Научная статья на тему 'Алгоритм разработки школьного проекта по биологии на примере темы: "Возделывание люцерны в качестве кормовой культуры в Нечерноземной зоне России с применением ФАВ"'

Алгоритм разработки школьного проекта по биологии на примере темы: "Возделывание люцерны в качестве кормовой культуры в Нечерноземной зоне России с применением ФАВ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ ПРОЕКТА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ / ИССЛЕДОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ / THE ALGORITHM OF THE PROJECT / PRACTICE-ORIENTED PROJECT / CAREER-ORIENTED WORK OF STUDENTS / RESEARCH IN BIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Ольга Степановна, Фролова Наталья Александровна, Иванов Роман Геннадьевич

Данное исследование посвящено изучению алгоритма разработки школьного проекта, так как на сегодняшний день учителя школы нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности школьников. Большинство учителей-практиков пользуются лишь частями метода проектов, не имея достаточной информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, о содержании проектной деятельности школьников и, конечно, об особенностях её организации. В статье рассмотрены основные этапы работы над проектом на примере темы: «Возделывание люцерны в качестве кормовой культуры в Нечерноземной зоне России с применением ФАВ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишина Ольга Степановна, Фролова Наталья Александровна, Иванов Роман Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALGORITHM OF DEVELOPMENT OF A SCHOOL PROJECT IN BIOLOGY EXAMPLE ON THEMES: "CULTIVATION OF LUCERNE AS FODDER CROPS IN NON-CHERNOZEM ZONE OF RUSSIA WITH THE USE OF FAV"

This study is devoted to the study of the algorithm for the development of the school project, as today school teachers need a more detailed explanation of the features of the project activities of students. Most teachers-practitioners use only parts of the project method, not having sufficient information about the structure of project activities, the forms of work on projects, the types of project tasks, the content of the project activities of students and, of course, about the features of its organization. The article describes the main stages of the project on the example of the theme: "cultivation of alfalfa as a forage crop in the non-Chernozem zone of Russia with the use of FAW".

Текст научной работы на тему «Алгоритм разработки школьного проекта по биологии на примере темы: "Возделывание люцерны в качестве кормовой культуры в Нечерноземной зоне России с применением ФАВ"»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат сельскохозяйственных наук Мишина Ольга Степановна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Фролова Наталья Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студент 4 курса факультета биологии, химии и экологии Иванов Роман Геннадьевич

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО БИОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ: «ВОЗДЕЛЫВАНИЕ ЛЮЦЕРНЫ В КАЧЕСТВЕ КОРМОВОЙ КУЛЬТУРЫ В НЕЧЕРНОЗЕМНОЙ

ЗОНЕ РОССИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФАВ»

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению алгоритма разработки школьного проекта, так как на сегодняшний день учителя школы нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности школьников. Большинство учителей-практиков пользуются лишь частями метода проектов, не имея достаточной информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, о содержании проектной деятельности школьников и, конечно, об особенностях её организации. В статье рассмотрены основные этапы работы над проектом на примере темы: «Возделывание люцерны в качестве кормовой культуры в Нечерноземной зоне России с применением ФАВ».

Ключевые слова: Алгоритм проекта, практикоориентированный проект, профориентационная работа школьников, исследования по биологии.

Annоtation. This study is devoted to the study of the algorithm for the development of the school project, as today school teachers need a more detailed explanation of the features of the project activities of students. Most teachers-practitioners use only parts of the project method, not having sufficient information about the structure of project activities, the forms of work on projects, the types of project tasks, the content of the project activities of students and, of course, about the features of its organization. The article describes the main stages of the project on the example of the theme: "cultivation of alfalfa as a forage crop in the non-Chernozem zone of Russia with the use of FAW".

Keywords: The algorithm of the project, practice-oriented project, career-oriented work of students, research in biology.

Введение. Основная задача современной школы достижение учащимися таких образовательных результатов, которые позволили бы им в дальнейшем быть успешными в профессиональном образовании и в дальнейшем быть востребованными на рынке труда [2, 3, 5].

Стандартом предусмотрено использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа, проектная деятельность определена как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования [13, 14].

Актуальность применения метода проектов в педагогической практике обусловлена его многофункциональностью: возможностью интегрирования знаний и умений обучающихся, формирования и развития компетенций многостороннего развития личности школьника [2, 7].

Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день учителя школы нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности школьников [15]. Большинство учителей-практиков, не имея достаточной информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, о содержании проектной деятельности школьников и, конечно, об особенностях её организации, пользуются лишь частями метода проектов. Если преподаватель будет иметь всю необходимую информацию о проектной деятельности школьников, то он сможет чаще и эффективнее использовать метод проектирования в своей работе. Этим и вызван интерес к теме нашего исследования [16].

Изложение основного материала статьи. Проектная деятельность обеспечивает профориентацию школьников за счет освоения разных профессиональных сфер деятельности и является одним из наиболее эффективных методов профориентации. Часто обучающиеся связывают тему своего проекта с направлением, по которому собираются поступать. При выборе темы проекта, необходимо учитывать актуальность и практическое значение изучаемого вопроса [7, 11].

Разработанный нами исследовательский проект по биологии может быть реализован с учащимися во внеурочной деятельности в школе.

Цель исследования: разработать школьный проект по биологии для дальнейшей реализации его с учащимися в школе.

Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

1. Выяснить сущность метода проектов.

2. Изучить алгоритм разработки проектов.

3. Подобрать тематику исследовательского проекта по биологии.

4. Экспериментально проверить эффективность применения метода проектов как основы научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии.

Объект исследования: проектная деятельность учащихся на уроках биологии. Предмет исследования: алгоритм разработки школьных проектов по биологии.

Методы исследования: анализ литературных данных, постановка лабораторных и вегетационных опытов.

Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы учителями при выполнении с учащимися проектов по биологии.

Практическое значение исследования состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы учителями по биологии при выполнении с учащимися проектов по биологии.

Прежде чем перейти к конкретному примеру разработанного нами исследовательского проекта, который

может быть реализован в школе, следует определиться с нормой проекта. Основной образовательный результат работы школы - освоение этих норм [2, 11, 12]. Это означает, что учащиеся должны, во-первых, понимать, как устроена проектная деятельность, а во-вторых, получить собственный опыт разработки проекта. К сожалению, в настоящее время многие активности для школьников называются проектами или исследованиями, однако их большая часть не имеет отношения ни к проектной деятельности, ни к исследовательской. Поэтому для успешного внедрения технологии обучения проектной деятельности и ее реализации необходимо четко зафиксировать норму [2, 9, 14].

Ключевое различие между проектом и исследованием - это цель, т.е. то, что требуется получить в результате исследования и проектирования. Исследование нацелено на получение нового знания, проект же отвечает критерию реализуемости и нацелен на создание либо преобразование нового продукта, изделия. Проектом является социально востребованный результат [7, 17].

Простейшая базовая схема проектной деятельности включает этапы: фиксации проблемы, разработки замысла, реализации замысла.

Исследовательская деятельность включает постановку вопроса о том, какие знания необходимо получить, выдвижение гипотезы об устройстве объекта, проверку гипотезы, формулирование выводов. Проектирование и исследование нередко путают. При этом важно понимать, что решение исследовательской задачи может осуществляться внутри проектной деятельности [14, 16]. Например, при проектировании нового агротехнического способа выращивания с/х растений с использованием ФАВ, нужно изучить свойства этих веществ - необходимо провести исследование, которое даст знание, необходимое в проектировании.

Рассмотрим порядок проектирования по биологии:

1) Выбор тематического направления работы (ботаника, зоология, анатомия, с/х и т.д.).

2) Анализ ситуации в выбранном тематическом направлении в России и мире на основе работы с информационными источниками и экспертами.

3) Ознакомление с концепциями, стратегиями, программами развития выбранного тематического направления.

4) Определение и описание ключевых проблем, определяющих развитие выбранного тематического направления.

5) Выявление основных подходов к развитию выбранного тематического направления, видению его будущего.

6) Определение тематик проектов, которые могут быть выполнены учащимися и отвечают ключевым проблемам и трендам развития выбранного тематического направления.

7) Формирование и описание гипотезы целевого результата выполнения выбранных проектов.

8) Формирование и детальное описание требований к результату выполнения выбранных проектов.

9) Разработка примерной программы работы над проектом.

10) Разработка плана ресурсного обеспечения проектной работы оборудованием, информационными источниками и встречами с экспертами.

11) Непосредственное проектирование (проведение работы).

12) Анализ полученных результатов (продуктовых и образовательных).

13) Рефлексия проведенной работы (подтвердилась ли гипотеза и получены ли образовательные результаты) [7, 8, 11].

Рассмотрим разработанный нами проект, в соответствие с указанным алгоритмом.

Тема проектной работы «Возделывание люцерны в качестве кормовой культуры в Нечерноземной зоне России с применением ФАВ».

Проблема обеспечения Нечерноземной зоны России растительным белком имеет чрезвычайно большое значение для местного животноводства. В условиях санкций, рынок кормов оказался закрытым. Необходимо разрабатывать свою базу кормовых растений, способных давать полноценный и качественный урожай в условиях Нечерноземной зоны России [1, 4, 10].

Одна из главных задач растениеводства введение люцерны в культуру Подмосковья. В этой связи актуальным является проведение исследований по разработке технологических приемов возделывания данной культуры, обеспечивающих максимальную продуктивность и выход протеина с единицы площади. Среди направлений исследований перспективным является изучение возможности повышения содержания белка и выноса его с урожаем за счет применения ростстимулирующих препаратов [4, 6, 10].

В связи с вышеизложенным, усовершенствование элементов технологии возделывания люцерны, имеет весьма актуальное значение.

Известно, что на синтез органических соединений оказывает влияние целый ряд микроэлементов, оптимизирующих ход физиологических процессов как с количественной, так и с качественной стороны.

Важным представляется подбор препаратов, не проявляющих мутагенный и канцерогенный эффект и не загрязняющих окружающую среду. В связи с этим исследование физиологических показателей при обработке ФАВ, для повышения продуктивности растений люцерны, имеет важное значение.

Цель исследования: установление эффекта от обработки препаратом Гуанибифосф, на семена, проростки и вегетирующие растения люцерны в условиях лабораторного и вегетационного опытов.

Задачи исследования:

- провести лабораторные и вегетационные опыты для оценки эффективности применения ФАВ.

Объект исследования: препарат Гуанибифосф - разработка Казанского химического университета, семена, проростки и вегетирующие растения люцерны.

Предмет исследования: физиологические показатели роста и развития семян, проростков и вегетирующих растений люцерны, обработанных Гуанибифосфом.

Практическая значимость: Полученные экспериментальные данные могут быть использованы специалистами в области сельского хозяйства для разработки приемов рационального применения ФАВ в практике растениеводства, для реализации потенциальной продуктивности растений люцерны. А так же, эта информация может быть полезна учителям, ведущим научную деятельность с учащимися в школах.

В результате проведённой работы были получены следующие выводы по проекту:

1. Оценили влияние регулятора роста гуанибифосфа на энергию прорастания и всхожесть семян люцерны сорта Спарта в условиях лабораторного и вегетационного опытов.

2. Установили положительный эффект от обработки исследуемым препаратом по таким показателям как

длина корневой системы и проростков в условиях лабораторного опыта.

3. Определили стимулирующее воздействие гуанибифосфа на линейный рост и биомассу растений в условиях вегетационного опытов.

4. Оценили важное значение обработки регулятором в формировании высокого урожая люцерны в условиях вегетационного опыта.

5. Выявили значение обработки биологически активным веществом в образовании клубеньков на корнях растений люцерны.

Наибольшими данные показатели были получены в результате замачивания в концентрациях 10-6 мг д.в./мл воды.

Выводы:

1. В ходе выполнения данной работы выяснили, что проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

2. Нами был изучен алгоритм разработки проектов по биологии в школе, для того чтобы в рамках проектной деятельности провести данное исследование.

3. Подобрана тематика исследовательского проекта по биологии, которая является актуальной и имеет практическое значение.

4. Была проведена экспериментальная часть данного исследования: дана характеристика объектов исследования; характеристика методов исследования и приведены результаты проведенного исследования. Результаты проведённых исследований подтверждают ростостимулирующее действие биологически активного вещества гуанибифосфа. Применение такого вида биопрепарата способствует более быстрым темпам роста и развития растений люцерны на всех этапах органогенеза, особенно на начальных. Ростстимулирующее действие исследуемого препарата в конечном итоге, способствовало увеличению урожайности растений.

Таким образом, считаем, что проведённый эксперимент может быть реализован в проектной деятельности по биологии школьниками.

Выполняя работу, ребята знакомятся с такими понятиями как рост, развитие, минеральное питание, а главное понимают, что результаты проведённой работы имеют важное народнохозяйственное значение.

В данном проекте присутствовала актуальная тема, в качестве продуктового результата - пока увеличение ростовых процессов, у растений, обработанных ФАВ, что в конечном итоге может привести к увеличению продуктивности. В качестве образовательного результата - углубление и практическая ориентация знаний по биологии, развитие коммуникативных компетенций при работе над проектом, получение метапредметных результатов (анализ, синтез, сравнение, формулировка выводов).

Таким образом, в процессе проектной деятельности, получается, замыкать промышленность, науку и образование вокруг поиска решений актуальных задач - то, ради чего проектная деятельность создавалась, вносилась в требования ФГОС.

Литература:

1. Аверкин П.М., Бутяйкин В.В., Аверкина М.П. Формирование урожая и качества люцерны в зависимости от регулятора роста. - Саранск: изд-во научно исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, 2017. - 80 с.

2. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. №76(2). - С. 30-35.

3. Белоусова Н.А., Тупикова М.Н., Мальцев В.П. Особенности организации эффективной проектной деятельности на уроках биологии // Азимут научных исследований, 2018. № 1 (22). - С. 35-38.

4. Беляева Т.Н. Влияние удобрений и регуляторов роста на продуктивность кормовых растений // Кормопроизводство, 2013. № 12. - С. 31-35.

5. Васильева Н.Н., Дмитриева Е.А. Возможности организации исследовательской деятельности школьников в процессе обучения биологии // Ярославский педагогический вестник, 2012. №4. - С. 68-72.

6. Головин К.Ю., Витязь С.Н. Влияние биологически активных веществ на энергию прорастания, всхожесть семян и скорость роста бобовых // Агропромышленный комплекс, 2017. - С. 16-19.

7. Горобец Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2012. №2. - С. 122-128.

8. Иванова Е.П., Дружечкова Ж.В. Эффективность обработки семян люцерны изменчивой микроэлементами // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ, 2017. № 2 (9). - 9 с.

9. Косолапов В.М. Новый этап развития кормопроизводства России / В.М. Косолапов // Кормопроизводство, 2007. № 5. - С. 3-7.

10. Ломакин А.А. Условия роста и развития растений рода люцерны при воздействии биологически активных веществ. - Волоград: «Естественные науки», 2007. - 67 с.

11. Малыгина А.С., Насырова И.Е., Решетникова Т.Б. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках биологии в рамках ФГОС // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Химия. Биология. Экология, 2015. №2. -С. 76-80.

12. Митрофанова Г. Г. Метод проектов вчера и сегодня // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. №4. -С. 94-106.

13. Мишина О.С., Фролова Н.А. Разработка школьного научно-исследовательского проекта как способа повышения интереса к биологии // Проблемы современного педагогического образования, 2017. № 55-11. -С. 97-104.

14. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования, 2010. №4. - С. 307-319.

15. Родионова А.Л. Учебный школьный проект как основа интеграции естественнонаучных знаний учащихся средней школы // А.Л. Родионова. - Киров: «Концепт», 2011. - 211 с.

16. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2008. №2. - С. 76-79.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, профессор Можаров Максим Сергеевич

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); старший преподаватель Можарова Анна Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук, доцент Сликишина Ирина Викентьевна

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К НАСТАВНИЧЕСТВУ ПРИ ОБУЧЕНИИ В МАЛЫХ

ГРУППАХ

Аннотация. В статье рассмотрен практический опыт подготовки будущих учителей к наставнической деятельности. Авторами предложена технология формирования коммуникативной компетентности будущих учителей, обеспечивающая реализацию уровневой модели формирования готовности будущих учителей к наставнической деятельности в области ИКТ. Готовность к наставнической деятельности формируется в условиях электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), с использованием системы дистанционного обучения (СДО) Moodle.Обучение студентов происходит в малых группах в процессе выполнения учебных проектов.

Ключевые слова: наставничество, коммуникативные компетенции, педагогическое образование, работа студентов в малых группах, электронное обучение.

Annotation. The practical experience of preparing future teachers for mentoring activities described. The authors proposed the technology of forming the communicative competence of future teachers, which provides the implementation of the level model for mentoring in the field of IT. Readiness for mentoring is forming in the conditions of the electronic information and educational environment, using the Moodle Learning Management System (LMS). Students are learning in small groups implementing training projects.

Keywords: mentoring, communicative competence, teacher education, work of students in small groups, e-learning.

Введение. Реформирование системы образования в России должно основываться на качественной кадровой базе - учителях, обладающих современными компетенциями и способных передавать осмысленный опыт, знания и гражданскую позицию своим коллегам. В данном контексте особенно актуальным становится наставнический опыт, а также формирование наставнический свойств при обучении будущих учителей.

Процесс наставничества не всегда ясно понимаем в системе образования. Существует множество подходов к определению понятия наставничества [1] и это объясняется его сложностью и комплексностью.

Однако, множество пониманий процесса наставничества, представленных в отечественной и зарубежной литературе, имеют много общего. Различные авторы соглашаются, что процесс наставничества тесно связан с процессом развития личностных и профессиональных качеств педагога [6].

В образовательной практике процесс наставничества зачастую связывают с поддержкой начинающих учителей их более опытными коллегами, подразумевается, что наставником является боле возрастной учитель, имеющий больший опыт и педагогический стаж.

Также, традиционный взгляд на наставничество подразумевает ситуацию, когда процесс сосредоточен в трех составляющих: подготовка к уроку, проведение урока и анализ урока [4], активная роль наставника сводится к наблюдению за уроком и формулировке советов.

В настоящее время за рубежом наставничество рассматривается как безальтернативный способ адаптации начинающих учителей (neophyte teachers, beginning teachers), способ преодоления кризиса первых лет работы. По данным австралийской ассоциации (Australian Primary Principals' Association) 24% учителей намереваются покинуть образовательное учреждение в течение первых 5 лет работы [8]. Проблема адаптации начинающих учителей остра и в Канаде [8], Азии [9].

Другие исследователи обнаружили, что 29% начинающих педагогов были склонны оставить работу во время 2 года, а 10% - имели категорическое решение уходить из школы. В качестве причин назывались многие факторы, но наиболее общим являлось несоответствие ожиданий реальной образовательной практике [9].

Некоторые программы наставничества решают не только проблему адаптации начинающих учителей, но и обозначают тех, кто не состоятелен в педагогической профессии.

Наставничество приобретает особый смысл и значение в ситуации инклюзивного обучения. У каждого учителя, впервые столкнувшегося с обучением детей с особыми образовательными потребностями, возникает острая необходимость опереться на опыт педагогов уже работающих с такими детьми.

В Китае кроме индивидуального наставничества практикуется групповое наставничество, когда к наставнику прикрепляется группа начинающих учителей или студентов.

В настоящее время все большее значение приобретают дистанционные формы обучения, связанные с использованием специального программного обеспечения. Возникают новые сложности организации наставничества связные с тем, что перед педагогом встают две категории вызовов: обусловленные организацией дистанционного обучения (logistical) и традиционные образовательные вызовы [9].

Отмечается, что в качестве наставника может оказаться педагог с меньшим стажем, меньшим возрастом или набором профессиональных достижений. В первую очередь это связано с обновлением школьного образования, внедрением новых форм, методов и содержания обучения. Очень часто начинающий педагог является наставником для более опытного, именно в области использования компьютерной техники, коммуникаций и новых форм групповой работы. Именно поэтому в процессе подготовки учителей возникла необходимость реализовать идею подготовки студентов к функции наставника в школе. Поскольку одной из основных задач наставника является необходимость помочь учителю-коллеге реализовать себя в профессиональном плане, развить личностные качества, необходимые учителю, коммуникативные и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.