Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей к наставничеству при обучении в малых группах'

Подготовка будущих учителей к наставничеству при обучении в малых группах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОТА СТУДЕНТОВ В МАЛЫХ ГРУППАХ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MENTORING / COMMUNICATIVE COMPETENCE / TEACHER EDUCATION / WORK OF STUDENTS IN SMALL GROUPS / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Можаров Максим Сергеевич, Можарова Анна Эдуардовна, Сликишина Ирина Викентьевна

В статье рассмотрен практический опыт подготовки будущих учителей к наставнической деятельности. Авторами предложена технология формирования коммуникативной компетентности будущих учителей, обеспечивающая реализацию уровневой модели формирования готовности будущих учителей к наставнической деятельности в области ИКТ. Готовность к наставнической деятельности формируется в условиях электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), с использованием системы дистанционного обучения (СДО) Moodle.Обучение студентов происходит в малых группах в процессе выполнения учебных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Можаров Максим Сергеевич, Можарова Анна Эдуардовна, Сликишина Ирина Викентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER TRAINING FOR MENTORING IN SMALL GROUPS

The practical experience of preparing future teachers for mentoring activities described. The authors proposed the technology of forming the communicative competence of future teachers, which provides the implementation of the level model for mentoring in the field of IT. Readiness for mentoring is forming in the conditions of the electronic information and educational environment, using the Moodle Learning Management System (LMS). Students are learning in small groups implementing training projects.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей к наставничеству при обучении в малых группах»

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, профессор Можаров Максим Сергеевич

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); старший преподаватель Можарова Анна Эдуардовна

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук, доцент Сликишина Ирина Викентьевна

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К НАСТАВНИЧЕСТВУ ПРИ ОБУЧЕНИИ В МАЛЫХ

ГРУППАХ

Аннотация. В статье рассмотрен практический опыт подготовки будущих учителей к наставнической деятельности. Авторами предложена технология формирования коммуникативной компетентности будущих учителей, обеспечивающая реализацию уровневой модели формирования готовности будущих учителей к наставнической деятельности в области ИКТ. Готовность к наставнической деятельности формируется в условиях электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), с использованием системы дистанционного обучения (СДО) Moodle.Обучение студентов происходит в малых группах в процессе выполнения учебных проектов.

Ключевые слова: наставничество, коммуникативные компетенции, педагогическое образование, работа студентов в малых группах, электронное обучение.

Annotation. The practical experience of preparing future teachers for mentoring activities described. The authors proposed the technology of forming the communicative competence of future teachers, which provides the implementation of the level model for mentoring in the field of IT. Readiness for mentoring is forming in the conditions of the electronic information and educational environment, using the Moodle Learning Management System (LMS). Students are learning in small groups implementing training projects.

Keywords: mentoring, communicative competence, teacher education, work of students in small groups, e-learning.

Введение. Реформирование системы образования в России должно основываться на качественной кадровой базе - учителях, обладающих современными компетенциями и способных передавать осмысленный опыт, знания и гражданскую позицию своим коллегам. В данном контексте особенно актуальным становится наставнический опыт, а также формирование наставнический свойств при обучении будущих учителей.

Процесс наставничества не всегда ясно понимаем в системе образования. Существует множество подходов к определению понятия наставничества [1] и это объясняется его сложностью и комплексностью.

Однако, множество пониманий процесса наставничества, представленных в отечественной и зарубежной литературе, имеют много общего. Различные авторы соглашаются, что процесс наставничества тесно связан с процессом развития личностных и профессиональных качеств педагога [6].

В образовательной практике процесс наставничества зачастую связывают с поддержкой начинающих учителей их более опытными коллегами, подразумевается, что наставником является боле возрастной учитель, имеющий больший опыт и педагогический стаж.

Также, традиционный взгляд на наставничество подразумевает ситуацию, когда процесс сосредоточен в трех составляющих: подготовка к уроку, проведение урока и анализ урока [4], активная роль наставника сводится к наблюдению за уроком и формулировке советов.

В настоящее время за рубежом наставничество рассматривается как безальтернативный способ адаптации начинающих учителей (neophyte teachers, beginning teachers), способ преодоления кризиса первых лет работы. По данным австралийской ассоциации (Australian Primary Principals' Association) 24% учителей намереваются покинуть образовательное учреждение в течение первых 5 лет работы [8]. Проблема адаптации начинающих учителей остра и в Канаде [8], Азии [9].

Другие исследователи обнаружили, что 29% начинающих педагогов были склонны оставить работу во время 2 года, а 10% - имели категорическое решение уходить из школы. В качестве причин назывались многие факторы, но наиболее общим являлось несоответствие ожиданий реальной образовательной практике [9].

Некоторые программы наставничества решают не только проблему адаптации начинающих учителей, но и обозначают тех, кто не состоятелен в педагогической профессии.

Наставничество приобретает особый смысл и значение в ситуации инклюзивного обучения. У каждого учителя, впервые столкнувшегося с обучением детей с особыми образовательными потребностями, возникает острая необходимость опереться на опыт педагогов уже работающих с такими детьми.

В Китае кроме индивидуального наставничества практикуется групповое наставничество, когда к наставнику прикрепляется группа начинающих учителей или студентов.

В настоящее время все большее значение приобретают дистанционные формы обучения, связанные с использованием специального программного обеспечения. Возникают новые сложности организации наставничества связные с тем, что перед педагогом встают две категории вызовов: обусловленные организацией дистанционного обучения (logistical) и традиционные образовательные вызовы [9].

Отмечается, что в качестве наставника может оказаться педагог с меньшим стажем, меньшим возрастом или набором профессиональных достижений. В первую очередь это связано с обновлением школьного образования, внедрением новых форм, методов и содержания обучения. Очень часто начинающий педагог является наставником для более опытного, именно в области использования компьютерной техники, коммуникаций и новых форм групповой работы. Именно поэтому в процессе подготовки учителей возникла необходимость реализовать идею подготовки студентов к функции наставника в школе. Поскольку одной из основных задач наставника является необходимость помочь учителю-коллеге реализовать себя в профессиональном плане, развить личностные качества, необходимые учителю, коммуникативные и

управленческие умения [5], особенно актуальным становится профессиональная реализация учителя на базе внедренных информационных технологий. В данном контексте, при выборе наставника руководитель образовательного учреждения должен учитывать следующее: педагог-наставник должен обладать навыками применения информационных технологий в профессиональной деятельности, необходимыми профессионально-педагогическими качествами, коммуникативными способностями и обладать опытом работы в электронной среде [6]. Современные публикации на тему наставничества содержат описание требований к личностным качествам педагога-наставника, описание условий, необходимых для осуществления наставнической деятельности, список функций, которые обеспечат необходимый результат применения наставничества в педагогическом коллективе [3].

При разработке описываемой технологии мы добивались формирования готовности к наставнической деятельности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Будущие учителя были ориентированы на обучение коллег использованию ИКТ в образовательном процессе.

Основной целью данной статьи является описание исследования по разработке технологии формирования готовности будущих учителей к наставнической деятельности в области ИКТ и подтверждение эффективности данной технологии средствами анализа результатов педагогического эксперимента.

В свою очередь, в процессе исследования решались следующие задачи:

1) подтвердить предположение о том, что развитие коммуникационных компетенций в условиях ЭИОС способствует формированию у будущих учителей готовности к наставнической деятельности в области ИКТ;

2) рассмотреть возможности работы в малых группах совместно с электронным обучением для развития и закрепления навыков наставничества у студентов по направлению «Педагогическое образование»;

3) рассмотреть возможности проектной деятельности для формирования наставнических качеств.

Для решения поставленных задач были разработаны и описаны содержание и методика проектной работы на базе СДО Moodle в малых группах студентов.

Изложение основного материала статьи. В Новокузнецком филиале-институте Кемеровского университета в 2014 году был начат эксперимент по реализации идеи формирования у студентов готовности к наставнической деятельности в области ИКТ. Было отмечено, что в школах Кемеровской области даже начинающие учителя выполняли функции наставника в области ИКТ по отношению к старшим и более опытным коллегам.

В процессе разработки и реализации новых ОПОП были выявлены и учтены следующие проблемы:

1) безальтернативная необходимость использования ИКТ при разработке образовательного маршрута профессионального роста педагога;

2) отсутствие готовности у начинающих учителей осуществлять наставничество в области ИКТ и понимания того, что наставничество способствует их профессиональному росту и подготовке к предстоящим аттестационным мероприятиям;

3) необходимость применения интерактивных форм обучения студентов для эффективного формирования готовности к наставнической деятельности в области ИКТ;

4) необходимость осуществления подготовки студентов в условиях ЭИОС.

Кроме того, существует множество подтверждений тому, что в странах, образовательная политика которых поддерживает идею наставничества в отношении молодых учителей, достигаются высокие результаты обучения и развитии образовательных систем, в том числе и в области электронной образовательной среды [2].

В качестве педагогического инструмента при формировании готовности будущих учителей к наставнической деятельности в области ИКТ использовались:

- различные программные платформы ЭИОС, в частности система дистанционного обучения (СДО);

- организации обучения студентов в малых группах, позволяющего путем подбора состава групп пробовать студентов в роли наставников, планируя подходящие педагогические ситуации;

- метод образовательных проектов.

Формирование готовности будущих учителей к наставнической деятельности в области ИКТ осуществлялось совместно с формированием ключевых коммуникационных компетенций, сформулированных в требованиях стандарта.

При анализе ФГОС ВО нами были выделены те компетенции, которые необходимы при формировании готовности к наставнической деятельности, в частности: ОК-4, ОК-5, ПК-6, ПК-10.

В процессе обучения учитывалось, что наставник в области ИКТ должен не только владеть коммуникационными компетенциями, но и обладать подготовкой в области ИКТ, также способствующей передаче собственного опыта нуждающимся в помощи коллегам. Для этого использовалась техническая поддержка информационно-вычислительного центра.

При работе в СДО Moodle студенты были объединены в малые группы и подписаны на курсы с индивидуальными заданиями для каждой группы, что способствовало формированию:

- постоянного диалога (дискуссии) между участниками группы,

- проявлению наставнических качеств студентов,

- более точной обратной связи в процессе обучения,

Наши результаты совпали с выводами других исследователей процесса обучения в малых группах [7].

Характерной особенностью учебного процесса, в котором студенты объединены в малые группы, является постоянное общение членов групп, причем это общение осуществляется посредством предоставляемых ЭИОС и СДО Moodle инструментов общения: External Tool, Анкетирования, Wici, Глоссарий, Семинар, Форум, Чат.

В существующих работах по теме малых групп в обучении описываются особенности совместной учебной деятельности, которые обеспечивает групповая работа [7]. Это:

- постоянный диалог (дискуссия) между участниками группы,

- проявление наставнических качеств студентов,

- постоянная связь в процессе между участниками групповой работы,

- развитие у студентов навыков групповой работы,

- планирование персонального развития студентов,

- вовлечение в работу одних членов группы - другими.

Перечисленные особенности работы в малых группах, как нельзя лучше способствуют формированию наставнических качеств у будущих учителей и развивают коммуникационные компетенции.

Учитывая поставленные выше задачи, при организации обучения и выполнения учебных проектов в малых группах с использованием возможностей ЭИОС и СДО Moodle, нами были сформулированы основные требования к учебной деятельности студентов: учебная активность; высокий уровень ИКТ-компетентности; высокий уровень коммуникационных навыков и организаторских способностей.

Проведение работы над проектами проводилось по дисциплинам подготовки учителей информатики, физики, математики, технологии и начальных классов. В процессе была реализована идея организовать работу студентов разных профилей подготовки в малых группах, позволяющих успешным студентам выступать в роли наставников, обучать студентов, не владеющих в достаточной мере ИКТ и осуществлять руководство при выполнении заданий и обмене информацией.

В дальнейшем мы поставили задачу провести эксперимент, позволяющий более точно оценить применимость разработанной образовательной технологии и подтвердить ее эффективность. Для этого нам необходимо было определить:

- перечень образовательных программ подготовки учителей для участия в эксперименте,

- перечень направлений учебной деятельности для реализации группового обучения и организации междисциплинарных проектов,

- наиболее эффективную направленность тем проектов,

- размер малых групп, показывающих максимальную эффективность.

При выборе направлений проектной деятельности студентов учитывалась сложившаяся в вузе образовательная практика, обеспечивающая наличие комплексных проектов при организации обучения по дисциплинам и НИРС. Одним из условий выполнения проектов является обязательная защита результатов проектов и\или реализация их в процессе педагогической практики в школе.

Для экспериментального подтверждения эффективности нашей образовательной технологии нам требовалось выбрать широкий спектр заданий и тем проектной деятельности, относящихся к разным отраслям научного знания, а также представляющих разделы реализуемых в вузе образовательных программ подготовки учителей. Была проведена экспертная оценка тех дисциплин и направлений учебной, научной и практической деятельности, которые являлись общими для разных профилей подготовки студентов. Было отобрано 7 направлений для проведения эксперимента (таблица 1).

Таблица 1

Выбранные для экспериментальной работы направления/дисциплины учебной деятельности

будущих учителей

Направления/дисциплины учебной, научной или практической деятельности студентов Продолжительность работы в малых группах Форма итоговой отчетности

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (учебная дисциплина) 108 уч. часов Экзамен

Концепции современного естествознания (учебная дисциплина 72 уч. часа Зачет

Педагогическая риторика (учебная дисциплина) 72 уч. часа Зачет

Информационный менеджмент в образовании (учебная дисциплина) 72 уч. часа Зачет

Подготовка работы к участию в научно-практической конференции 50 часов Доклад

Организация внеурочного мероприятия в процессе педагогической практики в школе 30 часов Проведение мероприятия

Участие во всероссийском конкурсе «Цифровой гуманизм» 40 часов Доклад

Экспериментальная работа проводилась в течение трех лет, в обучении приняло участие 10 преподавателей и 379 студентов.

На базе выбранных образовательных программ для дальнейшей работы были сформированы малые группы по 5-6 человек, в каждую из которых входили студенты, представляющие различные профили подготовки.

При подготовке материалов по дисциплинам, тем проектов для различной научной и практической работы учитывались требования ФГОС ВО, рабочих учебных планов (РУП), а также программы изучаемой дисциплины (РПД), программы практик (ПП) и тем научно-практических конференций и докладов студентов.

На основе результатов защит проектов, анализа проведенных мероприятий, реализации проектов в процессе педагогической практики, а также текущих оценок преподавателей нами были разработаны показатели оценки готовности будущих учителей к наставнической деятельности в области ИКТ, а также выделены урони готовности. Для учета всех показателей, на основе экспертной оценки, были выбраны весовые коэффициенты для каждого показателя.

Оценка уровня готовности будущих учителей к наставнической деятельности в области ИКТ показала эффективность предложенной технологии по сравнению с традиционным образовательным процессом.

Данный способ оценки обеспечил высокий уровень достоверности даже в тех случаях, когда итоговая аттестация проходила во внешней среде - в школах на практике, при подведении итогов конференций и мероприятий.

Также была применена оценка сформированности компетенции указанных дисциплин на основе фондов оценочных материалов в РПД по каждой дисциплине.

Ежегодно, в процессе обновления ОПОП методика оценки готовности будущих учителей к наставнической деятельности улучшалась, были внесены изменения, связанные с оценкой уровня готовности к наставнической деятельности в области ИКТ у студентов, которые взяли на себя неформально роль лидера

проекта. Также участникам проекта были предложены: 1) анкета по оценке собственных знаний и умений в области ИКТ относительно содержания проекта, 2) анкета по оценке готовности товарищей по проекту оказывать квалифицированную помощь и консультировать.

С помощью составленной нами шкалы оценок можно было определить уровни проявления наставнических качеств: низкий, ниже среднего, средний, высокий, очень высокий.

В ряде случае оказалось, что работа над проектом проходила эффективно в том случае, когда роль лидера и наставника брал на себя студент, который владел ИКТ и понимал, что индивидуальная работа менее эффективна и не приведет к успеху.

Выводы. Применение предложенной авторами технологии формирования готовности к наставнической деятельности в области ИКТ позволило решить проблему различного начального уровня подготовки студентов в области ИКТ.

Нами были выявлены условия формирования готовности к наставнической деятельности, показана положительная динамика повышения качества групповой работы студентов.

У студентов вместе с коммуникационными компетенциями формировались компетенции организационной деятельности, компетенции профессиональной коммуникации, готовность к наставничеству. Студенты, хорошо владеющие информационными технологиями, навыками работы в электронной образовательной среде активно помогали отстающим студентам, тем, для которых работа в СДО Moodle представляла определенные сложности. Вследствие этого, студенты ощущали уверенность в собственных возможностях, осваивали новые виды деятельности, участвовали в онлайн дискуссиях и выстраивали собственную образовательную траекторию.

Таким образом, были решены поставленные задачи: подтверждено предположение о том, что развитие коммуникационных компетенций с помощью электронной среды обучения способствует формированию готовности к наставнической деятельности; доказана эффективность работы в малых группах в электронном обучении для развития и закрепления навыков наставничества у студентов, изучающих дисциплины специальной подготовки по направлению «Педагогическое образование»; подтверждены возможности проектной деятельности для формирования наставнических качеств.

Предложенная технология обучения, полученные результаты могут быть воспроизведены при подготовке учителей в других учебных заведениях.

Литература:

1. Багракова А.А. Наставничество в организации / А.А.Багракова // Управление развитием персонала, 2008. - № 4. - С. 296-311.

2. Лучкина Т.В. Повышение профессиональной компетентности начинающего учителя посредством наставничества: зарубежный опыт / Т.В.Лучкина // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2012. - №2(6). - С. 67-75.

3. Никитина В.В. Роль наставничества в современном образовании / В.В.Никитина // Отечественная и зарубежная педагогика, 2013. - №6 (15). - С. 50-56.

4. Шишов Р.А. Компетенции как критерии оценки кандидата в наставники и деятельности наставника / Р.А.Шишов // Управление развитием персонала, 2012. - № 2. - С. 164-172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Шолудякова А.В. Диагностика коммуникативной компетентности студентов вузов / А.В.Шолудякова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2011. - №1 (69). Ч.2. - С. 184-187.

6. Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами / Н.Н.Щипунова // Молодой ученый, 2016. - №6. - С. 845-847.

7. Aldridge, J., Fraser, B. & Ntuli, S. (2009) 'Utilising learning environment assessments to improve teaching practices among in-service teachers undertaking a distance-education programme' South African Journal of Education 29(2) p. 147.

8. Buchanan, J., Prescott, A., Schuck, S., Aubusson, P., Burke, P., & Louviere, J. (2013). Teacher retention and attrition: Views of early career teachers. Australian Journal of Teacher Education, 38(3), 112-126. http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2013v38n3.9

9. Du Plessis, E.C. (2011) 'A Mixed Method Study About The Experiences Of Students And Lecturers Of Work-integrated Learning In Teacher Education' International Journal for e-Learning Security 1(1/2) pp.60-70 http://www.infonomics-society.org/IJeLS/Published%20papers. htm. (Accessed 6 May 2013).

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук Морозова Ирина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный технологический университет» (г. Пенза)

ПЕДАГОГИЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬОСТИ

Аннотация. В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. В данной статье нами акцентируем внимание на педагогических условиях как результата целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения и воспитания для достижения дидактических целей.

Ключевые слова: управленческая деятельность, педагогические условия, профессиональное обучение, дидактические цели.

Annotation. The desire to constantly improve and the lack of opportunities for learning methods and tools of personal development leads to an urgent need for the organization of non-formal education, including educational organizations. The program of personal growth of students in the socio - cultural environment of the technical University-a multi-level educational complex "Penza state technological University" includes the activities of student associations, participation in which forms professional mobility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.