Научная статья на тему 'Теория, генезис и идейно-эстетические источники басен в башкирской литературе'

Теория, генезис и идейно-эстетические источники басен в башкирской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
258
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / БАСНЯ / АЛЛЕГОРИЯ / НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / САТИРИЧЕСКИЙ ПАФОС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самирханова Г. Х.

В башкирской литературе для обозначения аллегорических произведений небольшого объема остро сатирического характера использовалось несколько терминов: «м 292 л», « 2 м 92 л» и «т 2 м 9 ил». Жанр басни в башкирской литературе, зрея внутри фольклорных произведений, приобретает свои собственно жанровые признаки в первой половине XIX века. Первоначально это были произведения дидактического, нравоучительного характера небольшого объема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория, генезис и идейно-эстетические источники басен в башкирской литературе»

1518

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 821.512.141.09-1

ТЕОРИЯ, ГЕНЕЗИС И ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ БАСЕН В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

© Г. Х. Самирханова

Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета Россия, Республика Башкортостан, 450040 г. Сибай, ул. Горняков, 10.

Тел./факс: +7 (347) 753 43 93.

E-mail: [email protected]

В башкирской литературе для обозначения аллегорических произведений небольшого объема остро сатирического характера использовалось несколько терминов: «мэрел», «емрел» и «тамрил». Жанр басни в башкирской литературе, зрея внутри фольклорных произведений, приобретает свои собственно жанровые признаки в первой половине XIX века. Первоначально это были произведения дидактического, нравоучительного характера небольшого объема.

Ключевые слова: башкирская литература, басня, аллегория, нравоучительныгй характер, сатирический пафос.

В башкирской литературе для обозначения аллегорических произведений небольшого объема остро сатирического характера использовалось несколько терминов: «мэдэл», «эмдэл» и «тэмдил».

Все три термина вошли в башкирское литературоведение через арабский язык и связаны с глаголом «мэдэлэ» (представать, являться, становиться; представляться; походить) и переводятся как «образец, пример, идеал, сравнение» или «пословица, поговорка, басня». Наименование «эмдэл» переводится как «самый достойный, превосходный, отличный; идеальный, достойный подражания» также является формой множественного числа слова «мэдэл». А наименование «тэмдил» в переводе означает «сравнение» [1, с. 741-742].

Все исследователи, признавая дидактический, гражданственный характер, сатирический пафос и аллегоричность басен, расходятся во мнении о первоисточниках, родовой принадлежности жанра и типах организации текста.

Определяя главные особенности жанра, в своих трудах Г. Ф. Гегель отмечает, что «первое требование, предъявляемое к басне, должно состоять в том, чтобы определенный случай, который должен дать мораль, был не только вымышленным, но чтобы он, будучи вымышленным, не противоречил виду и характеру действительного существования подобных явлений в природе» [2, с. 420-427].

Исследователи таджикской литературы И. Левин, Дж. Рабиев и М. Явич относят басню к кумулятивному или «формульному» виду рассказов, в которых основным считается не сюжет, а структура, и определяют его синонимом сказок о животных и пословиц. Ученые сходятся на том, что в античности такие жанры, как басня, сказка, анекдот, загадка и пословица воспринимались как нечто общее и вообще относились скорее к риторике, чем к литературе [3, с. 12-15]. Известно, что и во времена Ломоносова басню по традиции относили не к литературным жанрам, а к разряду доказательств, устанавливаемых риторикой [4, с. 40-50].

У. Б. Далгат, Г. Н. Поспелов, В. Е. Красовский, в том числе башкирский исследователь К. А. Ах-медьянов относят басню к эпическому роду литературы. Л. С. Выготский, придерживаясь этого же

мнения, отмечает также присущность им явления катарсиса [5; 6; 7; 8].

А. П. Квятковский, С. И. Кормилов, В. П. Мещеряков, А. С. Козлов, Н. П. Кубарева, М. Н. Сер-бул, Б. В. Томашевский, в том числе башкирский исследователь А. И. Харисов относят басню к лирическому роду литературы [9; 10; 11; 12].

По утверждениям В. М. Кожевникова, П. А. Николаева, И. А. Елисеева, Л. Г. Поляковой и башкирских исследователей Г. С. Кунафина, Г. Б. Ху-саинова, басня принадлежит и к эпическому, и к лирическому роду литературы. Так, В. Е. Красов-ский отмечает, что в этом жанре органично слиты свойства и эпических произведений, и некоторые особенности лирических произведений. По мнению автора, эпичность выражается прежде всего в сюжетности и в наличии персонажей, а лиризм - в авторской оценке, но «цель авторов басен не в том, чтобы выразить свой внутренний мир: внимание баснописца приковано к внешнему миру, именно его он оценивает с позиций «должного» или «недолжного», «допустимого» или «недопустимого» [13; 14; 15; 16; 7].

Таким образом, мнения ученых о принадлежности жанра басни к тому или иному роду литературы расходятся. Анализ башкирских басен позволяет утверждать об органичном сочетании эпичности и лиризма в произведениях этого жанра.

Исследование любого жанра предполагает, прежде всего, изучение его исторического генезиса и структуры. Самые древние литературные тексты басен были обнаружены в раскопках шумерского города Ниппура ок. 2950 г. до н.э. [3, с. 19]. Но возникновение басни обычно связывают с именем легендарного древнегреческого раба Эзопа (У1-У вв. до н.э.). В Древней Греции имя Эзопа получает широкое распространение через фольклорные произведения, а образ его становится фольклорным персонажем. Исследователи, однако, не исключают мысли, что сочинитель басен был реальной исторической личностью [17, с. 81]. По мнению же других ученых, басенное творчество зародилось в Древней Индии [18, с. 250-257]. Самыми древними и главными сводами произведений басенного типа считаются джатаки и санскритские сборники «Панча-

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №3(I)

1519

тантра», «Хитопадеша», «Двадцать пять рассказов Веталы» и др.

«Джатаки» - рассказы о перерождениях Будды. Они были записаны в I в. до н.э. на языке пали, который считался священным языком буддизма в Индии и на Цейлоне. В основе джатаков, как правило, лежали народные сюжеты. Буддисты ввели в народные рассказы образ Будды и пропитали их «буддийским духом», с помощью ранее существовавших рассказов или сюжетов они обосновывали свое учение. Сборник «Панчатантра» («Пятикнижие»), по утверждениям ученых, был составлен в Кашмире в III в. до н.э. Замысел его заключался в том, чтобы баснями «научить уму-разуму неуча-царевича» [3, с. 18-20].

Древнегреческие и древнеиндийские басни получают широкое распространение и развитие в литературе других народов.

По утверждению Г. С. Кунафина, жанр басни, истоки которого восходят к фольклору, в башкирской литературе проходит своеобразный путь становления, и в первой половине XIX века формируются его жанровые особенности: «... в первой половине XIX века в башкирском словесном искусстве жанр басни, зрея внутри малых дидактических жанров фольклора (сказок о животных, сказок-притч, анекдотов-кулямясов, пословиц и поговорок) и взаимодействуя с ними, постепенно обрел эстетико-художественные границы и жанровые особенности». Как пишет исследователь, отделению собственно басен от сказок способствовал процесс усиления реалистических тенденций в словесном искусстве: «Некоторые сказки о животных и притчи с дидактическим акцентом к этому времени уже теряли свои жанровые признаки: зачин и концовку, элементы мифологии, фантастики и опи-сательности в их основной части» [19, с. 148-149]. Нравоучительное содержание приобретает элементы сатиры. «Резкое оживление и развитие назидательных и нравоучительных жанров» автор связывает и с процессом развития просветительской мысли в Башкортостане. Башкирских поэтов и писателей начинает интересовать личность и внутренний мир человека, в их творчестве прослеживается идея естественного равенства людей. А. Кар-галы, Х. Салихов, М. Акмулла, М. Уметбаев первыми обращаются к самому острому конфликту того времени - конфликту между мазлумами и за-лимами [20, с. 212].

Как отмечает Г. С. Кунафин, для выражения новых общественных отношений требуются новые формы, наблюдается замена таких «высоких» жанров, как дастан, мадхия, кубаир, «низкими» жанрами назидательного характера басенного типа. Их развитию также способствует укрепление экономических, культурных и литературных связей России и Башкортостана. В сюжетный состав башкирских басен переходят сюжеты из русской, а через русскую и из других европейских литератур. Исследователь пишет, что малые дидактические, нравоопи-

сательные жанры в период самоопределения не имели четких разграничений, им был присущ синкретизм. Это отмечают и фольклористы Л. Г. Бараг,

H. Т. Зарипов [21, с. 16].

Таким образом, жанр басни в башкирской литературе, зрея внутри фольклорных произведений, приобретает свои собственно жанровые признаки в первой половине XIX века. Первоначально это были произведения дидактического, нравоучительного характера небольшого объема. С переходом от старых феодальных к новым капиталистическим отношениям наблюдается усиление реалистических тенденций в башкирской литературе. Жанр басни постепенно отделяется от сказок о животных, наде-ляясь своеобразным содержанием и фабулярной формой, чистого вида нравоучения отходят на второй план, вводятся элементы сатиры, повествование приобретает социальную окраску.

ЛИТЕРАТУРА

I. Баранов Х. К. Арабско-русский словарь. М.: Изд-во Рус.яз., 1977. 944 с.

2. Гегель Г. Ф. Эстетика. В 2-х тт. СПб: Наука, 1999. 603 с.

3. Свод таджикского фольклора, т.1: Басни и сказки о животных. М.: Гл. ред. вост. лит., 1981. 389 с.

4. О мастерстве сатиры. Выпуск 2. Фрунзе: Киргизский гос. университет, 1964. 280 с.

5. Далгат У. Б. Фольклор и литература Дагестана. М.: Изд-во вост. лит., 1962. 206 с.

6. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1971. 271 с.

7. Большая литературная энциклопедия / Красовский В. Е. и др. М.: Филол. о-во «Слово »: Олма-ПРЕСС Образование, 2005. 845 с.

8. Ахмедьянов К. А. Теория литературы. Уфа: Китап, 2003. 392 с. (на башк. яз).

9. Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. 376 с.

10. Мещеряков В. П., Козлов А. С., Кубарева Н. П., Сербул М. Н. Основы литературоведения. М.: Московский лицей, 2000. 372 с.

11. Томашевский В. Б. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 2001. 334 с.

12. Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1965. 416 с. (на башк. яз).

13. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. редакцией В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 752 с.

14. Елисеев И. А., Полякова Л. Г. Словарь литературоведческих терминов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 320 с.

15. Кунафин Г. С. Поэтическое эхо прошлого. Развитие жанровой системы башкирской манифестационно-публицистической и нарративной поэзии. Уфа: Китап, 2004. 316 с.

16. Хусаинов Г. Б. Словарь литературоведческих терминов. Уфа: Китап, 2006. 248 с. (на башк. яз).

17. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. М.: Академия, Высшая школа, 2000. 472 с.

18. Никитина В. Б., Паевская Е. В., Позднеева Л. Д., Редер Д. Г. Литература Древнего Востока. М.: Изд-во Московского университета, 1962. 467 с.

19. Кунафин Г. С. И песней, и сатирой. Развитие жанровой системы башкирской литературной песенной и сатирической поэзии XIX - начала XX веков. Уфа: Китап, 1999. 256 с.

20. Шарипова З. Я. Башкирская литературная мысль. Уфа: Китап, 2008. 320 с. (на башк. яз.).

21. Башкирское народное творчество. Т. 4. Волшебные сказки. Сказки о животных. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. 512 с.

Поступила в редакцию 06.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.