. Что касается архаичных жанров, то здесь фольклорноисторическая реконструкция наталкивается на большие трудности, ибо сохранность этого пласта фольклора у разных народов Дагестана плохо сопоставима и находит отражение лишь в стадиально отдаленных жанрах. Можно только предположить, что в доисламский период существовала в развитом виде мифология, основанная на различных тотемных языческих культурах. Это находит отражение в обрядовой поэзии, связанной с повседневной жизнью народа, в демонологических рассказах и т.п. [1].
Последовавшая затем эволюция жанров протекала под знаком демифологизации, деритуализации и деэпизации - таков общий путь эволюции фольклора. Однако в Дагестане этот процесс протекал не вполне традиционно: даже несмотря на то, что исходный архаичный пласт был размыт, его отголоски ощущаются в стадиально поздних жанрах и порой играют модулирующую роль. Длительное время эпические сюжеты стереотипы,
мотивы, персонажи, героико-эпические идеи перекочевывали в исторические песни и баллады, в жанры героикофилософской лирики. Затухание эпических жанров происходило путем разрушения больших форм и перехода эпических текстов в малые формы фольклора. Особенно ярко этот процесс можно наблюдать на примере лезгинского фольклора о Шарвили: к этому образу народ обращается на протяжении всей истории, вплоть до поздних жанров фольклора [2. С. 201203]. В кумыкской народной поэзии де-эпизация, по-видимому, притормозила сложение «классических» форм сюжетных баллад и привела к развитию сильно лиризованных балладных песен [3. С. 5969].
На почве героического эпоса возникает новый жанр героико-исторической песни в качестве генетически преемственного стадиально нового пласта эпоса [3. С. 69-71]. Это новое явление исследователи связывают с ростом самосознания народа и перехода от обобщенного мифологического отражения жизни к конкретно-историческому: иными словами, синтетическое мышление постепенно сменяется аналитическим. Однако при этом сохраняется эпическая обобщенность, эпическая идеализация героя и стиль повествования. Но в процессе развития в отдельных жанрах героикоисторическая тема стремится к психологически углубленному изображению характера героя (лирико-эпический жанр). То же происходит в жанре исторической прозы - преданиях и сказаниях. В более поздних исторических песнях уже нет целостного сюжета, в центре внимания находится один наиболее яркий эпизод. Возрастает документальная достоверность событий, что компенсирует ограниченное количество летописных текстов [5. С. 4-46].
В целом исторические песни являются продуктом возросшего общественного сознания, на смену архаичному мифологическому мышлению приходит новый тип мышления и новая героика. Этот этап эстетического развития отражен в жанре баллады, который соединил в себе эпическое и лирическое начала. Здесь
роль личности и ее эмоции возрастают даже в сравнении с героико-
историческими песнями. Отсюда такие жанровые разновидности, как героические, социально-бытовые, семейно-
бытовые и любовные баллады [5. С. 322334].
Таким образом, эволюция отражения жизни в различных жанрах идет в таком направлении: от обобщенных общенародных событий к конкретно историческим и далее - к судьбам отдельных личностей.
Соответственно меняется представление о герое: архаический богатырь сменяется народным героем, а затем трансформируется в обыкновенного человека, зачастую задавленного жизненными обстоятельствами. Но при этом все-таки сохраняются рудименты архаичных мифологических представлений: обращение людей в деревья и камни, символика любовных отношений сильно мифологизирована анимистическими представлениями. Однако в процессе эстетической эволюции жанра баллады трансформируются в лирическую сюжетную песню, в которой комизм вытесняет драматизм.
Корни необрядовой лирики уходят в традиции обрядовой поэзии, тесно связанной с мифологическими элементами устройства мироздания. Обращение к сверхъестественным силам свидетельствует о древности обрядовых песен. Необрядовая лирика - один из самых распространенных жанров, в котором отражаются эстетические представления о прекрасном. В любовной лирике народов Дагестана широко используются образы, заимствованные из восточной поэзии. В развитых жанрах любовной лирики проявляется бунтарская гражданская тематика раскрепощения женщин. Однако даже в этих жанрах широко используются космогонические символы солнца, луны, звезд. Реликтовые элементы в образной системе свидетельствуют о влиянии мифологии и героического эпоса на трансформацию и эволюцию жанров. Даже в колыбельных песнях, посвященных ребенку-
мальчику, ощущается героическая традиция.
Отдельные фрагменты эпических произведений позднее трансформируются в лирические песни. В поэзии происходит синтез разных жанров, размывание четких жанровых границ.
Из несказочной прозы заслуживают особого внимания легенды и предания. Они являются следствием поэтического взгляда на действительность: почитание скал, деревьев, животных. Отнесение действия к доисторическому времени говорит о наличии в легенде остатков мифологических воззрений.
Широко представлены мифологические, топонимические и исторические предания. В космогонические предания в виде отдельных эпизодов вошли сказки, устные рассказы и другие малые жанры несказочной прозы. В отличие от героико-исторических песен предания в целом носят информационный характер с упрощенной поэтикой. Однако в героикоисторических преданиях сохраняется эстетика героического эпоса, чему способствует ретроспективность этого жанра - новая точка зрения на события прошлых дней.
К числу синтетических жанров относится притча, которая претерпела длительную эволюцию. В ней прослеживаются рудименты анимизма, тотемизма, матриархата, патриархата, следы языческих верований, отголоски охотничьего эпоса [5. С. 385-430]. Относясь к жанру несказочной прозы, притча основана на сюжете, который постепенно усложняется на отдельных стадиях развития, а поучительность скрывается иносказанием, что приближает притчу к басне, пословице и анекдоту. Далее притчи перерастают в рассказы, новеллы и другие малые литературные формы. Здесь усматривается связь со сказочным фольклором, который, следуя исторической тенденции, распадается на отдельные эпизоды и самостоятельные анекдотические сюжеты.
В дагестанских сказках о животных можно встретить архаические элементы и мифологические представления, более поздние сказки-басни - производные от животной сказки. Тотемические веро-
вания постепенно уходят в прошлое, остаются суеверия, основным признаком мифологичности является этиоло-гизм, что сродни легенде, объясняющей различные явления природы, на смену этиологизму приходят нравоучения, поучительные концовки сюжетов. Эта же тенденция содержится в басне, но морализация - черта позднего фольклора. Такое сходство фольклорных форм является результатом генетической общности, а не только типологической. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках о колдунах, ведьмах и т.д., которые объясняли различные явления природы по правилам мифологического мышления.
С течением времени божество приобретает черты человека со всеми его слабостями. Мифы о божествах превращаются в сказки, отражая мировоззрение доклассового общества. В частности, в них видное место занимают богатырские персонажи (фантастические сказки). Изменение традиционных мотивов на основе варьирования поэтического содержания - это общетипологическое явление. Так появляются генетически обусловленные фольклорные разновидности и циклы: бытовая, новеллистическая, авантюрная и сатирическая сказки.
Указанные межжанровые трансформации специфичны именно для фольклора, который в условиях устного существования подвергается некоторым изменениям. Свобода сказочного творчества предполагает появление новеллистического стиля: ослабляется роль диалога, прямой речи, возникает отстраненное повествование. Эти формы непосредственно контактируют с такими литературными жанрами, как рассказ и повесть. Эстетика фольклора незаметно вливается в сердцевину сатирических и реалистических литературных произведений, одновременно обогащая их народной мудростью и самобытностью.
Таким образом, эволюция и трансформация жанров устного народного творчества способствуют плавному перерастанию в национальное профессиональное искусство.
Примечания
1. Аджиев А.М. Устное народное творчество кумыков. - Махачкала, 2005. - С. 59-б9. 2. Ганиева А.М. В поисках легендарного героя. - Махачкала, 198б. - С. 98-100. 3. Традиционный фольклор народов Дагестана. - Махачкала, 1991; Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. - Махачкала, 1992; Халипаева И.А. Мифологическая проза кумыков: исследование и тексты. - Махачкала, 1997. - С. 201-203.