Научная статья на тему 'Особенности представлений о стоимости младших школьников с нарушениями интеллекта'

Особенности представлений о стоимости младших школьников с нарушениями интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА / КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Ирина Николаевна, Демидченкова Ксения Ивановна

В статье рассматриваются особенности представлений о стоимости младших школьников с интеллектуальными нарушениями, приведён качественный и количественный анализ данных экспериментального курсового исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений о стоимости младших школьников с нарушениями интеллекта»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

— несовершенная поощрительная система, связанная с низкими возможностями материального стимулирования разработчиков, с одной стороны, и слабым использованием существующих возможностей нематериального стимулирования, с другой.

К проблемам разработки и реализации новых образовательных технологий, обусловленным человеческим фактором, можно отнести:

— высокие требования, предъявляемые к квалификации разработчиков в области современных информационных и коммуникационных технологий, включая уверенное владение приёмами использования современных Интернет-сервисов;

— распространённые психологические барьеры, такие как личные привычки, культурные традиции, осторожное отношение ко всему новому;

— возникающие опасения в связи с тем, что время, требуемое для разработки новой технологии, может существенно превысить оценку её важности и полезности руководством вуза.

Необходимость разработки и внедрения новых образовательных технологий продиктована состоянием современного образования. Это позволит значительно повысить эффективность образовательного процесса и качество образования в целом [3, с. 6]. Список использованной литературы:

1. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Особенности применения информационных технологий для обеспечения деятельности вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (20). С. 22-28.

2. Богданова А.В. Теоретико-методологические предпосылки исследования вопросов диагностики качества образования в высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 29-32.

3. Панюкова Е.В. Проектирование образовательных услуг на основе качества // Инновации. Наука. Образование. 2016. № 3 (2). С. 6.

© Глазова В.Ф., 2017

УДК 376.433

Гусева Ирина Николаевна

канд.пед. наук, доцент КГУ, Демидченкова Ксения Ивановна

студентка 4 курса, бакалавриат, НП Специальное (дефектологическое)образование

г. Курск, РФ E-mail: gin200706@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТОИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация

В статье рассматриваются особенности представлений о стоимости младших школьников с интеллектуальными нарушениями, приведён качественный и количественный анализ данных экспериментального курсового исследования.

Ключевые слова

Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, коррекционное обучение,

коррекционное обучение математике.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Проблема формирования представлений о стоимости у младших школьников с нарушениями интеллекта является одной из важнейших в курсе математики начальных классов. С одной стороны, работа по формированию представлений о стоимости способна приблизить детей к жизни, дать основы для экономического воспитания. С другой стороны, знакомство со стоимостью позволяет углубить элементарные математические представления, в частности представления о числе, его количественном составе, развивать у детей навыки счёта, понять функциональную зависимость между величинами (цена, количество, стоимость) [3].

Изучив и проанализировав общую и специальную литературу по теме исследования, мы поставили его целью изучить особенности представлений о стоимости младших школьников с нарушением интеллекта.

Экспериментальное исследование проводилось в ГУчетверти 2015-2016 учебного года на базе Областного казенного образовательного учреждения (ОКОУ) для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» г. Курска. В эксперименте приняло участие 12 школьников в возрасте от 9 до 11 лет, обучающихся в 3 классах указанного нами образовательного учреждения.

Все предлагаемые нами задания соответствовали программным требованиям, возрастным возможностям испытуемых [4].

Для изучения особенностей представлений о стоимости нами были подобраны и предложены младшим школьникам с нарушением интеллекта следующие задания, которые условно можно разделить на 4 блока, составленные на основе анализа учебников математики [1, 2, 5]: 1) Внешний вид монет

Задание 1. Найди названные монеты и обведи их в кружок. а) найди монету в 5 копеек

б) найди монету в 1 рубль

в) найди монету в 5 рублей

г) найди монету в 10 рублей

д) найди монету в 1 копейку

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

е) найди монету в 2 рубля

ё) найди монету в 10 копеек

2) Номинальное достоинство монет

Задание 2. Обведи монету наибольшего достоинства. а)

3) Задачи на куплю-продажу

Задание 3. Выбери один или несколько предметов, которые ты можешь сразу купить на имеющиеся у тебя деньги. Сосчитай и запиши, сколько сдачи у тебя останется (в каждом отдельном случае предоставляется бланк с изображением имеющихся денег и изображением товаров и ценников).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

3) Текстовые арифметические задачи на вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

а) Тетрадь стоит 7 р. Сколько стоят 8 таких тетрадей?

б) Витя купил 5 карандашей. Один карандаш стоит 9 р. Сколько Витя заплатил за свою покупку?

Для получения наиболее достоверных данных помощь экспериментатора младшим школьникам с

нарушениями интеллекта при выполнении заданий не оказывалась.

Качественный и количественный анализ результатов экспериментальной работы свидетельствует о том, что многие учащиеся с нарушением интеллекта младших классов плохо знают внешний вид тех или иных монет. При нахождении заданной монеты дети допускали многочисленные ошибки, они не обращали внимание на цвет, размер, цифру и надпись, написанные на монетах. Допущенных ошибок испытуемые, как правило, не замечали и не пытались их исправить.

Правильно указать монету в 5 копеек смогли 50% младших школьников с нарушениями интеллекта. 33% учащихся сделали неправильный выбор, указав на монету в 5 рублей. 17% испытуемых также не смогли верно справиться с заданием, посчитав, за монету в 5 копеек, монету в 50 копеек.

Найти среди предложенных монет и правильно указать монету в 1 рубль смогли большинство (75%) учащихся с нарушениями интеллекта, принявших участие в эксперименте. Вместе с тем, в 25% случаев школьниками были отмечена монета в 1 копейку. Мы полагаем, что это обстоятельство связано с внешним сходством монет в 1 рубль и в 1 копейку и с тем, что школьниками выбор был сделан только на основе увиденной цифры 1, написанной на монете, без осуществления детального анализа внешнего вида монет. Аналогичная ситуация наблюдалась нами и при нахождения детьми с нарушениями интеллекта монеты в 5 рублей. Правильно указать данную монету смогли 59% учащихся. 33% школьников с нарушениями интеллекта сделали неверный выбор, отметив вместо монеты в 5 рублей, монету в 5 копеек. Незначительная часть (8%) испытуемых вместо пятирублевой монеты указали на двухрублевую. По нашему предположению, это могло произойти из-за слабой дифференциации графически сходных цифр 5 и 2, написанных на монетах.

Сложнее всего младших школьникам с нарушениями интеллекта было отличить монету в 10 рублей от монет в 1 копейку, в 1 рубль и в 10 копеек; монету в 1 копейку от монет в 10 копеек, 10 рублей и в 1 рубль, а также монету в 10 копеек от монет в 10 рублей, в 1 рубль и в 1 копейку.

Найти монету в 10 рублей смогли найти 42% испытуемых. 33% школьников указали вместо монеты в 10 рублей, монету в 10 копеек. В 17% работ школьниками была отмечена монета в 1 рубль. А 8% участников эксперимента вместе десятирублевой монеты, отметили монету в 1 копейку.

Среди предложенных монет, монету в 1 копейку нашли 33% участников экспериментального исследования. Большинство (50%) учащихся указали на монету в 1 рубль. 8,5% испытуемых вместо монеты в 1 копейку указали монету в 10 копеек. Ещё такого же количество (8,5%) школьников отметили монету в 10 рублей. На наш взгляд, сложности нахождения монеты в 1 копейку связаны с тем, что в настоящее время монета данного номинала не используется в обиходной жизни.

В 58% случаев школьниками были правильно отмечена монета в 10 копеек. 42% испытуемых осуществили неправильный выбор, указав монету в 10 рублей.

Верно указать монету в 2 рубля смогли 66% учащихся с нарушениями интеллекта. 17% испытуемых вместо монеты номиналом в 2 рубля, отметили монету в 5 рублей. Такое же количество (17%) младших школьников с нарушениями интеллекта отметили монету в 5 копеек.

Таим образом, представленные нами данные показывают, что младшие школьники с нарушениями интеллекта плохо дифференцируют монеты, не знают их внешнего вида и поэтому испытывают трудности нахождения монет нужного достоинства. В ряде случаев дети осуществляют либо случайный выбор, либо выбор, основанный на каком-либо одном критерии (например, учащиеся могут брать во внимание только цифру, написанную на монете, при этом, не обращая внимания на её размер, цвет, надпись, указанную на ней и пр.).

Анализ результатов выполнения заданий, направленных на изучение знаний номинального достоинства монет, показал их низкий уровень у учащихся младших классов с нарушениями интеллекта. Нередко школьники рассматриваемой категории считают большей монетой по достоинству ту, которая больше по размеру (диаметру). Также дети зачастую ориентируются только на цифру, написанную на монете,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

не замечая того, количество чего она показывает - рублей или копеек.

Так, выбирая среди монет в 5 рублей, 10 рублей, 2 рубля и 1 рубль большую по достоинству,75% испытуемых верно указали на монету в 10 рублей. Однако 25% учащихся с нарушениями интеллекта посчитали, что среди перечисленных монет большей по достоинству является монета в 5 рублей.

Сравнивая по номинальному достоинству монеты в 10 копеек, 2 рубля, 1 рубль и 1 копейку, 66,5% школьников, принявших участие в экспериментальном исследовании, посчитали монетой самой большой по достоинству монету в 10 копеек. Лишь 25% детей смогли осуществить правильный выбор, отметив как большую монету по достоинству двухрублевую монету. 8,5% учащихся выбрали как монету наибольшего достоинства монету в 1 рубль.

Когда младшим школьникам с нарушениями интеллекта были представлены монеты в 10 рублей, 2 рубля, 10 копеек и 5 рублей и было предложено выбрать среди них наибольшую по достоинству, то 50% из них указали на монету в 10 рублей, 33% - десятикопеечную монету, а 17% - пятирублевую.

Таким образом, у учащихся младших классов с нарушениями интеллекта обнаруживается низкий уровень знаний о номинальном достоинстве монет. Нередко определение номинального достоинства монеты у таких детей осуществляется только с опорой на её размер (диаметр) или цифру, написанную на монете без учёта того, количество чего ею обозначено - рублей или копеек.

Полученные в ходе экспериментального исследования данные, свидетельствуют о том, что учащиеся с нарушением интеллекта нередко ошибаются при вычислении стоимости тех или иных товаров и сдачи.

Представим в таблице 1 результаты решения младшими школьниками с нарушениями интеллекта решения задач на куплю-продажу.

Таблица 1

Результаты решения младшими школьниками с нарушениями интеллекта решения задач на куплю-продажу (а, б, в)

№ п/п Верное вычисление стоимости и сдачи Верное вычисление стоимости, неверное вычисление сдачи Неверное вычисление стоимости товаров, стоимость которых не превышает имеющихся денег Осуществление выбора товаров, стоимость которых превышает количество имеющихся денег

а б в а б в а б в а б в

1. V V V

2. V V V

3. V V V

4. V V V

5. V V V

6. V V V

7. V V V

8. V V V

9. V V V

10. V V V

11. V V V

12. V V

Из данных представленных в таблице 1 видно, что при решении задачи на куплю-продажу, обозначенной буквой а) верно вычислили стоимость и сдачу 33% испытуемых; верно вычислили стоимость, но неверно вычислили сдачу такое же количество (33%) младших школьников; неверно вычислили стоимость товаров (стоимость не превышала имеющихся денег) - 17% учащихся; ещё 17% осуществили выбор товаров, стоимость которых превышало количество имеющихся денег.

При решении задачи на куплю-продажу, обозначенной буквой б) верно вычислили стоимость и сдачу 42% участников эксперимента; верно вычислили стоимость, но неверно вычислили сдачу 25% младших школьников с нарушениями интеллекта; неверно вычислили стоимость товаров (стоимость не превышала имеющихся денег) -25% учащихся; осуществили выбор товаров, стоимость которых превышало количество имеющихся денег - 8% испытуемых.

При решении задачи на куплю-продажу, обозначенной буквой в) верно вычислили стоимость и сдачу 50% учащихся младших классов с нарушениями интеллекта; верно вычислили стоимость, но неверно вычислили сдачу 25% испытуемых; неверно вычислили стоимость товаров (стоимость не превышала имеющихся денег) -17% школьников, принявших участие в эксперименте; осуществили выбор товаров,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

стоимость которых превышало количество имеющихся денег - 8% испытуемых.

При решении задач на куплю-продажу младшие школьники с нарушениями интеллекта допускают множество ошибок, которые можно объединить в такие группы как: осуществление выбора товаров, стоимость которых превышает количество имеющихся денег; неверное вычисление стоимости товаров, стоимость которых не превышает имеющихся денег; неверное вычисление сдачи.

Также в ходе экспериментального исследования школьникам с нарушением интеллекта было предложено решить две текстовые арифметические задачи на вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

Верное решение данных задач выполнили 58% учащихся. 25% детей осуществили правильный поиск и выбор арифметического действия для решения задач, но допустили ошибки в вычислениях. 17% испытуемых выполнили неверный поиск и выбор арифметического действия для решения задач.

Таким образом, в ходе экспериментальной работы установлено, что учащиеся с нарушением интеллекта младших классов испытывают определенные трудности и при решении текстовых арифметических задач на вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью, связанные с поиском и выбором арифметического действия, а также проведением вычислений.

Подводя итоги, назовём основные особенности представлений о стоимости младших школьников с нарушением интеллекта, выявленные нами в ходе экспериментальной работы:

- незнание внешнего вида монет;

- низкий уровень знаний о номинальном достоинстве монет, определение номинального достоинства монеты исходя из её размера (диаметра) или цифры, написанную на монете без учёта того, количество чего ею обозначено - рублей или копеек;

- многочисленные ошибки вычисления стоимости товаров и сдачи;

- трудности осознания зависимости между ценой, количеством и стоимостью. Список использованной литературы:

1.Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. 1 класс. В 2-х ч.-М.: «Просвещение», 2011.

2.Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. 2 класс. В 2-х ч.- М.: «Просвещение», 2012.

3.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе УШ вида. - М.: ВЛАДОС, 2001.

4.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида подготовительный, 1-4 классы / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013.

5.Эк В.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. 3 класс - М.: «Просвещение», 2012.

© Гусева И.Н., Демидченкова К.И., 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 37

Демчук Анастасия Владимировна Demchuk Anastasiya Vladimirovna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТМПО СурГУ, г. Сургут E-mail: dem_anastasiya82@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ: ЗНАЧЕНИЕ И АСПЕКТЫ

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты подготовки будущих учителей к осуществлению экологического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.