УДК 378.147
ХЕНТОНЕН Анна Геннадьевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
ЛЫСЕНКО Евгения Дмитриевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлена проблема подготовки будущих учителей к активизации познавательной деятельности у школьников в условиях инклюзивного образования. Рассмотрены основные пути и механизмы профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности, основанной на формировании у них специальной компетенции - способности к инклюзивному образованию. Активизация познавательной деятельности детей с особыми возможностями здоровья представлено в умении студентов осуществлять тьютерскую работу в образовательном процессе, основанном на индивидуальном подходе. Тьюторская работа с данными детьми представлено в способности будущих учителей разрабатывать индивидуальные программы, создавать траекторию обучения каждому ребенку, помогать определиться им с собственными познавательными интересами. Профессиональная подготовка студентов к инклюзивному обучению представлено в двух аспектах: психологическом и педагогическом. Осуществление активизации познавательной деятельности учащихся с особыми возможностями здоровья представлено в несколько уровней: стремление понимать и воспроизводить знания; преодоление барьера к пониманию; выявление смысла, постижение логических связей; самостоятельное углубленное изучение. На основе данных уровней осуществляется формирование у детей с особыми возможностями здоровья следующих умений: принимать и осуществлять перемены и критически мыслить; осуществлять выбор; ставить и решать проблемы; проявлять творчество и фантазию; быть самостоятельным и инициативным.
Ключевые слова: инклюзивное образование, школьник, будущий учитель, профессиональная подготовка, активизация познавательной деятельности, инклюзия, ком-петентностный подход, тьютор
Anna G. HENTONEN, Kuban State University, Krasnodar, Russia
Evgenia D. LYSENKO, Kuban State University, Krasnodar, Russia
FUTURE TEACHERS PREPARING FOR ACTIVIZATION OF INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION
The article presents the problem of training future teachers to enhance the cognitive activity of schoolchildren in the conditions of inclusive education. The main ways and mechanisms of vocational training of students to teaching, based on the formation of their special competence - the ability to inclusive education. Activation of cognitive activity of children with special health features presented in the ability of students to carry out tutor work in the educational process, based on an individual approach. Tutor work with these children represented in the ability of future teachers to develop individual programs to create a trajectory of learning for each child, helping them to decide with their own cognitive interests. Training students for inclusive education is presented in two aspects: psychological and pedagogical. Implementation of activization of informative activity of pupils with special potential health represented in several levels: the desire to understand and reproduce knowledge; overcoming barriers to understanding; revealing the meaning, understanding the logical connections; independent in-depth study. On the basis of these levels is carried out in the formation of children with special health features the following skills: to adopt and implement the changes and to think critically; make choices; formulate and solve problems; exercise creativity and imagination; be independent and enterprising.
Keywords: inclusive education, student, future teacher, professional training, activation of cognitive activity, inclusion, competence-based approach, tutor
Каждый ребенок в системе современной педагогики особенный и неповторимый, имеющий равные возможности в образовании. Так для обеспечения доступности образовательной программы для детей с ограниченной возможностью здоровья (ОВЗ) разрабатываются специальные программы об инклюзии и доступной среде в системе общего, среднего и высшего образования. В связи с этим возникает необходимость подготовки и переподготовки педагогических кадров в условиях инклюзивного образования. Так профессиональная подготовка будущих учителей требует изменений основной образовательной программы, а именно формирование у выпускников специальной компетенции - способности к инклюзивному образованию, включающей активизацию познавательной деятельности детей с ОВЗ.
Инклюзивное (от франц. - включающий в себя, от лат. - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей и взрослых с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных (массовых) школах, начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях [1, с. 24-31].
Активизация познавательной деятельности для детей с ОВЗ особенно сложна ввиду их физического и психологического состояния. Они более закрыты социально, обладают низкой самооценкой, низкой концентрацией внимания, имеют плохой уровень работоспособности и самостоятельности, а также низкой мотивацией к обучению и присутствие сложности в усвоения материала.
Особой популярностью в настоящее время при работе в условиях инклюзии приобретает тьютор, который разрабатывает индивидуальные программы, призванные наладить траекторию обучения ребенка, помочь определиться с собственными познавательными интересами и закрепить результат. Так же важную роль играет коррекционная поддержка, но она осуществляется в основном в специализированных школах.
На сегодняшний день профессиональной подготовке будущих учителей к работе в условиях инклюзии не уделяется должное внимания, по результатам исследования большинство студентов имеют лишь поверхностное понимание о инклюзивном образовании. Исследованиями компетентностного подхода и разработки «инклюзивной компетентности» занимаются К. Бовкуш, Ю. Бойчук, И. Хафизуллина и др., которые определили механизмы и пути профессиональной подготовки будущих учителей к работе с детьми с ОВЗ.
Для решения этой проблемы мы считаем необходимым на дисциплинах профессионального цикла, например «Теоретическая и практическая педагогика», добавить и расширить блок инклюзивного образования и тьюторства детей с ОВЗ, который позволяет сформировать специальную компетентность у будущих учителей [2].
В процессе подготовки студентов к инклюзивному обучению, основанной на тьютерском сопровождении детей, важно учитывать два аспекта:
- психологический, который заключается в необходимости создания установки на «особого» ребенка, создать эмоциональное принятие, повысить мотивацию;
- педагогический, который определяется структурой образовательной деятельности, профессиональной готовностью и социально-личностными компетенциями педагога.
Основную сложность в работе с детьми имеющих ОВЗ в неспециализированам учреждении в условиях инклюзивного образования является то, что данная категория учащихся имеет больше психологических барьеров при обучении и социализации в отличие от других обучающихся. В этих условиях в Российской Федерации была создана программа «Доступная среда», включающая создание безбарьерной среды с соблюдением качества образования и погружением учащихся с ОВЗ в полноценную социальную жизнь школы и общества [3].
В рамках данной программы учебный процесс с лицами ОВЗ необходимо выстраивать так, чтобы вызвать интерес у них к постижению знаний, развитию кругозора и творческих способностей, формирование полезных навыков и умений, необходимых в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.
Активизация познавательной деятельности детей с ОВЗ - это создание такой атмосферы учения, при котором учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, чувства или мнения об окружающем мире, осуществляют поиск новых идей и возможностей. Применение индивидуального подхода в образовательном процессе позволяет найти путь к каждому ребенку, в том числе к детям с особыми возможностями здоровья, предоставляя им доступные пути познания информационных источников, учитывая личностные особенности и условия жизни каждого ребенка [5].
Таким образом, активизация познавательной деятельности данной категории детей рассматривается как «единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности» [4]. Над проблемой формирования активной познавательной деятельности учащихся, в том числе с ОВЗ, работали В.И. Загвязинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, К.Г. Маквардт, A.M. Матюшкин, В.Т. Оконь, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин.
Проблема активизации познавательной деятельности детей с ОВЗ в условиях безбарьерной среды, основанной на принципах индивидуальной тьютерской работы, требует дополнительной профессиональной подготовки будущих учителей, включающей формирование у них специальных компетенций:
- способность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;
- умение дозировать предоставление материала;
- способность регулировать смену видов учебно-познавательной деятельности;
- способность использовать дидактический материал и специальную технику;
- умение поощрять за достижения и любые успехи, что повышает самооценку у учащегося;
- способность использовать в работе игры, адаптированных для лиц с ОВЗ.
Таким образом, специальные компетенции студентов позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся с ОВЗ поэтапно, проходя несколько уровней:
1) стремление понимать и воспроизводить знания; преодоление барьера к пониманию;
2) выявление смысла, постижение логических связей;
3) самостоятельное углубленное изучение.
Будущие учителя должны уметь развить следующие способности и умения у учащихся с
ОВЗ:
- принимать и осуществлять перемены; критически мыслить;
- осуществлять выбор; ставить и решать проблемы;
- проявлять творчество и фантазию;
- быть самостоятельным и инициативным.
При этом студенты должны понимать, что «особые» дети всегда требуют особого подхода, а активизация их учебной деятельности требует больших усилий. Соответственно их будущей задачей является изучение и использование методов и способов тьютерской работы, позволяющая заинтересовать данную категорию учащихся в обучении, способствовать их дальнейшему саморазвитию.Для этого возникает необходимость в формировании у будущих учителей инклюзивной компетентности по активизации познавательной деятельности у детей с ОВЗ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование. Материалы международной научно-практической конференции18-20 июня 2008 г. Томск: Томский ЦНТИ, 2008.480 с.
2. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Астрахань, 2008. 22 с.
3. З.Почекаева И.А. Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedrazvitie.ru/raboty_nachalnoe_ new/index?n=16148 (дата обращения 27 мая 2016).
4. 4.Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. 176 с.
5. 5. Ким Ж.Л. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/riealizatsiia-individual-nogho-i-diffierientsirovannogho-podkhodov-v-obuchienii-i-vospitanii-dietiei-s-ovz (дата обращения 27 мая 2016).
6. Хентонен А.Г.Формирование готовности будущих учителей к инклюзивному образованию // Концепт: научно-методический электронный журнал. Т. 37.н [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95638.htm (15 января 2016).
REFERENCES
1. Problems of the modern school and ways of their solution: inclusive education. [Problemy sovremennoj shkoly i puti ih reshenija: inkljuzivnoe obrazovanie] Materials of international scientific-practical conference on June 18-20, 2008, Tomsk: Tomsk CSTI, 2008. 480 p.
2. Khafizullin I. N. The formation of the inclusive competence of future teachers in the training process [Formirovanie inkljuzivnoj kompetentnosti budushhih uchitelej v processe professional'noj podgotovki]: abstract of thesis. dis. ... candidate. PED. Sciences: 13.00.08. Astrakhan, 2008. 22 p.
3. Pochukaeva I.A. Current approaches to the education of children with disabilities [Sovremennye podhody k obrazovaniju detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja], Available at: http://http://pedrazvitie.ru/raboty_nachalnoe_ new/index?n= 16148 (accessed 27 May 2016).
4. Kodzhaspirov G.M., Kodzhaspirov A.Y. Pedagogical dictionary. [Pedagogicheskij slovar']. Moscow: Academy, 2003. 176 p.
5. Kim J.L. Implementation of individual and differentiated approaches in training and education of children with disabilities [Realizacija individual'nogo i differencirovannogo podhodov v obuchenii i vospitanii detej s OVZ], Available at: http://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/riealizatsiia-individual-nogho-i-diffierientsirovannogho-podkhodov-v-obuchienii-i-vospitanii-dietiei-s-ovz(accessed 27 May 2016).
6. Hentonen A.G. Formation of readiness of future teachers for inclusive education // Koncept: scientific and methodological e-magazine. Vol. 37. [Formirovanie gotovnosti budushhih uchitelej k inkljuzivnomu obrazovaniju], Available at: http://e-koncept.ru/2015/95638.htm (15 January 2016).
Информация об авторе
Хентонен Анна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и предпринимательства, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
Лысенко Евгения Дмитриевна, магистрант, кафедра технологии и предпринимательства, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
Получена: 15.05.2016
Information about the author
Anna G. Hentonen, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Technology and Entrepreneurship, Kuban State University, Krasnodar, Russia
Evgenia D. Lysenko, Master Student, Department of Technology and Entrepreneurship, Kuban State University, Krasnodar, Russia
Received: 15.05.2016
Для цитирования статьи: Хентонен А.Г., Лысенко Е.Д. Подготовка будущих учителей к активизации познавательной деятельности у школьников в условиях инклюзивного образования. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 178-181
For article citation: Hentonen A.G., Lysenko E.D. Podgotovka budushchikh uchiteley k aktivizatsii poznavatel'noy deyatel'nosti u shkol'nikov v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya. [Future teachers preparing for activization of informative activity of students in conditions of inclusive education]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 178-181