Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей к формированию экологической культуры обучающихся: значение и аспекты'

Подготовка будущих учителей к формированию экологической культуры обучающихся: значение и аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демчук Анастасия Владимировна

В статье рассматриваются аспекты подготовки будущих учителей к осуществлению экологического воспитания обучающихся, приведен анализ существующей ситуации по проблеме формирования экологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей к формированию экологической культуры обучающихся: значение и аспекты»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

стоимость которых превышало количество имеющихся денег - 8% испытуемых.

При решении задач на куплю-продажу младшие школьники с нарушениями интеллекта допускают множество ошибок, которые можно объединить в такие группы как: осуществление выбора товаров, стоимость которых превышает количество имеющихся денег; неверное вычисление стоимости товаров, стоимость которых не превышает имеющихся денег; неверное вычисление сдачи.

Также в ходе экспериментального исследования школьникам с нарушением интеллекта было предложено решить две текстовые арифметические задачи на вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

Верное решение данных задач выполнили 58% учащихся. 25% детей осуществили правильный поиск и выбор арифметического действия для решения задач, но допустили ошибки в вычислениях. 17% испытуемых выполнили неверный поиск и выбор арифметического действия для решения задач.

Таким образом, в ходе экспериментальной работы установлено, что учащиеся с нарушением интеллекта младших классов испытывают определенные трудности и при решении текстовых арифметических задач на вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью, связанные с поиском и выбором арифметического действия, а также проведением вычислений.

Подводя итоги, назовём основные особенности представлений о стоимости младших школьников с нарушением интеллекта, выявленные нами в ходе экспериментальной работы:

- незнание внешнего вида монет;

- низкий уровень знаний о номинальном достоинстве монет, определение номинального достоинства монеты исходя из её размера (диаметра) или цифры, написанную на монете без учёта того, количество чего ею обозначено - рублей или копеек;

- многочисленные ошибки вычисления стоимости товаров и сдачи;

- трудности осознания зависимости между ценой, количеством и стоимостью. Список использованной литературы:

1.Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 класс. В 2-х ч.-М.: «Просвещение», 2011.

2.Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2 класс. В 2-х ч.- М.: «Просвещение», 2012.

3.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - М.: ВЛАДОС, 2001.

4.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013.

5.Эк В.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 3 класс - М.: «Просвещение», 2012.

© Гусева И.Н., Демидченкова К.И., 2017

УДК 37

Демчук Анастасия Владимировна Demchuk Anastasiya Vladimirovna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТМПО СурГУ, г. Сургут E-mail: dem_anastasiya82@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ: ЗНАЧЕНИЕ И АСПЕКТЫ

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты подготовки будущих учителей к осуществлению экологического

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

воспитания обучающихся, приведен анализ существующей ситуации по проблеме формирования экологической культуры.

Ключевые слова

Профессиональная подготовка, будущие учителя, экологическое воспитание, экологическая культура.

Проблема подготовки будущих учителей к осуществлению экологического воспитания очень актуальна на сегодняшний день, не смотря на то, что долгое время считалась исчерпывающе изученной, так как большое количество работ было посвящено экологическому воспитанию школьников и студентов. Но не нужно забывать, что система общего, профессионального, высшего и дополнительного образования меняется, соответственно и должны меняться подходы, условия, методы средства, способы и формы экологического воспитания обучающихся и подготовки будущих педагогов к этому процессу.

Существует множество ратифицированных международных, федеральных и региональных нормативно-правовых актов и соглашений, которые провозглашают значимость экологической воспитанности, а так же актуальность подчеркивается тем, что 2013 был годом охраны окружающей среды, а 2017 объявлен годом экологии.

Основы экологического воспитания, необходимо рассмотреть как формирование системы «общество-природа» в движении ее к своей целостности, в процессе естественно-исторического развития. Как справедливо отмечает А.Г. Шевцов, интенсификация и глобализация научно-технического прогресса, всей социально-экономической деятельности человека, привели к широкомасштабному воздействию на окружающую среду, а через ее изменение (чаще ухудшение) - на человека и общество [1]. Только на основании системного представления о единстве общества и природы можно теоретически (и логически) ставить вопрос о мере внутренней активности общества по отношению к природе, как к элементу указанной системы, об оптимизации деятельности общества, только в системе «общество-природа» позволительно говорить о социальных функциях природы в жизни общества, о социальных и природных последствиях научно-технической революции [1].

Экологическое воспитание обучающихся является важнейшим и во многом определяется состоянием сформированности экологической культуры учителя. Однако будущие учителя имеют недостаточный уровень своей готовности к эколого-педагогической деятельности.

В современной системе подготовки будущих педагогов существует неотъемлемая часть содержания образования направленная на формирование готовности к видам профессиональной деятельности (педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская). Культурно-просветительская деятельность включает ряд элементов, среди, которых способность к воспитанию экологической культуры.

Анализ особенности подходов к определению экологического воспитания и экологической культуры в современной педагогической науке (Т.П. Буренина, Н.М. Владимиров, Н.С. Дежникова, С.Г. Добротворская, Г.П. Сикорская, Б.Т. Лихачев, В.И. Лещинский, С.В. Неделина, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др.) позволяет выделить аксиологический, деятельностный, личностно-творческий аспекты формирования экологической культуры в образовательном процессе.

В аксиологическом аспекте результат экологического воспитания является частью общей культуры представленной совокупностью материальных и духовных ценностей, проявляющиеся в оценке самой личности как должное. В деятельностном аспекте экологическая культура (результат экологического воспитания) представлена как специфические способы функционирования в процессе решения разнообразных задач взаимодействия с окружающей средой. Освоение личностью культуры здесь предполагает освоение ею способов практической деятельности. В личностно-творческом аспекте проявляется направленность деятельности человека на творческую самореализацию в мире социума и природы. Индивидуальность не нивелируется в культуре, осваивая ее ценности, а активно развивается, проявляя и реализуя свои неповторимые возможности.

Особая роль в экологическом образовании подрастающего поколения отводится учителю. В своей книге «Руководство к образованию немецких учителей» (1835г.) А. Дистервег писал: «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является воспитанным, развитым и образованным...» [2, с. 47].

В связи с жизненно важной необходимостью осознания человеком своей социальной и нравственной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

ответственности за состояние окружающей среды, в современных исследованиях все отчетливей прослеживается нравственный аспект в понимании сущности экологической культуры как части общей культуры личности. В ее основе лежит, прежде всего, ценностное отношение человека к явлениям окружающего мира.

Развитая экологическая культура учителя является неотъемлемым элементом его готовности к осуществлению экологического воспитания, которую можно определить как его интегративное профессиональное качество, которое характеризует степень сформированности экологического мировоззрения, сознания, мышления и включает в себя эколого-аксиологический, эколого-поведенческий (деятельностный) и эколого-педагогический компоненты. Эти компоненты находятся в диалектическом единстве. Экологическая культура учителя формируется в контексте его общей и профессионально-педагогической культуры (Гусарова С.Е., 2005).

В подготовке будущих учителей к экологическому воспитанию обучающихся необходимо учитывать развитие активных позиций: гражданской (наличие знаний, осознанного отношения и реальных действий в области экологических проблем планеты, страны, территории своего места проживания); родительской (понимание, насколько значимым является привитие любви и бережного отношения к природе у своих собственных детей); профессионально-педагогической (владение методиками и конкретными технологиями экологического воспитания) [3; с. 37].

Уровень подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию обучающихся зависит от того, насколько будущий учитель осведомлен об экологических проблемах, какой пассивной или активной позиции он придерживается в их решении, осознает ли значимость своей роли, насколько глубоко владеет знаниями по основам экологии, методики экологического воспитания, а также каков уровень его педагогических умений направленных на формирование экологической культуры обучающихся в образовательном процессе.

Список использованной литературы:

1. Чурин Г.Ю. Экологическое воспитание как одна из основных форм воспитательной работы // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи». - Барнаул, - 2000. - С. 97-102.

2. Дистервег А. Избранные педагогические произведения. - М., 1956. - 480 с.

3. Зыкова О.А. Развитие экологической культуры педагогов дошкольного образования // Социальное воспитание . - 2013 - № 2. - С. 31-39.

© Демчук А.В., 2017

УДК 378.147.88

Алёна Леонидовна Жгилёва

ст-ка 2 курса,

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика Решетнева,

г. Красноярск, РФ E-mail: alena.zhgileva98@mail.ru Татьяна Александровна Мартиросова К.П.Н., доцент кафедры физической культуры и валеологии, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика Решетнева,

г. Красноярск, РФ E-mail:tat.martirosova@yandex.ru

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация

Данная статья посвящена развитию физической культуры студентов в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.