ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
А.В. Околович
82
Аннотация. В статье теоретически обоснована целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе вузов Украины, что дает возможность расширить учебную среду, обеспечивая доступ к мировым, научным, культурным ресурсам. Главным заданием вузов является создание соответствующих условий для профессионального совершенствования будущего учителя и повышения эффективности его педагогической деятельности.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, учитель иностранного языка, высшие педагогические учебные заведения, подготовка, Украина.
Summary. The article theoretically proves the expediency in use of information and communication technologies in higher education institutions in Ukraine; it gives a chance to enlarge the educational environment, to secure access to the world, research and cultural resources. The main task for higher schools is creation of proper conditions for professional self-perfection, professional development of the future teacher and increase of efficiency in pedagogical activities.
Keywords: information and communication technologies, foreign language teacher, higher pedagogical schools, training, Ukraine.
Европейское образовательное пространство должно демонстрировать высокое качество образования, учитывая цели и задачи учебных заведений и программ. Необходимо достичь гармонического сочетания новаций и традиций, академической безупречности и социально-экономического обоснования учебных программ с целью самоусовершенствования, сохранения принципа последовательности при составлении учебных планов, а также свободы выбора для студентов.
Высшая школа сочетает преподавание и научную работу студентов, формирует главное условие высокого качества образования, на основе чего возникает доверие, формируется ответственность, мобильность, соответственно и привлекательность определенного вуза в европейском пространстве.
Главной задачей современной высшей школы педагогического образования Украины является подготовка будущих учителей иностранного языка к беспрерывному профессиональному
усовершенствованию, развитие способностей к независимому мышлению, формирование у них интереса, потребности в самообразовании средствами информационно-коммуникационых технологий (Интернет-ресурсов, учебных компьютерных программ и т.д.).
Актуальным является вопрос об использовании компьютера - важной составной части целостной методики преподавания иностранного языка, как средства интенсификации самостоятельной работы. Работа с компьютером имеет достаточно преимуществ в реализации принципа индивидуальности, в наличии обратной связи; большие возможности визуального восприятия языкового материала, объективной оценки результатов работы студентов, записи дальнейшего анализа деятельности студентов, их активности, которая обусловлена интерактивной формой работы с учебным материалом [1].
Обучение в вузе, как утверждают исследователи В. Быкова, Р. Гуревич, И. Захарова, Г. Кедрович, И. Павлова, О. Полат, Р. Скульский, E. Murphy, M. Warschauer и др., должно быть построено таким образом, чтобы не только давать студентам определенные языковые знания, формировать умения, навыки, но и самостоятельно работать, способствовать развитию личности студента в профессиональном, интеллектуальном и моральном плане, руководствуясь таким образом принципами проблемного, развивающего обучения. Главным является задание практического освоения студентами речевых умений на уровне, достаточном для общения на иностранных языках в четырех видах речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо в типичных ситуациях с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Особенное внимание обращено на разработку и внедрение концептуальных положений, которые акцентируют внимание будущего учителя на формировании и развитии способностей общения на иностранных языках в контексте личностного ориентированного обучения. Научной базой являются современные теоретические идеи, изложенные в Программе Совета Европы "Language Learning for European Citizenship" [2].
Важнейшим аспектом в интегрированном коммуникативном подходе, систематизированном на основании разработок и практическом опыте обучения иностранным языкам у Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, является коммуникативная целенаправленность занятий. В целом реализация программы Совета Европы дает возможность свободно общаться, преодолевать речевые барьеры, достигать взаимопонимания. Во время обучения будущие учителя должны не только изучать методику преподавания иностранного языка, но и работать над самосовершенствованием, быть требовательными к себе, устанавливать и поддерживать связи с призерами и победителями всеукраин-ских олимпиад по иностранным языкам, слушателями МАН.
В процессе формирования конкурентоспособного специалиста по иностранному языку для работы в современной школе большое значение имеют следующие факторы:
• профессиональная и социальная дисциплина предусматривает овладение иностранным языком для межличностного общения, а также приобретение навыков самостоятельной работы как процесс личностного и профессионального саморазвития;
83
84
• лингводидактическое, глобальное и этико-культурологическое содержание профессионально направленного процесса обучения обогащает внутренний духовный мир личности, его общую и речевую культуру;
• интеллектуально-развивающийся аспект процесса обучения иностранному языку способствует развитию речевых способностей, психических функций, коммуникативных навыков;
• иностранный язык развивает творческие способности студентов; они учатся дифференцированно действовать в одной и той же ситуации, креативно подходить к решению проблем;
• профессиональная направленность обучения делает предмет значимым для студентов; они учатся пользоваться различными источниками информации для своей будущей профессии, вырабатывают важные качества личности будущего учителя;
• гуманистический и личностно ориентированный характер обучения способствует раскрытию этико-культу-рологических качеств студентов.
Коммуникативные технологии, по нашему мнению, это прежде всего формирование в будущих учителях языковой (владение языковым материалом для его использования в виде речевых высказываний), социолингвистической (способность использовать и достигать логических связей в восприятии и построении отдельных высказываний в структуре коммуникативно-значимых языковых единиц), «стратегической» (способность компенсировать вербальными и невербальными средствами недостатки в применении языка), социально-культурной (степень ознакомления с социально-культурным контекстом функционирования языка), социальной (способность и готовность к об-
щению с другими) компетенций. Профессиональное самоусовершенствование - это специфическая педагогическая деятельность, в условиях которой ее субъектом и объектом является одна и та же личность.
Профессиональное самоусовершенствование педагога средствами информационно-коммуникативных технологий, как отмечает Е. Полат, - это инициатива, внутренне мотивированная, самостоятельная деятельность, которая направлена на развитие полученной им системы профессиональных ценностей и обусловливает характер и конечные результаты его учебно-воспитательной работы в школе [3, с. 131]. Для учителя такими ценностями являются глубоко осознанные профессиональные потребности, интересы, способности, специальные знания, профессионально значимые практические умения и навыки, развитое педагогическое мышление, навыки (академические, дидактические, гностические, организаторские и др.), мастерство, духовно-моральные и эстетические качества, высокая культура общения, способность к творчеству. Восприятие студента как субъекта, заинтересованного в трансформации себя как личности и будущего специалиста, обусловливает необходимость изменения самого содержания высшего образования и тех условий, при которых оно реализуется: в учебном сопровождении образовательного процесса, в его технологическом обеспечении, в актуализации самостоятельной деятельности студентов и преподавателей в учебном процессе высшей школы.
Профессиональное самоусовершенствование будущего учителя иностранного языка, как и его педагогическая деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, по своему характеру является твор-
ческим процессом. В нем органически сочетаются процессы самоорганизации, самопознания, самоанализа, самооценки, самообучения, самовоспитания, саморазвития и др. Средствами реализации профессионального самоусовершенствования учителя является мобилизация волевых, физических и интеллектуальных усилий, прежде всего творческого мышления, решения педагогических заданий, которые не поддаются алгоритмизации. При соответствующих условиях профессиональное самоусовершенствование является самым действенным фактором профессионального роста учителя и повышения эффективности его педагогической деятельности, необходимым условием педагогического творчества. При самооценке происходит процесс восприятия себя как педагога, анализ, сравнение или синтез сделанного учителем.
В самопознании проявляются элементарные формы исследования, познания самого себя. Самовоспитание непосредственно связано с самообразованием и потребностью в самоусовершенствовании педагога, возникает не только в учебной, но и в общественной или трудовой деятельности, когда осознается необходимость соответствия этических качеств учителя общественным нормам. Источником самообразования являются средства массовой информации, самостоятельное изучение литературы. Особую роль в формировании навыков самообразования играет школа. Корректность, выдержка педагога тесно связаны с самоконтролем, чувством собственного достоинства и личной ответственностью. Степень профессионального самоусовершенствования проверяется практикой жизни, в процессе самостоятельной работы, в осознании своих интел-
лектуальных способностей, поступков и действий, в общении и др.
При подготовке учителя иностранных языков в педагогических вузах целесообразно использовать электронные учебники и пособия; электронные словари, энциклопедии и справочники; электронные библиотеки; тренажеры и программы тестирования; образовательные ресурсы Интернета; научно-исследовательские работы и проекты; интерактивные карты и атласы; интерактивные конференции и конкурсы; дистанционные курсы; DVD и CD диски с иллюстрациями аудио и видеоматериалами; интерактивную доску; мультимедийный проектор и др. Преимуществами электронных учебников являются их мобильность, доступность, связь с развитием компьютерных сетей, адекватность уровню развития современных научных знаний. Создание электронных учебников способствует постоянному обновлению информационного материала, большим количеством упражнений и примеров, подробными иллюстрациями разных видов информации, осуществлению контроля знаний - компьютерное тестирование.
Интернет-учебник имеет те же особенности, что и электронный учебник, но при этом может тиражироваться практически без носителя, поскольку есть одна версия учебного материала в сети Интернет; сокращается путь от автора учебника к студенту; уменьшаются средства для изготовления учебника; решаются проблемы совмещения и обеспечения доступа к Интернет-учебнику из любого компьютера, который подключен к сети Интернет.
Электронные словари, энциклопедии и справочники сочетают функции поиска информации, демонстрации
85
86
языковых закономерностей и дают возможность усвоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений. Все современные электронные словари используют звуковые средства мультимедиа для совершенствования произношения. Современная электронная энциклопедия предлагает видеоролики, диаграммы, анимацию, звуковое сопровождение, электронную связь, в отличие от бумажной энциклопедии, которая подает только тексты.
Глобальная сеть Интернета является большой библиотекой для изучения иностранного языка, где каждый может найти необходимую для себя информацию в соответствии со своими интересами. Имеется доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создает реальные условия для самостоятельного изучения иностранного языка, расширение кругозора, возможность круглосуточной доступности пользователя к ресурсам библиотечной системы.
А. Башмаков рекомендует использовать технологии дистанционного обучения и разработки служб Интернет в преподавании иностранного языка, а также материалы для занятий, прибегая к тематическому планированию и др. [4].
Непосредственное изучение иностранного языка с использованием Интернета, как отмечает И. Захарова, должно отвечать таким положениям, как самостоятельная практика каждого студента; руководство преподавателя интерактивными средствами; эффективная обратная связь; коллективность занятий; разнообразие видов самостоятельной работы [5, с. 48]. Получив доступ к большим аутентичным материалам зарубежных стран, их культурным сокровищам, студенты приходят к бо-
лее осознанному пониманию специфики жизни за границей, у них развивается критическое мышление.
Структура культуры профессионального усовершенствования учителей иностранного языка с использованием Интернета должна отвечать следующим положениям: участие студентов педагогических вузов в самостоятельной практике; выполнение различных видов самостоятельной работы и др. [5, с. 44-56].
Собственный педагогический опыт дает основание утверждать, что использование ИКТ способствует прогрессу в режиме работы на занятиях. Процесс обучения, в котором главную роль играет преподаватель, меняется. В центре внимания находится студент. Повышается его мотивация к изучению иностранного языка. Студенты, не осознавая этого, не воспринимают процесс обучения как скучный и однообразный. Используя информационные ресурсы сети Интернет, преподаватель имеет возможность более эффективно решать много заданий: формулировать учебные задачи разной степени сложности, совершенствовать умение письменной речи, аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, монологической и диалогической речи с дальнейшим проблемным обсуждением материалом сети Интернет, пополнение словарного запаса студентов, регулирование и поддержка деловых связей и контактов; формулирование мотивации к изучению иностранного языка и др.
Особенностями использования информационно-коммуникативных технологий как средства стимулирования подготовки будущих учителей иностранного языка к учебной деятельности при изучении иностранного языка является:
• использование электронных источников получения информации (электронные энциклопедии, справочники, экспертные системы, компьютеризованные архивы, справочники, энциклопедии, система Интернет, электронные библиотеки, сетевые предметные курсы, тематические сайты и др.);
• использование телекоммуникационных средств для получения доступа ко многим электронным базам данных, в том числе профессиональным, учебным;
• внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс стимулирования учебной деятельности при изучении иностранного языка;
• доступ к культурным ценностям: посещение виртуальных музеев, возможность присутствия на музыкальных вечерах, концертах, которые транслируются через Интернет, возможность заниматься компьютерной графикой и др.
Преимуществами самоусовершенствования с помощью ИКТ по сравнению с другими формами повышения профессионализма будущего учителя иностранного языка является то, что: при соответствующих условиях организации этого процесса профессиональный рост педагога становится непрерывным; он дает возможность максимально учитывать его профессиональные запросы и потребности, а также индивидуальные особенности; не требует больших финансово-экономических расходов, то есть является экономным, не требует длительного отрыва учителя от работы в школе, связанных с этим временных замен и др.
В профессиональном усовершенствовании учителя иностранного языка с использованием информационно-коммуникативных технологий теоретики и практики (Е. Полат, М. Бухар-кина, М. Моисеева), как правило, вы-
деляют три главных аспекта, а именно: самообразование, под которым понимают целенаправленное, специально организованное самообучение, имеющее целью овладения научными знаниями и навыками их применения; изучение, обобщение и практическое использование лучшего педагогического опыта других педагогов и собственную методическую работу. В подготовке будущих учителей иностранного языка к профессиональному самоусовершенствованию есть ряд спорных вопросов. В частности, наличие противоречий между:
• динамизмом педагогической системы школы (изменениями ее целей, заданий, содержания образования и др.) и традиционным консерватизмом профессиональной подготовки учителей, что проявляется в несоответствии ее уровня и качества, потребностям практики;
• стремительным ростом профессионально ценной для учителей информационно-коммуникативной технологии и очень ограниченными возможностями (а часто и принципиальной невозможностью) в овладении ею там, где 87 обучение учителя имеет эпизодично-фрагментарный характер (например, одномесячное или двухнедельное обучение, проводимое один раз в 4-5 лет);
• объективными потребностями учителей в овладении новыми педагогическими информационно-коммуникативными технологиями и ограниченными возможностями методических служб органов управления образованием удовлетворить эти потреб ности;
• творческим характером профессиональной деятельности учителя и репродуктивной учебно-познавательной деятельностью студентов пе-
88
дагогических учебных заведений в условиях экстенсивного обучения;
• новыми учебно-воспитательными заданиями и устаревшими приемами и методами их решения;
• традиционным и новым педагогическим мышлением учителя;
• содержанием педагогической деятельности учителя в школе или в другом учебном заведении и учебной деятельностью студента в педагогическом вузе.
Самое главное противоречие мы видим в том, что содержание образования в высших педагогических учебных заведениях долгое время было унифицированным, а профессиональная подготовка в них совершается исключительно средствами экстенсивного обучения, которое в лучшем случае обеспечивало студентам овладение определенным объемом общественных общеобразовательных, профессиональных и психолого-педагогических знаний, необходимых практических умений и навыков, но неспособно реализовать надлежащую их подготовку к профессиональному усовершенствованию с использованием информационно-коммуникативных технологий, поскольку деятельность будущих педагогов в условиях такого обучения была репродуктивной, а профессиональное усовершенствование - процесс творческий.
Таким образом, интенсивное развитие информационно-коммуникативных технологий находит свое отражение в учебном процессе вузов, которые уже сегодня имеют возможность использовать преимущества электронной почты, видеоконференций и других возможностей Интернета. Приме-
нение этих технологий в обучении иностранным языкам позволяет расширить учебную среду, обеспечивая доступ к мировым, научным, культурным ресурсам, что, в свою очередь, требует поиска новых подходов к обучению. Сочетание традиционных и информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранного языка обеспечит более высокий уровень усвоения учебного материала. Однако нерешенной остается проблема поиска оптимальных форм их применения. Необходимым условием является создание надлежащих условий самоусовершенствования, профессионального роста будущего учителя и повышение эффективности его педагогической деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жилта Л.В. Використання штерактивних моделей у професшнш тдготовщ фахшщв
- URL: http: //www. library. uipa. kharkov ua// library/Left menu/ Zbirnuk/24-25/^-лина. doc.
2. Joseph Sheil. Evaluation & Research in Education // The Council of Europe and Language Learning for European Citizenship.
- Vol. 10. - Issue 2. - 1996. - P. 88-103.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологи в системе образования /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.Ю. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2001. - 272 с.
4. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. -М.: Информ.-изд. дом «Филинь», 2003. -616 с.
5. Захарова И.Г. Электронные учебно-методические комплексы - опыт создания и применения // Образование и наука. -2001. - № 5. - С. 44-56. ■