Научная статья на тему 'Функциональные векторы педагогического наставничества'

Функциональные векторы педагогического наставничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1219
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК / СУЩНОСТЬ ФУНКЦИЙ В НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВЕКТОРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА / THE ESSENCE OF FUNCTIONS IN TUTORIAL ACTIVITY / THE FUNCTIONAL VECTORS OF PEDAGOGICAL MENTORING / THE TEACHER-MENTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Татьяна Юрьевна

В статье раскрываются особенности выполнения педагогом-наставником функций педагогического наставничества, которые реализуются в рамках функциональных векторов, а именно: вектор коррекции (поддерживающая, диагностико-коррекционная, развивающая функции), вектор взаимодействия (коммуникативно-организаторская, медиативная, аналитическая функции) и вектор самореализации (научно-исследовательская, методическая, профессионально-идентификационная функции). Рассматривается сущность указанных функций в условиях общеобразовательной школы и высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional vectors of pedagogical mentoring

The paper deals with realization of pedagogical mentoring functions by a teacher-tutor, which are revealed within functional vectors: correction vector (support, diagnose-correction, developing functions), interaction vector (communicative and organizing, mediating, analytical functions) and self-realization vector (research, methodical, professional and identification functions). The essence of the specified functions is in con-ditions of comprehensive school and higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Функциональные векторы педагогического наставничества»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 15083 УДК 37.013

Осипова Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15083. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15083.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Осипова Татьяна Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Государственного учреждения «Южноукраинский национальный педагогический университет имени

К. Д. Ушинского», г. Одесса

[email protected]

Функциональные векторы педагогического наставничества

Аннотация. В статье раскрываются особенности выполнения педагогом-на-ставником функций педагогического наставничества, которые реализуются в рамках функциональных векторов, а именно: вектор коррекции (поддерживающая, диагностико-коррекционная, развивающая функции), вектор взаимодействия (коммуникативно-организаторская, медиативная, аналитическая функции) и вектор самореализации (научно-исследовательская, методическая, профессионально-идентификационная функции). Рассматривается сущность указанных функций в условиях общеобразовательной школы и высшего учебного заведения.

Ключевые слова: педагог-наставник, функциональные векторы педагогического наставничества, сущность функций в наставнической деятельности.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Сегодня перед высшей школой, в частности педагогической, стоит задача подготовки интеллектуальных, инициативных специалистов, способных к дальнейшему профессионально-творческому развитию. Большая роль в решении этой задачи, на наш взгляд, отводится педагогическому наставничеству, которое мы понимаем как сложно структурированную синергетическую систему, направленную на самоорганизацию и самореализацию субъектов образовательного пространства. Наставник -это педагог, консультант, координатор личностного и профессионального роста студентов или профессионального самоопределения учащихся, который в рамках образовательного пространства учебного заведения предоставляет им педагогическую поддержку по функциональным векторам педагогического наставничества: коррекции, взаимодействия, самореализации. К осуществлению наставнической деятельности необходимо готовить будущих педагогов-наставников в процессе профессиональной подготовки. В аспекте исследования подготовку будущих учителей к педагогическому наставничеству понимаем как целостный педагогический процесс, направленный на овладение ими знаниями, а также практическими умениями и навыками, необходимыми для выполнения соответствующих функций.

В педагогике, как правило, употребляется понятие «функции педагогической деятельности». Педагогическая деятельность учителя реализуется в определенных ситуациях благодаря выполнению разнообразных действий, подчиненных определенным целям и направленных на решение тех или иных педагогических задач, которые осознанно или интуитивно создаются учителем. Для того чтобы достичь педагогического мастерства, учитель должен представлять себе структуру и связанную с ней систему функций педагогической деятельности [1]. По мнению ученых (Н. Кузьмина, В. Сластёнин, А. Щербаков и др.), в педагогическом процессе реализуются такие взаимосвязанные функции, как диагностическая, прогностическая, конструктивно-проективная, организаторская, информационная, коммуникативная, творческая, рефлексивная и т. д.

r\j Л r\j

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 15083 УДК 37.013

Осипова Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15083. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15083.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Не отрицая указанных функций в педагогической деятельности учителя, заметим, что функции педагога-наставника все-таки имеют некоторые особенности. В педагогическом наставничестве выделяем такие функциональные векторы: вектор коррекции (поддерживающая, диагностико-коррекционная, развивающая функции), вектор взаимодействия (коммуникативно-организаторская, медиативная, аналитическая функции), вектор самореализации (научно-исследовательская, методическая, профессионально-идентификационная функции). Рассмотрим их более детально.

Важным в педагогическом наставничестве считаем функциональный вектор коррекции, к которому нами отнесены поддерживающая, диагностико-коррекционная, развивающая функции.

Поддерживающая функция прежде всего состоит в педагогической поддержке воспитанников (учеников или студентов) в процессе социализации и адаптации к нормам, существующим в обществе и в определенном учебном заведении, что дает им возможность приспособиться к действующим формам поведения, выработать собственные ценностные ориентации, идентифицировать себя в обществе.

Выполняя эту функцию, педагог-наставник помогает вхождению учащихся в ритм жизни в конкретном учебном заведении, поскольку они должны изменить навыки и привычки повседневного поведения, подчиниться условиям учебно-познавательной деятельности.

Наставник в рамках поддерживающей функции, по мнению Л. Маценко, помогает воспитаннику в личностном развитии, усвоении и принятии общественных норм, ценностей, соблюдении основ духовного полноценного бытия. Он берет на себя миссию старшего коллеги в овладении студентом (а также и учеником. - Т. О.) позитивными социальными ролями. В то же время сам наставник выступает субъектом социализации, поскольку перенимает и переосмысливает социальный опыт, носителем которого является учащаяся молодежь [2].

Заметим, что основные концептуальные положения педагогической поддержки были разработаны О. Газманом [3], который определял ее сущность как превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением - моральным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором. Педагогическая поддержка, на взгляд автора, предусматривает совместное с учащимся преодоление преград или проблем, мешающих ему сохранить человеческое достоинство, достижение положительных результатов в обучении, труде, общении [4].

Таким образом, указанная функция основывается на межличностном взаимодействии педагога-наставника и воспитанника в совместном поиске конкретных способов помощи в возникшей педагогической ситуации, рассмотрении различных способов ее решения и нахождения оптимального варианта. Пи этом поддерживающая функция наставника может быть направлена как на индивидуальную поддержку воспитанника, предусматривающую диагностику индивидуального развития, воспитанности, определения личностных проблем воспитанника, отслеживание процесса его индивидуального развития, так и на поддержку всех воспитанников, создавая психологически благоприятный климат доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.

Реализация педагогом-наставником указанной функции создает возможность для самореализации его воспитанников, самовыражения в творческой деятельности, развития их индивидуальных способностей, формирования их мировоззрения и воспитания моральных качеств.

rw IV

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 15083 УДК 37.013

Осипова Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15083. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15083.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Ди агностико-коррекционная функция. Важной задачей педагога-наставника является способствование саморазвитию, самоутверждению личности каждого воспитанника, что обусловливает необходимость осуществления педагогической диагностики, призванной обеспечить разностороннее измерение состояния педагогического процесса, выявление причин усложнений и недостатков его протекания и результатов. Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Невозможно осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей психического развития каждого воспитанника, уровня его умственной и моральной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т. д. Иными словами, учитель должен владеть методикой педагогической диагностики.

Заметим, что учеными по-разному трактуется понятие «педагогическая диагностика»: как система технологий, средств, процедур, методик и методов освещения обстоятельств, условий и факторов функционирования педагогических объектов, протекания педагогических процессов, установления их эффективности и последствий (И. Подласый); как получение информации о состоянии и развитии процесса обучения, выявление условий, достижений и недостатков этого процесса, определение путей повышения его эффективности и усовершенствования подготовки специалистов в соответствии с поставленной целью (Г. Цехмистров); как особый вид профессиональной деятельности, который имеет свою специфическую структуру; особенностью педагогической диагностики является исследование объекта с позиции не только познания, но и его совершенствования (Л. Давыдова), как распознание и учет индивидуальных и групповых особенностей образовательного процесса и его условий, содержания и результативности (И. Скопылатов), как процесс и способы определения степени развития личностных качеств, трудностей в обучении, развитии, общении, освоении профессии и эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов (В. Загвязинский) и т. д.

Полностью разделяя мнение ученых о том, что диагностическая функция основывается на материалистическом понимании связей человека с окружающей средой и комплексном анализе его интегративных качеств и деятельности, к основным задачам педагогической диагностики педагога-наставника относим изучение: уровня воспитанности и уровня сформированности интегративных черт личности (моральное, умственное, эстетическое развитие); поведения и деятельности воспитанников; воспитательного воздействия в макро- и микросреде; особенностей семейного и учебного коллективов, их педагогическую характеристику; содержания, эффективности и продуктивности педагогической деятельности и др.

Учитывая то, что основным видом деятельности в любом учебном заведении является учебная, то педагог-наставник должен уметь выявлять уровень знаний, умений, навыков, способов деятельности воспитанников, анализировать условия протекания учебного процесса и определять их влияние на уровень обученности учащихся, а также корректировать учебный процесс с целью устранения ошибок и трудностей в обучении. Поэтому целесообразным в педагогическом наставничестве считаем выполнение именно диагностико-корректирующей функции, поскольку педагог-наставник должен постоянно отслеживать, диагностировать ход учебно-воспитательного процесса, оценивать промежуточные результаты, вносить коррективы в свои действия и действия воспитанников. Иначе говоря, на основе диагностики уровня знаний, умений и навыков, трудностей, недостатков, причин неуспеваемости он должен определять конкретные мероприятия, которые будут способствовать

rw о ^

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 15083 УДК 37.013

Осипова Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15083. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15083.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

устраое нию выявленных пробелов в знаниях учащихся, и корректировать их поведение в соответствии с установленными нормами в учебном заведении и в обществе.

Развивающая функция. Выполнение наставником развивающей функции способствует постепенному и последовательному социально-психологическому и профессиональному развитию личности. Роль развивающей функции, по мнению С. Баранова, заключается в активизации процесса познания, овладении логикой мышления, суждений, умозаключений, формировании интереса к обучению и познанию окружающего мира, положительных моментов обучения, развитии способностей [5]. Указанная функция обеспечивает формирование познавательных способностей, усвоение приемов умственной деятельности, приобретение жизненного опыта, способность прогнозировать результаты собственных размышлений и проявляется в развитии мышления учащихся, формировании их эмоционально-чувственной сферы, учебных интересов, мотивов и способностей.

Вслед за И. Никитиной считаем, что выполнение развивающей функции педаго-гом-наставником будет способствовать активизации продуктивных познавательных процессов (логическая память, самостоятельность мышления, творческое воображение и т. д.), усилению личностного смысла приобретенных знаний для учащегося с учетом их типичных возрастных и психологических особенностей; сохранению и развитию положительной Я-концепции, что требует включения в содержание заданий описание рациональных способов их выполнения, побуждение к самостоятельным поискам индивидуальных способов получения результатов с гарантией обязательного повышения рейтинговой оценки [6].

При этом выполнение развивающей функции предусматривает и саморазвитие самого педагога-наставника и требует от него отношения к наставнической деятельности как к творческому процессу. На наш взгляд, педагог, который сам постоянно не развивается, не занимается самообразованием, не сможет выполнять наставническую деятельность, поскольку не сможет оказать надлежащую поддержку своим воспитанникам.

Следующим в педагогическом наставничестве выделен вектор взаимодействия, включающий коммуникативно-организаторскую, медиативную и аналитическую функции.

Коммуникативно-организаторская функция. Педагогическая деятельность немыслима без общения, благодаря которому педагог-наставник координирует свои действия с воспитанниками, родителями, коллегами, осуществляет учебно-воспитательную работу. Коммуникативная (от лат. - делаю общим, общаюсь) функция обеспечивает смысл, стратегию и тактику его сотрудничества с воспитанниками и в установлении, продолжении и приостановлении необходимых профессиональных контактов, обмене информацией и пр.

Указанная функция прежде всего связана с влиянием педагога-наставника, которое оказывает его личная привлекательность, моральная культура, умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения и побуждать воспитанников своим примером к активному участию в разнообразных видах деятельности, предусматривает проявление любви к детям, доброжелательное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризирует стиль гуманных взаимоотношений; установление педагогически целесообразных взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса [7].

Коммуникативная функция педагогического наставничества тесно связана с организаторской, поскольку предусматривает привлечение воспитанников к намеченной воспитательной работе и стимулирование их активности. Для этого педагог-наставник должен владеть целым рядом умений: определять конкретные задачи обучения и вос-

rw Д IV

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 15083 УДК 37.013

Осипова Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15083. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15083.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

питаооя своих воспитанников, развивать их инициативу в планировании совместной работы, распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является умение вдохновить воспитанников на работу, внести в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль по ее выполнению. Организаторская функция реализуется через отбор и структурирование информации в процессе общения с учащимися; организацию различных видов деятельности учащихся; организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с воспитанниками [8].

Таким образом, роль коммуникативно-организаторской функции заключается в том, чтобы способствовать процессам самоорганизации, самоуправления, самоусовершенствования личности воспитанника, созданию условий для реализации его способностей, помощи в достижении намеченных целей.

Медиативная функция. В любом учебном заведении обучаются ученики/сту-денты, принадлежащие к различным слоям населения, национальностям и т. д. Для любого воспитанника важным является статус среди ровесников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в коллективе, выполнение разных социальных ролей. Все это создает потенциально конфликтную среду, в которой они пребывают долгое время. Вмешательство педагога в конфликт, возникший между его участниками, очень часто не приводит к его конструктивному решению, а иногда и ухудшает его. Поэтому считаем, что в таких ситуациях он должен осуществлять медиативную функцию. В рамках исследования медиацию рассматриваем как создание педаго-гом-наставником таких условий для сторон конфликта и их диалога, в которых они смогут сами прийти к примирению.

Медиативная функция предусматривает создание безопасной среды, способствующей развитию личности с активной жизненной позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои действия; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанного на признании ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, уважение прав каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов; повышение «качества жизни» всех субъектов образовательного процесса, обеспечивая положительное общение, открытость, доброжелательность, профилактику агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди воспитанников; создание условий для снижения количества межкультурных, межэтнических конфликтов и т. д. [9]

Выполняя указанную функцию, педагог-наставник пытается помочь сторонам понять причину конфликта, взглянуть на него по-другому, организовать общение сторон, давая возможность прийти к взаимопониманию. Выступая третьей стороной и не вмешиваясь в конфликт, педагог-наставник обеспечивает эффективную коммуникацию между конфликтующими учащимися, налаживая диалог между ними, делая их активными участниками процесса разрешения конфликта. В том случае, если он сможет правильно организовать их взаимодействие для принятия конструктивного решения, это будет способствовать снижению конфронтации, улучшению сотрудничества, устранению противоборства и возобновлению отношений.

На пользе медиации для учащихся акцентирует внимание С. Шуренкова, указывая, что таким образом они учатся: конструктивно общаться с ровесниками и взрослыми; убеждать словами, а не силой; самоорганизации; нормально выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения и т. д. [10]

(V Г IV

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 15083 УДК 37.013

Осипова Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15083. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15083.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Аналитическая функция педагогического наставничества связана с необходимостью анализировать результаты учебно-воспитательного процесса, выявлять в нем положительные аспекты и недостатки, оценивать полученные результаты, корректировать педагогический процесс, искать возможности для его улучшения, поскольку, не зная фактического состояния дел, нельзя оперативно оказать помощь учащимся.

Осуществление аналитической функции предусматривает наличие у педаго-га-наставника умения сравнивать то, что должно быть, с тем, что есть на самом деле, видеть динамику изменений воспитанников в личностном и учебном плане, выделять главное, существенное в учебно-воспитательной работе. Успешное выполнение этой функции в процессе управления позволяет своевременно выявить возникающие противоречия, правильно их оценивать, находить ответы, ставить объективно необходимые цели и задачи, выбирать оптимальные способы их решения и предусматривает планирование и организацию воспитательной работы в учебной группе на основе учета педагогом-наставником межличностных отношений в коллективе, мотивов учебной и познавательной деятельности учащихся, уровня их интеллектуального развития, индивидуальных особенностей, социально-бытовых условий жизни, состояния здоровья, результатов обучения и пр. [11]

Реализация аналитической функции в педагогическом наставничестве способствует саморазвитию и педагога-наставника, приобретению личностных и профессиональных ценностей и смыслов, отображающих индивидуальный опыт изучения содержания профессиональной сферы и системы способов самоанализа, самопрогнозирования, самоконтроля, самооценки и свободы выбора средств достижения результатов.

Еще одним необходимым функциональным вектором педагогического наставничества считаем вектор самореализации, в состав которого входят научно-исследовательская, методическая, профессионально-идентификационная функции.

Научно-исследовательская функция. Сущность научно-исследовательской функции педагогического наставничества заключается в творческом использовании имеющихся педагогических и методических идей в конкретных условиях обучения и воспитания, осмысления и творческого развития того нового, что выходит за рамки известной теории, в определенной мере обогащая ее. Это, по мнению В. Миже-рикова, составляет проблему профессионального роста педагога, его кропотливой работы над повышением своего научного уровня и морального совершенства [12]. О необходимости постоянного саморазвития и самоусовершенствовании педагога говорил еще К. Ушинский, отмечая, что учитель только в той степени воспитывает и обучает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и учить, пока сам работает над своим воспитанием и образованием.

С учетом этого педагог-наставник должен быть, прежде всего, творческой личностью, постоянно заниматься самообразованием, иметь собственную педагогическую позицию, осуществлять исследовательскую деятельность, уметь прогнозировать как собственную деятельность, так и деятельность своих воспитанников. Выполняя научно-исследовательскую функцию, педагог-наставник способствует формированию у учащихся научных понятий, усвоению методических приемов и характеристик научного стиля мышления, умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности; формированию диалектического мировоззрения, положительного отношения к основам научного познания, созданию условий интеллектуального развития и самоусовершенствования; развитию познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, логического мышления и т. д.

6 ~

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 15083 УДК 37.013

Осипова Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15083. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15083.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ЕВ нашем понимании указанная функция ориентирована не только на приобретение учащимися теоретических и практических знаний, но и на творческую самореализацию личности воспитанника, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих умений в процессе решения исследовательских задач во время участия в научных экспериментах и исследованиях.

Если в науке, отмечает Л. Голованева [13], главной целью является выработка новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимися навыков исследования как универсального способа усвоения и преобразования действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (то есть самостоятельно полученных знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного воспитанника).

Таким образом, при выполнении научно-исследовательской функции педагог-наставник способствует более глубокому и прочному усвоению знаний учащимися, вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы, формирует умения применять теоретические знания при решении конкретных практических задач, развивает личностные качества учащихся, влияет на выбор будущей профессии учениками, а студентам помогает идентифицировать себя с уже выбранной профессией.

Методическая функция также является важной функцией педагога-на-ставника, поскольку предусматривает создание и использование банка методического обеспечения учебного процесса, включающего использование разных типов обучения, инновационных технологий; обеспечение внутри- и межпредметных связей. Педагог-наставник должен постоянно изучать и творчески использовать нормативные, программно-методические документы, обобщать опыт успешной педагогической деятельности, способствовать его расширению, совершенствовать и активизировать работу с учащимися.

Методическая функция предусматривает изучение и обобщение передового педагогического опыта (использование нетрадиционных форм, интерактивных методов, интенсивных технологий обучения и т. д.); внедрение в собственную практику инновационных технологий (использование в учебном процессе информационных методик, модульного и дистанционного обучения и пр.); авторскую разработку методических материалов, положительную оценку результативности их внедрения благодаря проведению педагогических экспериментов и т. п. Иными словами, методическая функция обеспечивает постоянное самообразование педагога-наставника, повышение уровня его методической подготовленности с целью координации учебно-воспитательной работы, овладение наиболее рациональными методами и приемами обучения и воспитания учащихся, обмен и передачу накопленного педагогического опыта, повышение теоретического и практического уровня в определенной отрасли знаний, оказание адресной групповой или индивидуальной помощи учащимся, активное участие в семинарах, конференциях и т. д.

Реализуя методическую функцию, педагог-наставник привлекает учеников, студентов к различным видам обучения, способствующим развитию их общественной активности, и помогает каждому воспитаннику проявить свои способности в учебной деятельности.

Профессионально-идентификационная функция педагогического наставничества рассматривается в двух аспектах: в условиях общеобразовательной школы и высшего учебного заведения.

Профессионально-идентификационная функция согласно особенностям общеобразовательного учебного заведения может рассматриваться в качестве профори-

rw Т IV

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 15083 УДК 37.013

Осипова Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15083. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15083.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ентационной функции в деятельности классного руководителя как педагога-настав-ника и предусматривает изучение вопросов, связанных с профессиональными намерениями учеников, то есть какую профессию они хотят выбрать, их возможностей, способностей, необходимых для получения этой профессии и т. д.

С целью формирования устойчивых профессиональных намерений классный руководитель как педагог-наставник должен регулярно информировать учеников о профессиях, которые они хотят выбрать, способствовать овладению ими навыками в этой профессии, привлекая их к участию в соответствующих кружках, составлению индивидуальных образовательных траекторий, предусматривающих приобретение необходимых для выбираемой профессии практическими умениями и навыками, направлять учеников на самопознание.

В условиях высшего учебного заведения выполнение профессиональноидентификационной функции направлено на понимание и принятие студентами профессиональной роли. Особенности профессиональной идентификации Ж. Верная рассматривает на трех уровнях регуляции личностной активности студентов: ценностные ориентации; целевые и ситуативные конкретно-действенные установки. При этом автор считает, что на уровне ценностных ориентаций профессиональная идентификация происходит при помощи принятия профессионально значимых ценностей; на уровне обобщенных целевых установок - при помощи включения в процесс усвоения будущей профессиональной деятельности, самостоятельности и творческого подхода к ее осуществлению; на уровне ситуативных конкретнодейственных установок - благодаря овладению будущей профессией, отношению к содержанию будущей профессии, доминирующей формы овладения ею [12].

Опираясь на исследования Л. Шнейдера [15], считаем, что при реализации указанной функции педагог-наставник должен способствовать осознанию студентами своей принадлежности к определенному профессиональному сообществу; овладению знаниями о своих сильных и слабых сторонах, вероятных зонах успехов и неудач в будущей профессиональной деятельности; более четкому представлению о себе и своей работе в будущем.

Заметим, что выделенные функции педагогического наставничества не являются разобщенными и осуществляются педагогом-наставником комплексно.

Ссылки на источники

1. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Пед. о-во России, 2002. - 268 с.

2. Маценко Л. М. Дiяльнiсть наставника в системi виховноТ роботи вищого навчального закладу: мо-нографiя. - К.: НАККЮМ, 2010. - 420 с.

3. Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторской педагогики к педагогике свободы. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. - 320 с.

4. Там же.

5. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. - М.: Прометей, 1981. - 357 с.

6. Ыктна I. В. Особливосп оптимiзацiТ розвитку творчого потен^алу студента техычного ушверси-тету. - URL: dspace.nuft.edu.ua/.../Features%20to%20optimize%20the%20development. Pdf (дата обращения 03.02.2015).

7. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Указ. соч.

8. Там же.

9. Шуренкова С. С. Медиация в образовательной системе. - URL: mediacya.com>publications/19 (дата обращения 16.01.2015).

10. Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Саушина И. К. Аналитическая деятельность заместителя директора - неотъемлемая часть управленческой деятельности. - URL: festival.1september.ru>articles/510935 (дата обращения 21.12.2014).

гы

8 ~

КОНТ ТЕПТ

Осипова Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15083. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15083.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 15083 УДК 37.013

12. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Указ. соч.

13. Голованева Л. В. Научно-исследовательская деятельность учащихся в модели личностноориентированного образования. - URL: reftrend.rm748705.html (дата обращения 25.01.2015).

14. Вiрна Ж. П. Мотивацшно-смислова регулящя у професiоналiзацiT психолога: дис. ... д-ра психол. наук. - К., 2004. - 414 с.

15. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. - 600 с.

Tatyana Osipova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Pedagogics, South Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushinsky,

Odessa, Ukraine [email protected] Functional vectors of pedagogical mentoring Abstract. The paper deals with realization of pedagogical mentoring functions by a teacher-tutor, which are revealed within functional vectors: correction vector (support, diagnose-correction, developing functions), interaction vector (communicative and organizing, mediating, analytical functions) and self-realization vector (research, methodical, professional and identification functions). The essence of the specified functions is in conditions of comprehensive school and higher educational institution.

Key words: teacher-tutor, functional vectors of pedagogical mentoring, essence of functions in tutorial activity. References

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

Mizherikov, V. A. & Ermolenko, M. N. (2002) Vvedenie v pedagogicheskuju dejatel'nost', Ped. o-vo Rossii, Moscow, 268 p. (in Russian).

Macenko, L. M. (2010) Dijal'nist' nastavnika v sistemi vihovnoi roboti vishhogo navchal'nogo zakladu: monografija, NAKKKiM, Kiev, 420 p. (in Ukrainian).

Gazman, O. S. (2003) Neklassicheskoe vospitanie. Ot avtorskoj pedagogiki k pedagogike svobody, Izd. dom “Novyj uchebnik”, Moscow, 320 p. (in Russian).

Ibid.

Baranov, S. P. (1981) Sushhnost'processa obuchenija, Prometej, Moscow, 357 p. (in Russian).

Nikitina, I. V. Osoblivosti optimizacii rozvitku tvorchogo potencialu studenta tehnichnogo universitetu. Available at: dspace.nuft.edu.ua/.../Features%20to%20optimize%20the%20development. Pdf (data obrashhenija 03.02.2015) (in Ukrainian).

Mizherikov, V. A. & Ermolenko, M. N. (2002) Op. cit.

Ibid.

Shurenkova, S. S. Mediacija v obrazovatel'noj sisteme. Available at: mediacya.com>publications/19 (data obrashhenija 16.01.2015) (in Russian).

Ibid.

Saushina, I. K. Analiticheskaja dejatel'nost' zamestitelja direktora - neot#emlemaja chast' upravlench-eskoj dejatel'nosti. Available at: festival.1september.m>artides/510935 (data obrashhenija 21.12.2014) (in Russian).

Mizherikov, V. A. & Ermolenko, M. N. (2002) Op. cit.

Golovaneva, L. V. Nauchno-issledovatel'skaja dejatel'nost' uchashhihsja v modeli lichnostno-orientirovannogo obrazovanija. Available at: reftrend.rm748705.html (data obrashhenija 25.01.2015) (in Russian).

Virna, Zh. P. (2004) Motivacijno-smislova reguljacija u profesionalizacii psihologa: dis. ... d-ra psihol. nauk, Kiev, 414 p. (in Ukrainian).

Shnejder, L. B. (2004) Professional'naja identichnost: teorija, jeksperiment, trening, Izd-vo Mosk. psi-hol.-soc. in-ta, Moscow, 600 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

9 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.