Научная статья на тему 'Педагогиеские условия эффективой подготовки будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельости'

Педагогиеские условия эффективой подготовки будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / PROFESSIONAL MOBILITY / NON-FORMAL EDUCATION / TRAINING CENTER / YOUTH CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Ирина Михайловна

В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. В данной статье нами акцентируем внимание на педагогических условиях как результата целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения и воспитания для достижения дидактических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING FOR MANAGEMENT

The desire to constantly improve and the lack of opportunities for learning methods and tools of personal development leads to an urgent need for the organization of non-formal education, including educational organizations. The program of personal growth of students in the socio cultural environment of the technical University-a multi-level educational complex "Penza state technological University" includes the activities of student associations, participation in which forms professional mobility.

Текст научной работы на тему «Педагогиеские условия эффективой подготовки будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельости»

проекта. Также участникам проекта были предложены: 1) анкета по оценке собственных знаний и умений в области ИКТ относительно содержания проекта, 2) анкета по оценке готовности товарищей по проекту оказывать квалифицированную помощь и консультировать.

С помощью составленной нами шкалы оценок можно было определить уровни проявления наставнических качеств: низкий, ниже среднего, средний, высокий, очень высокий.

В ряде случае оказалось, что работа над проектом проходила эффективно в том случае, когда роль лидера и наставника брал на себя студент, который владел ИКТ и понимал, что индивидуальная работа менее эффективна и не приведет к успеху.

Выводы. Применение предложенной авторами технологии формирования готовности к наставнической деятельности в области ИКТ позволило решить проблему различного начального уровня подготовки студентов в области ИКТ.

Нами были выявлены условия формирования готовности к наставнической деятельности, показана положительная динамика повышения качества групповой работы студентов.

У студентов вместе с коммуникационными компетенциями формировались компетенции организационной деятельности, компетенции профессиональной коммуникации, готовность к наставничеству. Студенты, хорошо владеющие информационными технологиями, навыками работы в электронной образовательной среде активно помогали отстающим студентам, тем, для которых работа в СДО Moodle представляла определенные сложности. Вследствие этого, студенты ощущали уверенность в собственных возможностях, осваивали новые виды деятельности, участвовали в онлайн дискуссиях и выстраивали собственную образовательную траекторию.

Таким образом, были решены поставленные задачи: подтверждено предположение о том, что развитие коммуникационных компетенций с помощью электронной среды обучения способствует формированию готовности к наставнической деятельности; доказана эффективность работы в малых группах в электронном обучении для развития и закрепления навыков наставничества у студентов, изучающих дисциплины специальной подготовки по направлению «Педагогическое образование»; подтверждены возможности проектной деятельности для формирования наставнических качеств.

Предложенная технология обучения, полученные результаты могут быть воспроизведены при подготовке учителей в других учебных заведениях.

Литература:

1. Багракова А.А. Наставничество в организации / А.А.Багракова // Управление развитием персонала, 2008. - № 4. - С. 296-311.

2. Лучкина Т.В. Повышение профессиональной компетентности начинающего учителя посредством наставничества: зарубежный опыт / Т.В.Лучкина // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2012. - №2(6). - С. 67-75.

3. Никитина В.В. Роль наставничества в современном образовании / В.В.Никитина // Отечественная и зарубежная педагогика, 2013. - №6 (15). - С. 50-56.

4. Шишов Р.А. Компетенции как критерии оценки кандидата в наставники и деятельности наставника / Р.А.Шишов // Управление развитием персонала, 2012. - № 2. - С. 164-172.

5. Шолудякова А.В. Диагностика коммуникативной компетентности студентов вузов / А.В.Шолудякова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2011. - №1 (69). Ч.2. - С. 184-187.

6. Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами / Н.Н.Щипунова // Молодой ученый, 2016. - №6. - С. 845-847.

7. Aldridge, J., Fraser, B. & Ntuli, S. (2009) 'Utilising learning environment assessments to improve teaching practices among in-service teachers undertaking a distance-education programme' South African Journal of Education 29(2) p. 147.

8. Buchanan, J., Prescott, A., Schuck, S., Aubusson, P., Burke, P., & Louviere, J. (2013). Teacher retention and attrition: Views of early career teachers. Australian Journal of Teacher Education, 38(3), 112-126. http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2013v38n3.9

9. Du Plessis, E.C. (2011) 'A Mixed Method Study About The Experiences Of Students And Lecturers Of Work-integrated Learning In Teacher Education' International Journal for e-Learning Security 1(1/2) pp.60-70 http://www.infonomics-society.org/IJeLS/Published%20papers. htm. (Accessed 6 May 2013).

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук Морозова Ирина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный технологический университет» (г. Пенза)

ПЕДАГОГИЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬОСТИ

Аннотация. В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. В данной статье нами акцентируем внимание на педагогических условиях как результата целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения и воспитания для достижения дидактических целей.

Ключевые слова: управленческая деятельность, педагогические условия, профессиональное обучение, дидактические цели.

Annotation. The desire to constantly improve and the lack of opportunities for learning methods and tools of personal development leads to an urgent need for the organization of non-formal education, including educational organizations. The program of personal growth of students in the socio - cultural environment of the technical University-a multi-level educational complex "Penza state technological University" includes the activities of student associations, participation in which forms professional mobility.

Keywords: professional mobility, non-formal education, training center, youth center.

Введение. В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. Весьма значимой для нашего исследования представляется трактовка педагогических условий, предложенная В.И. Андреевым [1]. Ученый акцентирует внимание на том, что педагогические условия есть результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения и воспитания для достижения дидактических целей.

Следует обратить внимание на комплексный характер педагогических условий как совокупности мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение студентами профессионально-творческого уровня педагогической деятельности (И.В. Яковлева).

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, результатов опытно-экспериментальной работы и собственного педагогического и управленческого опыта, мы полагаем, что педагогическими условиями, обеспечивающими эффективную реализацию модели подготовки будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности в образовательном процессе технического вуза, являются следующие:

- реализация вариативного компонента основной профессиональной образовательной программы подготовки будущих педагогов профессионального обучения;

- формирование мотивации к профессиональной управленской деятельности у студентов;

- внедрение в учебный процесс личностно-деятельностных педагогических технологий;

-ресурсное обеспечение образовательного процесса педагогов профессионального обучения по формированию у них управленческих компетеций;

- создание и внедрение в образовательный процесс интегрированного модуля, направленного на формирование управленческой компетентности.

Изложение основного материала статьи. Охарактеризуем каждое из выделенных педагогических условий более подробно.

Реализация вариативного компонента основной профессиональной образовательной программы подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Содержательная составляющая подготовки будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности опирается на структуру вузовского блока учебного плана, включающего блок профессиональных дисциплин и факультативных дисциплин.

С целью формирования управленческой компетентности у студентов в блоке профессиональных дисциплин были выделены дисциплины «Введение в профессиональную деятельность», «Общая и профессиональная педагогика», «Методика обучения», «Психология профессионального образования», «Информационные технологии в образовании», «Методика воспитательной работы», которые направлены на развитие интеллектуального потенциала будущих педагогов и формирования у них основных компонентов управленческой компетентности.

В ходе изучения дисциплин «Информационные технологии в образовании» и «Введение в профессионально-педагогическую специальность» студенты учатся получать, анализировать, обрабатывать информацию, делать соответствующие выводы. Студенты получают и анализируют информацию о карьерном росте выпускников специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)», разрабатывают модель, карьерного роста. Таким образом, они развивают собственный образ «Я - профессионал» и проектируют карьерные траектории в своей профессиональной области. На занятиях по дисциплинам «Общая и профессиональная педагогика», «Методика обучения» широко используется метод проектов, тем самым будущие педагоги профессионального обучения занимаются проектированием современных средств, методов, форм обучения. Создают творческие проекты, направленные на развитие педагогических умений и навыков. На итоговом занятии микрогруппы студентов защищают творческие проекты. В процессе самопрезентации себя и своей разработки получают опыт работы на публике, самоутвеждаются, получают уверенность в себе и своих возможностях. Проведение показательных уроков студентами учит их управлять собой и своими эмоциями, управлять группой подчиненных, правильно распределять время и обязанности, оценивать результаты своей деятельности.

Изучение блока профессиональных дисциплин позволяет также формировать умения квалифицированной диагностики и самодиагностики развития личности, правильной организации педагогического взаимодействия с обучающимися и родительской общественностью, навыков саморазвития, самореализации; интерпретации педагогических понятий, применения законов классического менеджмента в сфере профессионально-педагогической деятельности. К числу таких дисциплин относятся: «Педагогические коммуникации», «Психология управления», «Психология профессионального образования».

На формирование управленческой компетентности нацелено и содержание факультативных дисциплин. В 3 учебном семестре проводится курс «Психология профессионального образования», который развивает управленческие качества, готовит к деятельности наставников студенческих групп первого курса. С целью успешной адаптации студентов первого курса в новой образовательной среде вуза в первом семестре изучается дисциплина «Технологии обучения в вузе». Педагог профессионального обучения, подготовленный к управленческой деятельности, должен обладать знаниями нормативно-правовых документов в пределах своей профессиональной отрасли, в связи с этим будущие педагоги изучают на четвертом курсе дисциплину «Управленческая деятельность педагога профессионального обучения». Навыкам научного исследования, саморазвития призвана обучать «Комплексная учебно-исследовательская работа студентов». Здесь закладываются навыки выполнения дипломной работы, подготовки доклада на научную конференцию, выступления на научном семинаре.

Формирование мотивации к профессиональной управленческой деятельности у студентов. Формирование мотивации к профессиональной управленческой деятельности у будущих педагогов профессионального обучения имеет целенаправленный и планомерный характер и осуществляется в процессе аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

Этому способствует применение инновационных методов и приемов профессионального обучения, передовых педагогических технологий преподавателями выпускающей кафедры «Педагогика и психология».

Ежегодное участие студентов в организации двух научно-практических конференций позволяет будущим педагогам профессионального обучения реализовать свой научно-исследовательский потенциал, проявить творческие способности и навыки организаторской деятельности.

Исследовательская работа студентов, формирующая мотивацию к управленческой деятельности, делится на два типа:

- включаемую в учебный процесс (УИРС);

- выполняемую во внеучебное время.

Важнейшей задачей УИРС является выявление студентов, способных к научному творчеству и стимулирование активности, инициативности в ней студентов.

Грамотная построение и проведение учебных занятий, применение активных и интерактивных методов обучения позволяют вырабатывать у будущих педагогов профессионального обучения общеучебные и исследовательские навыки с первого курса. Практические занятия нацеливают студентов на овладение умениями нестандартно мыслить, проводить глубокий анализ явлений педагогической действительности, делать научные выводы. Задания эвристического и творческого характера в процессе обучения позволяют определить потенциальные возможности студентов. В ходе написания рефератов и курсовых работ формируются навыки работы с научно-педагогической и психологической литературой.

Второй тип научно-исследовательской работы студентов, выполняемой во внеучебное время, включает в себя следующие элементы: работу в научных кружках; участие в конкурсах научных работ; участие на выставках научных работ; участие в студенческих научно-практических конференциях; подготовка студенческих публикаций; организацию деятельности студенческих педагогических отрядов и т.п.

Наиболее распространенной формой НИРС является участие в научных конференциях. При подготовке к конференции студент получает опыт анализа научной литературы, систематизации и обобщения материала, приобретает навыки научного творчества. Выступление студента с докладом, публикация его статей позволяет получить ему общественное признание среди ученых, профессионалов. Ежегодно в вузе проводится конференция «Экономика Пензенской области в XXI веке», где студенты имеют возможность реализовать свой научный потенциал по двум направлениям: «Инновационные педагогические технологии» и «Экономика в образовании». В апреле каждого года совместно с ПКУиПТ им. Е.Д. Басулина организуется конференция «Ступени научного поиска - шаг в будущее», где психолого-педагогическое направление представлено отдельной секцией. Кроме того, в ПензГТУ в апреле проводится внутривузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, где исследовательские работы кафедры представляются на секции «Теория и методика профессионального образования».

Ежегодно организуется научно-практическая конференция «Современная наука в России: взгляд молодежи». Особенность данной конференции в том, что студенты старших курсов выступают научными руководителями студентов младших курсов, доклады которых имеют четко выраженную практическую направленность.

Студенты направления подготовки «Профессиональное обучение» ежегодно принимают участие в открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов вузов по естественным, техническим и гуманитарным наукам, во Всероссийском конкурсе выпускных квалификационных работ по специальности «Профессиональное обучение», во Всероссийском конкурсе на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу, во внутривузовской олимпиаде по профессиональной педагогике и психологии, во Всероссийской олимпиаде по профессиональной педагогике и психологии (г. Екатеринбург).

Так же новыми перспективными формами организации НИРС являются междисциплинарная курсовая НИР, лабораторно-исследовательские практикумы, задания научно-исследовательского характера в период производственных практик, дипломные проекты и проекты в форме научно-исследовательских работ.

Занятия учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью способствуют формирования у студентов активности и инициативности, креативности, ответственности, организаторских способностей, целеустремленности, коммуникабельности, способности к саморазвитию и самореализации.

Внедрение в учебный процесс личностно-деятельностных педагогических технологий. Педагогическая технология определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности студентов, является проектом педагогических действий, управления учебной деятельностью. В нашем исследовании мы опираемся на определение понятия «педагогическая технология», предложенное М.М. Левиной: «Педагогическая технология - это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся» [2]. Важнейшим принципом педагогической технологии является вариативно-личностная организация обучения, то есть ее адаптивность к личностным индивидуальным особенностям студентов.

К наиболее эффективным технологиям, применяемым в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности, мы относим интерактивные проблемно-деятельностные технологии; технологии контекстного обучения, технологии игрового обучения.

Проблемно-деятельностные технологии, реализуемые в интерактивном режиме, во взаимодействии преподавателя и студентов, предполагают последовательную постановку перед обучающимися проблем, разрешая которые студенты усваивают не только когнитивную компоненту управленческо-педагогической деятельности, но и навыки ее осуществления. Единицей проектирования и развертывания содержания при использовании данных технологий является учебно-профессиональная проблема, обусловленная противоречивостью или недостатком предметных и социальных составляющих этой ситуации, необходимостью принятия решения при двух или большем числе альтернатив выбора.

Ресурсное обеспечение образовательного процесса педагогов профессионального обучения по формированию у них управленческих компетенций. Управленческие знания и умения формируются в основном в стенах вуза, для получения практического опыта и овладения навыками управленческой деятельности студенты проходят ряд учебно-производственных практик.

Так, педагогическая практика выступает важным условием формирования профессиональной направленности, управленческих компетенций, профессионально-важных управленческих качеств будущих педагогов, а также способности к рефлексии управленческой деятельности.

Она создает благоприятные возможности для развития профессионально-управленческого потенциалы личности студента. Профессионально-управленческий потенциал представляет собой разновидность личностного потенциала. Исходя из трактовки Д.А. Леонтьева, личностный потенциал является интегральной

характеристикой уровня личностной зрелости. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ею усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни, что становится неотъемлемым компонентом профессионализма педагога-управленца. Мы рассматриваем личностный потенциал студента вуза как раскрытие, обретение, развертывание личностных качеств в учебно-профессиональной деятельности (Г.И. Гапонова).

Педагогическая практика в учреждениях среднего профессионального образования способствует осмыслению будущими педагогами профессионального обучения специальных психолого-педагогических и управленческих знаний, применению их в условиях реального учебно-воспитательного процесса колледжей, развитию коммуникативных и исследовательских умений, формированию у будущих педагогов профессионального обучения потребности в саморазвитии личностного профессионально-управленческого потенциала.

В ходе педагогической практики студенты включаются в активную учебно-воспитательную и научно-методическую работу в составе цикловых методических комиссий ведущих колледжей, овладевают технологией разработки учебных занятий и воспитательных мероприятий, изучают опыт педагогов-инноваторов, учатся использовать активные формы профессионального обучения и воспитания, по заданию администрации колледжей проводят психолого-педагогические эксперименты, результаты которых оформляют в виде рефератов, докладов на научно-практических конференциях, курсовых и дипломных работ, рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в профессиональных учебных заведениях.

Управление процессом профессионального становления достигает цели, если оно закрепляется в определенных организационных формах воспитательной системы образовательного комплекса. При этом субъект управления может быть институционализированным (структурные подразделения университета соответствующего профиля, общественные объединения, коллективы обучающихся и педагогов), так и индивидуальным (лицо, наделенное определенным объемом полномочий).

В образовательном комплексе ПензГТУ создан Координационный совет по воспитательной работе, куда входят заместители директоров институтов (филиалов), техникума, колледжа, профессионального лицея по воспитательной работе, заместители деканов факультетов, руководители служб, задействованных в организации воспитательного процесса, представители общественных и творческих объединений академии.

Важное место в эффективной реализации модели подготовки будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности занимает программное и научно-методическое обеспечение воспитательной работы во всех структурных подразделениях академии (колледже, техникуме, институтах, факультетах), направленной на успешное профессиональное становление студентов.

Программное обеспечение воспитательного процесса в вузе включает в себя следующие содержательные направления: «Я - личность» (культурно-нравственное и валеологическое воспитание), «Я - гражданин» (гражданско-патриотическое и гражданско-правовое воспитание), «Я - профессионал» (профессионально-трудовое воспитание), которые представлены тремя блоками: образовательно-воспитательный, социокультурный, нормативно-управленческий. В образовательном комплексе университета разработаны и апробированы программы воспитания личности будущего специалиста по всем выше указанным направлениям для каждого уровня образования. Каждая из них состоит из введения (паспорта программы), в котором определяются цель, задачи и сроки реализации, и следующих разделов: содержание и организация воспитательной деятельности, управление процессом воспитательной работы, кадровое обеспечение воспитания, научное и учебно-методическое обеспечение, социальное партнерство в области воспитания. Каждый раздел программы содержит задачи и условия их реализации с перечнем мероприятий.

Создание и внедрение в образовательный процесс интегрированного модуля, направленного на формирование управленческой компетентности.

С целью обеспечения эффективности процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности был разработан интегрированный модуль, объединяющий в себе блок профессиональных дисциплин, блок внеучебной работы, блок практик, блок научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы. Модуль нацелен на всесторонне формирование у педагогов управленчкеской компетентности. Основными его задачами являются формирование мотивации к управленческой деятельности, формирование управленческих компетенций, управленческих профессионально-значимых качеств, способность к рефлексии управленческой деятельности. Системообразующим фактором основных блоков модуля является специально разработанный кейс «Управленческая компетентность педагога», в который входит теоретический блок по каждому направлению и практический блок для отработки практических умений и навыков. Перед тем как выполнять задания кейса, студентам предлагается ознакомиться с портфолио, которое должно быть собрано по окончании изучения интегрированного модуля. Задания, предложенные в кейсе взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Таким образом, после изучения кейса, каждый студент должен предоставить «портфель» знаний, который поможет педагогу оценить уровень его управленческой компетентности.

Выводы. Таким образом, выявленные и экспериментально подтвержденные педагогические условия эффективной реализации модели подготовки будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности способствуют формированию у студентов управленческой компетентности, а именно мотивации к управленческой деятельности, управленческих компетенций, профессионально-значимых управленческих качеств, способности к рефлексии управленческой деятельности.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 600 с.

2. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», - 2001. - 272 с.

Педагогика

УДК 378

директор Муциева Зура Саидовна

ГБОУ «Гимназия №12» (г. Грозный)

СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В статье изучена суть и содержание этнографической культуры как педагогической и социокультурной проблемы. Сделан вывод о том, что современная Чеченская республика - это развилка, место пересечения многих цивилизаций, где за всю долгую историю посетило больше народов, чем где бы то ни было на территории Российской Федерации, и дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать этнографию республики, этнографическое образование, этнографическую грамотность населения, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя.

Ключевые слова: этнографическая культура, этническая культура, культура чеченского народа, педагог гимназии.

Annotation. The essence and content of ethnographic culture as a pedagogical and sociocultural problem is studied in the article. It is concluded that the modern Chechen Republic is a fork, the intersection of many civilizations, where more people visited the whole long history than anywhere else on the territory of the Russian Federation, and the further development of interethnic friendship and unity among nations makes it necessary to raise and develop ethnography of the republic, ethnographic education, ethnographic literacy of the population, promoting understanding of who surrounds you, what is the culture of your neighbor, than this neighbor may be interesting For you.

Keywords: ethnographic culture, ethnic culture, culture of the Chechen people, teacher of the gymnasium.

Введение. Изучение вопросов этнографии, этнографической грамотности всегда было и остается актуальным, поскольку позволяет вывести на более высокий уровень саму систему этнографического образования в Российской Федерации, способную разрешить и улучшить качество межнационального взаимодействия народов.

Изложение основного материала статьи. Чеченская республика многонациональна и многоконфессиональная, где издревле проживают чеченцы, как самая многочисленная нация, а также ингуши, русские, кумыки, лезгины, ногайцы, армяне, евреи, терские казаки и т.д. То есть, Северный Кавказ представляет собой разноцветную мозаику народов, традиций, языков, культур, обрядов, религиозных и светских ритуалов. Факт многонациональности и многоконфессиональности республики Чечни, дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать этнографию республики, этнографическое образование, этнографическую грамотность населения, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя. Обсуждение проблем этнографической грамотности поднимут в целом на новый уровень этнографическое образование жителей республики. В рамках этнографического образования предполагается то, что будут активно развиваться профессиональные знания, отвечающие за этнографическую терминологию, различные теории, концепции, но в повседневной жизни людей очень важна сформированная этнокультурная грамотность, обусловленная опытом личности, ее навыками, ежедневной практикой межнационального взаимодействия и общения. Сами жители республики хорошо ориентируются в многоэтническом, поликультурном пространстве республики, отличая на бытовом уровне чеченский или дагестанский лаваш, таджикские лепешки или осетинские пироги, молочные продукты, изготовленные по рецептам кабардинцев или грузин. Нужно также отметить, что в Чечне в центре терского казачества давно существует музей костюма, центр татарского языка или музей аварской керамики и т.д.

Таким образом, существующее многообразие поликультурной жизни формирует этнокультурную грамотность населения республики, но, чаще всего, это происходит стихийно, не последовательно, на уровне дилетантского интереса. В нашем же случает, речь должна идти о специально организованном этнографическом образовании, в который вовлечена не только школьники, но и их родители, педагоги, директора школ, лицеев и гимназий, студенческая молодежь, представляющая собой будущее республики, кому жить в сложившемся полиэтническом социуме и строить крепость межнациональных отношений, исключающую нетерпимость и равнодушие к своему соседу, который принадлежит к другой культуре и говорит на другом языке.

C целью определить суть и содержание термина «этнографическая культура», «этнографическая грамотность», обратимся к термину «грамотность», который с греческого языка (grammata) означает «владение навыками устной и письменной речи, что является одним из важнейших показателей культурного уровня населения» [5, с. 88]. Кто же такой грамотный человек? Словарь С.И. Ожегова данное понятие объясняет следующим образом: «грамотный человек - это человек, обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-нибудь области» [2, с. 143]. Если попытаться перевести термин «грамотность» в «этнографическую грамотность», то получим, что этнографическая грамотность личности представляет собой обладание необходимыми этнографическими знаниями и сведениями из разных культур, языков и традиций, что является важнейшим показателем культурного уровня личности. То есть, этнографическая грамотность личности педагога гимназии отвечает за изучение и знание им многочисленных народов-этносов, населяющих Чеченскую республику и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение и культурно-бытовые особенности.

Вопросы этнографической культуры, этнографической грамотности Чеченской республики активно перекликаются с вопросами, которые поднимают сибирские ученые-этнографы. К примеру, Ирина Вячеславовна Октябрьская, доктор исторических наук, отмечает, что «в социальных отношениях есть такой парадокс: если они гармоничны, стабильны, то этнические различия между людьми, которые тебя окружают, становятся не столь актуальными. Потому что есть общее социокультурное пространство, общие интересы, и они оказываются гораздо важнее. Если же ситуация напряженная, нередко случается, что именно этнический фактор начинает использоваться для эскалации конфликта», - говорит исследовательница. Причем нередко в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.