Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / ВИКИ / PROJECT / RESEARCH ACTIVITY / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / NETWORK SERVICES / WIKI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Барсук Наталья Сергеевна, Бойко Анастасия Владимировна

В статье акцентируется внимание на актуальности проблемы подготовки будущих бакалавров педагогического образования к организации проектной деятельности школьников с использованием сетевых сервисов. В качестве демонстрации использования сервисов приведены примеры из учебных проектов по информатике студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Барсук Наталья Сергеевна, Бойко Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE COMPUTER SCIENCE TEACHERS FOR THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article focuses on the relevance of the problem of preparing future bachelors of pedagogical education to organize the project activity of schoolchildren with the use of network services. As a demonstration of the use of services examples from educational projects in computer science of students of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

educational environment. Examples of various network activities such as network projects, web quests, master classes are given. The venue for these networking events is the wiki-site of Minin University.

Keywords: educational activities, digital educational environment, network activities, network project.

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Учебное событие как способ мотивации студентов к освоению информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 7

2. Гурулева Н.Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента // Молодой ученый. 2015. №9. С. 1045-1047.

3. Круподерова Е.П., Короповская В.П. Освоение учителями информатики технологии вики. // Информатика и образование. 2008. № 10. С. 50-52

4. Круподерова Е.П. Организация проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. // Информатика и образование. 2009. № 10. C. 109-110.

5. Круподерова Е.П., Брыксина О.Ф. Организация внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. № 2 (23). C. 5.

6. Круподерова К.Р. Роль сетевого информационно-творческого образовательного пространства в формировании общекультурных компетенций студентов. // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: Материалы Итоговой (тринадцатой) Всероссийской научно-практической конференции ГОУ ВО КРАГСиУ. Коми республиканская академия государственной службы и управления (Сыктывкар). 2014. С. 54-57.

7. Круподерова К.Р. Патриотическое воспитание молодежи через сетевую проектную деятельность. // Вестник Мининского университета. 2014. № 1 (5). C. 19.

8. Круподерова К.Р., Зайцева М.Р., Тимофеева К.О. Мотивация студентов и школьников к освоению информационных технологий через проектную деятельность // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. C. 125-128.

9. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Задачи центра «Твой курс: IT для молодежи» к мотивации школьников к выбору IT сферы. // Мир компьютерных технологий: сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Нижний Новгород. 2015. C. 88-91

10. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2017. C. 123-128.

11. Лепешкина Е.Ю. Студенческие общественные объединения как субъект воспитательной деятельности вуза: к вопросу классификации. // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5-2 (112). С. 3334-337.

12. Петрова М.С. Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе // Вестник Костромского государственного университета. 2015. №3. С. 151-153.

13. Сорокин М.Ю., Круподерова Е.П. Организация внеаудиторной проектной деятельности в вузе в условиях цифровой образовательной среды / В сборнике: Образование в цифровую эпоху. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. Мининский университет. 2019. С. 161-164.

УДК 378.147

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

старший преподаватель кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Круподерова Климентина Руслановна Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород);

студентка Барсук Наталья Сергеевна Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород);

студентка Бойко Анастасия Владимировна Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Задача современной школы - перевести обучающегося в режим саморазвития. Установленные ФГОС требования к метапредметным результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении технологий организации обучения будущих педагогов. Сегодня педагогу требуются умения, связанные с применением методик преподавания различных учебных предметов, основанных на деятельностном подходе. Поэтому возрастает значимость подготовки будущих педагогов к организации и методическому сопровождению проектной деятельности как технологии деятельностного типа.

На овладение организацией проектной деятельности нацеливает и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» [13], устанавливающий требование формирования компетенции УК-2, как способности определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, а также профессиональный стандарт педагога [11], содержащий такое трудовое действие, как «формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения».

Изложение основного материала исследования. Возможности и проблемы подготовки будущих педагогов к организации проектной деятельности обсуждаются в статьях [2, 4, 6, 9]. Опыт использования возможностей курса «Информационные технологии в образовании» для подготовки студентов к разработке и методическому сопровождению учебных проектов представлен в статье [1].

На каждом из этапов проектной деятельности хорошие возможности по формированию различных универсальных учебных действий имеют облачные технологии и сервисы Веб 2.0. Использованию этих сервисов в проектной деятельности обучающихся и студентов посвящены учебно-методические пособия [5, 8].

Выполним анализ учебных проектов по информатике, разработанных студентами Мининского университета на университетском вики-сайте (https://wiki.mininuniver.ru/). Возможности вики-сайта университета как цифровой образовательной среды для проектной деятельности студентов и школьников обсуждаются в [7]. Портфолио проекта содержит следующие материалы: визитную карточку проекта; буклет о сути проектного метода; стартовую презентацию для выявления первоначального опыта обучающихся и их интересов; примеры продуктов проектной деятельности; различные оценочные документы; материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности, план проведения проекта. При этом студенты для представления результатов исследований могут использовать различные современные Интернет технологии: вики, блоги, документы совместного редактирования, различные средства создания on-line презентаций, ментальных карт, лент времени, сервисы построения облаков слов, совместного хранения закладок, видео, фото, и др.

Эффективность организации проектной деятельности во многом зависит от первоначального опыта обучающихся, от их интересов и потребностей, от мотивационного настроя. Важно дать возможность студентам почувствовать себя в роли педагогов, предложить инструментарий для диагностирования заинтересованности обучающихся, степени их погружения в проблему исследования. Студенты готовят так называемую стартовую презентацию, в которой выявляют потребности обучающихся; проводят «мозговой штурм» по обсуждению вопросов, направляющих проект; осуществляют деление на группы для проведения исследований; отражают возможные формы представления результатов и требования к продуктам исследовательской деятельности; обсуждают план работы в проекте; анализируют методики и инструменты формирующего оценивания проектной деятельности.

Для выявления потребностей обучающихся эффективно применение различных сетевых сервисов, таких как on-line анкеты, документы и таблицы совместного редактирования, on-line интерактивные доски, средства для создания ментальных карт, SWOT-анализов, диаграмм Исикавы и другие средства визуализации. Студенты осваивают соответствующий инструментарий.

В проекте для 8 класса по теме «Мультимедиа-технологии» (https://clck.ru/ME4g8) обучающиеся ищут ответы на проблемные вопросы: «Какова история развития мультимедиа?», «Как мультимедиа-технологии применяются в искусстве театра и кино?», «Насколько эффективно использование мультимедийных технологий в музее?», «Зачем мультимедиа-технологии в библиотеке?».

Отвечая на вопрос об использовании мультимедиа в музеях, с помощью сервиса http://popplet.com/ студенты построили ментальную карту «Современные информационные средства, используемые в музеях», провели анкетирование о посещаемости музеев, рассмотрели новые информационные технологии как вспомогательные средства организации пространства, а также как самостоятельный инструмент формирования новой виртуальной среды. В проекте приведено большое количество документов формирующего и итогового оценивания, обучающих материалов по работе с различными сервисами.

Проект «Безопасность в Интернете» (https://goo.gl/GcV95m) ориентирован на обучающихся 6 классов. Проблемные вопросы проекта: «Какие существуют угрозы безопасности в Интернете?», «Насколько школьники осведомлены об опасностях Интернета?», «Какие существуют способы защиты от основных опасностей Интернета?», «Как можно предостеречь школьников от различных опасностей в Интернете?». Выполнен on-line опрос одноклассников и обучающихся начальной школы об использовании Интернета. Сделан вывод, что школьникам необходимо узнавать больше об опасностях Интернета, чтобы не попасть в трудные и неприятные ситуации. Вполне вероятно, что это будет полезно даже старшим школьникам и родителям, чтобы в дальнейшем правильно учить начинающих пользователей Интернета. Ведь подстерегающих опасностей в Интернете на самом деле очень много. Материалы формирующего и итогового оценивания, по сопровождению и поддержке проектной деятельности размещены с помощью сервиса https://docs.google.com. Для представления результатов исследования разработан шаблон вики-статьи. Разработана on-line анкета для опроса обучающихся. Рекомендации по безопасному поведению в Интернет представлены с помощью сервиса http://popplet.com.

В проекте «Моделирование как метод познания» (https://clck.ru/MEDPs) в качестве примера продукта проектной деятельности представлена вики-статья, посвященная использованию метода Монте-Карло для моделирования случайных чисел, ментальная карта «Виды информационных моделей», созданная с помощью сервиса https://www.spiderscribe.net.

Выводы. Мы рассмотрели лишь некоторые из учебных проектов будущих бакалавров направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. С помощью представленных примеров постарались показать, что разработка портфолио проекта является эффективным средством формирования необходимых компетенций будущих учителей информатики, важным средством их подготовки к организации проектной деятельности школьников.

Но важным является подготовка к разработке не только учебных проектов, но и сетевых проектов разного уровня. Сегодня разработчиком сетевого проекта может стать любой педагог. Но при этом важно соблюдать технологию разработки проекта, которая подробно изложена в пособии [3]. В [10] использование этой технологии демонстрируется на примере проектов по информатике «Город творцов и исполнителей» и «Мир КуМира». Студенты подробно знакомятся с этими и другими сетевыми проектами, выполняют оценку этих проектов, используя стратегию 3-2-1 (3 ярких момента, 2 вопроса, 1 предложение), принимают участие сами или со школьниками во время педагогических практик в аналогичных проектах.

В ходе анализа проектов по информатике был сделан вывод, что использование сервисов Веб 2.0 является весьма эффективным для организации исследовательской деятельности школьников, построения цифровой среды проекта.

Аннотация. В статье акцентируется внимание на актуальности проблемы подготовки будущих бакалавров педагогического образования к организации проектной деятельности школьников с использованием сетевых сервисов. В качестве демонстрации использования сервисов приведены примеры из учебных проектов по информатике студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина.

Ключевые слова: проект, исследовательская деятельность, цифровая образовательная среда, сетевые сервисы,вики.

Annotation. The article focuses on the relevance of the problem of preparing future bachelors of pedagogical education to organize the project activity of schoolchildren with the use of network services. As a demonstration of the use of services examples from educational projects in computer science of students of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given.

Keywords: project, research activity, digital educational environment, network services, wiki.

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Проектирование курса «Информационные технологии в образовании» в условиях введения профстандарта педагога // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 18.

2. Газизова Т.В., Колесникова Т.А., Пеленков А.И. Подготовка студентов педагогического вуза к проектной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1. С. 79-85.

3. Канянина Т.И., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Интернет-проект: от идеи до реализации // Методическое пособие. Нижний Новгород. 2017.

4. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Реализация компетентностной модели выпускника вуза через сетевую проектную деятельность студентов в условиях информационной образовательной среды. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 6. C. 22-26.

5. Круподерова Е.П. Социальные сетевые сервисы в проектной деятельности обучающихся: учебно-методическое пособие. // Нижний Новгород. Мининский университет. 2016. 83 с.

6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Создание образовательных продуктов студентами в ходе проектной деятельности в курсе «Информационные технологии в образовании» // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород. 2015. С. 280-283.

7. Круподерова К.Р., Плесовских Г.А. Вики-сайт университета как информационно-образовательная среда для проектной деятельности студентов и школьников. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. C. 283-289.

8. Круподерова К.Р. Организация сетевой проектной деятельности обучающихся в вузе: учебно-методическое пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2016. 84 с.

9. Лямина Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности студентов в условиях инновационной площадки. //Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 22.

10. Новикова Т.Г. Сетевой проект как ведущий метод интерактивного обучения. / Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы: сборник статей участников Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.В. Арюткиной, С.В. Напалкова; Арзамасский филиал ННГУ. Н. Новгород, ООО «Растр-НН», 2015. С. 139-148.

11. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.

12. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2017. №2.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный 22 февраля 2018 г., № 50358. [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/MDrq4.

УДК 796-057.875

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ И ДРУГИХ

ПЕРЕДОВЫХ СТРАНАХ МИРА

кандидат педагогических наук, доцент Кутергин Николай Борисович Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород);

доцент Коруковец Александра Петровна Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород)

Постановка проблемы. С 3 по 14 июля 2019 года в итальянском городе Неаполе прошли международные спортивные соревнования ХХХ летней Универсиады. В ней приняли участие 112 стран (5971 спортсмен) и было разыграно 222 медали в 18 видах спорта. Российские спортсмены отлично выступили на данной Универсиаде, набрав наибольшее количество медалей в общем зачете (82, вместе с Японией), а также серебряных (24) и бронзовых (36). Золотые награды российские спортсмены получили в таких видах спорта как дзюдо (3), плавание (6), спортивная гимнастика (1), фехтование (1), стрельба из лука (2), художественная гимнастика (7), волейбол (женщины) и теннис (1) [7]. Результат не может не радовать, но все же во многих соревнованиях Россия не смогла получить золотую награду (таблица 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.