Научная статья на тему 'Формирование готовности успешных школьников к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений "ученик-ученик"'

Формирование готовности успешных школьников к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений "ученик-ученик" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1296
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСПЕШНЫЕ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ПЛАНЕ ШКОЛЬНИКИ / СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ "УЧЕНИК-УЧЕНИК" / ГОТОВНОСТЬ К НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / SUCCESSFUL ACADEMIC STUDENTS / SYSTEM OF STUDENT-STUDENT RELATIONSHIPS / READINESS FOR MENTORING / EDUCATIONAL ORGANIZATION / EFFECTIVE EDUCATIONAL PRACTICES / INTERACTIVE METHODS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Д.Ф., Стоянкина Н.Н., Науменко Л.С., Шишина В.В.

В статье рассматривается один из эффективных, но недооцененных в практике педагогических инструментов, который может быть использован для решения задачи повышения качества образования. К нему авторы статьи относят модель наставнической деятельности и выделяют в ней перспективную разновидность наставническую деятельность в системе взаимоотношений «ученик-ученик». Приведены эмпирические данные опроса школьников 5 8 классов одной из общеобразовательных школ города Магнитогорска, и представлен опыт в осуществлении наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик-ученик» посредством мероприятий, аккумулирующих эффективные практики вовлечения академически успешных школьников в поддержку аутсайдеров. Определено понятие «готовность успешных школьников к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений «ученик-ученик». Выделены компоненты готовности (мотивационный, когнитивный, процессуальный и субъектный), и изложены организационно-педагогические мероприятия, органично вписывающихся в целостный образовательный процесс образовательной организации и охватывающих урочную и внеурочную деятельность школьников. Данные итогового эксперимента наглядно демонстрируют динамику сформированности готовности успешных обучающихся к реализации наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик-ученик».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Д.Ф., Стоянкина Н.Н., Науменко Л.С., Шишина В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS FORMATION OF SUCCESSFUL SCHOOLCHILDREN TO IMPLEMENTATION OF MENTOR IN THE SYSTEM OF "STUDENT- STUDENT" RELATIONSHIPS

The article deals with one of the most effective but underestimated tool in pedagogical practice. This tool сan be used to solve the problem of improving the quality of education. The authors of the article refer to it the model of mentoring activity and distinguish in it a promising variety mentoring in the system of student-student relationships. Empirical data of the survey of Magnitogorsk secondary school children (grades 5 8) are presented. Experience in the implementation of mentoring activities in the system of student-student relationships through effective practices of involving academically successful schoolchildren in support of outsiders is presented. The concept of "the readiness of successful students to implement mentorship in the system of student-student relationships" is defined. The components of readiness (motivational, cognitive, activity-oriented and subjective) have been singled out. Also organizational and pedagogical arrangements organically fit into the integral educational process of the educational organization are outlined. The data from the final experiment demonstrate clearly the dynamics of the readiness of successful students to the implementation of mentoring activities in the system of student-student relationships.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности успешных школьников к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений "ученик-ученик"»

УДК 371.2

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УСПЕШНЫХ ШКОЛЬНИКОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «УЧЕНИК-УЧЕНИК»

Д.Ф. Ильясов, Н.Н. Стоянкина, Л.С. Науменко, В.В. Шишина

Аннотация. В статье рассматривается один из эффективных, но недооцененных в практике педагогических инструментов, который может быть использован для решения задачи повышения качества образования. К нему авторы статьи относят модель наставнической деятельности и выделяют в ней перспективную разновидность -наставническую деятельность в системе взаимоотношений «ученик-ученик». Приведены эмпирические данные опроса школьников 5 - 8 классов одной из общеобразовательных школ города Магнитогорска, и представлен опыт в осуществлении наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик-ученик» посредством мероприятий, аккумулирующих эффективные практики вовлечения академически успешных школьников в поддержку аутсайдеров. Определено понятие «готовность успешных школьников к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений «ученик-ученик». Выделены компоненты готовности (мотивационный, когнитивный, процессуальный и субъектный), и изложены организационно -педагогические мероприятия, органично вписывающихся в целостный образовательный процесс образовательной организации и охватывающих урочную и внеурочную деятельность школьников. Данные итогового эксперимента наглядно демонстрируют динамику сформированности готовности успешных обучающихся к реализации наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик-ученик».

Ключевые слова: наставническая деятельность, успешные в академическом плане школьники, система взаимоотношений «ученик-ученик», готовность к наставнической деятельности, образовательная организация, эффективные образовательные практики, интерактивные методы, образовательный процесс.

READINESS FORMATION OF SUCCESSFUL SCHOOLCHILDREN TO IMPLEMENTATION OF MENTOR IN THE SYSTEM OF "STUDENT- STUDENT" RELATIONSHIPS

D. Ilyasov, N. Stoyankina, L. Naumenko, V. Shishina

Abstract. The article deals with one of the most effective but underestimated tool in pedagogical practice. This tool сan be used to solve the problem of improving the quality of education. The authors of the article refer to it the model of mentoring activity and distinguish in it a promising variety - mentoring in the system of student-student relationships. Empirical data of the survey of Magnitogorsk secondary school children (grades 5 - 8) are presented. Experience in the implementation of mentoring activities in the system of student-student relationships through effective practices of involving academically successful schoolchildren in support of outsiders is presented. The concept of "the readiness of successful students to implement mentorship in the system of student-student relationships" is defined. The components of readiness (motivational, cognitive, activity-oriented and subjective) have been singled out. Also organizational and pedagogical arrangements organically fit into the integral educational process of the educational organization are outlined. The data from the final experiment demonstrate clearly the dynamics of the readiness of successful students to the implementation of mentoring activities in the system of student-student relationships.

Keywords: mentoring, successful academic students, system of student-student relationships, readiness for mentoring, educational organization, effective educational practices, interactive methods, educational process.

В российском образовании сложилась давняя практика поддержания успешных школьников. Научные сообщества, выездные сборы для подготовки обучающихся к олимпиадам, классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные школы, инновационные центры стали реальным инструментом содействия одаренности.

Но в последнее время ситуация начала меняться. Сегодня становится актуальным оказывать поддержку слабым ученикам, показывающим низкие образовательные результаты. Заинтересованные в повышении

качества обученности, административный корпус и педагогический коллектив находятся в постоянном поиске эффективных инструментов. Одни образовательные организации прибегают к помощи педагогов, оказывающих репетиторские услуги, другие учреждения делают акцент на воспитательных аспектах и используют тьютора в сопровождении обучающихся [9;13], супервизора [14]. Тем не менее, ситуация кардинально не меняется, разрыв между «успешными» и «неуспевающими» школьниками не сокращается значительно, а сам процесс организации репетиторства и тьюторской деятельности

является экономически невыгодным. Более привлекательным в указанном ракурсе может стать использование потенциала лидеров для помощи отстающим. Реализация данной идеи станет шагом навстречу повышению качества образования. В этом смысле закономерным является вопрос о том, как это осуществить на практике. Мы полагаем, что таким практическим инструментом может быть наставничество.

Наставничество является давним и позитивно зарекомендовавшим себя средством

практической подготовки молодых специалистов в организациях промышленной и торгово-ремесленной направленности [7;10]. Указанный вид деятельности, как правило, направлен на передачу знаний от опытного человека более старшего возраста к младшему, не обладающему опытом и обширными знаниями о мире в целом, а также о конкретной области знаний или отдельной профессии [5]. До сих пор в профессиональной деятельности устоявшимся является понимание наставника как человека знающего, умеющего передать опыт [7].

Однако, мы считаем данную точку зрения достаточно узкой и акцентируем внимание на том, что наставник может рассматриваться как «значимый другой» для молодого специалиста, складывающиеся отношения с которым влияют на формирование у молодого специалиста личностного смысла профессии [6; 11].

Экстраполируя вышеописанную ситуацию на наставническую деятельность в сфере образования с участием успешных школьников-подростков, нами предлагается использовать возможности наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик-ученик». Указанная разновидность наставнической деятельности может стать эффективным педагогическим инструментом в оказании содействия неуспевающим школьникам, повышении качества образования и укреплении партнерских взаимоотношений. Более того, мы выражаем уверенность, что подростковый возраст является наиболее сензитивным для осуществления данного вида взаимодействия ввиду появления у подростка новых психологических характеристик. Интерес к новому, стремление к активной деятельности, освоение нетипичных для него ранее форм и способов деятельности, чувство ответственности в значительной степени организуют подростка и становятся основанием для формирования у него готовности осуществлять наставничество в системе взаимоотношений «ученик-ученик».

Пример сформированной готовности к осуществлению наставнической деятельности в

системе взаимодействия «ученик-ученик» продемонстрирован в детском комедийном фильме «Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника» (режиссер К. Березовский, 1966 г.). Академические пробелы школьника обеспечивают его наличием старшего по возрасту «буксира». Последний призван оказать помощь мальчику.

Нами было проведено анкетирование «Наставничество и наставник: что такое, кто такой?» в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением математики» города Магнитогорска, в котором принимали участие школьники 5 - 8 классов.

На вопрос о том, кто такой наставник, и в чем заключается его функционал, 92% опрашиваемых ответили, что это «человек», «специалист», «опытный сотрудник». По второй части данного вопроса мы разделили ответы участников на функциональные обязанности наставника, предложенный анкетируемыми:

- функция помощи (профессиональная (т.е. ориентированная на передачу знаний и опыта в осуществлении профессии) зафиксирована 58% опрашиваемых;

- личная (т.е. акцентирующая внимание на рекомендациях, советах, инструкциях личного плана; имеющая психологическую направленность) отмечена 35% участников;

- эталонная функция (в данном контексте наставник воспринимается подопечным как пример, образец для подражания в профессиональной деятельности и, что особенно примечательно, в личном плане) отмечена 7% анкетируемых.

Об отношении к наставничеству все участники анкетирования высказались положительно (100%). Школьники видят преимущества в наличии данного вида деятельности в образовательной организации (92%); понимают значимость данного вида деятельности для собственного развития (87%) и личности подопечного (79%); предсказывают положительные эффекты для себя и других школьников.

Примечательным является то, что многие школьники готовы стать участниками «практики отдавания» (86%); готовы поделиться опытом в области выполнения реферативных (75%); проектных (35%); исследовательских (33%) работ; академического продвижения (58%); повышения интереса к чтению (26%); развития коммуникативности и умения взаимодействовать со сверстниками (14%).

Результаты анкетирования позволили выявить, что обучающиеся 5 - 8 классов слышали

о наставничестве, имеют некоторые представления о деятельности наставника, в том числе в системе взаимоотношений «ученик -ученик». Обучающиеся с интересом относятся к возможности осуществления данного вида деятельности и готовы поделиться наличным опытом со сверстниками.

Картина проведенного нами исследования будет более точной, если сказать, что школьники видят сложности в том, чтобы находить подопечного для такого вида взаимоотношений. Они высказывают сомнение в эффективности самостоятельной подготовки и обеспечении наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик - ученик».

В самом деле, для осуществления наставнической деятельности школьниками наличие желания оказывать такую деятельность с присутствием некоторых знаний о ней не является достаточным. Наставническая деятельность в целом и наставничество в системе взаимоотношений «ученик-ученик» в частности это особый вид деятельности, к реализации которой необходимо формировать готовность у школьников.

Обращение в научной литературе к понятию «готовность» показывает, что данная характеристика является удобной и интуитивно понятной для описания состояния подготовленности человека к выполнению различного рода функций, операций, действий. Универсальность данного понятия состоит в том, что аккумулируемые в нем свойства и характеристики личности, приобретаются в процессе подготовки. Сам процесс подготовки и его результат - готовность к деятельности - могут рассматриваться по отношению к любому человеку.

Мы полагаем, что в контексте осуществления успешными школьниками наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик-ученик» имеет смысл говорить о предварительной подготовке к этой деятельности. По сути, речь идет о процессе подготовки успешных школьников к осуществлению наставничества даже несмотря на то, что такие школьники характеризуются высокими параметрами образовательных результатов. Помимо успехов в учебе важны знания и умения, выходящие за рамки академической плоскости. В этой связи в статье ставится акцент на готовности успешных школьников к осуществлению наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик - ученик».

При определении понятия «готовность успешных школьников к осуществлению

наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик - ученик» мы руководствовались определениями,

предложенными в словарях (Ожегов, Ушакова), работами Ф.Н. Гоноболина (психологическая и практическая готовность человека), В. А. Сластенина (функциональная и личностная готовность), Б.Г. Ананьева (общая и специальная готовность). Кроме того, мы учитывали исследования, раскрывающие сущность, особенности и условия в различных социальных системах: профессиональная [8;12], студенческая [3;4] и школьная [1].

При определении данного понятия, мы исходили из того, что наставничество и наставническая деятельность должны осуществляться в системе профессиональной деятельности. Однако, мы принимаем за основу более широкое понимание наставничества как поддерживающей деятельности, которая осуществляется референтным лицом. Такое референтное лицо, т.е. наставник, по нашему мнению непременно должно демонстрировать не только знания, умения и эффективные способы деятельности, но и обладать набором соответствующих нравственных качеств, быть ориентиром для подражания. В данном случае поддержка аутсайдеров будет гораздо более эффективной.

В этой связи готовность успешных школьников к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений «ученик-ученик» может быть описана в виде комплексной характеристики, включающей знания о данном виде деятельности, умения ее осуществлять, а также предполагающую наличие интереса и личностно-значимых качеств, обеспечивающих интеллектуально-поведенческую поддержку школьника-аутсайдера.

Исходя из данного определения, предложим основные компоненты готовности успешных школьников к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений «ученик-ученик»:

- мотивационный компонент воплощает желание осуществлять наставническую деятельность; его заинтересованность в сплочении ученического коллектива, взаимодействие слабых и сильных школьников;

- когнитивный компонент включает совокупность знаний о наставнической деятельности, способов ее осуществления в системе взаимоотношений «ученик-ученик»;

- процессуальный компонент предполагает умение использовать методы и приемы наставнической деятельности, способность их применять в различных условиях взаимодействия в системе отношений «ученик - ученик»;

- субъектный компонент центрирован вокруг поведенческих (мобильность, дисциплинированность, ответственность, креативность, самореализация) и интеллектуальных (речевые умения, рефлексия, грамотность) качеств успешного школьника -будущего наставника.

Ранее мы обозначили, что процесс подготовки успешных школьников к наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик-ученик» является весьма сложным процессом, что предполагает развитие личности, приобретение ею совокупности специальных умений, качеств [2] через осуществление процесса подготовки. С целью обеспечения указанного требуется специально созданная модель, позволяющая содействовать процессу подготовки успешных школьников к наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик - ученик».

Основным назначением такой модели является ориентация успешных в академическом и личностном плане школьников к осуществлению наставнической деятельности; их поддержке в освоении соответствующих знаний, умений, способов деятельности.

К задачам создания и реализации модели формирования готовности успешных школьников к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений «ученик-ученик» мы относим:

- обоснование значения наставнической деятельности для формирования сплоченного школьного коллектива в общем и классного коллектива в частности, в нормализации взаимодействия слабых и сильных школьников;

- раскрытие возможностей наставнической деятельности для самореализации успешных школьников;

- вовлечение успешных школьников в активные, социально полезные виды деятельности, способствующие освоению эффективных методов, приемов и техник наставнических функций.

Перечисленные задачи решаются использованием ресурсов образовательного учреждения и организацией деятельности школьников с помощью активных и интерактивных форм. Это, с одной стороны, лаконично вписывается в целостный образовательный процесс, с другой, - охватывает урочную и внеурочную деятельность школьников. Так, целесообразными являются мероприятия для подготовки обучающимися итогового индивидуального проекта. Таким проектом может стать исследовательская, реферативная или экспериментальная работа по

самостоятельно выбранной теме. Индивидуальные тьюториалы с научным руководителем позволяют выстроить поэтапную работу над проектом, обеспечить его подготовку на высоком уровне. Приобретенный во взаимодействии с научным консультантом опыт позволяет формировать готовность успешного школьника к осуществлению наставнической деятельности во взаимоотношении «ученик - ученик».

Имеет смысл обратить внимание на потенциал интеллектуальных игр и конкурсов для формирования готовности успешных школьников к осуществлению наставничества во взаимоотношениях «ученик - ученик». Интеллектуальные игры и конкурсы создают возможность для межличностного

взаимодействия и служат пространством для самовыражения творческого и общественного. Существенным является то, что к организации и проведению мероприятий, разработке и проверке заданий разумным является привлечение школьников старших классов. Мы полагаем, что указанное позволяет создавать ситуацию наставничества в школе и работать на формирование готовности к осуществлению данного вида деятельности в системе взаимодействия «ученик - ученик».

Оправданной формой организации деятельности успешных школьников, вносящей вклад в процесс формирования их готовности к реализации наставничества, являются образовательные квесты, в том числе компьютерные веб-квесты. Используемые в урочной и внеурочной деятельности образовательные игры позволяют проявить творческие и интеллектуальные способности, демонстрировать непроявленные ранее грани личности. Данная форма организации внеурочных мероприятий способствует формированию личностных образовательных результатов, среди которых одному из главных мест отводится готовность к сотрудничеству со сверстниками и педагогами школы. Особенно примечательно то, что взаимодействие происходит в неформальной обстановке в процессе учебной, исследовательской, творческой деятельности. Таким образом, образовательный квест как вид образовательной игры служит очередным инструментом для формирования готовности успешных школьников к осуществлению наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик - ученик».

Работать на достижение цели и формирование у успешных школьников готовности к наставничеству помогают и другие формы организации деятельности школьников. Не

приходится сомневаться, что использование ресурсов предметных лабораторий положительно сказывается на процессе формирования описываемого вида готовности у школьников. Ввиду возможности посещения занятий в предметных лабораториях обучающимися разных классов и возрастов, взаимодействие в системе «ученик - ученик» осуществляется, как правило, в мобильных разновозрастных группах, а освоение алгоритмов решения физических, математических, химических задач позволяет передавать приобретенный опыт другим. Указанное становится основанием для результативного формирования готовности успешных школьников к осуществлению наставнической деятельности.

Вполне обоснованно допускается использование летней интеллектуальной школы. Кроме общего и культурного развития школьников, развития их индивидуальных и творческих способностей, данная школа становится уникальным пространством для формирования готовности успешных школьников к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений «ученик - ученик». Освоение технологий решения олимпиадных задач, учебные занятия, интеллектуально-творческие игры, индивидуальные и групповые проекты являются реальными инструментами

формирования школьников описываемого нами вида готовности.

Предложенные мероприятия не являются исчерпывающими. Этот список может быть дополнен по усмотрению образовательной организации, исходя из ее миссии, задач, а также ресурсных возможностей, кадрового и ученического потенциала.

Представленная модель проходила апробацию на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школы № 5 с углубленным изучением математики» города Магнитогорска и реализовывалась в 2017 - 2018 учебном году с участием обучающихся 5 - 8 классов. В выборку были включены 25 школьников. Экспериментальные срезы проводились в сентябре 2017 года и мае 2018 года. В соответствии с предложенной моделью на формирующем этапе эксперимента в образовательной организации были проведены различные мероприятия. «Математическая регата», «Математические бои», «Перестрелка» и др. - мероприятия, конкурсы и интеллектуальные активности, организованные и проводимые успешными школьниками для других школьников из этой и других образовательных

организаций, имеющих сходные интересы в области развития обучающихся средствами естественно-математического образования.

Сюда же относим дистанционный образовательный «I-Quest», реализованный с использованием информационно-

коммуникационных технологий и направленный на формирование готовности успешных школьников к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений «ученик - ученик».

Предметные лаборатории по математике и современному физическому практикуму позволили привлечь обучающихся к разработке и проверке заданий, к процессу организации, проведению и судейству на данных мероприятиях, тем самым обеспечивая базу для формирования готовности успешных школьников к наставничеству во взаимодействии учеников.

Возможностями организованной школьной мультстудии отснято множество ученических мультфильмов, герои которых сделаны самими обучающимися из пластилина, глины. Часть героев являются рисованными.

Считаем важным отметить, что летняя оздоровительная школа «Озарение» стала элементом непрерывного образования школьников, и, что особенно существенно, почвой для формирования готовности успешных школьников к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений «ученик - ученик».

Результаты явились убедительными и доказывающими эффективность реализации данной модели. В частности, о готовности заниматься наставнической детальностью с другими школьниками 92% обучающихся высказались положительно. Это на 6% выше, чем было на констатирующем этапе. Следующим положительным моментом является увеличение школьников готовых заниматься

наставничеством по выполнению обучающимися реферативных (78%), проектных (41%) и исследовательских (39%) работ. Позитивные изменения произошли по всем позициям на 3%, 6% и 6% соответственно. Существенным является расширение аспектов осуществления наставнической деятельности (психологическое наставничество (советы, поддержка, выбор модели поведения, сохранение психологического здоровья во время подготовки к защите итогового проекта, реферата, исследовательской работы и др.).

Данная модель формирования готовности успешных школьников к осуществлению наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик-ученик» и ее использование в образовательной организации

являются эффективными. Возможности ее использования лежат на поверхности, не предполагают дополнительных усилий со стороны педагогов, позволяют использовать опыт лидеров и эффективные практики успешных обучающихся. Следует также отметить, что каждое образовательное учреждение властно наполнять модель собственными мероприятиями, традиционно присутствующими в практике учебной и внеучебной деятельности, зарекомендовавшими себя как эффективные практики для формирования готовности успешных школьников к осуществлению наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик - ученик».

Таким образом, в статье предложен педагогический инструмент повышения качества образования - наставническая деятельность, -который становится еще более эффективным в случае использования потенциала успешных школьников и осуществления наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик-ученик» в образовательной организации. Однако, данный вид деятельности является достаточно специфическим, ввиду чего возникает

необходимость осуществлять процесс подготовки школьников к ее реализации. Для этого рекомендовано организовать деятельность школьников с помощью активных и интерактивных форм, к которым целесообразно отнести подготовку и защиту индивидуального исследовательского, реферативного или экспериментального проекта, организацию и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, квестов, а также организацию деятельности школьников в стенах предметных лабораторий с пролонгацией требуемого эффекта в летней интеллектуально-оздоровительной школе.

Реализация указанных форм организации деятельности успешных школьников

способствует формированию готовности у них к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений «ученик - ученик», что было подтверждено итоговым анкетированием. Изменение значений в сторону увеличения позволяет судить о ее эффективности и способности формировать готовность у успешных школьников к осуществлению наставнической деятельности в системе взаимоотношений «ученик - ученик».

1. Атрохова Т.В. Психологическая готовность к обучению смысловому чтению обучающихся на ступени начального общего образования: дисс. ... канд. пед. наук / Т.В. Атрохова. - Ярославль, 2015. - 217 с.

2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Электронный ресурс] / В.С. Безрукова. - Режим доступа: http://culturs.niv.ru/doc/dictionary/spiritual-culture/index

3. Борисенко Т.М. Формирование профессиональной готовности у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / Т.М. Борисенко. - Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-15.pdf

4. Данилова В.В. Формирование партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности: дис . канд. пед. наук / В.В. Данилова. - Челябинск, 2015. - 235 с.

5. Колесниченко К.В. Профессионально важные качества личности наставника молодых специалистов: на примере педагогической деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / К.В. Колесниченко. - СПб., 2012. - 198 с.

6. Красило Д.А. Ориентирующий образ наставника в процессе реального самоопределения: Период вхождения во взрослость: дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.13. / Д.А. Красило. - Москва, 2005. - 216 с.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - М.:

ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. - 976 с.

8. Оразалина З.З. Формирование технологической готовности преподавателя вуза к использованию виртуальной образовательной среды при кредитной технологии обучения (на примере республики Казахстан): дис. . канд. пед. наук / З.З. Оразалина. - Барнаул, 2015. - 248 с.

9. Севрюкова А.А. Атрибуты воспитания в современной школе / А.А. Севрюкова // Современные наукоёмкие технологии. - 2016. - № 2-1. - С. 144-148.

10. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / Д.Н. Ушаков. - М.: ООО «Дом славянской книги», 2008. - 960 с.

11. Чарина Е.В. Отношения в системе «наставник-молодой специалист» в процессе профессионализации: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Е.В. Чарина. - М., 2004. - 160 с.

12. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности / Е.В. Шипилова. -М., 2007. - 218 с.

13. Яковлев Е.В. Инновационные виды педагогического сопровождения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник ЧГПУ. - 2015. - № 8. - С. 101-106.

14. Яковлев Е.В. Супервизия как педагогический феномен / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник ЧГПУ. - 2015. - № 10. - С. 9-13.

Сведения об авторах:

Ильясов Динаф Фанильевич (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: metod-08@mail.ru

Стоянкина Наталья Николаевна (г. Магнитогорск, Россия), заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением математики» города Магнитогорска, email: sch5_magnit@mail.ru

Науменко Людмила Сергеевна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: naumenkols.ipk@gmail.com

Шишина Валентина Валерьевна (г. Магнитогорск, Россия), учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением математики» города Магнитогорска, e-mail: sch5_magnit@mail.ru

Data about the authors:

D. Ilyasov (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: metod-08@mail.ru

N. Stoyankina (Magnitogorsk, Russia), deputy director for teaching and educational work of the municipal educational institution "Secondary school № 5 specializing in Maths", e-mail: sch5_magnit@mail.ru

L. Naumenko (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: naumenkols.ipk@gmail.com

V. Shishina (Magnitogorsk, Russia), teacher of history and social studies of the municipal educational institution "Secondary school № 5 specializing in Maths", e-mail: sch5_magnit@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.